Алгоритмика и программирование в ДОУ учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Картотека игр по развитию алгоритмических умений у детей 4-5 лет

(средняя группа)

  • Хорошо-плохо

Цель- Формирование у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других, развивать алгоритмические умения, знакомить с линейным алгоритмом.

Правила игры:

В игру можно играть как коллективно, так и в парах или даже одному ребенку. Детям нужно рассмотреть картинки; подумать, какие из них иллюстрируют хорошие поступки, а какие – плохие; распределить картинки на две группы хорошо» и «плохо», прикрепляя их на лучики смайликов.

Игровые действия:

Дети рассматривают картинки, распределяют их на две группы «хорошо» и «плохо», прикрепляя их на лучики смайликов.

Разнообразие вариантов игры:

  1. Детям предлагается рассмотреть картинки, определить, что хорошо, а что плохо, объяснить свое решение, распределить картинки на две группы хорошо» и «плохо», прикрепляя их на лучики смайликов.
  2. Детям нужно подобрать к каждой карточке, на которой ребёнок ведёт себя плохо, карточку на которой ребёнок в аналогичной ситуации поступает хорошо.
  • «Палочки в ряд»

Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине. Учить действовать определенной последовательности.

Содержание. В. знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» — поясняет В.

  • «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»

Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.

Содержание. Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее форму, всем детям — назвать предмет такой же формы (задание делят по частям), вызывают 5-6 детей.

  • Составление геометрических фигур

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

  1. Составить квадрат и треугольник маленького размера;
  2. Составить маленький и большой квадраты;
  3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2;
  4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.
  • Веселый алгоритм

Цель игры – развитие логического мышления, а также развивает умение составлять линейный алгоритм.

Содержание. Ребенку предлагается карточки с изображением любого алгоритма (одевания, раздевания, дежурства), он должен в правильно порядке эти карточки разложить, выстроить свой алгоритм.

  • «Построй по алгоритму»

*

Цель – развитие логического мышления, формировать умение выполнять линейный алгоритм.

Содержание. Ребёнку дается карточка с изображением алгоритма постройки из кубиков (Lego Duplo), ребенок должен поэтапно ее сложить.

  • «Что с начало, что потом, Лего кубики»

Цель – развивать техническое мышление, умение действовать согласно заданному линейному алгоритму.

Содержание. Ребёнку предлагаются карточки, или Лего кубики например со знакомой ему сказкой, он должен разложить ее в правильной последовательности сюжета.

  • Интерактивная игра «Сочини сказку»

Цель – развивать у детей психические процессы, умение действовать строго в заданном алгоритме.

Содержание. В эту игру можно играть как индивидуально, группой или подгруппой детей. Где ребенок сам выбирает себе персонажа, выбирает время года, дом и место где будет жить сказочный персонаж. После чего начиная с выбранного персонажа он рассказывается свою сказку.

  • Угадай, где?

Цель: развивать умение определять пространственные направления от себя.

Материал: игрушки или предметы по усмотрению воспитателя

Ход игры: Воспитатель прячет игрушку, а ребенок должен его найти, следуя указаниям воспитателя, например: «Тебе нужно найти игрушку. Сначала сделай два шага вперед, поверни направо сделай три шага вперед… и т. д.»

  • Игры по безопасности (Правильно переходи дорогу! Вызов спасателей

Цель – развивать психические процессы, развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму с графическим изображением.

Содержание. Перед ребёнком набор карточек с изображением правильного перехода дорогу (действия в чс, алгоритм вызова полиции, мед. помощи, правила безопасного поведения на дороге), ребенок должен в правильной последовательности выложить их.

Картотека игр по развитию алгоритмических умений у детей 5-6 лет

Старший возраст

  • «Напольный алгоритм»

Цель- знакомить детей с построением первых алгоритмов движения, осваивание роли помощника.

Содержание.. В игре имеется игровое поле, на котором расположены картинки и имеется набор карточек с изображением картинок, которые используются на игровом поле. 1 вариант по алгоритму – изучение построение первых алгоритмов движения. (ребенок -робот). Ребенок принимает на себя роль РОБОТА, выполняет последовательность своих действий.

Второй вариант игры – ребенок берет любую игрушку и вместе с ней проходит по заданному воспитателем алгоритму. Например, ребенку надо пройти от изображения куклы, до изображения машинки, ребенок идет в любом направлении вперед, влево, вправо, вниз, от пункта а до пункта б. Ребенок при продвижении к цели проговаривает все картинки, которые ему встречаются на пути.

Также в эти игры можно играть вдвоем. Один ребенок выстраивает маршрут движения, а другой ребенок его проходит. В этой игре ребенок осваивает роль помощника.

  • Игры лабиринты

Цель – развивать мышление, зрительную память.

  • Лабиринты с помощью Блоков Дьенеша

Цель — знакомить с циклическим и разветвляющимся алгоритмом.

Содержание. Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша и, пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок задаёт наводящие вопросы, а можно отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?»«Нет», «Под красным?»«Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

  • Игра «занимательная алгоритмика»

Цель – формировать у детей умение составлять различные алгоритмы. Учить составлять алгоритм маршрута движения.

Содержание — Ребенку необходимо в таблице выложить из пиктограмм программу маршрута движения исполнителя согласно схеме. Для обыгрывания задания ребенок использует фигурки человечков.

  • «Занимательна алгоритмика — помогаторы»

Условия игры соответствуют игре «занимательная алгоритмика».

  • Игра «раскодируй картинку»

Цель – учить детей читать инструкцию, развивать психические процессы

Содержание — Ребенку необходимо на игровом поле выложить из цветных квадратиков картинку, согласно, расположению, зашифрованному в карточке с кодом.

  • Игра «матрица»

Цель – Учить детей читать закодированную инструкцию, развивать воображение, учить работать в паре, сообща.

Содержание — Дается таблица, содержащая закодированную информацию. В матрице содержится информация о количеств, цвете и форме деталей необходимых для постройки. Во время раскодирования матрицы ребенку необходимо соотнести информацию, расположенную в столбцах и строчках.

  • Игры с роботом Bee Bot

Цель — учить детей структурированной деятельности, развивают воображение и предлагают массу возможностей, для изучения причинно-следственных связей.

Содержание. Дети задают лого-роботу план действий, а также разрабатывают для него различные задания (приключения).

Следующая >

Семинар-практикум «Основы алгоритмики» для педагогов ДОУ

Методическая разработка:

семинар-практикум «Основы алгоритмики»

Педагоги:

Сибирякова Н.В., Клековкина А.М.

Место проведения:

МБДОУ детский сад №8 «Мозаика», г. Гремячинск

Дата проведения:

15.11.2018

Целевая аудитория:

воспитатели, специалисты, работающие с детьми 5-7 лет ДОУ

Цель:

повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в образовательном процессе.

Задачи:

научить педагогов способам составления алгоритма.

— передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

— формировать у участников мастер – класса мотивацию на использование алгоритмов в образовательной деятельности.

Оборудование:

несколько видов алгоритмов для рассматривания и обсуждения, инструкции для графического диктанта, бумага в клетку, карандаши, фломастеры, составленные примеры алгоритмов из лего-конструктора на две подгруппы для практической деятельности.

Ход мероприятия:

  1. Вводная часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, найдите себе место поудобнее, присаживайтесь. Сегодня мы с вами постараемся разобраться в основах алгоритмики. Как вы думаете, что такое алгоритмика?

АЛГОРИТМИКА – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Что в свою очередь помогает ребенку освоить различные компетенции.

Давайте попробуем ответить, что такое алгоритм?

  1. Алгоритм – это точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к исходному результату.
  2. Алгоритм — точное предписание о том, какие действия и в какойпоследовательности надо выполнить, чтобы достичь результата в любой из задач определенною вида.
  3. Алгоритм — последовательность команд для решения поставленной задачи.
  4. Алгоритм – это определенная последовательность действий, которая приводит к достижению того или иного результата. Составляя алгоритм, детально прописывают каждое действие исполнителя, которое в дальнейшем приведет его к решению поставленной задачи.

Итак, алгоритм — система правил, сформулированных на языке понятном исполнителю и определяющих цепочку действий, в результате которой, мы приходим от исходных данных к нужному результату. Эта цепочка действий — алгоритмический процесс, а каждое действие — шаг. Процесс разработки алгоритма — алгоритмизация.

Виды алгоритмов:

1.Линейные (из простых команд).

2.Разветвленные (если алгоритм предусматривает два варианта ответа).

3.Циклические (если действия повторяются).

Формы алгоритмов:

1.Словесные: т.е. выраженная вербально последовательность: указания, инструкция.

2.Наглядные: схемы, формулы.

  1. Организационная часть

    .

Вашему вниманию представлены некоторые виды алгоритмов. Давайте вместе порассуждаем, в каких образовательных областях мы можем их применить (идёт обсуждение)

Для чего в образовательном процессе педагог применяет алгоритмы?

— развивают логику и мышление, учат легко и успешно решать базовые жизненные «проблемы» и задачи;

— придают развивающий характер обучения;

— формируют умение планировать свою деятельность и прогнозировать результат;

— способствуют развитию речи (точность, краткость, доступность).

— хорошо развитое «мышление алгоритмами» помогает принимать лучшие решения, как поступить в новой, сложной, незнакомой ему ситуации.

Умение правильно выстраивать последовательности задач, действий, событий нужно развивать еще до школы поэтапно (не перескакивать на последующий этап без предварительного).

Младший возраст.

Основная задача — подготовка детей к пониманию того, что для достижения результата необходимо выполнить действие в соответствии с условием (правило, которое отражает последовательность действия). Задается алгоритм с помощью условного знака — стрелки. Состоит алгоритм не более чем из трех действий (шагов).

Средний возраст.

Количество действий (шагов) увеличивается до пяти. Используются специальные игры и упражнения на использование алгоритмов.

Старший возраст.

Упражнения на освоение алгоритмов направленные на понимание зависимости между соблюдением последовательности действий и полученным результатом. Используются линейные алгоритмы, в качестве элементов алгоритма — модели реальных предметов. Дети должны составлять алгоритмы сами на абстрактном материале.В этом возрасте дети могут составлять простейшие алгоритмы вместе со взрослым или самостоятельно (на примере знакомых, подобных опытов).

  1. Практическая часть

Сейчас, в современном мире предлагается множество компьютерных программ, устройств, наборов для изучения алгоритмики и программирования. В прошлом году, мы познакомили вас с набором для программирования «Робо-мышь», сегодня мы предлагаем вам другие способы для составления и решения алгоритмов.

(педагогам предлагается объединиться в две подгруппы)

1 подгруппа:

педагогам предлагается выполнить несколько заданий-алгоритмов.

  1. Учим думать, прежде чем переходить дорогу! Найди ошибку в алгоритме, используя цифры.
  1. Задание на построение алгоритма по созданию аппликации, укажите стрелками.
  1. Самостоятельно с помощью знаков и схем составить алгоритм:
  1. Графический диктант, следуя инструкции, вы получите результат.

2 подгруппа:

Закономерность – это повторяемость, последовательность, порядок в явлениях и процессах.

Педагогам предлагается найти закономерность: «Закончи ряд», «Продолжи ряд», «Дополни ряд». Выполнить задание необходимо в парах.

Рефлексия:

Вижу возможность использования алгоритмики в образовательных (ой) областях (и).

4.Заключительная часть

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.

В дошкольных учреждениях активно развивается робототехника по ФГОС. Ребенок поэтапно знакомится с техническим творчеством, от элементарного конструирования постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к робототехническим наборам.

Решение: в срок до 29 ноября, создать картотеку графических диктантов, не мене 5 штук.

Всем спасибо за работу!

Мнемотехника для дошкольников

для детей с тяжёлыми нарушениями речи Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 52 «Ласточка»г. Старый Оскол Белгородской области

Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы) , в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т.п.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах.

Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучи-ванию стихотворений увлека-ет детей, превращает занятие в игру.

Зритель-ный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушива-ния, сопровождающегося про-смотром рисунков, позволяет значительно быстрее запом-нить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворе-нию (желательно на каждую строчку) . И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.

Следующий этап работы с мнемотаблицей — эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки.

За время работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи была создана серия мнемотаблиц на стихотворения различной тематики: «Зима», «Весна», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Профессии» и многие другие. Основой мнемотаблиц послужили известные стихи.

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его.

Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком.

Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».

Другие статьи по теме «мнемотехника»:

Ссылка на источник logopedy.ru

13

0Таблицы и плакаты для детского сада Украшаем стенд в детском саду

Как научить ребенка есть овощи и фрукты, материал ко дню Космонавтики, правила личной и пожарной безопасности, русский и английский алфавит, слоги, дикие и домашние птицы, природа, времена года, правила гигиены и права ребенка, азбука цвета и дорожные знаки — собрала немного папок-передвижек и плакатов для украшения стенда в детском саду. Надеюсь, пригодится. Приятного просмотра!

СКАЧАТЬ ОДНИМ ФАЙЛОМ… Читать далее…

Подробней на сайте www.liveinternet.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]