Сделай сам: игры и пособия для сенсорного воспитания детей


Сделай сам: игры и пособия для сенсорного воспитания детей

Надежда Рязанова

Сделай сам: игры и пособия для сенсорного воспитания детей

Предлагаю Вашему вниманию подборку игр и пособий для сенсомоторного развития детей, которые я использую в работе. При желании их легко сделать своими руками.

Игры с использованием резинок для волос.

1. Игра «Ладошки»:

Игра развивает мелкую моторику, быстроту реакции, внимание, зрительное восприятие, умение считать и различать цвета.

Для игры нужны 32 карточки с заданиями, резинки (6 цветов по 12 штук, звоночек.

Количество игроков от 2до 6. Возраст от 4 лет.

Для тех, кто еще не знаком с этой игрой, напишу ее правила: звонок размещается в центре стола, чтобы каждый игрок мог легко до него дотянуться. Резиночки располагаются вокруг звонка, карточки лежат рубашками вверх.

Первый игрок переворачивает одну карточку, кладет ее, чтобы всем было хорошо видно. Игроки стараются как можно быстрее подобрать резинки по цвету и надеть их на пальцы, как показано на карточке. Тот, кто первым выполнил задание, звонит в звонок. Остальные игроки проверяют правильность выполнения задания. Если игрок все сделал правильно, он забирает карту себе. Если ошибся, он пропускает ход. Побеждает тот, кто первым наберет 5 карт.

Вариант игры: карта с заданием открывается только на 5 сек. Затем она переворачивается, и игроки по памяти выполняют задание.

2. Игра «Цветные столбики»:

Пособие представляет собой цветные столбики, закрепленные на доске и резинки для волос. Резинки могут различаться не только цветом, но оттенками одного цвета. Пособие можно использовать в самостоятельной деятельности детей, а так же в индивидуальной работе с детьми (совместная деятельность педагога и ребенка)

1. Для младших дошкольников.

Задачи: формировать представления о цвете, развивать мелкую моторику.

Задание: надень резиночку на столбик соответствующего цвета.

2. Для старшего возраста.

Задачи: формировать представления об оттенках цвета, упражнять в счете, закреплять пространственные представления.

Дополнительное оборудование – карточки с цифрами или точками.

Ребенок надевает на столбик столько резинок, сколько точек на карточке (на один больше, меньше и т. д.)

Или: на левый столбик надеть три резинки, на средний и на правый столбики на одну больше. Вариантов может быть столько, сколько Вы сможете придумать в зависимости от возраста детей и обучающих задач.

Игры с использованием камешков, фасоли, макарон, пуговиц, счетных палочек.

Все представленные игры и пособия могут быть использованы, начиная с младшего дошкольного возраста в совместной с педагогом деятельности.

Задачи: развивать тактильные ощущения, формировать представления о форме предмета, о размере, о положении в пространстве; учить анализировать, находить сходство и различия.

Игра «Найди два одинаковых мешочка»:

Одинаковые мешочки заполняются попарно разными наполнителями: шарики, бусины, шуршащая упаковка, детали конструктора и т. п. Дети ищут два одинаковых мешочка на ощупь.

Пособие с использованием пуговиц «Цифры и геометрические фигуры»

Способствует запоминанию образа цифры, развитию умения различать цифры и геометрические фигуры.

Игра «Угадай на ощупь»

Ребенок определяет на ощупь, какая цифра или геометрическая фигура «спряталась» в мешочке.

Игра «По образцу»:

Ребенку предлагается образец, по которому он выполняет задание (выкладывает из палочек или пишет на манке узор, цифру, букву, геометрическую фигуру).

Вот такие карточки — задания можно использовать для игр с палочками, они способствуют развитию пространственно-образного мышления.

Игра «Сортер»:

Ребенок сортирует макароны или камешки или пуговицы по определенному признаку (по цвету, по размеру, форме и т. п.)

Игра «Крестики – нолики»:

Для детей старшего дошкольного возраста.

Набор предметов для развития тактильных ощущений.

С детьми младшего возраста рассматриваем, исследуем предметы на ощупь, рассказываем об ощущениях. В дальнейшем играем в игру «Чудесный мешочек».

Пособие «Сенсорный зонтик»:

Используются прищепки, ленты разной длины, ширины, цвета, шнурки. Шнурки для обучения плетению косички, ленты для закрепления цветов и оттенков, для обучения детей умению находить одинаковые ленты по длине и ширине, умению сравнивать, находить общие признаки и различия.

Пособие «Башмачок».

Кроме перечисленных выше задач дети учатся шнуровать обувь, завязывать бантик.

Пример задания: зашнуруй ботинок самым длинным шнурком, а бантик завяжи самой короткой ленточкой.

Игры на развитие слуха.

а) с использованием баночек с разными наполнителями

б) с использованием колокольчиков, погремушек.

Задание: найди два одинаково звучащих предмета.

Игры на закрепление счета, цифр и алфавита:

На таких карточках можно написать цифры пятерками, парами, до 50, до100, можно алфавит, можно только гласные.

Карточку помещаем в пластиковую папку или ламинируем, ребенок фломастером соединяет цифры или буквы по порядку и дописывает недостающие.

Игры с использованием математического планшета:

Задачи: развивать тактильные ощущения, мелкую моторику; закреплять цвет, форму; определять пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

Можно рисовать по образцу и по замыслу палочки, предметы, цифры, буквы, лабиринты, углы.

А можно использовать разнообразные карточки – задания.

Игры, формирующие умение сравнивать и находить общие признаки:

«Осьминожки», «Совы», Найди животное» (по фрагменту найти животное).

Игры, формирующие пространственные представления, умение ориентироваться на листе бумаги, умение выполнить задание по образцу:

«Повтори узор»:

Ребенок обводит по контуру фломастером или пластилиновыми жгутиками или выкладывает фасолью.

Есть еще два пособия, которые постоянно обновляются: «Весовые баночки» и «Баночки с запахами».

Использованные источники: блог Натальи Чистоклетовой.

Задачи занятий

Сенсорное развитие через дидактические игры имеет следующие особенности:

  • учит ощущать окружающий мир через все органы чувств;
  • формирует систему основных действий, которые являются реакцией на внешние раздражители;
  • учит исследовать окружающий мир;
  • формирует систему сенсорных шаблонов;
  • учит самостоятельно применять сенсорные шаблоны в зависимости от ситуации.

Ребенок познает окружавший мир через ощущения. Поэтому умение воспринимать все каналы информации, не ограничивать собственные чувства и правильно их интерпретировать пригодится детям для развития. Сенсорная культура — это залог всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности, которая стремится к познанию окружающего мира.

Обратите внимание! Также без сенсорного развития не получится научить ребенка понимать искусство и находить в нем красоту.

Понятие сенсорики

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника. В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:

Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.

Сенсорика дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:

  1. Усвоение представлений о свойствах и от­ношениях предметов. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
  2. Овладение новыми действиями вос­приятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир. Ребенок может проделывать операции не с предметами, а с символами, становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок.

Развитие сенсорики позволяет:

  • обогатить словарный запас;
  • сформировать правильную структуру речи;
  • улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;
  • развить фантазию;
  • получить полную информацию об окружающей действительности;
  • улучшить коммуникативные навыки.

Ребенок, у которого развита система восприятия и переработки информации, способен отлично ориентироваться в условиях современного мира.

Картотека: игры по сенсорике в средней группе

Предполагается, что дети уже владеют базовыми знаниями о форме, цвете и размере. Поэтому занятия по сенсорике в средней группе могут требовать больших затрат времени, а также быть комбинированными, то есть направленными на развитие сразу нескольких навыков.

Обратите внимание! Эти же игры можно использовать и в старшей группе.

«Монетки»

Цель: закрепить знания о круге, научить определять размер предметов на глаз.

Материалы: бумажные стаканчики с отверстиями на дне, монетки разной величины.

Ход: вначале преподаватель вырезает на дне каждого стаканчика круг, который бы соответствовал одной монетке. Ребенок соотносит предметы с подготовленными отверстиями. Преподаватель следит, чтобы меньшие монеты не помещались в большие отверстия.

Соотносить можно и другие формы

«Золушка»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Материалы: разные крупы (рис, гречка, горох).

Ход: на тарелку высыпается небольшое количество всех круп, а дети должны рассортировать их по стаканчикам на скорость.

Дидактические игры могут оказать огромную помощь воспитателю в процессе сенсорного развития детей.

Обратите внимание! Важно уметь правильно выбирать материал, который бы отражал программные задачи.

Также нельзя забывать про принцип перехода от простого к сложному и регулярное повторение. Каждый ребенок в саду должен активно участвовать в процессе, а сама игра при любом уровне сложности — сохранять динамичный темп.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]