Методические рекомендации «Самообразование педагога в ДОУ»методическая разработка


Самообразование педагога в соответствии с ФГОС ДО

Определение 1
Самообразование – это самостоятельное получение новых знаний, а также приобретение навыков в рамках своей профессии.

Самообразование педагога ДОУ предполагает необходимость решить следующий ряд задач:

  • совершенствовать теоретические знания, педагогическое мастерство всех участников образовательной деятельности;
  • владеть новыми педагогическими технологиями, формами и методами, приемами обучения и воспитания детей, чем обеспечивается высокое качество образования;
  • изучать и внедрять в практику передовой педагогический опыт, новейшие достижения педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологи;
  • развивать в дошкольном образовательном учреждении инновационные процессы;
  • накопить опыт проведения научно-методической и опытно экспериментальной работы;
  • организовать учебно-воспитательный процесс, учитывая развитие технологий и актуальные требования общества.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

План самообразования «Формирование основ педагогического мастерства»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОЛЬШЕИГНАТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» БОЛЬШЕИГНАТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА»

Воспитатель старшей группы

Большое Игнатово, 2014 г.

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – ­одна из важных задач образования.

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогиче­скими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах; самообразование; участие в методической работе города, района, детского сада.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

Самообразование позволяет выполнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности. Ну а базой, конечно же, должно являться педагогическое мастерство.

«Мастер» (в переводе с лат. – начальник, учитель) – это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества.

Мастерство (высший уровень профессионализма) – это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень педагогической деятельности. Мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, однако можно выделить несколько видов педагогического мастерства:

— личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, настойчивость, выдержка, оптимизм, чувство юмора;

— профессиональная педагогическая техника – совокупность умений, навыков, приемов.

Компоненты педагогической техники:

умение педагога управлять своим поведением; владение мимикой и пантомимикой; управление эмоциями и настроением; социально перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия): внимание, наблюдательность, воображение. умение воздействовать на личность и коллектив.

Ниже представлен план работы по формированию педагогического мастерства.

Ф. И.О. педагога – Образование – высшее, педагог дошкольного образования, педагог-психолог Тема самообразования «Формирование основ педагогического мастерства». Работа начата – 01.09.2014 г. Предполагается закончить – 30.05.2015 г. Цель: повысить свой профессиональный уровень. Задачи:
.
изучить и внедрить программу «От рождения до школы» по всем образовательным

областям

    разработать перспективные планы разработать проект по патриотическому воспитанию внедрить проект в воспитательно-образовательную деятельность

Предполагаемый результат: оценка педагогических ценностей, формирование педагогического
мастерства, желание улучшить педагогический процесс.

9. Форма самообразования: индивидуальная.

10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

* изучение литературы по теме;

* посещение НОД у воспитателей своего ДОУ;

* посещение педсоветов, семинаров, конференций;

* самоанализ и самооценка педагогической деятельности в группе;

* внедрение проекта по патриотическому воспитанию на практике;

* проведение серии открытых занятий для анализа со стороны коллег;

* обобщение результатов на заседании методического объединения

* работа с родителями: консультации, беседы, выставка совместных работ.

11. Форма отчета о проделанной работе: сообщение на педсовете, презентация

для педагогов своего ДОУ.

ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД

Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы
1. Изучение методической работы по теме «Основы педагогического мастерства» под ред. , М., 1989 г.

«Педагогический артистизм», : Академия, 2001 г.

«Мастерство воспитателя», . Просвещение, 1971 г.

Оценка, анализ, принятие опыта
2. Методическая работа по самообразованию Сентябрь-май 1. Участие в методических объединениях на муниципальном уровне Доклады, рефераты, семинары-практикумы
Сентябрь-май 2. Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне детского сада Беседы, консультации, просмотр
Февраль-март 3. Участие в конкурсе профессионального мастерства педагогов ДОУ (уровень детского сада) Открытый просмотр, анализ и самоанализ
Март 4. Консультация для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ педагогического мастерства» Консультация, беседа, рекомендации
3. Работа с детьми Сентябрь-май 1. Поиск эффективных методов работы во время совместной деятельности взрослого и ребенка НОД, беседы, игры
Сентябрь-май 2. Самоанализ педагогической деятельности Самоанализ, самооценка
Сентябрь — май 3. Подготовка и реализация проекта «С чего начинается Родина» Беседы, викторины, игры, загадки, выставки совместных работ, экскурсии, развлечения, досуги
4. Работа с родителями Август-сентябрь 1. Разработка плана работы с родителями на год План работы
Декабрь 2. Подготовка и проведение родительского собрания «Мамины ошибки» Беседа с родителями, консультация, обмен мнениями, рекомендации, протоколы собрания
Май 3. Участие в подготовке и проведение итогового родительского собрания Итоговые результаты за год, обмен мнениями, выставка детских работ, день открытых дверей, беседа с родителями, протоколы собрания

Получить текст

Формы самообразования педагога ДОУ

Самообразования воспитателя детского сада представляет многогранную и разноплановую деятельность, которая может быть реализована в разных формах, основными из которых являются:

  • изучать нормативно-правовые документы, научно-методическую и специальную литературу;
  • изучать передовой педагогический опыт, который был накоплен системой дошкольного образования;
  • посещать открытые занятия коллег и осуществлять их дальнейший анализ;
  • разрабатывать программы, дидактический материал, методические пособия;
  • участвовать в разнообразных формах методической работы на разных уровнях;
  • пробовать на практике формы, средства, методы обучения и воспитания;
  • анализировать результаты собственной работы;
  • обучаться на курсах повышения квалификации.

Самообразование воспитателей соответствует государственным нормам и предполагает ведение определенного набора документации. Воспитатель должен завести методическую папку, в которую будет собирать полезные и интересные статьи по выбранной теме, представляющие интерес конспекты проведения непосредственной образовательной деятельности, примеры художественной литературы, загадки, фотографии с мероприятий и пр.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Самообразование воспитателя детского сада 430 ₽ Реферат Самообразование воспитателя детского сада 230 ₽ Контрольная работа Самообразование воспитателя детского сада 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Обязательно разрабатывает план работы по самообразованию на учебный год, что помогает оптимизировать будущую деятельность, привести ее в стройную систему. Обязанностями педагога также является регулярное заполнение им папки по своему самообразованию.

Помимо годового плана, существует перспективный план по образованию, в котором тезисно расписана работа по той или иной теме на несколько лет вперед.

Самообразование не нужно воспринимать только в качестве заполнения тетрадей, планов и подготовки консультаций, оформления стендов и пр. В первую очередь она представляет стимуляцию профессионального роста, а также личностное развитие педагога.

Примерные темы самообразования воспитателей

1.Активизация словаря детей младшей возрастной группы.

2.Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру детей раннего возраста.

3.Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.

4.Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.

5.Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

6. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.

7.Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.

8.Дидактические игры в обучении детей основам математики.

9.Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

10.Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.

11.Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.

12.Игра как средство общения дошкольников.

13.Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.

14.Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.

15.Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

16.Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет.

17.Личностно-ориентированныйподход в воспитании дошкольников.

18.Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.

19.Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

20. Обогащение социального опыта дошкольников.

21.Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.

22.Система работы в ДОО по патриотическому воспитанию.

23.Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.

25.Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

26.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

27.Правила дорожного движения для дошкольников.

28.Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.

29.Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

30.Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

31.Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4-7 лет).

32.Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой.

34.Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

35.Развитие мелкой моторики дошкольников.

36.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.

37.Развитие познавательной деятельности дошкольников.

38.Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.

39.Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

40. Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников.

41.Развитие сенсорных способностей дошкольников.

42.Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.

43.Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования.

44.Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра.

45.Речевое развитие дошкольников

46.Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.

47.Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.

48.Роль загадки в развитии дошкольника.

49.Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

50.Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

51. Современные подходы к реализации задач образовательной области «Познавательное развитие»

.- Современные подходы к реализации задач образовательной области «Речевое развитие»

.- Современные подходы к реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Современные подходы к реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

52.Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.

53.Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка.

54.Физическое развитие детей в игровой деятельности.

55.Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.

56.Формирование коммуникативных качеств у детей младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста.

57.Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через общение с природой.

58.Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.

59.Формирование начал экологической культуры дошкольников.

60.Формирование основ педагогического мастерства.

61.Формирование патриотических чувств у дошкольников.

62.Формирование речи детей в игровой деятельности.

63.Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.

64.Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей.

65.Экологическое воспитание детей в детском саду.

66.Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.

67.Деятельностный подход в воспитании дошкольников

68. Влияние развивающего метода обучения на становление личности дошкольника

69.Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников

Требования к оформлению документации по самообразованию

Документация по самообразованию должна быть оформлена в папку-скоросшиватель и подразделена на следующие разделы:

  1. Титульный лист, на котором должно быть указано:
    • полное название образовательного учреждения;
    • материалы по самообразованию;

  2. ФИО воспитателя, его квалификационная категория;
  3. тема самообразования.
  4. Содержание;
  5. Тема, цель работы и основные задачи, которые должны быть решены в процессе деятельности по самообразованию;
  6. Ожидаемые результаты;
  7. План работы, составляемый на учебный год;
  8. Реализация полученных знаний на практике. Воспитатели могут осуществлять ее следующими способами:
    • проведение открытого занятия;
    • подготовка и проведение семинара;

  9. проведение мастер-класса для педагогов по выбранной теме;
  10. оформление папки-передвижки;
  11. составление сборника советов для родителей и т. д.
  12. Список литературы

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Программа по самообразованию «Развитие речи старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Программа по самообразованию «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Воспитателя: Колпаковой Е.И. 2022 – 2022 уч. г. Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и…

Самообразование воспитателя подготовительной группы «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Самообразование воспитателя подготовительной группы на тему «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]