Методические рекомендации по использованию развивающего дидактического пособия лэпбук «Моя семья»


Лэпбук «Моя семья»

Автор:

Мусина Зимфира Сайфулловна

воспитатель

МБДОУ детский сад «Снежинка»

ХМАО, Сургутский район

В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения[1]. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. Это основа нравственно – патриотического воспитания[2].

В этом году решила создать лэпбук «Моя семья», в котором активно принимали участие родители детей.

Цель моей работы заключается в ознакомлении детей с членами семьи, их увлечениями, семейных традиций и ценностей, взаимоотношений в их жизни.

Задачи:

— расширить представление о семье через организацию разных видов деятельности;

— воспитывать любовь и уважение к членам семьи;

— приобщение ребенка к ближайшему социуму – знакомство с семьей, с историей семьи, с традициями семьи.

Лепбук представляет собой самодельную интерактивную тематическую папку, с кармашками и играми по возрасту.

На рисунке 1 представлена моя готовая работа.

Каждая игра разложена по кармашкам:

— Дидактические игры: «Сюжетные картинки», «Разрезные картинки», «Бабушкин коврик», «Семейный портрет», «Собери домик»;

— пальчиковые игры.

Также дети и их родители приняли активное участие в создании генеалогического древа и фотоальбома «Семья»

Такая необычная, яркая, красочная, занимательная и доступная папка обязательно будет привлекать внимание детей и родителей. Что будет способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности и сближению семьи к совместной творческой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Буре Р.С. Методическое пособие. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет), 2016.

2.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы », Москва-2016.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004990

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

Методические рекомендации по использованию развивающего дидактического пособия лэпбук «Моя семья»

Актуальность пособия

В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

Большое значение для решения этих задач имеет семья. Ведь именно семейные ценности — это те принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Именно в семье у ребенка формируется чувство любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи», о родословной семьи, слабо сформированы представления о профессиях родителей, значимости этих профессий в обществе. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Родители также недооценивают значимость семейных традиций, в воспитании своих детей. Необходимость создания методического пособия «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.

Дидактическое пособие лэпбук «Моя семья» выполнен в виде дома, с открывающимися створками. Внутри дома расположены кармашки, в которых находятся игры по теме «семья». Все кармашки легко снимаются и могут использоваться с разными подгруппами детей.

Дидактическое пособие рассчитано на возраст детей от 3 до 7 лет. является средством развивающего обучения детей. Данное пособие помогает ребенку по своему желанию выбрать игру, чтобы лучше понять и запомнить материал.

Ожидаемый результат от использования данного методического пособия в системе дошкольного образования:

— дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек;

— дети научатся поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения;

— между педагогами и родителями будет налажено успешное взаимодействие, которое позволит оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии и воспитании ребёнка.

Положительным аспектом является:

— индивидуальность в работе;

— одновременный охват детей от одного до пяти детей;

— можно использовать в разных видах деятельности;

— мобилен;

— является ярким атрибутом в предметно-развивающей среде.

Цель: формирование представления о семье, как о людях, которые живут вместе, увлечениях, семейных ценностях; развитие чувство гордости за свою семью и желание заботиться о близких людях в семье.

Дидактическое пособие позволяет решать задачи:

Образовательные:

— расширять представления детей о понятии «Семья» через игры и различные виды деятельности;

— формировать представления о нравственности, духовном развитии личности через семейные ценности;

— формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;

— развивать творческо-познавательную деятельность через совместную работу взрослого и ребенка.

Развивающие:

— развивать речевую активность у детей, вводить в активный словарь понятия: «семья, родные, близки», побуждать к рассуждению;

— развивать мелкую моторику;

— развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные:

воспитывать любовь и уважение к членам семьи;

— создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки.

— повышать активность участия родителей в жизни группы.

Данное пособие можно использовать в работе с детьми по реализации следующих образовательных областей:

— познавательное развитие;

— речевое развитие;

— социально-коммуникативное развитие;

— художественно – эстетическое развитие.

В лэпбук «Моя семья» входят следующие игры:

Дидактическая игра «Как я расту»

Цель: учить детей определять гендерную принадлежность изображенного на картинке человека; расширять словарный запас; развивать мышление.

Описание игры

Предложить ребёнку рассмотреть три картинки, назвать, кто нарисован (девочка, тетя — мама, бабушка). Спросить у ребёнка, кто младше, а кто старше.

Побуждать ребенка отвечать полным предложением. При первом знакомстве с игрой, помочь малышу разложить картинки по порядку, в дальнейшем, поощрять стремление ребёнка действовать самостоятельно или с небольшой помощью.

Используя данные картинки, можно предложить детям следующие задания:

«Кто лишний: мальчик, тетя, дедушка, дядя». Объединить картинки по заданному признаку: девочки — мальчики, взрослые — дети.

Дидактическая игра «Моя семья»

Цель: закрепление знаний о близких родственниках, которые живут в одной квартире.

Описание игры. Игра представляет собой набор фигурок членов семьи разного пола и возраста. Детям предлагается разместить членов семьи, которые живут в одной квартире, доме, рассказать о них. Можно посчитать, сколько людей в вашей семье, кого больше – мужчин или женщин, а так же упорядочить членов семьи по возрасту и т. п.

Словесная игра «Составь предложение»

Цель: развивать внимание, мышление, расширять словарный запас ребенка и его кругозор.

Описание игры.

В конверте находятся сюжетные картинки по теме «Семья». Воспитатель раздает детям картинки, предлагает внимательно рассмотреть картинку и составить предложение (для детей младшего возраста). В старшем возрасте дети берут сюжетные картинки и составляют рассказ по ним.

Дидактическая игра «Кто что делает?»

Цель: закрепить понимание детей, что в семье у каждого члена есть свои обязанности, которые зависят от возраста, интересов и необходимости.

Правила проведения дидактической игры:

1. Количество участников от 2-х до 6-ти детей.

2. Картинки отбираются каждым игроком поочередно.

3. Выбор картинки сопровождается объяснением, почему именно этот член семьи должен выполнять те или иные обязанности.

4. За один ход ребенок может взять только одну картинку.

Описание игры

Распределить картинки с изображением членов семьи между игроками. Детям предлагается подобрать каждому члену семьи орудия труда, объяснить, что с ними можно делать, с какой целью: кто еще может выполнять данную работу.

Каждый, кто подобрал больше картинок и дал содержательное объяснение — выиграл.

Игра «Семейное древо»

Цель: закрепление знаний о себе, о своем генеалогическом древе, родословной, расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях.

Описание игры

Ребенку предлагается расположить на дереве членов семьи, рассказать как их зовут, кто кому кем приходится.

Игра «Чьи это вещи?»

Цель: Умение различать принадлежность вещей для взрослых и для детей.

Задачи:

Образовательная: Формировать грамматический строй при помощи владения морфологического строя речи и словообразования. Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. Разъяснить значение обобщенного слова семья.

Развивающая: Развивать диалогическую речь, память, мышление.

Воспитательная: Воспитывать взаимопомощь друг другу.

Материалы и оборудование: картинки с изображением членов семьи: мамы, папы, детей (девочки и мальчика), бабушки и дедушки приклеены на прищепки. Картинки с предметами быта: одежды, посуды, игрушек, учебных принадлежностей и др. размещены на круге.

Описание игры

Детям раздаются круги, с изображением предметов. Детям необходимо возле каждого, разместить члена семьи, которому принадлежат эти вещи. Ребенок должен объяснить, почему он сделал такой выбор. Выигрывает тот, кто справится с заданием быстрее.

ЛЕПБУК «Моя семья»учебно-методическое пособие (средняя группа) на тему

Как и все педагоги, я нахожусь сейчас в поиске новых форм организации образовательной деятельности. В процессе поиска я обратила внимание на использование методики создания лэпбуков. Данная форма работы привлекательна для меня тем, что это отличный способ для повторения пройденного материала, возможность организовать работу по конкретной теме учитывая комплексно – тематическое планирование.

Лэпбук, является для меня настоящей находкой при организации образовательного процесса направленного на реализацию задач этнокультурной практики вариативной части программы развития и воспитания в ДОУ. В основном лэпбуки используют педагоги для детей старшего дошкольного возраста. Я же решила предложить детям младшей и средней групп уже готовые лэпбуки.

Один из таких лэпбуков «Моя семья».

Цель: Продолжать формировать представления о себе и о своей семье. Воспитывать любовь и уважение к взрослым.

В лэпбуке «Моя семья» детям предлагаются задания в форме компактных дидактических игр, занимательных кармашков с заданиями, игр развивающих мелкую моторику, задания сюрпризы способствующие развитию речи, внимания, памяти, познавательного интереса детей. Лэпбук является трансформируемым, полифункциональном и вариативным пособием.

Лэпбук «Моя семья» представлен в виде папки – раскладушки из пяти страниц. Каждая страница помогает организовать деятельность с одним ребёнком или подгруппой детей.

Виды деятельности которые можно организовать с помощью данного лэпбука:

Беседы: «Моя семья»

«Мои бабушка и дедушка»

«В моей семье трудятся»

«Семейные праздники»

«Кто что делает»

Рассказывание на тему: «Наша дружная семья»

«Расскажи о членах своей семьи» (использование опорных схем, моделей)

Дидактические игры: «Кому что нужно?»

«Покажи игрушки, посуду, одежду»

«Нужные помощники»

«Помоги маме»

«Подбери посуду для обеда»

«Что у нас на обед»

Познавательно – исследовательская деятельность — решение проблемных ситуаций: «Бабушка заболела»

«Чем я могу помочь маме, папе, брату»

Чтение художественной литературы: сборник стихов о членах семьи. Мини – книжки: Сказки «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят»

Игротека: картотека пальчиковых игр

алгоритмы для конструирования из строительного материала

При организации совместной деятельности с применением лэпбука создаются условия для поддержки детской инициативы, появляется возможность индивидуализации образовательного процесса.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]