Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста
Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства — в дошкольных учреждениях активно вводятся учебные методики и занятия на тему экологичного образа жизни и уходе за окружающей средой.
Роль экологического воспитания в жизни дошкольника несправедливо недооценена. Тем не менее именно в детстве усваиваются все фундаментальные знания и принципы жизни человека. Таким образом, мы можем резюмировать тот факт, что экологическое воспитание чрезвычайно серьезный и важный тематический блок в программе любого дошкольного учреждения.
Современный специалист должен помогать детям сформировать собственную, доступную для них, научную картину мира, представление о роли человека в этом мире и его взаимоотношениях со средой.
Процесс детского эко-воспитания отличается особой эмоциональностью — малыши воспринимают природу как нечто живое. Этот аспект позволяет заинтересовать ребенка абсолютно разными способами — звуки, тактильные ощущения или запахи заставят даже самого гиперактивного ребенка остановиться, присмотреться и задуматься.
Такой комплексный подход раскрывает перед детьми красоту природы и учит ее подмечать, воспитывает гуманное отношение к ее обитателям, а также формирует систему экологических знаний и представлений.
Для продуктивности эко-воспитания необходимо создать специальную среду, где педагог личным примером докажет важность и серьезность темы. Это могут быть коллективные походы в парки и скверы, просмотры обучающих фильмов и мультфильмов, развивающие игры на тему экологичного потребления. На одном из занятий педагог может рассказать о том, как правильно сортировать отходы и для чего это нужно. Наглядная сортировка мусора позволит научить ребенка «разумному потреблению», не говоря уже о том, что дети смогут сами принять участие в акции. Подобный опыт позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из на в отдельности в ответе за планету, и каждый может сохранять и приумножать ее ресурсы.
Ключевую роль в экологическом воспитании ребенка играет педагог. В процессе работы рекомендуется использовать разные форматы, которые необходимо успешно интегрировать в любую деятельность ребенка. Для этого воспитатель может воспользоваться как методической литературой и музыкой, так и художественной литературой и играми.
Последние в свою очередь являются наиболее популярным и эффективным форматом эко-воспитания. Существует несколько видов дидактические игр: настольно-печатные, игры с предметами и словесные игры. Первый класс игр направлен на развитие мыслительных процессов ребенка: анализ, синтез, классификация и обобщение. Второй класс — это игры с различными природными материалами и формами: листья, вода, шишки. В таких играх могут использоваться самые разнообразные материалы, которые находятся в шаговой доступности. Ведь природа — это то, что нас окружает. Третий класс игр направлен на развитие внимания, быстроту реакции и связную речь. «Экологизировать» такие игры досрочно просто, главное определиться с контекстом.
Не стоит забывать еще про один формат эко-воспитания — экскурсии. На экскурсиях дети знакомятся с представителями флоры и фауны, что способствует образованию базовых представлений о взаимосвязях в природе. Такой формат занятий поможет ребенку развить наблюдательность и интерес к естественным процессам жизни.
Огромное значение в экологическом воспитании имеет практическая часть — проведение опытов и экспериментов. Здесь ребенок сможет задействовать все органы чувств, это позволит максимально полно погрузиться в представленную проблему. После подобного наблюдения, с детьми необходимо провести резюмирующую беседу. Здесь педагогу необходимо использовать различные формы общения: рассказ, описание, диалог.
И последним, но не менее важным фактором в экологическом воспитании детей является — образ жизни родителей. Педагогу необходимо мотивировать родителей на разумное потребление и защиту экологии. Начать можно с малого, например, выезжая семьей на природу, родители должны убрать за собой все отходы и утилизировать их. Таким образом ребенок закрепит полезные привычки, полученные на занятиях в детском саду.
Размышляя на тему роли эко-воспитания в жизни дошкольника, мы пришли к следующему выводу: эффективность воспитания зависит не только от знаний и поведения ребенка в природе, но и от его непосредственного участия в сохранении и приумножении природных благ. Обеспечить практическую часть воспитания призван педагог и родители. Таким образом, лишь системный подход к экологическому воспитанию сможет оказать огромное влияние на ребенка и его отношение к окружающей среде.
Экология
Ключевой составляющей понятия «экология» является «взаимодействие», «связь». Первоначально, еще со времен Э. Геккеля, который впервые в 1864 г. ввел этот термин, и долгое время после этого экология обозначала область знаний о связях живых организмов — растений, животных, их сообществ — с окружающей средой, т. е. была разделом биологии. Позднее это понятие стало расширяться, в негобыл включен и человек.
На современном этапе экологию можно определить как науку, рассматривающую взаимоотношения живых организмов, включая и человека, и их сообществ с окружающей средой.
При этом под окружающей средой можно понимать как среду природную, так и среду в целом (природную, социальную, вещественную). В первом случае говорят об экологии в узком смысле, во втором — в широком.
В экологическом образовании детей, как правило, ограничиваются экологией в узком смысле, т.е. рассматривают взаимоотношения человека с природной средой. И это правильно, иначе объекты, к которым формируется отношение детей, размываются, их становится чрезмерно много. Да и сама экологическая проблема возникла именно из-за того, что в результате деятельности человека стала разрушаться природная среда.
Итак, понятие «экология» включает две составляющие: природу как биологические объекты, как природную среду и связи между ними. Следовательно, подготовка дошкольника к последующему полноценному освоению экологии включает:
- а) формирование у детей представлений об объектах экологического взаимодействия — объектах природы, и в первую очередь о растениях и животных (а это естествознание);
- б) формирование представлений о связях, не подразделяя их пока на связи природные, экологические или иные.
Изучению связей (причинно-следственных) в дошкольном образовании в настоящее время уделяется необходимое внимание, однако это не всегда связано с экологическим образованием. Тогда как в образовательной системе «Школа 2100» это направление работы к нему непосредственно привязано. Как отмечают авторы пособия «Здравствуй, мир!», экологическое образование они начинают с идеи, сформулированной экологом Барри Коммонером: «все связано со всем» [1]. И это является началом формирования соответствующего универсального учебного действия, означенного во ФГОС начального образования как «выявление причинно-следственных связей».
Однако во ФГОС ДО есть аспект, который имеет непосредственное отношение к экологическому образованию. Одна из задач там сформулирована следующим образом: «развитие эмоционально-ценностного восприятия… мира природы». Эта задача реализуется в рамках экологического образования, поскольку формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к природе относятся к сфере экологического воспитания. А эмоционально-ценностное отношение возможно при наличии у детей представлений (знаний) о природе как о чем-то ценном, т.е. здесь должны присутствовать и элементы экологического обучения.
Экологическое воспитание младших школьников
В начальной школе детей знакомят с окружающим миром, приводят примеры неблагополучия в природе, исходящего от деятельности человека. По мнению психологов, повысить интерес к природе и экологическим проблемам в современном обществе нужно, работая по трем направлениям:
- Развивать эмоциональные качества ребенка: чувство восторга, удивления, сопереживания, положительные ощущения к объектам природы, правильное поведение.
- Создавать условия для реализации накопленных знаний. Дать возможность продемонстрировать экологическое сознание во внеклассной работе.
- Давать знания, соответствующие возрасту.
Все составляющие воздействуют взаимосвязанно при комплексном подходе. У ребенка в начальной школе не сформированы интересы и убеждения. Задача преподавателя – развить экокультуру, научить нести ответственность за все живое на планете, заботится об окружающей среде.
Методы экологического воспитания
Для лучшего восприятия программ природной направленности разрабатывается методика для дошкольных учреждений и школ. Педагоги на практике применяют 3 метода.
Наглядные методы
Включают в себя:
- Наблюдение. Детям предлагается отслеживать поведение животного Изменение форм, характеристик, структуры растения. В процессе устанавливают цель, сроки и способ наблюдения.
- Иллюстративные материалы. Литература, изображения, картины, плакаты – наглядный способ познакомить детей с животными, растениями и явлениями природы, недоступными для наблюдения в привычной обстановке.
Наглядный метод помогает привлечь внимание учеников к проблемам экологии.
Практические методы
Для полного погружения в экокультуру необходимы практические действия:
- моделирование;
- эксперименты;
- тематические игры.
Практика создает общее представление о природных объектах.
Словесные методы
Любой метод подкрепляется беседой, чтением художественной литературы. Преподаватели проводят беседы на уроках, перед конкурсами, играми, в процессе опытов и экспериментов.
Формы экологического воспитания
Важной частью учебно-воспитательного процесса становится экологическое образование. Работу в этом направлении учителя проводят на уроках и внеклассных занятиях. От возраста ребенка зависят методы и формы воспитания.
Уроки
Популярная форма – урок. Для дошкольников проводят тематические занятия. В начальной школе внедрен предмет «Познание мира». Он знакомит детей с окружающим миром, его законами. Классные занятия делятся на 3 типа:
- Ознакомительные. Дают представление о разных видах растений, животных, природных явлений. Для лучшего восприятия используют плакаты, фильмы и другие демонстрационные материалы.
- Обобщающие. Рассказывают о проблемах планеты. Дошкольники старших групп и начальные классы учатся разделять по признакам явления природы.
- Познавательные. Позволяют применять на практике полученные знания. Занятия проходят в форме конкурсов и викторин.
Уроки закладывают теоретические и практические знания с учетом возраста.
Тематические мероприятия
Праздники, посвященные экологии, относятся к внеклассной работе. Темы придуманы учителями или приурочены к календарным событиям (день дикой природы, день Земли). Цель – пробудить интерес к проблемам природы. Сценарий праздника составляется на основе ранее полученных знаний.
Походы и экскурсии
Эффективный метод экологического воспитания – прямое взаимодействие с живой природой. Преподаватели организовывают прогулки на свежем воздухе или экскурсии в краеведческие музеи.
В подобных мероприятиях участвуют начиная со средних групп детских садов и средних классов школы.
Труд
В дошкольных учреждениях обустраиваются живые уголки, клумбы.Дети ухаживают за цветами и животными. В школах проводятся субботники, уборка классов.
Цели и задачи экологического воспитания
Формирование уважительного отношения к природе – цель подобного образования. Добившись ее, ребенок с раннего возраста научится:
- рационально пользоваться природными ресурсами;
- заботиться об их сохранении;
- изучать, охранять природу.
Перед достижением этой цели поставлены 3 задачи:
- Образовательная. Дает знания о современных проблемах экологии и учит их решать.
- Воспитательная. Прививает привычки и потребности здорового образа жизни и правильного поведения по отношению к природе.
- Развивающая. Учит на практике оценивать состояние окружающей среды, улучшать обстановку.
Итог – воспитание нового поколения экологически культурных людей.