Экологические наблюдения и эксперименты в ДОУ как средство экологического воспитания ребенка
«Экологические наблюдения и эксперименты в ДОУ как средство экологического воспитания ребенка»
Экологическое сознание ребенка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия побуждают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе.
Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе. Исследования представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».
Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.
Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, родитель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, как поведет себя муравей, если ему загородить дорогу в муравейник». Или: « Давай посмотрим, сможет ли кораблик развернуться в узком месте ручейка». В дальнейшем, если работа не сложна, она проводиться как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.
Решение экспериментальных задач
Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Для дошкольников доступны три типа экспериментальных задач:
— Как доказать, что…(воздух может передвигать предметы и т. п.)
— Сколькими способами можно осуществить это действие…(потушить свечу, перенести воду из одной банки в другую, сдвинуть предмет со стола и т. п.)
— Предскажите, что получится, если…(положим иголку на поверхность воды, положим монетку в блюдце, заполненное водой до самых краев и т. п.)
Решение задач осуществляется в двух вариантах:
1. Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания.
2. Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.
«Пламя загрязняет воздух».
Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли она загрязнить воздух? Подержите над пламенем свечи на расстоянии (1-2 см.) стекло или фарфоровую чашку. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел – покрылся слоем копоти.
«Растения пьют воду».
Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.
Вывод: растения пьют воду.
«Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо»
Возьмите 2 одинаковые воронки и поставьте на стаканы.
В каждую воронку положите немного ваты. В одну воронку до половины насыпьте песок, а в другую положите истолченную глину. Налейте в обе воронки доверху воду. Наблюдайте. Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Песок – сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой.
«Утопи и съешь»
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но утонул один, а второй плавает? Объясните ребёнку: «В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет»
«Жареный сахар»
Возьмите два кусочка сахара-рафинада. Смочи их несколькими каплями воды, чтобы он стал влажным, положите в ложку из нержавеющей стали и нагревайте её несколько минут над газом, пока сахар не растает и не пожелтеет. Не дайте ему подгореть. Как только сахар превратится в желтоватую жидкость, вылейте содержимое ложки на блюдце небольшими каплями. Попробуйте с детьми свои конфеты на вкус. Понравилось? Тогда открывайте кондитерскую фабрику!
Воспитатель:
Получить текст
Как школьники борются с экологическими проблемами: пять изобретений
The Ocean Cleanup, к сожалению, не проект будущего и никак не поможет океану.
Скорее его можно сравнить с компанией Theranos в миниатюре. Для этого есть несколько причин:
1. Большая часть пластика попадает в океан по рекам. То есть основная проблема находится на суше. И решать ее нужно на суше
2. Большая часть пластика в морях и океанах оседает на дне и там разлагается на микро-пластик. Понятие «пластиковые острова» идеализированно. На самом деле речь идет об огромных скоплениях полуразложившегося пластика
3. После длительного взаимодействия с водой пластик становится непригоден для переработки. Во всяком случае для коммерческой переработки.
Это основные причины по которым данный проект не имеет ценности. В первую очередь как коммерческий проект. И как следствие он не может претендовать на то, чтобы стать мировым решением пластикового коллапса.
Нужно добавить, что согласно официальным источникам на данный проект было потрачено как минимум $47 млн
Но и на суше, к сожалению, только небольшую часть пластика возможно переработать механическим способом в промышленных масштабах. После сортировки большинство полимеров либо сжигаются (в лучшем случае для получения электроэнергии), либо закапываются на полигонах. Все это происходит потому что остальной пластик не имеет экономической ценности для существующих механических методов переработки.
Удивительно почему до сих пор большинство активистов, СМИ и государственных деятелей молчит о возможностях химической переработки пластика методом пиролиза.
Между тем именно эта технологии помогает ответить на вопрос, который уже больше года задают со всех публичных площадок — «Как решить проблему пластикового мусора?»
И вот почему:
С помощью химической переработки
1) Любой вид пластик теперь становится пригодным к переработке.
2) Создается ценность на рынке для ранее «бесполезных» отходов — то есть пластик перерабатывается в дизельное топливо и нафту (используется во многих процессах на хим производствах), а также уголь и CO2 (используется, например, в тепличных хозяйствах).
3) Снижаются выбросы CO2, так как нефтепродукты производятся из местного пластика. Не нужно повторно добывать и транспортировать нефть. Соответственно сокращается углеродный след.
4) Образуются по-настоящему круговые системы, которые позволят нам более рационально использовать ресурсы.
5) Вырастут экономические показатели и появятся новые рабочие места
6) Решится проблема с образованием микро-пластика. При химической переработке пластик переходит в газообразное и жидкое состояние.
Подробнее о ситуации с пластиком можете прочитать в статье:
или https://t.me/ecopirate
Летние опыты и затеи на природе: 13 невероятных идей
Солнечные часы
Устроить солнечные экваториальные часы на даче или на площадке совсем не сложно. Гномон — будущую стрелку солнечных часов — можно соорудить из палки, картона или черенка от лопаты. Если вы хотите сделать все точно по науке и определять не солнечное, а московское время, угол наклона гномона должен быть равен географической широте вашей местности. Циферблат делится на 24 части. Очень красиво можно обозначить деления ракушками или выложить цифры из камешков.
Солнечные рисунки или цианотипия
Специальным светочувствительным раствором нужно покрыть бумагу или ткань, затем разложить на нем силуэты, вырезанные из бумаги, засушенные травинки и цветы, листья, кружева, накрыть стеклом и оставить на 3-4 минуты на ярком солнце. Сверху стекла можно разложить небольшие предметы (ключи, ракушки), стеклышки марблс. А потом промыть водой. Происходит химическая реакция, на красивом синем фоне остаются белые силуэты, очертания травинок. Для приготовления раствора необходим ферроцитрат аммония (III) — (25 г на 100 мл дистиллированной воды) и красная (кровяная) соль — ферроцианид калия — (10 г на 100 мл дистиллированной воды). Раствор делается с расчетом на один раз и наносится при красном свете на бумагу. Готовые наборы для цианотипии продаются в фотомагазинах.
Кстати, если солнце — частый гость на балконе, можно разместить на листе обычной цветной или тонированной бумаги любые предметы и положить на солнечное место. Бумага выцветет, а силуэты предметов останутся.
Солнечная татуировка
Для детей постарше, которые любят загорать, или крепко спящего папы можно сделать солнечный сюрприз. Наклеить на руку или спину изображение бабочки или цветка (контур можно вырезать внутри) или повязать повязку-трафарет с вырезанным внутри изображением. На фоне загорелой кожи появится белая картинка.
Приручить радугу
Можно увидеть домашнюю радугу, воспользовавшись шлангом или брызгалкой для цветов в солнечную погоду. А поиграть в радугу поможет опыт с семью стаканчиками, лимонной кислотой и содой. Выучите с ребенком заветный стишок про охоту на фазана, налейте в каждый стаканчик краску или пищевой краситель соответствующего цвета, затем добавьте соду и лимонную кислоту, добавьте воду. Радужная река готова. Очень здорово провести опыт на акварельной бумаге формата А3, получится красивый фон для картины.
Песочный вулкан
Любимый многими эксперимент с содой и уксусом можно усовершенствовать, сделав вулкан не из пластилина, а из песка, поместив внутрь пластиковую емкость. Как вариант для детей постарше − выкопать настоящий вулкан из сырого песка, а внутрь положить сухую траву и поджечь. Валит настоящий дым, восторг детей вам обеспечен.
Лупа и выжигание
Попробуйте немного модифицировать горький опыт любознательного Эмиля из Леннеберги и выжечь при помощи лупы и солнечного луча не дыру на шляпе, а красивый узор на деревянной дощечке в подарок бабушке.
Змеи из пузырей
На бутылку с отрезанным дном или стаканчик нужно надеть старый носок и закрепить резинкой. Наливаем в миску немного воды, средство для мытья посуды и дуем в горлышко бутылки. Появляется гирлянда из мыльной пены, напоминающая змею или бороду.
Ловить ветер
Чтобы «поймать» ветер, можно смастерить из ткани мячик-комету, пришив к нему хвост из фетра или гофрированной бумаги. А можно сделать из проволочного кольца и пакетов-маек сеть и, привязав к палке, сбегать с ней с холма с диким гиканьем или смотреть за направлением ветра. Или попросить ветер сыграть на старых вилках и ложках, расписанных акрилом и подвешенных на яблоне. Музыку ветра можно смастерить также из цветочных горшков небольшого диаметра, бус, лент и бубенчиков.
Двухступенчатая ракета из воздушных шариков
Такую ракету сможет сделать даже шестилетний ребенок. У пластикового стаканчика нужно отрезать дно. Надуть длинный шарик и засунуть его в стаканчик, а затем снизу поместить надутый маленький круглый шарик. Развязать веревочку у маленького шарика − ракета взлетит!
Водная ракета «Папа может»
Без папы или дедушки в этом случае не обойтись. Запускать ракету лучше в чистом поле. Для ракеты нужна 1,5-литровая бутылка, ниппель от велосипеда, насос и пробка от винной бутылки или спортивный дозатор от пластиковой бутылки. Ниппель устанавливается в пробку, для герметичности можно промазать детали суперклеем. Площадка для запуска играет роль подставки для удерживания бутылки в вертикальном положении. При запуске один взрослый держит бутылку, другой — накачивает насосом. Пробка вылетает, ракета взмывает в воздух на высоту 6-9 этажей! Предупредите детей, чтобы при запуске они отошли подальше и ни в коем случае не наклонялись над ракетой.
Машина на газировке
Наверняка в хозяйстве любого ребенка отыщется нижняя часть машинки с колесами. Любимый многими опыт ментос + газировка превратит ненужные обломки в реактивную машину, если закрепить на платформе бутылку и кинуть внутрь ментос, когда она будет в вертикальном положении. Когда реакция начнется, заткните горлышко бутылки пальцем и ставьте машину на колеса. Она поедет, оставляя за собой сладкий фонтан.
Эксперимент с эрозией почвы
Чтобы наглядно показать детям, как важны растения и опасна эрозия почвы, возьмите три бутылки, разрезанные пополам. В одну посейте семена или поместите землю с растущей травой, в другую — насыпьте землю с листьями, в третью — песок. К горлышку привесьте на веревочке перевернутое горлышко от бутылки или донышко. Вода при поливе земли в бутылке будет вытекать, а ребенок увидит, как корни растений оберегают землю от разрушения, а воду — от загрязнения.
Водопроводный лабиринт
Устроить настоящий лабиринт для воды из труб, ковшиков и старых кастрюль совсем не сложно. Для основы подойдет забор, старая дверь или деревянная панель. В дело пойдут гвозди или шурупы, веревки, разрезанные вдоль бутылки, старые шланги и ваша фантазия. Переливать воду и придумывать новые комбинации для водного лабиринта дети могут бесконечно.
Ход эксперимента:
Нальем в контейнер воды — это речка. Затем добавить масла, чтобы образовалась хорошо заметная пленка — «нефть из танкера»
Что будет если закрыть аквариум с рыбками полиэтиленовой пленкой? (рыбки погибнут, т. к. пленка не пропускает воздух и рыбам нечем дышать. Вот и нефтяная пленка не пропускает воздух, гибнут рыбы и другие обитатели водоемов.
Давайте очистим воду, не смешивая ее через трубочку (пусть дети попробуют слить масло через край, вычерпать ложкой)
.
Снимите прищепку с трубки и слейте воду в подставленную банку, когда появится масленый слой, зажмите трубочку прищепкой. В результате в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере.
Можно ли также слить речку? Сколько человек и времени нужно для очистки воды? Смогут ли рыбы обходиться все это время без воздуха?
Вывод. Разлив нефти представляет серьезную опасность для живой природы.
«Птицы и нефть»
Цель эксперимента: помочь детям понять, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц.
Материал: пуховые птичьи перья, любое жидкое масло (растительное)