Методическая разработка «Методы экологического воспитания дошкольников»
Следующий словесный метод — чтение художественных произведений.
В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринимать невозможно. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.
Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В.В. Бианки, М.М. Пришвин, Паустовский, Сладков. Павлова ввела новый жанр — экологические сказки, которые в увлекательной форме знакомят с существами, населяющими планету Земля, учит понимать их потребности, отношения, раскрывает тайны сложных явлений и чудесных превращений в природе. Дальнейшее развитие экологическая сказка получила у Шорыгиной и Рыжовой.
Практические методы.
Одним их практических методов экологического воспитания является игра.
Играя, дети познают природное окружение, их знания об объектах, предметах, явлениях природы заметно расширяются и конкретизируются.
Игровая деятельность оказывает также влияние на развитие у детей гуманных чувств по отношению к природе и познавательного к ней отношения.
Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические, то есть обучающие игры.
Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.)
В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
предметные;
настольно-печатные;
словесные;
творческие.
Дидактические игры необходимо использовать, начиная с младшей возрастной группы.
Большое значение в системе занятий с детьми на экологическую тему имеют творческие игры
Строительные игры с природным материалом
(песок, вода, глина, шишки, камешки и пр.). Они оказывают положительное влияние на процесс познания детьми специфических свойств и качеств, предметов природы. В процессе этих игр у детей обогащается, совершенствуется чувственный опыт, развиваются познавательные способности. Строительные игры можно использовать и для подготовки детей к практически-исследовательской деятельности, так как в процессе этих игр дети нередко познают проблемные ситуации, связанные с физическими свойствами материалов (например, почему сухой песок рассыпается, а из влажного, можно лепить куличики).
Практические методы
Игра -это метод при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод воспитательно-образовательной работы. Выдающие педагоги (Леонтьев, Эльконин, Запорожец). называли игру ведущей деятельностью дошкольников?
Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.
Настольно-печатные игры — это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Растения», «Подбери листок» и др.).
В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и др.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе. Например, такие игры как «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Волк и овцы» и др.
Экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать»). В старших группах с успехом можно использовать соревновательные игры, игры-путешествия.
Опыты — наблюдения, проводимые в специально организованных условиях. Используются для установления детьми тех или иных явлений, связей, отношений между предметами и явлениями природы. Опыт может проходить и как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формированию выводов детей побуждает воспитатель.
Опыты которые можно провести с детьми (ветка в прохладном и тёплом месте (зависимость от тепла); растение в тёмном и светлом месте (зависимость от освещения); растение с водой и без воды (необходимость воды для роста) и т.п) В процессе организации опытов нельзя доводить живые объекты до гибели, нарушать их жизненно важные проявления.
Поэтому, как только появятся заметные изменения. Необходимо сразу изменить условия. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.
Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводят опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Оно основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
О чем книга Николаевой С.Н по методике воспитания дошкольников экологии
Светлана Николаевна Николаева является доктором педагогических наук, главным научным сотрудником института психологии, занимающегося проблемами детства. Автор научных трудов по педагогике известна своими исследованиями, связанными с экологическим образованием. Эту тему она раскрывает и в своей работе «Методика экологического воспитания дошкольников».
Ладони держат детей и радугу
Учебник написан человеком с большим опытом воспитания детей. По мнению Николаевой С. Н., начинать экологическое воспитание надо с рассказов о природе. И когда детское сознание наполнится необходимыми сведениями, можно закрепить у воспитанника определенное отношение к окружающей среде:
- познавательное;
- эстетическое;
- гуманистическое.
Важно! Николаева С.Н «Методика экологического воспитания дошкольников» — произведение, в котором автор выражает уверенность: отношение человека к природной среде — это индикатор, который показывает, насколько он образован в экологическом плане. И начинать такое воспитание важно как можно раньше, с подготовительной группы детского сада, закрепляя в средней и старшей группах.
Педагог предлагает методу экологического образования, которая состоит из двух основных моментов:
- передать знания по экологии;
- модифицировать их в отношения.
Экологическое воспитание дошкольников Николаевой должно заключаться в достижении итогового результата, когда ребенок осознанно будет относиться к природе бережно. Понимая, что и он — часть этой среды.
Планета с бабочкой в человеческих ладонях
Формы экологического воспитания
- Урок . Самой основной, и самой распространенной формой работы по экологическому воспитанию детей является урок. Он же занятия (НОД) в детских садах. В поддержку экологического воспитания был создан такой предмет, как окружающий мир, который знакомит детей с живой и неживой природой, ее законами, основами охраны окружающей среды.
Уроки (занятия) позволяют педагогу формировать у детей знания о природе с учетом их возрастных особенностей. Выделяются несколько типов занятий:
- Первично-ознакомительный. Такие уроки (занятия) имеют ознакомительную функцию, то есть знакомят детей с определенными видами (животные, птицы, рыбы и т.д.), их условиями жизни, природными явлениями, основными понятиями об окружающей среде. Необходимый материал для таких занятий (уроков, бесед) становятся наглядные материалы (демонстрационные пособия, плакаты, фильмы);
- Обобщающий. Позволяет формировать у детей общие понятия о некоторых видах, явлениях природы, умение выделять их общие признаки (старший дошкольный и младший школьный возраст);
- Углубленный познавательный. Занятия (уроки), которые базируются на уже полученных прежде знаниях. Углубление уже изученного, применение на практике – такие уроки проводятся в форме беседы, викторины, просмотра видео на занятии.
- Экологические праздники . Мероприятия, которые относят к внеклассной деятельности. Они могут быть как приуроченными к календарным праздникам (день земли), так и независимыми, придуманными педагогами. Смысл такого досуга – вызвать положительный эмоциональный отклик у детей, что в свою очередь пробуждает интерес к проблемам экологии. При составлении сценария развлечения, используется материал, который уже хорошо знаком детям.
- Экскурсии . Начиная со средней группы ДОУ и заканчивая средними классами общеобразовательной школы, экскурсия – одна из самых эффективных форм работы по экологическому воспитанию детей. И это понятно. Сколько бы мы не говорили, сколько бы бесед не проводили, природа – это окружающая среда, познать которую можно лишь соприкоснувшись с ней напрямую, в естественной обстановке. Педагог проводит экскурсии согласно требованиям государственной образовательной программы, предварительно указывая цели и задачи в календарных планах.
- Труд . Странно было бы не указать эту форму непосредственного сочетания человеческой деятельности с охраной окружающей среды. В детских садах это уход за живым уголком, клумбами, маленькими огородами, организованными воспитателями в целях экологического воспитания малышей. В школе это уборка участка, полив, уход за растениями, работа на пришкольном участке (особенно распространено в сельских школах).
- Участие в школьных городских конкурсах и олимпиадах . Такие конкурсы часто проводят как сами школы для укрепления мотивации среди учащихся, так и администрация города. Смотры участков, викторины, олимпиады – все это пробуждает дух соперничества, и, как следствие, дает весомую мотивацию для экологически направленной детальности среди детей младшего и старшего школьного возраста.
- Работа с родителями . Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда школа и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания. Консультации для родителей, участие в школьных мероприятиях, эксперименты, проводимые детьми совместно с родителями (дома, на даче, в деревне), участие родителей в смотрах и выставках – приемы, которые необходимы для плодотворной работы.
Книга Николаевой С.Н. экологическое воспитание дошкольников — методика
Предисловие
Прогресс современной цивилизации в значительной степени обусловлен бурным развитием естествознания, в частности, биосферных наук, в которых все земные процессы рассматриваются во взаимосвязи, в единстве и взаимообусловленности их проявлений. Экология в числе этих наук приобретает особую значимость.
В последние десятилетия отчетливо просматривается развитие двух параллельных процессов – усугубления экологических проблем планеты и их осмысления населением Земли. В России, как и в других государствах, происходит становление системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого процесса. Начальным звеном системы экологического образования является сфера дошкольного воспитания.
Очевидно, что именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но это происходит только при условии, что взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают всеобщие проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают ребенку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В данной монографии представлено теоретическое (философское, естественно-научное и психолого-педагогическое) обоснование методики экологического воспитания детей, которая, хотя и является новой, но уже вошла в образовательное пространство дошкольных учреждений. На основе многолетних исследований автора и его учеников показано, каким образом выкристаллизовывается содержание экологического образования детей, какие механизмы обеспечивают его реализацию, способствуют построению фундамента экологической культуры.
Начало исследований – 70-е годы XX века: в психолого-педагогической лаборатории умственного воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР создается группа дошкольного природоведения. Руководит направлением кандидат биологических наук (в дальнейшем доктор психологических наук) К. Э. Фабри. В лаборатории создается синтез наук – дошкольной педагогики, детской психологии и естествознания, – эффективный для построения системы экологического воспитания дошкольников.
Как и все сотрудники лаборатории, исследователи группы нацелены на поиск нового содержания обучения дошкольников – содержания, которое отражает ведущие закономерности окружающей действительности и может интенсивно развивать умственные способности детей. Основой нового содержания в разработках группы становится всеобщая закономерность природы – единство организма и среды. Данная закономерность доступна наблюдению, так как имеет яркие внешние проявления, отражающие приспособительную взаимосвязь всего живого со средой обитания. Закономерность можно обнаружить и в онтогенезе организмов, а филогенетическим ее результатом является многообразие живых существ. Идея нового содержания в ознакомлении дошкольников с природой, одобренная коллегами, впервые представлена в монографии 1972 года «Умственное воспитание дошкольников».
С конца 70-х одно за другим завершаются диссертационные исследования (С. Н. Николаева, А. М. Федотова, Т. В. Христовская, Л. С. Игнаткина, И. А. Комарова). В эти же годы по данной проблеме ведутся исследования и в других учреждениях страны, в частности, в Ленинграде – в ЛГПИ им. А. И. Герцена на кафедре дошкольной педагогики (П. Г. Саморукова, И. А. Хайдурова, Е. Ф. Терентьева, Н. Н. Кондратьева). К 90-м годам накапливается много интересных фактов, отражающих возможности дошкольников усваивать новое содержание знаний о природе; исследователи получают интересные результаты, касающиеся способов обучения детей. Анализ накопившегося материала представлен в обобщающем труде С. Н. Николаевой «Общение с природой начинается с детства» (1992). Монография становится теоретическим фундаментом, на котором уже можно выстроить «инфраструктуру» (программу и методическое обеспечение) новой области дошкольной педагогики – экологического воспитания.
В 1993 году выходит в свет первая «Программа экологического воспитания дошкольников», которая, впоследствии доработанная и расширенная, становится программой «Юный эколог». В 1996 году публикуется «Концепция экологического воспитания дошкольников», в которой обозначаются все ключевые позиции: содержание и методы экологического воспитания; педагогический синтез воспитательного и образовательного компонентов (знаний и отношения); роль воспитателя как носителя экологической культуры; схема управления экологическим воспитанием. Встает задача создания методических пособий, позволяющих внедрить в дошкольные учреждения новый подход в ознакомлении детей с природой. В 1995 году выходит первая технология «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» для работы с детьми подготовительной группы по программе «Юный эколог». Эта книга – первая в серии методических пособий (технологий) для работы с детьми старшей и средней групп, младшего дошкольного возраста. Концепция и программа в комплексе с технологиями позволяют любому дошкольному учреждению реализовать систему ознакомления детей с природой в новом – экологическом – ключе.
В 90-е годы исследования продолжаются: Т. А. Федорова проверяет новый – эколого-экономический – аспект содержания методики, возможность осуществления начального природопользования в детском саду. Исследование Т. Г. Табукашвили вскрывает условия формирования и развития профессиональной экологической культуры студентов дошкольного отделения педагогического колледжа. Этими условиями являются: курс новой методики – методики экологического воспитания, эколого-развивающая среда учебного заведения и цикл внеучебных мероприятий природоохранного характера.
Дальнейшие исследования в области экологического воспитания дошкольников касаются взрослых, воспитывающих детей и создающих условия для формирования у них начал экологической культуры. Это издание учебных пособий, которые позволяют студентам педколледжа и вуза овладеть новой методикой и обрести экологическое мировоззрение, а также разработка пособия, в котором рассматриваются вопросы управления, постановки методической работы с педагогическим коллективом и создания эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении. В комплексе эти материалы дают возможность реализовать на практике положение концепции «Воспитатель – носитель экологической культуры». В изданиях воплощается авторское видение системы экологического воспитания дошкольников.
Автор выражает благодарность всем сотрудникам Института дошкольного воспитания, которые так или иначе поддерживали исследования группы дошкольного природоведения, участвовали в их продвижении. Особая благодарность академику, доктору психологических наук, профессору Николаю Николаевичу Поддьякову, который сначала в качестве заведующего лабораторией, а затем директора института на протяжении многих лет поддерживал исследования данного направления и обеспечивал высокий уровень содержания научных работ.
Всякое исследование нуждается в проверке практикой, поэтому с момента выхода первой «Программы экологического воспитания дошкольников» складывается плодотворное сотрудничество с рядом дошкольных учреждений Москвы. За многолетнюю (более 15 лет) совместную работу автор выражает благодарность Окружным управлениям образования и педагогическим коллективам: ДОУ №1012 ЮВОУ (руководитель Г. С. Иванова), ДОУ № 1691 ВОУ (руководитель Т. М. Новикова), ДОУ № 403 СВОУ (руководитель Т. Н. Зенина). Год за годом в режиме эксперимента в этих учреждениях проверяются: содержание экологического воспитания, представленное программой «Юный эколог», новые методы и формы организации работы с детьми, эколого-педагогические технологии для разных возрастных групп, научно-методический семинар как форма повышения квалификации педагогов детского сада.
Автор выражает благодарность также всем практикам России, которые и по сей день внедряют в работу дошкольных учреждений программу «Юный эколог» и методическое обеспечение к ней.
Благодарность организаторам общероссийских конференций, содействовавших распространению идей экологического воспитания дошкольников: бывшему ведущему специалисту Министерства природных ресурсов Н. Ф. Церцик, члену правления президиума Всероссийского общества охраны природы В. И. Ефимовой.