Моя малая Родина. Конспект интегрированной образовательной деятельности
Тема: «Моя малая Родина»
Конспект
интегрированной образовательной деятельности
по теме: «Моя малая Родина»
Подготовила: воспитатель старшей группы Маргиева Динара Диляверовна
К
онспект непосредственной образовательной деятельности
Тема : «Моя малая Родина»
Цель: развивать чувства патриотизма и любовь к своей Родине.
В ходе занятия реализуются задачи по следующим образовательным областям:Образовательные области «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»
— знакомить детей с понятиями : семья, род, родня, большая и малая Родина; — обогащать знания детей о своей малой Родине- Республике Крым; — развивать эмоционально- ценностное отношение к природному окружению и достопримечательностям родного края. — воспитывать у детей любовь к большой и малой Родине и желание приумножать природное и культурно- историческое наследие.
Образовательная область «Речевое развитие»
— закрепить умения детей правильно соотносить существительное с прилагательным : большая и малая Родина, родная страна, родной Крым, любимый поселок ; дорогая мама, близкая родня; ласковое море , нежится страна, спелый виноград, гроздья винограда, виноградная лоза, сладкий изюм. — учить детей выразительно рассказывать художественные произведения крымских и российских детских поэтов.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»—
закреплять навыки детей рисовать пальчиками виноградную гроздь
Образовательная область «Физическое развитие»—
развивать мелкую моторику , двигательную активность детей средствами пальчиковых и народных игр; воспитывать физические качества , координацию , гибкость.
Методы и приемы
: -наглядные: карта Крыма, иллюстрации сортов винограда, муляжи виноградных гроздей; — словесные :беседа, художественное слово, рассказ легенды; — практические: дегустация соков, изюма; рисование пальчиками; индивидуальная работа по закреплению произношения слов активного словаря, выразительного чтения стихотворений с использованием мимики и жестов.
Предварительная работа:
беседа о России, Крыме. Чтение пословиц и поговорок, стихотворений, легенд о Родине, о Крыме , рассматривание фотографий с достопримечательностями родного края, экскурсии по родному поселку.
Материал:
аудиозапись детской песенки «Наш край» сл. Пришельца А., композитор Кабалевский Д. ; плакат Крым, виноградные грозди, иллюстрации с использованием ИКТ.
Ход:
Воспитатель читает стихотворение:
Много мам живет на свете, Всей душой их любят дети, Только мама есть одна, Всех дороже мне она! Кто она? Отвечу я: Родная мамочка моя!
Вопрос
: Какая мамочка? – Родная! Давайте повторим нежно и ласково: — родная мамочка_ А как вы понимаете значение слова родная?
Ответы детей.Воспитатель:
Родная – значит, дорогая, близкая, любимая, милая. Вопрос: А кого или что мы еще можем назвать родным?
Ответы
: пап, брат, сестра, дядя, дом, детский сад, страна, город, край. Обобщение: Место, где все родное и близкое по – другому можно назвать своей Родиной.
Воспитатель:
У каждого из нас есть большая Родина и малая Родина. Большая Родина – это наша большая страна. А как она называется? (Россия).
Включить аудиозапись «Моя Родина»
Воспитатель
. Правильно — мы являемся частью России это наша большая Родина. Но, у каждого есть и своя малая Родина. Диана, Настя и Карина знают стихотворения о малой Родине, давайте их послушаем. Стихотворение: Малая Родина – островок земли. Под окном смородина, вишни расцвели. Яблоня кудрявая, а под ней скамья. Ласковая малая Родина моя! Родина слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира, Бабушка, садик, котенок и я! (Татьяна Бокова)
Воспитатель
. А как вы поняли, что же такое малая Родина? Дети. Я думаю, что малая Родина это дом, в котором я живу, это мои родители, деревня, город. Воспитатель. Ребята, а где ваша малая Родина?
Дети
. Моя малая Родина здесь, в Школьном, Наш поселок находится в Крыму. На ладонях ласкового моря Маленькая нежится страна, Сон ее оберегают горы, Колыбельную поет волна… Крым – это здравница и это чудо сад. Крым – это фрукты, это сладкий виноград. Крым – это море, это райские места. Крым – это южных гор крутая высота. Крым – это степи, заповедные леса. Крым – это сказка, заглянувшая в глаза. Так вот, ребята, я хочу рассказать вам одну такую сказку: Давайте мы с вами попробуем совершить путешествие в далекое-далекое прошлое, когда на земле еще не появились люди. Произошло сильное землетрясение и из морских вод поднялась земная суша. Так появился наш Крым. Ветер и птицы принесли на крымскую землю семена разных растений. Среди них и виноград. Но виноград дикий, с мелкими, черными и кислыми ягодами. Птицы и звери охотно лакомились диким виноградом. Но вот появились люди. Постепенно они научились многому: строить дома, выращивать растения. И тогда они обратили внимание на дикий виноград. Стали выбирать покрупнее и послаще. Со временем из винограда дикого вывели виноград культурный. До сих пор ученые выводят новые сорта винограда: есть виноград без косточек, с круглыми, с овальными ягодами и много-много других сортов. А теперь подумайте и скажите, кто такой виноградарь? Это человек, который занимается выращиванием винограда. А участок земли, на котором растет виноград, называется «виноградник». Н аша крымская земля очень подходит для выращивания винограда. Если придется вам ехать на автомобиле по нашему полуострову, вы увидите множество виноградников. Существует множество разных сортов винограда. У нас сегодня есть три сорта: «Мускат», «Изабелла» и «Ркацители». Сейчас уже поздняя осень и мы не сможем их попробовать. Когда пробуют, для того чтобы определить вкус или запах, это называется дегустация. Зато сейчас у нас будет дегустация виноградного сока.
Дегустация сока
Ягоды, выросшие вместе, рядышком, называют виноградной кистью или гроздью. А откуда взялись виноградные кисти разных расцветок рассказывается в старинной легенде. Мы с вами уже читали легенды, и знаем, что это сказочный рассказ о чем-то, существующем на самом деле.
Легенда о винограде
«Появился виноград на Земле очень и очень давно. Матерью его была Земля, отцом – Солнце. Во времена рождения винограда гроздья его наливались (созревали) не месяц и не два, как сейчас, а быстро – сутра до сумерек (вечера), и те, что успели созреть к рассвету, позаимствовали от утренней зари ее нежный румянец и стали розовыми. Гроздья, созревшие днем, стали золотисто-желтыми – они переняли от ярко сияющего на небосводе солнца золото его лучей. Ягодам, созревшим поздно вечером, южная ночь передала свои темные или бархатисто-синие тона». С ейчас виноград созревает несколько месяцев: первый созревает в середине лета, а урожай последнего, позднего винограда собирают в середине осени. Но земля и солнце и сейчас – родители винограда. Без солнышка ни зернышку не созреть, ни ягодке. Земля дает питание корням виноградного куста. А вот стебель и ветви виноградного куста называют «лоза». Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Лоза гибкая, длинная и тонкая. Чтобы она не ломалась от тяжести виноградных кистей, виноградари подвязывают лозу к столбику. Птицы, насекомые, звери не меньше человека любят виноград. Пчелы, осы, муравьи любят полакомиться виноградом. Хомяки виноградные ягоды за щеку прячут в свою подземную кладовочку несут. А воробьи, грачи, вороны клюют сладкие ягоды прямо с лозы. Давайте поиграем в подвижную игру «Птицы и виноград».
Динамическая пуаза «Птицы и виноград»
Дети изображая птиц бегают («летают»). Ведущий («сторож») по команде «Сторож идет» начинает ловить детей-«птиц». Во все времена люди ценили виноград. В старину, когда на нашем полуострове бушевали войны, победители выкапывали и увозили к себе домой виноградные лозы. Ведь виноград одаривает не только вкусными ягодами. Из винограда делают сок и вино. А еще вкусное лакомство. Вот оно. (Показ изюма). Знаете, что это такое? Это изюм – сушеные ягоды винограда. Для изюма выбирают виноград без косточек. Давайте проведем дегустацию изюма.
Дегустация изюма
Оказывается, виноград еще умеет лечить некоторые болезни. И еще он очищает организм человека, дает ему силу и здоровье. Давайте нарисуем виноградную гроздь. Но прежде подготовим к работе пальчики. Именно ими мы будем рисовать.
Пальчиковая гимнастика «Виноград»
Палец указательный самый любознательный. Может кнопки нажимать, может дырки ковырять. И зависит от владельца, как использовать умельца. Палец мы потренируем – виноград он нарисует. Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают указательный палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и в другую сторону. Затем то же самое проделывают левой рукой.
Р исование «Грозди винограда»
Включить аудиозапись «Моя Родина без слов»
Дети рисуют пальцами ягоды винограда на листе бумаги с нарисованными листиком, усиком и веточкой. Воспитатель обращает внимание детей, что можно добиться разного размера ягод, изменяя силу нажима пальца. Можно предложить детям выбрать цвет своему винограду. Обратить внимание на форму грози: сверху ягод больше, чем ниже, тем меньше ягод.
Вопросы:
1. Чем отличается виноград культурный от винограда дикого? 2. Кто такие виноградари? 3. Как называют ствол виноградного куста? 4. Какого цвета бывают виноградные ягоды? 5. Перескажите легенду о винограде. 6. Что делают из винограда? 7. Что называют изюмом? 8. Кто, кроме человека любит виноград? Кстати! А вы обратили внимание, что наш Крым по форме напоминает виноградную гроздь. Крым – наша Родина, помните это! Души не жалейте ради нее, Пусть над зеленым островом этим Мирное доброе солнце встает!
Государственный флаг Республики Бурятия
Государственный флаг Республики Бурятия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтально расположенных цветных полос: верхней синего цвета, составляющей две четверти ширины, средней белого цвета, составляющей одну четвертую ширины и нижней желтого цвета, составляющей одну четвертую ширины флага. В левом верхнем углу синей части полотнища флага на расстоянии одной четверти длины флага от древка изображен желтым цветом традиционный символ Бурятии (соембо), представляющий собой изображение луны, солнца и очага в следующей последовательности: внизу серп луны, над ним круг солнца, а над ними изображение очага из трех языков пламени. Отношение ширины флага к его длине 1:2
Государственный герб Республики Бурятия
Герб Республики Бурятия представляет собой геральдический щит традиционной формы, на котором размещен трехцветный круг (сине-бело-желтый цвета национального флага). В верхней части круга — золотое соембо — традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг). В центре круга — одинаковой ширины сине-белые полосы — волны Байкала, а также светло-зеленого и темно-зеленого фона горные вершины, характерные для местного ландшафта. Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента «хадак», символ гостеприимства, дружбы и благопожелания (хадак — тонкий шелковый шарф, который дарится в знак уважения и почета). Центральная часть хадака служит основанием герба. Лента равномерно один раз с каждой стороны нижней части круга обвивает герб. Концы ее ниспадают по обе стороны герба над его основанием .
Воспитатель предлагает детям раскрасить флаг Бурятии
( карандашами)
Во время того как дети рисуют, все остальные смотрят видеоклип о Бурятии и слушают гимн Бурятии.
Детский сад «Звёздочка»
Методическая разработка занятия:
Предмет: Окружающий мир, развитие речи.
Тип занятия: комбинированное, занятие закрепления ранее приобретенных знаний ( о «Малой Родине»; о родном поселке Охотск) с занятием творческого применения умений (рисование при помощи штампов).
Тема: «Моя малая Родина»
Возраст: 6 лет
Технологии:
- Авторская презентация «Мой родной Охотск»
- Стандартный графический редактор « paint»
Аннотация:
Занятие «Моя малая Родина» разработано по направлению «Воспитание нравственно-патриотических чувств» с интеграцией образовательных областей:
– социализация;
– познание;
– коммуникация;
– художественное творчество.
Занятие было проведено мною в музыкальном зале в группе детей 6 лет как открытое занятие по нравственно патриотическому воспитанию детей, для родителей (законных представителей) воспитанников и коллег. Состав группы составляет 10 человек. Дети группы имеют достаточно ровное психо – эмоциональное развитие; согласно проводимым диагностическим обследованиям отличаются неплохим уровнем развития познавательных, умственных, интеллектуальных способностей.
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств к родному краю и малой Родине.
Основные задачи занятия:
- Активизировать:
− номинативную лексику в речи детей по темам: «Малая Родина это…»; «Наш Охотск»; «Назови ласково»
-знания об окружающем мире
- Учить детей:
– различать гербы и флаги;
– иметь представление о важности права на имя;
– прививать любовь и доброе отношение к окружающим.
- Формировать:
-умение самостоятельно делать выводы;
-гражданско-патриотические чувства.
- Развивать:
– эмоционально-волевую сферу воспитанников
– потребность к познанию.
- Тренировать память, внимание, логическое мышление.
- Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность.
- Способствовать снятию психомоторного напряжения дошкольников.
- Стимулировать творческую активность детей.
Материалы к занятию:
1.Раздаточный материал:
– российский флажок;
-мяч, красочный цветок;
-бумага на каждого ребенка;
– штампы на каждого ребенка;
- Демонстрационный материал:
– карта России;
– изображение флага и герба п. Охотск;
-авторская презентация «Мой родной Охотск»
Оборудование: (ноутбук, проектор, экран вытяжного типа, музыкальный центр)
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте поприветствуем их:
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в родном краю, всех я Вас приветствую!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о малой Родине и о семье.
А теперь послушайте замечательное стихотворение:
На широком просторе предрассветной порой
Встали алые зори над родимой страной,
С каждым годом все краше дорогие края,
Лучше Родины нашей нет на свете, друзья!
Воспитатель: О чем, ребята. Я прочитала вам стихотворение? У каждого человека на земле есть малая Родина.
Упражнение « Малая Родина» ( дети передают флажок друг другу и говорят…)
– малая Родина- это место, где мы родились и живем;
-малая Родина- это земля, на которой жили и трудились наши дедушки и бабушки;
-малая Родина- это наш поселок Охотск;
– малая Родина-это место. Где живут близкие и дорогие нам люди: папа, мама, брат, сестра;
-малая родина- это место, где находится наш детский сад;
-малая Родина- это место, по которому скучают люди, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
Воспитатель: А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны ее пределы! Все это наша большая Родина, но есть место в нашей стране, где мы родились и растем. Это наш родной поселок, в котором мы с вами живем. Охотск (показ на карте)
У каждого города есть свой флаг и герб, давайте вспомним и найдем герб Охотска.
Игра « Будь внимательным» ( выбрать из предложенных флагов и гербов, флаг и герб нашего поселка Охотск, дети рассказывают, что изображено на гербе и флаге.)
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать и предлагаю совершить прогулку по нашему поселку Охотск. Вы готовы? Да!
Диана: Мой Охотск! Я счастлива, что родилась здесь, тебе я может пригожусь
Дед мой и отец тобой гордился, а теперь и я тобой горжусь!
Скачут облака, как белые валанчики растворяясь в этой синеве
Я сижу, смотрю на одуванчики , здесь легко и радостно так мне!
Я пока не выросла окончательно, в детский сад пока что я хожу,
Но поселок этот замечательный, все равно, ребята, я люблю!
Воспитатель: Ребята, о каком городе прочла нам стихотворение Диана? ( об Охотске), где находится наш поселок, как называется наш край?
– ( Хабаровский)
Игра: « Какой наш Охотск» ( воспитатель бросает мяч, дети ловят и отвечают на вопрос « какой наш Охотск»
( большой, красивый, великолепный, зеленый, лучший, чистый, с широкими улицами, невысокими домами….) Молодцы!
Воспитатель: Ну, что пойдемте гулять дальше. ( подходят к экрану) демонстрируется презентация « Мой родной Охотск»
Игра с мячом « Назови свой домашний адрес!» ( дети называют свой домашний адрес и передают флажок друг другу)
Воспитатель: Хорошо, ребята, видите, какие разные в нашем поселке улицы и дома, но все вместе они составляют нашу маленькую Родину, наш родной поселок Охотск. А какие главные улицы есть в нашем поселке? ( ул. Ленина, ул. Луначарского, ул. Гагарина, ул. Партизанская)
Воспитатель: А какие административные здания находятся на этих улицах ( сбербанк, почта, дом творчества, магазины , детский сад, дом культуры, здание администрации, аптека, «Атлант»…)
Маша Пушкарская: Мы живем, мы растем, в нашем городе родном,
Для кого-то он большой, а для нас огромный,
Пусть живет, пусть растет, городок наш скромный!
Воспитатель: Ну, что дальше погуляем по нашему Охотску. Игра Назови ласково»( воспитатель бросает мяч детям, они называют существительное в уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросают мяч обратно)
- Дом- домик 5.Город-городок
- Улица- улочка 6. Дорога- дорожка
- Улица- улочка 7. Газон-газончик
- Сквер- скверик 8. Сад- садик
- Мост- мостик 9. Поселок- поселочек
Воспитатель: А теперь я, ребята, предлагаю вернуться в детский сад (садятся за стол, воспитатель зажигает свечу)
Леса растут семьей в горах, чайки стайками летят,
Рыбы стайками в морях, тучи стаей в небесах…
Егор: Одному жить очень трудно, каждому нужна семья,
Плохо мне без мамы с папой, маме с папой без меня!
Воспитатель: Дорогие мои ребята, именно сейчас я хочу поговорить с вами о семье, об уважении и любви к близким. Помните кто то из вас сказал, что малая Родина- это где живут дорогие вам люди, мама, папа, ваши все родные. Ребята, скажите, как вы понимаете выражение-
Воспитатель: « Любить свою семью- что это значит»? ( уважать всех, помогать маме, папе, убирать свои игрушки, уважать старших, не грубить, не ссориться…)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно понимаете уважение и любовь к своей семье.
Слайд № 1 СОЛНЦЕ, МЕСЯЦ, ЗВЕЗДЫ
– Да, все небесные светила- это одна большая семья. Солнышко светит днем, как мама , которая никогда не знает отдыха. Всегда в заботе.
Месяц на страже ночью. Его можно сравнить с мужчиной в семье, отцом, потому что он не боится темноты. Звезд это их дети, которые горят
То ярко, то блекнут, словно дети , которые своим поведением то огорчают, то радуют родителей. Старые люди говорят, что у каждого человека есть своя звездочка.
Воспитатель: Ребята, приложите руку к своему сердцу, слышите, как оно бьется? Какое счастье жить и радоваться жизни.
Воспитатель: У меня в руках карточки- это цифра 7 и буква «Я», к цифре семь добавлю «Я», что получится? Дети: (СЕМЬЯ)
– Воспитатель: Семья, где все любят меня и ласкают, и лучше семьи ничего не бывает.
И все. Кого я так сильно люблю, имеют право на семью!
Воспитатель: В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботятся о маленьких. Сейчас я вам предлагаю почувствовать, как это приятно о ком-то заботиться и какая это обязанность.
Психогимнастика: « Согрей котенка»
Воспитатель: Представьте, что вы подобрали на улице маленького котенка. На улице холодно, идет снег. Вот
котенок замерз и дрожит от холода! Возьмите его на ручки в ладошки! Чтобы его согреть – подышите в ладони. (Пауза).
Прижмите его к груди… А теперь, посмотрите на вашего котенка, согрелся ли он? Посмотрите на него с нежностью и любовью. Улыбнитесь ему, и он улыбнется вам в ответ. А теперь, отпустите! Посмотрите, он побежал домой к своей семье.
Воспитатель: Вот мы и подарили с вами свою любовь, тепло и ласку маленькому котенку. Он согрелся и убежал к маме.
– Как хорошо, когда у каждого есть своя семья, где любят, ждут, заботятся и приходят на помощь. Очень хочется, ребята, чтобы вы ценили своих близких, никогда не огорчали, заботились о них так же, как они заботятся о вас.
( Входит Домовенок . У него грустное лицо, садится на стульчик)
Домовенок: Я домовенок. Никак меня не зовут, домовенком только и кличут! Имя мне никто не давал. Я слышал, как вы здесь весело играете, вот и забрел к вам на огонек.
Воспитатель: Дети с рождения получают право на имя: представьте, что исчезнут все имена, остались мальчики и девочки, мужчины и женщины, бабушки и дедушки, а имени ни у кого нет. Мы ведь даже не сможем общаться друг с другом. Видите, как необходимо имя человеку. Имя вам дают родители при рождении.
Домовенок: А я сказочный герой. Поэтому имя мне никто не давал.
Воспитатель: Домовенок, не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Правда, ребята, давайте придумаем, как же нам назвать нашего героя? (Кузя)
Воспитатель: Домовенок, тебе нравится имя Кузя??
Домовенок: Очень нравится. Спасибо, ребята.
Воспитатель: Знают, знают все на свете, знают взрослые и дети-
Имя каждому дано, и у каждого одно!
Вера Ким: Всех по разному зовут: кот Мурлыка, пес Барбос,
Даже нашу козочку зовут красиво Розочка.
Настя, Вика и Данила, все имеют свое имя!
Воспитатель: Ребята, а кто хочет рассказать о своем имени?
Диана: Я – Диана. Мое имя обозначает « Божественная»
Диана-добрая душа, обаятельна, открыта и собою хороша, может буду знаменита!
Юра Рудь: Я – Юрий- мое имя означает « солнечный»
Посмотри-ка, Юрочка, в зеркало лучистое,
Там увижу непременно, солнечное личико!
Дима Нуржанов: Я-Дмитрий- что значит «великий»,
Вот в чем силушка моя! Хоть работать за троих, хоть любить за четверых-
Силушки на всех хватает, видно имя помогает!
Воспитатель: Знаешь, Кузя, при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется
«Свидетельство о рождении»
– Эта маленькая книжка, есть у каждого малышки
И в любое время дня, все расскажет про тебя!
(Показывает «Свидетельство о рождении») В этом документе закреплено право ребенка на имя. Кузя, мы с ребятами хотим сделать для тебя подарок. Сейчас ребята нарисуют красивые свидетельства, а ты выберешь то, которое тебе больше понравится. А я впишу в него твое имя.
( Рисование)
Дети при помощи штампиков , составляют рамочку »Свидетельство о рождении». Домовенок Кузя выбирает себе свидетельство, которое ему больше всего понравилось.
Воспитатель: Любимый наш Кузя, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть сказочное свидетельство.
Кузя: Спасибо, ребята, я очень рад. Пойду, покажу это свидетельство друзьям. Ребята, а можно я возьму все свидетельства, которые вы нарисовали. У меня много друзей, но у них тоже нет «Свидетельства о рождении». Вот они обрадуются подарку. (Забирает и уходит)
Воспитатель: Приятно, что наш домовенок ушел довольный. А мы с вами провели необыкновенное занятие, где вы много рассказали и знаете о своей малой Родине, а также знаете, что семью свою надо любить и уважать. И сейчас я раздам !медальки» за ваши знания и умения. Спасибо, ребята. За интересное занятие.
Be Sociable, Share!
- Tweet