Проект в средней группе «Сказка в гости к нам спешит» Работу выполнила студентка 444 группы Терентьева Ксения И нельзя без сказок нам прожить друзья, Ведь. — презентация


ПРОЕКТ «По дорогам сказо.к»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Антошка» с.Зудилово

Долгосрочный проект в средней группе

на тему:

« По дорогам сказок»


Выполнила и провела:

Воспитатель Волкова О.А.

с. Зудилово, 2022г.

Цель:

Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Актуальность темы.
Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой, то его осудить, Ну а слабый – его защитить! Дети учатся думать, мечтать, На вопросы ответ получать. Каждый раз что-нибудь узнают, Родину свою познают!

А. Лесных

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — ни будь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика — это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм. Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями. Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость. Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам. Проблема:

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Участники проекта:
Дети средней группы, воспитатели, родители.
Срок реализации:
3 месяц.( март-май)
Тип проекта
: практико-ориентированный, групповой.
Цель:
Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Задачи:Для детей:
•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры. •Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. •Расширять представление детей о сказках. •Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь. •Укреплять дружеские отношения в семье. •Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.
Для родителей:
•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду; •Развитие совместного творчества родителей и детей;
Для педагогов:
•Развитие творческого потенциала ребенка; •Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
1. К концу года дети будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека. 2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
Формы работы:
-беседы -показ сказок -продуктивная деятельность детей -выставки творческих работ детей.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Подготовительный этап Цель:
Актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.
Анкетирование родителей
«Русская народная сказка в жизни вашего ребенка»
Консультации для родителей
1.«Сказка в жизни ребенка» 2.«Читайте детям сказки» 3.«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Чтение русских народных сказок Изучение методической литературыОбогащение развивающей среды: в книжный уголок
– внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров ( плоскостной, настольный, на палочках, перчаточный, пальчиковый, магнитный);
в игровую зону
– маски, элементы костюмов героев сказок;
в ИЗО
– раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам;
Сбор экспонатов для организации мини — музея «В гостях у сказки»;Подбор и изготовление атрибутов к играм-драматизациям.Изготовление альбома для рассматривания:
1.«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей) 2.«Предметы быта русской избы» 3.«Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)
Создание картотеки игр:Русские народные игры
— «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси- лебеди»,«Кот и мышь»,«Курочка -хохлатка», «Золотые ворота».
Дидактические игры
– «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку». «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой», «Разыграй свою сказку».
Загадки о сказках.
Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок. Физминутки по русским народным сказкам.
Подбор русских народных сказок для среднего дошкольного возраста для мини-библиотеки. Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
Основной этап
Цель:
Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.

Организация игровой деятельности
Слушание музыкальных произведений Беседы:
1.«Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?» 2.«На кого из сказочных героев я похож» 3.«В гости к книге» 4.«Кто рисует картинки к сказкам»
Художественно-эстетическое развитие:

Рисование по русской народной сказки «Три медведя» -Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок» -Аппликация «Заюшкина избушка»
Познавательное развитие:
-«Русские народные сказки из волшебного сундучка». -Путешествие в сказку « Заюшкина избушка» -Творческое рассказывание по сказке «Теремок» «Лучшие друзья» «Путешествие в королество сказок» «На поляне сказок» «Путешествие по сказкам»

Завершающий этап
Цель:
проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно- исследовательской деятельности.

— Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки» — Оформление мини-музея «В гостях у сказки!» (творческие работы детей и родителей по сюжетам сказок) — Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад» — Проведение викторины «Путешествие по сказкам» — Показ сказки «Теремок» — Итоговое мероприятие «По страницам сказок» — Создание видеотеки презентаций, фото слайдов, фотоальбомов по проекту «В гостях у сказки!»

Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсужденияпо теме «В гостях у сказки»

— «Петушок – золотой гребешок» — «Гуси-лебеди» — «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — «По щучьему велению» — «Морозко» «Снегурочка» «Три поросенка» «Заюшкина избушка» «Курочка Ряба» «Царевна лягушка» «Зимовье зверей» «Снегурушка и лиса» «Маша и медведь» «Кот, Петух и Лиса» «Теремок» «Лиса и заяц» «Лиса и козел» «Лиса и журавль»

РАБОТА С ДЕТЬМИ:
Познавательно-речевое развитие
.

1. Рассматривание альбомов

— «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей) — «Предметы быта русской избы» — «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)
Цель
: вызвать интерес к русским народным сказкам и предметам русской избы Расширять и углублять о предметах домашней утвари, героях сказок.
2.ООД: «Русские народные сказки из волшебного сундучка».Цель:
Помочь детям понять, что такое устное народное творчество. Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных. Систематизировать знания о русских народных сказках. Обеспечить развитие памяти, логического мышления. Активизировать словарный запас детей (бытовые , волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество). Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
3. ООД : Путешествие в сказку « Заюшкина избушка».Цель:
Обеспечить развитие умение рассказывать сказку по алгоритму, учить детей отвечать полными предложениями, активизировать словарь, Способствовать развитию связной речи детей. Способствовать развитию умения рассуждать. Обеспечить развитию воображения, мышления, логики. Пробудить чувство любви к русским народным сказкам, доброжелательное отношение к героям сказки. Вызвать интерес к художественной литературе.
4. ООД: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Цель:
учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей.
5. ООД «В гостях у сказки».Цель:
Обеспечить развитие умения подбирать заместители предметов и на их основе узнавать ситуации сказки и разворачивать сюжет. Способствовать формированию у воспитанников умения внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего). Вызвать желание помочь близкому.
6. ООД «На поляне сказок».Цель:
Обеспечить развитие умения придумывать необычные концовки к известным сказкам, закреплять знания жанровых особенностей сказки. Активизировать в речи детей употребление сложных предложений. Способствовать развитию творческих мыслительных способностей детей. Способствовать развитию воображения, фантазии. Пробудить чувства любви к сказкам, к чтению.
7. ООД Творческое рассказывание по сказке «Теремок». Цель:
Обеспечить развитие умение составлять рассказ по сюжету знакомой сказки с самостоятельно придуманными героями. Обеспечить развитию ассоциативного мышления и творческого воображения через использование заместителей; развитию речи: учить детей подбирать признаки заданному предмету, расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов. Вызвать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию).
8.ООД «Путешествие по сказкам».Цель:
Способствовать развитию и совершенствованию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность; Обогащать и активизировать словарь по теме «Семья». Обеспечить развитие внимания, памяти, мышления. Способствовать формированию представления о понятии «Семья»: что такое семья, виды семей (по количеству членов семьи), отношение членов семьи друг к другу. Обеспечить развитие умения анализировать поступки, находить причины неправильных поступков. Пробудить чувства ответственности за близких людей, стремление уважать своих родителей и заботиться о них. Вызвать желание помогать взрослым.
9. ООД «Лучшие друзья» Цель:
Способствовать формированию у детей дружеских отношений друг другу, к сказочным персонажам. Помочь получить эстетическое наслаждение от сказки.
10.Беседа «Кто рисует картинки к сказкам»Цель:
Познакомить детей с художниками
11. Беседа «На кого из сказочных героев я похож»Цель
: воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.
12. Беседа «В гости к книге»Цель:
воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге.
13. Литературная викторина «В стране сказок» Цель:
закрепить знания детей о русских народных сказках. Формировать умение узнавать сказки, их героев. Развить интерес к русскому народному творчеству. Воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней.
14. Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.15. Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».16. Дидактические игры:
— «Расскажи сказку по серии картинок» — «Составь сказку» — «Назови сказку» — «Что сначала, что потом» — «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?» — «Из какой сказки волшебная вещь?» — «Подбери иллюстрацию к сказке» — «Сложи картинку и узнай сказку» — «Сложи сказку», «Что лишнее?» — «Узнай по описанию» — «Путаница».
17. Чтение художественной литературы:
«Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса») «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «По щучьему велению» «Морозко» «Снегурочка» «Рукавичка» «Волк и семеро козлят» «Три медведя» «Пузырь, соломинка и лапоть» «Три поросенка» «Заюшкина избушка» «Царевна лягушка» «Зимовье зверей» «Снегурушка и лиса» «Маша и медведь» «Как коза избушку строила» «Кот, Петух и Лиса» «Теремок» «Лиса и заяц» «Лиса и гуси» «Лиса и козел» «Лиса и журавль» «Жихарка» «Смоляной бычок»
19.Отгадывание загадок на тему «Сказки». 20. Чтение пословиц, поговорок о русском быте, гостеприимстве.21. Настольно-печатные игры:
— «Любимые сказки» («Играем и учимся») — «Домино» — «Золотая рыбка» — «Русские народные сказки» (с фишками) — «Ассоциации- развивающее лото»

— « В гостях у сказки» 22.Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.

Социально-коммуникативное развитие:

1

. Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок».
2
. Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой Гребешок», «Лисичка со скалочкой».
3
. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
4
. Занятие — развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!»

Художественно-эстетическое развитие.
1
. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.
2
. Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке
3
. Показ воспитателем театров по сказкам: «Заюшкина избушка» (Бибабо) «Петушок и бобовое зёрнышко» «Девочка-Снегурочка» (плоскостной) «Кот, Петух и Лиса» (на конусах)
4. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.5. Музыка:
подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.
6.Конструирование:
«Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель) «Зайчик» (оригами).
7.Оод «Заюшкина избушка» Цель:
Учить создавать на одной аппликативной основе разные образы сказочных избушек – лубяную для зайчика и ледяную для лисы.
8. Рисование по русской народной сказки «Три медведя»Цель:
Учить детей рисовать животных методом тычка. Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения. Развивать воображение интерес к изобразительному искусству.
9. Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»Цель:
Продолжать учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей. Закреплять знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приёмом примазывания. Развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику. Учить составлять композицию по литературному произведению. Воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературных произведений.

Физическое развитие
1.Подвижные игры:
«Водяной» «Бабушка Маланья» «Волк и семеро козлят» «У медведя во бору» «Гуси — лебеди» «Кот и мышь» «Курочка — хохлатка» «Золотые ворота».
2.Физминутки:
«Сказки», «Колобок», «Теремок», «Репка».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
1.Консультации:
— «Сказка в жизни ребенка» — «Читайте детям сказки» — «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» 2.

Анкетирование «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».
3
.Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелеграфе).
4
.Оформление выставки: — «Русские народные сказки» (рисунки). — «Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок)

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:

1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома. 2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек. 3. Сбор экспонатов для организации мини — музея «В гостях у сказки».

Литература:

1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003. 2. Битютская Н.П. — автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012. 3. Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994. 4. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005. 5. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре» — М. «ВАЛДОС», 2013. 6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини — музей в детском саду» — М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008. 7. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля» — М.: Школьная Пресса, 2011. 8. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» — : М.: ТЦ «Сфера», 2001. 9. Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» — М.: ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001. 10. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» — СПб.:«Детство-пресс», 2008. 11. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. 12. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» — М.: ТЦ Сфера, 2005. 13.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» — ООО «ТЦ Сфера», 2014

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]