«ЛИСА И ЗАЙЦЫ»
Ребенок «лиса» стоит в сторонке. Остальные детки — «зайчики» выполняют движения по ходу слов. По лесной лужайке разбежались зайки, Вот какие зайки, зайки — побегайки!
(бегают, прыгают)
Сели зайчики в кружок, роют зайки корешок, Вот какие зайки, зайки — побегайки! (садятся и ручкой «копают»)
Вот бежит лисичка, рыжая лисичка Ищет, где же зайки, зайки — побегайки!
(детки замирают, выходит лиса и ищет
«зайку», который пошевелился).
Программные задачи игровой деятельности
Яна Васильева
Программные задачи игровой деятельности
Развитие игровой деятельности
Вторая группа раннего возраста (2-3 г)
Сюжетно-ролевые игры. Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу.
Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и ат- рибуты для игры, использовать предметы-заместители.
Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
Развивать предпосылки творчества.
Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспита- телем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание)
.
Театрализованные игры. Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает
концерт, расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор)
.
Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм)
.
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
Создавать условия для систематического восприятия театрализован- ных выступлений педагогического театра (взрослых)
.
Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим матери- алом чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку)
из 5–8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур
«Геометрической мозаики»
(круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)
; составлять целое из четырех частей
(разрезных картинок, складных ку- биков)
; сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков
(цвет, форма, величина)
.
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Че- го не стало?»
и т. п.); слуховой дифференциации (
«Что звучит?»
и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий (
«Чудесный мешочек»
,
«Теплый — холодный»
,
«Легкий— тяжелый»
и т. п.); мелкой моторики руки
(игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.)
.
Младшая группа (3- 4г.)
Сюжетно-ролевые игры. Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов)
; обогащению
игрового опыта детей пос- редством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками не- сколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кор- мить)
. Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами
(шофер— пассажир, мама— дочка, врач— больной)
; в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.
Показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами,
игрушками.
Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества
игрушек. Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины, простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал (песок, снег, вода)
; разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки).
Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непро- должительной совместной игре.
Подвижные игры. Развивать активность детей в двигательной деятель- ности. Организовывать игры со всеми детьми группы. Поощрять игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами; игры, в которых развиваются навыки лазания, ползанья; игры с мячами, шарами, развива- ющие ловкость движений.
Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.
Театрализованные игры. Пробуждать интерес детей к театрализо- ванной игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спек- таклях, созданных силами взрослых и старших детей.
Учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет, передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением)
.
Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить со- провождать движения простой песенкой.
Вызывать желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и т. д.)
и атрибутами как внешними символами роли.
Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками,
обустраивая место для выступления.
Побуждать участвовать в беседах о театре (театр — актеры — зрители, поведение людей в зрительном зале)
.
Дидактические игры. Закреплять умение детей подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2–3 цветов, собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в оп- ределенной последовательности 2–3 цвета. Учить собирать картинку из 4–6 частей («Наша посуда»
,
«Игрушки»
и др.).
В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Средняя группа (4 -5 лет)
Сюжетно-ролевые игры. Продолжать работу с детьми по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.
В совместных с воспитателем играх, содержащих 2–3 роли, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
Учить подбирать предметы и атрибуты для игры.
Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях, и др.).
Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.
Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.
Подвижные игры. Продолжать развивать двигательную активность; ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.
Воспитывать самостоятельность детей в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников.
Приучать к самостоятельному выполнению правил.
Развивать творческие способности детей в играх (придумывание ва- риантов игр, комбинирование движений)
.
Театрализованные игры. Продолжать развивать и поддерживать ин- терес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей).
Проводить этюды для развития необходимых психических качеств (восприятия, воображения, внимания, мышления, исполнительских навы- ков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане)
и ощущений (мышечных, чувственных, используя музыкальные, словесные, зрительные образы.
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа
известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест)
.
Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возмож- ность для экспериментирования при создании одного и того же образа.
Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, всту- пать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей.
Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предостав- ляя место, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре.
Приучать использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластмассы, пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов.
Продолжать использовать возможности педагогического театра (взрос- лых)
для накопления эмоционально-чувственного опыта, понимания детьми комплекса выразительных средств, применяемых в спектакле.
Дидактические игры. Учить играть в дидактические игры, направлен- ные на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, со- ставлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы)
.
Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения («Оп- редели на ощупь (по вкусу, по звучанию)
»). Развивать наблюдательность и внимание (
«Что изменилось»
,
«У кого колечко»
).
Поощрять стремление освоить правила простейших настольно-печат- ных игр («Домино»
,
«Лото»
).
Старшая группа (5-6 лет)
Сюжетно-ролевые игры. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжет- но-ролевые игры.
Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов.
Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий,налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д. Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений.
Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с
действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.
Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.
Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов-заместителей или введение новой роли). Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития.
Учить детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях.
Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.
Подвижные игры. Продолжать приучать детей самостоятельно орга- низовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования. Знакомить с народными играми.
Воспитывать честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.
Театрализованные игры. Продолжать развивать интерес к
театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать желание попробовать себя в разных ролях.
Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных (с точки зрения драматургии)
художественных
задач («Ты была бедной Золушкой, а теперь ты красавица-принцесса»
,
«Эта роль еще никем не раскрыта»
, смены тактики работы над
игрой, спектаклем.
Создавать атмосферу творчества и доверия, предоставляя каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.
Учить детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.
Учить выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.
Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потен- циал детей,вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими
гостями.
Дидактические игры. Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила игры.
Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал, объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы, определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку)
.
Формировать желание действовать с разнообразными дидактичес- кими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.)
.
Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоцио- нально-положительный отклик на игровое действие.
Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать твор- ческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Развивать инициативу, организаторские способности. Воспитывать чувство коллективизма.
Сюжетно-ролевые игры. Продолжать учить детей брать на себя раз- личные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал.
Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самосто- ятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (билеты для игры в театр, деньги для покупок)
.
Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мульт- фильмах.
Развивать творческое воображение, способность совместно разверты- вать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверс- тников; продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопо- мощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.
Подвижные игры. Учить детей использовать в самостоятельной де- ятельности разнообразные по содержанию подвижные игры. Проводить игры с элементами соревнования, способствующие развитию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, координации движений, умения ориентироваться в пространстве.
Учить справедливо оценивать результаты игры.
Развивать интерес к спортивным (бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол)
и народным играм.
Театрализованные игры. Развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр.
Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку,
стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли.
Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в пере- даче образа; артистические навыки. Учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения)
.
Воспитывать любовь к театру. Широко использовать в театрализованной деятельности детей разные виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.).
Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театрально- музыкальному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов. Рассказывать детям о театре, театральных профессиях.
Учить постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хореография, декорации и др.)
.
Дидактические игры. Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки и др.)
. Развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего.
Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Привлекать детей к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки»
,
«Шуршалки»
и т. д.). Развивать и закреплять сенсорные способности.Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно образного
и логического мышления, воображения, познавательной активности.
«ВОЗДУШНЫЙ ШАР»
Дети образуют круг, берутся за руки. Вслед за воспитателем, дети повторяют движения и действия в соответствии с тестом.
С мамой в магазин ходили, шар воздушный там купили (идут по кругу)
Будем шарик надувать, будем с шариком играть. (идут назад, расширяя круг)
Шар воздушный, надувайся, шар воздушный, раздувайся (хлопают в ладоши)
Надувайся большой, да не лопайся!
(держатся за руки отходят еще немного назад)
Ой, лопнул!
(отпускают руки и присаживаются).
«В какие игры играют современные дошкольники».
Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет.
Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра имеет
чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка.
Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит
этапы.
До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами.
Младенец играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он
знакомится с цветом, формой, звуком и т. д., то есть исследует
действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать,
сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок
развивает координацию движений. Собственно, игра возникает в 3 года,
когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами
реальных предметов, явлений и действий. На первом этапе она представляет
собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время
являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это так
называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты
действий. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на
себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими
игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют)
деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой
игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра
– наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на
протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры – наличие
воображаемой ситуации.
В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и
особенности личности ребенка.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности
поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых
сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои
сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и
больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать
импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника.
Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в
мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой
для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок
начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом,
игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов
и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок
становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных
сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности
человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает
вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация,
сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей.
В игре он имеет возможность прожить то, что является для него
недоступным в жизни взрослых.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения.
Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные
предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на
себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в
воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают
способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным
образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают
учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения,
строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает
огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые
потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды
деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с
игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков
вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат
продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она
освобождается от игры.
В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая
идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто
игровыми. Игры с правилами не предполагают какой-либо определенной роли.
Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры
определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми.
Типичными примерами подвижных игр с правилами являются хорошо всем
известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные
игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются
играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревновательный характер
— в отличие от игр с ролью, в них есть выигравшие и проигравшие. Главная
задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют
высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют
его.
Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем
можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального
развития детей. В дошкольном детстве складываются важнейшие
психические новообразования. В структуре психических функций
центральное место начинает занимать память. Мышление приобретает
возможность действовать в плане общих представлений. Расширяются
познавательные интересы ребенка. Формируется и начинает интенсивно
работать воображение. Складывается произвольное поведение и личное
самосознание ребенка.
Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя
роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его
отношение к действительности.
Современный ребенок, как и много лет назад стремится познать все новое. Нынешние дети достаточно развиты коммуникативно, в них реже наблюдается зажатость перед взрослыми, они более раскрепощенные. Наша современная жизнь богата примерами: начиная от кнопки на бытовой технике, рекламными роликами и плакатами на улице. Часто удивляешься, как ребенок, так быстро смог разобраться в том или ином техническом вопросе. Появление нового меняет отношение к окружающему миру и к людям. Современные дети достаточно проинформированы, они рассуждают на взрослые темы, делают неожиданные выводы. Современный ребенок активен, общителен, в тоже время заметно, что навык самообслуживания, снижается по сравнению с предыдущими поколениями. Жизнь диктует свои условия, ее ритм заметно ускоряется, она перенасыщена информацией. Мир вышел на другой уровень, создается много нового, а все старое теряется в годах. Изменились условия жизни.
Хотелось бы отметить, что изменились и игры. Раньше были кубики, мягкие игрушки, конструкторы, мозаики, куклы. Теперь их все чаще заменяют – компьютерные игры, мультфильмы в неограниченном количестве, планшеты, детские ноутбуки и др. Прогресс не стоит на месте все больше появляется новых гаджетов и современных игрушек.
В век, когда люди все чаще общаются по интернету и телефону, детям становится тяжелее адаптироваться к общению со сверстниками. Еще неограниченный доступ к информации может навредить ребенку, нарушив его детскую психику.
В наше время все меньше места остается традиционным играм, книгам, мультфильмам, национальным героям и персонажей. По собственному примеру, опросив детей, задав им вопрос кто их любимый герой из книг, дети называли героев современных мультфильмов, а это говорит о том, что они слабо знакомы со сказками, особенно русскими. Большинство родителей не читают детям, говорят о том, что их дети не любят книги, только мультфильмы.
Снижается роль ролевой игры, в жизни современных детей стала развитие игрушки, приблизившее ее к реальным объектам окружающего мира (кукла и плачет, и ходит в туалет, и кушает и т.д.), и тем самым лишая, у игры право на создание мнимой ситуации. Игрушки воплощают все, что есть в реальной жизни, и все, что только выдумано людьми, но в реальности не существует, тем самым препятствую полноценному развитию воображения. Многие родители, покупая игры, и игрушки не задумываются об этом.
Таким образом, очевидно, что сегодня изменения происходят в психологическом облике ребенка, причины которых в неправильном возрастной потребности ребенка организации его жизни, свидетельствует о ином характере.
В заключении хочу сказать. Каждое новое поколение уникально, и каждый конкретный ребенок неповторим. Я думаю, залогом успеха родителей будет, индивидуальный подход и внимательное отношение к ребенку.
«КРУГ — КУЖОЧЕК»
Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:
«Круг-кружочек, аленький цветочек!
Раз, два, три – развернись – ка,
Оля, ты!»
Названный ребенок поворачивается спиной в круг, берется за руки. Дети продолжают произносить слова игры.
Как только спиной в круг окажутся 5-6 детей, игра прекращается.
Подвижные игры в детском саду (5-7лет) |
«Игры с правилами – виды, особенности использования в группе»
Традиционно, игра с правилами выступает в современной отечественной педагогике, как некий антагонист сюжетной игры. Большинство практических педагогов вполне справедливо считает, что сюжетная, или как ее часто называют, творческая игра – может иметь формы свободной и самостоятельной деятельности ребенка. Другое дело – игра с правилами. Этот тип игры представляют либо как организованную взрослым упорядоченную двигательную активность, в процессе которой дети не просто беспорядочно перемещаются, а подчиняются правилам, за исполнением которых следит педагог. Другая популярная форма игр с правилами в детском саду – игра детей с настольно-печатными играми, типа домино, лото и «гусек». Основное внимание во всех перечисленных играх всеми участниками, детьми и взрослым уделяется содержанию игры, ее сюжетной основе.
Игры с правилами представляют собой весьма обширный пласт деятельности ребенка дошкольного возраста. Как принято считать, игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного и умственного развития детей. Но, как отмечает ряд современных ученых, основное развивающее значение игры с правилами связано с ее специфическими характеристиками. Прежде всего, это развитие у детей самостоятельной нормативной регуляции поведения. При наличии правила (нормы), обязательной для всех участников, возникает необходимость в контроле за их выполнением. У детей, в самостоятельной деятельности создаются условия и возникает необходимость в реализации такого важного морального принципа, как справедливость.
Для игры с правилами характерны состязательные отношения между участниками. У ребенка появляется возможность самостоятельно выделить себя среди других детей, в соответствии с простыми и понятными ему критериями. Для развития ребенка важным является факт не только выигрыша, но и проигрыша. Опыт переживания неудачи в игре способствует появлению в характере ребенка очень важных качеств (стойкости, умения добиваться поставленной задачи и т.п.), которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, — со всем этим он знакомится играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.
В период дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, решительность, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть отсутствие горячности при возникновении конфликта, самостоятельность, ответственность и дисциплинированность. Дошкольный возраст является уникальным периодом жизни ребенка, в котором закладываются основы личности, вырабатывается произвольность психических процессов, развивается творчество, активность и инициативность. Все эти важнейшие качества формируются в процессе осуществления ведущей деятельности дошкольника — в игре. Важнейшую роль в развитии старших дошкольников играют те качества и психические процессы, которые связаны со способностью ребенка осуществлять сложную развернутую игровую деятельность, прежде всего — ролевую игру с сюжетом, с распределением ролей и правилами. Одним из таких качеств является воля. Особенностями развития воли в дошкольном детстве являются: формирование целеполагания, возникновение борьбы и соподчинения мотивов, появление внутреннего контроля в поведении, развитие способности в волевому усилию, речевое планирование деятельности, побуждение взрослых и сверстников к исполнению собственных планов, произвольность в сфере движений, действий, а также познавательных процессов и общения со взрослыми.
«СВЕТОФОР»
Ведущий встает примерно за 3 метра от детей, спиной к ним. Он «светофор», дети
«машины». Ведущий называет любой цвет, например «синий». Игроки должны найти этот цвет у себя в одежде. Если такой цвет есть, то дети, показывая его ведущему проходят мимо, на другую сторону (в гараж). Если
такого цвета нет, то ребенок (или дети) по команде: «1,2,3 — беги», должен пробежать
мимо «светофора», чтобы тот его не задел
рукой. Тот, кого задел светофор» выходит из игры.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ В ПОМЕЩЕНИИкартотека (старшая группа) на тему
ИГРЫ С ДЕТЬМИ В ПОМЕЩЕНИИ
Живое — неживое
Ведущий называет вперемешку живые и неживые предметы, а дети отвечают хором только «живое», а на «неживое» молчат. Выигрывают дети, которые меньше всех ошиблись.
Шеренга
Дети выстраиваются в одну линию по направлению руки ведущего. Когда он говорит врассыпную, все разбегаются. А заслышав речевку: «У ребят порядок строгий, тра-та-та, тра-та-та, знают все свои места», бегут и строятся в новом направлении. Последний считается проигравшим.
Найди цвет
Дети встают в круг и по команде ведущего ищут предметы названного цвета для того, чтобы до них дотронуться. Проигравшим считается тот, кто дотронется до нужной вещи последним. Он выбывает из игры.
Хищник
Все дети – рыбы, один из них – хищник. Когда взрослый кричит: «Корабль», рыбы укрываются у одной стены, когда кричит «Шторм» — у другой, а при слове «хищник» — начинают спасаться бегством, в то время как хищник обнаруживает себя и начинает их ловить.
Солнечные зайчики
Данное занятие подходит для солнечной погоды. Следует взять маленькое зеркало, пускать на стены и потолок солнечных зайчиков и вместе с малышом наблюдать за ними.
Скачут побегайчики- Солнечные зайчики. Мы зовем их — не идут. Были тут — и нет их тут. Прыг, прыг по углам. Были там — и нет их там. Где же зайчики? Ушли. Вы нигде их не нашли? (А. Бродский)
Слушай
Руководитель свистит, подавая игрокам с повязками на глазах сигнал и меняя свое направление. Ориентируясь на звуки, нужно найти взрослого.
Предметы
Дети приносят с собой какие — нибудь небольшие предметы и складывают их в одно место. Далее выбирают одного из игроков, который становиться спиной к предметам. Ведущий, указывая на один из предметов, спрашивает: «Что делать тому, кому принадлежит этот предмет?». Все игроки видят это предмет, но один стоит к нему спиной и не знает, на чей предмет указывает ведущий. Задание этого игрока — назначить «штрафы», задание, которое должен выполнить хозяин предмета, чтобы выкупить предмет.
Сквозь обруч
Играющий в одной руке держит ракетку, на которой лежит мяч настольного тенниса, в другой — гимнастический обруч. Задача играющего — продеть через себя обруч сверху вниз, затем снизу вверх, не уронив мяч. Играют парами. Побеждает тот, кто быстрее выполнил задание.
Арифметические кубики
Для игры нужны 3 кубика. Каждый бросает их по 3 раза. Если среди выпавших чисел окажутся одинаковые, они складываются (например, выпало 3, 5 и 3, играющий сумму 3+3=6, а если выпадут все разные числа, допустим 5, 2 и 3 — они не учитываются). Если же случиться так, что после очередного броска все 3 числа окажутся одинаковыми (например, 4,4 и 4), то сумма этих чисел еще и удваивается. Побеждает тот, у кого в результате трех бросков окажется наибольшая сумма чисел.
Прищепочки
Игрокам необходимо найти и собрать все прищепки в помещении. Прищепки могут быть разными: пластмассовыми, деревянными, цветными, прозрачными, старыми, новыми. Главный принцип: чем больше, тем лучше. Игроки разбиваются на пары. Паре выдается повязка с прищепками. Задание очень простое. Один ребенок завязывает себе глаза. На одежду напарника прикрепляются прищепки. Причем вешают прищепки окружающие, а не сам ребенок. Куда их крепить — им решать. Игрок не имеет права вмешиваться в процесс. Далее наступает час действовать игроку с завязанными глазами. Его задание — как можно быстрее найти и снять все прищепки с игрока.
Веселые картинки
Игра для развития зрительной памяти. Предложите малышу внимательно рассмотреть 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Затем попросите малыша по очереди назвать предметы, которые он запомнил. Важно количество предметов, которые запомнил ребенок. Покажите ребенку картинки, которые он не назвал. Повторите попытку через 10 минут. Предложите вспомнить все картинки через час.
Достань городок
Участники игры принимают стойку носки и пяти вместе, руки соединены за спиной (кисть одной руки захватывает запястье другой). Приседая, он должен, не сходя с места и не касаясь руками пола, поднять городок (шайбу, кубик, шишку и т. д.), находящийся сзади у ноги. Побеждает тот, кто из трех попыток большее число раз добьется успеха.
Найди зайчика
Для игры понадобится чистый носовой платок. Следует взять его за 2 соседних конца, заглянуть за него с обеих сторон и спросить: «А где наш зайчик? Куда он убежал?». После этого надо завязать концы платка в узлы так, чтобы они стали похожи на заячьи уши, и сказать: «А вот и зайчик! А где же у него хвост?» На оставшемся конце платка надо завязать небольшой узелок-хвостик: «А вот и хвостик! Давай его погладим».
Золотая рыбка
Ребенок — золотая рыбка, которая предлагает рыбаку исполнить его желание. Вы придумывает что-то сверхъестественное, а он должен найти уважительную причину, по которой не может исполнить ваше желание. Потом можно поменяться ролями.
Испорченный факс
Участники садятся в ряд друг за другом. Последний участник рисует на спине человека, сидящего впереди него, картинку. Игрок, получивший сообщение, должен максимально точно повторить его на спине сидящего впереди. Первый игрок в ряду, получив сообщение, рисует его на бумаге. После этого сравниваются рисунки первого и последнего игроков и выявляется, на каких участниках игры факс дал сбой. Перед следующим раундом все игроки должны поменяться местами.
В качестве рисунков могут быть использованы геометрические фигуры, буквы и небольшие слова, различные символы (значок доллара, евро, амперсант, копирайт).
Начинать игру желательно с простых геометрических картинок. Для того, чтобы игра проходила динамичнее, можно заранее, втайне от участников игры, заготовить рисунки для передачи.
Можно провести командный вариант игры — все участники делятся на команды по 5-8 человек и одновременно передают рисунок. Победившей считается команда, чей результирующий рисунок наиболее близок к исходному.
Музыкальные стулья
После остановки музыки сесть на стул, как можно быстрее. Проигрывает тот, кто сделал это последним или кому не хватило стула.
Вьюны
Играющие встают в круг и приподнимают руки кверху, образуя «воротца». Ведущий объявляет двух рядом стоящих игроков вьюнами. Один вьюн встает в круг и называется «убегающий», другой — за кругом — «догоняющий». Дистанция пробега невелика — нужно один раз обежать круг и встать на свое место, но бежать придется не по прямой, а по извилистой линии, проскальзывая в «воротца» то с одной, то с другой стороны.
По сигналу ведущего оба вьюна срываются с места. Если победил, то есть добежал раньше до своего места убегающий, то назначается вместо него вьюн, а догоняющий остается прежний. Если догоняющий осалил убегающего, то догоняющий выбирает себе замену, а убегающий вьюн остается старый.
Можно игру проводить с разделением на две команды, рассчитав всех стоящих на первые и вторые номера, тогда убегающий и догоняющий вьюны выбираются из разных команд, а успех того или другого приносит одно очко его команде.
Карлики – Великаны
Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово: «Карлики!». Все садятся в воду. За сигналом: «Великаны!» — все игроки подпрыгивают вверх. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался.
Лишний предмет
Учитель выставляет на наборном полотне ряды геометрических фигур. В каждом ряду одна фигура отличается цветом (формой, размером). Учащиеся должны найти «лишнюю» фигуру и объяснить, почему они так решили. За правильный ответ ученик получает фишку.
Мяч за черту
Игроки двух команд входят в воду и выстраиваются у противоположных бортиков бассейна лицом к середине. Бортик является для них в игре линией дома, который они защищают. Руководитель бросает мяч на середину между командами. Игроки плывут к нему и, завладев мячом, начинают перебрасывать между собой, стараясь не отдать его противнику. Задача состоит в том. Чтобы приблизиться к дому противника и коснуться мячом бортика бассейна. На открытом водоеме поле для игры ограничивают поплавками, дорожками из поплавков. Игра длится 10 минут. Выигрывает команда, сумевшая большее числа раз коснуться мячом дома противника.
Успей подобрать
В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 теннисных (резиновых) мячей. По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч. Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.
Обезьяньи салки
Обезьяньи салки – разновидность пятнашек. Водящий догоняет убегающего, который меняет способы передвижения, водящий обязан менять свой способ передвижения вслед за убегающим.
Ловля цепью
Ловля цепью – разновидность пятнашек. Начало – как игре ловля парами, только водящие остаются одной цепью. Эта игра проходит интересно в лесу или среди столбов.
Замри на месте
Для проведения игры назначается один или несколько участников, которые играют роль колдунов. Тот, кого коснется колдун, должен остановится на месте, расставить ноги врозь. Игрок может продолжить игру если один из бегающих пролезет у него между ступнями ног.
Летучий голландец
В эту игру лучше всего играть в лесу, особенно, если все замерзли. Согреются очень быстро. Игроки (10-30 человек) становятся в круг и берутся за руки. Одна пара человек бегает за кругом. Внезапно кто-то из них ударяет по сцепленным рукам кого-нибудь из круга. Пара, которую ударили по рукам, должна выскочить из круга и оббежать его вокруг, то же самое делает пара, которая ударила, только бежит в противоположную сторону. Те двое, которые быстрее оббегут круг, занимают пустое место. Другие же остаются бегать за кругом. История повторяется.
Падающая палка
Встав в круг, несколько играющих рассчитываются по порядку номеров. Участник игры под номером 1 берет гимнастическую палку и выходит на середину круга. Поставив палку вертикально и накрыв ее ладонью сверху, он громко называет какой — либо номер, например 3, а сам отбегает на свое место. Тот, кто назван, выбегает вперед, стараясь подхватить падающую палку. Если он успевает это сделать, то участник игры под номером 1 снова берет палку и, поставив ее вертикально, называет какой — либо номер и т. д. Если же палка упала на землю, то водящим становится тот, кто не сумел ее подхватить. Игра длится 5 — 7 мин. Побеждает тот, кто меньше других был в роли ведущего.
Последнее слово
Ведущий называет разные существительные. Неожиданно он прерывается, подходит к одному из детей и просит повторить последнее слово. Если ребенок был невнимателен и не запомнил его, он получает штрафное очко. Побеждает тот, у кого меньше всех штрафных очков.