Перспективный план работы по ОБЖ в подготовительной группе
Перспективный план
по формированию основ безопасности
в подготовительной группе
Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение кправилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Безопасный отдых на природе
Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано. Что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.
Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Безопасность на дорогах
Уточнить знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.
Знакомить детей с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов.
Закрепить и расширить знания о правилах езды на велосипеде.
Продолжать знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Безопасность собственной жизнедеятельности
Знакомить с работой службы спасения – МЧС.
Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
Закреплять умение называть свою фамилию и имя, домашний адрес.
Продолжать знакомить с правилами поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.)
Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.)
Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
Уточнить знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.
Формировать умение обращаться за помощью ко взрослым.
Закрепить знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»).
К концу года ребенок:
Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду.
Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.
Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная команда», «Полиция»), объясняет их назначение.
Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей среде).
Перспективный план работы:
«Формирование основ безопасности у дошкольников».
Подготовительная группа
Содержание ООД
08.09
Безопасность собственной жизнедеятельности
Моделирование ситуации «Я потерялся»
Цель:
закрепить знания домашнего адреса, Ф.И. отчества родителей. Развивать умение обращаться за помощью к взрослым. Формировать знания о «чужих» и «своих». Объяснить детям, какие опасности могут подстерегать их при контакте с незнакомыми людьми. Объяснить безопасное поведение при контакте с чужими людьми.
Д/и «Почтальон» Цель: закрепить знание и умение иметь назвать Ф.И., свой адрес
15.09
Безопасность на дорогах
Моделирование ситуации «Безопасное поведение на улице и в транспорте».
Цель:
выяснить готовность ребенка к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, в транспорте. («Как научить детей ПДД», Т.П. Гарнышева
22.09
Безопасный отдых на природе
Беседа:
Ядовитые грибы и ягоды
.
Цель:
Пояснить детям, что жизнь и здоровье человека зависит от того, как он умеет обращаться с природой. Познакомить с правилами поведения на природе, закрепить знания о ядовитых грибах. Рассматривание энциклопедий о грибах, ягодах. Загадывание загадок о грибах и ягодах.
С/игра «В лесу». Цель: способствовать развитию знаний о природе. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе.
29.09
Правила пожарной безопасности
Тематическое рассказывание «Пожарный».Цель:
познакомить с историей возникновения профессии Пожарного. Уточнить знания номера телефона для вызова пожарных. Учить отвечать на вопросы воспитателя.
Д/ игра «СПАСАТЕЛИ» Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение с натуральным предметом; стимулировать развитие зрительного восприятия, учить находить предмет по его схематическому изображению.
Чтение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»
06.10
Безопасность собственной жизнедеятельности
«Кто день начинает с зарядки, у того дела в порядке».
Цель:
привитие навыков здорового образа жизни. Учить детей совместно с взрослым составлять список упражнений, а затем выполнить их.
13.10
Безопасность на природе.
Беседа «Будем беречь и охранять природу»
Цель:
воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать представления о том какие действия вредят природе, а какие способствуют её восстановлению.
Рассматривание иллюстраций на тему «Как вести себя на природе»
Д/И «как избежать неприятности в природе»
Цель
: способствовать развитию знаний о природе и о безопасном поведении в природе
20.10
Безопасность на дорогах
Ситуативный разговор: “Нам на улице не страшно” Цель:
Закрепить правила дорожного движения для водителей и пешеходов. Закрепить знания сигналов светофора, их назначение. Воспитывать внимание, сосредоточенность на дороге.
ЛОТО «Дорожные знаки» Настольно – печатные игры «Знаки дорожного движения» Цель: закрепить знания о дорожных знаках.
27.10
Правила пожарной безопасности
Беседа: «Эта спичка-невеличка».
Чтение С. Маршака «Сказка про спички», беседа по содержанию. Д/и «Пожароопасные предметы».
03.11
Безопасность собственной жизнедеятельности
Беседа: «Домашние вещи могут быть опасными: иглы, ножницы и скрепки не бросай на табуретке». Цель:
Расширять представлений об опасных для жизни предметах, которые встречаются в быту. Рассказать детям, что существует много опасных предметов, которыми надо уметь пользоваться, что они должны храниться в специально отведенных местах
. Д/игра: «Опасно — не опасно». Цель: Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных; уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание.
Д/игра: «Я назову предмет, а ты расскажешь о правилах его использования». Цель: закрепить правила обращения с опасными предметами.
10.11
Безопасность на дорогах
Беседы: «Два светофора», «Правила для пешеходов».
Цель: Расширять знания детей о правилах поведения на улице. Д/И «Воробушки и автомобиль» Цель: закреплять полученные знания о Правилах дорожного движения.
18.11
Правила пожарной безопасности
Д/И «Чем пожар я потушу»
Цель:
пояснить, что для тушения пожара подходят не все предметы и способы. Учить называть детей называть средства пожаротушения: огнетушитель, песок, вода и т.д.
«Правила эвакуации при пожаре»Цель
: закрепить правила эвакуации при пожаре из детского сада. Знать, как вести себя при сильной задымленности. Учить сохранять спокойствие, собранность, воспитывать чувство ответственности.
25.11
Безопасность на природе.
Рассказывание детям «Зима»
Цель:
закрепить знания детей о поведении на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части, зимой нельзя ходить под козырьком домов, опасно выходить на лед.
Игровой тренинг «Правила поведения на льду» Цель:
познакомить с запрещающими правилами поведения на льду. Развивать чувство самосохранения, умения избежать трагических ситуаций.
01.12
Безопасность собственной жизнедеятельности
Беседа «Кухня – не место для игр»Цель:
уточнить представление детей о опасностях таящихся на кухне. Знакомство с правилами общения с домашними и уличными животными. Моделирование ситуации «Встреча с чужой собакой» Задание: вспомни, что сделал теленок Гаврюша с почтальоном Печкиным в Простоквашино. Беседа «Кошки тоже могут быть опасны»
08.12
Безопасность на дорогах
Рассказ-беседа о указательных знаках:
«Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место стоянки» и т.д. Цель: Закрепление знаний об информационно-указательных знаках Д/и «Угадай, какой знак?» Цель: Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
15.12
Безопасность на природе.
Беседа «Животные»
Цель
: разъяснить, что контакты с животными могут быть опасными, учить заботится о своей безопасности.
Ситуация «Встреча с незнакомым животным»
Цель:
Учить правильному обращению с незнакомым животным, ознакомить с правилами поведения в опасных ситуациях.
22.12
Правила пожарной безопасности
беседа и моделирование ситуаций на тему
: «
Украшаем елку».
Беседа с рассматриванием иллюстраций о правилах поведения возле елки, действиях с опасными предметами (хлопушками, бенгальскими огнями и т. д.). Д/и «Горит – не горит».
12.01
Безопасность собственной жизнедеятельности
Беседа «На игровой площадке»
Цель:
формировать представление детей об источниках потенциальной опасности на игровой площадке, о правилах безопасного поведения на прогулке.
Совместное рассуждение воспитателя и детей «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»Цель
: учить соблюдать правила безопасного поведения на участке, напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.
Рассматривание иллюстраций, картинок.
19.01
Правила пожарной безопасности
Составление рассказа на тему «Откуда может прийти беда?» или «Почему это случилось?»
с началом или концом, предложенным воспитателем .Игра-занятие «Что нельзя делать в отсутствии взрослых». Чтение С. Маршака «Кошкин дом»
26.01
Безопасность на дорогах
Беседа: Улицы бывают разные.
Цель: систематизировать знания детей об устройстве улицы , о дорожном движении. Познакомить с понятиями «площадь», «бульвар», » проспект». Д/и: «Запрещается — разрешается» Д/ и «Правила поведения» Цель: Закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.
02.02
Безопасность на природе.
Беседа: » Осторожно, сосульки и снег с крыши! «
Цель: дать детям знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека. При падении с крыши, сосульки и снег могут нанести серьезную травму человеку. Учить предвидеть опасность, не ходить вблизи крыш, на которых есть сосульки.
09.02
Безопасность собственной жизнедеятельности
«Осторожно, микробы!»
Цель:
Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно – гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний – микробах.
16.02
Правила пожарной безопасности
«Правила эвакуации при пожаре».
Цель: закрепить правила эвакуации при пожаре из детского сада. Знать, как вести себя при сильной задымленности. Учить сохранять спокойствие, собранность, воспитывать чувство ответственности.
23.02
Безопасность на дорогах
Ситуативный разговор » Как я иду домой».
Цель: Закрепление представлений о безопасном пути от д / сада, общественных мест до дома Д/и: «Законы улиц и дорог» Цель: Прививать правила поведения на дорогах. Умение ориентироваться в пространстве. Загадки о правилах дорожного движения. С/р игра : На прогулке. Цель: развивать у детей умение выбирать маршрут прогулки ,научить правильно называть участки маршрута следования
02.03
Безопасность собственной жизнедеятельности
Беседа «Когда нельзя слушаться старших».
Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми. Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Беседа «Когда нельзя слушаться старших». Д/и «Можно- нельзя» Д/ игра «Добрый или злой человек» Цель: Игра поможет детям определять, какие люди представляют серьезную опасность для жизни, а с каким можно обращаться за помощью. Способствует воспитанию уверенности в своих силах и осторожность. Учит предчувствовать и оценивать опасность
09.03
Безопасность на дорогах
Беседа :“Опасные участки на пешеходной части улицы
”. Цель: Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, о мерах предосторожности Д/и: «Дорожная азбука» Цель: Закреплять знание дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные.
16.03
Правила пожарной безопасности
Беседа «Осторожно – электроприборы».
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о бытовых электроприборах Д/И: «Четвертый лишний». Цель: учить находить и называть предметы, которые могут стать причиной пожара. 4. Моделирование ситуации «Один дома». Цель: прививать чувство собственной безопасности находясь дома.
Памятка для детей «Правила техники безопасности с электрическими приборами». Цель: закрепить знания по предупреждению несчастных случаев в быту.
23.03
Безопасность собственной жизнедеятельности
Конфликты между детьми.
Цель: Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами – регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться).
30.03
Правила пожарной безопасности
беседа «Опасность оборванных проводов».
Цель: дать понятие словам: электричество, электроэнергия. Учить быть особенно внимательными и осмотрительными, если вы оказались возле электрического столба.
Чтение художественной литературы. Сказка «Кот Федот». Цель: закреплять знания о мерах предосторожности в отношении бытовых электроприборов через художественное произведение.
06.04
Безопасность собственной жизнедеятельности
Беседа « Что такое терроризм»
Цель. Формирование у детей основ противодействия терроризму и экстремизму.
Моделирование ситуации: «Как вести себя, если вы обнаружили подозрительный предмет?». Цель: познакомить детей с предметами, которые могут вызвать подозрительность. Закрепить правила поведения в подобных ситуациях.
13.04
Безопасность на дорогах
Беседы: «Играем во дворе», «И во дворе ездят машины»
Цель:
Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при
играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.
.
2.04
Безопасность на природе.
Ситуация » Если на улице гроза и сильный ветер»
Цель:
рассказать о правилах поведения во время грозы и шквального ветра.
Д/И «Опасно — не опасно»
Цель:
Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и
здоровью окружающих, от неопасных, уметь предвидеть и предупредить результаты
возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения
в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание. Воспитывать чувство взаимопомощи.
27.04
Ситуативный разговор «У меня зазвонил телефон»
(друг, незнакомец, знакомый. взрослый), «Кто стучится в дверь ко мне?». Цель: Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, такие как контакты с чужими людьми. Формировать более точное понимание того, кто является «своим», а кто «чужим». Беседа «Гости званые и незваные». Цель: Формировать более точное понимание того, кто является «своим», а кто «чужим»
04.05
Безопасность собственной жизнедеятельности
Беседа «Мой дом», «Открытое окно и балкон это опасно»
Цель:
Дети должны знать, что нельзя открывать окна и выглядывать в них нельзя
это очень опасно.
Д/И «Я знаю — это опасно», «Бывает – не бывает?»
Цель:
Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и
здоровью окружающих, от неопасных; закреплять и соблюдать правила безопасного
поведения в различных ситуациях; охранительное самосознание.
18.05
Безопасность на природе.
Беседа “На воде, на солнце”
Цель:
Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья
только в том случае, если соблюдать правила безопасности.
Д/ И «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, что
хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя
людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
25.05
Безопасность на природе.
Разговор о самых маленьких «Насекомые – польза или вред».
Цель: дать знания о правилах безопасного поведения при встрече с насекомыми. Воспитывать чувство самосохранения. 4. Практические упражнения «Защита от клещей». Цель: пояснить, что укус клеща приводит к серьезным заболеваниям, и своевременное обращение к врачу спасает людям жизнь. Познакомить с местами обитания клещей, их внешним видом и способами защиты от клещей.
Конспект занятие по ОБЖ для подготовительной группы
Занятие для подготовительной группы
Тема: «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (приобщение с социокультурным ценностям: расширение кругозора детей) «Социально-коммуникативное» (формирование основ безопасности) ; «Речевое развитие» (связная речь; приобщение к художественной литературе, «Физическое развитие» (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; физическая культура: формирование представления о том, что движения физкультминутки помогают восстанавливать силу и расслабить детский организм) . Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы. Цель: формировать у детей желание сохранять жизнь и свое здоровье через типичные опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице. Задачи: • образовательные: продолжать формировать представление детей о том, как правильно вести себя в опасных ситуациях на наглядной и словесной основе; объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения и, наоборот, неприятная или уродливая внеш-ность не всегда означает дурные намерения; учить соблюдать некоторые меры безопасности у детей, вырабатывая ал-горитм поведения в неожиданной опасной ситуации; • развивающие: развивать логическое мышление, умение сопоставлять; развивать интерес и любознательность у детей; развивать связную речь (рассуждение) и умение кратко и точно отвечать на вопросы воспитателя и связно выражать свои мысли; активизировать словарь детей за счет слов и выражений: приятная и неприятная внешность; незнакомец; опасность • воспитательные: воспитывать в детях положительное отношение к правилам, даже если в них содержится запрещающий элемент, так как от этого будет зависеть здоровье и безопасность самих детей. Материал: одежда для обыгрывания опасных ситуаций «Незнакомец предлагает конфету девочке», «Женщина незнакомка» пинтограмы для Дидактической игры «Добро и зло»; презентация «Правила безопасности дома и на улице». Ход организации непосредственно образовательной деятельности детей Беседа «Внешность человека может быть обманчива». Воспитатель: – Дети, кто может быть опасен для человека? Дети: (Животные. Другие люди.) Воспитатель: – А могут ли быть опасны люди? Дети: (Могут.) Воспитатель: – Кто из людей может быть опасен? Почему? Дети: (Люди с неприятной внешностью. Неприятно одетые.) Воспитатель: – А кто опаснее: мужчины или женщины? Дети: (Мужчины опаснее, чем женщины. И женщины и мужчины опасные.) Воспитатель: – Незнакомый человек, будь то женщины или мужчина, юноша или девушка, такие веселые и жизнерадостные, тоже могут быть злыми, опасными для ребёнка. Могут среди красивых и опрятных людей встречаться люди с недобрыми намерениями и наоборот, могут среди некрасивых, с неприятной внешностью людей встречаться люди с добрыми намерениями. Воспитатель: – Итак, какое правило нужно знать? (Незнакомому человеку на улице не следует доверять, даже если он внешне привлекателен.) А сейчас давайте с вами поиграем и вспомним сказочных героев, а игра называется «Добро и зло». Дидактическая игра «Добро и зло» Воспитатель объясняет правила игры: — На полу 2 обруча, в одном из них пиктограмма злого, в другом – доброго лиц. На столе изображения сказочных героев: Баба-Яга, Кощей, Бармалей, змей Горыныч, Снежная Королева, Волк, Лиса, Дюймовочка, Золушка, Крокодил Гена, Айболит. Воспитатель: — Какие из этих героев можно назвать злыми, а каких добрыми? Ответы Детей:……. Воспитатель: — Как думаете, кого из них можно положить на пересечении кругов? Почему? Во всех ли сказках лиса и волк злые? В сказках: «Теремок» лиса не злая и не вредная, а волк — в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» добрый. Значит, их можно положить на пересечении кругов и у нас получилось три группы: злых, добрых, добро-злых.На какого сказочного героя по форме похожи эти лица? (пиктограммы). Воспитатель: Молодцы справились с заданием. – Кто из людей для вас является своим, близким? Дети: (Папа, мама, бабушка, дедушка, брат или сестра.) Воспитатель: – Кто для вас является знакомым? Дети: (Соседи по квартире. Воспитатели группы. Друзья.) Воспитатель: – Кого вы считаете чужими, посторонними и незнакомыми? Дети: (Всех тех людей, которых мы не знаем.) Физкультминутка Воспитатель обыгрывает ситуацию, надевает на себя различные костюмы. 1. Ситуация «Незнакомец предлагает конфету девочке»Воспитатель: – Кого я сейчас сыграла? Дети: (Мужчина-незнакомец пытается угостить девочку конфетой) Воспитатель: – Да. Взрослый угощает ребёнка конфетой, а может угостить и мороженым, жвачкой и другими сладостями.Как поступите? Дети: (Откажусь от угощения. Скажу, что брать сладости от незнакомых нельзя. Убегу от незнакомца прочь.) Воспитатель: – А будете ли предупреждать об этом своих друзей? Как? Дети: (Будем предупреждать, что нельзя брать ничего от незнакомого человека.) Воспитатель: Осторожней будьте, Милые ребята: Незнакомым людям Доверять не надо! Если вас с собою В гости позовут, Или вам конфетку Вкусную дадут, Лучше отбегайте Прочь от них скорей И предупреждайте Всех своих друзей… 2. Ситуация «Незнакомка» Воспитатель переодевается в незнакомую женщину,подходит к одному из детей и спрашивает у ребёнка, «где ты живешь?, дома ли твои родители, с кем живет» и тд. Воспитатель: Кого сейчас я изобразила? Дети: Незнакомую женщину Воспитатель: А как в этой ситуации вы поступите? Дети: (Скажу, что мне некогда с вами разговаривать. Я вам не скажу этого, вы мне незнакомы. Буду громко кричать: «Ко мне пристает чужая тетя! ») Воспитатель: Молодцы справились с заданием. Итог занятия Воспитатель: В сказках чудеса помогают бороться с кознями злых героев. В жизни избежать неприятностей, связанных с опасными людьми помогают правила безопасности общения с незнакомыми взрослыми. Сейчас ребята я предлагаю закрепить эти правила «Правила безопасности дома и на улице» Эти правила нужно всегда выполнять, даже если вам встретился человек с приятной внешностью!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по рисованию для подготовительной группы детского сада Беседа в подготовительной группе по пожарной безопасности с презентацией Беседы по ОБЖ в старшей — подготовительной группе ДОУ. Картотека. Викторина по ОБЖ в подготовительной группе
Похожие статьи:
КВН по пожарной безопасности в подготовительной группе
Конспект занятия по пожарной безопасности «Новогодняя елочка». Подготовительная группа
Занятие по ОБЖ «Правила безопасного поведения на воде». Подготовительная группа
Задания по ОБЖ для детей 5-7 лет
Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе
Библиографическое описание:
Саяпина, Л. И. Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе / Л. И. Саяпина, Н. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (22). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4171/ (дата обращения: 29.01.2022).
В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описание.
Ключевые слова: дошкольное образование, безопасность детей, дидактические игры.
Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием взрослого, под влиянием впечатлений окружающего мира. Особенно дети подготовительной группы, которые более осознанно начинают воспринимать все происходящее в мире и готовятся к прочному усвоению знаний в дальнейшем в школьном обучении [2, с. 52].
Осуществляя образовательную деятельность в дошкольном учреждении, воспитатели реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которая выдвигает определенные требования по основам безопасной жизнедеятельности детей.
Обучая детей навыкам безопасности жизнедеятельности, решаются задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В ней, наряду с традиционными задачами по охране и здоровью жизнедеятельности, выдвигаются требованию к сформированности у детей дошкольного возраста умений, необходимых в быту, социуме и на природе относительно безопасной жизнедеятельности [1, с. 32].
Детей дошкольного возраста отличает высокая двигательная активность, которая в зачастую может привести к травмоопасным ситуациям. Об этом свидетельствуют данные медицинской статистики, а также в медицинских исследованиям обнаружено, что именно в дошкольном возрасте установлен наибольший процент травматизма в быту [2, с. 46].
Дошкольник имеет предрасположенность к несчастным случаям, а связано это, прежде всего с незрелостью коры головного мозга, быстрым истощением нервной системы, неспособностью правильно оценивать обстановку, недостатком знаний об источниках опасности. Именно поэтому важно создавать для детей дошкольного возраста условия по формированию безопасной жизнедеятельности.
Большая роль в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста принадлежит игре- важнейшему виду деятельности, так как именно этот вид деятельности для детей дошкольного возраста является основным. Дети лучше понимают и усваивают определенные нормы играя, они воспринимают это как занимательный процесс, а не учение. Следовательно, сформировать опыт безопасного поведения у детей в быту посредством наиболее эффективно можно через дидактические игры [1, с. 29]. Дидактические игры помогут в решении следующих задач:
− обогатить представления детей об основных источниках и видах опасностей в быту;
− познакомить детей с простейшими способами безопасного поведения;
− сформировать у них осторожное и осмотрительное отношение к опасным ситуациям; развивать у воспитанников интерес к правилам безопасного поведения [3, с. 55].
Еще советский педагог В. А. Сухомлинский говорил, что: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий в окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста во многом зависит от умений и профессионального мастерства воспитателя, от его знаний возрастной психологии, учета индивидуальных особенностей детей и умелого взаимодействия с детьми. Немаловажным является и правильная организация работы, а также верное применение методических приемов в работе с дошкольниками.
Для формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста предлагаем ряд дидактических игр:
1. Телефон.
Цель: познакомиться с номерами телефонов служб помощи.
Содержание игры: детям предлагается определенный номер телефона, а им нужно по нему позвонить и вежливо попросить о помощи.
2. Исправим ошибки ребят!
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения и пожарной безопасности.
Содержание игры: дети получают картинки, в которых другие ребята нарушают правила безопасности, их задача исправить ошибки.
3. Горит или не горит?
Цель: уметь классифицировать предметы по признаку возгорания.
Содержание игры: Дети получают различные предметы и определяют, опасен ли этот предмет или безопасен, как правильно им пользоваться.
4. Кому что нужно?
Цель: сформировать представление детей о предметах, которыми пользуются в своей деятельности врачи, пожарные, полиция, учителя и др.
Содержание игры: Детям предлагается определенная профессия, их задача назвать, какие предметы необходимы представителю этой профессии для работы
5. Запретим или разрешим?
Цель: закрепить знания детей об основных требованиях безопасности и т. д.
Содержание игры: Воспитатель детям рассказывает выдуманные истории про других детей, а дошкольники отвечают, согласны ли они с действиями ребят из истории.
6. В гостях у пожарника.
Цель: закрепить знания о первичных средствах пожаротушения, описывать предмет, узнавать его по описанию.
Содержание игры: детям организовывается виртуальная экскурсия в гости к пожарнику, где они должны продемонстрировать свои знания о пожаре.
7. Дорожные знаки.
Цель: формирование у детей понимания и умелого применения дорожных знаков.
Содержание игры: каждый ребенок получил задание нарисовать определенный дорожный знак, после чего другие дети должны рассказать все, что знают о каждом дорожном знаке.
Часы безопасности
1. Задачи: систематизировать и закреплять знания детей о дорожном движении, дорожных знаках. Продолжать знакомить и закреплять знания детей о том, что есть знаки:
1) Предупреждающие
2) Запрещающие
3) Информационно-указательные.
С помощью игровой информации дети должны осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения.
Способы игры: играть в игру можно самим детям и с взрослыми. Игра предусматривает несколько вариантов игровой деятельности.
− Игра-лото дорожных знаков
− Чудесный мешочек
− Найди знак, о котором прослушал стих или загадку
Оборудование и элементы к игре.
− Чудесный мешочек с деревянными дорожными знаками, стихами, загадками к ним
− мешочек с дорожными знаками для игры в лото
− деревянные карты — полоски с изображением дорожных предупреждающих и запрещающих знаков
− дополнительные стихи и загадки собранные в отдельный сборник
Ожидаемый результат: с помощью игровой деятельности с детьми и применения воспитателем игрового, обучаемого пособия на занятиях по безопасности дети легче и быстрее выучат знаки и правила дорожного движения.
С детьми также можно также обыграть различные ситуации, например «Если ребёнок потерялся на улице», «У меня потерялся щенок», где главными действующими лицами будут являться дети. Обыгрывание различных ситуаций делает игру увлекательной и позволяет ребенку окунуться в жизненную реальность [4, с. 61].
Таким образом, все проблемы по безопасности жизнедеятельности, которые так необходимо знать и уметь решать детям в дошкольном возрасте осознаются ими в игровых ситуациях. Задача педагогов дошкольного образования — создать для ребенка условия, в которых он мог бы осваивать необходимые знаний, помочь детям дошкольного возраста выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры, потому, как игра необходима для здоровья ребёнка. Она делает его жизнь содержательней¸ полной и создает уверенность в своих силах.
Литература:
- Деркунская, В. А. Образовательная область «Здоровье». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская– СПб.: Юный ученый, 2010.
- Иванова, Л. В. Безопасность малыша / Л. В. Иванова. — СПб.: Издательский Дом «Литература», 2011.
- Шалаева, Г. П. Новые правила поведения для воспитанных детей / Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева. — М., 2011.
- Шорыгина, Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей / Т. А. Шорыгина. — М., 2004.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, дошкольный возраст, содержание игры, игра, безопасная жизнедеятельность, дорожное движение, знание детей, безопасное поведение, дошкольное образование, знак.