Спор на дороге.
Однажды поссорились между собой сигналы светофора.
- Я главный, – сказал красный огонек, – потому что когда я загораюсь, все останавливаются и не смеют двигаться дальше. Нет, я главный, – сказал желтый огонек, – когда я загораюсь, все готовятся к движению: и пешеходы, и машины. А когда я загораюсь, – сказал зеленый огонек, – все начинают движение. Значит, я самый главный и все должны мне подчиняться.
Долго они так спорили, мигали своими огоньками и не видели, что твориться на дороге. А там была самая настоящая неразбериха – машины не уступали дорогу пешеходам, наезжали на них и друг на друга, разбивая фары, царапая кабины и кузова; пешеходы тоже шли, не дожидаясь, когда проедут машины, мешали им и друг другу. На перекрестке творилось непонятно, что: машины столпились в кучу, сигналили, мигали фарами, какие еще остались. Если кто-то хотел уступить дорогу, то у него ничего не получалось: на дороге произошел затор.
- Что же мы натворили! – сказал красный сигнал светофора, увидев, что происходит на дороге.
- Неужели все это из-за нас? – удивился желтый сигнал светофора. Нужно срочно исправлять положение и наводить порядок! – утвердительно произнес зеленый сигнал.
Огоньки начали, как и прежде, зажигаться по очереди – красный, желтый, зеленый. Долго они наводили порядок на дороге, и только когда движение было восстановлено, они облегченно произнесли:
Мы, сигналы, все важны, На дороге все нужны.
С тех пор они больше никогда не спорили и всегда загорались по очереди – красный, желтый, зеленый.
Крутой поворот.
Эта история произошла с маленьким Лисенком, который жил в лесу недалеко от дороги. Очень часто зверята перебегали через эту дорогу в соседний лес в гости к друзьям, при этом нарушали Правила дорожного движения, так как никто их не научил, как надо переходить дорогу. Однажды Зайчонок попал под колесо машины и сломал ножку, и тогда родители зверят решили провести в звериной школе урок по Правилам дорожного движения. Все зверята очень внимательно слушали, изучали знаки. Теперь они знали, что дорогу можно переходить не спеша, под прямым углом, убедившись в безопасности, а лучше всего дойти до пешеходного перехода. Только Лисенок баловался на уроках и мешал другим. Он говорил, что ему неинтересно, скучно, что он и так все знает, да и знаки ему ни к чему.
В день рождения Лисенку папа подарил красивый самокат и сказал: «На самокате можно кататься только на широкой поляне да по лесным тропинкам. На дорогу — ни ногой! Тебе только семь лет. Да и движение там очень большое». Но Лисенку очень хотелось на большой скорости промчаться по гладкой асфальтированной дороге, и он пошел к ней.
Дорога круто поднималась вверх, а потом был длинный извилистый спуск. Вот с него и хотел скатиться Лисенок. Когда он шел, на пути ему встретились три дорожных знака. Один знак указывал о крутом подъеме, другой — о спуске. А третий знак — что впереди на спуске будет опасный поворот и ехать нужно очень осторожно, на маленькой скорости. Но Лисенок не знал этих знаков, поэтому он ничего не понял.
Сорока, которая всюду летала, все знала, строго следила за всем, что происходит в лесу. Она-то и увидела, куда собрался Лисенок, хотела его остановить, да не тут-то было, Лисенок ее даже слушать не стал. Тогда Сорока полетела к отцу Лисенка и все ему рассказала. Папа Лис очень испугался за сына и бросился к дороге, чтобы успеть остановить непослушного малыша, но тот уже мчался с горы. Тогда Лис побежал к по — вороту, надеясь, что сможет помочь сыну.
Лисенок несся с такой скоростью, что сам испугался, а остановиться не мог (у самоката нет тормозов). Папа Лис расставил лапы, поймал сына и полетел вместе с ним в кусты, а самокат не вписался в поворот и упал в глубокий овраг. «Вот видишь, что ты натворил. Хорошо, что я подоспел, а то упал бы ты в овраг вместе с самокатом», — сказал Лис. Лисенок, почесывая ушибленное колено, низко опустил голову и сказал:
«Прости меня, папа, я больше никогда не буду ездить по дороге, а знаки я все выучу обязательно». Папа пожалел малыша, погладил по голове и сказал: «Хорошо. Я тебе верю. Самокат я тебе новый сделаю, но ездить будешь только тогда, когда Правила выучишь, и только на полянке. Помни, что дорога — не место для игр и развлечений!»
Семья Ефимовых
Светофор.
Мы остановились, и все другие автомобили остановились, и трамвай остановился. Я спросил: «Почему?»
Мама объяснила: «Вон, видишь, красный фонарик? Это светофор».
На проволоке над улицей я увидел фонарик. Он горел красным светом.
«И долго мы стоять будем?»
«Нет. Сейчас вот проедут, кому через улицу надо переезжать, и мы поедем». И все смотрели на красный фонарик.
Вдруг он загорелся желтым светом, а потом зеленым. И мы поехали.
Потом еще раз на улице горел красный фонарик.
«Дядя, стойте! Красный огонь!»
Шофер остановил машину, оглянулся и говорит:
«А ты молодчина!»
Мы еще раз остановились, а огонька вовсе никакого не было. Только я увидел высокого милиционера в белой фуражке и в белой курточке. Он поднял руку вверх. Когда он махнул рукой, мы поехали. Как милиционер руку поднимет, так все встанут: автомобили, трамваи.
Е. Житков
Приключения Бабы Яги.
Однажды Баба Яга летела в ступе над городом. Ступа у нее сломалась, и пришлось ей пешком идти домой в лес через город. Попыталась Баба Яга перейти дорогу в неположенном месте, но ее милиционер остановил: «Как Вам, бабушка, не стыдно! Из-за Вас может произойти авария. Разве Вы не знаете, что дорогу нужно переходить на перекрестке, там, где есть светофор, или по „зебре»?» Баба Яга ничего о дорожных правилах не знала, испугалась: «Как это по зебре? Что такое перекресток?» Милиционер удивился такой безграмотности и подвел ее к перекрестку.
В это время на светофоре загорелся красный свет, а Баба Яга начала переходить дорогу. Раздался визг тормозов, Бабу Ягу чуть не сбила машина. Тогда милиционер решил бабушку оштрафовать, а Баба Яга говорит жалобным голосом: «Да не знаю я, внучек, этих Правил дорожных, безграмотная я, да и в городе вашем я впервые». Решил
тогда милиционер отвести бабушку в детский сад к ребятам, они умные, правила поведения на дороге изучают.
Ребята в детском саду рассказали ей о том, как должны вести себя пешеходы, что такое светофор и как он работает, что означает слово «зебра», почему только по ней можно переходить дорогу, а не где попало.
После таких уроков Баба Яга стала правильно переходить дорогу, быстро добралась до своего дома и рассказала о Правилах дорожного движения лесным жителям, так, на всякий случай, если и они случайно попадут в город. Вот и сказочке конец, а кто правила знает и соблюдает, тот молодец!
К. Малеванная
Зайка – велосипедист.
- Пи-пи! — выкрикивал зайчонок, мчась по тропинке на велосипеде.
Это ему папа-заяц только что купил сверкающий двухколесный велосипед. И зайчонок решил покататься, хотя ему и не разрешали уезжать далеко от дома.
- Ты правила езды на велосипеде не знаешь — в беду попадешь, — говорил отец.
Но не послушался зайчонок. Хотелось ему всем показать, какой у него велосипед. Хотелось, чтобы все в лесу увидели, как он лихо ездит.
На тропинке гуляли жители леса: и белочки, и лисички, и даже серый волк. Они шли спокойно и не мешали друг другу. И вдруг — велосипедист. Все — врассыпную. Взлетели вверх птички, попрятались в норки мышата — дрожат, перепуганные. А маленькие белки на самые верхушки деревьев залезли и маму зовут. Все ругают зайчонка. А он и ухом не ведет — дальше по тропинке катит. То бросит руль, то руку за спину заложит, думает: «Вот как ловко у меня выходит!». На дорожные знаки, что для порядка в лесу повесили, никакого внимания не обращает. Там, где стоит знак «Не
кричать!», кричит. Не посмотрел на знак «Грибы» — и передавил их. Не взглянул на знаки
«Гнездо» и «Норка» — и переломал велосипедом домишки птиц и зверят.
У реки зайчонка окликнул старый друг, бобренок, который играл на песке с белкой. Зайчонок остановился, посадил на велосипед друзей и покатил дальше. Ведь он не знал правил, не знал, что возить на велосипеде никого нельзя. Зайчонок все сильнее крутил педали. Белка сидела на руле, а бобренок — на багажнике. Но долго ехать им не пришлось. Знака «Берлога» зайчонок тоже не заметил и влетел прямо в дом к медведю.
- Кто смел мой покой нарушить! — взревел косолапый. — Что, знака не видишь? Да вы еще и втроем на велосипеде!
Заревел медведь. А две сороки тут же подлетели к нему и рассказали обо всех проделках зайчонка. Пуще прежнего рассердился медведь и забрал велосипед у зайчонка.
- Получишь его назад, — сказал он зайчонку — когда правила выучишь и с отцом ко мне придешь.
Зайчонок возвращался по той же тропке, что ехал на велосипеде. А за ним, понурив головы, брели бобренок и белка. Они знали, что дома its тоже накажут. А тут еще и зверята вышли на тропинку и подняли велосипедистов на смех. Так вот и шли они до самого дома.
Вот что значит кататься на велосипеде, не зная правил движения!
В. Клименко
Кто важнее всех на улице.
Катя крепко спала. И снился ей сон. Будто идет она по улице, а рядом машины проносятся — легковые, грузовые, автобусы, мотоциклы, мотороллеры. Даже велосипед один проехал, и все без водителей. Ну прямо как в сказке! И вдруг Катя услыхала, что машины разговаривают между собой. Да еще самым настоящим человеческим голосом.
«Разойдись! Пропустите!» — кричала спешившая куда-то машина с шашечками — такси.
«Вот еще! Мне тоже некогда», — пробурчал грузовик, нагруженный кирпичом.
«Кому торопиться, так это мне, — заявил остановившийся на остановке автобус. — Я важнее всех. Людей вожу с работы и на работу».
«А я письма и телеграммы развожу, — пропищал пролетавший мотоцикл. — Разве это не важно?»
«Важно, важно, но пропустите меня, — заявил мотороллер с кабиной, на которой было написано „Сосиски». — Мне в школу. Дети там ждут завтрака».
«Все важны, все важны! — вдруг щелкнул на перекрестке светофор. — Но давайте ехать по порядку, по правилам».
И он посмотрел на них сердито красным глазом.
Все машины разом остановились у светофора и притихли. А светофор мигнул желтым светом, а затем сказал: «Пожалуйста, езжайте!» — и зажег зеленый глаз. Машины поехали.
«Вот оно как. Все важны, а подчиняются светофору. Выходит, — подумала Катя,
— как сказал светофор, важнее всего порядок на улице». А вы как думаете, ребята?
В. Клименко
Медвежий сон.
Ходил-ходил медведь по лесу, устал и решил отдохнуть. Прилег он под елочкой и не заметил, как задремал.
Спит Мишка и видит сон:
«Подарили ему на день рождения велосипед. Рад медведь такому подарку – он давно о
нем мечтал. Сел Мишка на велосипед и поехал показать свой подарок друзьям – волку, ежу, зайцу. Все друзья жили в березовой роще и чтобы к ним добраться, надо обязательно пересечь широкую дорогу. Медведь был очень нетерпеливым и не стал дожидаться, когда на светофоре загорится зеленый огонек. Только он выехал на проезжую часть, как рядом появилась большая грузовая машина. Грузовик не успел затормозить и наехал на Мишку. Новенький велосипед сломался – рама погнулась, руль искривился, колеса отлетели, а сам Мишка попал в больницу».
Проснулся медведь от испуга и решил, что никогда не будет нарушать правила дорожного движения.
Котенок и щенок.
Жили-были по соседству котенок и щенок. Котенок был ласковый, спокойный, послушный, а щенок любил озорничать. Он часто шалил, баловался. Однажды щенок увидел котенка и сказал:
- Я хочу с тобой дружить! Я тоже, – сказал котенок. Я иду гулять, – сказал щенок. Я тоже, – сказал котенок. Я буду прыгать, – сказал щенок. Я тоже, – сказал котенок. Я поймал бабочку, – сказал щенок. Я тоже,- сказал котенок.
Так они играли, прыгали, бегали и незаметно подошли к широкой дороге, по которой ехали большие и маленькие машины. Автомобили мчались по дороге быстро и очень громко шумели. Котенок испугался, присел к земле, ушки прижал к голове. А щенок, кажется, даже был рад, что машины мчались с такой скоростью.
- Я побегу с машиной наперегонки, – сказал щенок. Я тоже, сказал котенок. Я бегу быстро, – сказал щенок. Я тоже, – сказал котенок.
Но машины мчались очень быстро. Щенок с котенком устали и решили отдохнуть. На другой стороне дороги они увидели красивую лужайку, голубой ручеек и много-много цветов. Но до пешеходного перехода было еще далеко.
- Я хочу на ту лужайку,- сказал щенок. Я тоже, – сказал котенок. Я перейду дорогу здесь, – сказал щенок. А я – нет! – сказал котенок, — мне мама не разрешает одному выходить на дорогу. Она мне говорила, что дети должны переходить дорогу только с взрослыми. Я лучше отдохну здесь и пойду домой.
Щенок подумал-подумал и решил сделать так же, как котенок. Они нашли уютное местечко, отдохнули, а потом вернулись домой, к мамам.
Уроки Светофора.
Жил-был Светофор. Надоело ему стоять на одном месте и огоньками мигать: «Пойду я погуляю, все посмотрю, себя покажу».
И пошел Светофор по дороге. Шел-шел и свернул в лес. Увидели его дикие звери, птицы, насекомые и думают каждый про себя: муравей думает: «Какой высокий», сорока думает: «Какой важный», ящерица думает: «Какой красивый», заяц думает: «Я его боюсь». А ежик подошел и спросил:
- Ты кто такой? Что-то мы в своем лесу никогда не встречали трехглазого зверя. Я не зверь, я Светофор, и глаза мои не простые. Они помогают регулировать движение на дорогах. Я гулял по лесу и не увидел ни одного знака, ни одного светофора. Как же вы обходитесь без них? А что такое дорожные знаки и для чего они нужны? – спросили звери, птицы и насекомые у Светофора.
Светофор поморгал своими глазами, удивленно посмотрел на всех: он не понимал, как можно не знать, что такое знаки и для чего они нужны. Но он решил помочь обитателям леса и рассказать обо всем, что знал сам.
- Так вот, слушайте, – начал Светофор, – дорожные знаки бывают разные: указательные, запрещающие, предупреждающие и другие. Они рассказывают о том, где можно перейти дорогу, куда повернуть, где можно ходить, а где нельзя, как добраться до больницы и т. д. У меня три глаза: красный, желтый, зеленый. Я ими тоже разговаривать могу. Как разговаривать? – удивилась сорока. Очень просто (светофор зажег красный глаз). Если красный глаз открыт, пешеходам говорит: «Стойте и ждите!» Ой, желтый глаз открылся! – воскликнула белочка, – значит можно идти? Нет! Переходить пока нельзя. Желтый глаз говорит пешеходам о том, что надо приготовиться к переходу. А вот когда я открою зеленый глаз, пора переходить дорогу. Идти нужно спокойно и по сторонам поглядывать. Все поняли?
Звери, птицы и насекомые дружно закивали, поблагодарили светофор за урок и за свои дела принялись. А Светофор вернулся на свое место и снова стал помогать регулировать движение.