Картотека игр по развитию звуковой культуры речи (младшая группа)


Картотека игр по развитию звуковой культуры речи (младшая группа)

Младшая группа

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

Упражнение «Подуем на пушинку»

Дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», — и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки. (повтор 5-6 раз.)

Материал. Для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папиросной бумаги прямоугольник (3×1 см) .

Игра «Медвежата едят мед»

Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед — дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)

Игра повторяется 3—4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу {показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза)

Игра «Покормим птенчиков»

Воспитатель. Я — мама-птица, а вы — мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «Пи-пи-пи», — и машут крылышками (дети повторяют движения за воспитателем и произносят звукосочетание) .

— Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. ({Дети произносят: «Пи-пи-пи».)

— Прилетела мама и начала кормить своих деток {дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных крошек {воспитатель имитирует, что кормит птенчиков, добиваясь, чтобы дети пошире раскрывали рот). Всех мама покормила и улетела, а птенчики опять летают и пищат. Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Часы»

Воспитатель. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак». Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5—6 раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

Игра «Забей гвоздик молоточком»

Воспитатель. Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» {дети повторяют звукосочетание 5—6раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» {дети повторяют звукосочетание 5—6 раз) .

Давайте забьем гвоздь большим молотком.

Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком.

Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4—5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит) .

Упражнение «На приеме у врача»

Воспитатель. Кукла — врач. Врач пришел к нам, чтобы посмотреть, не болит ли у кого-нибудь из детей горло. К кому врач подойдет, тот пусть широко раскроет рот {дети выполняют) .

Врач сказал, что все дети здоровы и ни у кого горло не болит.

Давайте проверим зубы, пусть врач посмотрит, не болят ли они у вас. {Дети вместе с воспитателем проводят по зубам круговыми движениями языка с закрытым и открытым ртом.)

К кому врач подойдет, тот покажет зубы {зубы сомкнуты) .

Врач сказал, что зубы у всех здоровы.

Материал. Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф; на каждого ребенка по одному ватному шарику; на каждый стол по два кубика.

Упражнение «Забей мяч в ворота»

На каждый стол — на противоположный от детей край — ставится по два кубика (ворота) на расстоянии 10 см друг от друга. Дети дуют на ватные шарики-мячи так, чтобы попасть в ворота.

Игра «Будь внимательным»

Воспитатель. У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку.

Воспитатель показывает картинки (произвольно, а дети

выполняют действия.

Упражнение «Заморозим руку»

Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см, произносят:

» Фу-у-у» — дуют на руку. Упражнение повторить 4-5 раз.

Упражнение «Маятник»

Воспитатель говорит, что у некоторых часов есть маятник. Он качается (показ, и часы ходят. Если маятник остановится, встанут и часы. Наши языки будут маятниками. Откройте пошире рот. Язык будет «ходить между зубами (показ) Упражнение повторить 3 раза. После небольшого перерыва проводится вновь.

Игра «Отгадай слово»

Воспитатель (выставляет на фланелеграф картинки с изображением животных по количеству детей в группе). Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно. Я скажу: «Лоша. », а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».

Воспитатель произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.

Материал. Игрушки: кукла, зайка, пирамидка, машина.

Игра «Научим мишку говорить правильно»

Воспитатель. Мишка сказал мне, что он не умеет правильно называть игрушки, и просит его научить. Давайте ему поможем. Мишка, как называется эта игрушка (показывает куклу? (Мишка. Кукла.) Нет, неправильно. Это. (дети хором называют игрушку). Скажи, Лена (имена вводятся для удобства изложения, как называется эта игрушка. Скажи, Вова, погромче. Мишка, теперь ты скажи правильно. Молодец, правильно назвал. Как называется эта игрушка, мишка (показывает зайку? (Мишка. Зака.) Скажи, Коля, правильно. (Ответ.) Теперь все повторите слово. Мишка, теперьты скажи. Аналогичная работа проводится с названиями других игрушек: пирамидка (пирадка, машина (шимина). Материал. Игрушки: кукла, зайка, пирамидка, машина.

Игра «Звенят колокольчики»

Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.

Воспитатель показывает то большие (3 раза, то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).

Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.

Игра «Лошадки и поезд»

(в кругу) Воспитатель. Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, ЦОК, цок» (дети повторяют звукосочетание) ; когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). По-скакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился. Игра повторяется 3 раза.

Задачи ЗКР во второй младше группе: Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:

Транскрипт

1 Задачи ЗКР во второй младше группе: 1. Продолжать учить четко произносить гласные и некоторые согласные: А, У, И, О, Э, П, Б, Т и др. Развитие речедвигательного анализатора. Познакомить детей с частями артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык) и их движениями. 2. Развивать речевой слух, если достаточно развито слуховое внимание (учить соотносить звук с предметом и местом подачи звука). 3. Развивать речевое дыхание (направлено на умение на одном выдохе произнести фразу из 3-4 слов), если достаточно развит ротовой выдох (при достаточно сильном, плавном ротовом выдохе). 4. Вырабатывать темп, ритм, силу и высоту голоса, интонационную выразительность. (см. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду во второй младшей группе», ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой и др., с. 17 ). Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: Подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения звука изолированно по подражанию, закрепление звука словах, фразовой речи. Каждый этап занятия проводится отдельно с интервалом 3-6 дней (В.В. Гербовой. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. Ред. М.А. Васильевой, Т. С. Комаровой с. 11). В процессе работы важно учитывать, что для правильного звука «С» (щелевого и переднеязычного) опорными являются «Ф», «И», поэтому необходимо уточнять произношение простых звуков (щель, переднеязычной). Для звук «Л» (сонорного) опорным является «Т» (по месту образования), «Ы» (подъем языка к небу).

2 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь V А А У А,У V О V V И Э М М П П Б Б Развитие слухового внимания, памяти. Звуки вокруг нас (звуки окружей действ-ти: природы, быта). Звуки вокруг нас звуки (окружающей действительности природы, быта) Звуки, которые издают животные. Звуки улицы (транспорта). Знакомство с частями артикуляционного аппарата. Развитие физиологического дыхания (ротового выдоха). Развитие речевого дыхания и голоса. Формировать умение выделить звук в слове голосом, произнести его протяжно. Упр-я с куклой Аней. Сюжетная игра «Паровозик». Развитие речевого дыхания. Формировать умение проговаривать фразы в нормальном темпе. Учить произносить на одном выдохе несколько одинаковых слогов (муму-2 слога) Учить детей произносить взрывные звуки четко и кратко (П, Б, К, Г,Т, Д). Учить произносить на одном выдохе несколько одинаковых слогов (биби-би; 3;4;5)

3 Май Апрель Март Февраль Январь Т Т V Д Д К К V Г Г Т,П,К Ф V Ф В В С V С З З Ц V Ц Звучащие Развитие речевого игрушки, дыхания и голоса. музыкальные Формировать умение инструменты, проговаривать фразы в предметы быта. различ-м темпе. (1). Звучащие Учить отчетливо, игрушки, музык-ые правильно произносить инструменты, звуки, звукопод-я. предметы быта. То же (1-2) Подготовка речевого аппарата к произношению свистящих и шипящих. То же (1-2) Отрабатывать четкое произношение звука «С». Звучащие игрушки, музыкальные инструменты (2-4) Закрепить сформированные навыки. Учить изменять темп речи.

4 Задачи ЗКР в средней группе: 1. Продолжать учить четко произносить гласные и некоторые согласные: А, У, И, О, Э, П, Б, Т и др. Развитие речедвигательного анализатора. Продолжать знакомить детей с частями артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык,небо) и их движениями. Отработка основных движений артикуляционного аппарата. 2. Развивать фонематический слух, если достаточно развито слуховое внимание (учить соотносить звук с предметом и местом подачи звука). Учить называть слова, начинающиеся на определенный звук. 3. Развивать речевое дыхание (направлено на умение на одном выдохе произнести фразу из 4-5 слов), если достаточно развит ротовой выдох (при достаточно сильном, плавном ротовом выдохе). 4. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Совершенствовать интонационную выразительность речи (темп, ритм, силу и высоту голоса) «Программа воспитания и обучения детей в детском саду в средней группе. Под ред. М. А Васильевой, В.В. Гербовой, с.106. Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: Подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения звука, закрепление звука в словах, фразовой речи. Каждый этап занятия проводится отдельно с интервалом 3-6 дней. В процессе работы важно учитывать, что для правильного звука «С» (щелевого и переднеязычного) опорными являются «Ф», «И», поэтому необходимо уточнять произношение простых звуков (щель,

5 переднеязычной). Для звук «Л» (сонорного) опорным является «Т» (по месту образования), «Ы» (подъем языка к небу). Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен: Опознать звук в речевом потоке (звуки, слоги, слова). Различать слова, состоящие из одних и тех же звуков, расположенных в определенной последовательности Понимать значение слов-паронимов.

6 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь А У V А-У О Э И V Ы V V Ы-И Н Т Д К Г Х К,Г,Х Развивать слуховое внимание, память. Звуки вокруг нас (музыкальные инструменты, звуки окруж-ей действ ти: стук, шелест) Развитие речевого слуха. Учить различать на слух и в звуки «Ы-И». Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. Учить различать на слух и в звуки «К-Г-Х» Продолжить знакомство с частями артикуляционного аппарата (небо, кончик языка), с их движениями. Познакомить с понятиями «слово», «звук». Развитие речевого дыхания и силы голоса. Формировать умение выделить звук в слове голосом, произнести его протяжно. Учить на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот. Формировать умение проговаривать фразы в норм-м темпе. Формировать навык произнес-я фразы (из 3-5 слов) с интонацией повествования, вопроса. Уточнять положение, движения языка, необходимых для правильного произношения звуков.

7 Май Апрель Март Февраль Январь V V Ф В С З Ц Ц Учить вычленять определенный звук из потока слов. Учить различать на слух и в произн-ии звуки «Ф-В» Учить различать на слух и в звуки «С-З-Ц» Формировать навык четкого и правильного произношения звука в слогах, словах и фразовой речи. Формировать умение на одном выдохе произнести фразу из 4-5 слов V V V Ш Ш Ж Ж Ч Ч Щ Щ Л Л ЛЬ Р Учить различать на слух и в звуки «Ш-Ж» Учить отбирать предметы, в названии которых есть определенный звук. Закреплять навык различения на слух и в речевые звуки. Формировать навык четкого и правильного произношения звука. Учить изменять темп речи (от медленного к быстрому). Закрепить умение на одном выдохе произнести фразу из 4-5 слов

8 Задачи ЗКР в первой младшей группе: 1. Продолжать учить четко произносить гласные и некоторые согласные: А, У, И, О, Э, П, Б, Т и др. Развитие речедвигательного анализатора. Познакомить детей с частями артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык) и их движениями. 2. Развивать речевой слух, если достаточно развито слуховое внимание (учить соотносить звук с предметом и местом подачи звука). 3. Развивать речевое дыхание (направлено на умение на одном выдохе произнести фразу из 3-4 слов), если достаточно развит ротовой выдох (при достаточно сильном, плавном ротовом выдохе). 4. Вырабатывать темп, ритм, силу и высоту голоса, интонационную выразительность. (см. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду во второй младшей группе», ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой и др., с. 17 ) Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: Подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения звука изолированно по подражанию, закрепление звука словах, фразовой речи. Каждый этап занятия проводится отдельно с интервалом 3-6 дней (В.В. Гербовой. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. Ред. М.А. Васильевой, Т. С. Комаровой с. 11). В процессе работы важно учитывать, что для правильного звука «С» (щелевого и переднеязычного) опорными являются «Ф», «И», поэтому необходимо уточнять произношение простых звуков (щель, переднеязычной). Для звука «Л» (сонорного) опорным является «Т» (по месту образования), «Ы» (подъем языка к небу).

9 Формирование навыка понимания речи. В течение года еженедельно проводятся занятия, дидактические игры для развития произносительной стороны речи, слухового внимания и речевого слуха, физиологического и речевого дыхания. Формировать умение пользоваться по подражанию высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?»). Учить повторять за взрослым слово и небольшое предложение в том числе, содержащее вопрос и восклицание. Упражнять в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме С,З,Ц,Ш,Ж,Щ,Ч, Р,Л). Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь А У И О П Б Февраль Март Апрель Май М Т Д В Ф Закрепление сформированных навыков.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]