Звуковая культура речи закладывается в тот период, когда ребенок учится разговаривать. В возрасте от трех до семи лет дети осваивают произношение, интенсивно наполняют лексический запас, открывают для себя грамматический строй речи, научаются связно высказываться. У каждого ребенка эти процессы сопровождаются неодинаковой успешностью. Если речевые нарушения не устранить в детстве, то в последующие годы преодолеть их гораздо труднее.
Понятие звуковой культуры речи
Речь – сложная функция, которая задействует многие части организма. Развитие речи детей дошкольного возраста подразумевает не только непосредственное «говорение» и осмысление того, что произносится. Каким будет звукоизвлечение и произношение, зависит от того, насколько развит речевой аппарат, как работают дыхательные мышцы.
Соответственно, звуковая культура речи — это многогранное понятие, включающее чистое произношение, характеристики звучания, речевое дыхание, содержательность высказываний, общую выразительность речи.
В тесной взаимосвязи с работой артикуляционного аппарата и дыхательных мышц находится речевой слух. Детям с ослабленным слухом — или просто рассеянным и невнимательным — трудно уловить и воспроизвести сложные звуки, обеспечить содержательность, выразительность речи. Поэтому, говоря о воспитании звуковой культуры, обязательно включают развитие речевого слуха.
Дидактические игры
Фонематический слух и умение распознавать не речевые звуки можно тренировать с помощью игры «Оркестр». Дети стоят спиной к педагогу, который издает звуки при помощи различных инструментов. Сначала целесообразно давать на распознание один инструмент. К примеру, трещотку. Затем одновременно предложить 2 звука – трещотка и барабан. Постепенно увеличивать количество звуков. Дети должны сказать, какие музыкальные инструменты они услышали в оркестре.
Для дифференциации звуков подходят дидактические игры, в которых нужно распределить заданные звуки на 2 группы. К примеру, в игре «Разноцветные корзинки» логопед произносит названия предметов и явлений, а дети поднимают оранжевую корзину, если слышат в слове один звук, а желтую – если слышат другой. Похожие задачи можно реализовывать, распределяя слова с искомыми звуками в разные домики, шкафчики, кастрюли и т. д.
Особенности формирования звуковой культуры речи дошкольников
Речь ребенка формируется на примере вербального общения взрослых людей, которые его окружают. Для некоторых родителей и бабушек-дедушек становится открытием, что даже с крохой непозволительно сюсюкать и подстраиваться под детский лепет. С первых дней жизни дети должны слышать ласковую, но при этом правильную речь с точки зрения грамматики и произношения. Только так развитие связной речи у детей дошкольного возраста будет происходить естественно и полноценно.
Начиная с трехлетнего возраста, дошкольник начнет повторять вслед за взрослыми слово за словом. Крайне важно, чтобы его звукоподражание опиралось на отчетливые правильно произносимые фразы.
Звукопроизношение
Звуковая сторона речи у детей дошкольного возраста меняется с каждым месяцем благодаря естественному совершенствованию речевого аппарата.
Малыши 3-4 лет имеют характерную речевую особенность, заключающуюся в смягчении практически всех слов. Большинство детей еще не произносят звук Р, шипящих Ж, Ч, Ш, Щ.
Отмечается частая замена более сложных звуков (так называемых, заднеязычных) на простые (переднеязычные) в начале слова. Проследите за движением языка: гораздо проще выговорить «шук» вместо жук, «долова» нежели голова, «Татя» вместо Катя.
Несколько подряд стоящих согласных звуков и вовсе превращают фразы малышей в новые лексические изобретения.
К пяти годам большая часть детей избавляется от повального смягчения. Произношение слов еще неустойчиво, но звуки осваиваются почти все. Другое дело, что ребенку еще не всегда удается уместно их использовать. На радостях, что уже поддались Р, Ж и другие коварные звуки, дошкольник употребляет их, заменяя вполне лояльные к произношению Л, Т, С. По этой причине можно услышать от ребенка «рапка» (лапка), «жубы» (зубы) и подобное словотворчество.
Дети старшего дошкольного возраста, в основном, произносят чисто все звуки, если нет функциональных отклонений (шепелявость, заикание), устранение которых требует специальной логопедической помощи. Но у шестилеток может закрепиться перестановка звуков или слогов, а также привычное для ближайшего круга искажение слов («мясобурка», «велисапед»). Причиной может быть как подражание, так и неразвитый речевой слух, слабое произвольное внимание.
Рекомендуем ознакомиться:
- Как научить ребенка выговаривать букву Р.
- Логопедические упражнения на звук Л.
- Постановка свистящих звуков.
Характеристики речевой выразительности
Становление звуковой выразительности речи происходит, когда высказывания дошкольника приобретают связность. Мелодику произношения предложений дети улавливают раньше, чем начинают говорить. Интонация, логическое ударение в предложении приходит, когда ребенок начинает говорить осмысленно.
Элементы речевой выразительности являются важным компонентом звуковой культуры. Интонация и четкость произношения не только придают красоту звучанию. От них зависит донесение смысла сообщения, понимание содержания слушателем. Развитие выразительности речи детей можно обеспечить рассказыванием стихов, участием в театрализованных представлениях.
Темп и речевое дыхание
Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками обусловлены еще и тем, что детский организм имеет слабо разработанную систему дыхательных мышц, дыхательных путей.
Поэтому ребенок может не договаривать слова, перескакивать сложные звукосочетания, высказываться чрезмерно торопливо. При этом речь звучит взволнованно или крикливо.
Важно разрабатывать дыхательные мышцы ребенка, практикуя глубокие вдохи и выдохи.
Полезны занятия, где приходится как можно дольше дуть. Подойдет пускание мыльных пузырей, обдувание шара одуванчика, соревнование, кто дальше подвинет дуновением шашку на шахматной доске. Такие простейшие игры развивают речевое дыхание дошкольника.
Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Какой будет речь дошкольника, в большой степени зависит от внимательного отношения родителей и воспитателей к этому вопросу. Культуру речи необходимо прививать, воспитывать.
Первое, что необходимо соблюдать взрослым, это подавать пример ребенку своей грамотной речью и культурой словесного общения.
Во-вторых, родители обязаны внимательно следить за продвижением своего дитя в освоении родного языка. Здесь важно не умиление детским произношением, а аккуратные подсказки, как употребить слова правильно, побуждение формулировать повествовательное предложение. В произношении трудных звуков необходимо систематически тренироваться, чтобы предупредить возможные речевые нарушения.
Формирование правильного произношения
Родителям следует ориентироваться на возрастные нормы формирования чистого произношения. Преодолевая 5-летний рубеж, ребенок должен научиться произношению всех звуков. Уже приближаясь к этому возрасту, взрослым нужно в качестве профилактики возможных речевых проблем у своего ребенка стимулировать развитие его слухового внимания. Это можно делать повсеместно в игровой форме:
- Предложить ребенку закрыть глаза и прислушаться к окружающим звукам. Потом расспросить, что он услышал.
- Практиковать совместное рассказывание сказок, имитируя голоса сказочных героев.
- Учить вычленять звуки в слове: взрослый называет слова, а дошкольник определяет, есть ли в нем обозначенный звук.
Незатруднительно также проводить артикуляционную гимнастику. Такие упражнения для языка как «Лопатка», «Иголочка», «Горка», «Часики», «Лошадка» известны всем. Эти артикуляционные движения просто выполнять, но эффективность их подтверждена многолетней практикой.
Тренировка дикции и выразительности
Формированию дикции и выразительности эффективно способствует заучивание и рассказывание небольших занятных стихов. Детям нравятся потешные рифмованные строки. Это доступные и простые приемы на развитие речи у детей 3-4 лет. Малыши с вдохновением рассказывают стихи, стараясь повторить все акценты, которые услышали в декламации мамы или бабушки. Тем более что детские четверостишия часто включают одновременно повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Как в данном примере:
Кроме тренировки интонационной выразительности, подобные декламации являются благодатной средой для автоматизации трудно дающихся дошкольнику звуков.
Способствует развитию речевой выразительности также театрализованная деятельность, которую несложно организовать в домашних условиях. Дети любят слушать любимые сказки чуть ли не каждый день. Они в точности знают содержание и внимательно следят, чтобы рассказчик не пропускал никаких эпизодов.
Самое время поручить дошкольнику одну из притягательных для него ролей. Даже без дополнительного напутствия ребенок постарается изобразить характер героя, применяя соответствующие темп и тональность речи.
Формы, методы и приёмы работы по воспитанию звуковой культуры речистатья по развитию речи по теме
Тема: Формы, методы и приёмы работы по воспитанию звуковой культуры речи
Понятие звуковой культуры речи
Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.
Звуковая культура речи – включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.
Воспитание звуковой культуры предполагает:
1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
2. воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи.
3. формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
4. выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
5. воспитание культуры речевого общения как части этикета.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:
1. развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
2. развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический слух).
Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
Раздел «Звуковая культура» речи включает в себя следующее: развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти, совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу речи, правильному речевому дыханию, соблюдение необходимого ритма при высказываниях, работа над голосом, уметь понижать и повышать голос. Также необходимо совершенствовать произношение слов сложных по своей структуре, в соответствии с правилами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения, стремиться чисто произносить звуки родного языка.
Работа над звуковой культурой речи включает и различение на слух сходных звуков, часто смешиваемых детьми: С – Ш; Л – Р; Ш – Ж; З – Ж; С-З; П – Б; Т – Д и т.д., стараться правильно произносить эти звуки в словах, словосочетаниях, во фразах, в скороговорках и стихах. Если такие нарушения носят постоянный характер, необходимо обратиться к логопеду.
Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и вне занятий.
Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий.
Ведущей формой обучения являются коллективные фронтальные формы работы (а не индивидуальные) занятия с детьми. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.
Общегрупповые занятия по обучению звукопроизношению достаточно проводить 1–2 раза в месяц. Помимо этого отдельные упражнения включаются в другие занятия по развитию речи, а также в музыкальные, в занятия гимнастикой и подвижными играми. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей.
Еженедельная (1—2 раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 мин. Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи. Такие занятия особенно нужны во второй младшей группе, где очень велик объем работы по звукопроизношению. Большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков (в старшей группе — дифференцировке пар звуков, близких по акустическим признакам: з — ж, с — сь и др.) Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех).
Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения. В младших и средней группах эффективна речевая гимнастика (1—2 мин артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики, 2—3 раза в неделю).
Широко практикуется и работа с подгруппами детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.). Таким образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.
Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи.
На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, чёткой и внятной. В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей.
Наибольший эффект дает обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения.
Методы и приёмы работы по формированию правильного звукопроизношения
Какие же методы типичны для воспитания звуковой культуры речи?
Работа проводится с использованием дидактических игр, игровых упражнений с включением речевого материала: чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы, загадки, рассказы в соответствии с программным содержанием по родному языку. Хорошо использовать в этой работе речь с движением. Такие упражнения активизируют процесс отработки произносительных навыков.
Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с определенным символом («З» — песенка комара, «Р» — работа мотора самолёта, «Ш» — из лопнувшего шара выходит воздух).
Такие вспомогательные средства помогают эффективно готовить детей с проблемами речевого развития к усвоению письма и чтения.
Полезны детям игры, разработанные с символами, в которых автоматизируются и дифференцируются звуки. Кроме этого, зрительные символы развивают память, внимание, воображение.
Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса п т. п.). В младших и средней группах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек. На столе воспитателя можно с помощью игрушек устроить инсценировку, по ходу которой повторяется учебный материал (звукосочетания, чистоговорки-песенки).
Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений. Отдельные элементы интонации (просодемы), речевой слух и дыхание отрабатываются также и методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.
Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.
Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени обучения, то зачастую он подкрепляет этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений рече-двигательного аппарата («Вы, дети, слышите, что я не просто говорю слово со звуком р, но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз…»). При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется специфичный прием — утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).
В младших группах часто используется образное называние звука или звукосочетания (ззз — песенка комара; туп-туп-туп — топает козленок).
Показ и объяснение артикуляции в этих группах часто включается в игровой сюжет(«Сказка Веселого Язычка»). Активным приемом являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.
Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!»), или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофе-е-ер, шоферы, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво — кому же хочется попасть в смешное положение?»).
Примыкает к этому и другой прием — индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи — он умеет быть ласковым, заботливым»).
В случае ошибочных ответов возможны такие активные приемы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца).
В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор надо использовать не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.
Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. Следует предостеречь педагогов от назойливого, слишком частого, использования исправлений и подсказов (звукопроизношения, темпа и т. д.), так как это нервирует ребенка. На занятиях может употребляться и такой специфичный прием — образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываетшх звуков или звукосочетаний (игровая ситуация ) служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала (выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут курочки).
В процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приемы — показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование — «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова
Методы и приёмы работы по формированию фонематического слухаРечевой слух — понятие широкое. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр (узнай по голосу, кто тебя позвал?), выразительность (послушай и угадай, испугался или обрадовался мишка?). Развитый речевой слух включает в себя и хороший фонематический слух, т. е. умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка — различать смысл слов, близких по звучанию (уточка — удочка, дом — дым). Речевой слух начинает развиваться рано. У ребенка в возрасте двух-трех недель отмечается выборочная реакция на речь, на голос; в 5—6 месяцев он реагирует на интонации, несколько позднее — на ритм речи; примерно к двум годам малыш уже слышит и различает все звуки родного языка. Можно считать, что к двум годам у ребенка бывает сформирован фонематический слух, хотя в это время еще существует разрыв между усвоением звуков на слух и их произнесением. Наличия фонематического слуха достаточно для практического речевого общения, но этого мало для овладения чтением и письмом. При овладении грамотой у ребенка должна возникнуть новая, высшая степень фонематического слуха — звуковой анализ или фонематическое восприятие: способность установить, какие звуки слышен в слове, определить порядок их следования и количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук. Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т. е. умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи. В младших группах в играх, которые проводят на речевых занятиях, используются музыкальные инструменты и озвученные игрушки, чтобы дети приучались различать силу и характер звука. Имитируя гром; в игре «Угадай, что делать?» при громких звуках бубна или погремушки дети машут флажками, при слабых звуках — опускают флажки на колени. Широко распространены игры «Где позвонили?», «Угадай, на чем играют?», «Что делает за ширмой Петрушка?. В старших группах слуховые восприятия у детей развивают не только в процессе игр, аналогичных описанным выше, но и путем прослушивания радиопередач, магнитофонных записей и т. д. Следует чаще практиковать кратковременные «минуты тишины», превращая их в упражнения «Кто больше услышит?», «О чем говорит комната?». По ходу этих упражнений можно предлагать отдельным детям с помощью звукоподражаний воспроизвести то, что они услышали (капает вода из крана, жужжит беличье колесо и т. д.). Другую категорию составляют игры на развитие собственно речевого слуха (для восприятия и осознания звуков речи, слов). Предлагаются игры для каждой возрастной группы (продолжительностью 3—7 мин), которые желательно проводить с детьми 1—2 раза в неделю на занятиях и вне их. Уже в младшей группе детям предлагается вслушиваться в звучащую речь, различать на слух ее разнообразные качества, «отгадывать» их (слово говорят шепотом или громко, медленно или быстро). Так, например, игра «Угадай, что я сказала?» побуждает ребенка вслушиваться в речь педагога и сверстников. Этому способствует игровое правило, которое сообщает воспитатель: «Я буду говорить тихо, вы внимательно прислушивайтесь и угадывайте, что я сказала. Тот, кого я вызову, громко и четко скажет, что он услышал». Содержание игры можно сделать более насыщенным, если включать в нее для отгадывания трудный для детей материал, например в средней группе — слова с шипящими и сонорными звуками, в старших — многосложные слова или слова, трудные в орфоэпическом отношении, близкие друг другу по звучанию (сок-сук), а также звуки. Средний возраст — пора совершенствования слухового восприятия, фонематического слуха. Это своеобразная подготовка ребенка к предстоящему затем овладению звуковым анализом слов. В ряде игр, которые проводят в этой возрастной группе, ставится задача повышенной сложности — из слов, называемых педагогом, на слух выделять те, в которых есть заданный звук (например, з — песенка комара), отмечая их хлопком в ладоши, фишкой. Слуховое восприятие облегчает замедленное произнесение слова или протяжное произнесение звука в слове. В старших группах, естественно, продолжают совершенствование речевого слуха; дети учатся выделять и определять различные компоненты речи (интонацию, высоту и силу голоса и др.). Но основная, наиболее серьезная задача — подведение ребенка к осознанию звукового строения слова и словесного состава предложения. Воспитатель учит детей понимать термины «слово», «звук», «слог» (или часть слова), устанавливать последовательность звуков и слогов в слове. Эта работа сочетается с воспитанием интереса, любопытства к слову и речи вообще. Она включает в себя самостоятельную творческую работу ребенка со словом, требующую речевого и поэтического слуха: придумывание слов с заданным звуком или с заданным количеством слогов, близких по звучанию (пушка — мушка — сушка), договаривание или придумывание рифмующегося слова в стихотворных строчках. В старших группах в процессе упражнений и игр детей сначала знакомят с выделением в речи предложений, а также слов в предложениях. Они составляют предложения, договаривают слова к знакомым стихотворным строкам, правильно расставляют разрозненные слова в одну законченную фразу и т. д.Затем приступают к звуковому анализу слова. Упражнения и игры для этой цели можно расположить примерно в такой последовательности: 1. «Вспомним разные слова, поищем похожие слова» (по смыслу и звучанию: птичка — синичка — певичка — невеличка). 2. «В слове есть звуки, они идут один за другим. Придумаем слова с определенными звуками». 3. «В слове есть части — слоги, они, как и звуки, следуют один за другим, но звучат по-разному (ударение). Из каких частей состоит заданное слово?» Часто такие упражнения носят игровой характер (перепрыгнуть через скакалку столько раз, сколько звуков в названном слове; найти и опустить в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук — у (кукла, Буратино); «купить в магазине» игрушку, название которой начинается со звука м). Так, в процессе обучения звуковому анализу слова речь впервые становится для ребенка предметом изучения, предметом осознания.
Методы и приёмы работы по формированию речевого дыхания
Неречевое дыхание характеризуется тем, что выдох по продолжительности равен вдоху, они следуют ритмически друг за другом; за один прием выдыхается весь воздух из легких, вдох делается через нос, голосовая щель открыта. Когда же мы говорим, то вдыхаем во время пауз через рот и нос, а затем выдыхаем постепенно отдельными толчками, экономно. Вдох производится сравнительно быстро, он значительно короче выдоха. Лучший тип речевого дыхания — диафрагмально-нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются). Правильное речевое дыхание обеспечивает звуко- и голосообразование, хорошее звучание голоса. Своевременный вдох и длительный выдох нужны для плавного звучания речи. Задача воспитателя — научить ребенка правильно дышать в процессе речи, устранить возрастные недостатки речевого дыхания. Прежде всего у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух-трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2—3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста — фразы из трех — пяти слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху. При этом нужно следить, чтобы у ребенка была правильной поза, чтобы не наступило напряжение или утомление. Для работы над речевым дыханием используются некоторые гимнастические упражнения («Дровокол», «Насос»), а также игровые (поддувание бумажных птичек, шариков и т. д.). Большое значение имеет правильное, развернутое объяснение педагогом требований к дыханию детей с воспроизведением образца вдоха и выдоха. Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить.