Ход игры.
Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет»
,
«сидит»
,
«бежит»
,
«поднимает руку»
,
«слушает»
и т. д.
Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.
Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I группа — задание «сидеть»
.Возможные варианты:
а) сидеть у телевизора;
б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.
II группа — задание «идти»
.Возможные варианты:
а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
в) идти по палубе корабля;
г) идти по бревну или узкому мостику;
д) идти по узкой горной тропинке и т. д.
III группа — задание «бежать»
.Возможные варианты:
а) бежать, опаздывая в театр;
б) бежать от злой собаки;
в) бежать, попав под дождь;
г) бежать, играя в жмурки и т. д.
IV группа — задание «размахивать руками»
.Возможные варианты:
а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т. д.
V группа — задание «Ловить зверюшку»
.Возможные варианты:
а) кошку;
б) попугайчика;
в) кузнечика и т. д.
Карточка № 10 «ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА»
Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
В возрасте 2–3 лет малыш активно манипулирует предметами, при помощи взрослого находит способы их использования. Действия с игрушкой еще однообразны, повторяемы: кормит куклу, укладывает спать, ведет гулять. Но вот малыш получает первый опыт художественного общения с персонажем, когда та же самая кукла предстает перед ребенком в несколько ином обличье и выступает в театральной роли; он захвачен действом. Знакомство с театром как с особым миром художественных образов происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроя. С первой же встречи важно вызвать эмоционально-положительный отклик в душе малыша, побудить его к активному восприятию. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми.
…
Воспитатель. К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка.) Что у нее на ножках? (Сапожки.) Давайте попросим Катю поплясать: «Катя, попляши». (Катя пляшет.) Катя, наши дети тоже умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут под знакомую мелодию.)
Катя. Я – кукла Катя. У меня красивые платье и шляпка.
Я люблю петь. Я спою вам веселую песенку. (Дети слушают песенку.) Воспитатель. Хорошая песенка? Приходи к нам, Катя, еще.
В первом диалоге с куклой-актрисой ребенка привлекает необычность поведения куклы, сама возможность общения с ней.
Дальнейшие встречи с игрушкой, любимой куклой как с близким, давно знакомым персонажем будут содействовать расширению контакта с детьми, вовлечению их в игровое общение. Последовательность предпринимаемых взрослым шагов благотворно сказывается на способности детей к перевоплощению. Потребность в самовыражении у ребенка проявляется в непроизвольном движении, подпевании, подыгрывании на простейших музыкальных инструментах. Для него важен как сам факт участия в игре, так и наблюдение за выступлением и участием других детей. И если малыш внутренне пока еще не готов включиться в общую игру, то в дальнейшем участие в ней будет все более привлекательным при условии ненасильственного, естественного вхождения в игровую ситуацию. Например, кукла Катя называет и показывает музыкальные инструменты, с которыми дети уже познакомились на музыкальных занятиях, приглашает поехать всем вместе на санках с бубенцами, раздает инструменты (погремушки, колокольчики, маленькие бубны). Дети, вовлеченные в игровую а с горки на горку.
На занятиях, часть которых занимает театрализованная игра, должна царить атмосфера импровизации. Воспитатель, наблюдая в процессе работы за детьми, выявляет наиболее активных, адекватно действующих малышей и привлекает к ним внимание остальных. Так, при драматизации потешки «Пошел котик во лесок» взрослый использует малейшие проявления желания детей участвовать в игре. Воспитатель показывает игрушку детям и произносит:
…
Пошел котик во лесок, (Дети подражают походке котика.)
Нашел котик поясок, (Дети кладут руки на пояс.)
Нарядился, (Дети любуются пояском.)
Воротился, (Дети поворачиваются и идут в другую сторону.)
Стал он люлечку качать: (Дети складывают руки «колыбелькой».)
Баю-бай, баю-бай, (Дети подпевают.)
Ляг, Галинка, скоренько,
Встань, Галинка, с зоренькой! (Воспитатель подходит с игрушкой к ребенку, кланяется ему и называет его имя.)
Игра повторяется 3–4 раза.
Импровизируя, дети постепенно приобретают опыт художественного восприятия: вслушиваются в слово, наблюдают за выразительным движением персонажа, интонацией. Шум ветра, переданный в легком глиссандо на металлофоне; серебристый звон колокольчика, исполненный на треугольнике; топот шагов, имитируемый деревянными брусочками, – все звуки, сопровождающие выразительный рассказ воспитателя, помогают достраивать в воображении ребенка предлагаемый взрослым художественный образ, воспитывая особое, эстетическое отношение к миру. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. При этом следует идти от простейших упражнений к более сложным. Например, дети, изображая ветер, надувают щеки, делая это старательно и беззаботно. Но когда перед ними встает задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, то, мгновенно преображаясь, лица детей делаются устрашающими, в округлившихся глазах передается гамма самых разнообразных чувств.
Выполнение действий по образцу, многократные повторы движений способствуют формированию мышечных ощущений, специальных навыков и умений (показать свои ручки, выставить ножку, притопнуть, помахать платочком, покружиться, попрыгать). Педагог фиксирует успехи каждого ребенка, отмечает новые достижения; игровая атмосфера пробуждает эмоции детей.
Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Драматизация произведений малых фольклорных форм является своего рода тренировкой эмоциональных проявлений. Эти произведения таят в каждой строчке особое настроение, сюжет, требующие от педагога владения техникой ролевого воплощения при помощи движений, интонации, мимики.
Специалисты советуют начинать знакомство детей с театром с кукольного театра, оказывающего сильное эмоциональное влияние на малышей. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передает палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Детям данного возраста доступно восприятие контрастных настроений («весело – грустно»). Эмоциональнее всего малыши реагируют на большие, яркие игрушки, которые вызывают у них неподдельный восторг. Такой игрушке свойственна малая подвижность, но зато она всегда в центре внимания детей. Всем хочется встать к ней ближе, потрогать, погладить, то есть выразить свое отношение к ней. С помощью таких игрушек можно устраивать для детей маленькие концерты, разыгрывать сценки-диалоги, показывать драматизации-зарисовки, драматизации-портреты. На фланелеграфе можно выстроить целую сцену с несколькими персонажами, настроение которых подчеркивается только интонацией голоса действующего за них воспитателя. По просьбе педагога дети называют героев, их действия, но первоначально имитируют их голоса и поведение только по показу взрослого. Устройство кукол бибабо позволяет изображать персонаж в разных позах, через выразительное движение, интонацию. Применение кукольного театра следует ограничить введением одного-двух персонажей, которые должны двигаться с такой скоростью, чтобы малыши смогли за ними уследить.
Общим в рекомендациях по проведению театрализованного представления является то, что все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать в небыстром темпе. Действие должно быть непродолжительным. При подготовке мини-спектаклей воспитателю следует заранее готовить место для показа, оснащая его различным оборудованием, материалами и атрибутикой. Все тексты педагог должен выучивать наизусть, для того чтобы активнее вживаться в роль, успевать следить за реакцией детей и взаимодействовать с ними.
Наблюдая за детьми, чуткий воспитатель узнает об уровне развития их эмоционального мира, игровых умений и навыков. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей можно проводить специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Для этого предлагаются различные состояния-настроения, подчеркивающие чувства самих детей или предъявленных персонажей. Следует использовать выразительные возможности голоса, музыки, движения (графического изображения), акцентируя на этом внимание детей, предлагая им называть настроение и выражать его в голосе и в движении. Таковы простейшие этюды «Солнышко встает» и «Солнышко садится», в которых эмоциональное состояние передается детям при помощи словесной (солнышко встает и садится) и музыкальной
(мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. При выполнении этюдов следует опираться на программные потешки, песенки и заклички, близкие по тематике, например, «Солнышко, ведрышко». Постепенно эмоционально-тематическое поле драматизации расширяется, музыкальный образ усиливает действие обобщенно-драматического образа.
Приобретенный опыт следует использовать при чтении сказок, изображая героев в лицах. При чтении сказок воспитатель с помощью мимики, жестов, позы, интонации должен донести до ребят смысл произведения и раскрыть характеры его героев.
Постепенно детей знакомят с драматическим театром, в котором все роли исполняются одним актером-взрослым. При чтении и разыгрывании фольклорных произведений очень хорошо включать народную музыку в качестве вступления, заключения, фона для усиления эмоционального восприятия сказки детьми.
Осознание себя в роли приходит к малышу не сразу. Вначале он и не понимает, о ком это говорят: «Вот на полянку вышел медвежонок. Медвежонок, поклонись, покружись, подойди ближе, дай свою лапу». И только когда воспитатель берет малыша за руку и надевает ему шапочку медведя, ребенок понимает, что это он – медведь, это про него говорят, и заулыбается в ответ. Под общие аплодисменты малыш будет подражать повадкам медведя, ориентируясь на воспитателя и ожидая его одобрения. Педагог должен как можно более тесно общаться с каждым ребенком. Только при условии обращения к каждому индивидуально наиболее эффективно развиваются необходимые качества – память, мышление, воображение, внимание.
Уже с первых дней учебного года важно нацеливать детей на необходимость создания предметно-пространственной среды. Разыгрывая небольшие пьески, осуществляя постановки в настольном театре, надо уделять внимание атрибутам, декорациям, различному оборудованию. Так, при драматизации сказки В. Сутеева «Кто сказал „мяу»?», после того как дети увидели кукольное представление, при повторном обращении к пьесе можно дать им возможность внимательно рассмотреть декорации и ответить на вопросы: «Где жил щенок? Какой у него был домик? Как щенок опять стал чистым?». Затем можно предложить создать аппликацию по сказке (ее делает воспитатель, обращаясь к ребенку: «Давай сделаем вместе»), изобразить некоторых героев, их домики, пруд. Можно, заинтересовав детей сюжетом, разыграть с ними отдельные эпизоды и, побуждая к обустройству места действия, обозначить в групповой комнате домик щенка, его любимый коврик, предметы домашнего обихода, улицу.
Часто ребенку трудно войти в роль из-за того, что он не может представить обстановку, в которой происходит действие, внешний вид того или иного героя, не понимает его поведение, не знает его привычек. Для развития воображения детей и приобретения ими необходимых знаний следует рассказывать о повадках домашних животных, их друзьях и врагах, о необходимости защищать их, заботиться о них. Можно использовать иллюстративный материал (репродукции, рисунки, видеоматериалы), чтобы наглядно показать детям, как выглядит незнакомое животное, или дать возможность полюбоваться знакомыми животными, представленными художником в необычном ракурсе, подчеркивающем их красоту, ловкость или силу.
Огромную радость детям этого возраста доставляют специально организованные выступления старших детей и взрослых. Это могут быть как кукольные, так и драматические спектакли, которые несут малышам праздничное настроение. Материал для таких выступлений может быть самым разнообразным. Детям первой младшей группы доступны для восприятия небольшие кукольные сценки, в которых участвуют два-три персонажа, появляющиеся в основном поочередно. Старшие дети показывают посильные для исполнения пьески «Лиса и Заяц», «Козлятки и волк», «Три медведя» и др., доступные восприятию малышей. При этом старшие дети должны хорошо знать драматический материал и ясно произносить фразы.
Для того чтобы вызвать у зрителей наибольший эмоциональный подъем, необходимо создать праздничную обстановку и подготовить место для показа спектакля. Выступление может проходить как в зале, так и в групповой комнате в наиболее удобное время. Для оформления помещения следует привлекать детей старших групп, особенно – участников предстоящего выступления. Ребятам можно поручить поставить ширму, подготовить кукол, костюмы, реквизит, расставить все необходимое для представления, повесить шарики, оформить стены аппликацией, картинками, украсить ширму (дождем, нарисованными и вырезанными из ватмана деревьями, домиками, фигурками зверей и т. д.).
Дети первой младшей группы обязательно должны участвовать в общих праздниках детского сада. В таких мероприятиях, как правило, часть материала специально рассчитана на восприятие детьми этого возраста. Например, в народных праздниках это могут быть небольшие кукольные сценки с Петрушкой на ширме, инсценирование потешек, участие больших кукол и т. п. Малыши могут участвовать в импровизации движений под музыку в сочетании со словом, в драматизации произведений малых форм.
Театрализованная игра позволяет ребенку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей. Дошкольник получает возможность активно общаться со взрослым в художественно-игровой деятельности, которая, в свою очередь, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.
Ход игры.
Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения.Варианты превращения разных предметов:
а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т. д. ;
б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т. д. ;
в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.
Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.
Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т. д.
Карточка № 11 «КОРОЛЬ (вариант народной игры)
»
Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.