Рабочая программа кружка «Оригами» для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Творческое развитие ребенка – это неотъемлемая часть воспитательного процесса, направленная на формирование у дошкольников интереса к профессиям различного рода, а также к истории народного творчества, знакомящая их с народными промыслами и воспитывающая уважение к физическому труду.
Для реализации вышеуказанных целей разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ от 17.10. 2013 г. №1155. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, а также Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, вышеперечисленные документы являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т.д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.
Занятия в кружке «Модульное оригами» — это работа, основанная, в первую очередь, на наблюдении и освоении детьми окружающей действительности, ее личностного отражения и формирования собственного отношения к ней, активный творческий поиск. Используемая как средство дополнительного образования, эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.
Данная программа предназначена для старших дошкольников и ориентирована на освоение ее детьми 5 – 7 лет, что соответствует ключевым потребностям данного возраста в развитии творческих способностей. В ходе ее освоения предполагается развитие у детей таких навыков как:
— развитие мелких мышц пальцев;
— сбалансированное развитие логического и образного мышления;
— формирование пространственных представлений;
— умение поэтапного планирования своей деятельности и доведения ее до желаемого результата;
— расширение кругозора;
— удовлетворение познавательных интересов.
Программа направлена на формирование общей культуры детей, на их духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие, на создание основ для самостоятельной реализации ими творческой деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
Актуальность программы кружка «Модульное оригами» в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществления совместной деятельности в процессе освоения программы. Программа способствует развитию личностных познавательных процессов, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной творческой деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит сформировать, развивать и корректировать у старших дошкольников пространственные и зрительные представления, а также помочь детям легко и радостно включиться в будущем в учебный процесс.
Педагогическая целесообразность программы кружка «Модульное оригами» обусловлена важностью создания условий в дошкольном учреждении для эффективного формирования у детей пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и глазомера.
Программа предполагает работу с детьми в форме индивидуальных занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:
— возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала;
— включение в программу не только обучения модульному оригами, но и создание детьми индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций в представленной технике;
— использование в ходе занятий аудиоматериалов с записями звуков живой природы и музыки с целью снятия напряжения и излишней возбудимости у детей.
Программа кружка «Модульное оригами» рассчитана на 33 часа (1 год обучения в подготовительной группе, 1 занятие в неделю по 1 часу), в ходе которого предполагаются как групповые занятия, так и оказание педагогом индивидуальной помощи каждому ребенку.
Цель программы – развитие творческих способностей и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления их с искусством модульного оригами.
Для реализации цели программы предполагается выполнить в процессе обучения такие задачи программы:
— обучение детей работе в технике модульного оригами;
— усвоение первоначального опыта самореализации;
— развитие воображения, художественного вкуса, чувства прекрасного;
— воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду;
— формирование представлений о творческих идеалах.
Работа над освоением программы проводится поэтапно (в течение двух полугодий), поэтому мы считаем целесообразным выделить учебные задачи для каждого полугодия:.
Задачи для первого полугодия:
1. Знакомство с искусством оригами, его историей, базовыми принципами.
2. Знакомство с базовыми фигурами оригами.
3. Развитие умения работать с ножницами и бумагой, воспитание аккуратности, усидчивости, терпеливости.
4. Усвоение и запоминание детьми необходимых терминов и понятий.
5. Обучение созданию оригами, выполненного путем многократного складывания углов.
6. Формирование желания самостоятельно складывать фигуры в технике оригами, практикуя уже изученные приемы.
7. Развитие произвольного внимания, интереса к ручному труду, творчеству.
8. Демонстрация достижений детей (создание выставки изделий).
Задачи для второго полугодия:
1. Развитие умения свободно оперировать основными терминами моделирования оригами.
2. Обучение вкладыванию внутрь боковых треугольников и сторон.
3. Закрепление умения складывания «складкой».
4. Создание осознанного интереса к занятию оригами.
5. Развитие самоконтроля и самооценки.
6. Закрепление умения оперировать основными понятиями техники оригами.
7. Знакомство с модульным оригами.
8. Создание изделий из модулей (лебедь, тюльпан, ананас, заяц).
9. Развитие чувства прекрасного, эстетических интересов.
10. Формирование желания самостоятельного создания изделий в технике «модульное оригами».
11. Демонстрация достижений детей (создание выставки изделий).
В ходе реализации задач программы предполагается использовать такие методы обучения как:
1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
— словесный метод (устные изложения, беседы, рассказы);
— практический метод (выполнение работ по инструкциям, картам, схемам).
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
— пояснительно – иллюстративные методы (восприятие детьми готовой информации);
— репродуктивные методы (воспроизведение дошкольниками полученных знаний и освоенных способов деятельности);
— частично – поисковые методы (методы, предполагающие коллективный поиск и решение поставленной задачи вместе с педагогом);
— исследовательские методы (заключающиеся в осуществлении самостоятельной творческой работы детьми).
3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
— фронтальные методы (одновременная работа педагога со всеми детьми);
— индивидуально – фронтальные методы (индивидуальные и фронтальные формы работы чередуются);
— групповые методы (организованная работа детей в группах);
— индивидуальные методы (индивидуальное выполнение заданий и учебных проблем детьми).
Содержание программы.
Неделя 1. Теоретическое занятие «Знакомство с оригами» (история направления, виды).
Неделя 2. Знакомство с понятием «базовые формы» и их применение в технике оригами.
Неделя 3. Практическое занятие. Изготовление базовой формы «квадрат» и изделий на ее основе.
Неделя 4. Знакомство с условными обозначения в оригами.
Неделя 5. Термины, принятые в оригами. Кармашек (кошелек).
Неделя 6. Практическое занятие «Стилизованный цветок». Работа с базовой формой « Треугольник».
Неделя 7. Практическое занятие «Лисёнок и собачка». Изучение разметки сгибанием. Знакомство с понятие о графических изображениях, их назначением. Планирование работы с опорой на графические инструкционные карты.
Неделя 8. Практическое занятие «Яхта и пароход». Знакомство с приёмами чтения схем оригами. Упражнения на деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части.
Неделя 9. Практическое занятие «Стаканчик». Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические).
Неделя 10. Практическое занятие «Синица и снегирь». Создание композиции «Птицы в лесу». Планирование работы по составлению композиции. Оформление изделия. Выставка работ.
Неделя 11. Практическое занятие «Кролик и щенок». Ознакомление с новой базовой формой. Чтение схем складывания изделий в технике оригами. Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги.
Неделя 12. Практическое занятие «Утка». Повторение названий базовых форм. Повторение правил пользования ножницами. Изготовление поделки. Оформление изделия, выставка.
Неделя 13. Практическое занятие «Сказочные птицы». Составить образы сказочных птиц, оформить композиции с этими сказочными персонажами.
Неделя 14. Создание композиции «Домашние птицы на лужайке». Заготовка изделий и составление панно.
Неделя15. Рыбка и бабочка. (Теория и практика.) Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
Неделя 16. Практическое занятие «Лилия». Изделие, складывающееся из одинаковых деталей – модулей.
Неделя 17. Создание композиции «Водоём». Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
Неделя 18. Жаба. (Теория и практика.) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.
Неделя 19. Практическое занятие «Стрекоза». Выбор базовой формы. Беседа о насекомых живущих вблизи водоёмов. Декоративное оформление изделия.
Неделя 20. Создание композиции «Островок в пруду». Составить композицию, работая в группе. Организация выставки работ детей.
Неделя 21. Практическое занятие «Пароход». Складывание заготовки вдоль и поперёк, вкладывание боков. Украшение работ узорами на выбор.
Неделя 22. Создание работы «Подводная лодка». На основе базовых форм путем сгибания меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных частей, характерных для изделия.
Неделя 23. Создание композиции «В море», подготовка ее к выставке.
Неделя 24. Изготовление открытки «Букет гвоздик» путем складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Неделя 25. Создание композиции «Бутоны роз» путем складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Неделя 26. Практическое занятие «Подснежник» путем складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Неделя 27. Практическое занятие «Парусный кораблик». Работа с базовыми формами и техникой сгибания меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных декорирующих частей, характерных для изделия.
Неделя 28. Практическое занятие «Весёлое письмо». Складывание фигур по диагонали путем захвата маленького треугольника без использования базовых форм.
Неделя 29. Оформление выставки моделей, изготовленных в течение года.
Неделя 30. Конкурс «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.
Методическое обеспечение программы
1. Дидактический материал: карточки с заданиями для детей, тестовые задания, иллюстрационные материалы, репродукции картин, фотоальбомы, инструкционные карты.
2. Техническое оснащение: видеоматериалы, Интернет.
3. Литература для педагога.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами – СПб: Кристалл, 2005.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги. — СПб: Литера, 1997.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты — СПб, Химия, 1995.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами — СПб, Химия, 1995.
- Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели — М.: Первое сентября, 2002.
- Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами М.: Айрис-пресс, 2007.
- Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами — СПб.: Нева, 2007.
- Соколова, С.В. Игрушки — оригамушки. — СПб: Химия, 2001.
4. Литература для детей:
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами– СПб: Кристалл, 2005
- Афонькин С. Ю. Игрушки из бумаги — СПб: Литера, 1997.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты. — СПб, Химия, 1995.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами — СПб, Химия, 1995 г.
Список использованных источников:
- Богданова Е. Е. Рабочая программа кружка рукоделия на тему «Оригами». – Воскресенск. – 2014.
- Васильева Л. С. Программа кружка оригами «Волшебнгый квадратик». – Саратов. – 2010.
- Гурожапова М. П. Программа кружка «Загадочный мир оригами» (художественно – эстетичсекое направление). – 2011 г.
- Милюхина С. Л. Программа кружка «Волшебный мир оригами». – 2013 г.
План работы кружка для детей 4-5 лет «Оригами» (Работа с бумагой)
— Принцип учёта возрастного развития — подбор материала, соответствующего возрастным особенностям данного возраста.
— Принцип чередования нагрузки – предупреждение утомления детей, чередование нагрузки и отдыха.
— Принцип зрительной наглядности – демонстрация движений.
— Принцип сознательности и активности – формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых видов работ.
1.5 Этапы реализации кружковой работы
Сроки реализации – 1 год, сентябрь 2022г.- апрель 2022г.
1 этап – Диагностический (1, 2 недели сентября).
— Диагностика художественно-эстетического развития детей 4-5 лет.
— Наблюдение за детьми на занятиях, в свободной деятельности.
— Составление списка детей, желающих заниматься в кружке «Оригами»
2 этап – Подготовительный (3-4 недели сентября).
— Формулирование проблемы.
— Изучение и анализ передового опыта по темам «развитие у детей художественно-творческих способностей посредством оригами.
— Разработка плана.
3 этап – Основной (Октябрь – апрель).
4 этап – Заключительный (подведение итогов).
1.6 Организация работы кружка
Процесс обучения проводиться 4 раза в месяц, 1 раз в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятия 20-25 минут.
План составлен с учетом реализации межпредметных связей по разделам ФГОС.
1.7 Формы и методы, используемые в работе кружка
Методы и приемы
, используемые при обучении детей оригами:
—
Беседа, рассказ, сказка, физкультминутка;
—
Рассматривание иллюстраций;
—
Показ образца выполнения последовательности работы.
1.8 Условия реализации плана кружковой работы
На занятия зачисляются 10 детей4-5 лет, стремящихся к творческой деятельности с бумагой.
Для проведения занятий отводится отдельное помещение, в котором имеются 3-4 детских столов, 10 детских стульев (высота мебели подбирается в соответствии с СанПин).
1.9 Работа с родителями
Занятия кружка посещают воспитанники с письменного согласия родителей (законных представителей). Родители (законные представители) ознакомлены с планом кружка.
Планируются мероприятия:
— Индивидуальные беседы о творческих достижениях детей.
— Консультации по развитию творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
— Конкурсы (совместное творчество детей и родителей).
Родители по договорённости с педагогом могут посетить занятия кружка. В конце учебного года родителям будет представлен отчёт на родительском собрании, стендовый доклад по итогам деятельности кружка.
1.10 Формы подведения итогов по реализации плана работы кружка
Ожидаемый результат:
План кружка «Оригами» в средней группе ДОУ.
План-программа кружка по оригами
«Волшебная бумага»
Воспитатель
Вильман Л.Г.
Саратов 2019
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
В настоящее время вопросы развития способностей привлекают все больше внимания. Стало очевидным, что расширившееся (иногда избыточно) поле знаний, умений и навыков, которыми владеют современные дети, при обучении в школе не приносят желаемых результатов. Следовательно, необходимо позаботиться о том, чтобы сформировать у ребенка активность в познании окружающего мира, решении познавательных задач, подготовить его к сознательному получению знаний.
Почему именно оригами? Целесообразность введения курса обосновывается двумя обстоятельствами: во-первых, для дошкольников характерно желание творить, а также стремление к получению быстрого результата; во-вторых, оригами обладает огромным развивающим эффектом.
Оригами оказывает большое влияние на развитие творческого воображения и восприятия.
В самом начале работы ребенку приходится сосредоточивать внимание на прочтении схемы складывания. Уже эта первоначальная работа направлена на развитие высшей формы восприятия — осмысленного визуального восприятия, которое связано с различными операциями мышления.
Затем ребенок встречается с бумагой — включается тактильное восприятие. Пальчиками он воспринимает шероховатость поверхности, плотность, упругость бумаги, обращает внимание на цвет, реакцию на сгиб.
Готовая фигурка — это не точная копия животного, птицы или цветка, это образ. Но ребенок понимает, что перед ним кошка, рыбка, бабочка. Оказывается, из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир. Дети часто разговаривают со своей фигурой, выдумывают разные истории. Они учатся не только складывать, но и сочинять.
Занятие оригами является и своеобразной психотерапией, способной отвлечь от тревог: складывая из бумаги, ребенок поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе. Кроме того, оригами способствует стимуляции активности как левого, так и правого полушарий головного мозга, поскольку требует одновременного контроля над движением рук.
Наблюдения за детьми, занимающимися оригами, показали, что им легче дается работа с планами и схемами на занятиях по конструированию и ориентированию в пространстве, у них лучше развит глазомер, в целом их интеллектуальные способности возрастают.
Эта деятельность укрепляет семейные отношения. Многие мамы, папы, старшие дети посещают занятия по вечерам, образуя творческий клуб, объединенный общим интересом. На этих занятиях и взрослые, и дети могут осваивать более сложные фигурки оригами, делиться домашними наработками, обмениваться литературой по оригами, организовывать совместные выставки и праздники.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Цель программы –
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
— Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
— Формировать умения следовать устным инструкциям.
— Обучать различным приемам работы с бумагой.
— Сформировать и закрепить знания детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
— Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
-Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
— Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. — Воспитывать интерес к искусству оригами.
— Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
— Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
— Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы,
используемые на занятиях кружка:
· беседа, рассказ, сказка;
· рассматривание иллюстраций;
· показ образца выполнения последовательности работы;
· просмотр презентаций.
Т. к. группа 2-4 «Акварельки» является разновозрастной (3-5 лет), то для занятий отбирается материал с доступным содержанием для детей 3-4 года с последующим усложнением для детей 4-5 лет.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети: – научатся различным приемам работы с бумагой; – будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами; – научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
– познакомятся с искусством оригами;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ. • Проведение выставок детских работ.
Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.
Длительность занятий 20 минут.
Категория обучаемых: 4-5лет.
Перспективно-тематическое планирование кружковой деятельности.
Октябрь
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ |
1. | Знакомство с искусством оригами ФЛАЖОК | Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда. | Два красных квадрата 15*15см, две полоски шириной 1см, длиной 20см из картона, клей. |
2. | СТАКАНЧИК | Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги. | Квадрат 10*10 любого цвета. |
3. | Книжка | Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. | Три прямоугольника формата А4: два из них белого цвета, третий цветной, клей. |
4. | ЁЛОЧКА | Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем. | Три квадрата зелёного цвета 15*15см,10*10см,5*5см, клей. |
Ноябрь
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ |
1. | Воздушный змей | Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета. | Бумажные квадраты (10*10) разного цвета, полоски разноцветной бумаги, клей. |
2. | Лягушка | Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали ( базовая форма – «треугольник») | Квадрат зелёного цвета( 10*10). Заготовки для глаз лягушки, ножницы, клей. |
3. | Зайчик | Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность. | Квадрат (10*10),заготовки для глаз и мордочки, клей |
4. | Бабочка | Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку. | Бумажные квадраты ( 10*10), заготовки для глаз, ножницы, клей |
Декабрь
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ |
1 | Снежинки | Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами. | 12 квадратов синего цвета 5*5, синий кружок диаметром 3см и белый кружок диаметром 2см. |
2 | Гномик | Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога | Квадраты (8*8, 6*6) разного цвета, бумажная обрезь, клей, ножницы. |
3 | Новогодние украшения | Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение. | Разноцветные квадраты разных размеров, бумажная обрезь, клей, нитки, ножницы. |
4 | Снеговик | Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами. | Белая бумага, клей, ножницы |
Январь
№ | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ | |
1. | Колобок | Учить детей у прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками. | Жёлтый прямоугольник 20*10см, оранжевый и красный квадраты 3*3см,два оранжевых кружка, клей. |
2. | Зайчик | Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание. | Квадраты серого цвета 8*8см и 10*10см, заготовки для глаз и мордочки, клей. |
3. | Волк | Продолжать учить сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из уголков кверху наискосок. Закрепить умение приклеивать голову, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость. | Два серых квадрата15*15см,10*10см,клей, заготовки для глаз и носа. |
4. | Лиса | Научить детей слушать устные инструкции педагога. Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой. | Квадрат оранжевый ( красный) 15*15см, прямоугольник 15*7,5см, заготовки для глаз и мордочки, клей. |
Февраль
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ |
1. | Медведь | Учить перегибать «косынку» пополам. Учить понимать, что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадратов разной величины. Воспитывать и развивать способность контролировать с помощью мозга движения рук и пальцев. | Квадраты коричневого цвета 15*15см,10*10см, два квадрата 6*6см, клей. |
2. | Лодочка | Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх. | Прямоугольные листы 20*15см. |
3. | Звёздочки | Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность. | 8 квадратов 10*10см, 4 из них одного цвета,4 — другого, клей. |
4. | Курочка | Учить складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя,воспитывать самостоятельность и внимание. | Красный квадрат 3*3см, жёлтый (оранжевый) квадрат 15*15см, клей, карандаш или фломастер. |
Март
№ | тема | цель | материал |
1. | Хризантема | Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами. | 16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, бумага жёлтого цвета, ножницы, клей. |
2. | Подарок маме | Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость | Разноцветный картон, квадраты жёлтой, синей, красной бумаги (10*10), зелёная бумага для листьев и стеблей, ножницы, клей. |
3. | Вертушки | Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу. | Квадраты (15*15) разного цвета, равносторонние треугольники со стороной 20 см, круги диаметром 20см с прочерченными линиями разрезов, кружочки из картона, ножницы, клей, палочки. |
4. | Кошечка | Закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Учить складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание. | Два квадрата 15*15см одного цвета, карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей. |
Апрель
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ |
1. | Подарки малышам | Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц, корабликов, воспитывать желание заботиться о младших, упражнять в свободном выборе цвета. | Разноцветные квадраты (10*10) |
2. | Рыбки | Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию. | Голубой картон, квадраты разноцветные, ножницы, клей, бумажная обрезь. |
3. | Сова | Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами. | Квадрат 10*10,заготовки для глаз, клей, ножни цы. |
4. | Ёжик | Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге. | Квадрат серого, коричневого цвета 10*10см,карандаш или фломастер чтобы нарисовать глазки и иголки на шубке. |
Май
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ |
1. | Грачи прилетели | Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы « воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. | Квадраты чёрного цвета (15*15), заготовки для глаз, ножницы, клей. |
2. | Ветка рябины | Закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, учить чётко, выполнять инструкции педагога | Картон, квадраты(1,5*1.5) оранжевого или красного цвета,(3*3) зелёного цвета для листьев, клей. |
3. | Моё любимое оригами. | Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам своего труда. | Разноцветные квадраты 10*10, ножницы, клей. |
4. | Итоговое занятие. Диагностика | Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. | Альбом, поделки в технике оригами, клей. |
Литература
1.Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Метод. пособие для воспитателей ДОУ. — СПб.: Детство-пресс, 2001.
2.Соколова С. Театр оригами: игрушки из бумаги. — М.: ЭКСМО-пресс; СПб.: Валери СПД, 2002.
3.
Дегтёва В. Оригами с детьми 3-7 лет: методическое пособие.
Издательство: Мозаика-Синтез
Год: 2012
4.Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи
5. В. В. Выгонов оригами для малышей. Простые модели. Издательство: Экзамен Год: 2019
Скачано с www.znanio.ru
Программа «Волшебный мир оригами»
Развивающие:
Развивать внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Расширять коммуникативные способности детей.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Сроки реализации программы, возраст детей
Программа «Волшебный мир оригами» адресована детям 7-8 лет и рассчитана на 1 год обучения – 144 часа занятий в год.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе 10 — 15 человек.
В 1 год обучения в кружок «Волшебный мир оригами» принимаются все желающие учащиеся начальной школы.
Режим работы объединения — 2 раз в неделю по 2 часа.
Отличительные особенности программы
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.