Конструирование в группе раннего возраста
Весна. Превращения, оживление, пробуждение природы. | |||||||||||||||
17 | 14.05 | Весна | Конструирование из песка | Закреплять знание о свойствах песка. Учить строить башенку, домик для собачки, дорожки, скамейки, столы и т. д. Развивать мышление, память, творческие способности. Воспитывать интерес к конструированию из песка. | Песочница | Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие исследовательской деятельности, фэмп),развитие речи, хэр (худ-я лит-ра), скр (с\р\и),физическое | И.А.Лыкова Конструирование в детском саду стр.18 | ||||||||
18 | 28.05 | Цветы | Заборы высокие и низкие | Учить: изменять постройку в высоту; называть детали: кирпичики, кубики; строить разнообразные заборы, разные по высоте. Закреплять умение способов расположения деталей. Развивать чувство формы и цвета, интерес к цветам. Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать. | Строительные наборы, декоративные цветы на подставочках | Познавательное развитие(формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие познавательно-исследовательской деятельности, фэмп), хэр (худ-я лит-ра), физическое развитие | И.А.Лыкова Конструирование в детском саду стр.17 | ||||||||
Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка и используется при решении следующих задач: • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); • оптимизации работы с группой детей. Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим, педагогический мониторинг: — не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений; — позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику; — учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений; — позволяет рассматривать весь период развития ребенка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника; — учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Инструментарий для педагогического мониторинга детского развития – карты наблюдения и электронное приложение, которое позволит педагогам проводить анализ динамики развития ребенка. Где подсчеты ведутся с помощью определенной формулы. Полученные результаты выражаются в процентах и определяют так называемый коэффициент успеха каждого ребенка. В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню – зона базовых образовательных потребностей, низкому и низшему – зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом индивидуализации. В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей. Принципы оценивания – трехуровневая система мониторинга – 2 балла «качество проявляется устойчиво», 1 балл «качество проявляется неустойчиво», т.е. находится в зоне ближайшего развития и проявляется лишь в совместной со взрослым деятельности, 0 балл – «качество не проявляется». В отдельных случаях (при необходимости) может проводиться психологическая диагностика детей. Она проводится квалифицированными специалистами (например, педагогами-психологами) и только с согласия родителей (законных представителей) детей. Получаемая в ходе мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, выявленных у ребенка. Диагностическая карта: Вид деятельности: Конструирование
Лего Дупло и его аналоги (Ozon, My-shop)
Лего не нуждается в представлении, это конструктор, проверенный временем и миллионами детей во всем мире. С 2 лет ребенку будет интересно строить из него дорожки, заборчики, домики, воротики, стулья, столы, а также какие-нибудь несложные декорации, которые могут понадобиться для сюжетно-ролевых игр. Надо сказать, что имеющиеся в наборах Лего животные и человечки здорово повышают интерес ребенка к игре, мотивируют соорудить ту или иную постройку. Например, одна из наших самых любимых построек – это зоопарк для животных. Сначала возводим заборчики, потом организовываем игру с продажей билетов и посещением животных.
Правда, при покупке ролевого набора с животными и другими фигурками надо быть внимательнее. Очень часто наборы сделаны так, что ограничивают фантазию ребенка только одним вариантом игры, а также содержат готовые элементы, которые можно применить одним единственным способом. Так, присутствие в наборе готовых крыш, стен, столов, стульев лишает ребенка возможности пофантазировать и придумать, как сделать то же самое из конструктора самому. Поэтому постарайтесь покупать такие наборы конструкторов, которые содержат много универсальных элементов и как можно меньше готовых решений.
Если вы хотите конструктор, с еще более крупными деталями, чем у Лего Дупло, то можно остановиться, например, на конструкторе Mega Blocks (Ozon, MyToys). Но вообще говоря, все аналоги Лего заметно проигрывают оригиналу по точности деталей и качеству пластика.
РАЗДЕЛ 2. ЧТО МОЖЕТ ПОСТРОИТЬ МАЛЫШ ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ ИЗ КОНСТРУКТОРА
В раннем возрасте малыш узнает от мамы не только названия деталей, но и способы действия с ними – элементарные способы конструирования. Давайте познакомимся с этими способами конструирования для самых маленьких, даю их по порядку с постепенным усложнением задач:
Способ 1. Размещать детали конструктора по горизонтали и по вертикали и видеть, что при этому изменяется их устойчивость.
Например:
- Кубики можно поставить горизонтально – и получатся вагончики для поезда. А можно поставить вертикально – сделать башенку.
- Кирпичики могут лежать на столе горизонтально, и тогда у нас получится дорожка. Она может быть разной. Можно сделать узкую дорожку, если соединить кирпичики узкой стороной. А можно – широкую дорожку, если их соединять друг с другом их длинной стороной.
- Если те же самые кирпичики поставить их вертикально на стол рядом друг с другом, то получится уже не дорожка, а заборчик!
- Если к кубику рядом поставить вертикально кирпичик — получится стульчик. А если на тот же кубик положить тот же самый кирпичик горизонтально — то получится совсем другая постройка — не стул, а стол!
Способ 2. Накладывать детали одну на другую, делать перекрытия. Так получаются у нас домики, ворота.
Способ 3. Замыкать детали в одно кольцо, образуя замкнутое пространство.
Примеры:
- Пример 1. Из кирпичиков, поставленных на ребро, мы строим загородку для курочек, коровок, делаем парк, делаем двор для прогулок матрешек и других маленьких фигурок людей и зверей.
- Пример 2. Так же мы можем построить гараж для игрушечной машины, в который она будет заезжать через ворота.
- Пример 3. Можно сделать с ребенком даже трамвай или автобус. Для этого строим замкнутое пространство из кирпичиков, а после этого располагаем в нем сидения для пассажиров и место для водителя. Один из кирпичиков мы можем отодвигать в сторону, когда пассажиры входят в салон. Это будет дверь. Вы сможете придумать много вариантов «обустройства» такого автобуса.
Наша главная задача, чтобы ребенок не просто повторил за нами какой-то новый способ действия, а стал использовать его в своих самостоятельных играх. Поэтому мы варьируем игры и показываем один способ конструирования на примере разных построек и разных игровых сюжетов.
Конструктор «Животные» (Ozon, My-shop)
Очень хороший конструктор, долгое время был нашим «хитом». В конструктор входит много вариантов лап, голов, туловищ, хвостов, позволяющих собирать самых разных животных. Можно собирать как животных в их классическом виде, так и забавных гибридов. Фантазия развивается только так. А заодно закрепляется и представление о животных и их частях тела.
У нас «звероконструктор» фирмы Edushape, он сделан из мягкого вспененного материала, чем-то похожего на пенопласт, детали между собой никак не соединяются. Возможно, кому-то это покажется минусом, но мне наоборот очень понравилось то, что собирая его, дочка училась находить баланс, старалась ставить детали аккуратно, чтобы они не упали.
Вот пример аналогичного конструктора из дерева от фирмы Djeco.
У Лего тоже есть похожий звероконструктор: Ozon, My-shop, MyToys.
Конструктор «Zolo» (Ozon, My-shop)
Совершенно необычный конструктор с деталями причудливой формы и нестандартным принципом соединения деталей. Такой конструктор нужен вовсе не для того, чтобы строить дома или заборчики, этот конструктор для того, чтобы будоражить детское воображение и создавать непривычные формы. Строить из него можно самых невероятных существ (возможно, у вас это будут чудики или пришельцы). Процесс создания очень увлекательный, можно посмеяться от души, дав волю своей фантазии. Ну а когда существа инопланетного происхождения будут готовы, им можно придумать забавные имена вроде пятиножки, глазастика или бубузяки.
Я считаю, наиболее ценно в этом конструкторе то, что он помогает ребенку научиться мыслить нешаблонно: ведь совершенно необязательно, чтобы у неведомого пришельца было два глаза и две ноги, да и зачем вообще ему туловище и почему нос обязательно на голове? В общем фантазируем. Возможно, кто-то сочтет этот конструктор сумасшествием, но у меня он самый любимый.
Очень надеюсь, что конструктор Zolo снова появится в продаже в магазинах, ведь аналогов у него просто нет. Чем-то похож на него конструктор Ogobild, но с ним, как мне кажется, лучше фантазировать на неодушевленную, техническую тематику. Да и скреплять детали в Ogobild гораздо тяжелее, так что он больше подходит для детей после 3-4 лет.
3. Дорога (Ozon, My-shop, MyToys)
Бытует мнение, что девочки всегда играют с куклами, а мальчики с машинками, может отчасти это и правда, но только дорожного конструктора точно не касается . Когда дочке в 2 года подарили дорогу, она настолько увлеклась ею, что в течение месяцев двух каждый день с утра на полу в детской нас встречала автотрасса новой формы. Надо сказать, что Тасе нравился именно процесс строительства, до катания машинок порой даже и не доходило. Думаю, для мальчиков любой конструктор в виде авто- или железной дороги покажется еще более интересным.
Для самых маленьких очень важно подобрать дорожный конструктор так, чтобы детали сцеплялись без лишних усилий, и ребенок мог собрать дорогу сам, без помощи взрослого. Мы играли авто-конструктором малоизвестной фирмы Dolu. Мне не удалось найти его в продаже, поэтому даю ссылки на железную дорогу фирмы Brio (Ozon, My-shop, MyToys) и его аналоги (Ozon, My-shop, Read).
РАЗДЕЛ 5. КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ ПОЛУТОРА ДО 2 ЛЕТ
ЗНАКОМСТВО С ДЕТАЛЯМИ КОНСТРУКТОРА И ИХ НАЗВАНИЯМИ, ЦВЕТОМ, ФОРМОЙ, ВЕЛИЧИНОЙ
В этом возрасте происходят большие изменения в умственном развитии малыша. В результате если раньше он мог выполнить лишь просьбу «дай такой же, как у меня», то к 1 году 9 месяцам — 2 годам он может выполнить более сложную просьбу «Дай такой же кирпичик, но красный», т.е. может выделить одновременно 2 признака предмета. Это приходит не сразу, а постепенно, в результате знакомства малыша с формой деталей, их цветом и размером.
Мы можем предлагать малышу такие задания с деталями конструктора, как «Найди синие кирпичики. Где большой кирпичик? Где маленький кирпичик (называем размер и форму — 2 признака одновременно)?», «Найди желтые шляпки – большие и маленькие» (называются одновременно форма детали, ее цвет и размер).
Малыш уже хорошо различает размер деталей и поэтому мы можем учить его сравнивать и находить три детали одинаковой формы, но разного размера: «большой кубик» — «поменьше»- «маленький кубик».
По нашей просьбе малыш даст большой кубик – большой игрушке, а маленький – маленькой игрушке.
Из 3-4 деталей разной формы малыш выберет и даст по просьбе взрослого кубик, крышу, столбик, кирпичик: «Дай крышу. Где у нас кирпичик – дай, пожалуйста»
Разумеется, это возможно только если взрослый называет эти детали во время игр с конструктором и знакомит малыша с ними.
ИГРАЕМ С КОНСТРУКТОРОМ
Очень часто малыши от полутора до двух лет повторяют одно и то же действие много раз подряд. Они наслаждаются им, словно убеждают сами себя: «Я это уже умею!». Ведь главное для ребенка – не результат, а процесс, если он его повторяет – значит, он получает от этого большое удовольствие! Не мешайте малышу, пусть он повторяет, это очень нужно ему для развития. Придет время – и он сам перейдет от старого, усвоенного, к новому.
В этом возрасте малыш еще сам не сможет сделать постройки. Поэтому не малыш, а взрослый начинает игру с конструктором и ведет ее. В этом возрасте за один раз мы строим одну постройку. Например, только домик. Или только скамеечку.
Мама разыгрывает игровой сюжет с игрушками – например, строит из кирпичиков дорожку для матрешки, по которой матрешка побежит в свой домик: топ-топ-топ, топ-топ-топ. Малыш присоединяется к строительству, повторяет за мамой ее действия — помогает строить дорожку для матрешки, подражает маме. Вот дорожка и готова. Малыш может взять матрешку в руки и показать, как она идет по дорожке.
Приведу пример одной из первых игр с конструктором для детей второго года жизни. Автор – С. Л. Новоселова.
Вам понадобятся для игры: фигурка «курочка», фигурка «цыплята» (или один игрушечный цыпленок, соразмерный кубикам и курочке), 8 одинаковых кубиков.
Полезный совет: Очень важно, чтобы кубики, которые мы дадим ребенку для этой игры, были ему хорошо знакомы. Иначе он будет их обследовать, а не слушать историю, и строить башню для цыпленка не станет.
Ход игровой ситуации:
— Взрослый показывает детям игрушку – курочку. И разыгрывает сценку. Курочка потеряла цыпляток, никак не может их найти.
— Взрослый предлагает ребенку помочь курочке и строит башенку из 4 кубиков, ставя их один на другой. Курочка взлетает на построенную башенку видит с нее своих цыплят, очень радуется: «Нашлись цыплята!» (взрослый незаметно для ребенка ставит на стол фигурку цыплят).
— Курочка прыгает с башенки и бежит к цыплятам (убираем фигурку курицы незаметно для ребенка к себе в карман, башенка остается на столе).
— А где же курочка? Цыплята встревожены, не видят ее, опять потерялись! Пишат «пи-пи-пи», ищут маму. Нужно построить им башенки, пусть они на них взлетят и увидят маму.
— Ребенку дается 4 кубика. Ребенок строит башенку, цыплята взлетают на нее и видят маму! Как они радуются! (достаем фигурку курочки). А вот и курочка! Нашли цыплята свою маму!
В следующие разы для закрепления можно повторить строительство башенки, о обязательно с другим сюжетом. Для нас это будет повторение, а для ребенка – совсем новая история!
КАКИЕ ПОСТРОЙКИ МОЖНО СТРОИТЬ С МАЛЫШОМ ОТ ПОЛУТОРА ДО ДВУХ ЛЕТ
К двум годам малыш уже сможет построить известные ему простые постройки сам.
Варианты построек: дорожка, скамеечка, лесенка из 6 кубиков (первая ступенька — один кубик, вторая ступенька — два кубика и третья ступенька — три кубика), заборчик, ворота, горка, башня и другие самые простые и очень быстро реализуемые постройки из деталей двух форм (кубики и кирпичики).
Например:
- башенка (ставим кубик на кубик,
- домик (призма – «крыша» ставится на кубик),
- машина (кубик и кирпичик ставим на пластину),
- дорожка из кирпичиков
- стол (кладем кирпичик плашмя на кубик),
- стул (приставляем к кубику сзади кирпичик – «спинку стула»),
- скамеечка (располагаем планку или кирпичик на двух кубиках),
- ворота (ставим кирпичики вертикально и располагаем на них планку).