Рабочая программа по экологии в старшей группе
Наталья Бакланова
Рабочая программа по экологии в старшей группе
Пояснительная записка
Благая природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться
Леонардо да Винчи
Экологические состояние нашей планеты и тенденции его ухудшения требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и государствам. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру»
, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием
экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Маленькие дети верят абсолютно всему и впитывают все как губка. Не обязательно быть доктором биологических наук, чтобы сообщить ребенку важную и интересную для него экологическую информацию. Любой из нас может научить ребенка отличать дуб от березы или вместе с ним понаблюдать, как пробиваются весной ростки – рассказать, почему вредно жечь траву и зачем нужно бережно относиться к воде. И «экологичность»
в поведении быстро станет для ребенка привычкой.
Даная рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников разработана для детей 5-6 лет на основе плана — программы педагогического процесса в детском саду «От рождения до школы»
(Под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.)
в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами дошкольного образования.
Программа заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Она включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Цель программы: формирование у детей основ экологического сознания и экологической культуры.
Задачи программы:
• Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
• Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
• Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями.
• Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
•Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь, обучать составлению рассказов.
Для работы по формированию экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми. Использовались разные методы работы.
Наглядные методы: целевые прогулки; наблюдения; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр.
Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр — драматизаций и др.); загадывание загадок.
Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, плодов; экспериментирование.
При построении системы работыособое внимание обращено на следующие основные направления:
познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме;
практическое направление изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.)
;
исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов)
.
В качестве подведения итогов: выставки, фотовыставки, создание видеороликов, диагностика.
Условия реализации программы
Для эффективной реализации программыдополнительного образования в детском саду созданы благоприятные условия:
Организовано «экологическое пространство»
в помещении детского сада:
групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями;на территории садика: экологическая тропа, огород;
Фонд методических, наглядно — иллюстрированных материалов;
Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
Программарассчитана на один год обучения:
занятия рассчитаны на возраст 5-6 лет. Всего 36 занятий. Продолжительность занятия 25 минут.
Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре)
или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими зонами:
«Маленький ученый»
Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскоп;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена, шишки, ракушки, камни;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, пищевые красители)
;
Свечи, фонарики;
Детские халаты, фартуки;
Картотека для проведения опытов;
«Уголок природы»
Календарь природы, модель календаря природы
Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии их особенностям)
Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые бутылки различных цветов)
Воронки
Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины, чага, гербарий)
Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики)
«Огород на подоконнике»
Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
«Умелые ручки»
Детям предложены различные материалы:
Для рисования (гуашь, пастель, цветные карандаши, акварель, кисти)
Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
Для аппликации (цветная бумага, белая бумага, клей, ножницы, трафареты)
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам)
и
работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада.
Для работывоспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
Перспективный план работы в старшей группе
5-6 лет
Дата Тема Задачи Содержание
Сентябрь
1 неделя «Цветы на участке осенью»
Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых
работах осенью. Загадывание загадок
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить»
Изготовление гербария «Осенняя палитра
2 неделя «Во саду ли в огороде»
Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктами ягодах. Учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты, ягоды. Формировать общее представление о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них Демонстрационный материал
«Овощи и фрукты»
,
«Ягоды»
Муляжи овощей и фруктов, ягод
Отгадывание загадок
Дидактическая игра «Угадай, что это?»
Лепка «Корзина с овощами»
3 неделя. «Экологическая тропа осенью»
Расширять представления об объектах
экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания детей о пользе растений для человека и животных Наблюдения за растениями в природе
Дидактическая игра «Найди дерево»
Рисование «Осенний лес»
4 неделя «Осенины»
Формировать представление о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Знакомить с традиционным календарем. Рассматривание иллюстрации картины Левитана
«Золотая осень»
Чтение А. Твардовского. «Лес осенью»
, К. Паустовского
«Прощанье с летом»
, А. Майков
«Осень»
, русской народной сказки «Семь Симеонов – семь
работников в обработке Карнауховий.
Изготовление поделок из природного материала
Октябрь
1 неделя «Берегите животных!»
(4 октября – всемирный день животных)
Расширять представления о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных со средой обитания. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных Наблюдение за животными
Чтение художественных произведений о животных
Заучивание стихотворений
Изготовление плаката «Берегите животных!»
Дидактическая игра «Построй домик для животного»
2 неделя «Доброе, хорошее солнце»
Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам
Работа с календарем погоды
Экспериментирование: «Ладошки»
Дидактическая игра «Круглый год»
Рисование «Мое солнышко»
Разучивание физминутки «На зарядку солнышко поднимает нас»
3 неделя «Прогулка по лесу»
Расширять представление детей о разнообразии растительного мира.Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, смешанный Демонстрационный материал
«Деревья и кустарники»
Беседа «Как ведем себя в лесу»
Отгадывание загадок
Дидактическая игра «Деревья и кустарники»
4неделя «Веселый дождик»
Объяснить причины возникновения дождя. формировать у детей познавательный интерес к природе. Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Демонстрационный материал
«Природные явления»
Чтение сказки Сутеева «Под грибом»
Пальчиковая игра «Дождик»
Прослушивание песни «Злую тучку наказали…»
Ноябрь
1 неделя «Комнатные растения»
Уточнить представления детей о растениях в
группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок)
Демонстрационный материал
«Комнатные растения»
Дидактическая игра «Найди растение»
Физкуль
Экспериментирование: «Что нужно растениям для роста»
2 неделя «12 ноября – Синичкин день»
Расширить знания детей о синицах. Познакомить с традициями праздника
«Синичкин день»
, прививать любовь и бережное отношение к родной природе Беседа
«Синичкин день»
Прослушивание голоса синицы
Загадывание загадок о синице
Чтение рассказа Н. Сладков. «Синички-арифметички»
Пословицы о сницах
Изготовление кормушек
3 неделя «Пернатые друзья»
Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы Демонстрационный материал
«Зимующие и перелетные птицы»
Чтение рассказов о птицах К. Д. Ушинского
Наблюдение за птицами
Рисование «Снегири»
4 неделя. «Что нас лечит от простуды»
Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока. Развить познавательную активность. Рассматривание лекарственных растений
Загадывание загадок
Чтение стихотворение С. Михалкова «У меня печальный вид.»
Дидактическая игра «Приготовь лекарство»
Декабрь
1 неделя «Зимушка-зима»
Продолжать учить детей по существенным признакам и предметам определять времена года. Закреплять названия зимних месяцев, учить называть приметы и признаки зимы. Познакомить с понятием календарь. Создать детям радостное настроение Демонстрационный материал
«Явления природы»
,
«Зима»
Работа с календарем погоды
Просмотр презентации «Зима на картинах художников»
Загадывание загадок
2 неделя «Дикие звери зимой»
Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей Демонстрационный материал
«Дикие животные»
Просмотр презентации «Как зимуют животные»
Чтение стихотворений
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Дидактическая игра «Приготовь зайку и белочку к зиме»
Чтение рассказов Мамина-Сибиряка
3 неделя «Снежинка»
Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы Наблюдение на
прогулке
Просмотр познавательного видеофильма «Почему снежинки разные»
Экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега»
Дидактическая игра «Снежинки»
4 неделя «Ёлочка-зелёная иголочка»
Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Рассказать о традициях празднования Нового года Демонстрационный материал
«Деревья»
Наблюдение за елью
Беседа «Елка или сосна»
Дидактическая игра «Найди по описанию»
«Укрась ёлочку»
Рассматривание природного материала (шишек)
Аппликация «Елочка красавица»
»
Январь
1 неделя «Облака – белогривые лошадки»
Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Научить видеть прекрасное в окружающем мире и бережно относиться к природе Рассматривание фото иллюстраций
Просмотр презентации «Круговорот воды в природе»
Беседа «Какие бывают облака»
Наблюдение за облаками
Загадывание загадок
Разучивание стихотворение с. Михалкова «Облака, облака кучерявые бока»
2 неделя «Снежный хоровод»
Расширять представление детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас
(снегопад, метель, иней, изморозь)
Наблюдение за зимней погодой
Рассматривание картины «Зима»
Рисование «Снежинки»
Чтение рассказов Гулрьевой Н. А. «Снег»
,
«Изморозь. Иней»
,
«Зимние узоры»
Работа с календарем погоды
Экспериментирование «Снегурочка»
3 неделя «Экологическая тропа в здании детского сада»
Расширять представления детей об объектах
экологической тропы. Учить узнавать и называть знакомые растения и животных. Расширять представление о способах ухода за растениями и животными Чтение произведений о природе
Дежурство в уголке природы
Дидактическая игра «Чудо цветок»
Лепка «Фиалка»
4 неделя «Жизнь птиц зимой»
Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями Демонстрационный материал
«Птицы средней полосы России»
Дидактическая игра «Накорми птицу»
,
«Улетают – не улетают»
Прослушивание голосов птиц
Загадывание загадок
Февраль
1 неделя «Дикие животные в лесу зимой»
Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей Демонстрационный материал
«Дикие животные»
Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе
Подвижная игра «Мы маленькие зайчики»
,
Дидактическая игра «Давайте поселим зверей в наш лес»
2 неделя «Лаборатория добрых дел»
Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей Демонстрационный материал
«Уроки доброты»
Чтение стихотворения В Маяковского «Что такое хорошо»
Экспериментирование «Водолаз Декарта»
Игры с мыльными пузырями
3 неделя «Экскурсия в зоопарк»
Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек – часть природы. Формировать представления о том,что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери Демонстрационный материал
Беседа о животных
Чтение стихотворения Н. Несмеяновой «Кузнечик»
Рисование животных
Дидактическая игра «Звездный зоопарк»
4 неделя «Наблюдение за сезонными изменениями»
Формировать представления об изменениях в природе;
учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель)
Демонстрационный материал
«Явления в природе»
Чтение стихотворения И. Демьянова «Веселые льдинки»
Дидактическая игра «Круглый год»
Работа с календарем погоды
Март
1 неделя «Цветы для мамы»
Расширять знания о многообразии комнатных растений. развивать познавательный интерес к природе. Дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом. Учить высаживать рассаду комнатных растений Демонстрационный материал
«Комнатные растения»
Наблюдение и уход за комнатными растениями
Чтение стихов
Аппликация «Фиалки»
2 неделя «К нам весна шагает быстрыми шагами»
Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе Чтение стихотворения
«Март»
,
«Весна идёт»
Дидактическая игра «Найди настроение, покажи настроение»
,Экспериментирование:
«Взаимодействие воды и снега»
Подвижная игра «Ручеек»
3 неделя «Водные ресурсы Земли»
Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря, о том как человек может пользоваться водой в своей жизни, о том как нужно экономично относится к водным ресурсам Просмотр мультфильма
«Беги, ручеек!»
Беседы о водных ресурсах
Рассматривание иллюстраций с изображением водных обителей
Чтение стихотворения К. Бальмонта «Ручеек»
Подвижная игра «Ручеек»
,
«Море волнуется раз»
4 неделя «Наши четвероногие друзья – собака»
Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах Демонстрационный материал
«Породы собак»
Рассказы и просмотр фотографий о своих домашних питомцах
Чтение стихотворений о собаках
Загадывание загадок
Разучивание физминутки «Обзавелся я щенком»
Лепка «Щенок»
Апрель
1 неделя «Забота о здоровье»
Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища
(зеленый лук и др.)
и солнце Просмотр презентации
«Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»
Беседа «Что полезно для здоровья, что вредно»
2 неделя «Выращиваем лук на окошке»
Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах Беседа
«Полезен или вреден лук»
Загадывание загадок
Чтение сказки Дж. Родари «Чипполино»
Рассматривание луковицы
Посадка лука
3 неделя «Первые цветы в природе»
Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения Демонстрационный материал
«Первоцветы»
Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике
Загадывание загадок
Дидактическая игра «Собери цветок из частей»
Аппликация «Одуванчик»
4 неделя «Пернатые гости»
Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др. ; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах Демонстрационный материал
«Перелетные птицы»
,
«Жилища»
Изготовление скворечников
Наблюдение за птицами на участке детского сада
Дидактическая игра «Какая птичка»
Аппликация «Птицы на кормушке»
Май
1 неделя «Что такое облака, дождь, гроза?»
Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы Демонстрационный материал
«Явления природы»
Наблюдение за погодой
Работа с календарем погоды
Чтение стихотворений
2 неделя «Природный материал»
Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд Пальчиковая гимнастика
Экспериментирование: «Почему песок сыплется»
Беседы о рабочих специальностях
3 неделя «Леса и луга нашей Родины»
Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира. Воспитывать бережное отношение к природе Чтение произведений детских писателей о природе
Рассматривание иллюстраций
Дидактическая игра «Угадай и расскажи»
Рисование растений и животных
4 неделя «Весенняя страда»
Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных
работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством Демонстрационный материал «Хлеб всему голова»
Разучивание стихотворений и пословиц о хлебе
Беседы о хлебобулочных и кондитерских изделиях
Аппликация «Колосок»
Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др).
Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.
Принципы реализации программы:
- постепенное наращивание объема материала;
- первоочередное использование природного окружения: растении и животных зеленой зоны детского сада и участков;
- продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений;
- широкое использование разных видов практической деятельности;
- подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.
В программу включены разделы: «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»; «Рекомендации по распределению материала по возрастным группам». А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада. Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который взят за основу для создания необходимых наглядных пособий. Планируемые результаты по освоению данной программы соответствуют целевым ориентирам, обозначенными в ФГОС ДО, а именно:
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
В программе «Юный эколог» выделяются два аспекта содержания экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение.
«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов.
Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.
Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле.
Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных.
В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.
Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.
В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.
Экологические знания — не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.
Актуальность проблемы экологического воспитания
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Для этого всем, живущим на Земле, необходимо осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми видами. Мы должны понимать ограниченность природных ресурсов используемых территорий. Сегодня все больше стран, в том числе и наша, присоединяются к реализации концепции устойчивого развития. Согласно этой концепции люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности: с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой — человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов.
Чтобы реализовывать эти принципы на практике, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. Достичь целей, декларируемых в современной концепции устойчивого развития, можно только через экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается формирование всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, а первую очередь детей. Такой подход требует проанализировать содержание и методику экологического воспитания дошкольников.
Прежде всего мы должны уделять внимание следующим вопросам.
- Понимание самоценности природы.
- Осознание ребенком себя как части природы.
- Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
- Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «цепная реакция».
- Воспитание у детей активной жизненной позиции.
- Обучение азам элементарной экологической безопасности.
- Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.
- Формирование экологически грамотного поведения в быту, на природе.
- Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка).
- Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.
В течение многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, «чтобы взять у нее все богатства», а человек считал себя победителем, покорителем природы. Такова главная идея антропоцентризма, который распространен во многом у нас и в настоящее время, в том числе и в дошкольном воспитании. Это означает, что в отношениях «люди — природа» человек рассматривает себя как главное действующее лицо, которое может переделать свое окружение так, как ему нравится, для своего блага. У подрастающего поколения можно и должно сформировать новое — экологическое — сознание.
Тогда это поколение будет строить свои отношения с природой с иных позиций —
позиций биоцентризма,
означающих:
человек — особая, разумная, но все же только часть природы, а экология — это не просто наука, это мировоззрение!
Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах природы.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА (подготовительная группа)
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей. Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе.
Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды. Настоящая рабочая программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №20» разработана на основе программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой и охватывает экологическое воспитание детей со второй младшей до подготовительной группы, т.е. 4 года воспитания и обучения. В ней прослеживается преемственность от одной возрастной группы к другой.
Программа направлена на воспитание эмоционально-ценностного, деятельностного отношения детей дошкольного возраста к природе.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
- «Изодеятельность», где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия из природного материала.
- «Художественная литература», где используются произведения о природе.
- «Музыкальное воспитание», где разучиваются музыкальные произведения о природе, сезонных изменениях, проводятся музыкальные праздники и развлечения.
- «Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся экскурсии, походы, развлечения на улице.
Задачи:
- Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
- Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы и проверки, находить причинно- следственные связи.
- Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе.
Учебно – методический комплект:
- Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой,
В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
- Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н. Николаева
- Программа по экологическому образованию дошкольников «Наш дом природа» Н.А. Рыжова
- Практическое пособие: «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Т. М. Бондаренко
- Методическое пособие «Прогулки в детском саду» Т.М. Бондаренко
Следующая > |