Консультация для родителей. «Нравственное воспитание дошкольника в семье»
12.03.2019, Группа № 11 Нет комментариев
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Особую роль в нравственном развитии ребёнка оказывает семья. Семья оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведёт себя с близкими людьми и за пределами семьи.
Нравственное воспитание предусматривает формирование у ребёнка чувств, привычек нравственного поведения и нравственных представлений – о добре и зле, о явлениях общественной жизни.
Перед педагогами и родителями стоят следующие задачи в формировании у детей нравственного поведения:
— формирование культуры поведения, воспитывать их дома, в детском саду, и общественных местах, соблюдая общепринятые нормы;
— учить уважительно, относиться к окружающим, считаться с их делами, интересами, удобствами;
— воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками, выражающиеся в общительности, сдержанности, деликатности, скромности, чуткости, умении считаться с интересами большинства;
— воспитывать культуру деятельности (умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, уметь договариваться с детьми и т.д.);
— вырабатывать у ребёнка элементарные навыки организации своего свободного времени в соответствии с установленным распорядком жизни в детском саду и в семье;
— формировать у ребёнка разумные потребности и воспитывать чувство долга.
Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают многие родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат его воспитания. К сожалению, некоторые родители считают, что воспитание культуры поведения и навыков общения, вежливость, сдержанность – это удел взрослых, и потому говорят: «Все придет с возрастом, а пока что с него спросишь. Ребёнок». Тем временем дошкольник растет, не зная самых элементарных и доступных для него законов приличия.
Воспитание маленького ребёнка начинается с привития ему полезных привычек, организующих его поведение и общение с взрослыми и сверстниками.
Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?
Вежливость…Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии – «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Важно, чтобы любое проявление вежливости стало для ребёнка хорошо осознанной необходимостью.
Вежливость приобретает цену, если она проявляется по велению сердца.
Чуткость…Это моральное качество человека выражается в его отношении к окружающим. Чуткость проявляется в заботе о людях, умении прийти им на помощь. В семье родители должны учить детей проявлять это качество в делах («Помоги бабушке»; «Поделись с братом»), развивать умение сочувствовать (Мама устала, не шуми, играй тихо»).
Чувство такта…Оно является регулятором поступков человека. Такт помогает определить, когда вступить в разговор и когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо, как разрешить острую ситуацию, чтобы не обидеть человека, как доказательно отстоять свою позицию и в тоже время не унизить, не оскорбить самолюбие других.
Старшему дошкольнику при целенаправленном воспитании должно быть свойственно элементарное чувство такта. Оно проявляется в том, чтобы не настаивать на немедленном выполнении своего желания, если взрослый отказывает, в умении подождать, уступить, не перебивать разговор взрослых, считаться с настроением и возможностями близких людей, не выражать бурно своё любопытство, когда касается незнакомого человека, не произносить вслух о нем своего мнение и т.п. Ребёнок должен уметь вести себя этично по отношению к окружающим людям, не оскорбляя их человеческое достоинство.
Предупредительность…Необходимо добиваться от детей того, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялась у них из добрых побуждений.
Старшие дошкольники уже способны понять, что значит быть предупредительным, уметь предложить помощь, не дожидаясь, когда к нему обратятся с просьбой. Необходимо подсказывать ребёнку в тех случаях, когда он может проявить предупредительность: поднять оброненную вещь, придержать дверь, пропустив вперёд себя старшего или маленького.
Скромность… Эта нравственная черта личности – показатель подлинной воспитанности. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает своё «я», ведёт себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствуют уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.
Скромность нужно воспитывать у ребёнка с малых лет. Человек, не наученный сдержанности, скромному поведению в детстве, позднее приобретает эти качества с трудом.
Необходимо формировать у детей умение считаться с мнением большинства и удобствами окружающих; поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе быть не может; учить детей не хвастать своими успехами, красивым платьем или игрушкой, не торопиться с ответами на занятии. Детей, не обладающих скромностью, хвалить реже («Не только ты умеешь, но и другие тоже»), воспитывать в них умение подчиняться общепринятым правилам.
Случается, родители допускают ошибку в оценке детского повеления, стремятся, чтобы их ребёнок вёл себя естественно, непринужденно, но при этом не всегда могут определить границы, где кончается непринуждённость и начинается развязность. Если отождествляются понятия «вести себя непринужденно и «вести себя развязно», то может случиться, что взамен умения держаться непринужденно у ребёнка закрепляется развязность. Родители не учли один нюанс: непринуждённость предполагает еще и сдержанность, скромность.
Общительность… В её основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношении. Ребёнок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – истоки уважения к людям. Общительный ребёнок быстрее находит место в детском коллективе.
Дисциплинированность…Она проявляется в поступках человека. С детского возраста необходимо формировать у ребёнка качества: способность быть активным, проявлять инициативу, самостоятельность, коллективизм.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: роль семьи
Дошкольник – это ребенок 4-6 лет. В этот период взрослые могут активно влиять на взгляды ребенка и некоторые черты его личности.
Многие ребята посещают детские сады, но все же именно родители имеют максимальный моральный авторитет для малышей. Поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста почти полностью возлагается на семью.
Ценности, которые в дальнейшем будут много значить для ребенка, определяются его окружением. Чтобы дети росли честными, гуманными, ответственными, им нужен перед глазами достойный пример для подражания. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста основывается, прежде всего, на личном примере близких. Если родители делают искренний выбор в пользу духовных ценностей, то и ребенок сможет вслед за ними поступить также.
К сожалению, многие мамы и папы не имеют возможности проводить с детьми много времени. Напряженный трудовой график может сильно ограничивать общение с подрастающим поколением. Снижается ли от этого роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста? Конечно, нет.
Постарайтесь максимально интенсивно использовать то время, которое вы проводите с малышом. Банально звучит фраза, что дети быстро растут. Но этот факт имеет прямое отношение к нравственному воспитанию. Уже через несколько лет ваш дошкольник обретет и другие авторитеты, кроме родителей, его мнение будет зависеть от слов множества чужих людей, а одобрение семьи не будет определяющим. Необходимо использовать все возможности нравственного воспитания детей дошкольного возраста, чтобы успеть вложить в ребенка духовные ценности.
Нравственное воспитание младших дошкольников
У маленьких детей есть определенные особенности в восприятии нашего мира. Чем младше малыш, тем более образным мышлением он обладает. Нравственное воспитание младших дошкольников строится с учетом этих особенностей.
В возрасте 3-4 лет ребенок, в основном, познает мир через игру. Вводя в игровой процесс элементы нравственного воспитания, можно достичь колоссальных успехов. На примере различных персонажей можно демонстрировать доброту, сострадание, смелость и честность. Для ребенка важна ваша оценка поведения и поступков вымышленных героев.
Игры со сверстниками тоже имеют значение для нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Взрослым необходимо следить за этими занятиями малышей и ненавязчиво вмешиваться в процесс при необходимости.
Специальные занятия по нравственному воспитанию в этом возрасте практически не нужны. Личный пример взрослых и правильно организованные игры способствуют знакомству с основами нравственных законов общества.
Нравственное воспитание старших дошкольников
Дети постарше уже обладают большим запасом знаний о человеческом обществе и его законах. Дошкольник 5-6 лет не только прекрасно понимает разницу между добрыми и злыми поступками, но и имеет достаточно самоконтроля, чтобы ограничивать себя.
Нравственное воспитание старших дошкольников является сложной задачей, так как требует максимальной искренности и увлеченности от взрослого.
Впрочем, в чем-то с подросшими детьми становится легче. Так, например, на помощь взрослым приходят гуманные книги, мультфильмы, спектакли. Хорошие художественные произведения воздействуют на ребят на уровне эмоций и интеллекта. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с помощью искусства является традиционным методом. Родителям нужно правильно подбирать произведения и обсуждать с ребенком полученные впечатления. Роль беседы в этом возрасте становится постепенно все больше.
Цели нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста, как и любого воспитания вообще – подготовить достойного члена общества. Подумайте, каким бы вы хотели увидеть своего ребенка в будущем. Моральный аспект личности вашего малыша имеет большое значение. Почти все родители хотели бы увидеть своего ребенка сильным, ответственным, гуманным, добрым, честным.
Целью нравственного воспитания детей дошкольного возраста является знакомство малыша с моральными законами и основными духовными ценностями. Выбор в пользу доброго начала ребенок должен сделать искренне и самостоятельно, но под чутким руководством взрослых.
В наше время находятся родители, протестующие против нравственного воспитания детей. Их основной аргумент – ребенку с высоким моральным уровнем будет крайне тяжело выжить в нашем жестоком обществе. В целом такой подход понятен, но является очень спорным.
Во-первых, нравственность – это искренняя приверженность внутренним идеалам общества, а значит, она помогает жить в коллективе. Во-вторых, даже если аморальной личности и удастся многого добиться в жизни, то это будут, прежде всего, материальные ценности. Создать прочную семью, обрести друзей, поддерживать общение с родственниками без соблюдения моральных законов почти невозможно. Может быть, при полном отсутствии духовных начал такой человек и не будет ощущать собственного одиночества и ущербности. Но будут ли счастливы родители, воспитавшие безнравственного ребенка? Скорее всего, нет.
Нравственное воспитание детей – это движение к счастливому будущему для вашего малыша. Опираясь на традиционные ценности, ребенок сможет в дальнейшем преодолеть любые трудности.