СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Строительно-конструктивные игры являются разновидностью творческой игры и рассматриваются как деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала. Игры часто тесно переплетаются с сюжетно-ролевой игрой, могут быть ее началом. Иногда постройка не используется в игре, но является частью ее обстановки, могут протекать в форме сюжетно-ролевой игры, например, в игре есть роль строителя, шофера, подвозящего грузы на стройку и т.д. Но есть строительно-конструктивные игры, в которых все содержание исчерпывается возведением построек и сооружений.

В процессе данного вида игры у детей формируются и развиваются ориентировка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, дети постигают простейшие законы физики. Строительная игра приучает детей к целенаправленной, планомерной деятельности, развивается мышление, формируется точный словарь, вы­ражающий название геометрических тел, пространственных взаимоотношений. Решаются и задачи нравственного воспитания — дети знакомятся с трудом строителей, помогают друг другу, стараются создавать красивые постройки вместе.

В истории педагогики игры со строительным материалом представлены во многих системах: Ф. Фребеля, М. Монтессори, Л. Шлегер. В отечественной педагогике данный вопрос изучали В. Г. Нечаева, 3, В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова и др.

Особенностью игр со строительным материалом является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. В дошкольной педагогике разработана методика формирования у детей конструктивных умений (Е.А. Флерина, З.В. Лиштван и др.). Вместе с тем строительно-конструктивные игры — это творческие игры, так как им присуща самостоятельность, самоорганизация, творчество и эмоциональная насыщенность. Исходя из особенностей данного вида игры перед воспитателем в ее руководстве стоит ряд задач:

1. Расширение представлений детей и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику.

2. Обучение способами строительства, воспитание и развитие само­стоятельности, активности мышления, конструктивно-творческих способностей.

3. Формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив.

В младших группах детского сада у детей формируются простейшие но четкие строительно-конструктивные умения. Руководство заключается в создании игровой среды, отборе и предоставлении детям строительного материала и обстраивании игрушек, обыгрывании построек. Воспитатель подсказывает замысел работы и является активным участником игры.

В средней группе происходит дельнейшее развитие интереса детей к строительным играм, использование содержания построек в сюжетно ролевых играх, умение строить не только по образцу, но и по намеченной самими детьми теме. Воспитатель показывает приемы сооружения более сложных достроек, учит выбирать тему, определять последовательность возведения постройки. Руководство должно обеспечивать обогащена впечатлений детей об окружающей действительности, обучение строи тельным приемам путем использования образца, в процессе совместной с воспитателем постройки. Педагог предлагает и самостоятельный выбор как тематики построек, так и сюжетов игр.

В старшем дошкольном возрасте происходит расширение коллективных игр, обучение детей предварительному их планированию, постановке цели игры, определению участников по предварительному сговору, применению конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений. Воспитатель учит обдумывать игровые действия, сравнивать, претворять решения. Большое значение приобретает слово, источником постройки может быть рассказ взрослого.

Особое место в жизни ребенка занимают игры с природным материалом. Дети строят из снега и песка, играют с водой. Данные игры содержат в себе большие возможности для развития ребенка, но, как отмечают педагоги, без специального развития могут быть однообразными и мало содержательными.

Строительно-конструктивные игры требуют особого внимания в организации игровой среды. Воспитателю необходимо подобрать строительный материал, соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей данного возраста. Материал должен быть разнообразным: напольный, настольный, разные виды конструкторов, наборы и т. д.; привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возможностям детей.

Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка»

Потапова Елена Анатольевна

Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка»

Дошкольное детство — это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка.

Именно в эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, складывается характер, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду.

Как известно, основным видом деятельности детей дошкольного возраста — является игра. В процессе, игры развиваются – духовные, физические качества ребёнка.

А игры со строительным материалом

способствуют: умственному, и сенсорному развитию детей.

Действуя с ним, дети узнают форму, цвет предметов, их величину, приобретают элементарные пространственные представления, дают возможность для развития творческой стороны интеллекта.

Эти игры — долго не надоедают, так как обладают большим разнообразием, вариативностью комбинаций, помогают творческому самовыражению ребёнка.

В процессе игр со строительным материалом, дети учатся называть одним словом признаки предметов, с которыми они уже знакомы, развивается речь детей, расширяется, словарный запас.

Как и в любой деятельности, есть дети, которым конструирование даётся очень легко, т. е очень нравится делать различные постройки — у них уже заложена необходимая для этого усидчивость, и умение видеть обобщенное изображение, а не отдельные детали.

Но есть и такие дети, которым необходима ваша помощь в создании любой постройки.

Для развития таких игр необходимы соответствующие условия. Важнейшее из них – обучение несложным конструктивным умениям.

Учитывая это, можно организовать такие игры – занятия дома, где каждый из участников выполняет своё задание.

Рекомендуем Вам организовать такие игры с ребёнком, так как дети любят совместную деятельность, особенно с папой и мамой.

Те кто говорят, что дети не любят строить — не правы. Детям просто надо показать, как это правильно делать. Посидите вместе с детьми, покажите, что вам это интересно, вместе дополните предметами игру.

Для этого приобретите необходимый строительный материал.

Широкий выбор конструкторов в наших магазинах, даёт вам дорогие родители возможность приобрести именно тот — который заинтересует именно вашего ребёнка.

Рекомендации для родителей:

— Родители должны помнить о первом впечатлении от игры. Очень важно как вы представите новую игру;

— При игре со строительным материалом, следите за тем, чтобы дети доводили начатое дело, до конца;

— Избегайте очень подробных и подсказывающих объяснений и показов, при постройке;

— Если Вы видите, что что-то не получается у ребёнка, и пропадает желание строить, окажите ему помощь — подскажите, что нужно сделать для завершения постройки;

— При проведении игр со строительным материалом недопустимо менять по своему усмотрению последовательность проведения игры;

— По окончании постройки спросите, у ребёнка — из каких деталей выполнена или сделана постройка, сколько потребовалось кирпичиков и т. д;

— Обыграйте постройку, и похвалите ребёнка.

Вывод: Игры со строительным материалом и различными конструкторами помогут вашему ребёнку развивать:

— мелкую моторику;

— пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга;

— воображение;

— творческие способности;

— узнать много нового;

— совершенствовать элементарные технические умения;

— активизировать словарь.

Основные пути реализации руководства строительными играми дошкольников

Строительные игры и их оптимальная организация необходимы для развития дошкольников. Они ориентированы на воспитательное развитие детей, на формирование у них конструктивных навыков. Эффект от их воспитательного воздействия напрямую связан с рациональной организацией лидерства, применением оптимальных приемов и методов воспитательного воздействия.

Рисунок 1. Строительные игры. Author24 – обмен документами для студентов онлайн

Чтобы научить детей конкретным строительным навыкам и умениям, выработать в их сознании определенную концепцию проектной работы, необходимо регулярно знакомить детей с методами строительства различных построек, характеристиками материалов и их функциональным назначением. Это ведет к постепенному расширению объема знаний ребенка, что, в свою очередь, делает конструкторские игры более значимыми, формирует умение строить более сложные конструкции и улучшает технику строительства.

Лень читать?

специалистам и получите ответ за 15 минут!

Задайте вопрос

Рисунок 2. Характеристики строительных игр. Author24 – обмен документами для студентов онлайн

Управление строительной игрой ориентировано на решение следующих учебных задач:

  • Формирование и развитие у детей представлений о важности труда, необходимости развития трудовых навыков, особенно в строительной сфере, акцентирование внимания детей на организации труда строителей, привитие уважения к этой сфере деятельности, стремление для сохранения первозданного внешнего вида постройки необходимость бережно относиться к ней и уважать ее;
  • Ознакомление с различными методами строительства. Это позволяет развивать творческие и конструктивные способности ребенка, активизирует его интеллектуальную деятельность, развивает мыслительные процессы;
  • Обучение трудолюбию, уважению к труду, развитие навыков командной работы и методов коллективного взаимодействия.

Лень читать?

специалистам и получите ответ за 15 минут!

Задайте вопрос

Наблюдение 1

Осуществляя руководство строительными играми, воспитатель формирует оптимальное игровое пространство, позволяющее организовать строительные работы, подобрав необходимый материал в достаточном количестве, чтобы все дети могли участвовать в игре.

Предоставление возможности реального наблюдения за строительством любого объекта важно для грамотной организации управления строительным игровым процессом. Для этого педагог может принести иллюстрации различных этапов строительных работ, показать фильмы на строительную тематику, подготовить презентацию или организовать экскурсию на строительную площадку. Это обогатит детские идеи построения, что благотворно скажется на развитии игрового сюжета.

Кроме того, немаловажное значение имеет знакомство со строительством, основанным на использовании специальных строителей. Детям известны детали конструкции различных форм и модификаций: кубики, кирпичики, тарелки, цилиндры. Педагог в свою очередь показывает способы их соединения, варианты оформления. Освоив возможности работы с конструктором, ребенок начинает фантазировать и разрабатывать новые варианты модификаций.

Строительные игры проводятся по двум основным направлениям:

  1. Ознакомление с конструктивной деятельностью в специально организованных классах.
  2. Демонстрация приемов строительства и отработка основных навыков, необходимых для успешного строительства, осуществляется в самостоятельном игровом процессе детей.

В специальных строительных классах дети учатся строить различные конструкции и расширяют строительную тему. Строительство начинается с отдельных мелких деталей, предметов и постепенно переходит к возведению более крупных построек и сооружений. В процессе обучения дизайну у детей развивается умение строить планы своей работы, прогнозируя результаты, на основе материалов, использованных для конструирования, и методов их модификации. Это благотворно влияет на развитие мыслительных процессов ребенка, формирование его интеллектуальных способностей, развитие творческих способностей и творческих талантов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]