Уроки рисования для детей 6-7-8 лет карандашом, красками

Ведущие психологи и педагоги давно утвердили наиболее полезные и интересные техники рисования для детей. Они уверены, подобные творческие занятия влияют не только на обретение художественных навыков, развитие фантазии, а и стабилизируют нервную систему ребенка, положительно влияют на его психологическое развитие.

Среди наиболее популярных техник рисования с дошкольником или школьником младших классов специалисты выделяют:

  • Фроттаж;
  • Воздушные краски;
  • Мраморная бумага;
  • Мыльная живопись;
  • Кляксография (рисование брызгами);
  • Рисование на влажной поверхности;


Фроттаж — художественная техника, использующая натирающие движения карандаша


Рисунок воздушными красками


Рисование мраморной бумаги


Мыльная живопись


Кляксография — техника рисования брызгами


Рисунок солью и клеем


Рисунок восковыми мелками


Рисунок воздушными шариками

  • Пучок карандашей;
  • Мелки и крахмал;
  • Разноцветный клей;
  • Рисунок солью;
  • Рисование воском;
  • Поролон или губка;
  • Рисование ватными палочками;
  • Рисование отпечатками рук, пальцев, ладошек, ногами;
  • Рисование шариками.

Польза творчества для развития ребенка

Уроки рисования являются обязательным элементом всестороннего развития для детей 6-7-8 лет.

В частности, они обеспечивают:

  • Стимуляцию мелкой моторики, что облегчает подготовку руки к письму у дошкольников.
  • Развитие правого полушария, а вместе с ним и воображения, креативности, творческого мышления.
  • Осознанное восприятие реальных предметов, глубокое познание их свойств.
  • Воспитание эстетических чувств.
  • Овладение техниками расслабления, так как творчество в любом проявлении считается мощным медитативным средством.
  • Работает как арт-терапия: творчество позволяет через конкретный или абстрактный сюжет не только выразить личное мнение, но выплеснуть эмоции, уменьшить страхи и тревожность.
  • Полезное времяпрепровождение, которое впоследствии может перейти в стабильное увлечение.
  • Улучшение коммуникации, навыков сотрудничества при работе в группе.

Как подобрать сюжет рисунка для детей-дошкольников

Выбирая тему картины для ребенка, нужно учитывать 2 фактора: уровень его навыков и личные интересы.

Популярные сюжеты рисунков для дошкольников:

  • сцены из сказок;
  • ситуации из жизни семьи, друзей;
  • посещение общественных мест;
  • пейзажи, сцены с животными;
  • работа людей различных профессий – врачей, кассиров, спасателей и т. д.

Выбирая сюжет, важно оставить ребенку свободу для творчества. Тема должна направлять воображение ученика, а не ограничивать его.


Сказочные сюжеты.

Как заинтересовать ребенка к рисованию

Побудить ребенка заниматься творчеством и поддерживать его интерес – главная задача родителя или педагога. Нередко дети отказываются даже попробовать рисовать или, только взяв в руки кисть, быстро переключают внимание на что-то постороннее, и в итоге бросают занятие.

Чтобы заинтересовать ребенка, нужно:

  • предложить актуальную для него тему, допустим, домашних животных, супергероев или персонажей любимых мультиков.
  • поэкспериментировать с материалами: акварель, пальчиковые краски, пастель, рисование светом. Некоторым детям может не нравиться держать кисточку, зато они с удовольствием используют собственные ладони для художеств, другие же, наоборот, предпочтут карандаш, так как структура красок им неприятна.
  • нужно понаблюдать за ребенком, возможно, он сам подскажет, что ему интересно в живописи. Раз проявленную инициативу нужно обязательно поддержать.
  • наиболее важным является демонстрация личного примера. Ребенок активнее вовлечется в какой-либо процесс, если взрослый сам регулярно занимается и предлагает поучиться вместе.

Организация рабочего пространства, ход занятия

Обучение следует проводить за столом или мольбертом. На рабочем месте не должно быть лишних, отвлекающих предметов, только нужные для текущего урока материалы. Окружающее пространство можно закрыть от возможного воздействия красок, постелив пленку.

Расположиться следует в освещенной части комнаты, включить свет при необходимости. Также необходимо ограничить помещение от возможного влияния посторонних явлений или звука.


Уроки рисования для детей 6-7-8 лет можно проводить с использованием мольберта

Уроки рисования для детей 6-7-8 лет начинаются с подготовки инструментов, с которыми знакомят ребенка. Полезно проинформировать ребенка о теме занятия и кратко объяснить, что будет происходить.

Творческий процесс зависит от уровня детских навыков. Так, если дети мало знакомы с данным искусством и не рисовали раньше, первым делом, взрослый раскладывает художественный образ на элементарные фигуры.

Рисование можно начать как с фона, так и с главного объекта, постепенно закрашивая остальные области. Заканчивается урок уборкой рабочего пространства. Готовую картину можно повесить на стену или поставить в рамку.

Памятка об основных материалах, подходящих инструментах и их специфике, указана в таблице.

МатериалОбязательные аксессуарыВозможности материала, особенности техники
Цветные карандашиОбычная бумага, ластик (клячка)Один из самых доступных материалов, позволят как отрабатывать базовые навыки, так и изображать реалистичные объекты.
Пастель (пастельные карандаши)Пастельная бумага, салфетки, клячкаСхожа с цветными карандашами, но позволяет лучше растушевывать работу.
ГуашьОбычная бумага, набор кистей разного размера и структуры, палитраБюджетные краски, подходят для начинающих художников.
АкрилПлотная бумага, кисти: синтетика и щетина, мастихин, палитра, планшетСоздает яркие детальные образы, хорошо держится на бумаге и позволяет накладывать несколько слоев.
Акварель и акварельные маркерыАкварельная бумага, мягкие кисти, салфетки, палитра, линер, планшетВозможность рисовать воздушные картины и абстракции, использовать необычную технику по-мокрому.
МаслоХолст, набор синтетических кистей, мастихин, палитраСложный и дорогой материал, используется профессиональными мастерами.

Приемы изображения

Прием обучения в пять лет — это прежде всего вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение. Например, если чтение стихотворения (рассказа) в начале занятия имело цель лишь вызвать интерес к заданию, привлечь внимание детей, то в данном случае чтение служило приемом, помогающим воспитателю в решении узкой задачи — организации начала занятия.

Важно! Обучение наглядными примерами происходит с использованием определенного образца и других наглядных пособий. Перед выполнением задания педагог должен провести с детьми беседу. Ребенок учиться рассматривать отдельные предметы, а затем фиксировать свою точку зрения посредством карандашей, бумаги и других приспособлений.

Песни про ПДД для детей дошкольного возраста: интересные и веселые

Какие приемы применяются на практике

Принципы рисования с детьми возраста 6-8 лет

Уроки рисования для детей 6-7-8 лет должны быть интересными и приносить видимую пользу.

Поэтому, для получения результата, необходимо придерживаться ряда правил:

  • Для творчества нужно выделить уголок, где бы ребенок мог уединиться и взять нужные материалы для занятия.
  • Рисование нужно делать поэтапным – от простого к сложному, или от общего к частному.
  • Если ребенку сложно самому придумать сюжет, можно задать конкретную тему.
  • Желательно, продолжать урок, пока не будет готова вся работа. Можно делать короткие перерывы. В случае возникшей усталости у ребенка не следует его принуждать к дальнейшему рисованию.
  • Занятия стоит разнообразить новыми инструментами и нестандартными техниками.
  • Рисовать нужно садиться в хорошем настроении. Дошкольник должен быть бодр и сосредоточен.


Нельзя ругать ребенка за неправильное рисование — у маленького художника есть право на свое видение будущего изображения

  • Следует помнить: не может получиться неправильно. Ребенок имеет собственное видение предмета или пейзажа, в этом плане творчество допускает большую свободу самовыражения. В конце урока нужно обязательно поощрить за старания.

Прочие инструменты

Для занятий живописью также понадобятся дополнительные инструменты.

Их перечень:

  1. Кисти. Лучше купить набор из нескольких изделий разной толщины: так ребенку будет проще воплощать свои творческие задумки. Для акварели выбирают кисти с натуральным ворсом белки или енота, а для более густых, насыщенных красок – жесткие инструменты с искусственной щетиной. Материал держателя, наиболее удобный для детской руки – древесина.
  2. Бумага. Для рисунков начинающего художника подойдут альбомные листы формата А4. Когда ребенок освоится с основами, рекомендуется заменить их на специальную бумагу под отдельные виды красок (например акварельную или гуашь). Так картины станут более сочными и красивыми.
  3. Палитра. Это приспособление для смешивания красок. Изготавливается из пластика. На палитре ребенок может смешивать различные цвета и получать новые оттенки без порчи бумаги.
  4. Карандаш и резинка. Нужны для рисования контуров. Карандаш желательно выбрать мягкий, особенно при работе с красками на водной основе.
  5. Емкость для воды. Подойдет любая чашка, стакан или банка. Если ребенок проливает жидкость, лучше купить специальную кружку с защитной крышкой.

Для удобства можно приобрести специальный планшет-держатель для бумаги или небольшой мольберт. Он приучит ребенка рисовать, не вращая лист, что станет хорошим подспорьем для дальнейшего художественного обучения.


Кисти и палитра.

Рисование карандашами с детьми 6-7-8 лет

Техники рисования

Стили рисования с использованием карандаша:

  • Контурный рисунок – изображение облика предмета или персонажа.
  • Добавление объема – прорисовка деталей, работа со светом и тенями.
  • Штрихование: предполагает выполнение коротких прямых отрезков. Длина, плотность, направление штриха зависят от задумки автора.

  • Растушевка, или растирание, основных линий полностью или частично. Границы становятся менее заметными, весь образ смягчается. Техника применяется для передачи реалистичность картины.

Идеи и тематики для рисования

Перечень (примерный) идей и тем:

  • Домашний любимец (котенок или собачка): 2 больших овала – тело и голова, 4 поменьше – лапы. Добавляются длинные уши и хвост. На мордочке присутствуют рот, глаза и нос, усы. У собачки может быть также косточка, у кота – миска с молоком. Животное закрашивается штрихованием или растушевкой.
  • Детский сад (школа): попросить нарисовать своих друзей, выбрав для каждого особый цвет карандашей и штриховку.
  • Яркая абстракция: закрепить резинкой вместе несколько карандашей и таким способом рисовать узоры.
  • Рисование на тонированной бумаге: покрасить бумагу акварелью в выбранный цвет, сверху рисовать цветными мелками или карандашами.


Дети охотно рисуют птиц и животных (синица пастелью на тонированной бумаге)
Так, можно изобразить на темно-зеленом или синем листе поле с одуванчиками. Чтобы получился цветок, нужно нарисовать круг и от него много коротких штрихов; дополнить его длинным стеблем и вытянутыми листочками.

Мастер-класс 1

Изображение цветными карандашами “Северного сияния” — материалы:

  • Цветные или пастельные карандаши.
  • Обычная белая (или пастельная) бумага.
  • Бумажные салфетки.


Северное сияние цветными карандашами
Этапы работы:

  1. Расположить лист вертикально.
  2. Нижняя часть примерно 4-5 см – это земля. Она в произвольной форме закрашивается черным или темно-зеленым цветом.
  3. Северное сияние представляет собой извилистые линии, которые идут от одного края листа до другого. Отрезки шириной около 1 см, они штрихуются прямыми линиями. Для сияния используется 4 и более оттенка, цвета могут смешиваться и заходить один на другой.
  4. Подобными элементами закрашивается все пространство до темного низа.
  5. В заключении нужно нарисовать деревья и кусты черным (темно-зеленым) цветом. У елок сначала рисуется вертикальная ось – ствол, от нее отходят вправо и влево прямые или слегка закругленные линии. Кусты выглядят как черточки, выходящие из одной области в разные стороны.

Мастер-класс 2

Творческая работа “Котик с клубком”, рисунок пастельными карандашами.


Для создания этого рисунка понадобятся пастельные карандаши

Подготовка инструментов:

  • Пастельные карандаши.
  • Пастельная бумага.
  • Салфетки.
  • Клячка.

Рабочий процесс:

  • Бумага располагается в вертикальном формате. Работа ведется пастелью, так как она позволяет добиться лучшей растушевки, но допустимо использовать мягкие цветные карандаши.
  • Туловище кота – овал, занимающий около 2/3 листа. Его можно сразу рисовать желтой пастелью без наброска простым карандашом. От тела отходят лапы – еще 2 вытянутых овала.
  • Голова представляет собой круг, находится на туловище, ориентировочно – по центру листа. На головке есть треугольные уши, в них изображаются 2 треугольника поменьше как внутренняя часть ушей.
  • В нижней части листа расположен розовый клубок из ниток круглой формы.


Котик с клубком пастельными карандашами

  • Первым делом закрашивается фон. Используется голубой, синий цвет и немного черного по краям бумаги. Растушевку можно проводить салфетками или пальцами.
  • Полностью желтым разукрашивается тело котика, лапы, его морда и верхняя часть ушей. В центральной части головы, также на лапах и туловище можно немного добавить темно-желтого, чтобы создать объем. Контуры обводятся белым цветом.
  • Мордочка: носик рисуется розовым с белым пятнышком посередине, для глаз и рта черным цветом нужно изобразить изогнутые линии. Также у кота есть светлые брови и длинные прямые усы. Розово-белой пастелью закрашиваются внутренние участки ушей. Границы цветов растираются.
  • Клубок закрашивается розовым в сочетании с фиолетовым, отдельные нити прорисовываются розовым и белым. Также нитки полукругами лежат вокруг кота и опоясывают его туловище и лапы.

Поэтапное создание рисунков детьми

В обучении любому виду творчества самое главное – это постоянная практика. Перед тем как научиться рисовать сложные, замысловатые картины, ребенок должен получить представление о простых формах и основах композиции.

На начальном этапе для освоения азов лучше всего подходит обучение по готовым эскизам и пошаговым инструкциям.

Они не должны ограничивать фантазию и желания юного художника, а только направлять.

Снежинки и зимние орнаменты

Изображение снежинок хорошо развивает фантазию и абстрактное мышление.

Порядок действий:

  1. Нарисовать круг. Поставить в центре точку.
  2. Ориентируясь на нее, перечеркнуть круг по горизонтали, вертикали и дважды по диагонали – внутри должно получиться 8 линий. Это будет основа снежинки.
  3. Заготовку заполняют кругами, линиями, зигзагами, многоугольниками и другими фигурами, создавая индивидуальный узор. Аналогичные действия проделывают с каждым лучом, соблюдая симметрию.

Стоит предоставить ребенку творческую свободу и дать возможность рисовать в соответствии с индивидуальным уровнем навыков.


Зимние мотивы в рисунках.

Красное яблоко

Изображение фруктов и ягод – основа большинства программ обучения. На их примере ребенок понимает азы освещения и затемнения, подбора цветов.

Этапы рисования блока:

  1. Наметить круг. Подкорректировать форму верхней и нижней частей, чтобы получился силуэт яблока. Нарисовать линию ( “ямочку”) в верхней части, обозначить плодоножку и лист.
  2. Наложить первый слой акварели. Он должен быть светлым, почти прозрачным. Яблоко можно оформить в зеленом, желтом, красном цветах или скомбинировать оттенки на усмотрение ребенка.
  3. Раскрасить фрукт основным тоном, пропуская области бликов.
  4. Начиная с верхней части яблока, наложить тени, добавляя крапинки краски и постепенно растягивая их кистью.

Полностью раскрасив основу, приступают к прорисовке плодоножки и листа, утолщению контура и другим завершающим штрихам.


Фруктовый натюрморт.

Арбуз гуашью

Рисование арбуза – еще один простой способ ознакомиться с базовыми формами в живописи.

Пошаговая инструкция:

  1. Начертить треугольник. Стереть одну из его сторон и заменить на полукруг, противоположную вершину также сделать закругленной.
  2. Внутри получившегося контура выделить кожуру и слой между коркой и мякотью.
  3. Закрасить основную часть арбуза красным цветом. Прослойку между мякотью и кожурой выделить зеленым, сделав плавный переход.
  4. Кожуру раскрасить в насыщенно-зеленый цвет. Добавить несколько темных полос.

В последнюю очередь можно дорисовать несколько темно-коричневых и желтых арбузных семечек.

Рисование пейзажей

С помощью красок легко и быстро рисовать пейзажи – от лесов и гор до моря или ночного неба.

Специфика отличается, но техника остается одинаковой:

  1. Нарисовать карандашный набросок. Он должен быть максимально простым и обозначать только формы, без деталей.
  2. Закрасить фон основными цветами: например моря и песка или поля и неба. Прорисовать крупные предметы, такие как растения или горы.
  3. Нанести тени и блики. Добавить антураж: облака, волны на воде и т. д.

В последнюю очередь дорисовывают мелкие детали: чаек в небе на фоне моря, фрукты на деревьях и т. д.


Пейзаж красками.

Рисование красками с детьми 6-7-8 лет

Техники рисования

Способы работы с гуашью и акрилом:

  • “Сухая кисть”: набрать небольшое количество краски на инструмент и сделать легкие движения по картине. Таким образом приглушаются цвета, создается эффект старинных картин.


Рисование сухою кистью

  • “Примакивание” и “тычки”. Трава и растения, шерсть у животных, блики света – все можно сделать посредством перпендикулярных надавливаний кисточкой на бумагу.
  • “Жидкий акрил” – это смесь акриловой краски с клеем и силиконом. Благодаря своей структуре позволяет растекаться по холсту в разных направлениях, создавая сюрреалистические узоры.
  • Правополушарный тип рисования – живопись в интуитивной манере без предварительной прорисовки деталей.
  • Использование трафаретов. В качестве них могут выступать вырезанные из картона фигурки, которые переводятся на бумагу и затем раскрашиваются.
  • Отпечатки – создание рисунка посредством штампов, валиков, рук, природных элементов, например, сухих листьев.
  • Рисование ниткой: макание нити в краску и произвольное ведение ей по бумаге.

Примеры акварельных техник, которые подойдут для преподавания уроков рисования детям 6-7-8 лет:

  • По-мокрому: на смоченном водой листе ставятся разноцветные пятна, получается воздушная нежная картинка. Она может служить фоном, а сверху могут быть нанесены другие слои с уточнением элементов.


Стиль гризайль

  • Акварельные пятна – заполнение образа при помощи абстрактных цветовых пятен.
  • Гризайль – стиль, выполненный в черно-белой или просто одноцветной манере.
  • Выдувание: через трубочку направляется воздух на большое пятно акварельной краски, за счет чего оно растягивается в причудливые фигуры. Так можно выполнить солнышко и траву, цветок, воздушный шар, морских обитателей.

Идеи и тематики для рисования

Перечень идей:

  • Осень в стиле Афремова: путем прикладывания ворсистой поверхности кисти создать разноцветные листочки по всему изображению. После высыхания дорисовать темным цветом дорожку и деревья вдоль нее. Для этой работы подойдет гуашь или акрил и средняя кисточка с полукруглым или квадратным срезом.
  • Фантастический синий лес: выполнить поделку только в одном цвете, варьируя его насыщенность. Если это зимний пейзаж, сверху методом постукивания можно сотворить брызги белилами, что будет похоже на падающий снег.


Космос акварелью

  • Космос: закрасить большой альбомный лист фиолетовым оттенком и поставить желтые точки (звезды) по всему периметру. Затем вырезать круги из картона нужной величины (планеты) и разукрасить их акварелью по-мокрому. Ребенок может поэкспериментировать с цветом небесных тел или опираться на их внешний вид, представленный в книгах.
  • Букет из ладошек: нарисовать вазочку произвольной формы. Затем разрисовать гуашью ладошку ребенка и приложить к бумаге, сделать так несколько раз. Дорисовать веточки и зелень.
  • Фруктовый натюрморт: изобразить полукруглую тарелку; использовать большую поролоновую кисть, чтобы отпечатать на бумаге форму яблок, маленькой кисточкой тем же способом сделать гроздь винограда.

Мастер-класс 1

Уроки рисования для детей 6-7-8 лет в направлении правополушарных техник, упражнение “Морской пейзаж”.

Необходимые инструменты:

  • Набор гуаши, белила.
  • Лист белой бумаги.
  • Синтетические кисти: средняя № 7 и маленькая № 3.
  • Емкость с водой.


Гуашь — краска, легкая в рисовании, что подходит для деетй
Ход работы:

  • Лист кладется горизонтально и разделяется на 3 примерно равные части: верхняя треть будет небом, остальная часть – вода.
  • В области неба на лист следует поставить несколько капель белой и голубой краски, затем растянуть их по всему верхнему пространству. Небо должно просохнуть перед следующим этапом.
  • Облака: на круглую кисть или кончик пальца набирается белая гуашь, круговыми движениями краска размазывается на определенном участке. Количество облаков делается по желанию, они могут быть разного размера и формы.
  • Море выполняется аналогично небу. Только при его создании берется в дополнение к белой и голубой краски синяя и немного зеленой (бирюзовой). Несколько капель ставится на лист, они смешиваются горизонтальными масками.
  • В левом углу будет расположен островок с деревом. Первый слой земли черного цвета, сверху добавляется методом тычков охра и зелень. Удобно разукрашивать остров кистью с щетиной.


Морской пейзаж гуашью

  • Дерево состоит из ствола и тонких ветвей. Сначала они рисуются черной гуашью – теневые участки, на нее накладывается в некоторых местах охра, имитирующая свет. Листики преимущественно зеленого цвета, кое-где дополняются желтым.
  • В море также есть кусочек земли – вытянутый неровный овал черного цвета в сочетании с охрой.
  • Кораблики: темная лодка и светлые паруса. Низ представляет собой толстую горизонталь, а паруса можно нарисовать как вытянутые полукруги. Данные элементы создаются более тонкой кистью. От лодок видна падающая на воду тень, она изображается с помощью белил и выглядит как сужающийся зигзаг.
  • Картинка завершается изображением 2 летящих птиц: они рисуются в виде галочек.

Мастер-класс 2

Уроки рисования для детей 6-7-8 лет акварельными красками, “Цветы в вазе”.

Что нужно для работы:

  • Акварель.
  • Акварельная плотная бумага.
  • Планшет.
  • Кисти: большая № 30, средняя (например, № 6 или 7) и маленькая (№ 1-2).
  • Вода в стакане.
  • Палитра.
  • Бумажные салфетки.


Цветы в вазе акварелью
Ход работы:

  1. Бумага лежит перед ребенком вертикально, для удобства закреплена на специальном планшете или приклеена скотче к ровной поверхности. Широкой кистью вся бумажная поверхность смачивается чистой водой; пока лист влажный, необходимо нарисовать основные детали.
  2. Ваза изображается в виде круга или овала голубой акварелью. Слева на вазе создается тень: синим цветом необходимо провести несколько раз вверх-вниз, центр остается белым как наиболее освещенное место.
  3. Цветы. Сначала нужно сделать тоновую заливку. Для этого берется розовая акварель, разбавленная большим количеством воды, круглой кистью ставятся в разным местах крупные пятна. Таким же образом появляются желтые, фиолетовые и зеленые оттенки.
  4. Детализация цветов. Маленькой кисточкой выполняются красные, оранжевые, синие и насыщенно-фиолетовые точки поверх первого абстрактного слоя. Цветочки отходят от вазы и могут идти вверх и вбок.
  5. Рядом с вазой слева падает тень, ее можно сделать блекло-сиреневой. Той же краской изображается горизонтальными мазками стол, на котором стоит ваза.

Обучение рисованию детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Фомина, В. С. Обучение рисованию детей дошкольного возраста / В. С. Фомина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (11). — С. 24-28. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1919/ (дата обращения: 29.01.2022).


В данной статье дается обзор начального опыта преподавания автором рисования и декоративно-прикладного искусства детям дошкольного и младшего дошкольного возраста в детских развивающих центрах.

Ключевые слова: рисование, декоративно-прикладное искусство, гуашь, творческое воспитание ребенка, педагогика, психология, ранний возраст, развитие моторики, сказки, тематические задания

С самого раннего детства я любила рисовать, посещала кружки рисования и декоративно-прикладного искусства. Очень нравилось рисовать гуашью, далее в художественной школе меня научили батику и лепке из глины, мне было интересно познавать эти техники. В последствии я самостоятельно освоила и другие техники декоративно-прикладного искусства. В возрасте 18 лет поступила в университет — серьёзное обучение рисунку, посещение лекций по теории и истории архитектуры, изучение скульптуры. Во время обучения в университете я решила, что свою жизнь я свяжу с детьми и обучением их делу, которое мне нравится. Уже на 3 курсе я начала работать в детском развивающем центре педагогом по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, стала изучать статьи старших педагогов с большим опытом, работы психологов, что очень помогло мне в работе с детьми.

Предмет «Изобразительное искусство» является обязательным для изучения в начальной и основной школе. Большинство родителей заинтересованы творческим воспитанием ребёнка с ранних лет или же хотят занять время ребенка полезным делом, и отдают его в кружок рисования.

Рисование — это искусство изображать на листе бумаги существующие или воображаемые предметы, с очертанием их форм линиями, придавая им цвет. Оно является одним из самых важных средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как непосредственно связано с самостоятельной, творческой и практической деятельностью ребенка. Рисунок, как деятельность, позволяет детям выразить в работах своё представление об окружающем мире, передать настроение в данную минуту, выразить отношение к окружающему миру через лист бумаги и краски. Поэтому овладение изобразительной деятельностью с раннего детства имеет для ребенка огромное значение: создать положительный эмоциональный настрой, что способствует развитию творчества, эстетического чувства, чувства образного представления и воображения, так же дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, показать его родителям и доставить им радость, получить поощрение.

Часто родители задаются вопросом: «С какого возраста ребёнку можно начать рисовать, когда дать своему чаду коробку с красками и кисточки в руки?». Обучать детей рисованию нужно с раннего возраста, то есть с двух — трех лет. Опыт старших педагогов подсказывает: дети, начавшие заниматься живописью раньше, становятся более внимательными и наблюдательными. Раньше начинают сравнивать цвета разных предметов между собой, а значит, различать и точнее подбирать оттенки цветов и тональные отношения, размышлять и анализировать. Точнее выражают свои чувства и мысли на бумаге карандашами, красками, мелками и другими красящими материалами.

Конечно, всё будет получаться не сразу, необходимо время для того, чтобы заинтересовать, показать и научить ребёнка «пользоваться» своими ручками. Сначала, родитель сам может попробовать заинтересовать ребёнка, рисуя на бумаге самые простые геометрические фигуры. Смешивать краски и показывать, как меняется оттенок, как из обычного кружка получается мордочка котёнка или человечек, как смешиваются цвета: из белого и красного цвета, получается совершенно новый цвет — розовый.

Начало изобразительной деятельности малыша направлено на активные действия познания, и на изучение ребёнком материалов, их свойств и на экспериментирование с ними.

Процесс рисования — это развитие мелкой моторики (движения мелких мышц кистей рук), их разнообразие и повторяемость. Необходимо помнить о координации «рука — глаз», так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Известно, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев, располагаются очень близко друг к другу. Развивая мелкую моторику, мы активируем эти центры. В будущем эти навыки ребенку потребуются для использования двигательной деятельности, чтобы рисовать, писать, одеваться и так далее. Тем самым, можно сделать вывод о том, что развитие движений мышц при рисовании стимулирует зоны мозга, которые помогут ребёнку приобрести навыки, необходимые для полноценной жизни.

В моей практике есть возрастные группы с детишками от 11 месяцев, мамочки которых заинтересованы в их развитии, и непосредственно участвуют в «творческом» процессе. Занятия проходят в виде игры: я рассказываю сказку и постепенно мы заполняем лист бумаги героями этой истории. Например, сказку «Колобок» можно разделить на 4 части:

  1. Главный герой Колобок, которого мы лепим из пластилина, тренируя ручки нажатиями, разминаем жёлтый кусочек;
  2. Домик, в котором жил Колобок до того, как ушёл от Бабушки и Дедушки. Из ватных палочек делаем квадрат — основание дома и треугольник — крышу;
  3. Клеим на лист заранее сделанных Бабушку и Дедушку;

4. Дыхательная гимнастика: привносим небольшие коррективы в сказку — действия происходят зимой, поэтому необходим снег. Вместо ваты мы взяли ватные диски, из которых удобно «слепить» снеговика или порвать их на кусочки, чтобы получить снежинки. Дуем на «снежинки» и просим кроху тоже подуть на них. Этот процесс интересен деткам. Затем, клеим снежинки на крышу домика Колобка, на землю, под ноги Бабушке и Дедушке, на небо, создавая видимость падающих снежинок [рис.1].

Рис.1. Сказка «Колобок»

Игровые упражнения могут быть проведены как со всей группой, так и с одним ребенком отдельно. Упражнения надо периодически повторять для закрепления новых знаний, приобретённых умений, чёткости движений и форм.

Моей главной задачей, как педагога младшей группы, является обеспечение детского рисунка содержанием, которые можно наполнить игровыми упражнениями, можно привнести в них те детали, который ребёнок посчитает нужными. Например, нарисовать на яблочках глазки и улыбку [рис.2].

Рис. 2. Глазки и улыбка на яблоках

На занятиях по рисованию существенным является тематическое задание, которое может применяться как индивидуально, так и для нескольких учеников, или же для всей младшей группы.

Предлагая тематическое задание, мне необходимо связывать его с предварительными впечатлениями, рассказать историю из сказки, либо придумать добрый образ, спросить о наблюдениях ребёнка, например, об изменившейся погоде или о том, какие фрукты он любит, о цвете и форме фрукта. То есть, в кратком вступлении необходимо дать образ предмета, иногда показать его, или дать его потрогать. Можно спросить у ребёнка, какой мультфильм у него самый любимый, какой герой нравится больше всего. И выполнить рисунки по его мотивам [рис. 3, рис.4].

Рис.3. «Смешарик» Рис.4. «Котофей»

В конце занятия не следует проводить общий просмотр рисунков, их анализ. Дети для этого ещё малы, кто-то из ребят может принять совет педагога, как недоброе слово, которое его очень обидит. Однако работы детей следует разложить на отдельном столе, чтобы они могли ещё раз полюбоваться своими рисунками и рисунками своих сверстников.

Обучение рисованию ребят дошкольного возраста предполагает решение двух связанных между собой задач:

  1. Необходимо пробудить у детей интерес к познанию;
  2. Сформировать у них изобразительные навыки и умения.

В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Почти все дети рисуют, впоследствии же, рисованием занимаются очень немногие.

Подведя итог, могу сказать, что рисунок может стать неотъемлемой частью жизни ребёнка для изучения окружающего мира, для познания передачи эмоций и воспоминаний на холсте. Обучать чадо изобразительным искусством самостоятельно или в детских развивающих центрах — решение каждого родителя. Это дело трудоёмкое, но, через время силы, вложенные в ребенка, будут оправданы.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: декоративно-прикладное искусство, ребенок, лист бумаги, окружающий мир, кружок рисования, мелкая моторика, младшая группа, ранний возраст, тематическое задание, эстетическое восприятие.

Рекомендации психологов и педагогов

Специалисты рекомендуют руководствоваться такими советами при рисовании с детьми:

  • Время для урока рисования должно быть четко определено. Ребенок должен понимать, когда и что от него требуется.


Психологи рекомендуют составлять программу обучения на уроках рисования для детей

  • Полезно составить программу обучения, постепенно ее дополнять и усложнять.
  • Выбранные темы для творчества должны входить в сферу интересов ребенка.
  • Не нужно делать за ребенка или навязчиво говорить, как нужно. Объяснить тему, показать пример изображения или творческой техники – остальное малыш пробует сделать сам, как умеет.
  • В процессе может потребоваться поддержание интереса со стороны родителя путем комментирования работы и формулирования наводящих вопросов о сюжете и персонажах.
  • Нередко для создания атмосферы включается музыка: классика или спокойная, расслабляющая мелодия без слов.

Уроки рисования для детей должны ориентироваться на возраст ребенка 6-7-8 лет и зону его развития. Ближе к школе и в начальных классах дети уже способны удерживать внимание длительное время, но не стоит предлагать сделать слишком сложную картину или более 2 рисунков за раз.

При правильном подходе, внимательном отношении и терпении, можно привить ребенку желание развиваться таким увлекательным и многогранным занятием, как рисование.

А если у маленького человека будет не только желание, а и хотя бы немного таланта, — такое занятие не только поможет развить большинство навыков творчества, а и может перерасти в художественную профессию во взрослой жизни.

Нужен ли кружок рисования?

Иногда родители задумываются о том, чтобы учить своих детей в специальной творческой школе. Существуют и разные секции, которые помогают ребенку освоить новый навык.

Опытные педагоги знают методики обучения. Поэтому они эффективнее взаимодействуют с учениками

Графические способности помогут дошкольнику освоить письмо. Ему будет легче держать ручку, ориентироваться в листе бумаги и контролировать нажим.

О том, как научить ребенка правильно держать ручку мы писали ранее.

Художественная школа способствует развитию воображения, творческих навыков. В дальнейшем у человека разовьется эстетический вкус, который поможет в жизни.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]