Игровая технология ШАШКИ в образовательном пространстве ДОУ


Конспект занятия «Чудо шашки» для детей среднего возраста.

Автор: Константинова Дарья Сергеевна

воспитатель МДОУ «Колобок»

Конспект занятия «Чудо шашки» для детей среднего возраста.

Непосредственная образовательная деятельность
«Чудо шашки»
Цель:

Научить детей играть в шашки.

Задачи:

Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить правила игры, умение пользоваться числом, как результатом измерения, определять равенство нескольких групп предметов по числу (столько же, по 32, 12, одинаковое количество, поровну, понятия чётные и нечётные числа.

Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, закрепить понятия: вертикальные, горизонтальные линии, познакомить с диагональной линией, в умении составлять алгоритм деятельности.

Обогащать словарь детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья.

Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе.

Материал:

Шашки.

Ход деятельности:

— Я хочу вам сообщить, что в этом месяце в нашем городе будет проходить шашечный турнир среди детей, которые ходят в детские сады. А вы хотели бы принять участие?

Тогда я предлагаю вам начать готовиться к этому турниру, вспомнить все, что мы знаем об игре в шашки и закрепить правила игры.

I.

— Ребята, кто из вас знает, что такое турнир? (вид соревнования)

— Как зовут человека, который играет в шашки? (Шашист)

— А каким должен быть шашист? (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.)

— Что нужно для игры в шашки? (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры)

Дети выставляют алгоритм.

— Кто может играть в шашки? (Любой человек)

— Кто может быть партнёром для игры? (Любой человек)

— Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры? (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры)

II.

— Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок. Давайте попробуем вместе разгадать, рассекретить все диковинные тайны волшебной доски.

Дети садятся за столы.

— Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь изучая её.

— Что вы видите на доске? (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету)

— Чем они похожи и чем они отличаются? (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету)

— «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска … »

Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки. (Белых клеток 32, чёрных клеток 32)

— Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток? (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных)

— Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные.

А как называется каждый из квадратиков или клеток? (Поле)

— Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?

Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.

— А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.

Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево? (Горизонтальные линии)

— Сосчитайте, сколько их на доске? (8 горизонтальных линий)

— А теперь каждую линию обозначьте цифрой. Цифра ставится сбоку слева и справа от доски. Но мы с вами поставим только слева. (выполнение с детьми)

— Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх? (Вертикальные линии)

— Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам провести по одной горизонтальной линии синим карандашом, а вертикальную линию — красным карандашом, и сравнить их по длине.

— Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? (Линии равные)

— Я предлагаю вам поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды.

(Дети берут цифры, и делятся на чётные и нечётные)

— Злой волшебник рассыпал шашечные доски на горизонтали. Нужно их собрать, давайте попробуем! (Дети выполняют задание за круглым столом)

— Молодцы! Вы победили коварство злого волшебника! Но на шаечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии. Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. (Диагональные линии разные по длине)

— Мы с вами выяснили, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные? Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1, L8.

— А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой? (Клеточки – поля)

— Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру.

Игра «Найди поле»

Воспитатель раздаёт детям по 2 фишки с адресом полей, а дети должны найти и поставить свою фишку в нужное поле.

— Вот вы и познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои.

Физминутка.

— А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с волшебными ладошками. Будьте очень внимательными!

Воспитатель показывает поочерёдно ладошки из картона разного цвета,

фиолетовая – дети замирают,

жёлтая – шепчутся,

красная – кричат.

III.

— Тайны шашечной доски мы узнали, а о чём нам ещё нужно поговорить? (о шашках)

Дети садятся за круглый стол.

— На каких квадратах располагаются шашки? (На чёрных)

— По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек)

— Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны)

«Белый отряд, чёрный отряд,

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном,

Точно такой же в отряде другом»

— Какие шашки по цвету начинают первый ход? (белые шашки)

— А как определить, кому какими играть? (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть)

IV.

— Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске.

Правила игры

  • Тронул – ходи.
  • При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»
  • Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.
  • Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.
  • Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.
  • Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.
  • Взятие шашки соперника является обязательным

Джентельменские правила.

  • Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.
  • Не смеяться над проигрышем другого.
  • Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.

Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.

— Ребята, а когда партия считается законченной?

  • если у соперника не осталось ни одной фишки;
  • если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;
  • если соперник сам себя признаёт побеждённым;
  • в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)

В. : Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным.

V.

— Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.

— А как быть в том случае, если у вас нет шашечной доски и шашек? (шашечную доску можно нарисовать, а вместо фишек взять пуговицы, маленькие крышечки и др.)

— Верно, но чтобы быстрее решить эту проблему, я каждому из вас дарю шашечную доску, а фишки вы подберёте сами.

— А теперь будем определять чемпиона, самого сильного шашиста в группе. Вперёд, к победе!

Игра в шашки: правила

  • Шашечная доска для русского варианта игры состоит из 64 клеток, окрашенных в черно-белые цвета, шашечки также имеют черную и белую окраску. Перед началом поединка все фигуры выставляются в три нижних ряда на темный фон.

  • Все ходы в игре осуществляются только на темном фоне.
  • Преимущество первого хода всегда принадлежит белым фигурам.
  • Фигурка делает ход вперед по диагонали на любую свободную клетку.
  • Если игрок коснулся фигуры, то он обязан ходить именно ей.
  • Ходы между соперниками чередуются.
  • Если перед шашкой стоит фигура противника, а после нее поле свободно, то ее можно съесть, делая ход и вперед, и назад.
  • Ходить в другую сторону при таком положении фигур запрещается, даже если вы подставляете себя по удар
  • За один ход, при удачном расположении фигур противника, можно съесть сразу несколько шашек.
  • Если игроку удалось дойти до противоположного конца доски, то он переворачивает свою фигуру, она превращается в дамку.
  • Дамка может ходить по диагонали вперед на любое количество клеток. Также дамке доступны ходы назад.
  • Съесть дамку, при соответствующем положении, может любая фигура.
  • Выигрывает тот игрок, кто первый съест все шашки противника.

Правила игры в «Чапаева»

  • Каждая сторона должна расставить шашки в горизонтальные ряды, в каждый ряд по 8 штук.
  • Соперник должен щелчком пальца по фишкам выбить все у противника.
  • Окончание партии будет считаться, когда у соперника выбиты все фигурки.
  • Соперник начинает ход, после того, как один участник теряет свою фигуру, или не может выбить чужую.
  • Игрок, который смог первым выбить все фишки у противника, во втором раунде передвигается на один ряд выше.

Кроме развивающего значения, игра в шашки воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то игра в шашки формирует у них такое качество, как усидчивость.

Надеюсь статья была полезна для вас и вы легко сможете научить своего ребёнка играть в шашки. Советую не забывать также об игре в шахматы. Желаю удачи!

Как научить ребенка играть в шашки?

  • Первый урок должен начаться с ознакомления с игровым полем. Пусть ребенок сначала самостоятельно попробует правильно расставить фигуры, если не получится – придите на помощь.
  • Не нужно спешить. Играйте только тогда, когда ребёнок этого захочет.
  • Не позволяйте малышу переутомляться. Как бы интересно ваша партия не проходила, но делать перерывы на физкультминутку обязательно.
  • Хвалите, подбадривайте своего ребенка, создавайте для него ситуацию успеха, указывайте на наиболее удачные комбинации, вдохновляйте на победы и новые свершения.
  • Не ругайте, если ребенок в чем-то не разобрался или сделал неверный ход, будьте терпеливее.
  • Не поддавайтесь! Если ребенок будет все время выигрывать благодаря тому, что вы все удачно «подстроили», то толка от такой игры не будет.

Вместе с классической игрой в шашки можно научить ребёнка играть в «Чапаева» и «Уголки». Эти разновидности шашек не менее интересны и увлекательны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]