Актуальные тренды современного образования в дошкольном образовательном учреждениистатья

В 2020-м году изменились требования к образовательным стандартам, поэтому над годовым планом придется поработать дольше обычного. Из-за пандемии и обновлений в законе нужно добавить в план 5 крупных задач.

Рекомендуем начать подготовку плана с новых пунктов, потому что они займут больше всего времени. Если вы уже составили план без учета новых задач, пропишите их в корректировочном листе:

  • Прошлогодние цели
  • Дистанционные технологии
  • Антитеррористическая защита
  • Сетевое взаимодействие
  • Консультационный центр для родителей
  • Утверждение и контроль годового плана

Утверждение и контроль годового плана

Когда составлен новый годовой план, прописаны все задачи и назначены их исполнители, нужно согласовать итоговую версию плана. Обычно ее согласовывают с педагогическим советом. Для этого разошлите электронную версию плана сотрудникам за день до заседания, чтобы они успели ознакомиться и подготовить свои предложения и вопросы. Если на заседании возникли разногласия, доработайте план в соответствии с ними. Если у педагогического совета нет возражений, поставьте гриф “Утверждаю”.

После утверждения плана нужно сообщить о новых задачах и выдать инструкции всем, кто участвует в их исполнении. Затем можно разместить годовой план на официальном сайте. Если решите публиковать его, исключите из публичной версии информацию, которую нельзя распространять в открытом доступе. Например, сведения о работе со служебной документацией или подробности плана антитеррористической защиты ДОУ.

Когда коллектив начнет выполнение плана, контролируйте его работу на ежемесячном совещании. Для этого удобно составить контрольный лист, в котором сотрудники будут отмечать, что они выполнили, а что нет. В этом листе нужно прописать отчетные мероприятия, исполнителей и сроки.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Актуальные тренды современного образования в дошкольном образовательном учреждениистатья

Актуальные тренды современного образования в дошкольном образовательном учреждении

Relevant trends of modern education in preschool educational institution

УДК 3 37.37.01/.09 37.02

В данной статье рассмотрены современные тренды в дошкольном образовательном учреждении: smart-обучение, образовательная робототехника, обучение вне занятий, образовательные игры, социальные медиа, STEAM.

In this article modern trends in preschool educational institution are considered: smart training, educational robotics, training out of occupations, educational games, social media, STEAM.

Ключевые слова: тренды, образование, технологии, STEAM, smart-обучение, образовательная робототехника, образовательные игры, социальные медиа, обучение, занятия.

Keywords: trends, education, technologies, STEAM, smart training, educational robotics, educational games, social media, training, occupations.

XXI век — век глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен диктуют необходимость нового подхода к системе образования.Тренды в образовании – это тенденции в его изменении.

Обратим внимание на веяния ФГОС ДО, чтобы соотнести их с возможностями рассмотренных трендов образования[3].

1. В основе ФГОС ДО лежит системно-деятельностный подход. Необходимо осуществить индивидуализацию каждого ребёнка, независимо от его особенностей.

2. Основная цель ФГОС ДО– полноценное развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, освоения и познания мира(в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности).

3. Инновационный характер стандартов — это требования к условиям осуществления образования.

4. В планах появляются образовательные области, а также деятельность вне занятий.

5. ФГОС ДО ставит во главу угла образовательные технологии. На протяжении последнего десятилетия в системе образования происходит активное внедрение педагогических инноваций и компьютерных методологий обучения с целью улучшить качество обучения и его результаты.

6. Ценностные ориентиры во ФГОС ДО смещены: от общности и коллективизма — к индивидуализации, от познавательной деятельности к социализации.

На протяжении последнего десятилетия в системе образования происходит активное внедрение педагогических инноваций и компьютерных методологий обучения с целью улучшить качество обучения и его результаты.

Smart-обучение – первый тренд обучения, состоящий из слияния онлайнового распределения программного обеспечения и контента в форме мультимедиа.

Главная цель Smart-обучения – создание среды, которая обеспечивает высокий уровень конкурентоспособного образования за счёт развития у воспитанников знаний и навыков современного общества XXI века: сотрудничество, коммуникацию, социальную ответственность, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы[1, с.1].

Второй тренд – образовательная робототехника, в котором осуществляется современный подход к внедрению элементов технического творчества в педагогический процесс через объединение конструирования и программирования.

Занятия по робототехнике предоставляют возможности для разностороннего развития и формирования важнейших компетенций, обозначенных в стандартах нового поколения:

  • навыки проведения экспериментального исследования: выдвижение гипотез, поиск решений, проведение наблюдений и измерений, установление причинно-следственных связей, оценка влияния отдельных факторов, обработка и анализ результатов;
  • развитие творческого, образного, пространственного, логического, критического мышления;
  • развитие коммуникативной компетенции: работа в коллективе (в паре, группе) по выработке и реализации идей, планированию и осуществлению деятельности, развитие словарного запаса и навыков общения.

Обучение вне занятий – третий тренд. Это формат обучения через деятельность, которая может включать исследование, применение знаний на практике. Такое обучение может проходить в виде игры, квеста, геокешинга, фотоохоты, похода. При этом происходит «погружение» детей и их родителей в историю, культуру, природу, поскольку перед ними поставлены и появляются определённые задачи.

Четвёртый тренд современного образования – это социальные медиа. Социальный сервис Facebook, сервисы и инструменты Google, веб-сайт Wiki, покдасты для распространения звуковых файлов или видео в сети Интернет, блоги, видеохостингYoutube – все это можно и нужно использовать на занятиях.

В проведении досугов, развлечений, игр, утренников мультимедийные средства выполняют особую задачу: наглядно передают тематическое содержание мероприятия, сопровождают его звуковыми и световыми эффектами, что безусловно повышает качественный уровень мероприятий.

Введение в обучение образовательных игр является пятым трендом современности. Серьезные образовательные игры создаются для самых разных учебных областей.Существует, например, игра, которая имитирует процесс изменения климата, или медицинская игра по решению проблемы экологии и тому подобное.

Один из основных трендов в мировом образовании – STEAM.Шестой тренд – новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе.

Аббревиатура STEAM расшифровывается как:

S – science,

T – technology,

E – engineering,

A – art,

M – mathematics.

Или естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика – дисциплины, которые становятся самыми востребованными в современном мире. Вместо того чтобы изучать отдельно каждую из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения.

На Международной конференции “STEAM forward”, которая прошла в 2014 году в Иерусалиме, были высказаны следующие заявления: «Привлечение детей к STEAM. Данное образование должно начинаться с самого раннего дошкольного возраста, а потому нужно внедрять программы в детские сады[5].»

Важной особенностью работы по данной технологии является именно коллективная работа над проектом. STEAM – позволяет задействовать правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, эмоции, чувства. Существует множество примеров удачных проектных работ по данной технологии.

И как бы ни были успешны традиционные методы воспитания и обучения, современная реальность требует поиска новых и эффективных форм.

Привить навыки самостоятельного обучения в течение всей жизни, научить взаимодействию на разных уровнях, развивать самостоятельное и критическое мышление – эти и многие другие принципы составляют стратегию развития современных образовательных технологий[4].

Если мы готовим наших детей к дальнейшей жизни, то мы должны позволить им использовать те инструменты, которые в дальнейшем всё равно станут частью их повседневной жизни.

Список литературы:

1.Тен А.С. и др. Smart-обучение в системе повышения квалификации педагогов. Методическое пособие. –Алматы: АО НЦПК «Орлеу». 2014. -112с.

2.Кейс Терлоу. Десять трендов современного образования URL:https://www.hse.ru/news/media/63841790.html

3.Тренды современного образования. Особенности образовательных трендов

URL:https://sites.google.com/site/trendsofedu/fgos

4.Курс «Современные образовательные технологии и SMART» – ваш гид по новым возможностям использования ИКТ на уроке. URL:https://edguru.ru/blog/edutrends/

5.Тамара Стрельникова. Что такое STEAM-образование?

URL:https://www.unikaz.asia/ru/content/chto-takoe-steam-obrazovanie

Учим детей учиться

Подготовить к какой-то одной профессии нельзя, хотя бы потому, что ее еще не придумали. Значит, самое важное – научить детей учиться и развить такие качества характера, которые пригодятся везде.

Soft skills и эмоциональный интеллект – сегодня на слуху. Но все ли понимают, что это такое, как это развить и, самое главное, как это поможет детям во взрослой жизни?

Нейропсихолог Эрин Клейбоу говорит, что эмоциональный интеллект – это, прежде всего, способность сопереживать. Эмпатия, второе название эмоционального интеллекта, бывает двух видов: эмоциональная и интеллектуальная. Первой научить невозможно: слезы или радость за другого человека – это просто реакция нашей лимбической системы. А вот вторая – это настоящая «суперсила». Уча ребенка понимать, как чувствует себя другой человек, мы даем ему власть буквально «проникнуть» в его сознание. Что это дает? О, здесь просто тонны возможностей! Это и анализ причин, и прогнозирование результатов, и умение находить общий язык с кем угодно, и подстраиваться под собеседника или ситуацию так, чтобы выиграли все, и понимание собственных ощущений, и выстраивание личных границ.

Главное преимущество, по словам профессора Клейбоу, в том, что интеллектуальная эмпатия позволяет ребенку предсказывать будущее. Никакой магии: зная, что чувствует собеседник, проще подобрать слова, чтобы его поддержать, утешить или, наоборот, поставить на место, без ненужной мелодрамы и конфликта.

Как этому научить? И снова ничего сверхъестественного. Начните с азов: обсуждайте, как чувствуют себя и о чем сейчас думают герои сказок и мультиков, а потом и обычные люди из ежедневного круга. Чем можно помочь в трудной ситуации? Что бы сам ребенок стал делать, окажись он на месте того, кто попал в беду? Как, скорее всего, поведет себя герой и почему ребенок сделал такой вывод?

Цифровая гигиена

Какие самые большие родительские страхи перед лицом технологий? Что они так засосут – не вытащишь. Что виртуальная реальность станет привлекательнее настоящей жизни. Что кто-то там, внутри глобальной сети, может обмануть или обидеть ребенка.

Так вот, совместная игра – это еще отличная профилактика. Как ребенок поймет, что это агрессивная и злая игра, если вы бросите его с ней один на один? Как он догадается, что хватит, если вы сами постоянно «серфите»? Как он научится распознавать обман и недобрые намерения в сети, если собеседник по ту сторону экрана предлагает ему что-то захватывающее, а вы вообще ни о чем не спрашиваете, кроме как помыл ли ребенок руки и выучил ли стих к утреннику?

Технология – это инструмент, которым нужно научиться пользоваться. Сами по себе они ни вредные, ни полезные. И учить пользоваться должен родитель – своим примером, уделяя время, внимание и терпение и показывая, КАК на самом деле стоит относиться к этому инструменту.

Технологии в образовании – это зверь, которого нужно приручать и изучать. Узнать, как именно это сделать, можно на
конференции EDCRUNCH 2022.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]