План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста; (старшая группа)
Транскрипт
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хоногорская основная общеобразовательная школа имени С.С.Васильева» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Согласовано: методист дошкольного образования: /Заровняева Г.П./ Протокол Дата: Утверждаю: директор школы: /Шамаева Т.Д./ Приказ Дата: План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста; (старшая группа) на учебный год 1
2 План по самообразованию воспитателя Васильевой Анны Васильевны. Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа) Актуальность темы: Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей. Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми; Задачи: — совершенствовать диалогическую форму речи; -развивать монологическую форму речи; — учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; — учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам; — развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта. 2
3 Месяц Тема Содержание работы Практический выход Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Теремок», «Бабушка Таал- Таал», Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. Сказкотерапии: «Зайка зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова). Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса детей. Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный Памятки для родителей по обучению связной речи. родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико грамматическими), влияющими на развитие речи детей. Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам. 3
4 Февраль Март Апрель Работа с загадками. Составление загадок. развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». Показ сказки «Колобок» детям младшей группы. Конкурс чтецов. Май Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. 4
5 Список использованной литературы: 1..Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.м., Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, К.И.Васильева Оскуола иннинээ5и саастаах о5олорго тыл оонньуулара Боро5он Гоголева С.В. Егорова Е.И.Обучение связной русской речи в якутских д/с Якутск Васильева К.И. Кердеех остуоруйалар Дьокуускай:Бичик, Алексеева М,М, Яшина В.И. «Речевое развитие дошкольников» Москва Л.М.Денякина, И.И.Стукалова Сказки как средство нравственного и речевого развития дошкольников Я Т.Н.Караманенко, Ю.Г. Караманенко Куколный театр дошкольникам Москва «Просвещение»1982 5
План по самообразованию “Связанная речь в подготовительной группе”
Учебный год: 2017-2018
Актуальность.
К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико – фонематической стороны языковой деятельности, связной диалогической и монологической речи.
Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка в овладению связной монологической речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделённых по функционально – смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Развитие связной речи реализовать через различные организационные формы работы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные и подвижные и т.д.) интегрированные занятии.
Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого развития ребёнка.
Цель:
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
развитие свободного общения со взрослыми;
– совершенствовать диалогическую форму речи.
-развивать монологическую форму речи;
– учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
– учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
– развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
План по самообразованию на 2017-2018 уч.г.
Месяц | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь Октябрь | «Развитие связной речи в подготовительной группе » | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. | Информационный стенд для родителей «Речь ребёнка как средства общения» |
Ноябрь | Развитие речи по средствам дидактических игр. | Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр. | Консультация для родителей на тему: «Дидактическая игра как средство связанной речи». Картотека дидактических игр для изучения с детьми Деление опытом с коллегами. Показ занятия для родителей. (17.11.2017г.)НОД на тему «Семья» |
Декабрь | Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей дошкольного возраста | Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки. Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. | Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». Создание самодельной книжки детьми и воспитателем по произведением русских народных сказок. |
Январь | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | Предложить родителям картотеку игр на развитие связанной речи: «Найди картинке место» «Хорошо – плохо» «Где начало рассказа?» |
Февраль | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Беседы с родителями, какую важную роль в развитии связной речи играет рассказ детей из личного опыта, и как важно терпеливого и внимательно выслушивать ребёнка, когда он делится своими впечатлениями с вами. |
Март | Развитие связной речи через театральную деятельность. | Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста. | Показ сказки для детей младшей группы. «Гуси- лебеди » |
Апрель | Совместное творчество детей и родителей | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса, В передачи образа; Развитие речи эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Семейный конкурс «Загадай загадку – нарисуй отгадку». |
Май | Подготовка к летней оздоровительной работе. | Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем – учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. | Изучение методической и художественной литературы, а также интернет ресурсов по темам: «Лето», «Русские народные сказки» |
Список использованной литературы:
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. 2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. речь; М. Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В. Козина И. В. Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М. Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М. ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. 1994.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ Сфера, 2007.
8. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
Цели и задачи
Целью работы над данной темой является:
- повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
- систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
- изучить современную научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
- разработать перспективный план реализации проблемной темы;
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
- определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
- проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;