Самообразование воспитателя на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»


План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста; (старшая группа)

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хоногорская основная общеобразовательная школа имени С.С.Васильева» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Согласовано: методист дошкольного образования: /Заровняева Г.П./ Протокол Дата: Утверждаю: директор школы: /Шамаева Т.Д./ Приказ Дата: План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста; (старшая группа) на учебный год 1

2 План по самообразованию воспитателя Васильевой Анны Васильевны. Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа) Актуальность темы: Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей. Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми; Задачи: — совершенствовать диалогическую форму речи; -развивать монологическую форму речи; — учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; — учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам; — развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта. 2

3 Месяц Тема Содержание работы Практический выход Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Теремок», «Бабушка Таал- Таал», Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. Сказкотерапии: «Зайка зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова). Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса детей. Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный Памятки для родителей по обучению связной речи. родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико грамматическими), влияющими на развитие речи детей. Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам. 3

4 Февраль Март Апрель Работа с загадками. Составление загадок. развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». Показ сказки «Колобок» детям младшей группы. Конкурс чтецов. Май Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. 4

5 Список использованной литературы: 1..Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.м., Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, К.И.Васильева Оскуола иннинээ5и саастаах о5олорго тыл оонньуулара Боро5он Гоголева С.В. Егорова Е.И.Обучение связной русской речи в якутских д/с Якутск Васильева К.И. Кердеех остуоруйалар Дьокуускай:Бичик, Алексеева М,М, Яшина В.И. «Речевое развитие дошкольников» Москва Л.М.Денякина, И.И.Стукалова Сказки как средство нравственного и речевого развития дошкольников Я Т.Н.Караманенко, Ю.Г. Караманенко Куколный театр дошкольникам Москва «Просвещение»1982 5

План по самообразованию “Связанная речь в подготовительной группе”

Учебный год: 2017-2018

Актуальность.

К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико – фонематической стороны языковой деятельности, связной диалогической и монологической речи.

Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

В дошкольном возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка в овладению связной монологической речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделённых по функционально – смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

Развитие связной речи реализовать через различные организационные формы работы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные и подвижные и т.д.) интегрированные занятии.

Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого развития ребёнка.

Цель:

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

развитие свободного общения со взрослыми;

– совершенствовать диалогическую форму речи.

-развивать монологическую форму речи;

– учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

– учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

– развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

План по самообразованию на 2017-2018 уч.г.

Месяц Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь

Октябрь

«Развитие связной речи в подготовительной группе » Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. Информационный стенд для родителей «Речь ребёнка как средства общения»
Ноябрь Развитие речи по средствам дидактических игр. Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр. Консультация для родителей на тему:

«Дидактическая игра как средство связанной речи».

Картотека дидактических игр для изучения с детьми

Деление опытом с коллегами. Показ занятия для родителей.

(17.11.2017г.)НОД на тему «Семья»

Декабрь Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей дошкольного возраста Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Создание самодельной книжки детьми и воспитателем по произведением русских народных сказок.

Январь Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Предложить родителям картотеку игр на развитие связанной речи:

«Найди картинке место»

«Хорошо – плохо»

«Где начало рассказа?»

Февраль Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Беседы с родителями, какую важную роль в развитии связной речи играет рассказ детей из личного опыта, и как важно терпеливого и внимательно выслушивать ребёнка, когда он делится своими впечатлениями с вами.
Март Развитие связной речи через театральную деятельность. Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста. Показ сказки для детей младшей группы.

«Гуси- лебеди »

Апрель Совместное творчество детей и родителей Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса, В передачи образа; Развитие речи эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Семейный конкурс «Загадай загадку – нарисуй отгадку».
Май Подготовка к летней оздоровительной работе. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем – учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. Изучение методической и художественной литературы, а также интернет ресурсов по темам: «Лето», «Русские народные сказки»

Список использованной литературы:

1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.

2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. 2001.

3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. речь; М. Сфера, 2011.

4. Лебедева Л. В. Козина И. В. Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М. Центр педагогического образования. 2009.

5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М. ТЦ Сфера. 2007.

6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. 1994.

7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ Сфера, 2007.

8. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.

Цели и задачи

Целью работы над данной темой является:

  • повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
  • систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

  • изучить современную научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
  • разработать перспективный план реализации проблемной темы;
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
  • определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
  • проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]