Совместный детско-родительский проект «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) средствами мнемотехники»


Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице (средняя группа –от 4 до 5 лет)

света сироткина

Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице (средняя группа –от 4 до 5 лет)

Тема: «Составление рассказа «Осень»

по
мнемотаблице»
(средняя группа –от 4 до 5 лет)

Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

1. Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень)

с использованием наглядных пособий (
мнемоквадраты, мнемотаблица, связно, в логической последовательности.
2. Развивать словарный запас- называть отличительные признаки осени, диких животных, птиц используя мнемотехническую таблицу.

3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

4.Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.

5. Формировать умение соотносить нарисованные символы с образом.

6. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.

Материал:Демонстрационный: мнемоквадраты, мнемотаблица «Осень»

,корзина, указка, мяч,фонограмма с музыкой
«Танец с осенними листочками»
,музыка П. И. Чайковского
«Октябрь»
.

Раздаточный: осенние листья по 2 на каждого ребёнка, угощения.

Предшествующая работа: наблюдение за осенними изменениями в природе,рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень, знакомство с символами –рисунками мнемоквадратов,разучивание зрительной, пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»

,
«Познание»
,
«Здоровье»
,
«Музыка»
,
«Чтение худ. литературы»
.

Смена позиций: орг. момент-стоя в кругу на ковре;

1 часть-сидя за партами

музыкально-динамическая пауза- в кругу на ковре;

2 часть- за партами

итог- на ковре в свобрдной позиции.

Мнемодорожки и мнемотаблицы по темам «Осень», «Зима», «Весна».

Транскрипт

1 Мнемодорожки и мнемотаблицы по темам «Осень», «Зима», «Весна».

2 «Осень» Осенью люди ходят в лес собирать грибы (большие и маленькие).

3 Осенью солнышко светит мало, часто идет дождь, дует ветер, падают листья.

4 Осенью листочки на деревьях становятся разноцветными, и только елочка остается всегда зеленой.

5 Осенью солнышко светит мало, на небе появляются тучи, из которых идет дождь; дует ветер, летят листочки.

6 Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Но подул ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь, в лесу после дождя появляются грибы, а мы во время дождя прячемся под зонтик.

7 Осенью часто идет дождь, в лесу можно собирать грибы. Осенью часто идет дождь, и в лесу растут грибы.

8 Осенью солнышко светит мало, часто идет дождь, дует ветер, который срывает с дерева листочки. Мы от дождя прячемся под зонтик.

9 Осенью часто идет дождь, дует холодный ветер, мы с вами от дождя прячемся под зонтиком.

10 Осенью солнышко светит мало, часто идет дождь, в лесу можно собирать грибы, которые кладут в корзинку. Дует ветер, срывает листочки, в саду зреют фрукты яблоки.

11 Осенью небо покрыто тучами, из них часто идет дождь. Осенью в лесу вырастают грибы, а в садах поспевают яблоки.

12 Осенью с деревьев облетают листочки, и это явление называется листопад.

13 Осенью на небе часто появляются тучи, из которых идет дождь. Дует ветер, с деревьев летят листочки. Улетают птицы в теплые края.

14 Осенью солнышко часто заволакивает тучами, из которых часто идет дождь. Мы с вами от дождя прячемся под зонтик. Дует ветер, с деревьев срывает листочки. Птицы улетают в теплые края.

15 «Зима» Зимой на улице много снега, из него можно лепить снеговиков.

16 Зимой солнышко светит мало, холодно, мороз рисует на окнах узоры, дети надевают варежки.

17 Зимой часто идет снег, из него дети лепят снеговиков, катаются на лыжах.

18 Зимой часто идет снег, дети любят играть в снежки, лепят снеговика, катаются на санках.

19 Зимой на улице много снега, он падает в виде снежинок. Дети любят из него делать снежки и играть друг с другом, кататься на санках, с горки, лепить снеговика. Солнышко светит редко и мало.

20 Зимой холодно и морозно. Мороз на окнах рисует разные узоры. Зимой часто идет снег, холодно и морозно. Солнышко светит мало и редко.

21 Зимой часто идет снег. Дети любят из снега лепить снеговиков.

22 Зимой солнышко светит редко и мало. Часто идет снег, холодно и морозно. Небо часто бывает затянуто тучами, из которых идет снег.

23 Зимой солнышко светит редко. Морозно, мороз на окнах рисует разные узоры. Идет снег, дует холодный ветер. Из снега дети делают снежки, делают снеговика.

24 Зимой холодно, морозно, часто идет снег, с неба падают снежинки. Зимой солнце светит мало, холодно и морозно, часто идет снег.

25 Зимой солнце светит мало, часто идет снег, в виде больших снежинок. Дети любят зимой кататься на горке.

26 Зимой солнце светит мало, холодно и морозно, часто идет снег, и которого дети лепят снеговиков и катаются на санках.

27 Зимой холодно и морозно, часто идет снег, его очень много. Солнышко светит редко и мало. Дети любят играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на горке, очень любят кататься на лыжах.

28 «Весна» Весной солнышка становится больше. Оно пригревает, начинают таять сосульки, все отмечают мамин праздник.

29 Весной пригревает солнышко, тают сосульки, появляются лужи, в них можно пускать кораблики.

30 Весной пригревает солнышко, тают сосульки, появляются лужи, все весной отмечают мамин праздник 8 Марта.

31 Весной пригревает солнышко, тают на крышах сосульки. Появляются лужи, в них можно пускать кораблики. Отмечаем мамин праздник 8 Марта, пушится верба.

32 Весной пригревает солнышко, тают сосульки. Появляются лужи, дети пускают в них и в ручейках кораблики. Пушится верба, все отмечают мамин праздник 8 Марта. Начинают прилетать из далеких стран птицы.

33 Весной пригревает теплое и ласковое солнышко, на веточках появляются почки с листочками. Весной греет теплое солнышко, набухают почки, появляются листики и молодая травка.

34 Весной появляется очень много света. День прибывает. Солнышко становится теплое и ласковое. Появляются зеленые листочки.

35 Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Появляются из почек листочки. Вырастает травка с цветами, и прилетают птицы.

36 Весной дни становятся длиннее. Светло. Пригревает теплое и ласковое солнышко. Набухают почки и появляются листочки. Зеленеет травка, распускаются цветы. Прилетают из далеких стран птицы, в лесу деревья покрываются листвой.

37 Весной зеленая трава, на деревьях зеленые листики. Весной солнце светит и греет, появляются зеленая трава и цветы одуванчики.

38 Весной появляется зеленая трава. В траве растут цветы одуванчики, на них прилетают бабочки.

39 Весной солнышко теплое и под его лучами просыпается зеленая травка. На деревьях зеленые листочки, распускаются цветы, прилетают насекомые.

40 Весной солнышко светит и греет. Тепло. На деревьях зеленые листики. В траве распускаются цветы. Прилетают насекомые. В лесу появляются птицы. Хорошо весной!

Развитие фантазии

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) можно использовать мнемотаблицы для развития мышления и воображения. Начинать стоит с простых табличек, на которых изображены предметы, обозначаемые одним словом или словосочетанием. Всего 4 таблички. Дальше задание усложняется. Воспитатель должен расположить карточки в виде квадрата. Следуя по дорожке квадрата, дети должны составить небольшой рассказ из двух-трех предложений. На первых порах можно задавать детям наводящие вопросы. Дальше уже можно предложить мнемотаблицы, с помощью которых составляется целый рассказ. Также по этим таблицам можно упростить задачу запоминания рассказа или стихотворения.

На первых порах мнемотаблицы составляет воспитатель. Когда дети достаточно вникнут в суть мнемотехники, их можно начинать приобщать к процессу создания таблиц.

Средняя группа

Все чаще в ДОУ этой техникой пользуются не только воспитатели и логопеды, но и другие специалисты: музыкальный руководитель, физработник, преподаватель ИЗО. Очень важно использование мнемотехники для дошкольников в работе дефектолога.

В средней группе мнемотехника может использоваться для развития внимания, фантазии, творческих способностей. Также, используя мнемотаблицы, детей можно учить запоминать стихи. С помощью мнемотехники у ребят развивается вкусовая, осязательная, зрительная, двигательная и слуховая память.

С каждым годом появляется все больше деток с ограниченным словарным запасом. Речь детей состоит из простых предложений с использованием нелитературных слов. Нередко бывает, что ребенок не может правильно сформулировать свой вопрос или ответ. Многие детки не способны пересказать даже небольшой текст. Использование мнемотехники для дошкольников помогает воспитателям решить эти проблемы.

Для мнемотехники в средней группе используют не только картинки, но и геометрические фигуры, условные обозначения, планы, силуэтные изображения. С помощью мнемотехники можно научить ребенка не только отгадывать, но и загадывать загадки, что тоже положительно скажется на развитии речи.

Что дает мнемотехника?

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

Младшая группа

В младшей группе можно использовать мнемотехнику для легкого запоминания последовательности разных процессов (здесь уже работает метод аудиализации, а не визуализации). Например: последовательность мытья рук. Открыть кран → взять мыло → намылить руки → сполоснуть руки → закрыть кран → вытереть руки полотенцем.

Этот же метод можно использовать при обучении последовательности одевания, чистки зубов и т. д.

С помощью мнемосхем хорошо рассказывать детям о животных, насекомых, птицах. С помощью мнемотаблиц можно составить загадку. Нужно закрыть несколько карточек, чтобы дети догадались, что на них изображено. Например: На картинке изображен заяц. Воспитатель закрывает следующую картинку и спрашивает, где живет заяц (в лесу). Чем питается заяц? (травой, стеблями, корой деревьев). Какого цвета шубка у зайца? (серая, белая). После того как дети ответили на вопрос картинку нужно открыть. Если дети затрудняются ответить, воспитатель дает подсказки или отвечает сам.

Ход занятия.

Приветствие. Дети входят под музыку.

В. : ребята, какое чувство вызывает у вас эта музыка? Какая эта музыка?

Д. : спокойная, грустная, печальная.

В. : какое сейчас время года?

Д. : осень.

В. : сегодня мы с вами поговорим об осени. Ребята, а какими словами можно начать рассказ про осень?

Д. : наступила осень, пришла осень.

В. : я вам предлагаю рассказать что вы знаете про осень, с помощью таблицы.

Рассказывание детьми по мнемотаблице «Осень»

.

В. : ой, ребята, я что-то слышу, кажется кто-то плачет?

Появляется игрушка-зайчик с морковкой.

Зайка: здравствуйте, ребята!

Д. : здравствуй, зайка! Очень рады видеть тебя у нас в гостях.

В. : давайте погладим зайку. Мы его не боимся, и он нас тоже не боится.

А почему ты плачешь, зайка?

Зайка: плачу я, потому что за мной гнался волк. Я собирал на своём огороде овощи, а волк, наверное, хотел отнять у меня морковку. Что же я отнесу своим зайчатам?

В. : Не плачь, зайка. Давайте, ребята сядем на стульчики и успокоим зайку. Как мы назовём его ласково?

Д. : зайчик, зайчонок, заинька….

Зайка: спасибо, ребята, какие вы добрые.

В. : ребята, а давайте расскажем, что мы знаем про зайку.

Рассказывание детьми по мнемотаблице «Заяц»

Зайка: молодцы! Я очень люблю травку, капусту, морковку, а волк хотел отнять у меня морковку и все овощи.

В. : не плачь, зайка. Сейчас ребята расскажут тебе всё про волка.

Рассказывание детьми по мнемотаблице «Волк»

Зайка: спасибо, ребята, значит ему была не нужна морковка, он хотел съесть меня. Теперь я тоже знаю всё про волка и смогу его перехитрить. Давайте поиграем в нашу заячью игру «Волк и зайцы»

В зайчиков превратились.

Зайка надевает маску волка, а ребята превращаются в зайчиков.

Зайка: Покружились, покружились –

И в ребяток превратились.

Дети садятся на свои места.

Зайка: на улице холодно, я не люблю осень. А вы ребята любите осень?

Д. : осенью бывает холодно, идёт дождь, во дворе лужи.

В. : но наши ребята в лужи не пойдут.

В. : зайка, как ты понимаешь выражение «Умный в лужу не пойдёт, умный лужу обойдёт»

?

Зайка: я умный, я бегаю по лужам – так здорово! Попробуйте, ребята!

В. : что ты, зайка, нельзя бегать по лужам.

Зайка: а почему? Вот я бегаю. Расскажите, почему нельзя бегать по лужам?

Д. : можно промочить ноги и заболеть.

В. : вот почему нельзя ходить бегать по лужам.

Зайка: да, теперь я тоже буду обходить лужи. А кому нравится осень и почему? Ответы детей.

Зайка: теперь я знаю, что в осени бывает что-то хорошее и что-то плохое.

В. : Сейчас, ребята, положим руки на колени и попытаемся вспомнить, чем мы сегодня занимались.

Д. : внимательно слушали музыку, придумали ласковые слова зайчику. Составляли по картинкам рассказы про зайца, волка, придумали рассказ про осень. Дружно играли в игру «Волк и зайцы»

.

В. : вы чудесно отдохнули, а сейчас занятие закончилось. У Зайки для вас угощение!

Музыкальная гостиная «Осенняя печаль» Музыкальная гостиная «Осенняя печаль» Цель: Посредством классической музыки помочь увидеть красоту природы. Задачи: 1. Повышать музыкальную.

Песня Осень — грустная пора! для детей старшей группы. Осень- время года, когда в природе происходят значительные изменения. Она яркая, непредсказуемая,щедрая. У каждого из нас вызывает разные.

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]