Проект «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию они лучше воспринимают в играх, поскольку игровая составляющая повышает интерес к процессу, усиливает внимание и концентрацию, а многократные повторы позволяют усваивать знания даже самым рассеянным малышам. Соревновательный момент очень важен для прирожденных лидеров. В процессе игры проявляется детский характер, особенности воображения и мышления, активность, эмоциональность, уровень социальной адаптации и прогрессирующая потребность в контакте и общении.

Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности − одно из важнейших средств гармоничного формирования и воспитания детской личности.

В зависимости от используемого материала дидактические игры по развитию речи бывают следующих видов:

  • Игры с предметами — игрушками, подручными и природными материалами;
  • Настольные игры с использованием печатных материалов;
  • Словесные игры.

Развитие речи посредством дидактических игр

Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме навыкам использования слов (активизации словарного багажа), улучшения навыков коммуникации.

За период дошкольной подготовки ребенку необходимо освоить словарный запас, позволяющий без проблем общаться с ровесниками и взрослыми людьми, успешно получать школьные знания, понимать излагаемый материал (содержание литературных произведений, формулировку математических задач и т.д.). Поэтому основная задача дошкольного воспитания – максимальное развитие речи, посредством дидактических игр которое происходит эффективнее и качественнее.

Дидактические игры по развитию речи успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей:

  • Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
  • Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
  • Позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
  • Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
  • По мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
  • Некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
  • Стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;
  • Развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
  • Способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

Словарный запас дошкольника существенно уступает по объему запасу слов взрослого человека. Основная задача развития речи через дидактические игры – за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.

Дидактические игры по развитию речи детей от двух до трех лет

В возрасте 2-3 лет малыш должен освоить названия предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, окружающих его в повседневной жизни и вызывающих его интерес. В этот период осваиваются и названия действий, производимых с этими предметами.

Задача воспитателей в этот период с помощью дидактических игр научить детей называть и различать:

  • Части предметов, части тела животных и человека;
  • Разные размерные величины;
  • Основные цвета;
  • Главные вкусовые качества;
  • Некоторые физические качества и свойства.

Следует развивать способность детей обозначать одним словом группу схожих предметов, объединенных общим признаком и различать сходные группы предметов.

Хорошо в таком возрасте начинать учить ребенка разговаривать по телефону с невидимым собеседником. Это своеобразная дидактическая игра, развивающая не только словарный запас, но и абстрактное мышление, умение выразить свои мысли без помощи жестов. Следует правильно строить такой разговор, задавая простые вопросы, не требующие сложных ответов, можно сделать телефонный разговор, например с бабушкой, ежедневным ритуалом.

Рекомендуются также дидактические игры по развитию речи, суть которых понятна из названия – «Назови правильно…», «Что изменилось…», «Из чего состоит…» и т.п.

Главная цель таких игр в этом возрасте, совершенствуя словарный запас, привить ребенку интерес к словарной деятельности.

Развитие речи через дидактические игры в четыре года

В четыре года происходит дальнейшее пополнения словаря ребенка, с более подробным углублением в детали и характеристики окружающего мира. Это необходимо для усиления дифференцированного восприятия и углубления знаний об особенностях предметов, их назначении, строении и расширении понимания качеств и свойств. В этом возрасте малыш должен научиться основным приемам ориентирования в пространстве и времени, освоить соответствующие слова (утро, вечер, вперед, назад, сначала, потом). Дидактические игры для развития речи, рекомендуемые детям 4 лет, должны начинаться с фраз «Что сначала, что потом…», «Когда бывает…», «Что изменилось…», «Что будет, если…», «Что можно делать с…», «С чем можно делать …», «Больше чем…Меньше чем…», «Один…много…» и подобных.

Хорошо если ребенок будет каждый вечер рассказывать о том, как он провел день, во что и с кем играл, что видел и делал. Отвечая на наводящие вопросы родителей в процессе сюжетно-ролевых игр, с использованием любимых игрушек, малыш будет быстрее развиваться, пополняя свой словарь и улучшая умение им пользоваться.

Как воспитателю развивать речь дошкольников через игру?

Содержание

С какими речевыми проблемами предстояло справиться педагогу?Какие направления работы выбрала воспитатель?Предстояло заново научить детей игратьИграем вместе с детьми: «машина времени» для родителей«Утренний круг»: какие планы на день?Каких результатов удалось добиться?Какие игрушки для развития речи можно порекомендовать воспитателю?

Развитие речи детей дошкольного возраста происходит в процессе игры. В детском саду расписание перенасыщено, и времени на игру становится все меньше. Это плохо сказывается на формировании речевых компетенций. «В сегодняшних детсадах вторая половина дня занята кружками. Если раньше дети только и делали, что играли, сейчас на игры у них остается около часа в день, вместо положенных 3-4 часов. В итоге дети не умеют играть, общаться. Дошло до того, что мы учим детей играть заново

», – говорит психолог
Светлана Башинова
.

Воспитатель ДОУ № 36 г. Кинешма в Ивановской области Виноградова Юлия Владимировна

, резидент сообщества «Университет Детства», столкнулась в практике с похожей проблемой. Педагог рассказала о своем проекте «
Мы играем – речь развиваем
», с помощью которого она решила изменить текущее положение дел в детском саду.

С какими речевыми проблемами предстояло справиться педагогу?

В процессе работы с дошкольниками Юлия Владимировна отметила, что речь у детей развита плохо: «Говорить умеют все, но говорить правильно – единицы

». При этом ФГОС дошкольного образования отводит речи ведущее место в познавательной деятельности.

Проблему нельзя было оставить без внимания, обрекая детей на трудности с дальнейшим обучением в школе.

Юлия сформулировала ряд нарушений речи, с которыми предстояло справиться:

Маленький словарный запас

Детям не хватает слов, чтобы точно выразить свою мысль, что становится причиной формирования барьеров в общении друг с другом и со взрослыми.

Односложная речь

Речь дошкольников на 85% состоит из простых предложений. Попытки грамотно выстроить распространенное предложение часто бывают не успешными.

Отсутствие логики высказывания

В обосновании своих утверждений и выводов дети непоследовательны. Рассказывая что-то, они переключаются с одной мысли на другую произвольно, не придерживаясь определенной структуры.

Неумение строить диалог

Дошкольники не понимают, как доступно сформулировать свой вопрос и как лучше ответить собеседнику. Не чувствуют, в какой речевой ситуации уместен односложный, а в какой развернутый ответ.

Недостаточное развитие культуры речи

Детям, например, тяжело отрегулировать громкость голоса: они либо что-то бормочут себе под нос, либо кричат. С интонацией и темпом тоже сложности: либо речь медленная, тягучая, тяжелая для восприятия, либо, напротив, слишком быстрая, чтобы успеть ухватить суть.

«Замусоренность» речи сленгом

В дошкольном возрасте дети еще не способны фильтровать услышанные слова и применять их, согласно ситуации, либо не применять вовсе. С экрана телевизора, на улице или даже от родителей они выхватывают слова-паразиты, нелитературные выражения, которые, не задумываясь, употребляют.

Какие направления работы выбрала воспитатель?

Юлия Владимировна выделила для себя на начальном этапе четыре основных направления работы:

➢ Создание в детском саду развивающей предметно-пространственной среды.

➢ Возвращение сюжетно-ролевой игры в повседневную детскую активность.

➢ Улучшение взаимодействия родителей и детей через занятия в детском саду: технология «Играем вместе с детьми».

➢ Формирование навыка обмена мнениями и планами, анализа, логического выстраивания рассказа: технология «Утренний круг».

Предстояло заново научить детей играть

«Думаю, дело не в том, что дети стали меньше играть, – считает Юлия, – изменились качество и суть игры. Появилось больше примитивных форм. Все чаще игра переходит в озорство и даже хулиганство».

В детском саду много игрушек, которые сами подсказывают сценарий их применения. Как следствие – дети меньше фантазируют. Они используют знакомые сюжеты из любимых мультфильмов – «Смешарики», «Барбоскины» – повторяют то, что уже придумали за них.

Чтобы вернуть сюжетно-ролевую игру в мир дошкольников педагог начала менять предметно-игровую среду детского сада. Она предложила детям предметы, которые, на первый взгляд, были не пригодны для игры: «Я убрала готовое оборудование и поставила ящики, коробки, диски».

Лишившись привычного инструментария, дети начали придумывать, как использовать предметы в игровом уголке, чтобы было интересно, включать воображение. Непривычность ситуации провоцировала самостоятельное общение детей: нужно было договариваться друг с другом, формулировать правила в каждом отдельном случае.

Педагоги следили за общением детей со стороны и вмешивались в ситуацию только в том случае, когда требовалась помощь в решении проблемы, или назревал конфликт. Исходя из замысла детской игры и их идеи, педагоги могли напомнить детям о прочитанных книгах. Ребята, в свою очередь, раскручивали основу сюжета, придумывали продолжение любимых сказок.

Играем вместе с детьми: «машина времени» для родителей

Понимая, что основу речевого развития дети получают в семье, Юлия Владимировна пригласила родителей в сад поиграть. Это работало как «машина времени»: взрослые получали шанс вернуться в детство, а дети видели маму и папу в непривычной роли и брали на себя ответственность за ход игры. Они применяли всю силу своего убеждения, чтобы научить взрослых следовать правилам. Для части семей эти часы общения стали уникальным опытом, ведь дома они почти не проводили время вместе.

«Утренний круг»: какие планы на день?

«Утренний круг» применялся педагогом как один из способов организации свободного общения. Воспитатель с детьми садились в круг и обсуждали будущий день: чем дети планируют заниматься, во что играть, что бы хотелось успеть. Дети предлагают идеи, открыто выражают свое мнение. Они чувствовали, что могут выбирать, на них не давят. Воспитывалось чувство взаимоуважения, развивалось умение донести свою мысль до товарищей.

Дошкольники рассказывали об играх, в которые они уже играли: что им понравилось, а что нет, почему. Помимо навыков анализа, формировался навык аргументированного отстаивания своей позиции.

Каких результатов удалось добиться?

Уже после нескольких месяцев регулярных занятий педагог отметила изменения, произошедшие с детьми в ее группе:

✔ Научились строить рассказ.

Дети уверенно и с помощью развернутых предложений говорили о себе и придумывали истории за героев совместных игр. Могли даже сочинять сказки.

✔ Начали проявлять речевую инициативу.

Они все меньше замыкались в себе и не видели проблем в том, чтобы вступить в диалог. Социально-коммуникативные навыки упрочнились.

✔ Появилась самостоятельность и активность в игре.

Дети перестали ждать, что придет воспитатель и развлечет их. Теперь они умели договариваться и придумывали игры самостоятельно.

✔ Улучшились детско-родительские отношения.

Родители начали присылать воспитателю фотографии и рассказы о том, как они проводят вечера с детьми: играют во врачей, парикмахерскую, космический корабль.

✔ Расширился и активизировался словарный запас.

У детей появилась потребность в успехе коммуникации с товарищами по группе и взрослыми, поэтому они использовали все знакомые слова и выражения, чтобы доносить свои мысли, узнавали и применяли новые.

✔ Формировался грамматический строй речи.

Ребята больше общались, поэтому слышали правильное употребление слов, построение фраз, делали меньше ошибок в собственной речи.

Какие игрушки для развития речи можно порекомендовать воспитателю?

На основании опыта Юлии Виноградовой, мы можем сделать вывод, что свободная игра – лучший выбор для воспитателя, занимающегося развитием речи. Но если использовать игрушки, то только те, которые развивали бы их фантазию. При этом сами игрушки могут быть самыми простыми. Вот только некоторые примеры:

o Мяч

С обыкновенным мячом можно придумать много игр на развитие словарного запаса. Например, ребенок или воспитатель бросают мяч и называют слово. Поймавший мяч должен назвать его противоположность. Например, «свет – тьма», «кислое – сладкое» и т.д. Правила вариативны: можно кидать мяч и говорить первый слог. Тогда поймавший мяч предполагает, что это за слово, или придумывает свой вариант.

o Бизиборды

Бизиборды работают по принципу игровой среды, описанной в кейсе. Они состоят из предметов, изначально не предназначенных для игры. Дети учатся искать применение его составляющим. Это способствует их творческому развитию. Кроме того, бизиборды развивают мелкую моторику, а речь и мелкая моторика находятся в прямой зависимости друг от друга.

o Конструкторы

Эти игрушки активизируют речевые центры головного мозга. Детали конструктора можно сортировать и собирать каждый раз заново, в зависимости от воображения. Ребенок может рассказывать в процессе, что и зачем он делает, удовлетворяя любопытство взрослых.

o Игрушки на руку или пальчиковый театр

Игрушки на руку – любимые «друзья» логопедов. Дети придумывают диалоги за героев, рассказывают сказки, показывают театральные представления. Иногда они могут просто поделиться секретами с «живой» игрушкой.

Лунина Анастасия

.

Фото unsplash.com Ketut Subiyanto.

Развитие речи посредством дидактических игр в 5-6 лет

Старший дошкольный возраст – период, когда дети с помощью дидактических игр активно усваивают разговорный язык, овладевая лексикой, фонетикой, грамматикой. Словарный запас расширяется, базируясь на углубленном познании окружающего мира. Основная задача дидактических игр по развитию речи в этом возрасте, наряду с дальнейшим пополнением словаря − обучение ребенка диалогической и монологической речи.

В игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых малыш должен поддерживать беседу, начиная и ведя диалог. Предполагаются игровые моменты, в которых взрослый и ребенок меняются местами и вопросы задает ребенок.

В период дошкольной подготовки важно научить ребенка повествовательной речи, умению составлять и произносить монологи − для этого в форме игры можно предлагать описывать конкретные ситуации, такие как дальнее путешествие, посещение зоопарка, сказочное путешествие, с подробным описанием деталей (объектов, свойств, качеств, действий и др.).

Дидактические игры для развития речи способствуют реализации характерных возрастных возможностей гармоничного психического развития дошкольников, подготавливая их поэтапно к школьной жизни.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам дидактической игры

Рожкова А.В. Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам дидактической игры // Совушка. 2022. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 29.01.2022).

Заказ № 176690

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. В современное время актуальность обусловлена приоритетными направлениями Национальной доктрины развития образования в Российского Федерации, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», направленными на модернизацию дошкольного образования, обновления содержания, совершенствования форм, методов и технологии обучения детей родному языку, развития культуры речи и речевого общения.

Самым важным на этапе дошкольного детства является развитие связной речи, которая играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в дошкольном учреждении. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем мире. С помощью хорошо развитого связной речи ребенок учится четко и ясно мыслить, устанавливать контакт с теми, кто его окружает, инициировать собственные идеи, участвовать в различных видах детского творчества.

Проблемы развития речи детей дошкольного возраста всегда находились в центре внимания педагогов и лингводидактов, а именно: Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин, Е.И.Тихеева, К.Д. Ушинскийи др.

Важное место в системе средств развития речи дошкольников занимает дидактическая игра. Она обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста. Влияние дидактической игры на воспитательный процесс детей было раскрыто в работах: педагогов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, Д. Узнадзе, Г. Жуковской, Т. Марковой, К. Щербаковой и др. Исследователи рассматривали различные аспекты изучаемой проблемы, но, несмотря на имеющиеся достижения, проблема разработки средств и способов развития речи дошкольников остается на сегодняшний день далекой от своего завершения

Цель статьи — теоретически обосновать работу по развитию речи у старших дошкольников средствами дидактической игры.

Теоретический анализ литературы позволил нам сделать выводы, что с помощью дидактической игры дети знакомятся с окружающим миром, усваивают связи между взрослыми, вещами, начинают понимать свою роль в семье и обществе. Игры стимулируют все виды детской активности, самостоятельности, творчества. Именно игры готовят детей к вступлению во взрослую самостоятельную жизнь[7].

Ценность словесных дидактических игр заключается в том , что они стимулируют развитие эмоционально-мыслительных процессов: единство слова, действия, мысли и воображения детей. Такие игры воспитывают умение слушать и слышать вопрос воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Одним из условий проведения дидактической игры являются живость, определенный ритм, активное участие всех детей. В дидактических играх на описание можно закреплять умения детей описывать предметы или картинку достаточно полно, последовательно, по существенным признакам. Это такие игры: «Волшебный мешочек», «Отгадай кто это?», «Магазин игрушек», «Путешествие по комнате» и др.

Дидактические игры имеют четкие правила, которые педагог в начале занятия сообщает детям и которых дети придерживаются в ходе игры. Например, в играх типа загадки правило заключается в том, чтобы описать предмет, его характерные признаки и свойства, не называя его [12].

Наиболее полезными являются игры с раздаточным материалом, потому что в них каждый ребенок заинтересована игрушкой или картинкой, активно думает, пытается поинтересней и правильно описать свой предмет.

Исследование развития связной речи дошкольников, проводилось на базе МБДОУ «ДСОВ «Северяночка». В исследовании принимали участие старшая дошкольная группа 20 детей, а именно 10 дошкольников (экспериментальная группа) и 10 дошкольников (контрольная группа). Мы предположили, что развитие связной речи у старших дошкольников будет происходить более эффективно, если использовать дидактическую игру во время занятий, наблюдений, игровой деятельности.

Для повышения эффективности влияния дидактической игры на развитие связной речи, нами были определены задачи: создание педагогических условий (обеспечение взаимосвязи речевой и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста; демократический стиль воспитания ребенка, который является общим условием развития связной речи ребенка) по развитию связной речи у старших дошкольников; применение методических приемов: словесные игры, вопросы детям, игровые ситуации; побуждение старших дошкольников составлению описательных, сюжетных рассказов по схеме; развитие желания рассказывать по собственной инициативе; запоминания и пересказывания сказок;

В процессе формирующего эксперимента пространственная среда в группе была насыщена дидактическим материалом и современным игровым дидактическим оборудованием, направленным на развитие у детей связной речи. Была пополнена методическая копилка тематическими альбомами, схемами, картотеками, сюжетными картинками и т.д.; создана игротека для самостоятельных игр детей, способствующая их речевому и познавательному развитию.

В процессе работы мы использовали следующие дидактические игры для развития связной речи: «Путешествие по комнате», «Знаешь ли ты», «Самолет», «Экскурсия в музей изобразительного искусства», «Где и когда это было?», «Кто как работает». Благодаря дидактической игре дети знакомятся с окружающей действительностью («Что из чего сделано?», «Магазин»), с птицами, животными («Кто летает?»), с фруктами, овощами («Вкус и запах»), с природой («Кто как разговаривает», «Угадай дерево по листу», «Кто где живет?», «Кто кем был?», «Подскажи словечко» и др.).

Игры со словами, «Какие бывают собаки?», «Измени предложение» учили детей пересказывать, составлять рассказы по образцу, по сюжетной картине, из личного опыта, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки. С радостью отгадывают загадки на любую тему, ведь в загадках дети формируют быструю реакцию на слово.

Во время дидактической игры «Магазин» у детей происходила взаимосвязь речевой и игровой деятельности, воспитатель обеспечивал дружеское взаимопонимание между воспитанниками, вызвал у детей положительные эмоции, уверенность в себе, давал понять ценности сотрудничества в совместной деятельности. После прогулки, во время которой дети наблюдали за погодой, за небом, за изменениями в природе, за поведением птиц, дошкольникам было предложено составить картину окружающей природы, используя информацию об увиденном. После их рассказа воспитатель задавал вопросы. На занятии по развитию речи детям предлагалось составить описательные рассказы о животных по схеме (цвет, величина, особенности строения тела, где живет, чем питается).

Еще одним условием работы позволяющим повысить эффективность развития речи детей дошкольного возраста стало привлечение к активному участию в дидактических играх родителей.

В исследовании мы использовали следующие методики по развитию связной речи: методика «Развитие разговорной речи» (по Л. Михайловой), методика «Сформированность диалогических умений» (по В. Любашиной), методика «Сформированность монологических умений».

В исследовании нами были разработаны критерии, уровни и показатели развития связной речи. Показателями диалогической компетенции в нашем исследовании являются: умение вступать в общение, поддерживать и завершать его; умение придерживаться темы диалога и содержательность диалогического общения; умение формировать и отвечать на вопросы собеседника; умение выполнять словесные поручения и отчитываться об их выполнении. Показателями монологической компетенции: умение самостоятельно рассказывать о событиях из собственной жизни; умение составлять рассказы, сообщения, рассказа — объяснения, рассказы-инструкции; умение составлять описательные рассказы разного типа; умение пересказывать знакомые рассказы и сказки. С учетом соответствующих критериев и показателей охарактеризован три уровня развития связной речи: высокий, средний, низкий.

Итак, на основе полученных данных мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения. Так, по результатам методики «Развитие разговорной речи» показатели дошкольников экспериментальной группы выше на 10%, чем результаты контрольной группы, что составляет 60%. Относительно среднего уровня, то в контрольной группе его получили на 10% больше детей, чем в экспериментальной, что составляет 30% человек. Сравнивая результаты методики «Сформированность диалогических умений», то высокий уровень в экспериментальной группе выше контрольной на 10%, что составляет 70% лиц, а результаты среднего уровня в контрольной группе выше на 10%, чем в экспериментальной, что составляет 20% человек. Сравнивая результаты высокого уровня по методике «Сформированность монологических умений», то у детей экспериментальной группы они выше на 20%, чем у детей контрольной группы, что составляет 60%; средний уровень у детей контрольной группы на 20% выше в сравнении с результатами экспериментальной группы — 20%. Следовательно, это свидетельствует о том, что дети в экспериментальной группе имеют достаточный уровень развития связной речи.

Таким образом, в результате исследования была подтверждена гипотеза, что развитие связной речи у старших дошкольников будет происходить более эффективно, если использовать дидактическую игру во время занятий по речевому развитию, изобразительной деятельности и ознакомления с окружающим миром, наблюдений в природе, игровой деятельности. В ходе исследования мы выявили особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста; выяснили условия, использовании педагогом в работе по развитию связной речи.

Перспективы дальнейшего исследования является исследование развития связной речи детей старшего дошкольного возраста путем внедрения инновационных технологий.

Литературы:

  1. Винникова Г.И. Занятия с детьми: развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность. М.: ТЦ Сфера, 2016. 28 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2022. 40 с.
  3. Галушко И.Г., Ермолаева Ю.Г., Устимова В.В. Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников // Современные наукоёмкие инновационные технологии. 2022. С. 81-83.
  4. Гребцова О.В. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников // В сборнике: Развитие современного образования: от теории к практике. 2022. С. 79-80.
  5. Зорина Л.Г., Андреева И.Н. Современные дидактические игры — средство развития связной речи старших дошкольников // Социально-экономические, гуманитарные науки и педагогика: вопросы теории и практики. 2022. С. 144-149.
  6. Казаченко В.Н., Откидач Н.А. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2022. С. 234-236.
  7. Колесниченко И.В. Игра как средство развития речи у дошкольников // Актуальные вопросы профессионально-педагогического образования. 2022. С. 222-227.
  8. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Красанд, 2016. 216 с.
  9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. СПб.: Питер, 2022.410 с.
  10. Патрушева З.В., Морозова Т.Н. Дидактическая игра как средство развития связной речи детей пятого года жизни // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации.2018. С. 223-225.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2022. 720 с.
  12. Смирнова О.Ю. Роль дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста // Дошкольное детство актуальные вопросы образования и воспитания. 2022. С. 70-74.
  13. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 2010. 223 с.
  14. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2008. 159 с.
  15. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2016. 226 с.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]