В настоящее время перед ДОУ остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. В настоящее время многие дети уже в дошкольном возрасте имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Большинство этих детей малоподвижные или, наоборот, сверхактивные. Они отличаются неустойчивой психикой и неразвитыми процессами саморегуляции. Часто болеют, имеют низкий уровень физического развития и, как следствие, слабый мышечно-связочный аппарат.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому наши педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями. Современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать заболевания, то есть быть профилактической. На занятиях с ослабленными детьми должны использоваться программы по профилактической физической культуре. Это решение мы видим в организации фитбол – гимнастики в ДОУ. Фитболы (от англ. Fitball; fit – оздоровление, ball- мяч) – это большой мяч диаметром от 45см – 70см.
Использование фитболов в нашем ДОУ позволяют решать многие оздоровительные задачи.
Программа занятий на таких мячах уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Главная цель упражнений – укрепление опорно-двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижность в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. При выполнении физических упражнений на мячах одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий.
Занятия на фитболах в нашем ДОУ начинаются с 4-5 лет. На первом занятии детям представляется возможность познакомиться с новым для них оборудованием. Для этого детям необходимо предоставить возможность самостоятельно поиграть с мячом. При этом лучше выбрать мячи большого диаметра, чтобы ребенок не мог залезть на него и упасть. На следующем этапе – надо научить детей садится и удерживать равновесие на мяче. Это желательно делать отдельно с каждым ребенком, страхуя его сбоку или сзади. При посадке на мяч угол между голенью и бедром должен составлять 90 градусов.
Существуют средние оптимальные размеры мяча для детей дошкольного возраста: 4-5 лет – 45см; 5-6 лет – 50см; 6-7 лет – 55см.
Мяч по своим свойствам многофункционален и в программах фитбол-аэробики может использоваться как предмет, тренажер или опора.
Эффективность фитбол-гимнастики зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры.
Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями, которые демонстрируется несколько раз. Прием подражания действиям животных или явлениям природы и общественной жизни очень помогает при обучении детей физическим упражнениям. Подражая, например, действиям зайчика, дети входят в образ и с большим удовольствием прыгают на фитболах. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, способствуют закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости. Зрительные ориентиры помогают детям уточнить направления движения и разнообразить занятие. Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений на фитболе, а также как сигнал для начала и окончания действия, для эмоционального подъема. В качестве звуковых ориентиров используются музыкальное сопровождение на фортепиано или аудиозапись, удары в бубен, хлопки в ладоши и пр.
Индивидуальная помощь при обучении физическим упражнениям используется для уточнения посадки на фитболе, для создания правильных мышечных ощущений, создания уверенности, успеха.
В старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия для уточнения построения в виде схемы или фотографии.
С целью закрепления двигательных навыков упражнения на фитболе следует проводить в игровой и соревновательной формах. В результате возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность, благородство и т. д.) Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале. При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны для каждого ребенка.
Комплексы упражнений на мячах, в зависимости от поставленных задач и выбора средств, могут иметь различную направленность:
- для укрепления мышц рук и плечевого пояса, брюшного пресса,
- для укрепления мышц спины и таза, мышц ног и свода стопы,
- для увеличения гибкости и подвижности суставов,
- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата,
- для развития ловкости и координации движений,
- для развития пластики и музыкальности,
- для расслабления и релаксации и др.
Коррекционно-оздоровительная гимнастика на мячах имеет свою структуру:
1. Подготовительная часть – разогревание организма и создание положительного эмоционального настроя. Проводится без мячей, включает различные виды ходьбы, бега и музыкально-ритмические движения.
Фитбол для детей
В детской практике упражнения на фитболах применяются даже для лечения младенцев первого года жизни. Они показаны малышам с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Занятия проводятся с помощью инструктора или родителей, которые держат ребенка за ручки или ножки и определенным образом катают его на шаре. Подобные тренировки проводят ежедневно или через день.
Особенности!
Тренировки с использованием коррекционного шара с технической точки зрения безопасны, поскольку он сделан из очень прочного упругого материала – ледрапластика. Даже при механическом повреждении фитбол не лопнет, а медленно сдуется, не травмировав ребенка.
В более взрослом возрасте дети занимаются фитбол-аэробикой сами под руководством взрослых. Такие упражнения даже входят в программу занятий дошкольников в некоторых детских садах. Тренировки проходят в игровой форме, для того чтобы заинтересовать детей и привить им любовь к физической культуре.
Фитбол-гимнастика необходима не только малышам, имеющим проблемы со здоровьем, но и абсолютно здоровым детям, чтобы позаботиться об их гармоничном физическом развитии.
Фитбол-гимнастика в детском саду: комплексы упражнений
Перечисленные упражнения либо используются в качестве самостоятельной фитнес-тренировки, либо входят в состав игровых занятий, вплетаясь в сказочный сюжет или эстафетные соревнования. Каждое задание повторяют 3-8 раз. Общая продолжительность тренировки не должна превышать 30 минут.
- Сидя на мяче, выполняем плавные повороты и наклоны головы в разные стороны.
- В прежней позиции наклоняем корпус поочередно вперед – назад, вправо – влево.
- В сидячем положении кладем ладони на талию, вращаем корпус вперед – назад. Таз и ноги остаются неподвижными.
- Вращаем выпрямленными руками в плечевых суставах. Сначала вперед, потом назад.
- Ходим в разных направлениях, не отрывая ягодиц от поверхности мяча.
- Прыгаем сидя на фитболе, сначала на месте, затем вокруг своей оси.
- Руки расставляем по сторонам, ноги отрываем от пола, прижимаем к мячу. Удерживаем равновесие не менее 7-10 секунд.
- Встаем на пол, берем ладонями мяч. Поднимаем его вверх вправо, опускаем вниз влево, и наоборот.
- Подкидываем фитбол кверху и ловим его. Дети могут перекидывать мяч в парах.
- Стоим на одной ноге, второй катаем гимнастический мяч по полу вперед, назад, по и против часовой стрелки. Затем ногу меняем.
- Встаем перед фитболом, кладем на него кисти рук, ноги прямые. Откатываем мяч от себя как можно дальше, а затем возвращаем обратно. Ноги остаются выпрямленными, сгибается только спина.
- Ложимся на спину, обхватываем фитбол голенями и поднимаем его кверху, выпрямляя ноги.
- В прежней позе согнутые ноги кладем на мяч, чтобы голени располагались параллельно полу. Опираясь ногами на фитбол, а лопатками на пол, приподнимаем кверху таз.
- Ложимся грудью и животом на мяч. Ступни упираются в пол. Руки разводим в стороны, поднимаем туловище повыше над поверхностью фитбола.
- В той же позиции отрываем ступни от пола, а опираемся на ладони. Сначала поочередно, а потом одновременно сгибаем и разгибаем ноги в коленях.
- Переворачиваемся на мяче на спину. Ступни стоят на полу. Сгибая и разгибая ноги, перекатываемся спиной по мячу.
Завершить комплекс упражнений можно подвижными играми с фитболом.
Организационно-методические указания к занятиям на фитболах
Занятия на гимнастических мячах проходят в 4 этапа:
- Сначала задания на фитболах дают в комбинации с классической аэробикой. В тренировку включают 5-6 упражнений с использованием мячей. Поначалу дети нуждаются в подстраховке, поскольку у них не всегда получается удержаться на мяче.
- Затем акцент делают на правильности выполнения заданий, физиологичной посадке на мяче, удержании равновесия. Элементы гимнастики выполняются сидя или лежа на фитболе. Особое внимание уделяют упражнениям на расслабление.
- На данном этапе основной задачей считается наращивание темпа, чтобы все дети научились выполнять упражнения синхронно. Дополнительно вводятся задания на растяжение.
- После того, как базовая программа усвоена, можно совершенствовать технику выполнения гимнастических элементов и постепенно их усложнять.
Заниматься с детьми на фитболе желательно не только в детских садах, но и в домашних условиях. Гимнастический шар станет полезным приобретением не только для ребенка, но и для всей семьи, поскольку фитбол-аэробика практически не имеет противопоказаний, а занятия физкультурой важны в любом возрасте.
Дошкольники и школьники
Фитбол для дошкольников и школьников не менее важен. Этот самый простой снаряд поможет отвлечь детей и от компьютеров и гаджетов, на которые современные дети тратят уйму времени. Вот какие упражнения можно предложить детям:
- подъемы мяча над головой;
- подкидывание мяча для координации движений рук;
- приседания с мячом;
- перебрасывания мяча родителю;
- перекаты на фитболе на спине;
- удерживание равновесия, сидя на мяче;
- мостик на мяче.
При выборе фитбола для дошкольников и школьников лучше ориентироваться на большие мячи – так детям удобнее на них заниматься. Хорошо, если фитбол имеет ручку – во многих упражнениях это очень удобно, да и переносить большой мяч проще. При покупке фитбола ориентируйтесь на вес ребенка, но нынешние производители делают отличные крепкие мячи, проверенные на производстве. Такой фитнес-снаряд не навредит здоровью и поможет разнообразить досуг ребенка.
Методика работы с коррекционными мячами или фитболами
В различных ДОУ по-разному подходят к организации фитбол-аэробики. В некоторых детских садах этот метод используется в качестве самостоятельной тренировки 1-2 раза в неделю. В других – как элемент танцев, свободной творческой деятельности детей.
Программа тренировок с коррекционными мячами включает 4 направления:
- Фитбол-гимнастика – это общеразвивающая технология, включающая динамические упражнения и задания на растяжения.
- Фитбол-ритмика включает танцевальные ритмические элементы.
- Фитбол-атлетика подразумевает силовые тренировки, за счет которых развиваются разные группы мышц.
- Фитбол-игра – это игровые задания, соревнования, эстафеты.
Ритмика и атлетика в большей степени рассчитаны на детей младшего школьного возраста. В детсадах обычно используют лишь отдельные их элементы, а основной упор делается на гимнастических и игровых формах.
Фитбол-гимнастика решает оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи
Тренировки с использованием гимнастического шара не только помогают в укреплении организма и развитии опорно-двигательного аппарата. Благодаря игровым комплексам упражнений можно развить творческое направление личности ребенка. В занятиях используют сказки, занимательные истории из жизни любимых героев, мультипликационных и книжных персонажей. Это помогает развить фантазию, образное мышление.
Фоновое музыкальное сопровождение учит детей двигаться в такт музыке, создает нужное настроение, повышает физическую и эмоциональную активность.
Если тренировка основана на сказке с поучительным сюжетом, то она несет дополнительную образовательную функцию, позволяет малышам понять, как следует поступать в определенных ситуациях с позиций морали и этики.