Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики в первой младшей группе


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев…» В.А. Сухомлинский

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Мелкая моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка. Именно поэтому при диагностике готовности к школе большое внимание обращают на то, как развита мелкая моторика дошкольников. Навыки мелкой моторики важны при обучении письму и рисованию: от степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга.

Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет даваться сложно.

Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок сталкивается с проблемами при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.

Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель и задачи.

Цель работы:

  • Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи:

  • Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и игрушек.
  • Развивать тактильную чувствительность рук детей через дидактические игры и пальчиковую гимнастику.

Предполагаемый результат:

  • Усовершенствована предметно – развивающая среда;
  • Положительная динамика развития мелкой моторики детей;
  • Уверенность детей при выполнении заданий, а также улучшения их настроения.

Новизна:

Заключается в раскрытии теоретических, практических обоснований психолого-педагогических условий развития мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством методов и приемов, а так же выявляет особенности работы в этом направлении и эффективного пути ее реализации.

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:

Упражнение «Фонарики»; сжимание и разжимание кулачков; потирание кулачков; сминание бумаги в кулаке. Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий. Высокий уровень: точное воспроизведение движения. Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения. Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения. Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% — средний.

Работу проводила поэтапно. На I этапе – велась работа с детьми, на II этапе – велась работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы. На III этапе – велась работа с родителями: для родителей была изготовлены и выставлены папки — передвижки: «Дидактические игры для развития мелкой моторики», «Артикуляционные упражнения», «Пальчиковая гимнастика». Были проведены собрания, а так же индивидуальные беседы с родителями детей с недостаточно развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома», были предложены несложные игры, такие как игра, с песком «Найди что спрятано», «Игры на кухне», работа с мозаикой, массаж кистей рук с помощью различных предметов (шишки, мячики «суджоку» карандаш).

Для выполнения поставленных задач использовались различные методы и приёмы:

Словесный метод — словесные обращения воспитателя к детям, объяснения при рассматривании наглядных объектов. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения – в младшем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод — чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод — игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей дошкольного возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для детей игровой деятельностью. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал.

Для успешного решения поставленных задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики», Аванесова В. Н. «Дидактические игры как форма организации обучения в детском саду», И.А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей»; А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»; а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание». На основе данной литературы разработала: перспективный план кружка «Чудо — пальчики» по развитию мелкой моторики. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были закуплены и изготовлены самостоятельно и с помощью родителей (в процессе объявленного конкурса в группе).

Заключение:

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Хотелось бы продолжить работу на следующий год по изготовлению и изучению новых игр и игровых упражнений по данной теме.

Следующая >

Ход игры:

Пользуясь карточками — образцами, требуется выполнить задания на выкладывание

узоров, петель, завязывание узелков и связывание вервочек. Вначале узоры из ниток необходимо выкладывать непосредственно на образец, а когда будет усвоено выполнение, на отдельной карточке.

«Раскрась правильно»

.

Цели: развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.

Игровой материал и наглядные пособия: карандаши, контурные изображения различных предметов.

Описание: детям предлагается поучаствовать в конкурсе на лучшего штриховальщика. Воспитатель раздает контурные изображения предметов, объясняя принцип штрихования (линии, параллельные друг другу, с наклоном вправо (влево, прямо)

.

«Рукопожатие»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев.

Оборудование: кистевой эспандер (резиновое кольцо)

Ход игры:

ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами

передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой

«кочки»

.

Правила:

1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

2. все пальцы должны участвовать;

3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

Работа с мозаикой

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Оборудование: мозаика различных видов образцы выкладываемых фигур.

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

«Нитяные узоры»

Цель: Учить детей выполнять узор по карточкам образцам, развивать мелкую моторику рук, координацию рук и глаз.

Оборудование: толстые тяжлые нитки или тонкие вервочки; карточки — образцы.

Ход игры:

Ребенок берет эспандер, сжимает его на каждый ударный слог в такт стихотворения

«Я друзей всех обожаю»

Е. П. Пименовой. После каждой строчки происходит смена

рук.

«Бумажные поделки»

.

Цели: развивать мелкую моторику, формировать умение складывать лист в различных направлениях.

Игровой материал и наглядные пособия: бумага.

Описание: предложить игру «Магазин бумажных игрушек»

. Затем показать образцы фигур из бумаги, которые могут сделать дети
(пилотка, галка, кораблик, голубь)
.

Игры с карандашом.

Оборудование: карандаши

Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами,расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец — снизу.

Игра «Чем не Золушка?»

.

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: крупа (рис, гречка)

.

Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (рис и гречка, а перебрать ее времени не хватает.Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.

Игра «Буква растет»

.

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги, карандаш.

Описание: ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы — одна очень маленькая, другая очень большая. Предложить ребенку изобразить процесс увеличения или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т. д. Обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце листа.

Бусы

Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.

Что необходимо: крашенные макароны, длинный шнурок.

Как играем: нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов макарон.

«Иголочки»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных

движений пальцев и кистей рук.

Оборудование: круглая щетка для волос.

Игра «Ножницы»

Цель игры: координация движений, тренировка мышц кисти, концентрация внимания, развитие мелкой моторики рук.

Необходимые материалы: поднос, на котором лежат ножницы (лучше пластмассовые с тупыми концами) и несколько листов толстой цветной бумаги. На некоторых листах обозначены линии отреза.

Ход игры: Ведущий загадывает загадку: Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. После того как ребенок угадал, ведущий предлагает порезать ножницами бумагу. Если ребенок легко справился, ему дают задание резать по линиям и выполнять сложные движения по вырезанию узора.

Следует учесть, что, приобретая навыки уверенно держать ножницы, ребенок потом так же уверенно сможет держать карандаш и вести по бумаге точные линии.

Игра «Маленький аптекарь»

Цель игры: развитие мелкой моторики; движений пальцев рук, координации.

Необходимые материалы: на маленьком подносе лежат пинцет, чашка с бусами и платформа с ячейками для бус. Бусинок в чашке ровно столько, сколько ячеек в платформе. Каждая ячейка должна быть окрашена под цвет бусинок. В начале можно использовать больше бусинок.

Ход игры: Ведущий рассказывает про аптекарей, как они готовят различные лекарства. Показывает, как можно с помощью пинцета перекладывать бусины. Затем предлагает ребенку заполнить ячейки бусинами. Когда платформа окажется заполненной, бусины с помощью пинцета перекладывают обратно. Игру можно усложнить, изменяя размер бусинок и ячеек платформы. Однако следует учесть, что игра достаточно сложная и требует от ребенка при работе предельной концентрации внимания и внутреннего контроля. Если у ребенка бусина упадет на поднос, он всегда сможет исправить ошибку. Поскольку игра требует большой точности в движениях, необходимо отмечать каждое удачное действие малыша.

Игра «Цветные капли»

Цель игры: развитие мелкой моторики, движений пальцев рук, концентрация внимания, координация.

Необходимые материалы: на подносе лежит платформа для заморозки воды в холодильнике. Сверху платформа делится тремя перекрытиями красного, синего и желтого цвета. Рядом с подносом стоят 3 пузырька с разноцветной водой. Вода подкрашена пищевыми красителями желтого, красного и синего цветов (можно использовать газированную воду). В каждом пузырьке — пипетка с колпачком из толстой резины. Маленькая губка.

Ход игры: Ведущий показывает, как из разных пузырьков с помощью пипетки перенести воду в соответствующие ячейки платформы. Ребенок повторяет, и постепенно ячейки наполняются водой в соответствии с их цветом. Затем с помощью пипеток вода вновь переносится в пузырьки.

Ребенок не только развивает пальцы рук, работая с пипеткой, но и тренируется в дифференцировании и распределении цветов, в их сравнении и различении.

Игра «Найди сюрприз»

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению.

Необходимые материалы: фантики (10-15 штук), мелкие предметы (значки, пуговицы, камушки и т.д.).

Ход игры: Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить.

Игра «Вышивальщицы»

Цель игры: развитие мелкой моторики, уточненные движения пальцев рук, концентрация внимания, координация.

Необходимые материалы: на подносе лежат листки картона с нарисованными на них линиями. Есть простые рисунки, есть более сложные. На линиях имеются отверстия, куда пройдет иголка с ниткой (в более сложных заданиях эти отверстия лишь намечены точкой). Клубок шерстяных ниток, 1-2 толстые иголки.

Ход игры: Ведущий рассказывает о вышивальщицах, если есть возможность, показывает различные вышивки и предлагает ребенку поиграть, объясняя, как вышивают. Затем ребенок берет иглу и вставляет нитку в ушко иголки. Сначала в этом ему помогает взрослый. Позже он делает это самостоятельно. Концы нити соединяются, и завязывается в узелок. Затем ребенок делает стежки на картонках с отверстиями (для более облегченного варианта можно использовать вместо иголки шнурок), продевая иглу то вверх, то вниз. Следует учесть, что работа с иглой, особенно вдевание нитки и завязывание узелка, очень сложна для маленького ребенка. Вначале лучше не просто показать, а терпеливо проделывать эти операции вместе с ним, рука в руке, и точно уловить момент, когда можно отпустить руку ребенка и предложить ему действовать самостоятельно.

Игра «Зашнуруй ботинок»

Цель игры: освоение навыка одевания, развитие мелкой моторики, координация, ориентировка в пространстве.

Необходимые материалы: пара кроссовок и шнурки.

Ход игры: Ведущий показывает, как можно зашнуровать кроссовок, и просит ребенка зашнуровать так же второй кроссовок. Во время игры необходимо сначала показать вариант шнуровки и зашнуровать вместе с ребенком. По мере усложнения игры можно только показывать готовые образцы.

Игра «Бусы»

Цель игры: развитие мелкой моторики, координация, различение по форме и цвету предметов, концентрация внимания.

Необходимые материалы: нитка, пуговицы разной величины и цвета.

Ход игры: Ведущий предлагает ребенку сделать бусы. Можно дать задание сделать бусы по образцу, выбрав пуговицы по форме и цвету.

Игра «Разноцветные прищепки»

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.

Необходимые материалы: 2 набора корзинок с прищепками . Прищепки раскрашены в красный, жёлтый, синий, зеленый цвет (по З каждого цвета). Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям.

Ход игры: У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Если малыш не знает, то ведущий называет цвет сам. Затем ведущий показывает как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины.

Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т.к. ребенок должен видеть правильные движения.

Многократное повторение движения разжимания и сжимания прищепок тренирует кончики пальцев рук, оказывает тонизирующий массаж и давление на точки мускулатуры, отвечающие за активизацию центров речи головного мозга.

Наблюдая, какой рукой предпочтительнее работает ребенок, можно определить ведущую руку. Однако желательно чтобы ребенок работал обеими руками.

Игра «Разложим по порядку»

Цель игры: развитие мелкой моторики, координация, различение по форме и цвету предметов, концентрация внимания.

Ход игры: Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое — все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишню, а зайка — только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите поднять их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца — этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

Игра «Пересыпаем ложкой»

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размещать его.

Игра «Ну-ка, вылови!»

Поставьте на поднос две тарелки: слева — глубокую, а справа — мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить в мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду — собрать губкой.

Игра «Выловим из воды»

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких плавающих предметов: кусочки пробки, веточек и т.д. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

Игра «Волшебное сито»

Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом — рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку.

Игра «Перекладываем лопаткой пирожные»

Для этого упражнения можно «испечь» пирожные из пластилина или использовать небольшие предметы (например, крупные пуговицы), на улице — слепить из снега или влажного песка. «Пирожные» не должны иметь форму шариков, чтобы они не скатывались с лопатки.

Игра «Была лужа и нет ее»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

Игра «Взбиваем крем»

Налейте в миску немного воды и капните несколько капель шампуня. Покажите малышу, как взбивать, правильно держа венчик и совершая движения по часовой стрелке. Левая рука должна в это время придерживать миску. Обратите внимание ребенка на результат — появление пены. Когда ребенок начнет взбивать сам, помогите ему вначале, слегка направляя его руку. Закончив взбивать, ребенок должен обязательно убрать за собой, аккуратно вытерев лужицы.

Игра «Не просыпь и не пролей»

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок). Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание — это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

Игра «Собираем грибы в лесу»

Разложите на полу кусочки поролона и скажите малышу: «Вот тебе корзинка, попробуй собрать все грибы на полянке!» Покажите, как брать кусочки поролона: тремя пальцами правой руки. Собранные «грибы» надо по одному класть в корзину. Проследите, чтобы ребенок собрал все «грибы»: это развивает внимание и приучает к аккуратности.

Игра «Бусы»

Цель игры: развитие мелкой моторики, координация, различение по форме и цвету предметов, концентрация внимания.

Ход игры: Ведущий предлагает ребенку сделать бусы. Можно дать задание сделать бусы по образцу, выбрав пуговицы по форме и цвету.

Игра «Открой и закрой»

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все эти баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

Игра «Соберем все бусинки»

Бросьте камешки в песок. (Если играете дома, насыпьте на поднос). Сначала предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка). Затем покажите, как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке, а правой насылать совком песок в сито. Оставшиеся в сите камешки надо аккуратно пересыпать в ведерко.

Игра «Посыпаем дорожки»

Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5 см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного спичечного домика к другому. Песок надо сыпать теми же тремя пальцами (сложив их «щепоткой») не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно сделать дорожку между двумя

Игра «Найди пару»

Подберите несколько пар одинаковых небольших предметов, например две пуговицы, два шарика из ваты, две катушки и т.д. Разложите их в два одинаковых бумажных пакета: один предмет из пары — в один пакет, другой предмет из пары — в другой пакет. Попросите ребёнка, не глядя, сунуть руку в первый пакет и вытащить оттуда любой предмет. Теперь (опять же не глядя) пусть он попробует найти на ощупь во втором пакете точно такой же предмет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]