ПОЛЬЗА ОТ УПРАЖНЕНИЙ
Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику, должны проводиться с ребенком на регулярной основе, поскольку они не только улучшают способность малыша работать пальчиками и кистью, но и стимулируют речевое развитие.
Без подобных занятий остается риск того, что малыш окажется неподготовленным к школе, его рука не будет способна правильно держать ручку, писать. Да и сам ребенок может оказаться беспомощным, испытывать трудности при выполнении таких элементарных действий, как завязывание шнурков на ботинках.
Ежедневные тренировки помогут улучшить внимание и память. Игровые технологии отличаются многообразием, поэтому выбрать упражнения по душе может любой родитель.
ИГРАЮТ ПАЛЬЧИКИ
Однако наиболее интересным занятием для детишек являются пальчиковые игры: всевозможные стишки, скороговорки, потешки, мини-представления, которые разыгрываются только при помощи пальчиков. Здесь же приведем несколько новых вариантов пальчиковых игр.
Но для начала – несколько правил по проведению занятий, развивающих тонкую моторику:
- Занимайтесь с ребенком регулярно, включайте в программу занятий массаж рук, игры с мелкими деталями, творческие занятия, пальчиковые упражнения.
- Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до 15 минут, не более, иначе малыш утомится и переключит внимание на что-то другое.
- Перед началом упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую.
- Помните, что сейчас деткам сложно выполнять движения сразу двумя руками, поэтому начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только после этого пробуйте синхронизировать ручки.
- Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все получится постепенно.
- Соотносить слова с движениями малыш тоже научится в процессе занятий, если сразу у него не получается – подбодрите его и помогите выполнить действие.
- Двигайтесь от простого к сложному. Если ребенку предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто откажется играть.
- Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его любимыми персонажами, мелодиями, стишками.
- Не занимайтесь, если малышу нездоровится или он в плохом настроении. Не принуждайте. Полезных игр против воли игрока не бывает.
ОСНОВНЫЕ ИГРЫ
Родителям следует заранее подготовить комплекс игр, которые будут помогать их малышу в 4-5 лет развивать умение работать пальцами, выполнять мелкие движения. Подобных упражнений существует великое множество, практически весь инструментарий можно создать из подручных средств.
Можно предложить следующие варианты увлекательных игр.
- С крупами и крупным предметом (например, с пуговицей, бусинкой). Родитель берет глубокую миску, наполняет ее крупой, в которую зарывает несколько пуговиц. Задача малыша – найти и достать их.
Совет
Для данного упражнения можно использовать практически любую крупу: рис, горох, гречку.
- Развязывание узелков. Начать надо с простых, используя толстую веревку, постепенно усложняя задание.
- Лабиринт. Взрослый изображает на листе бумаги «лабиринт», задача малыша – пройти по нему указательным и средним пальцами, имитируя шаги.
Эти упражнения хорошо развивают кисть и пальцы.
ДЕЛАЕМ ТРЕНАЖЕРЫ
Чтобы научить ребенка владеть кистью и делать движения пальцами, родителям придется постараться и проявить терпение, ведь не все получится с первого раза. Чтобы малыш не потерял интерес, важно предложить ему разнообразие упражнений. Поэтому мамам и папам предстоит создать тренажеры своими руками. Вариантов множество.
Птичка делается так:
- берется картонная коробка (например, из-под пиццы, конфет).
- на нее наносится изображение пернатого, желательно большого размера (птицу можно наклеить или нарисовать);
- около клюва в картоне проделывается отверстие.
Задача малыша – по одному зернышку опускать в отверстие (покормить птичку).
Аналогичным образом можно кормить червячка горохом.
Тренажер с лентами можно сделать так:
- несколько атласных лент крепятся к вертикальной поверхности (можно пришить их к специальному коврику, который повесить на стену так, чтобы малыш без труда доставал до него);
- к другой стороне каждой ленты приклеивается небольшая деревянная палочка (можно использовать палочку от эскимо).
Задача ребенка – попробовать скрутить ленту.
Очень любят дети и самодельные шнуровки, занятия с которым способствуют формированию очень важного навыка – шнуровать обувь.
Интересное развлечение можно самостоятельно изготовить из фетра – вырезать фигурку ежа и фрукты, предложив малышу разместить «добычу» на колючках ежика.
Можно приобрести в магазине специальные развивающие игрушки – конструкторы, мозаики, паззлы, пирамидки, волшебное лукошко.
Полезные игрушки
- Пирамидка.
- Сортер.
- Мозаика. Любая, всевозможных форм, материалов, размеров!
- Магнитный конструктор и магнитная мозаика (типа магнетикус).
- Конструктор с молотком и гвоздиками на пробковой доске.
- Конструктор с крупными винтиками.
- Lego Duplo и классический Lego (сразу как только ребенок перестанет пробовать на вкус детали).
- Наборы для лепки от Play-Doh (или его дешевые аналоги).
- Наборы игрушек Монтессори. Например, специальные щипцы и пинцеты для переноса предметов.
- Игрушки с липучками.
- Бизиборды.
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ИГРЫ
В картотеке игр представлено огромное число вариантов. Предлагаем некоторые простые, но любимые большинством детей пальчиковые игры.
- Сжать все пальцы на обеих руках, потом разжать их. Выполнить несколько раз.
- Сжать пальцы на правой руке, разжимать их поодиночке. Повторить упражнение с левой.
Чтобы малышу было интересно, родитель во время занятия может прочесть ему веселые стихи или же сочинить историю о том, как при помощи движения пальцев сказочный персонаж (мишка) добрался домой. Например: мишка прошел первый лес – разгибаем один палец. Мишка прошел второй лес – разгибаем второй. Ребенок будет стараться выполнять упражнение, чтобы узнать, чем закончится сказка.
- «Веер». Упражнение полезно для пальцев, выполняется так: прижать пальцы друг к другу (имитируя закрытый веер), потом – расставить как можно шире (веер открылся), помахать кистью.
- Очень хорошее упражнение, помогающее развивать не только моторику, но и внимание, скорость реакции – «Цап-царап». Родитель кладет руку на стол, малыш помещает свою ладонь на ладонь взрослого и слушает его. Мама или папа рассказывают стишок или сказку, задача ребенка – быть внимательным. Как только прозвучит «цап-царап» (это может быть любая другая фраза, обговоренная заранее), ему необходимо как можно быстрее убрать свою ладошку, иначе родитель накроет ее своей второй рукой. После нескольких тренировок родитель и малыш могут поменяться ролями.
- «Бабочка». Сначала пальцы сжимаются в кулак, теперь необходимо по одному распрямить мизинец, затем – безымянный и средний пальцы. Из указательного и большого создать кольцо. Бабочка готова. Теперь необходимо попросить ребенка «помахать крылышками» — делать движения прямыми пальцами.
Если какая-то из пальчиковых игр вызывает сложность, можно на некоторое время заменить ее другой, не стоит мучить ребенка обязательной установкой на успех.
ПЕРВЫЕ ЗАНЯТИЯ С ПРЕДМЕТАМИ
Разучив основные игры с пальчиками, можно переходить к следующему шагу – занятиям с предметами. Для самых маленьких полезны будут такие развивающие упражнения.
- Работа с карандашом и маленькими резиночками для волос. Родитель держит в руке карандаш. Задача ребенка – надеть на него одну за другой несколько небольших резинок.
- Рисование манкой. На плоскую тарелку или разделочную доску родитель насыпает крупу тонким слоем, предлагая малышу провести по ней пальцем. Получится линия. Аналогичным образом ребенок рисует на манке несколько полосок.
- Раскладывание фасоли. Мама дает малышу небольшую горстку фасоли (ее может заменить бусины, пуговицы). От дошкольника требуется разложить ее на столе по кучкам либо сделать дорожку.
- Работа с бусами, нанизывание крупных элементов. Их можно заменить предварительно окрашенными в различные цвета макаронными изделиями.
- Работа с пуговицами. Родитель рисует круг на листе бумаги. Ребенку дается установка разложить пуговицы, скрепки, фасоль по его контуру.
- Дети очень любят подражать взрослым, и это надо использовать в организации занятий. Так, мама может предложить малышу самому размешать себе сахар в чае.
- «Салют». Задача малыша – порвать лист бумаги на как можно более мелкие кусочки и сложить их на столе. Затем эти обрывки берутся в ладоши и подбрасываются, словно настоящий салют.
Главное правило – ежедневно заниматься, но не принуждать малыша. Тренировка должна приносить радость, а не вызывать раздражение.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Работа с малышом над развитием мелкой моторики должна проводиться на регулярной основе, но не утомлять ребенка. Самый простой способ проводить ее – пальчиковые игры, которые отлично стимулируют работу головного мозга, помогают развивать ловкость, внимание, память. Работа проводится сначала правой рукой, затем – левой. От взрослого требуется следить за правильностью выполнения движений, поэтому прежде чем показывать их ребенку, необходимо потренироваться самому.
Совет
Начать следует с 2-3 повторов каждого упражнения, постепенно увеличивая их до 5-8. Тренировки проводятся ежедневно, при этом нескольких минут в день достаточно.
Дидактические пособия советуют: если ребенок устает, занятие можно разбить. Утром выполнить первые два упражнения, днем – еще два, ближе к вечеру – одно.
ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ЛОВКОСТИ РУК?
Существует много способов сделать маленькие пальчики более умелыми. Мелкую моторику рук у детишек 3 – 4 лет прекрасно развивают следующие игры и занятия:
- застегивание пуговиц, кнопок, шнуровки;
- откручивание крышек на баночках и бутылках;
- перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек;
- лепка из пластилина или теста;
- сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса);
- рисование пальцами на песке, манной или гречневой крупе;
- рисование пальчиковыми красками или карандашами;
- вырезание фигурок по контурам;
- игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы);
- нанизывание крупных бусин на леску или проволоку;
- ощупывание поверхностей из разнообразных материалов и фактур;
- массаж с помощью шипованных мячиков.
Когда ваш малыш будет рисовать пальчиковыми красками, наденьте на него вещи, которые не жалко испортить красками, а стол застелите защитной клеенкой, чтобы облегчить последующую уборку.
Большинство этих занятий увлекают малышей 3 – 4 лет, особенно если родители придают им форму занимательной игры. Например, предлагают не просто перебрать крупы, а помочь Золушке отправиться на бал, не просто трогать разные поверхности, а представить себя слепым Кротом из сказки про Дюймовочку, и угадывать, к чему прикоснулся.