Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — это способность к точному выполнению мелких движений пальцами и кистями. В работу включаются мышечная, нервная, костная и зачастую зрительная системы.
Часто для понятия «мелкая моторика» используется термин «ловкость». Движения могут быть простыми (хватание игрушки) или сложными (письмо и рисование). Мелкая моторика очень важна в гармоничном развитии ребенка.
С рождения до 2 месяцев
В этом возрасте движения подчинены врожденным рефлексам. Малыш двигает пальчиками непроизвольно, то есть без причин или отвечая на внешние раздражители. Например, если надавить ему на ладошку пальцами, он довольно крепко их обхватит.
Это так называемый «хватательный рефлекс», который достался человеку от предков, когда детеныши обезьян удерживались на шерсти матери за счет хватания. В норме к концу двух месяцев малыш уже тянется ручками к вещам, может ухватить вас или себя за палец.
С 2 до 6 месяцев
В этот период начинает формироваться первичная координация — ребенок подключает к движениям рук зрение. Такое осознание — большое достижение. Малыш вполне может хватать предметы, находящиеся в его поле зрения и умело засовывает их в рот. Подолгу может рассматривать свои руки.
Ручки во рту — попытка избавиться от зуда при появлении зубов. Сидеть ребенок пока не умеет, но можно давать ему трогать разные поверхности для развития тактильных ощущений.
С 6 до 12 месяцев
Во вторые полгода жизни у ребенка улучшается зрение, мышцы становятся более крепкими. Начинается усвоение захвата — сначала пинцетного (пальцы щепоткой), затем щипкового (задействованы большой и указательный).
Ребенок пытается перекладывать предметы из рук в руки. Если он хочет получить что-то, но не может дотянуться, вытягивает ручку и показывает на вещь пальчиком.
В 8–12 месяцев малыш способен брать предметы и складывать их в коробку. Как правило, для этого он уже использует щипковый захват. Он может повторять движения за мамой, например, если она толкает машинку, он будет тоже это делать. Появляется первый интерес к рисованию, но неосознанно.
С года до двух
В этот период уровень развития уже значительно выше — ребенок берет предметы и изучает их. Он начинает различать размеры, формы и вес. Пытается дозировать свои усилия.
В 1,5 года умеет держать в руках ложку, может сам развернуть конфету. Пытается строить башню из нескольких кубиков.
Ближе к 2 годам уже не ворошит все страницы в книге сразу, а может переворачивать по одной странице. С интересом отвинчивает и завинчивает крышечку пюре «Агуша» в упаковке-непроливайке, специально разработанную для этих целей.
С двух до пяти лет
В этот период уже освоен статический захват, когда ребенок захватывает вещь и держит ее в руках. Идет изучение динамического — умение работать с предметом в руках, например, рисовать карандашом, резать бумагу.
- В 3–5 лет мелкая моторика более развита у девочек, поэтому, если мальчик отстает, это можно считать нормой. У детей появляются навыки ухода за собой — пользование зубной щёткой, расчёской. Многие уже сами могут одеваться, застёгивать пуговицы, заклёпки, шнуровать обувь.
- В 2–3 года ребенок может заниматься лепкой. Свободно открывает ящики стола, достает содержимое. Рисует пальцами простейшие фигуры.
- В 3 года малыш может нанизывать бусы на проволоку, собирать ложкой крупу и пересыпать ее в стакан. В 3,5 с удовольствием занимается лепкой, но может делать только шарики и колбаски, рисует линию без отрыва руки, знает что такое замочки и липучки.
- В 4 года ребенок обводит контуры и может строить высокие башенки из кубиков.
- В 4–5 лет раскрашивает картинки, рисует карандашом. При этом рисунки более осознаны — на доме труба, окна и т.д.
Распечатать задания для визуальной дифференциации
Найди и раскрась
В этом задании нужно найти фрагмент на картинке и выделить его цветом (раскрасить).
Найди и посчитай
Здесь: задания Найди и посчитай посложнее.
Найди правильную тень
Больше заданий Найди тень
Почему нужно развивать мелкую моторику?
Связь подвижности пальцев и мозга, в частности, речи, выявил первым В. М. Бехтерев. «Рука — вышедший наружу мозг»,— писал также Кант.
Это значит, что любые глубинные психологические процессы (осознанные, неосознанные) всегда отражаются в положении рук и жестикуляции.
Педагог В. А. Сухомлинский о.
Такие фразы обусловлены тем, что движения руками и пальцами напрямую связаны с центром речи. Причем у каждого пальца своя проекция.
Важно! Мелкая моторика влияет на навыки мышления и воображения, она связана с двигательной и зрительной памятью. Развивая ее, ребенок становится наблюдательным, внимательным, лучше выражает свои мысли и желания. Ее уровень — один из показателей готовности интеллекта ребенка к школе.
Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?
Главное — мотивация к занятиям. Специалистами создано множество специальных игр, эффективно влияющих на моторику. Нужно только учитывать соответствие возраста. Ключом к успеху будет регулярность игр (каждый день) и настойчивость.
Совет 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой
Такие игры можно предлагать, когда ребенок уже не пытается тащить в рот все, что движется или дается.
Сенсорная коробка — простая, но интересная для малыша придумка. Возьмите какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполните его чистым песком или крупой и закопайте в ней несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т. п.
Ребенок до года с удовольствием будет копаться в наполнителе, закапывать и откапывать игрушки. Если ему это наскучило, можно сделать в тазике огород: грядки и сажать в них желуди или веточки, ставить фигурки зверей, людей, домики, машинки.
Совет 2. Сделайте малышу бизиборд
Такой вид занятий подходит для детей после 1 года. Бизиборд — это любой фанерный или мебельный щит, на котором закреплены различные кнопки, рычажки, выключатели, защелки, петли, колесики, обувные липучки, то есть, все, что можно трогать, нажимать, дергать, крутить и т. д.
Если еще при нажимании кнопки будет загораться лампочка или появляться звук, восторгу не будет предела. Но все устройства не должны быть острыми или опасными.
Можно также самим приклеить при помощи скотча или пластыря к столу/доске маленькие игрушки и попросить малыша освободить пленников из заточения.
Совет 3. Рисуйте пальчиковыми красками
Это занятие подходит для малышей старше 1 года, но если ребенку интересно, можно начинать и раньше. Кисточками малышу орудовать пока сложно, но откладывать по этой причине рисование не нужно.
В магазинах сейчас продаются специальные пальчиковые краски: даже если малыш проглотит немного красителя, вреда не будет. Кстати, они невкусные.
Можно пальчиковые краски сделать самим, но они более тусклые и плохо отстирываются. Для приготовления применяют соль (сделает краску невкусной), муку или крахмал для загустения, растительное масло. «Съедобные краски» можно сделать также из варенья, джема, горчицы, кетчупа.
Малыш с удовольствием сначала изучит краску, попробует посмотреть свои отпечатки ладошек и пальчиков на картоне, а потом охотно начнет рисовать линии и круги.
В 3–4 года дети уже изображают машины, солнце, дом и т. д.
Совет 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах
В магазинах не выбирайте куклы для девочек и стрелялки для мальчиков, а озаботьтесь полезностью игрушки для мелкой моторики. Поверьте, это тоже очень интересная вещь. Отдавайте предпочтение именно этому.
Детям до года подойдут растяжки с яркими картинками или фигурками, музыкальные игрушки, подвески с тактильными элементами — шуршащими, ребристыми, резиновыми и тканевыми.
Ближе к году можно купить простые деревянные или пластмассовые кубики: перекладывать их из коробки на пол и обратно, ставить друг на друга — строить домик. Также подойдут игрушечные машинки, которые можно толкать, фигурные игрушки в виде животных из разных материалов.
Можно попробовать заворачивать игрушки в бумагу и предлагать ребёнку их развернуть.
Игрушки от года до трёх лет:
- Пирамидки — они настолько разнообразны по форме, что можно найти на любой вкус: круглые, квадратные, треугольные и пр. А если еще купить стучалки с молотком, бизиборды с дергалками, радость будет зашкаливать.
- Бусы, которые нужно собирать по размеру, цвету или рисунку.
- Сортеры с крупными деталями, игры с прищепками, кинетический песок.
- Массажные мячики для катания по руке, тактильные и ребристые дорожки.
В возрасте старше трех лет дети уже могут обводить рисунки, штриховать и раскрашивать, повторять несложные формы. Можно готовить руки к письму — для этого подходят разные тренажёры, например, в виде деревянной доски с отверстиями, линиями, кривыми узорами, которые необходимо обводить деревянной палочкой. Можно заниматься и на обычных трафаретах для рисования с изогнутыми линиями.
Детям будет интересно сортировать мелкие детали по цветам, формам и другим признакам. Сегодня продаются специальные наборы для такой сортировки. Можно также купить мозаику для сборки по схемам.
Новое слово в сфере — специальные детские хранилища, например, шкафчик для сортировки мусора, бытовой техники, пуговок, «транспорта». Игра представляет собой небольшой комод с выдвигающимися ячейками и прорезями. Задача ребёнка — правильно разложить в них фигурки и предметы.
Отлично развивают моторику конструкторы типа «Лего».
Совет 5. Научите ребенка писать ручкой
Это можно сделать тогда, когда малыш научится читать. Письмо полезно еще и потому, что при этом тренируется кисть с ее динамическим захватом. Чтобы сподвигнуть малыша к писанию, скажите, что в школу его без этого не примут (дети мечтают пойти в школу и будут стараться, хотя примут их, конечно, без этого тоже) или попросите написать письмо Деду Морозу о подарках.
Совет 6. Тестопластика
Сюда относится лепка из пластилина, глины и соленого теста. Здесь нет границ для фантазии: лепить можно не только колбаски и шарики, но и фигурки людей, животных, предметы быта.
Фигуры можно делить, затем снова слеплять и пр., делать из них лепешки, оклеивать ими баночки, веточки, и. т. д. Выкладывать заданный рисунок на картоне или фанере. Лепить геометрические фигуры, цифры, буквы.
Совет 7. Пальчиковая гимнастика
«Пальчиковые игры» — это занятия, в которых при помощи пальцев, дети пытаются инсценировать какие-то сказки, истории. Многие игры требуют участия обеих рук, помогут сориентировать детей в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Тренировать нужно каждый палец.
Лучше такие занятия сочетать с чтением стихов, сказок, работой над потешками, прибаутками, то есть любым речевым материалом. При прослушивании сказок, дети учатся со взрослыми изображать персонажей, двигать их пальцами, совершая действия.
Для маленьких достаточно 3–5 минут в день, после 5 лет — до 15 мин. Более подробно о пальчиковой гимнастике здесь.
Совет 8. Игры с мячом
Для ребёнка можно подобрать маленький мячик диаметром 3–5 см. Для более взрослого нужен экземпляр побольше, чтобы он полностью занимал ладонь, но его можно было удобно захватить пальцами.
Дети предпочитают прыгучие, легкие и яркие мячи.
Лучше начать с массажного мячика. Ребристая игольчатая поверхность воздействует на нервные окончания, активизируя кровообращение.
Достигаемый эффект:
- побуждение к общению;
- точность движений по силе, ловкости и глазомеру;
- быстрота реакции и мышечная сила.
Совет 9. Графические задания
Графические навыки даются уже в детском саду на занятиях изобразительного искусства, но дополнять их можно и дома. Такая деятельность помогает лучше ориентироваться в ширине и длине листа, готовит руку ребенка к обучению письму.
Лучше, если задания будут иметь имеют образно-смысловую нагрузку. Например, рисование волн, радуги, клубов дыма, чешуек у рыб. Дети охотно дорисовывают недостающие детали у цветов и предметов, обводят лекала, раскрашивают контуры изображений, картинок в альбомах.
Опыт графики приобретается при выполнении различных штриховок, копий рисунков, получаемых при обведении контуров по точкам или пунктирным линиям или орнаментов по клеточкам. При этом ребенок обучается понимать термины «сверху-вниз» и «слева-направо», штриховать ровно без пробелов, не выезжая за контур.
Дидактические игрушки и их роль в процессе работы над моторикой
Любая дидактическая игрушка призвана к обучению, но она должна быть красочной, привлекающей внимание и желание с ней играть.
ТОП-10 самых популярных дидактических игрушек для мелкой моторики:
- Развивающие коврики. Имеют разную поверхность: «трава», «шипы», «жесткие камни», «мягкие камни», «шишки» и др. Заинтересуют ребенка и музыкальные коврики, где прорисованы шаги и дорожки. Для детишек постарше можно найти коврики, которые собираются как пазлы. На них зачастую есть буквы или цифры.
- Фигурки на магнитах. Поверхность холодильника — это замечательное и любимое «поле действий» для маленького исследователя. Магнитиков на холодильники много, выбирать их можно по возрастам малыша. Совсем маленькие детишки начнут развивать навык передвижения магнитов, узнавать названия животных. Ребяткам постарше интересно изучать буквы и цифры, выстраивать слоги и слова.
- Тесто для лепки или полимерная глина. Здесь ребенок самовыражается. Лепка массирует кончики пальцев, улучшает тактильную чувствительность, развивает фантазию. Ребенок учится лепить геометрические фигурки. Маленьким деткам не рекомендуется давать обычный пластилин, для них продаётся специальный — «тесто для лепки».
- Кинетический песок. Состоит из кварцевого песка и синтетической добавки Е900. Он абсолютно безопаснный, более пластичный, чем обычный, не пересыхает и не прилипает к рукам. Из него можно строить фигуры, замки и многое другое. Песок бывает разных цветов.
- Мольберты и доски для рисования. Рисовать любят все дети независимо от умения. Есть мольберты 2 в 1 с доской для мелков и магнитной доской, на которой рисовать можно фломастерами и тут же стирать.
- Гриб-винт. Очень простая игрушка, на которой можно проследить весь процесс вкручивания гриба со шляпкой-винтом в ножку с отверстием. При этом прекрасно тренируется ловкость рук, укрепляются мышцы кисти и запястья. Для детей постарше можно купить конструкторы, где с помощью мелких болтов и гаек можно собирать машинки, дома, самолеты и многое другое.
- К 3 годам интерес вызывает мозаика. Для начала ребенку нужно показать, как строить домик, цветочек, в дальнейшем он порадует вас собственными изобретениями, которые поначалу могут и не представлять собой что-то определенное. Можно добавить пазлы. Начинайте с небольшого количества элементов (от 6 штук), крупных по размеру.
- Шнуровки. Помогают развить усидчивость, логику, улучшают глазомер и гибкость кисти. Начинать можно уже после года, например, надевать разноцветные макароны на нитку или деревянные игрушки, пришивать пуговицу (с деревянной иглой), пытаться по-разному шнуровать (стежки, крестик).
- Конструктор типа Lego. Эта игрушка вызывает восторг у малышей любого возраста. Пользы от нее много — она тренирует навык моделирования и конструирования, креативность, память, наблюдательность и внимательность. Игра яркая, привлекательная. Конструирование — самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих способностей и произвольных действий. В коллекции Lego самые разные модели — от пожарных и скорых машин, катеров до целых островов и городов.
- Пальчиковый театр. Эта игрушка поможет развить все пальчики на обеих руках, укрепит кисть (что подготавливает к письму), улучшит воображение, мышление, память, стимулирует речевой аппарат, поможет лучше ориентироваться в пространстве.
Как видите, игр, игрушек и заданий для развития мелкой моторики рук у детей огромное множество. Помните, чем развитее руки, тем умнее ваш ребёнок.
Знакомясь с миром, малыш трудится, а не пассивно созерцает. Этим он закладывает для себя основу первых знаний. Не ругайте его при неудачах, и не ставьте в пример других. У него все тоже получится.
Самые популярные игры
В картотеке игр представлено огромное число вариантов. Предлагаем некоторые простые, но любимые большинством детей пальчиковые игры.
- Сжать все пальцы на обеих руках, потом разжать их. Выполнить несколько раз.
- Сжать пальцы на правой руке, разжимать их поодиночке. Повторить упражнение с левой.
Чтобы малышу было интересно, родитель во время занятия может прочесть ему веселые стихи или же сочинить историю о том, как при помощи движения пальцев сказочный персонаж (мишка) добрался домой. Например: мишка прошел первый лес – разгибаем один палец. Мишка прошел второй лес – разгибаем второй. Ребенок будет стараться выполнять упражнение, чтобы узнать, чем закончится сказка.
- «Веер». Упражнение полезно для пальцев, выполняется так: прижать пальцы друг к другу (имитируя закрытый веер), потом – расставить как можно шире (веер открылся), помахать кистью.
- Очень хорошее упражнение, помогающее развивать не только моторику, но и внимание, скорость реакции – «Цап-царап». Родитель кладет руку на стол, малыш помещает свою ладонь на ладонь взрослого и слушает его. Мама или папа рассказывают стишок или сказку, задача ребенка – быть внимательным. Как только прозвучит «цап-царап» (это может быть любая другая фраза, обговоренная заранее), ему необходимо как можно быстрее убрать свою ладошку, иначе родитель накроет ее своей второй рукой. После нескольких тренировок родитель и малыш могут поменяться ролями.
- «Бабочка». Сначала пальцы сжимаются в кулак, теперь необходимо по одному распрямить мизинец, затем – безымянный и средний пальцы. Из указательного и большого создать кольцо. Бабочка готова. Теперь необходимо попросить ребенка «помахать крылышками» — делать движения прямыми пальцами.
Если какая-то из пальчиковых игр вызывает сложность, можно на некоторое время заменить ее другой, не стоит мучить ребенка обязательной установкой на успех.