Конспекты занятии по песочной терапииплан-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме


Показания к терапии

Имеются следующие показания к проведению песочной терапии:

  • переживание возрастного кризиса;
  • неспособность изложить словами свои переживания;
  • наличие психологической травмы;
  • неспособность самостоятельно принять решение;
  • задержка психоречевого развития;
  • эмоциональная заторможенность, «скудодушие»;
  • психотерапия различных зависимостей;
  • уменьшение напряженности;
  • развитие всех видов чувствительности;
  • нормализация мышечного тонуса;
  • расширение кругозора;
  • повышенная тревожность, эмоциональная лабильность.

Актуальность sandplay очень высока в нынешнее время. Через тактильные ощущения не только развивается речь, познание, но и дети избавляются от немотивированной агрессии, педагог начинает понимать лучше своих воспитанников.

Психотерапия с помощью песка распространена в детсадах и школах не повсеместно, но в скором времени эта методика будет обязательна для всех образовательных учреждений с обеспечением специальным оборудованием. Немаловажным является применение этого метода в работе с детьми с особенностями, имеющими онр, зпр, нарушения зрения, дцп, инвалидами. Достаточно только таким детям дать установку строить, как они уже начнут создавать целые вселенные.

Противопоказания

Психологи не рекомендуют песочную терапию в детских образовательных учреждениях детям при наличии следующих состояний:

  • дефицит внимания, гиперактивность;
  • эпилептические припадки;
  • психиатрические болезни;
  • повышенная тревожность;
  • невроз навязчивых состояний;
  • пылевые аллергические реакции;
  • болезни лёгких;
  • заболевания кожи и травмы кистей рук.

Психотерапевты применяют метод с детьми, страдающими дефицитом внимания и гиперактивностью.

Оборудование для занятий

Для лечебной игры используются следующие приспособления:

  • водонепроницаемый ящик, стенки которого окрашены в голубой цвет, а дно – в синий;
  • специальная песочница, меняющая цвет – планшет;
  • чистый песок, который во время определённых игр надо увлажнить;
  • набор фигурок, символизирующих здания, людей, животных, машины;
  • символические предметы, которые будут обозначать загаданные желания, сундуки с сокровищами, кладами;
  • сказочные герои – добрые и злые;
  • религиозные предметы и сувениры;
  • естественные предметы – ракушки, веточки, шишки;
  • домашняя утварь;
  • болты, шурупы;
  • пластиковые буквы и цифры, геометрические фигуры.

После тестирования начинаются обучающие игры для дошкольников соответственно потребностям, возрасту, выявленным нарушениям, когнитивным расстройствам.

В дальнейшем можно подключать интерактивные, развивающие занятия и только потом — проективные игры, упражнения.

Требования к педагогу

Начиная игру, маленькие ручки соприкасаются с уникальным мирозданием. Необходимо создать доброжелательную, доверительную обстановку, учесть все нюансы голоса, его тембра, соблюсти следующие важные параметры:

  • Чередовать способ донесения информации – конкретность и образность. Необходимо помнить, что использование абстрактных высказываний уменьшает силу внушения.
  • Создать иллюзию выбора – в процессе занятия предлагается несуществующая альтернатива.
  • Во время игры использовать движение по кругу, которое символизирует постоянное возвращение человека к самому себе, соединение в единое целое своего прошлого и настоящего для гармоничного развития в будущем.
  • Во время занятия ребёнку создаются условия, чтобы он не боялся активно участвовать, спрашивать, предлагать свои варианты решения вопросов.
  • Не забывать создавать трудности, препятствия, учить детей преодолевать сложности во время занятия. Вырабатывать привычку бороться и побеждать.
  • Заострить внимание детей на том, что картины из песка легко строятся и разрушаются, на смену старым событиям приходит новая интересная жизнь.
  • Периодически необходимо менять материал. В зависимости от поставленной задачи использовать песок разной температуры и влажности. Научить отличать ребёнка сухое и влажное, колючее и гладкое, твёрдое и мягкое.
  • В конце занятия подводить итоги, хвалить и рассказывать о предстоящих играх, чтобы сохранить интерес.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста развивает мелкую моторику кисти, стимулирует кровообращение в головном мозге, ускоряет умственные процессы, нормализует психологические реакции. Необходимо к этому процессу подключать методики цветотерапии, поскольку они являются мощными сигналами к развитию личности.

Методики игр

Что необходимо для песочной терапии дома

Если родители хотят организовать sandplay дома, то для этого им потребуется:

  • поддон;
  • песок;
  • Миниатюрные фигурки;
  • Камешки, растения и т. п. для создания определенного ландшафта.

В зависимости от поставленных задач песочная терапия может проходить в виде игр, направленных на:

  • развитие фонематики;
  • коррекцию произнесения звуков;
  • обучение грамотности;
  • познавательные игры;
  • семейная песочная терапия;
  • проекционные игры.

Занятие включает следующий план:

  1. Знакомим малыша с песочницей, объясняем, что голубой бортик символизирует небо, что можно создать любой вид местности: горы, пустыни, а раздвинув песок – синее море.
  2. Даём возможность подержать в руках коллекцию геометрических фигур, животных, предметов быта.
  3. Фигуры, которые выбирает кроха, символизируют его состояние на сегодняшний день. Самое главное — попросить его рассказать, о чём он думает по поводу выбранных фигурок.
  4. Внимательно наблюдаем за малышом: как он входит в ситуацию, с кем он себя идентифицирует.
  5. Учим ребёнка бережному отношению к материалу.
  6. Формулируем тему в начале песочной терапии, занятия проводим, согласно плану, а после его окончания важно сделать вывод о проделанной работе, разложить все использованные предметы и игрушки по местам, убрать за собой.

Игры на развитие слухового внимания и памяти

  • Игры, направленные на увеличение словарного запаса, построения развёрнутых фраз.

К трём годам человек правильно произносит основные слова. Некоторые дети говорят нечётко, меняют местами слоги и буквы в словах, неправильно ставят ударения. В случае невнимательного отношения к проблемам с речью к 5 годам он понимает, что говорит неправильно и начинает этого стесняться, замыкается в себе. Можно устраивать речевые игры в песке. Для этого детки рисуют буквы, учат строить слоги и произносить их громко или тихо, нараспев, шёпотом.

Поставив в емкость разные фигурки, учим ребёнка называть животных, писать — на какую букву начинается его название, и какие звуки издают эти животные. Можно играть в крестики-нолики.

  • Познавательные географические игры на песке.

После простых игр с построением домиков, рек, морей и корабликов на них начинаем развивать пространственное мышление. Для занятий подойдёт сделанная самостоятельно в виде пазла карта мира или материков. Для этого надо приобрести две одинаковые географические карты в магазине и разделить одну на 4-6 фрагментов. Даём малышу карту-образец и предлагаем сложить пазл. Постепенно начинаем складывать материки, океаны. Затем усложняем игру, делая «море» на дне песочницы, раздвинув песок. Во время игры проговариваем названия стран, их столицы, узнаем, кто там живёт. Например, во Франции столица — Париж, а живут там французы.

Для каждой страны подбираем характерную растительность и животных, размещая в песочнице пальмы, слонов, крокодилов. Объясняем, что такое тропический климат, почему там не растут берёзы. Можно совершить путешествие на Северный полюс, предварительно сделав запас соли, пенопласта или ваты для снега.

  • Фантастические игры с трансформерами на песке.

Имитируем жизнь других планет, лунный ландшафт, звёздные войны, которые особенно будут интересны мальчикам, помогут реализовать им желание быть супергероем, научат их сражаться и побеждать.

В зависимости от возраста детей, кроме географических и фантастических, существуют следующие разновидности обучающих игр:

  • исторические;
  • найти логические пары;
  • научиться исключать лишнее;
  • провести экскурсию по городу;
  • считать предметы, строить логические ряды;
  • учиться ориентироваться: что такое — сверху, снизу, справа, слева.

Принципы метода

Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Метод используется в качестве самостоятельного или как составная часть следующих направлений лечения:

  • песочная арт–терапия;
  • психология;
  • логопедия;
  • развитие речи, письма, счёта, памяти и внимания;
  • терапия, направленная на развитие самоосознания, уважения к себе;
  • выявление негативных мыслей, обучение справляться с ними;
  • воздействие на нескольких членов семьи с целью коррекции поведенческих расстройств;
  • детский психоанализ.

Возможности метода

Песочная терапия в детском саду позволит приготовить самый первый обед, построить свой первый дом. Будучи отражением внутреннего мира, терапия песком обеспечивает следующие моменты:

  1. Создаёт естественную комфортную среду для творчества ребёнка, которая стимулирует его созидательную деятельность.
  2. Оживляет абстрактные образы, упрощает возможность понять сложение букв — в слова, цифр — в математические действия.
  3. Даёт возможность детям «проживать» ситуацию вместе с героями сказок.
  4. Обеспечивает переход от реальности в сказку, даёт возможность проверить правильность выбора решения в той или иной ситуации.

У детей с речевыми расстройствами имеются сложные нарушения эмоций, что выражается в несоответствии эмоциональных реакций конкретной ситуации. Это осложняет контакт со сверстниками, ведёт к гиперактивности или зажатости. Это порождает необходимость включения самых разнообразных методов в работу с детьми. Доказано, что песочная терапия позволяет развить способности общения, учит выражать и понимать себя, свои чувства.

Совет психолога родителям: как расшифровать знаки

От специалиста по sandplay Ульяны Наумовой можно услышать следующее:

  • Малышом могут быть выполнены любые постройки и такими способами, какими он хочет, придерживаясь трех главных правил: не высыпать песок за пределы поддона, не разрушать постройки других детей, если он играет в компании.
  • Родителям необходимо вести наблюдение за тем, что строит ребенок. К примеру, если он занимается строительством домика, стены которого очень толстые, значит, у него есть стремление к защищенности, которой ему может не доставать, желает упрочить свои внутренние границы, чтобы все заметили их и не переступали.
  • Мощность – символ того, что у него не выстроены границы, из-за чего нет комфорта.
  • О нехватке у малыша тепла и заботы свидетельствует появление свечей или очага. Наличие хаоса в игровом пространстве ребенка показывает, какой беспорядок во внутри пациента или предвещает незамедлительное начало перемен.
  • Немаловажным является ведение наблюдения за игрой маленького человека, задавание ему вопросов: почему получилась именно эта композиция, какое значение имеют для него все эти сооружения. При каждодневном строительстве мира у малыша становится лучше поведение, сон становится крепче, уходят тревожность и напряжение».

Заключение

Рисование песком поможет ребенку расслабиться, оно завораживающе действует на зрителей и художников. Песочная терапия может проводиться под музыку и позволяет решить многие задачи диагностики, лечения и развития когнитивных способностей. При этом задействуются в процесс практически все виды органов-анализаторов:

  • зрение;
  • слух;
  • тактильная чувствительность;
  • сенсорное восприятие.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста позволяет развить речь, моторику, слух, общительность, креативность, творческие способности. Кроме того, она снимает стресс, избавляет от страхов, помогает выразить внутренние конфликты и переживания, повысить самооценку. Песочная терапия способствует формированию у маленькой личности самоуважения, научит понимать себя.

Особенности метода

Метод подходит для всех возрастных категорий. Как только человек опускает ладони в материал, его воображение начинает рисовать красочные картины золотого пляжа, яркую синеву моря и белые хлопья облаков, неспешно плывущих по небу. Аналогично тому, как песок пропускает воду, он поглощает и негативную энергию. Мельчайшие песчинки, только соединённые вместе определенным образом, позволяют создать своё произведение. Они символизируют жизнь, в которой человек, расставляя определённым образом события и мысли, получает желаемые результаты.

Комплексное воздействие на психику человека обеспечивается благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний ладоней, кистей рук. Возникает состояние медитации, снимается нервное напряжение. По изображениям и символам, получившимся в результате рисования можно делать выводы о специфике личностных проблем, выявлять потребности человека. Изучая запечатлённое, мы видим трёхмерное изображение внутреннего мира, неосознанные проблемы и конфликты.

Цель терапии – развить в ребёнке принятие собственного «я», научить доверять и любить себя.

Задачи терапии:

  • воспитание позитивного отношения к жизни, к себе;
  • воспитание ответственности за свои действия;
  • тренировка способности доверять себе и осуществлять самоконтроль над своими действиями;
  • лечение избыточной тревожности при планировании поступков и преодолении препятствий;
  • развитие веры в себя.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]