Цели и задачи
Малоподвижные развлечения направлены на снижение интенсивности физической нагрузки и постепенный переход от состояния возбуждения к спокойной деятельности. В них педагогу не нужно объяснять правила, достаточно несколько раз самостоятельно показать движение или продемонстрировать его на любом участнике.
Дети
В детском саду любая форма деятельности призвана разносторонне развивать дошкольников. Малоподвижные игры — не исключение. В непринужденной форме развиваются память, внимательность и реакция, а взятые из фольклорных сказок герои приобщают малышей к народным традициям.
Обратите внимание! Зимой они проводятся в обязательном порядке в помещении. На площадке возле веранды или внутри нее занимаются весной, в летние и осенние дни.
Малоподвижные игры в старшей группе направлены на:
- Внедрение в привычку смены активных занятий на деятельность низкой интенсивности.
- Увеличение памяти словесно-логической (воспроизведение правил, продиктованных вслух).
Игры малой подвижности в подготовительной группе — картотека с целями.
Картотека малоподвижных игр
Название | Цель | Описание | Примечание |
Пузырь | Развитие дисциплины, внимания, умения действовать по команде | Дети стоят в кругу и держатся за руки. Воспитатель читает стихотворение, пока происходит чтение, дети отходят, увеличивая круг. Как только произносятся слова «Пузырь лопнул», малыши должны опустить руки и произнести звук «с-с-с», имитируя сдувшийся шарик. | Стихотворение: «Надувайся пузырик, Надувайся большим Оставайся таким И не лопайся». Игра проходит от 2-4 раз. |
Кошечка | Развивается ловкость и артистические качества | Дается задание — изображать кошечку, ползая на четвереньках. По зову останавливаться и оглядываться, поворачивать голову либо наклонять ее (пить молоко). Также можно добавить задания, в которых кошечка ползает между ног, забирается на высоту, мурлычет. | |
Аттракционы | Идет развитие мышления и памяти | Детей посадить за стол, пальцы рук должны быть на поверхности. Воспитатель называет любые предметы, животных, птиц и т. д. Когда называется летающий предмет, малыши должны поднять вверх все пальцы. | |
Море волнуется | Происходит развитие внимания и дисциплины, дети учатся соблюдать правила игры | Ставятся стулья, по количеству на 1 меньше числа игроков. По словесной команде «море волнуется» дети бегают вокруг стульев. Как только послышится «море утихло», нужно занять стул. Одному стула не хватит — он идет водить. | Лучше всего данную игру проводить на прогулке в летнее время года. Следует запрещать детям бегать слишком близко к стульям. Также строго следить за соблюдением правила — занимать стул лишь когда прозвучат слова «море утихло». |
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников
Малоподвижные игры. Картотека для второй младшей и средней группы
Картотека малоподвижных игр
(для второй младшей и средней группы)
«Кто пройдет тише» Задачи: ознакомить с ходьбой в заданном направлении, развивать умение сохранять равновесие. Ход игры: Дети идут в свободном построении в одном направлении. Воспитатель предлагает идти тихо на носочках(показывает как это надо делать).Затем дает сигнал: «А теперь зашагали быстро».Скорость ходьбы по сигналу меняется несколько раз. «Шарик» Ход игры: Дети изображают как воздушный шарик постепенно наполняется воздухом: медленно поднимают руки вверх и надувают щеки. Но шарик «лопнул»:дети медленно в расслабленном состоянии и опускаются на пол произнося: ш-ш-ш «Зернышки» Задачи: учить детей действовать по правилам, развивать вносливость. Ход игры: Воспитатель: Посадили зернышки в землю.(Дети садятся на пол, сжимаются в комок.)Полил дождь ,а потом засветило солнце. Стали зернышки прорастать, появились росточки.(Дети медленно поднимаются, подтягиваются, поднимая руки-«росточки» вверх -и поворачиваясь к «солнышку»). «Пузырь» Задачи: учить детей действовать по команде воспитателя, развивать внимание. Ход игры: Дети вместе со взрослым стоят в кругу взявшись за руки. Воспитатель: Надувайся пузырь.
Надувайся большой.Оставайся такойДа не лопайся.
Дети постепенно отходя назад расширяют круг. На слова «Пузырь лопнул» опускают руки и произносят «ш-ш-ш».Игра повторяется 2-4 раза. «Ква-ква-ква»
Задачи: развивает слуховую память и в некоторой степени координацию движений и внимательность.
Описание игры: Ведущему завязываются глаза повязкой, а остальные дети становятся вокруг него.
Ведущий начинает кружиться и произносить речёвку:
«Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянула ножки,
Увидала, комара, Закричала…
«На слове «закричала», ведущий указывает пальцев впереди себя.
Тот игрок, на которого указывает ведущий (или ближе к которому) произносит: «Ква-ква-ква». Ведущий должен назвать имя этого игрока.
Если ведущий угадал, то следующим ведущим становится опознанный игрок, иначе ведущий все повторяет.
Правила игры
Ведущему завязывают глаза, а остальные дети становятся вокруг него.Ведущий кружиться и произносит вышеуказанную речевку.На слове «закричала», ведущий указывает пальцев впереди себя, а игрок на которого он указывает должен произнести: «ква-ква-ква».Если ведущий правильно угадывает кто перед ним, то этот игрок становится ведущим, иначе игра начинается заново со второго пункта.
Примечания: Ведущему не разрешается прикасаться к игрокам.
Для усложнения игры, разрешается произносит ква-ква неестественным для
себя голосом
«Кошечка» Задачи: игра развивает артистизм, ловкость. Ход игры: Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову(кошечка пьет молоко) . Для детей старше двух лет можно усложнить игру: кошечка проползает между ног взрослого , под стулом ,взбирается на диван, ложится, мурлычет.
«Шалтай-болтай» Ход игры Дети стоят в расслабленной позе, руки свободно свисают. Под текст, который произносит взрослый поворачивают корпус вправо-влево(руки должны болтаться свободно, как у тряпочной куклы). Воспитатель: Шалтай-балтай
Сидел на стене.Шалтай- болтай .Свалился во сне.
Дети расслабленно опускаются на пол. Игру можно проводить с одним ребенком или с подгруппой детей.
«Холодно-тепло» Задачи: развивает внимание, мышление. Ход игры: Дети сидять на ковре , сложив ноги по-турецки. Воспитатель: Подул северный ветер. Стало холодно-холодно.(Дети сжимаются в комочки, скрестив руки на груди.) По сигналу «Выглянуло солнышко. Стало тепло-тепло»дети расслабляются обмахиваются. Игра повторяются 2-3 раза. «Найди пару»
Найди пару – игра развивает навыки классифицирования и сортировки, зрительно-двигательную координацию, моторику рук, мыслительные навыки. Описание игры: На стол выкладывают предметы, которые сочитаются друг с другом по каким-либо признакам. Перемешивают их. Ребенку предлагается взять любой предмет и найти к нему пару, а также объяснить потом почему он считает эти предметы парными. Правила игры: Собираются различные предметы, которые сочетаются друг с другом (карандаш и бумага, носок и ботинок, замок и ключ и т.д.)
Раскладывают предметы на столе и перемешивают.
Ребенка сажают за стол.
Взрослый выбирает любой предмет и просит ребенка найти ему пару (или ребенок выбирает предмет самостоятельно).
Если ребенок находит пару, ее откладывают в сторону.
Берут следующий предмет и повторяют тоже самое.
Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут собраны по парам.
Примечание: Вместо предметов можно использовать картинки с предмета.
«Найди по описанию» Найди по описанию — игра для детей двух-трех лет. Способствует развитию наблюдательности, памяти и внимания ребенка. Описание игры: Попросите ребенка показать то, что вы ему опишите. Например: «Покажи мне, пожалуйста, предмет. Он – круглый, одна сторона у него красная, а другая – синяя. С ним можно играть: катать его, кидать друг другу» (это мяч). Правила игры: Описываете ребенку какой-нибудь предмет: его цвет, форму, из чего он сделан, что с ним можно делатьРебенок по описанию угадывает и называет предмет
Примечание: Можно описывать людей, животных, природу – осадки, деревья… (да все что нас окружает) и попросить ребенка отгадать, о ком/о чем вы выговорите.
«Молчанка»
Задачи: игра развивает речь и память с помощью стишков. Перед началом игры играющие хором произносят: Первенчики, червенчики
Зазвенели бубенчики.По свежей росе,По чужой полосе.Там чашки, орешки,Медок, сахарок.Молчок!
После слова «Молчок» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями ,смешными словами , потешками. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения. «Девочки и мальчики» Задачи: развивать у детей раскрепощенность, фантазию. Описание игры: Девочки и мальчики садятся напротив друг друга. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков. Правила игры: Девочки и мальчики садятся напротив друг друга.Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочекЕсли находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе.После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.
«Парк аттракционов» Задачи: учить детей действовать по плану; развивать внимание. Дети стоят парами по всему залу и выполняют движения в соответствии с текстом. Текст: Движения: Мы на карусели сели , Держась за руки, кружиться.
Завертелись карусели. Пересели на качели.
Держась за руки: один игрок стоит,
То вниз ,то вверх летели.
другой приседает. Держась за руки,
А теперь мы с тобой вдвоем
качаться: вправо-влево, вперед-
Мы на лодочке плывем.
назад.
Мы на берег выйдем с лодки. И поскачем по лужайке, Будто зайки, будто зайки.
Прыжки в двух ногах.
«Парк аттракционов» Задачи: развивать память ,мышление. Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы, ведущий называет птиц зверей насекомых цветы и т.д. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при названии не летающего предмета или же не поднимет при названии летающего –платит фант.
«Море волнуется» Задачи: развивать внимание, учить действовать по правилам. По числу играющий ставится стулья в два ряда так, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. Все участники игры садятся на стулья. говорит: «Море волнуется».Играющие встают и бегают вокруг стульев. «Море утихло»-говорит водящий и дети занимают свободные места. Кто-то останется без места так как один стул занимает водящий.Тот кто прозевал идет водить. Правила
1.Играющим не разрешается бегать близко около стульев. 2.Занимать свободное место можно только после слов «Море утихло».
«Елочка» (игра для детей 4-6 лет)
Дети стоят в кругу или врассыпную. Инструктор по ф/к показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Наша елочка — краса,
(Идут по кругу, взявшись за руки.)
Поднялась под небеса,
(Останавливаются, тянутся руками вверх.)
Стройная красавица,
(Опять идут по кругу, взявшись за руки.)
Всем ребятам нравится.
(Останавливаются.)
«По дорожке» (игра для детей 4-6 лет)
Дети стоят в кругу или врассыпную. Инструктор по ф/к показывает движения и произносит текст, дети повторяю движения. Раз, два, три, четыре, пять, Будем ноги разминать. Мы шагаем по дороге, Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте.)
И по этой же дорожке Скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге.)
А теперь еще немножко На другой поскачем ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим, До лужайки добежим.
(Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки.
(Прыжки на месте на двух ногах.)
Мы похлопаем в ладошки, Пусть попляшут наши ножки.
(Произвольные танцевальные движения)
Стоп. Присядем — отдохнем.
(Приседание.)
И назад пешком пойдем.
(Ходьба на месте.)
«Ты медведя не буди!» (игра для детей 4-6 лет)
Дети встают в крут, берутся за руки. Педагог встает вместе с детьми в круг. Все хороводом идут по кругу, произнося стихотворение и выполняя движения: Как на горке снег, снег, И под горкой снег, снег. (Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом.) И под елкой снег, снег, И на елке снег, снег.
(Идут все вместе к центру круга.)
А под елкой спит медведь. «Тише, тише! Не буди, Сядь на место, не шуми»!
(Присаживаются на корточки.)
«Земля, вода, воздух»
(игра для детей 5-7 лет)
Дети садятся в крут или в ряд. Ведущий ходит между ними и, указывая по очереди на каждого, произносит слово: «Вода! ». Ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу или животное, которое живет в воде. Если водящий произнес слово «земля», ребенок называет того, кто живет на земле, если названо слово «воздух» — того, кто летает.
«Почта» (игра для детей 5-7 лет)
Игра начинается с переклички водящего с игроками: — Динь, динь, динь! –Кто там? — Почта. — Откуда? — Из страны сказок. — А что там делают? — Умываются
(танцуют, рисуют, бегают, причесываются, приседают, улыбаются и т. д.)
. Играющие имитируют или выполняют названное действие. «Угадай, что делали»
(игра для детей 5-7 лет)
Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель выбирает одного ребенка, который отходит от всех играющих на 8—10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают играющие. Дети договариваются о том, какое действие они будут изображать. По слову воспитателя: «Пора! » водящий поворачивается, подходит к играющим и говорит: Здравствуйте, дети! Где вы бывали? Что вы ведали? Дети отвечают: Что мы видели — не скажем, А что делали — покажем. Если водящий угадывает, он выбирает вместо себя другого ребенка. Если он отвечает неправильно, игра повторяется с тем же водящим.
«Чистюли» (игра для детей 5-7 лет)
Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения и текст. Если нравится тебе, то делай так.
(Два хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так.
(Два хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то и другому покажи, Если нравится тебе, то делай так.
(Два хлопка в ладоши.)
Затем слова повторяются, но с другими движениями: дети хлопают по коленям, прижимая руки к щекам, говорят: «Ай-ай», прикасаются пальцем к носу со словами: «Би-би». Можно придумать и другие забавные движения. В заключение после каждой строчки дети последовательно повторяют все движения, показанные ранее. Важно не ошибиться в последовательности и выполнять движения в быстром темпе.
«Мартышки» (игра для детей 4-7 лет)
Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения в соответствии с текстом. Мы — веселые мартышки. Мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем,
(Хлопают.)
Мы ногами топаем,
(Топают.)
Надуваем щечки,
(Надувают щеки.)
Скачем на носочках
(Подпрыгивают на месте.)
И друг другу даже Язычки покажем.
(Показывают язык.)
Дружно прыгнем к потолку,
(Подпрыгивают.)
Пальчик поднесем к виску.
(Подносят к виску палец.)
Шире рот откроем,
(Открывают рот.)
Гримасы все состроим.
(Строят гримасы.)
Как скажу я цифру 3 — Все с гримасами замри!
«Мяч» (игра для детей 5-7 лет)
Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Десять, девять,
(Хлопают в ладоши.)
Восемь, семь,
(Шлепают по коленям.)
Шесть, пять,
(Хлопают.)
Четыре, три,
(Шлепают.)
Два, один.
(Хлопают.)
Мы с мячом
(Прикрывают глаза то внутренней, то внешней стороной ладони.)
Играть хотим. Только надо Нам узнать:
(Хлопают на каждое слово.)
Мяч кто будет
(Топают на каждое слово.)
Догонять.
(Приседают.)
«Рожки да ножки»
(игра для детей 6-7 лет)
Средний и безымянный пальцы согнуты, придерживаются сверху большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты; рука поднята вверх — это рожки. Указательный и средний пальцы вытянуты, безымянный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим пальцем; рука опущена вниз — это ножки. Одна рука показывает рожки, вторая — ножки. Затем руки одновременно меняются ролями.
Как заполняется конспект проведения игр малой подвижности для детей 5-6 лет в старшей группе
Конспект воспитателя
Опорная таблица воспитателя заполняется по следующим пунктам:
- Автор программы (имя воспитателя, номер детского сада, город и область).
- Название упражнения.
- Цели и задачи.
- Необходимые материалы.
- Ход игры.
- Подведение итогов.
Ценность малоподвижных игр заключается в создании положительных эмоций у детей и снятии стресса и мышечного напряжения после активных видов деятельности. Упражнения низкой интенсивности — это отличный вариант самостоятельной занятости малыша в компании своих сверстников.
Этапы проведения в старшей и подготовительной группах
Проведение игр в старшей группе с малой подвижностью делится на несколько периодов:
- Собрать детей для начала. Призывом служит свисток. По желанию добавляется сюрприз — воспитатель показывает маленькое письмо или записанное сказочным персонажем видео, настраивающее на тематику выбранной из картотеки с целями малоподвижной игры в старшей или подготовительной группе.
- Начало. Если присутствовал сюрприз, то следует познакомиться с его содержанием (прочитать письмо, посмотреть видео от сказочного героя). Далее провести беседу и показать на примере видео или фото, что требуется делать в предлагаемой игре. При этом воспитатель с выражением читает стихотворение на соответствующую тему. Если упражнение знакомо для малышей — предложить им отгадать название по картинкам.
- Объяснение в старшей и подготовительной группах происходит словесно, без показа движений. Знакомые детям упражнения объясняются в формате вопросов на знание правил.
- Процесс игры. В первое знакомство роль ведущего лежит на воспитателе. При повторении дети выбирают главного самостоятельно, а педагог лишь направляет их по ходу действия.
- В завершении стоит подвести итоги и задать вопросы: «Насколько интересна была игра?»; «Что чувствовали в процессе?».