Картотека пальчиковой гимнастики для детей второй младшей группы.


Картотека пальчиковой гимнастики

Предлагаем подборку увлекательных игр в стихотворной форме для 3-летнего ребенка. Проводится пальчиковая гимнастика в детском саду педагогом, а дома родителями.

Огород

«Зеленеет огород» – сжимайте в кулак и разжимайте пальцы;

«Вот петрушка, вот горох» – загибайте пальчики по очереди;

«Вот редиска, вот картошка» – продолжайте загибать пальцы;

«Редька выросла немножко» – загните оставшийся мизинец;

«Мой зеленый огород урожай дал на весь год!» – похлопайте в ладоши.

Рыбка

«Рыбка по воде плывет» – поставьте кисть горизонтально, волнообразно двигайте ею;

«Рыбка весело живет» – руками с устремленными к полу ладонями помашите вверх-вниз;

«Рыбка в речке озорная» – сделайте «грозящее» движение указательным пальцем;

«Мы сейчас тебя поймаем!» – резко соедините ладони, словно кого-то словили.

Червячки

«Два червячка» – сделайте «ползущие» движения указательными пальцами;

«Выглянули из яблочка» – сложите ладони, затем раскройте их от себя, словно створки двери;

«Давно не видались» – разведите в стороны устремленные друг на друга ладони;

«Крепко обнялись» – пожмите одной рукой вторую;

«Не хотели расставаться» – разожмите руки;

«Но пришлось попрощаться» – помашите обеими руками, направленными друг на друга.

Пирожки

«У меня пять пирожков» – помашите обеими руками с растопыренными пальцами;

«Первый – для папочки» – загните большой палец левой руки;

«Второй для мамочки» – указательный;

«Третий для дедули» – средний;

«Четвертый для бабули» – безымянный;

«А пятый для меня» – загните мизинец.

Аналогичные действия произведите с правой рукой.

Приготовим капусту

«Чтоб вкусную капусту получить, мы должны ее порубить» – быстро двигайте вверх-вниз ребром кисти;

«Натереть» – сжатыми в кулаки руками двигайте вперед-назад;

«Посолить» – сымитируйте пальцами, будто сыплете соль;

«Отжать» – несколько раз сильно сожмите и разожмите кулаки.

Зверята

«Это – трусливый зайчонок» – согните мизинец;

«Это – сердитый волчонок» – безымянный;

«Это – красивый лисенок» – средний;

«Это – колючий ежонок» – указательный;

«Это – косолапый мишка» – большой;

«А это – для мишки еловая шишка» – выставите вперед получившийся кулак.

Кто это летает

«Кто это летает возле уха? Так это же муха!» – совершайте круговые движения указательным пальцем возле ушной раковины с произнесением звука «ж-ж-ж-ж»;

«Кто это летает возле носа? Так это же оса!» – делайте круговые движения пальцем возле кончика носа с произнесением звука «з-з-з-з»;

«Кто это сел на лоб? Так это же комар!» – коснитесь лба указательным пальцем со звуком «пи-и-и»;

«Что сделать с комаром? Надо его вот так!» – легонько ударьте себя ладонью по лбу;

«Нет, лучше отпустить комара!» – поднесите раскрытую ладонь ко рту, дуньте на нее.

Кормушка

«Висит кормушка во дворе, для всех птичек угощенье» – делайте «подзывающие» движения руками;

«Для синичек – сала кусочек» – сделайте движение ребром кисти, будто что-то отрезаете;

«Зернышки – для воробушков» – сложите пальцы вместе, имитируйте, будто сыплете зерно;

«Голубям – крошки» – потрите ладони друг о друга, словно крошите хлеб;

«Воронам – макарошки» – вытяните раскрытые ладони вперед.

Пчелки

«Висит на ветке улей – домик для пчелок» – вытяните вперед кулак.

«Пчелки вылетают, посчитаем их» – по очереди разгибайте пальчики;

«Одна, две, три, четыре, а вот и пять! Сейчас будут нас кусать!» – пощекочите ребенка.

Лето

«От тучек небо освободилось» – совершайте руками размашистые движения, словно разгоняя тучи;

«На ясном небе солнце появилось» – сложите ладони ребрами со стороны большого пальца, остальные пальцы растопырьте, поднимите руки над головой;

«Радуется детвора» – хлопайте в ладоши;

«Настала летняя пора» – разведите руки.

Зарядка

«У нас пальчики спортивные, они многое умеют» – растопырьте пальцы, пошевелите ими;

«Шагают, бегают» – делайте «шагающие» и «бегущие» движения пальчиками;

«Тренируются, отжимаются» – сжимайте и разжимайте кулаки;

«Хорошо стараются» – похлопайте в ладоши.

Солнышко

«Утро настало, солнышко встало» – тяните руки как можно выше;

«Ночка придет, солнышко спать пойдет» – опустите руки;

«Счастливо солнышко живет» – покрутите расслабленными кистями вправо-влево;

«И нам лучики счастья шлет» – похлопайте в ладоши.

Тренируем пальчики

Пальчиковые игры позволяют родителям и воспитателям не только радовать малышей игрой, но и развивать их речь и мелкую моторику. Благодаря этим играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми и взрослыми.

В детском саду в рамках образовательного процесса большое внимание уделяется психофизиологическому и социальному развитию, а также охране жизни и укреплению здоровья детей. И в этом плане особую роль играют физкультурно-оздоровительные мероприятия, в частности, пальчиковые игры.

Пальчиковые игры способствуют двигательной активности детей, координации движений, эмоциональному подъёму, гармоничному физическому и умственному развитию. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет развитие речи, овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).

Что даёт пальчиковая гимнастика детям?

1. Способствует овладению навыками мелкой моторики. 2. Помогает развивать речь. 3. Повышает работоспособность коры головного мозга. 4. Развивает психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. 5. Снимает тревожность.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно. Во время занятий важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желания и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям.

Матрёшки

Мы — красавицы матрёшки, (Разжимаем кулачки
.) Разноцветные одёжки, (
Шевелим пальчиками
.) Раз — Матрёна, два — Малаша, (
Загибаем поочерёдно пальцы
.) Мила — три, четыре — Маша, Маргарита — это пять. Нас нетрудно сосчитать. (
Сжимаем и разжимаем кулачки 2 раза
.)

Дымковские барышни

Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские, Щеголихи слободские, Кумушки посадские. Наши руки крендельком, Щёки будто яблочки. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке. (Сжимаем и разжимаем кулачки на протяжении потешки
.)

Подарки

Пошла Маша на базар, (Пальчики шагаем по столу
.) Принесла домой товар. Родной матушке — платок Посерёдочке цветок. (
Изображаем руками цветок
.) Братьям-соколам — по козловым сапогам (
Стучим кулачками по столу
.) Сестрицам-лебедицам — по белым рукавицам. (
Двигаем сцеплёнными пальчиками
.)

Едут, едут бабка с дедом

(Сгибаем руку в локте, поднимаем кисть вверх и растопыриваем пальцы. Получается дверь между указательным и большим пальцем и три окошка. Пусть малыш за вами повторяет
.) Едут, едут бабка с дедом! (
Просунем мизинец в первое окошко между мизинцем и безымянным пальцем со стороны ладони
.) Нет, то скачет конь с соседом. (
Кладём на мизинец безымянный палец — теперь из окошка выглядывают двое
.) Нет, то два мешка с овсом. (
Кладём на безымянный средний палец
.) Нет, то кот дерётся с псом. (
Кладём на средний указательный палец
.) Ну чего же так кричать, Если некого встречать? (
Просунем в «окошко» большой палец, расталкивая других. Уберём все пальцы из «окошка»
.) (
Теперь делаем то же самое, но пальчики выглядывают во второе окошко между безымянным и средним пальцами
.) Едут, едут бабка с дедом! Нет, то пастушок с обедом, Нет, то водят хоровод, Нет, то снова пёс и кот! Ну чего же так кричать, Если некого встречать? (
Далее то же самое, но пальчики выглядывают в третье «окошко» между средним и указательным пальцами. После этого все пальцы убираются и вместе с рукой «выбегают» через «дверь» между большим и указательным пальцами, перебирая пальчиками-ножками
.) Едут, едут бабка с дедом! Едут папа с мамой следом! И подарков — целый воз! А за ними — кот и пёс! Ну чего же зря кричать? Побежали их встречать!

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять, (Ладони лежат на коленях или на столе
.) Червячки пошли гулять. (
Сгибая пальцы, подтягиваем к себе ладонь — движение ползущей гусеницы
.) Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. (
Идём по столу указательным и средним пальцами, остальные пальцы поджаты к ладони
.) Вдруг ворона подбегает, Головой она кивает. (
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз
.) Каркает: «Вот и обед!» (
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх
.) Глядь — а червячков уж нет! (
Сжимаем кулачки, прижимая их к груди
.)

Капустка

Мы капустку рубим, рубим, (Двигаем прямыми ладонями вверх-вниз
.) Мы капустку солим, солим, (
Поочерёдно поглаживаем подушечки пальцев
.) Мы капустку трём, трём, (
Потираем кулачок о кулачок
.) Мы капустку жмём, жмём. (
Сжимаем и разжимаем кулачки
.)

Пять пальцев

На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять! (Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки. На счёт — поочерёдно загибаем пальчики на обеих руках
.)

Мои пальчики

Мои пальчики расскажут, Что умеют — нам покажут. (Хлопаем в ладоши с растопыренными пальчиками
.) Их 5 на каждой руке. (
Пальцы рук прикасаются друг к другу 4 раза
.) Сделать всё смогут, всегда помогут. Они на дудке играют, (
Показываем растопыренные пальцы
.) Вещи стирают, (
Хлопаем в ладоши
.) Везде подметают, (
Далее все движения соответствуют тексту
.) Щиплют, ласкают, мячик кидают — Пять и пять моих быстрых пальчиков. (
Показываем пальцы обеих рук
.)

Пирог

Тесто ручками помнём, (Сжимаем и разжимаем пальчики
.) Пирог сладкий испечём. (
Складываем ладони обоих рук в виде пирога
.) Серединку смажем джемом, (
Гладим пальчиками ладонь одной руки
.) А верхушку — вкусным кремом. (
Приподнимаем ладошки выше и выполняем круговые движения
.) И кокосовой крошкой Присыпаем пирог немножко, (
Имитируем посыпание крошки пальчиками обеих рук
.) А потом и чай заварим, (
Как будто помешиваем чай
.) Пирогами вас одарим. (
Сжимаем пальцы в кулачки
.)

Алсу Мустафина, старший воспитатель
ГБОУ, Д/с №2250», г. Москва

Цель пальчиковой гимнастики

Совершенствование детской речи зависит от развитости мелкой моторики. Чем лучше дошкольник двигает пальцами, тем проще ему строить четкую и внятную речь. Поэтому пальчиковая гимнастика для малышей 3 лет так важна. Она стимулирует развитие артикуляционных органов, приучает руки держать инструменты для письма и творчества, совершенствует мыслительные и творческие способности.

Задачи пальчиковых игр:

  • общее речевое развитие, стимуляция центра речи в мозге;
  • расширение индивидуального словаря;
  • развитие усидчивости, внимательности, заинтересованности в образовательном процессе;
  • улучшение слуховой и зрительной памяти;
  • формирование представления о стихотворениях и сказках как литературных формах;
  • тренировка мелкой моторики, улучшение гибкости кистевых суставов;
  • творческое развитие, улучшение воображения.

Что такое пальчиковая гимнастика

Это увлекательная и несложная тренировка пальцев, направленная на улучшение памяти, мелкой моторики, способности творчески мыслить, концентрировать внимание. Детям положено заниматься пальчиковой гимнастикой с ранних лет. Занятия не требуют подготовки и особых физических навыков.

Приступать к гимнастике можно, когда ребенку исполнится 3 месяца. Сначала пальчики малыша загибает родитель. Достигнув 2-летнего возраста, ребенок действует самостоятельно, повторяя движения за взрослым. По мере взросления ребенка движения должны становиться все сложнее.

Для максимальной эффективности гимнастику рекомендуется проводить ежедневно. Занятие не должно длиться больше 4-5 минут.

Движения сопровождаются стихами, сказками. Текстовое сопровождение следует менять через каждые 3-5 дней. Но если ребенок просит повторить старое стихотворение, не нужно ему отказывать. Если дошкольник отказывается играть, не стоит его насиловать, лучше перенести пальчиковую гимнастику на другое время.

Пальчиковая гимнастика для 3 лет

На первых порах пальчиковые занятия положено проводить без текстового сопровождения. Это ознакомительный этап, когда ребенок тренируется управлять моторикой. Родитель показывает, а малыш старательно повторяет движения за ним.

Не нужно с первого или второго занятия нацеливаться на безупречный результат. Сначала у дошкольника не все будет получаться. Когда результат гимнастики намного улучшится, можно устроить соревновательное упражнение со сладкой наградой для победителя.

Вот несколько упражнений для начального этапа пальчиковой гимнастики:

  1. Положите руки на горизонтальную поверхность так, чтобы одна кисть была раскрытой, вторая сжатой в кулак. Поменяйте положение: первую кисть сожмите, вторую раскройте. И так несколько раз.
  2. Вытяните руки перед собой, сцепите пальцы. Ладони разведите в разные стороны, затем выверните кисти тыльной стороной к себе, чтобы пальцы выпрямились.
  3. Поставьте локти на горизонтальную поверхность. Ладони поворачивайте то к себе, то от себя. При этом пальцы не должны сгибаться.
  4. Поставьте локти на ровную поверхность. Ладони поверните так, чтобы они смотрели друг на друга. Пальцы держите прямыми в суставах, соединяйте их попарно, затем разъединяйте.
  5. Соедините ладони и пальцы. Не разъединяя их, двигайте кистями в разных направлениях.

Приучите дошкольника самостоятельно тренировать руки, когда на это выдастся несколько свободных минут. Например, при ожидании приема в детской поликлинике. Пусть малыш гладит, массирует ладонь. Либо возьмет с собой небольшой шарообразный предмет, например, теннисный мячик, катает его, зажав между ладонями. Замечательное упражнение для пальчиков детям – перекатывание тонкого трубкообразного предмета, например, фломастера, по ровной поверхности.

Пользу как дополнение к гимнастике приносят творческие занятия, при которых задействуются руки: лепка из пластилина и теста, рисование гуашью и акварелью.

Отличный вариант совмещения гимнастики и изобразительного искусства: рисование пальчиковыми красками. Они совершенно безвредны для организма ребенка. Малыш макает пальцы в баночку, размазывает краску по бумажному листу, тем самым тренирует мышцы и суставы рук, учится фантазировать. К 5-6 годам использование пальчиковых красок неактуально. В этом возрасте ребенок уже должен овладеть навыком работы с художественными кисточками и карандашами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]