Формы и методы познавательного развития дошкольника.статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Главная › Дети дошкольного возраста › Развитие творческих способностей

Автор статьи

Татьяна Станиславовна Курцаева

Время на чтение: 5 минут

АА

Последнее обновление статьи: 10.11.2019

Познавательная деятельность – это процесс поиска и усвоения новых знаний и навыков. Стремление к познавательной и исследовательской деятельности появляется уже в раннем детстве, когда ребенок взаимодействует с многообразными предметами и явлениями, определяет их свойства и признаки, начинает различать ощущения, полученные от контакта с различными объектами. Для старших дошкольников такой тип познавательной деятельности является главенствующим – дети стремятся к пониманию того, как устроены те или иные вещи, узнают новое о привычных явлениях и пытаются упорядочить свои знания.

Основы познавательного развития

Одной из наиболее важных задач педагогов и воспитателей является обучение детей ориентироваться в больших информационных потоках, поступающей из разных источников. При этом помимо усвоения и структурирования информации, ребенок должен обладать умением искать нужные данные.

Познавательное развитие включает:

  1. формирование мотивации к познанию;
  2. организацию познавательных действий;
  3. развитие творческой фантазии и деятельности;
  4. становление самосознания;
  5. формирование начальных представлений о себе и других людях.

Организация познавательных занятий

Определение структуры и содержания занятий происходит в соответствии с образовательными целями и их смысловым содержанием. Все занятия рекомендуется проводить в игровой форме с активным использованием разных игровых приемов.

Структура занятия:

  1. Вступительный этап. Формулирование задачи перед детьми, либо создание определенной игровой ситуации.
  2. Основная часть. Поиск средств для решения задачи и достижения цели. Во время занятия ребенок получает новый для себя опыт и знания, учится применять их в различных ситуациях.
  3. Заключительный этап. Дети изучают полученные результаты, делают выводы.

В процессе занятий желательно использовать интересный дидактический материал.

Методы повышения познавательной активности дошкольников

О. Д. Бугаева воспитатель МКДОУ №14«Мишутка»

Карачаевского городского округа

[email protected]

«Методы повышения познавательной активности дошкольников».

Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохpанение сaмоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Реализация этой задачи oбъективнo требует качественно нового подхода к oбучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Oбучение детей должно быть развивающим, увлекательным, пpoблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Пo стaндаpту дoшкольнoго образования пoстроение образовательной деятельности должно осуществляться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; способствовать формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; активизировать развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Анализируя перечисленное, можно сделать вывод, что основная задача педагога — создать условия, «провоцирующие» интерес, любопытство.

Дошкольник – по своей сути исследователь окружающего мира. Ему интересно всё неизведанное, необычное. Он с восторгом, эмоционально воспринимает ту информацию, которую добыл сам в своих опытах, играх, умозаключениях. Поэтому мы стараемся так строить свои занятия, чтобы максимально удержать его внимание, увлечённость процессом познавательной деятельности.

Познавательная деятельность – это активная деятельность ребёнка по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребёнка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности. Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес – направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.), связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребёнка.

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому её цель обусловлена решением возникших затруднений. Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребёнка деятельности, в первую очередь игровой. Чем младше ребёнок, тем больше используется игровых и практических приёмов.

Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности, задачи которых вызвать и усилить у дошкольников собственные мотивы деятельности. Мотивация бывает разная: практическая, игровая, познавательная.

Мотивационная сфера ребёнка довольно разнообразна. Основываясь на интересе к миру взрослых, подражательности малышей, мы используем на занятиях сюжетно – ролевые игры, предлагаем ребятам стать художниками – иллюстраторами, архитекторами, скульпторами, покупателями в магазине и т. д.

При продумывании игровой ситуации учитываем знания детей, интересы, игровой опыт, представляем, какие конкретные задачи решаются во время НОД при использовании того или иного игрового приёма.

Методы повышения познавательной активности (проф. Н.Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

  • Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
  • Сравнение.
  • Метод моделирования и конструирования.
  • Метод вопросов.
  • Метод повторения.
  • Решение логических задач.
  • Экспериментирование и опыты.

Методы повышения творческой активности (проф. Н. Н. Поддьяков)

  • Эмоциональная насыщенность окружения.
  • Мотивирование детской деятельности.
  • Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).
  • Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении — прошлое, настоящее и будущее).
  • Игровые приемы.
  • Экспериментирование.
  • Проблемные ситуации и задачи.
  • Неясные знания (догадки).
  • Предположения (гипотезы).

В рамках данной статьи мы не будем углубляться в теорию, а постараемся поделиться практическими способами мотивации дошкольника к познавательной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию. В этом возрасте наиболее эффективной является технология проблемного обучения, так как она направлена в первую очередь на то, чтобы ребёнок самостоятельно добывал знания и учился применять их в решении новых познавательных задач.

Проблемное обучение – это такая организация НОД, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников по их разрешению, в результате чего и происходит самостоятельное творческое овладение знаниями, развитие мыслительных способностей.

Ребятам предлагается проблемная ситуация, проблемный вопрос. Основываясь на уже усвоенных знаниях и умениях, они не могут решить эту проблему. Тогда педагог очень деликатно, незаметно направляет работу коллективной мысли на освоение, добывание новых знаний и умений, установление новых связей. Решение проблемной ситуации — итог коллективной работы.

В исследованиях (И.Я. Лернер, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова и др.) подчеркивается особая роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности детей, их творческих сил [3,5]. «Мышление, — пишет С. Л. Рубинштейн, — обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи» [7].

На занятии главное в деятельности педагога — организация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное «добывание» знаний, создает ситуации «открытия». Необходимо учить детей рациональным приемам познания, формировать культуру деятельности; предупреждать возможные ошибки [1].

Для повышения познавательной активности мы используем:

— Занятия, на которых присутствует элемент соревнования (на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и др.

— Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

-Занятия – исследования увлекают и завораживают детей своей непредсказуемостью (летает — не летает, плавает — тонет и т. д.). Предварительно ребята высказывают свои версии, гипотезы, а потом опытным путём проверяют их истинность.

— Занятия — путешествия (в лес по сезонам, в космос, по сказке, в прошлое каких либо предметов, в страну Математики, Грамматики и т. д.).

— Занятия – концерты, где используются и стихи, и песни, и танцы на определённую тему.

— Занятия – «экскурсии» в различные музеи дают возможность детям взаимообучаться. Дети выступают в роли экскурсоводов, заранее подготовив сообщение на какую либо тему.

— Занятия — «Интеллектуальные викторины» с ответами на вопросы: что? где? когда?

Дети делятся на команды, которые потом соревнуются друг с другом. Организация такого вида занятий не требует больших затрат времени и средств. Из картонного круга и короткого карандаша изготовили волчок со стрелочкой, разноцветные конверты с вопросами – и вся атрибутика для игры «Что? Где? Когда?» готова.

— Занятия в форме квест – игры. Квест – это увлекательнейшее приключение, игра. Перемещаясь по станциям, команда выполняет задание и получает подсказки, где искать следующее задание. Педагогом заранее разрабатывается сценарий, маршрут, продумываются задания, награда, используются «неизведанные» уголки образовательного пространства.

— Занятия с использованием интеллектуальных карт. Как известно, воспитательно – образовательный процесс в ДОУ планируется на основе лексических тем, дабы обеспечить интеграцию всех образовательных областей. Чтобы раскрыть полноту выбранной темы, чтобы дети лучше усваивали новые знания по теме недели, мы строим интеллектуальные карты. Что это такое? Интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное — это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления. Например, у нас тема недели «Космос». В центре листа располагаем центральное понятие. Предлагаем детям придумать, каким значком можно его обозначить. Далее задаём вопрос: «Что вы представляете, когда слышите слово «космос»?» Все предлагаемые детьми ассоциации зарисовываем или обозначаем картинками на отходящих от главного понятия «отростках» (планеты, созвездия, космонавты, ракеты и т. д.) От «отростков» отходят веточки – детализация предложенных понятий. Например, космонавты – это и первый космонавт, и первая женщина космонавт, и первый космонавт, вышедший в открытый космос и т. д.; ракеты – это и ракеты-носители, и МКС, и искусственные спутники.

При создании таких интеллектуальных карт педагог как бы идёт за логикой ребёнка, иногда задавая наводящие вопросы: «Как? Откуда? Зачем? Для чего? С чем можно сравнить?». Таким образом, используя создание детьми интеллектуальных карт, мы обеспечиваем целостность усвоения детьми тех или иных знаний.

Применение метода интеллект – карт учит дошкольников видеть мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни.

Таким образом, в педагогике существует множество методов и приёмов, повышающих познавательную активность детей и в НОД, и в самостоятельной деятельности. Педагог сам выбирает наиболее подходящие методы именно для детей своей группы, учитывая имеющиеся знания и умения, интересы, игровой опыт детей.

Литература:

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика
  2. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками //Вопр. психологии. 1982 № 4 С. 18-35.
  3. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях.// Советская педагогика.-1968.-№ 7.
  4. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972.
  5. Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддъяков. — М.: Просвещение, 2000. — С.45.
  6. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте. Дис. д-ра психол. наук. М.: Ф-т психологии МГУ, 2001 Электр. версия: https://www.aspirantura.spb.ru/dissers/poddiakov.rar.
  7. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. — М., 1946. С. 347

Организация самостоятельных занятий детей

В процессе самостоятельной познавательной деятельности у детей появляется возможность самореализации и развивается творческая активность. Формируется способность ребенка работать в группе, взаимодействовать с другими детьми — кооперироваться и соревноваться.

Основными методами развития стремления к познанию и исследованию у дошкольников являются:

  • информационно-коммуникативные технологии;
  • поисковая и исследовательская работа;
  • проектная работа;
  • игровые технологии.

Проектная работа

Проект – это определенный комплекс действий, организованный педагогом или воспитателем и выполняемый детьми. Воспитатель создает условия, которые дают детям возможность самостоятельно или с помощью взрослых получать новый для себя практический опыт путем поиска и экспериментов. Проектная деятельность предполагает совместную работу всех участников.

Это эффективная технология обучения, которая формирует исследовательское мышление, стимулирует познавательную активность, способствует развитию коммуникативных способностей ребенка. Дети учатся планировать и выполнять постепенно усложняющиеся задания.

Младшие дошкольники активно интересуются всем, что происходит вокруг. Каждый день они открывают новые для себя предметы и явления, устанавливают взаимосвязи между ними, их сходства и различия. Именно этот возрастной период характеризуется наблюдательностью, достаточно устойчивым вниманием, развитием аналитических способностей и готовностью к совместным занятиям. Метод проекта предполагает использование различных технологий исследовательской работы и прекрасно подходит для совместных занятий педагога с детьми.

Одной из важнейших задач воспитателя при организации проектной работы является поддержание инициативы ребенка, которая всегда содержит познавательный компонент.

Проектный метод может применяться в занятиях с детьми как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Однако задачи и цели исследовательской деятельности различаются и зависят от возраста.

Для малышей в возрасте от 3,5 до 5-ти лет лучше подходит подражательно-исполнительский метод взаимодействия, когда они принимают участие в проекте, выполняя указания взрослого или подражая ему. Такой метод хорошо подходит для маленьких детей, так как у них все еще сохранена потребность в подражании взрослым.

Для детей в возрасте 5-6-ти лет больше подойдет развивающая деятельность. В таком возрасте дети уже умеют взаимодействовать, согласовывать действия и помогать друг другу, реже просят взрослых о помощи. Дети могут самостоятельно понять задачу и выбрать наиболее подходящие способы ее решения.

Творческая деятельность наиболее типична для детей 6-7-ми лет. Задача взрослых в данном случае развивать и поощрять творческую активность детей. Также очень важно создать необходимые условия для самостоятельного поиска задачи или проблемы, содержания деятельности, поиска наилучших способов для работы.

Не менее важной для дошкольников являются такие виды деятельности, как эксперимент и исследование. Здесь дошкольники могут удовлетворить характерную для них любознательность, попрактиковаться в определении причинно-следственных связей, расширить кругозор, а соответственно, достичь высокого интеллектуального развития.

Методика познавательного развития детей

Методика познавательного развития детей дошкольного возраста, которую мы предлагаем, обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязанностью всех блоков, целостностью, так как построена на основе интеграции содержания форм, методов и видов деятельности в сфере формирования интегративных качеств личности.

Успешность решения проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста зависит от того, как в образовательной деятельности реализуется ряд принципов. При разработке методики познавательного развития детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе мы руководствовались следующими принципами, выделенными Л.В. Трубайчук: принцип системообразующего фактора, принцип выделения из содержания обособленных элементов, принцип динамичности, принцип гибкости, принцип природосообразности, принцип сотрудничества педагога с детьми. Рассмотренные нами принципы методики познавательного развития детей дошкольного возраста выступают во взаимодействии друг с другом и функционируют как целостная система.

Под методикой познавательного развития детей дошкольного возраста мы понимаем целенаправленный многоаспектный процесс, включающий три блока (когнитивный, деятельностный, эмоционально-чувственный), реализация содержания которых обеспечивается за счет различных форм, методов и средств познавательного развития ребенка дошкольного возраста:

  • когнитивного, направленного на получение информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных и интеллектуальных задач) и формирующего целостную картину мира;
  • деятельностного, отражающего организацию разных видов детской деятельности (сю-жетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование), направленной на формирование познавательной активности ребенка;
  • эмоционально-чувственного, определяющего отношение ребенка к познанию.

Когнитивный компонент методики внедрялся следующим образом: была разработана система дидактических игр, познавательных задач к каждой теме календарно-тематического планирования, задания на развитие интеллектуальных умений дошкольников.

Целенаправленная работа по сенсорному развитию детей дошкольного возраста велась нами на протяжении всего пребывания детей в детском саду, начиная с младшего возраста. В работе по сенсорному развитию детей дошкольного возраста мы проводили следующие дидактические игры:

1. Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

  • Чудесный мешочек.
  • Определи на ощупь (найти предметы, различающиеся по одному признаку).
  • Платочек для куклы (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).
  • Узнай фигуру (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру).
  • Найди пару (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).

2. Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

  • Найди предмет указанной формы (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму).
  • Из каких фигур состоит предмет? (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их).
  • Найди предмет такой же формы (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки).
  • Какая фигура лишняя? (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения).

3. Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.

  • Сравни предметы по высоте.
  • Самая длинная, самая короткая (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам).
  • Разноцветные кружки (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру), начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка).
  • В какую коробку? (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера).
  • Дальше — ближе (предложить по рисунку определить положение предметов, какие нарисованы ближе, а какие — дальше).

4. Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

  • Какого цвета не стало?
  • Какого цвета предмет? (предложить подобрать необходимый цвет для предмета).
  • Собери гирлянду (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом).
  • Какие цвета использованы? (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки).
  • Уточним цвет (учить различать и называть близкие цвета).

С детьми среднего и старшего дошкольного возраста мы решали познавательные задачи. Нами была разработана система познавательных задач по основным разделам:

  • Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идет дождь, а зимой — снег? Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает? Кто разбил камень — валун? и др.
  • Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин — часто? Почему рыба плавает? Почему заяц прыгает? Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти? Почему у синицы клюв тонкий, а у снегиря — толстый? Зачем черепахе панцирь? Почему гусеницу не видно на листьях капусты? Почему сначала прилетают грачи, а потом — ласточки? Почему изменяется жизнь зверей зимой? Насекомые и др.

Вот пример решения одной познавательной задачи на тему: «Кто разбил камень — валун?»

Цель: Закрепить представление детей о строении твердого вещества, показать детям влияние внешних факторов на твердое вещество. Учить решать исследовательские задачи с помощью системного оператора.

Ход решения данной познавательной задачи начинается с организации игры «На что похож?», суть которой заключается в предоставлении детям дошкольного возраста следующей загадки:

По цвету я похож…..на мышь. По форме я похож…..на яйцо. По размеру я похож…..на слона.

(камень — валун)

Загадка позволяет решать задачи образовательной области «Познание».

Далее мы переходили к непосредственному решению исследовательской задачи, предварительно обозначая перед дошкольниками проблему: «На территории детского сада есть валун. Он раскололся пополам. Кто его разбил?». Для ответа на этот вопрос предлагали дошкольникам использовать чудо-экран и задавали последовательно следующий ряд вопросов:

  1. О каком объекте говорится в задаче? (о валуне).
  2. Из каких частей состоит валун? (из маленьких человечков). Подскажите, какие они «маленькие человечки» у валуна, я нарисую (твердые, дружные, стоят очень близко друг другу и т.д.).
  3. Где находится валун? Какие погодные условия действуют на него? (жара, холод, дождь, и т.д.).
  4. Когда бывает холодно? Жарко? (Зависит от времени года: зимой снег, холод, и т.д.).
  5. А летом, весной и осенью как погода меняется? (днем жара, ночью холод; то жара, то дождь…). Далее делали небольшой вывод: От смены частей суток меняется и температура воздуха. Организация данной беседы интегрирует знания детей и позволяет реализовать задачи нескольких образовательных областей, таких как: «Познание», «Социализация» и «Коммуникация».
  6. Что происходит с «маленькими человечками» при низкой температуре? (им холодно, прижимаются друг другу).
  7. При высокой температуре? (им жарко, начинают размахивать руками).

С целью более наглядного представления обозначенного явления мы проводили игру: «Холодно — жарко». Детям в данной игре предлагалось сыграть роль «человечков» большого камня. Мы обозначали детям ситуацию: Вам холодно. Теперь жарко. Холодно, жарко (Дети то убыстряют, то замедляют темп). В результате эти «человечки» не успели принять положение, камень треснул. Продолжали демонстрировать данную ситуацию до 3-4 раз и делали вывод о том, что в камне образовалось много трещин, он раскололся. Такой наглядный показ решения задачи обеспечивал реализацию целей образовательной области «Физическая культура».

В качестве заключения при решении представленной познавательной задачи детям задавался вопрос: «Кто же сломал камень?».

Организация познавательного развития детей дошкольного возраста путем решения поисковых задач позволяет педагогу систематизировать знания дошкольников из разных образовательных областей, формировать у них умственную активность, развивать познавательный интерес, способность самостоятельно делать выводы.

Для детей старшего дошкольного возраста в связи с возросшими интеллектуальными умениями предоставлялись интеллектуальные задачи («Собери фигуру», «Чудесные превращения» и др.).

Игра «Собери фигуру», цель которой — учить детей анализировать элементарную схему предмета. Детей рассаживали за столики, им говорилось, что они сейчас будут собирать разные фигурки. Показывали первую картинку — самолет. Картинка устанавливалась так, чтобы дети могли ее видеть все время, пока они складывали. Затем дети получали комплексы фигурок, из которых могли сложить картинку. Дети из своих деталей складывали картинку, а воспитатель наблюдал, соответствует ли эта картинка образцу. Воспитатель отмечал тех, кто сделал задание правильно и быстрее остальных. Затем детям предлагалась следующая картинка. Выполняя условия этой игры, дети научились проводить анализ строения предметов.

Дидактическая задача игры «Чудесные превращения» — учить детей создавать в воображении различные образы и ситуации на основе наглядных моделей. Дети рассаживались за столиками. Воспитатель говорил, что сейчас они будут играть в игру «Чудесные превращения». Он будет показывать детям разные карточки, а они должны подумать, на что это похоже, пофантазировать и нарисовать на своем листе бумаги картину. Кто хотел, мог нарисовать не одну, а две или больше картин. Когда рисунки были готовы, дети все вместе рассматривали их и анализировали. Оценивая работы, мы отмечали соответствие рисунков заданным заместителям (по цвету или по величине), наличие единого сюжета и оригинальность содержания и композиции. Игра повторялась с разными карточками. В процессе выполнения заданий игры у детей развивалось воображение.

Так проводилась система работы над когнитивным компонентом познавательного развития детей дошкольного возраста, методика работы над деятельностным компонентом познавательного развития была представлена следующим образом. Деятельностный компонент реализовывался через проектную, исследовательскую деятельность и экспериментирование.

В процессе формирующего этапа использовались разного вида проекты с детьми старшей группы: комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»; межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»; творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»; групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Веселая астрономия»; индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»; исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

В основе проекта лежит исследовательский метод обучения, в ходе которого дети учатся проводить самостоятельные исследования, учатся собирать доступную информацию об объекте исследования, фиксировать ее, расширяют свой кругозор.

Нами также был разработан и проведен целый ряд опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Среди опытов и экспериментов с живой природой были использованы следующие: «Испарение влаги с листьев растений», «Где лучше расти» и др. В качестве опытов и экспериментов с неживой природой были предложены следующие: «Сухой из воды», «Поможем воде стать чистой» и др.

Например, «Где лучше расти».

Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Дети сажали зерна в землю, песок и глину. На первом этапе дети высказывали мнения, какая почва более благоприятна для растений и объясняли их.

Ребята, имея какой-то объем знаний, интуитивно понимают, что земля более благоприятная почва для растений, но объяснить почему — не могут. И только к концу эксперимента дети пришли к такому выводу: что земля плодородная, в ней много минералов, она рыхлая.

Этот эксперимент вызвал живой интерес у детей: они с нетерпением наблюдали за всходами растений, делали зарисовки.

Опыт «Поможем воде стать чистой».

Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

Перед детьми была поставлена проблемная ситуация. Пришло письмо от жителей Цветочного города, где они сообщают, что у них сломался водопровод, а в реке вода грязная, и они не знают, что же им делать?

Дети предлагают взять разные материалы для фильтра: вату, бумагу, марлю, салфетки, ткань. Самостоятельно берут все необходимое для очистки воды.

Дети самостоятельно пришли к выводу о том, что:

  • • грязь осталась на фильтре, вода стала чистой;
  • такую воду нельзя употреблять в пищу;
  • • ее можно использовать в быту (мыть руки, пол, стирать белье…).

Эмоционально-чувственный компонент методики познавательного развития реализовывал-ся через развитие эмоциональной отзывчивости детей средствами музыки, художественной литературы, изобразительного искусства, природы; создание ситуации успеха для каждого ребенка в познавательной деятельности, которая настраивает его на положительное отношение к познанию окружающей деятельности.

Задачу развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста мы решали средствами музыки, художественной литературы, изобразительного искусства, природы. С этой целью был подобран необходимый репертуар, перечень познавательных книг, коллекция репродукций картин, разработаны планы экскурсий и наблюдений в природе.

В ходе непосредственно образовательной деятельности по теме «Времена года» нами был использован следующий репертуар: П.И. Чайковский «Времена года», И. Штраус «Весенние голоса», М. И. Глинка «Жаворонок», А. Вивальди «Времена года». Данное музыкальное сопровождение позволяло эмоционально наполнить образовательный процесс, поддерживать интерес к познавательной информации детей на всем протяжении непосредственно образовательной деятельности.

Также мы использовали репродукции картин И.И. Шишкина, стихотворения А.С. Пушкина о временах года, например: «Унылая пора! Очей очарованье!», «Уж небо осенью дышало…» и др.

Данные средства позволяли нам наиболее полно развивать эмоциональную отзывчивость детей дошкольного возраста. Создание ситуации успеха предполагало специально организованную деятельность взрослого, когда ребенок от процесса или результата своей деятельности чувствовал радость, успех.

В целом работа по познавательному развитию детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе проходила с опорой на познавательные возможности детей дошкольного возраста, строилась с учетом принципа интеграции и обеспечивала формирование целостной картины мира детей. Все компоненты методики (когнитивный, деятельностный и эмоционально-чувственный) тесно связаны и взаимодополняемы.

Автор: © А. С. Микерина УДК 372: 378
Все статьи

Экспериментирование

Это форма исследовательской деятельности, целью которой является преобразование вещей и процессов. Экспериментирование можно рассматривать как один из наилучших методов познавательной деятельности дошкольников. Эксперименты – это увлекательные занятия, которые развивают любознательность, инициативность, творческое мышление и самостоятельность.

В процессе экспериментирования задействованы все органы чувств ребенка, что обеспечивает лучшее усвоение, понимание, осмысливание и запоминание информации. Активное участие ребенка в образовательном процессе способствует более быстрому и интенсивному развитию его познавательной активности и способностей.

Развитие познавательной деятельности дошкольников

Важно, чтобы процесс занятий с ребёнком был эмоционально окрашен. Ребёнку должно нравиться всё, что он выполняет, ввиду этого, надо следить за настроением малыша.

Функция обобщения

. Функция обобщения заключается в умении сравнивать предметы, действия, явления, а также находить общий признак для них. Это качество является важнейшим условием для овладения элементарными понятиями, а значит — для успешного обучения.

Ребёнок раннего возраста учится взаимодействовать с миром предметов. Он постигает суть крупных бытовых предметов, смотрит, как их используют взрослые, играет с идентичными игрушками, усваивая увиденные действия, учится самостоятельно пользоваться разными предметами.

Сначала нужно научить ребёнка узнавать предметы, которые ему знакомы, различать их между собой, находить сходство. Например, мама может показывать малышу игрушки, которые одинаково называются, но имеют разный внешний вид: к примеру, кукла большая или маленькая, мячик мягкий или жёсткий и т. д.

Родителям нужно побуждать детей произносить звуки и слова в адрес увиденного или сделанного. Иногда у малыша сформированы отдельные навыки (кушать ложкой, вытираться полотенцем), однако он не может идентифицировать и назвать предметы, которыми он пользуется. Для этого ребёнку нужно ставить вопросы и связывать виды деятельности с предметами, которые использует малыш.

Развитие восприятия

. Восприятие — ведущий психический процесс развития познавательной деятельности ребёнка раннего возраста, система отражения человеком проявлений окружающего мира с помощью влияния их на органы чувств. Сознание и поведение детей определяет именно восприятие. Память, мышление и внимание целиком связаны с восприятием: ребёнок узнаёт предметы, которые воспринимает, устанавливает между ними связи, воспринимает те предметы, которые попадают в область его внимания.

Переживания малыша также зависимы от восприятия действий и явлений. «Для того чтобы верно ориентироваться в окружающей среде, важно научиться правильно воспринимать как отдельные предметы, так и в комплексе». Самые простые формы восприятия формируются в младенчестве: у крохи появляются условные рефлексы как реакция на раздражители. Ребёнок младшего дошкольного возраста выделяет привлекательные и яркие предметы, нечто необычное, движущееся, на что эмоционально откликается.

Формирование восприятия — непростой и требующий особого внимания процесс, который направлен на то, чтобы малыш легче ориентировался в мире, умел различать тончайшие аспекты окружающей действительности, быстрее адаптировался. С помощью игр и упражнений можно направить формирование восприятия в правильное русло:

Исследование

Цель исследования — освоение ребенком различных способов воплощения познавательных инициатив. Определение и решение задачи дети осуществляют путем поиска.

Исследовательская активность является естественной для ребенка – он стремится к познанию, совершает действия и смотрит на результат, экспериментирует с предметами, изучает причины явлений. Поисковая и исследовательская активность – это основной источник информации для ребенка об окружающих его объектах, поэтому основной задачей родителей, воспитателей и педагогов является помощь в проведении таких исследований. Очень важно помочь детям правильно выбрать объект для исследования и способы его изучения, а также оказать помощь в сборе данных и представлении результатов.

Одним из видов экспериментальной деятельности являются опыты – их можно проводить вместе с руководителем или самостоятельно. Проведение опытов проходит в несколько этапов:

  1. Определение цели.
  2. Выбор средств решения задачи.
  3. Проведение опыта.
  4. Фиксирование наблюдений.
  5. Формулирование выводов.

Опыты формируют способность к сравнению, сопоставлению, выявлению причинно-следственных связей. Дети учатся делать выводы, анализировать и высказывать умозаключения.

Игровые технологии

В стимулировании познавательного интереса у дошкольников неоценимое значение имеют игровые технологии. Игра – эмоциональная деятельность, которая способна даже очень скучную информацию сделать яркой и запоминающейся. Она активизирует множество психических процессов – интерес, внимание, мышление, восприятие и запоминание, способствует развитию самостоятельности и инициативности. В процессе игры дети испытывают интерес, радость и чувство удовольствия, что в свою очередь облегчает процесс запоминания и усвоения новой информации. Игры являются ведущим методом развития познавательной активности детей, поэтому образовательная программа дошкольников должна быть построена с учетом этой особенности.

Познавательное развитие дошкольника — через использование современных педагогических технологий

Познавательное развитие дошкольника- через использование современных педагогических технологий

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Актуальность проблемы развития познавательного интереса на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ. Выделение проблемы развития познавательного интереса в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества: одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности (ст.2), создание условий для ее самоопределения и самореализации.

Во многих исследованиях развитие познавательного интереса связано с построением себя как личности в процессе деятельности (Р.Р.Ветчинкина, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Л.Рубинштейн, Г.А.Цукерман, И.С.Якиманская и др.)

Однако, несмотря на то, что идея саморазвития личности дошкольника прочно утвердилась в педагогических исследованиях, в практике дошкольных образовательных учреждений она не находит должной реализации.

Изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ позволил выявить следующие негативные факторы, сложившиеся в массовой практике дошкольного образования

— заорганизованность, регламентированность жизнедеятельности дошкольников, в ходе которой не всегда учитываются интересы и желания детей. Игровая деятельность часто заменяется учебной деятельностью, характерной для начальной школы. В результате выявляется слабая мотивация познавательной деятельности большинства дошкольников, дети часто проявляют пассивность в решении поставленных перед ними задач.

Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Таким образом, проблема развития познавательных способностей дошкольников требует особого отношения со стороны педагогов, поиска и применения эффективных средств, технологий и методов работы с дошкольниками. Ведь дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка.

Во ГОС ДО используются три термина: «

познавательные интересы
», «
познавательные действия
»
и
«
познавательное развитие
».
• Познавательные интересы — это стремление ребёнка познавать новое,

выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

• Познавательные действия — это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

• Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)

.

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв)

.

В педагогической практике насчитывается более ста разных технологий. Мы рассмотрим всего несколько и те, которые затрагивают познавательное развитие ребенка-дошкольника.

Более актуальной, на мой взгляд, является технология проблемного обучения.

Современная система образования должна быть построена на предоставлении детям возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на разные знания фактов, закономерностей, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Мы должны побуждать детей думать и поощрять их мышление, толь тогда у них будет желание познавать, узнавать, размышлять. Все это поспособствует формированию «способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (ФГОС ДО, раздел 1, ч. 1.6).

При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-деятельностный характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанника по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей.

Следующую технологию рассмотрим подробнее, так как в дошкольном детстве игра-ведущий вид деятельности, поэтому применение игровой технологии

является обязательной частью воспитательно-образовательного процесса. Игровая педагогическая технология — это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Главная цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Реализация игровых технологий

опирается на следующие положения:

• игра стимулирует познавательную активность детей

,
«провоцирует»
их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия;

• в игре позиция взрослого и ребёнка равнозначна и выстраивается на паритетных (равных) началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений;

• игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чём-либо;

С данной технологией тесно переплетается технология создания условий для развивающей игровой деятельности детей

К ней относится

1. Технология ТРИЗ

-теория
решения изобретательских задач
.

2. Игры- занятия с блоками Дьенеша, палочками Кьюизинера

3. Педагогическая технология развивающих игр

Б. П. Никитина.

4.Педагогическая технология интенсивного развития

интеллектуальных способностей В. В. Воскобович.

Все мы, наверное, не раз слышали о ТРИЗ-технологии, но мало кто использует ее на практике, а тем не менее цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Игры с использованием ТРИЗ технологий — позволяют развивать творческую личность,

нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами. Данной технологии мы посвятим третье РМО и рассмотрим ее более подробно.

Во всех садах наверное есть блоки-Дьеныша и почти во всех палочки Кьюизинера. Игры – занятия с блоками Дьенеша и палочками Кьюизинера позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление,

внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Слайд 14

Педагогическая технология развивающих игр Б

. П. Никитина

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр

. Каждая игра представляет собой набор
задач
, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Б. П. Никитин предлагает
развивающие игры с кубами
, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами
«Угадай-ка»
, таблицами сотни,
«точечками»
,
«часами»
, термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п.

В старшей группе Радуга силами родителей был сделан такой «Уникуб»

. Игра способствует развитию внимания
,
усидчивости, учит анализу и синтезу.

Педагогическая технология интенсивного развития

интеллектуальных способностей игр В. В. Воскобовича, также способствует решению проблемных и творческих задач, а значит развитие интеллектуальных способностей детей.

На слайде игра «Математический планшет»

как мы его привыкли называть. Это уникальный
«резиночный»
конструктор, который учит работать с координатной сеткой, тренирует мелкую моторику и кисти и пальцев. А также развивает воображение и логику
.
Игровые технологии,

если их использовать в системе и целенаправленно, способствуют формированию мыслительных операций, развитию психических процессов, обеспечивают развитие познавательной активности, самостоятельности творческих сил, формируют детскую инициативность и индивидуальность.

Следующая технология – технология интерактивного обучения

это специальная форма организации познавательной деятельности в виде диалогового
обучения
, когда образовательный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Таким образом, организация познавательной деятельности детей в форме интерактивного обучения позволяет решать такие задачи, как:

-развивать мыслительные процессы дошкольников (анализ, синтез и т.д.);

-развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

-развивать речевую активность детей;

-развивать коммуникативные умения и навыки;

-взаимодействию дошкольников;

-формировать способность принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.

Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность дошкольников в учебно-игровое взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

1. Одна из форм интерактивного обучения, это способ сбора, обработки и сохранения информации так называемые «Лэпбуки». Мы называем их «умные книжки- самоделки». Лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Создание лепбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы. Сегодня педагоги более подробно продемонстрируют свои лепбуки.

2. Согласно требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.

Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Использование компьютерных технологий помогает:

— привлекать пассивных детей к активной деятельности;

— делать ООД более наглядными, интенсивными;

— активизировать познавательный интерес;

— активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

— реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Данную технологию широко используют все педагоги.

Следующая технология активно используется педагогами любой области. И мы о ней будем говорить отдельно на следующем заседании РМО, это технология проектной деятельности.

Технология исследовательской деятельности

способствует- формированию у дошкольников основных ключевых компетенций, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

— эвристические беседы;

— постановка и решение вопросов проблемного характера;

— наблюдения;

— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

— опыты;

— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

— подражание голосам и звукам природы;

— использование художественного слова;

— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

— трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

  1. Опыты (экспериментирование)
  • Состояние и превращение вещества.
  • Движение воздуха, воды.
  • Свойства почвы и минералов.
  • Условия жизни растений.
  1. Коллекционирование (классификационная работа)
  • Виды растений.
  • Виды животных.
  • Виды строительных сооружений.
  • Виды транспорта.
  • Виды профессий.
  1. Путешествие по карте
  • Стороны света.
  • Рельефы местности.
  • Природные ландшафты и их обитатели.
  • Части света, их природные и культурные «метки» — символы.
  1. Путешествие по «реке времени»
  • Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
  • История жилища и благоустройства.

Использование технологии мнемотехника
в
образовательном процессе ДОУ несет не только познавательно-развивающую функцию, но еще активно стимулирует речь ребенка. Еще К.Д.Ушинский говорил :
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
МНЕМОТЕХНИКА — искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной), но и мышления, внимания, воображения.

Данную технологию мы с легкостью включаем во все виды занятий и из собственного опыта считаю, что рациональнее ее вводить с детьми 4-5лет, так как у них накоплен основной словарный запас. В работе используются мнемодорожки, мнемотаблицы (схемы, в которых заложена определенная информация).

Анализ сущности педагогических технологий позволяет сделать следующие выводы:

— педагогические технологии ориентированы на обучаемых и нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности;

— педагогические технологии позволяют достигать целей обучения путем развития личности ребенка; за счет усвоения ею целей и объективного контроля и самоконтроля за качеством профессионального образования.

Таким образом, применяя современные образовательные технологии и интерактивное обучение с целью развития познавательной активности дошкольников, при тесном сотрудничестве с родителями можно добиться позитивных результатов с детьми.

Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.

Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]