Тема недели «Книжкина неделя» в старшей и подготовительной группах


«Книжкина неделя» в старшей группе: планирование

Невозможно переоценить влияние, которое оказывает чтение книг, на грамотность, пополнение словарного запаса, расширение кругозора человека, особенно у детей на подготовительном этапе развития.

«Книжкина неделя» в ДОУ

К сведению! Интерес к новому легче всего зародить в детстве, так как малыши обладают способностью ярко и искренне переживать, сострадать, радоваться, возмущаться, что и проявляется во время прочтения художественного произведения.

Цели, задачи

Главная цель данного проекта — зародить любовь к чтению книг, научить детей бережному отношению к ним, сформировать интерес к книгам посредством творческой и познавательной деятельности.

В процессе реализации этого проекта, предусмотрено решение следующих задач:

  • Зародить и поддержать интерес к книгам и любовь к чтению, воспитать читательский вкус и бережное отношение к книге.
  • Дать представление детям о видах книг и литературных жанрах.
  • Ознакомить детей со всеми стадиями создания книг.
  • Сформировать у малышей понимание роли писателя, иллюстратора, оформителя в создании книги.
  • Объяснить воспитанникам необходимость и значение библиотек.
  • Привлечь детей, родителей, воспитателей к обыгрыванию сюжетов из книг.

Знакомство малышей с природой

Лексические темы

Каждый день календарной недели планируется провести мероприятия (игры, занятия), презентации (озвучивание рефератов и публикация конспектов в классе) или тематические занятия (сообщение важной информации по определенной теме) по следующим лексическим темам:

  • Понедельник. Прогулка по родному краю. Знакомство с природой через произведения писателей Бианки В. В., Пришвин М. М.
  • Вторник. Таня, Юлечка, Петя и другие герои. Знакомство с детской поэзией через произведения Маршака С. Я., Михалкова С. В., Агнии Барто, Токмаковой И. П., Мустая Карима.
  • Среда. Путешествие на остров Буян. Знакомство со сказками и баснями через произведения Пушкина А.С., Крылова И.А., Ушинского К.Д.
  • Четверг. Прогулки по Санкт-Петербургу. Знакомство с архитектурой, географией, жизнью, климатом Санкт-Петербурга через стихотворения поэтов Блока А. А., Саши Чёрного.
  • Пятница. Приключения Бибигона. Знакомство с произведениями писателя Чуковского К. И.
  • Суббота. Незнайкины друзья. Знакомство с произведениями писателя Носова Н. Н.

Дополнительная информация! В рамках каждой темы следует познакомить детей с биографией и известными произведениями детских писателей и поэтов, дать общую характеристику их творчества. Выбрать в произведениях один из сюжетов, наиболее увлёкший детей, и сыграть его по ролям вместе с ними.

Итоговое событие

Итоговое событие — каждый день следует выделить время на изготовление книги собственного сочинения и рисунками. По окончании «Книжкиной недели», пройдёт выставка книг, изготовленных самими детьми.

Важно! Все мероприятия в рамках «Книжкиной недели» должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).

Тематическая неделя «Комнатные растения» в подготовительной группе

Список литературы:

  1. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007.
  2. Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. «Маленьким детям – большие права»: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  3. Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. Мои права: Рабочая тетрадь к учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  4. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. — Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Приложение №1

«Текст объявления»

У в а ж а е м ы е родители! Внимание! Бесплатная лотерея!

С 25 по 28 марта в детском саду проходила Неделя детской книги. 3 и 4 апреля в нашем детском саду будет организована лотерея для родителей ДОУ на тему «Художественные произведения и права человека»

Правила лотереи.

  1. Участие в лотерее бесплатное.
  2. Все желающие родители становятся участниками.
  3. Участники отвечают на вопросы, вытягивая лотерейный билет. Начиная только с первого уровня – это вопрос, который находится на билете желтого цвета. Ответив на первый вопрос, участник берет второй и третий билеты.
  4. Ответить можно только на один вопрос каждого уровня, не более.
  5. Участник, ответивший правильно, получает призы. А именно: первого уровня получает ручку; второго уровня – папку-уголок; третьего уровня – книжку из серии «Читаем сами, читаем маме».
  6. Участник, ответивший на вопросы лотереи неправильно, обязан назвать и записать в лист «Не ответил на вопрос – пиши название произведения» любимую книгу или произведение, которое любит слушать, листать, рассматривать его ребенок.

Администрация.

Для среднего дошкольного возраста

Книжка-малышка (своими руками сделать ее удастся довольно быстро) может быть адаптирована и для детей среднего дошкольного возраста. Это 4-5 лет. Для детей постарше нужно уделить больше времени наполнению и оформлению изделия. Им может быстро наскучить простенькая маленькая книжка без сюрпризов и секретов.

Тематики и информационное наполнение

Для детей 4-5 лет также можно сделать книжки-малышки на тему сказок и мультиков. Но этом уже должны быть произведения, адаптированные на возраст постарше. Например, уже мультфильмы-сериалы, истории про супергеров, принцесс. Интересной получится книжка на тему персонажей Дисней. Это могут быть принцы или принцессы, животные и насекомые, птицы и морские обитатели.

Если книжки делаются тематическими, отличным вариантом станет вырезать их необычной формы. Например, в виде овощей, фруктов, сладостей, персонажей сказок и мультфильмов.

В 4-5 лет можно уже начинать понемногу изучать буквы, цифры. На эти темы актуально делать и книжки-малышки. Например, посвятить одну из них алфавиту. Чтобы книжка не получилась слишком большой, можно разделить ее сразу на несколько частей. Первую посвятить только гласным буквам, вторую – согласным.

Интересный вариант – делать книжечку про буквы, которые малыш не выговаривает. За помощью в этом процессе придется обратиться к логопеду. Сделать это особенно просто в садике. Тогда будет проще и интереснее заниматься с проблемными буквами, звуками. Логопедические уроки получится превратить в игру.

Можно по каждой букве сделать отдельную книжечку. Например, первую – посвятить букве А. Внутри публиковать слова на эту букву, забавные истории про нее, загадки, стишки и прочий подобный материал. Интересный вариант – предложить ребенку самому придумать сказку про А, а на страницах книжки оставить подсказки, как это проще сделать.

Если изделие создается персонально для ребенка, его главной темой можно сделать любимый фильм, сказку, мультик, персонажа мальчика или девочки. Получившаяся книжечка станет отличным вариантом подарка. Если у ребенка есть любимый персонаж, на ее страницах будет актуально рассказать как можно больше информации о нем. Например, историю создания, все про его семью. Или даже самостоятельно придумать новые приключения любимого персонажа.

Подборка текстов

Самый длительный процесс при создании такой книжки – подбор текстов.

Они должны отвечать сразу нескольким требованиям:

  • подходить по возрасту;
  • подходить по тематике;
  • подходить по размеру.

Не стоит использовать слишком длинные тексты. Их сложно уместить на страницах книжки-малышки. Приходится сильно уменьшать шрифт. Тогда смотрятся тексты не слишком привлекательно и читать их становится сложно.

Для книжек-малышек хорошо подойдут разнообразные сказки, пословицы и поговорки. Можно разбавить тексты короткими загадками, шутками. С 4-5 летними детьми интересно вместе составлять тексты для изделия.

Например, придумывать истории, комиксы, сказки. Если темой книжки становится любимый персонаж ребенка, стоит предложить мальчику или девочке самостоятельно придумать продолжение его приключений. Это же может сделать родитель или воспитатель. Тогда изделие станет настоящим подарком-сюрпризом для маленького читателя.

Сегодня на просторах сети получается отыскать большую часть популярных сказок, историй, пословиц. Удобно собрать их вместе, расположить на листе по несколько строк и распечатать. Можно сделать это даже в виде «пузырей»-разговоров по принципу комиксов. Тогда тексты получится совместить с героями книжки. Это они будут задавать вопросы читателю, «общаться» с ним в процессе чтения, занятий.

Подборка картинок

Самый простой вариант – просто купить или распечатать листы с подходящими по теме наклейками. Такая хитрость позволит значительно ускорить процесс оформления книжечки. Пусть наклейки будут сразу крупные – основа некоторых страниц и мелкие (они подойдут для украшения, дополнения). Нужно будет просто подобрать для картинок подходящие места на страницах миниатюрной книжки и аккуратно их наклеить. Делать это можно и вместе с ребенком.

Еще один простой вариант – разрезать старый журнал, использовать открытки. Сегодня в магазинах можно отыскать печатную продукцию на разные темы.

Если есть возможность, нужные картинки получится распечатать в типографии. Для оформления книжки-малышки некоторых тематик подходят и фотографии. Например, если изделие рассказывает о жизни в садике, о доме ребенка, о районе, городе, в котором он живет. Правда, фотографии придется делать уменьшенного, а не стандартного формата. И желательно на более тонкой бумаге.

Оформление

При оформлении книжки-малышки стоит включить фантазию. Можно экспериментировать с формой, изделия, количеством страниц в нем, украшениями.

При изготовлении книжки следует:

  1. Выбрать ее форму. Это может быть силуэт любимого персонажа, цветок, лист, овощ, фрукт, сердце.
  2. Подобрать материал, которым будет наполняться книжка. Распечатать нужные тексты и картинки, вырезать.
  3. Наклеить подготовленные в прошлом шаге части изделия на его страницы.
  4. Оформить книжку фломастерами или карандашами. Если художественных навыков у мастера нет, здесь можно использовать наклейки, готовые аппликации.

Важно старательно закрепить все детали изделия. Это делается при помощи скотча, лент, ниток. В 4-5 лет дети максимально активны и вряд ли будут аккуратно листать страницы изделия. Поэтому следует всеми возможными способами защитить его от быстрой порчи.

Как использовать

Сделанную своими руками книжку-малышку можно использовать для игр и занятий. Все зависит от ее основной тематики. Если это логопедический вариант, он может использоваться для занятий со специалистом.

Готовое изделие удобно брать с собой в дальнюю дорогу. Тогда ребенок сможет некоторое время заниматься книжкой, забыв про скуку. Получится сразу и полезные занятия, и развлечение.

Использовать книжку получится многократно. Если она уже успеет надоесть ребенку, стоит на некоторое время убрать изделие с глаз. А потом снова начать с ним заниматься.

Делаем книжку-малышку вместе с ребенком

Иногда детям надоедают даже милые фетровые зайчики и погремушки, зато они любят творить и придумывать новые идеи сами. Выбирайте тему для книжки-малышки вместе, рисуйте, собирайте интересные факты, используйте картинки и наклейки!


Фото: connecticum-dou.ru

Тебе понадобится:
Бумага, клей, краски и карандаши, старые журналы и распечатки, стикеры, иголка с ниткой.
Как сделать:

Вместо того, чтобы делать страницы из ткани или распечатывать фоны, нарисуйте их самостоятельно! Например, чтобы сделать книжку про животных, сначала нарисуйте места их обитания. Для этого сложи листы бумаги А4 пополам и вручи их чаду вместе с картинками – пусть ребенок выберет животных, которых хочет там поселить, а ты пока найди про них что-нибудь интересное.

Дети постарше могут сами заполнять текст в книжке-малышке – заодно это будет небольшая тренировка навыков письма. Останется только наклеить всех животных на свои страницы и сшить книгу посередине обычной плотной ниткой.

Понравилась публикация? Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен, это очень помогает нам в развитии!

Приложение №2

Первый уровень:

  1. Как называется основной документ по правам ребенка, принятый 44 сессией Генеральной Ассамблеей ООН? (Конвенция о правах ребенка)
  2. В каком году принята Конвенция о правах ребенка? (1989 г.)
  3. Сколько статей включает в себя Конвенция о правах ребенка? (54)
  4. В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка? (1990 г.)
  5. В каком году принята всеобщая Декларация прав человека? (1948 г.)
  6. В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (0-18 лет)
  7. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (На родителей)
  8. Назовите имя польского писателя, который в 1929 году выпустил книгу «Право ребенка на уважение»? (Януш Корчак)
  9. Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (И правом, и обязанностью)
  10. Кому принадлежат слова о том, что «счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка»? (Ф.М. Достоевский)
  11. Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? (Оба родителя)

Второй уровень:

  1. Почему обитатели двора в сказке Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка? (Он был не похож на других.)
  2. Кто нарушил право на неприкосновенность жилища в сказке «Заюшкина избушка», и кто помог зайцу восстановить свои права? (Лиса, Петух)
  3. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения? (Без ограничений)
  4. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (Похищение детей)
  5. Назовите сказки, в которых нарушилось право на труд? («Золушка», «Мороз Иванович», «Дюймовочка»)
  6. Как вы думаете, есть ли у ребенка право на свое мнение? (Да, конечно)
  7. Как называется профессия человека, который выполняет право на медицинскую помощь? (Врач)
  8. Что вы знаете о своем имени? (Обозначение и перевод имени)
  9. В каких сказках нарушается право на неприкосновенность жилища? Назовите их. («Три медведя», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка»)
  10. Назовите правильно сказку, в которой говорящий сверчок предлагает Буратино воспользоваться правом на образование? (Золотой Ключик или Приключения Буратино)

Третий уровень:

  1. Определите, какие права были нарушены в следующих случаях: в больнице ребенку перелили зараженную кровь. (Право на жизнь, ст.6)
  2. Сосед по парте прочитал записку, адресованную другому школьнику. (Право на тайну переписки)
  3. Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь)
  4. Какое право нарушили звери в сказке «Колобок», когда пытались съесть главного героя сказки? (Право на жизнь)
  5. Какое право было нарушено Волком в сказке «Красная шапочка» по отношению к бабушке (Право на жизнь и право на неприкосновенность жилища). А Красной шапочке? (Право на жизнь)
  6. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на неприкосновенность жилища)
  7. Какие права нарушили братья в сказке «Иван Царевич и Серый Волк»? (Право на жизнь)
  8. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого «Золотой Ключик»? (Правом на образование)
  9. Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на жизнь)
  10. Почему товарищам нельзя давать клички и прозвища? (Нарушается право на имя)

Книжка-малышка на кольцах

Тактильные ощущения – важнейший жизненный этап для всех малышей, поэтому и книжки-малышки нужны соответствующие. Используй крупные детали, выразительные фактуры, яркие цвета и разные материалы. Соединяй отдельные страницы на крупные кольца или завязки.


Фото: cdo21.ru

Тебе понадобится:
Цветной картон, ножницы, дырокол и кольца, клей, степлер, цветная ткань, всевозможные наполнители и скотч.
Как сделать:

Сложи лист картона пополам, склей и дыроколом сделай посередине отверстия для сшивки – это будут твои страницы. В дальнейшем ты сможешь собрать их на разъемные кольца. Так книжку-малышку будет удобно хранить, ничего не потеряется, но ребенок сможет изучать каждый лист по-отдельности.

На двухсторонний скотч приклей пупырчатую пленку, кружево, гофрированную бумагу или какой-то другой материал с необычной фактурой. Используй кисточки, бахрому, мелкие вязаные игрушки и украшения, воздушные шарики, ленты, помпоны, перья – все, что найдешь!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]