План по самообразованию Тема: «Речевое развитие детей подготовительной группы с помощью дидактических игр»


Что такое самообразование педагога

Постоянный, целенаправленный и организованный процесс совершенствования и практического применения теоретических аспектов современной методики работы с детьми называется самообразованием. Безусловно, общая заинтересованность в педагогических новшествах является важным элементом самообразования, однако куда более значимыми и актуальными оказываются поиски педагогом ответов на время от времени возникающие вопросы, касающиеся работы с конкретными детьми. Именно этот фактор согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и оказывается принципиальным при выборе темы по самообразованию.

Это интересно. Разработка проблемы по самообразованию — это обязательный элемент педагогической деятельности работника образования. Причём не только воспитателей, но и узких специалистов, работающих с детьми: логопеда, хореографа, инструктора по физкультуре, педагога по музыке, а также старшего воспитателя и методиста. Кроме того, результаты и процесс самообучения является неотъемлемой частью документации, необходимой для участия педагога в конкурсах педагогического мастерства.

Поиск нового, интересного в методике — обязательный элемент профессионального роста педагога

Цели и задачи работы по самообразованию

Миссия профессионального самосовершенствования педагога является универсальной вне зависимости от возраста детей, с которыми он работает. Отличаться будут лишь частные аспекты целевых компонентов:

  • освоение опыта коллег и современных педтехнологий (в контексте подготовительной группы особое внимание стоит уделить, например, проектным методикам, форма работы над которыми готовит будущих школьников к видам деятельности, практикуемым на этой ступени образования),
  • систематизация рассмотренного теоретического и практического опыта с целью его оптимизации под условия работы с конкретными детьми (например, рассматривая опыт сочетания приёмов взаимодействия с гиперактивными детьми, воспитатель, у которого в группе только один такой ребёнок, не использует всю методическую систему, а берёт 1–2 элемента, допустим, отдаёт малышу позицию ведущего в подвижных играх),
  • обеспечение условий для гармоничного умственного, физического, эмоционального, психического развития каждого ребёнка.

Реализовать поставленные цели помогает систематическая работа над решением таких задач самообразования, как:

  • мониторинг литературы с новаторскими подходами в методике и периодическое возвращение к прошлым наработкам,
  • умеренное, но систематическое внедрение элементов различных педагогических технологических инноваций в личную практику (не стоит вводить в работу с группой сразу все понравившиеся приёмы, даже если они вписываются в тему, новшества должны быть «десертом», а не «основным блюдом», иначе детям такое положение вещей быстро надоест),
  • обобщение и распространение среди коллег собственного педагогического опыта, основанного на творческом осмыслении практики психологов, педагогов и методистов (иными словами, переписывать пусть даже и удачные конспекты занятия из издания в издание не нужно, а вот делиться собственными педагогическими разработками необходимо),
  • наглядный пример постоянного совершенствования личности (новые приёмы в работе привлекают не только детей, но и их родителей, а учитывая «заразность» таких нововведений, мамы и папы также начинают интересоваться разными формами взаимодействия с детьми).

Самообразование даёт возможность найти наиболее эффективные способы взаимодействия с детьми

Принципы организации работы по самообучению

Самообучение эффективно только в том случае, если работа строится на базе следующих принципов:

  • непрерывность освещения выбранной тематики (в зависимости от темы работа может охватить один учебный год, а может и 2–4, то есть разрабатываться на протяжении всего периода работы с детьми — со второй младшей группы до подготовительной),
  • преемственность тематики (следующая тема так или иначе должна соприкасаться с предыдущей, отвечая при этом целям и задачам учебно-воспитательного процесса в ДОУ),
  • доступность практической реализации теории (когда, к примеру, педагог рассматривает тему, связанную с компьютерными технологиями на занятиях, то не стоит сразу же вводить элементы самостоятельной деятельности детей на интерактивной доске, особенно если ребята первый раз попали в кабинет информатики),
  • взаимосвязь профессиональной и общечеловеческой культуры (это требование касается в основном оценочных характеристик религиозных и семейных ценностей — это глубоко интимная область человеческих взаимоотношений).

Формы деятельности по самообразованию

Активность, связанная с профессиональным и личностным ростом, осуществляется в двух формах:

  • индивидуальной, то есть воспитатель посещает занятия, которые проводят коллеги, принимает участие в педагогических и методических советах и разрабатывает ту или иную тему самостоятельно,
  • групповой, когда несколько педагогов занимаются обобщением опыта своих коллег и на этой основе создают, к примеру, авторскую образовательную программу.

    Коллективная работа предполагает обмен опытом в изучении темы и составление на этой основе образовательных программ узкой направленности

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]