Специфика рисования животных во второй младшей группе ДОУ
Организованное приобщение детей к художественному творчеству начинается со второй младшей группы, поскольку одни дети начинают посещение детского сада с ясельной группы, а другие приходят туда только в три года.
Задачи обучения малышей в данной группе не слишком масштабны: основная цель — заинтересовать ребят самим процессом рисования. Они с радостью открывают для себя, что карандаш оставляет след на бумаге. Постепенно воспитатель учит дошкольников замечать сходство между штрихами, линиями и окружающими предметами.
Под руководством педагога со временем у детей возникает потребность не просто проводить линии карандашом и кистью, а что-либо изображать. Вначале это примитивные точки и штрихи, затем появляются зигзаги, очертания и, наконец, простейшие формы.
Воспитатель постоянно обращает внимание малышей на красоту окружающих объектов и предметов — небо с облаками, разноцветные листья, падающие на землю, красивые снежинки, сверкающие на варежке. Особый объект наблюдения — животные, которых дети могут видеть во время прогулки, у многих есть домашние питомцы. Развивающая среда группы обязательно включает в себя картинки и плакаты с их изображением. Все это будет дополнительным стимулом для рисования.
Трехлетние дети закрепляют знание базовых цветов и знакомятся с некоторыми оттенками (серый, розовый, голубой). При рисовании педагог постоянно акцентирует внимание на соответствие подобранной краски реальному цвету предмета или объекта.
Ребята учатся не просто рисовать линии, а перекрещивать их — при этом получаются различные предметы (заборчик, дорожка, платочек в клеточку и пр.). Кроме того, в этом возрасте дети осваивают вращательное движение — таким способом можно нарисовать разноцветные клубочки для кошечки.
Воспитатель подводит ребят к рисованию предметов разной формы. Например, это примитивный зайчик, голову, туловище, лапки и хвостик которого можно изобразить в виде кругов разного размера, а ушки в виде овалов (воспитатель объясняет малышам, что овал — это вытянутый кружок).
Схема для младшей группы
Отметим, что в младшей группе дети еще не способны изобразить животное реалистично. Зачастую рисунки юных художников содержат мало смысла. Задача воспитателя на данном этапе — учить малышей называть предметы и объекты, устанавливать связь между процессом рисования и его результатом.
Изображение животных в этом возрасте — это, как правило, раскрашивание шаблонов, силуэтов, которые предлагает педагог. Это делается с помощью различных традиционных и нетрадиционных (тычком, пальчиком) техник. Еще один вид работы — дорисовывание предмета (например, хвостика у кошки или собачки, колючек у ежика, полосок у зебры и т.д.).
В процессе обучения педагог использует такие методы, как поэтапное объяснение с обязательной демонстрацией рисования на доске. Образец в данной возрастной группе имеет первостепенное значение — малыши не смогут без него изобразить тот или иной предмет. Отметим, что рисунок воспитателя, даже предназначенный для самых маленьких детей, должен быть на достойном эстетическом уровне, не упрощенном до схемы. Образ должен соответствовать реальному предмету или объекту.
Важное значение имеет и индивидуальная работа с детьми. Воспитатель учитывает уровень психического развития малышей (ведь, некоторые из них, особенно, мальчики, в этом возрасте, еще не обладают связной речью) и в соответствии с этим выстраивает работу. В ходе самостоятельной продуктивной деятельности детей педагог постоянно подходит к ребятам и направляет их.
Следует отметить, что рисование животных — это довольно сложный процесс, хотя, несомненно, и очень интересный. И использование в работе только лишь традиционных техник не позволит малышам в полной мере раскрыть свои художественные способности, воображение и фантазию. Поэтому представляется целесообразным включать в занятия с анималистической тематикой элементы нетрадиционного рисования. Например, мохнатую шерстку котенка оптимально передать с помощью тычка полусухой кистью, а белую шубку зайчика можно красиво нарисовать пальчиком.
Используемые материалы и основа
На занятиях рисованием большое значение имеет основа, о которой заранее должен позаботиться воспитатель. Как правило, это обычные литы бумаги формата А4. При рисовании красками основа обязательно тонируется воспитателем в пастельные тона. Если детям предстоит работать с готовым контуром, то он также должен быть затонирован.
Иногда задача дошкольников на занятии — раскрасить не контур, а дополнить раскрашенный рисунок деталями. Например, воспитатель рисует на основе зеленые елочки с белочкой, а задачи детей — нарисовать шишки на дереве. Другой вариант — нарисованный и раскрашенный ежик, на спинке которого ребята изображают красные и желтые яблочки.
Другой вариант работы — раскрашивание или дополнение деталями шаблона в виде какого-то животного. В этом случае педагог заранее делает заготовки (их также можно тонировать, если детям предстоит работа с красками).
Что касается разновидности красок, то в младшей группе обычно используется гуашь, а не акварель. Рисунок в этом случае получается более ярким. Детям не нужно прикладывать много усилий, чтобы получить насыщенный цвет — достаточно просто окунуть смоченную водой кисточку в баночку с краской.
Также ребятам можно предложить карандаши длят рисования на анималистические темы. Это актуально, если дети сами рисуют силуэт животного. Фломастерами в этом возрасте злоупотреблять не стоит, поскольку по сравнению с карандашами, они не дают должного развития мелкой моторики.
Техники и приёмы рисования, которые нужно использовать при рисовании животных
Ключевая цель воспитателя в ходе занятий по изобразительной деятельности в младшей группе — научить малышей правильно обращаться с основными инструментами — кистью и карандашом. Дети должны усвоить, что держать их нужно не всем кулачком, а только пальцами, причем не слишком близко к основанию и не слишком далеко. Нужно отметить, что часто одного показа недостаточно: многие дошкольники не могут воспроизвести нужное положение кисточки или карандаша. В этом случае очень эффективен прием вкладывания инструмента в руку и нужная постановка пальчиков. Ребенок должен почувствовать предмет в своей руке.
Кроме того, воспитатель следит, чтобы малыш не напрягал слишком сильно мышцы и не сжимал пальцы — детская ручка в процессе рисования должна двигаться свободно.
Еще один важный аспект — дети должны учиться набирать краску на кисть: для этого нужно аккуратно обмакнуть ее всем ворсов в баночку, снять лишнюю краску об ее край. Ребята должны усвоить, что перед тем, как набирать краску другого цвета, следует тщательно промыть инструмент и осушить его с помощью салфетки или мягкой тряпочки.
Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности, уместность индивидуального подхода
Чтобы дополнительно заинтересовать воспитанников младшей группы процессом рисования животных, воспитатель может включать в занятие дополнительные виды изобразительной деятельности. Например, глазки животному можно вылепить из пластилина — маленькие шарики ребенок вдавливает на нарисованную мордочку котенка, ежика или зайчика. Таким же образом можно слепить забавный объемный носик.
Что касается аппликативных деталей, то их заранее подготавливает воспитатель. Например, малышам предлагается зеленая елочка, но которой они должны нарисовать шишки и наклеить белочку. Другой вариант — изобразить колючки на спинке ежика и наклеить на него бумажные яблочки. Такая разноплановая работа, без сомнения, вызовет у детей интерес.
Таким способом можно индивидуализировать задания по сложности в соответствии с уровнем развития детей. Малышам, которые хорошо и быстро справляются с основным заданием, можно предложить дополнительную работу — изобразить солнышко (или вылепить его из пластилина). Раскрашенному котенку можно нарисовать коврик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельости (нетрадиционная техника рисования) и музыке на тему: «Петушок».
Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисованию)для детей младшей группы«Дождик, чаще, кап-кап-кап!»с использованием нетрадиционной техники рисования ватными палочками.
В гости к ребятам приходит медведь и дети знакомят его со своим городом-Заводоуковском.
Животные всегда очень интересны детям. Они любят их рисовать, но маленьким детям ещё сложно нарисовать животных и им на помощь приходит техника рисования сухой кистью «Тычок».
Программное содержание:Учить детей рисовать нетрадиционным способом – ватной палочкой;Расширять представления детей о растениях и животных весной;Развивать умения детей наносить пятна нетрадицио.
Формировать дружеские отношения в коллективе, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости. Развивать разговорную речь детей, обогащать словарный запа.
Источник
Конкретные варианты композиций (в том числе коллективных) в рамках темы
Рисование животных и предметов, связанных с этой тематикой, целесообразно предлагать малышам младшей группы после изучения соответствующих тем на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Кроме того, такая работа может быть связана с развитием речи — выполняться после прочтения сказок, стихотворений, потешек на данную тему. Например, после знакомства со сказкой «Три медведя» или «Маша и медведь» дети могут нарисовать Косолапого Мишку или избушку медведей.
Чтение детям потешки «Сидит белка на тележке…» станет поводом нарисовать эту рыжую пушистую красавицу (композиция «Белочка», «Орешки для белки», Шишки для белочки»). А после прочтения воспитателем потешки Кисонька-мурысенька» ребята с энтузиазмом нарисуют кошку (как вариация «Котенок», «Клубочки для котят»).
Предложим также следующие варианты работы на анималистическую тему: «Ежик», «Иголки для ежика», «Оденем ежика» (малыши изображают на силуэте иголки), «Яблоки для ежика» (раскрашенному ежику дорисовываются яблочки на спинке), «Зайчик», «Морковка для зайчика» (силуэту зайца добавляются недостающие детали, например, уши, хвостик и «вкладывается» в лапы морковка), «Зебра» (дорисовываются полоски на всем теле).
Что касается коллективной работы, то в младшей группе она предлагается детям относительно редко. Как вариант — воспитатель рисует на основе большого ежика, а малыши по очереди рисуют ему на спинке яблочки, выбирая их цвет самостоятельно (красные, желтые или зеленые).
Рисование во второй младшей группе домашних и диких животных: конспекты занятий
ФИО автора | Название конспекта |
Зинченко И. | «Пушистый котёнок» (рисование тычком) Образовательные задачи: познакомить с техникой рисования тычком с использованием сухой кисти, учить передавать отличительные особенности котенка. Развивающие задачи: развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность при работе с гуашевыми красками. Воспитательные задачи: воспитывать интерес и бережное отношение к животным, умение замечать красоту окружающего мира, желание помочь ближнему. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Демонстрационный материал: игрушечная кошка. Раздаточный материал: листы белой бумаги с контурным изображением котенка согласно количеству детей, гуашь (черный, коричневый, серый и оранжевый цвет), стаканчики-непроливайки, кисточки с жесткой щетиной, подставки под них. Ход занятия: В группу к ребятам приходит игрушечная кошечка. Дети рассматривают ее, любуются ее белой пушистой шерсткой, гладят. Воспитатель предлагает ребятам самим превратиться в маленьких котят и проводит с ними физкультминутку:
Котята снова «превращаются» в детей. Кошечка обращается к ним с просьбой: нарисовать ее котятам мохнатую шерстку, чтобы им не было холодно зимой. Педагог сообщает малышам, что рисовать они будут жесткой кисточкой, предлагает взять ее в руки, потрогать. Кисть нужно держать вертикально, ближе к «юбочке». Детям предоставляется право выбрать окраску своего котенка — серую, рыжую или черную. Воспитатель демонстрирует на доске процесс рисования шерстки на готовом силуэте котенка. Самостоятельная деятельность детей. Выставка работ. Кошечка очень довольна (теперь котятки зимой не замерзнут) и говорит ребятам «спасибо». |
Иванова Э. | «А у зебры есть полосочки везде» (рисование гуашью) К ребятам приезжает доктор Айболит и приглашает их в жаркие страны. Дет отгадывают загадки про африканских животных:
Затем ребята закрывают глазка, садятся на ковер-самолет (обычный ковер) и «летят» в Африку. На доске вывешены картинки с изображением животных. Проводится физкульминутка «Зебра полосатая»
Доктор Айболит обращает внимание, что зебра на картинке без полосок — их смыл волшебный дождь. А помочь зебре могут только ребята — нарисовать ей новые черные полосочки. Педагог демонстрирует приемы изображения полосок. Самостоятельная деятельность детей. Выход из сказки: дошкольники с Айболитом снова садятся на ковер-самолет и прилетают в группу. Айболит прощается с ними. |
Марченко О.И. | «Оденем ежика» (рисование фломастером) В гости к малышам приходит ежик из леса. Воспитатель беседует с детьми, спрашивает, кто из ребят видел живого ежа, зачем ему нужны колючки. Проводится физкульминутка «Ежик и барабан»
Педагог предлагает детям «одеть ежика» – нарисовать на его спинке иголки с помощью фломастера. Демонстрирует процесс изображения. Дети рисуют самостоятельно, а затем рассматривают рисунки друг друга. |
Алексеева Ф.Ш. | «Ушастый заяц» Воспитатель предлагает малышам отправиться в зимний лес на лыжах. Дети имитируют процесс надевания лыж и идут. На снегу (бумаге, которая лежит на полу) они замечают чьи-то следы. С помощью педагога ребята определяют, что они принадлежат лисице, зайчику, волку и птичкам. Дети отгадывают загадку про зайца. Появляется грустный зайчик, о шепчет воспитателю на ушко, что ему скучно одному играть. Педагог и дети предлагают нарисовать ему множество друзей. Обговаривается, какого цвета у этого животного шубка зимой, какие у него есть части тела. Воспитатель показывает детям процесс рисования зайца белой краской с помощью жесткой кисточки. Изображение начинается с самой большой части — туловища, затем рисуется голова, ушки, хвостик, лапки. Дети догадываются, что не хватает глазок, носика и усов — их нужно нарисовать обычной кисточкой. Проводится физкульминутка «Зайцы»
Дети рисуют самостоятельно. Зайчик очень сильно радуется, что обрел новых друзей, и прощается с малышами. Выход из сказочной ситуации — дети снова «надевают» лыжи и возвращаются из леса в группу. |
Схема составления конспекта занятия
Занятие для малышей длится 15 минут. Это время распределяется между тремя этапами освоения темы:
- вводным этапом — до 3 минут, направленным на мотивацию ребят;
- основным этапом — до 10 минут, посвящённым описанию порядка работы, демонстрации образцов рисунков и самому процессу рисования, который предваряется пальчиковой гимнастикой и/или физкультминуткой;
- заключительным этапом — до 2 минут, на котором педагог хвалит и благодарит всех малышей за работу.
Таблица: Черяпкина Л. Конспект занятия по рисованию на тему «Воздушные шары» во второй младшей группе (фрагменты)
Этап | Суть |
Вводный | Воспитатель сообщает детям, что у него есть для них подарок и просит отгадать загадку: Я на праздник спешу, Их за ниточку держу: Красный, жёлтый, голубой — Плывут над головой, Лучше нет для детворы, Чем воздушные. — Шары (помогает, если дети затрудняются ответить, показывает шарик)…> |
<�… Воспитатель предлагает детям поиграть с шариком. Физминутка: Дети встают в круг, берутся за руки. Взрослый медленно, напевно произносит слова, отступая назад: — Раздувайся мой шар! — Раздувайся большой…» Все останавливаются, держась за руки и образуя большой круг. Воспитатель продолжает: — Оставайся такой и не лопайся… хлоп! — Надуваем ещё раз! — Повторяет слова игры. Шарик любит, когда его подбрасывают вверх и ловят, шарик хочет полежать, шарик умеет прыгать (дети выполняют разнообразные движения). | |
Основной | Воспитатель: — Вам нравится играть с шариком? Давайте нарисуем много шариков. — Очень любят малыши Краски и карандаши. Ими будем рисовать Что? Ты сможешь угадать? (шарик) — Ребята, сегодня мы будем рисовать цветные шары. У вас на листочках нарисованы разноцветные ниточки. Давайте к красной ниточке «привяжем» красный шарик, к синей — синий, к жёлтой — жёлтый шарик, а к зелёной — зелёный шарик. |
Пальчиковая гимнастика | |
Воспитатель показывает детям, как правильно держать кисть: тремя пальцами, чуть выше железного наконечника, следит, чтобы дети сидели прямо. Сначала дети выполняют круговые движения в воздухе, затем осторожно обмакивают кисточку сначала в воду, затем в краску. Лишнюю краску отжимают о край баночки. Кисточку промывают от краски, вытирают салфеткой. | |
Заключительный | Воспитатель выставляет все детские рисунки на выставку, проводит анализ детских работ, хвалит детей, при необходимости помогает ребёнку, который затрудняется при выполнении задания. |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-risovaniyu-vo-vtoroi-mladshei-grupe-konspekt-nod-vozdushnye-shary-dlja-detei-2-ml-gr.html |
Видео: занятие по рисованию на тему «Цыплёнок» во второй младшей группе
Рисование на анималистические темы с младшими дошкольниками открывает новые грани их представлений о мире вокруг, расширяет опыт восприятия форм, размеров объектов, а также оттенков цветов. Занятия этим видом изодеятельности помогает также раскрыть творческие способности маленьких воспитанников, учит их работать с разными материалами для рисования, что является важным этапом формирования экспериментально-исследовательской деятельности. А также воспитывает уважительное и бережное отношение к животным и природе в целом.
Примеры готовых работ воспитанников детского сада с комментариями
Использование различных техник (привычных и нетрадиционных) развивает творческую фантазию детей и мелкую моторику. Работы получаются разнообразными и оригинальными. Так, рисование тычком с помощью жесткой кисти идеально передает мохнатую шкуру медведя (рисунок «Мишка косолапый»), переливающуюся на зименм фоне белоснежную шубку зайчика («Зайчишка беленький» и пушистую шерстку кошки («Рыжий кот»).
На высоком уровне выполнены работы «Мишутка» – фигуру медведя воспитанники младшей группы изображали самостоятельно с помощью только простого карандаша. Мелкая штриховка по контуру передает структуру шкуры медведя. Вполне реалистично нарисована мордочка зверя.
При выполнении композиции «Котенок» дети самостоятельно выбирали цвет животного. На фоне многочисленных рыжих домашних питомцев очень эффектно смотрится черный котенок.
Аккуратно нарисованы шишки на рисунках «Шишечки для белочки» (малыши дополняли изображение елки и белочки.
В работе «А у зебры полоски есть везде» ребенок не только разукрасил шкуру животного, но и с помощью зеленых мазков изобразил травку, на которой оно стоит.
Интересно смотрится ежик, раскрашенный с помощью пальчиков — за счет применения этой техники возникает интересный объемный эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: формировать представление о семье и её членах, о доброжелательных, дружеских взаимоотношениях родных людей.Задачи:Образовательные:-называние членов семьи, активное пользование обобщающим с.
Цель:научить изображать предметы округлой формы одним движением руки.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе «Лодочка».
Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе, адаптированный для проведения в условиях карантина.«Яблоки для зайчат»Подготовила Кирейчикова М.Ю.Ц.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе, адаптированный для проведения в условиях карантина.«Яблоки для зайчат».
Развитие продуктивной изобразительной деятельности: умения рисовать с помощью ватных палочек, используя гуашь.
Источник