План самообразования на тему «Формирования понятия числа у дошкольников»
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 59 «Золотой ключик»
План самообразования
на тему «Формирования понятия числа у дошкольников» на 2020-2021 учебный год.
Васильева А.А.
г.Улан-Удэ
2020г.
План самообразования воспитателя ДОУ по теме: «Формирование понятия числа у дошкольников».
Тема:
Формирование понятия числа у дошкольников.
Цель:
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.
3. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
4. Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности учебные и воспитательные программы с применением ИКТ.
5. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы.
6. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Актуальность выбранной темы.
«Математика приводит в порядок ум».
М. В. Ломоносов.
Умственное воспитание ребенка — важнейшая педагогическая задача на всех возрастных этапах развития дошкольника. Одна из основных задач умственного воспитания — ознакомление детей с факторами и явлениями окружающего мира. При знакомстве с ними обогащаются представления детей, стимулируется любознательность и познавательные интересы.
Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.
Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП.
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только читать и считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать. Отправляясь в увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок не зубрил математические понятия, а приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Мы же, педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.
Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счёта, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребёнок поймёт и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
Известно, что математика – огромный фактор интеллектуального развития ребёнка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приёмы мыслительной деятельности.
Многие современные родители считают, что если ребёнок умеет читать и считать, то он готов к школе, но это заблуждение. Для того чтобы дошкольник соответствовал социальной роли ученика, он должен обладать такими качествами, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, у него должно быть желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Перспективный план работы по самообразования на 2022 -2021 учебный год.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение литературы. | Сентябрь – май | 1. Пономарева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. Изд. Мозаика-Синтез. М.: 2016. 2. Развивающие занятия с детьми 5-7 лет. / под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2009. 3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. — М., 2000. 4.А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74. 5. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 . 6. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение 1989. | 1.Разработка конспектов НОД. 2. Разработка индивидуальных заданий для дошкольников. |
Работа с детьми | Сентябрь | Дидактическая игра «Сколько?», «Какой цифры не стало?». | Картотека дидактических игр. |
Октябрь | Дидактическая игра «Путаница?», «Что изменилось». | Сюжетно – ролевая игра «Прогулка в лес». | |
Ноябрь | Игра «Чудесный мешочек», «Цифры — вкладыши» | Вечер подвижных игр математического содержания «Вышли мышки как – то раз», «Космонавты». | |
Декабрь | Дидактическая игра «Считай не ошибись», «Вставь пропущенные цифры». | Театрализованная игра «Колобок ищет друзей». | |
Январь | Дидактическая игра «Цифры заблудились», «Новоселье». | Открытое мероприятие «Парад цифр». | |
Февраль | Дидактическая игра «Кто первый назовёт?», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» | Математическая прогулка | |
Март | Дидактическая игра «Считай — не ошибись! », домино «Весёлая зарядка» | Математическая викторина «Угадай -ка». | |
Апрель | Дидактическая игра «Весёлый счёт», «Логический поезд». | Сюжетно – ролевая игра «Магазин». | |
Май | Сюжетно – ролевая игра «Билетик в кино», дидактическая игра «Чей домик?» | Открытое мероприятие «Приключения Незнайки». | |
Сентябрь – май | Чтение художественной литературы детям: А.Барто «Арифметика», В.Кудрявцева «В рыбьем царстве», Г.Дядина «Весёлые ступеньки», А.Гольцева «Весёлые цифры», О.Емельянова «Задачки в стихах для малышей», В.Степанова «Галочка — считалочка», Ю.Яковлев «Давайте, ребята, учиться считать». | ||
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация «Развитие у детей представлений и понятий о числе и счете». | Картотека дидактических игр. |
Январь | Подготовка картотеки игр для детей старшей группы. | Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника». | |
Май | Консультация «Весёлые задачки в стихах для дошкольников». | «Математика своими руками» (выставка дидактических игр, атрибутов). | |
Самореализация | В течении года | Обобщение опыта в виде консультации | «Методика формирования количественных представлений в средней группе». |
Май | Отчёт по теме самообразования. |
Перспективный план самообразования на 2022 – 2022 учебный год.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | |
Изучение литературы. | Сентябрь – май | 1. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», — М.:2005. 2. Метлина А. С. «Математика в детском саду» Просвещение, 2006. 3. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры. — М.: Просвещение, 1987. — 96 с. 4. Сорокина А. И. Дидактическая игра в детском саду. — М.: Просвещение, 1982. — 98 с. 5. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников,»– М.: 2006. 6. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996. 7.А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74. 8.Пономарева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа. Изд. Мозаика-Синтез. М.: 2016. | 1.Разработка конспектов НОД. 2. Разработка индивидуальных заданий для дошкольников. | |
Работа с детьми | Сентябрь | Дидактическая игра «Сколько?», «Угости зайцев морковками». | Картотека дидактических игр. | |
Октябрь | Дидактическая игра «Возьми столько же», «Убери лишнее». | Сюжетно – ролевая игра «Магазин». | ||
Ноябрь | Игра «Чудесный мешочек», «Постучи столько же раз». | Вечер подвижных игр математического содержания «Вышли мышки как – то раз», «Найди свой домик». | ||
Декабрь | Дидактическая игра «Сколько?», «Сделай поровну». | Театрализованная игра «Теремок». | ||
Январь | Дидактическая игра «Узнай, поровну ли?», «Убери лишнее». | Открытое мероприятие «». | ||
Февраль | Дидактическая игра «Угости кукол конфетами»», «Расставь парами». | |||
Март | Дидактическая игра «Украсим платок », домино «Один — много» | |||
Апрель | Дидактическая игра «Чего больше – чего меньше», «Разложи по порядку». | Сюжетно – ролевая игра «Магазин». | ||
Май | Сюжетно – ролевая игра «День рождение Вари», дидактическая игра «» | Открытое мероприятие «Научим Зайку математике». | ||
Сентябрь – май | Чтение художественной литературы детям: А.Барто «Арифметика», В.Кудрявцева «В рыбьем царстве», Г.Дядина «Весёлые ступеньки», А.Гольцева «Весёлые цифры», О.Емельянова «Задачки в стихах для малышей», В.Степанова «Галочка — считалочка», Ю.Яковлев «Давайте, ребята, учиться считать». | |||
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация «Развитие у детей представлений и понятий о числе и счете». | Картотека дидактических игр. | |
Январь | Оформить папку передвижку «Занимательная математика дома в повседневной жизни». | Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника». | ||
Май | Консультация «Методика формирования количественных представлений в младшей группе». | «Математика своими руками» (выставка дидактических игр, атрибутов). | ||
Самореализация | Январь | Выступление на педсовете. | «Методика формирования количественных представлений в младшей группе». | |
Май | Отчёт по теме самообразования. Показ открытого мероприятия. | Выступление на педсовете. Открытое мероприятие «Уроки тётушки Совы». | ||
Сентябрь – май | мини – сайт на портале nsportal.ru для обмена опытом с другими регионами. | Участие в конкурсах. |
Перспективный план самообразования на 2022 – 2022 учебный год.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | |
Изучение литературы. | Сентябрь – май | 1. Пономарева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа. Изд. Мозаика-Синтез. М.: 2016. 2. Развивающие занятия с детьми 5-7 лет. / под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2009. 3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. — М., 2000. 4.А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74. 5. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 . 6. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение 1989. | 1.Разработка конспектов НОД. 2. Разработка индивидуальных заданий для дошкольников. | |
Работа с детьми | Сентябрь | Дидактическая игра «Сколько?», «Какой цифры не стало?». | Картотека дидактических игр. | |
Октябрь | Дидактическая игра «Путаница?», «Составь цифру». | Математическая сказка «Приключения колобка». | ||
Ноябрь | Игра «Сорока — почтальон», «Цифры — вкладыши» | Вечер подвижных игр математического содержания «Займи своё место», «Весёлый автобус». | ||
Декабрь | Дидактическая игра «Найди пару», «Вставь пропущенные цифры». | Театрализованная игра «Теремок». | ||
Январь | Дидактическая игра «Цифры заблудились», «Живые числа». | Открытое мероприятие «Лабиринт». | ||
Февраль | Дидактическая игра «Число как тебя зовут?», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» | Пополнение уголка математики. | ||
Март | Дидактическая игра «Числовая лесенка», домино «Весёлая зарядка» | Математическая викторина «Угадай -ка». | ||
Апрель | Дидактическая игра «Весёлый счёт», | Сюжетно – ролевая игра «Магазин». | ||
Май | Сюжетно – ролевая игра «Билетик в кино», дидактическая игра «Найди на один меньше». | Открытое мероприятие «Волшебная коробочка». | ||
Сентябрь – май | Чтение художественной литературы детям : С.Я. Маршак «Весёлый счет», А. Гольцева «Весёлые цифры», М.Шварц «Весёлый счёт от 0 до10», Н. Владимирова «Обратный счёт», В.Осеева «Пять сыновей», А.Усачёв «Семь сорок» и т.п. | |||
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация «Развитие математических способностей у дошкольников 6 -7 лет». | Картотека дидактических игр. | |
Январь | Консультация «Этапы знакомства дошкольников с двузначными числами». | «Математика своими руками» (выставка дидактических игр, атрибутов). | ||
Май | Оформить папку передвижку «Арифметические загадки для дошкольников». | Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника». | ||
Самореализация | Январь | Показ открытого мероприятия. Выступление на педсовете. | Открытое мероприятие «Было у уточки десять цыплят». «Методика формирования количественных представлений в подготовительной к школе группе». | |
Май | Отчёт по теме самообразования. Показ открытого мероприятия. | Выступление на педсовете. Открытое мероприятие «Волшебная коробочка». | ||
Сентябрь – май | мини – сайт на портале nsportal.ru для обмена опытом с другими регионами. | Участие в конкурсах. |
Перспективный план самообразования на 2022 – 2022 учебный год.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | |
Изучение литературы. | Сентябрь – май | 1. Развивающие занятия с детьми 5-7 лет. / под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2009. 2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. — М., 2000. 3.А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74. 4. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 . 5. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: росвещение 1989. | 1.Разработка конспектов НОД. 2. Разработка индивидуальных заданий для дошкольников. | |
Работа с детьми | Сентябрь | Дидактическая игра «Сколько?», «Какой цифры не стало?». | Картотека дидактических игр. | |
Октябрь | Дидактическая игра «Путаница?», «Составь цифру». | Математическая сказка | ||
Ноябрь | Игра «Сорока — почтальон», «Цифры — вкладыши» | Вечер подвижных игр математического содержания «Займи своё место», «Весёлый автобус». | ||
Декабрь | Дидактическая игра «Найди пару», «Вставь пропущенные цифры». | Театрализованная игра «Теремок». | ||
Январь | Дидактическая игра «Цифры заблудились», «Живые числа». | Открытое мероприятие «Весёлый счёт». | ||
Февраль | Дидактическая игра «Найди ошибку», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» | Пополнение уголка математики. | ||
Март | Дидактическая игра «Числовая лесенка», домино «Весёлая зарядка» | Математическая викторина «Угадай -ка». | ||
Апрель | Дидактическая игра «Весёлый счёт», | Сюжетно – ролевая игра «Магазин». | ||
Май | Сюжетно – ролевая игра «Билетик в кино», дидактическая игра «Найди на один меньше». | Мини -олимпиада «Юный математик». | ||
Сентябрь – май | Чтение художественной литературы детям : С.Я. Маршак «Весёлый счет», А. Гольцева «Весёлые цифры», М.Шварц «Весёлый счёт от 0 до10», Н. Владимирова «Обратный счёт», В.Осеева «Пять сыновей», А.Усачёв «Семь сорок» и т.п. | |||
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация «Развитие математических способностей у дошкольников». | Картотека дидактических игр. | |
Январь | Консультация «Развитие у детей представлений и понятий о числе и счете». | «Конкурс математических загадок, пословиц, считалок, игр и игрушек». | ||
Май | Оформить папку передвижку «Арифметические загадки для дошкольников». | Конкурс «Книжки-малышки математического содержания». | ||
Самореализация | Январь | Показ открытого мероприятия. Выступление на педсовете. | Открытое мероприятие «Царица чисел». «Развиваем логику». | |
Май | Отчёт по теме самообразования. Показ открытого мероприятия. | Выступление на педсовете. Открытое мероприятие «Царица чисел». | ||
Сентябрь – май | мини – сайт на портале nsportal.ru для обмена опытом с другими регионами. | Участие в конкурсах. |