ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАНЕТАРИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 000, г. Череповец

Планетарий в детском саду

Предисловие

С целью создания условий для развития у детей представлений о Солнечной системе и различных космических явлениях, для знакомства с планетами, вращающимися вокруг Солнца, созвездиями, кометами, метеоритами, солнечным и лунным затмениями, педагогами нашего учреждения был задуман и реализован проект «Планетарий».

Помещение для реализации проекта нашли быстро – просторный коридор первого этажа прекрасно подходил для намеченной цели. Проведенный конкурс дизайн-проектов выявил победителя – им стала воспитатель . Для превращения коридора в планетарий требовались краски, валики, кисти и отделочные материалы. Все материалы мы приобрели на доход учреждения от оказания дополнительных платных образовательных прямо на глазах. Появились очертания нашего родного города, края, с их великолепной богатой природой, над верхушками деревьев полетели вверх вертолеты, самолеты. Цвет неба стал насыщеннее и там, в вышине, завис аэростат, стремительно понеслась ввысь ракета. Слои атмосферы становились все плотнее, и вот мы увидели космос. Там тоже работают люди. Их летательные аппараты и космические корабли разнообразны по внешнему виду. А дальше – проносятся метеориты, кометы, мерцают на звездном небе созвездия зодиакального круга. И, конечно, Солнце, такое яркое и далекое от нас.

Чтобы «купол звездного неба» имел завершенный вид, родители наших воспитанников собрали две «космические» шторы из блестящих нитей хрусталиков и бисера. Придумала такую штору мама Саши и Алены Виноградовых, Анна Викторовна. Получилось просто сказочно и завораживающе. Воспитатели и выполнили роспись стен пейзажами родного города. Мы привлекли дизайнера и изготовили для проведения занятий в планетарии откидную мебель – скамейки для детей, столик для демонстрации материала.

Педагоги разработали специальные дидактические материалы для работы в планетарии, сделали подборку книг и демонстрационного материала на тему «Космос», сшили костюмы для организации игр и занятий.

Наш планетарий дает возможность знакомить детей с основами астрономии, рассказывать о земном шаре, его атмосфере, позволяет в игровой деятельности совершить полет в неизведанный мир Космоса, увидеть вблизи все планеты Солнечной системы, расширить кругозор и повысить уровень общего развития детей. Также очень удобен планетарий для знакомства детей с видами транспорта, ведь он дает представление о наземном, водном, воздушном и космическом видах транспорта.

А в группе №7 воспитатели создали свой планетарий, который знакомит детей с проблемой загрязнения окружающей среды, с ухудшением экологических условий.

Путешествие на Луну

Конспект сюжетно-ролевой игры

Цели:

ü Формировать умение самостоятельно развивать несложный сюжет, раскрывающий события, которые могут происходить в космосе.

ü Предоставлять возможность применять свои знания из различных источников (книг, энциклопедий, бесед, рассматривания картинок, фильмов о космосе).

ü Продемонстрировать способ согласования сюжета перед игрой.

ü Дать возможность самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

ü Тренироваться в умении попеременно выполнять 2-3 роли.

ü Закреплять полученные о космосе (а, в частности, о Луне) знания.

ü Учить использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы-заместители.

ü Развивать творческое воображение.

ü

Игровые материалы: к

арта космического неба, игрушечные элементы космических кораблей, бинокли, скафандр для космонавта, костюмы инопланетян, строительный материал.

Предлагаемая предварительная работа:

ü Экскурсия в планетарий детского сада.

ü Просмотр фильма об исследовании космоса (в частности, о Луне) – может быть дано в качестве домашнего задания.

ü Чтение книг о космосе.

ü Рассматривание иллюстраций и энциклопедий про космос, планеты, инопланетян

ü Обобщающая беседа по проделанной работе.

ü Беседа о профессии космонавта.

ü Беседа «Труд людей на космических кораблях».

ü Беседа о том, как в космических кораблях живут космонавты во время полета, чем питаются и т. д.

ü Рассматривание иллюстраций о том, как устроен космический корабль.

ü Дидактические игры «Что нужно, чтобы полететь на Луну», «На воде, в воздухе, на земле», «Кто больше назовет действий».

ü Подвижная игра «Самолеты».

ü Изобразительная деятельность и ручной труд:

— рисование самолетов, космических кораблей, звездного неба, инопланетян, космонавтов;

— лепка самолетов, летающих тарелок, планет;

— вырезание по контуру звездочек для создания декораций игры и т. д.

— совместное изготовление с родителями костюмов космонавта, инопланетян.

ü Накопление атрибутов для игры: бинокли, рули управления, элементы космических кораблей (антенны, пульты и т. д.).

ü Создание планетария в группе.

Игровые роли:

космонавты, инопланетяне, диспетчер на Земле.

Ход игры:

ü Воспитатель приглашает 3-4 детей полететь на Луну.

ü На стол приносится коробка для игры с соответствующим материалом.

ü Воспитатель:

«Для кого нужны эти вещи? Что делает космонавт во время полета? Где встречают нас инопланетяне?»

ü Из крупного строительного материала сооружается космический корабль.

ü Воспитатель берет на себя роль космонавта – показывает образец ролевых действий: запуск космического корабля, фотографирование космоса, использование бинокля, телескопа.

ü Высадка на Луну, встреча с инопланетянами. Воспитатель помогает построить ролевой диалог:

— «У вас сейчас утро или ночь?»

— «А какая у вас погода: теплая, холодная?»

— «Чем вы занимаетесь на Луне?»

— «А много ли жителей на Луне?»

— «Чем вы питаетесь?» и т. д.

Далее инопланетяне могут угостить космонавтов волшебным напитком, предложить поиграть с ними, провести экскурсию на Луне и т. д.

ü Воспитатель поощряет, поддерживает инициативу в формировании воображаемой ситуации

ü Посадка в космический корабль, возвращение на Землю.

Окончание игры:

Дети, которые только что побывали в космосе, делятся впечатлениями с остальными ребятами, отвечая на их вопросы: «Тебе понравилось или ты испугался?», «Что интересного тебе встретилось на Луне?», «Если ты полетишь в следующий раз, кем бы ты хотел быть, космонавтом или инопланетянином?», «Какими качествами должен обладать космонавт?».

Варианты игры:

ü Перед началом игры провести подготовку космонавтов к полету: знакомство с качествами космонавтов (сильные, умные, трудолюбивые, веселые и дружелюбные)

; испытание силы
(бегают, упражняются на бревне, прыгают, выполняют гимнастические упражнения, соревнуются по метанию в цель)
; проверка знаний по развитию речи
(например, задаются вопросы: «На какой планете мы живем?», «Кто первый полетел в космос?», «Луна – это планета или нет?» и т. д
.); конкурс на лучшую поделку из пластилина и т. д.

Особенности бизнеса, плюсы и минусы

Изначально планетарии преследовали образовательные и просветительские цели, но со временем предприниматели увидели в них коммерческий потенциал. В данном случае именно стремление граждан проводить свой досуг интересно и разнообразно и привело к появлению мобильных версий подобных заведений. Программы планетариев больше уже не ограничиваются астрономией и демонстрацией созвездий: в их репертуар входят ролики о природе, палеонтологии, истории, естествознанию. Есть даже художественные фильмы, предназначенные для показа на полусферическом экране.

Соответственно, контент мобильных планетариев из скучных лекций превратился в настоящее шоу. Кому понравятся такие развлечения:

  • Основными посетителями планетария станут дети школьного возраста. Большинство фильмов имеет познавательный характер, что соответствует интересам изучающих окружающий мир подростков.
  • Дошкольников тоже может заинтересовать планетарий. Но малышей рекомендуется не пускать на сеансы, а дети старше 5 лет должны быть вместе с родителями. Яркая картинка и громкие звуки могут их испугать.
  • Не стоит исключать из числа зрителей взрослых. Сегодня студии выпускают много серьезных фильмов об устройстве живых организмов и Вселенной, черных дырах и темной материи. На такие сеансы приходят все.

Поскольку аудитория мобильных планетариев не имеет ограничений по возрасту или социальному положению, можно предположить, что подобный бизнес станет актуальным в любом городе и в любом обществе. Кроме того:

  • Открытие мобильного планетария не требует таких серьезных вложений, как создание другого развлекательного заведения — антикафе, боулинга или бильярдной.
  • В России и за рубежом есть много студий, предлагающих ассортимент фильмов для любой аудитории — от дошкольников до пенсионеров.
  • Найти оборудование для планетария легко. В отличие от стационарных заведений, здесь используется обычная оргтехника, а сам купол стоит недорого.
  • Для работы планетария нужно минимальное количество сотрудников. Обслуживать его предприниматель может и самостоятельно.
  • Вследствие небольших накладных расходов достигается высокая рентабельность, а начальные инвестиции даже при средней загрузке окупаются менее чем за полгода.

Несмотря на такие достоинства, в интернете часто можно увидеть объявления о продаже комплектов мобильных планетариев. Это объясняется недостатками, которые начинающие предприниматели забыли учесть:

  • Планетарию приходится конкурировать с другими развлечениями, в числе которых 3D-кинотеатры, аттракционы и театрализованные представления.
  • Репертуар быстро надоедает зрителям, а за новые фильмы приходится платить. Лицензия на хорошую программу может стоить до двух тысяч евро.
  • Из-за информационной перегрузки аудитория становится пассивной и стремится к новым знаниям далеко не так активно, как пару десятилетий назад.

«Солнечная система»

Цель:

Дать детям представление о солнечной системе; дать представление о том, что Солнце и планеты имеют шарообразную форму; развивать концентрацию внимания, воображение; развивать координацию движений

Материал:

Коробка с 8-ю различными шариками – планетами, большим желтым шаром – Солнцем, веревочки-орбиты, «пояс астероидов», черная ткань.

Возраст:

5 – 6 лет

Упражнение 1 1. Учитель с ребёнком приносят материал. Достают и расстилают ткань на коврике.

2. Учитель раскладывает Солнце и планеты, проводя трехступенчатый урок:

a. Это Солнце. Солнце – шар.

· Это планета Меркурий. Планета – шар.

· Это планета Венера. Планета – шар и т. д.

· Это орбита – постоянный путь, по которому планета вращается вокруг Солнца.

· Это комета – глыба льда с твердыми частицами и облаком газа, которое растягивается сзади, как хвост.

b. Покажи мне…

· Дай мне…

· Положи…

c. Это что?

3. Ребенку предлагается разложить материалы самостоятельно.

Упражнение 2. 1. Учитель и ребенок приносят материал на коврик.

2. Достают первые три планеты: Меркурий, Венеру, Землю;

3. Учитель дает трехступенчатый урок названий.

4. Раскладывают уже известные планеты по порядку.

Примечание: Таким же образом учат другие названия планет.

Упражнение 3. 1. Ребенок приносит материал на коврик; выкладывает Солнечную систему.

Учитель показывает работу с карточками-названиями.

Упражнение 4. 1. То же, что и в упр.3

2. Вводятся карточки с цифрами – порядковыми номерами планет. Вариант

: Достаются только планеты, карточки с названиями и цифрами. Задание: «Разложи к планетам название и порядковый номер».

Упражнение 5.

Рисование своей Солнечной системы.

Упражнение 6. 1. Карточки с текстами – сведениями о планетах, о поясе астероидов, Солнце, кометах, Солнечной системе.

Чтение и раскладывание

Контроль ошибок: Контрольный плакат «Строение Солнечной системы».

Преимущества предложения мобильного планетария для детских учреждений

  1. Не нужно организовывать поездки детей, мобильный планетарий сам прибудет туда куда нужно и в любое время.
  2. Сеанс со всеми организационными моментами занимает ровно один урок, поэтому нет необходимости ломать образовательный процесс.
  3. Сеансы в планетарии увеличивают интерес к развитию и обучению, повышают степень усвоения учебных материалов, так как совмещают развлекательные, воспитательные и образовательные моменты.

Мобильный планетарий является абсолютно безопасным, так как состоит из пожароустойчивого материала, он не имеет пола, поэтому возможен беспрепятственный выход. Внутри планетария постоянно работает система вентиляции, а значит и душно там не может быть.

«Солнечная система 2»

Цель:дать детям представление о Солнечной системе;

дать представление о том, что Солнце – это звезда и имеет шарообразную форму;

дать представление о том, что все планеты имеют шарообразную форму;

познакомить с названием планет Солнечной системы;

дать представление о движении планет вокруг Солнца.

Материал: Коробка с восемью различными шариками – планетами, большим желтым шаром – Солнцем, деревянное наборное полотно с углублениями для планет и нарисованными орбитами, контрольная карта.
Показ I: 1. Учитель с ребенком приносит материал. Достает наборное полотно.

2. Учитель показывает на наборное полотно, раскладывает шарики и говорит: «Это Солнечная система. В центре – Солнце. Солнце – это звезда. Вокруг не вращаются планеты».

3. Учитель раскладывает модели планет, дает им название, сравнивает модели планет с изображениями на контрольной карте.

a.

Учитель говорит: «Мы выложили Солнечную систему. А теперь, попробуй сам».

Упражнения 1. Учитель выкладывает на наборное полотно модель Солнца и модель Меркурия. Проводит трехступенчатый урок.

— Это Солнце. Солнце это звезда.

— Это планета.

— Это орбита – путь, который проходит планета вокруг Солнца.

2. Учитель и ребенок приносит материал, достают первые три планеты: Меркурий, Венеру, Землю. Дается трехступенчатый урок названий. Таким образом, учат названия всех планет.

3.

Рисование своей Солнечной системы.

Возраст 4-7лет

Сколько можно заработать, открыв мобильный планетарий

За будние дни примерно будет совершено 8 выездов в месяц, в каждый выезд будет обслуживаться 3 группы (15 человек). В выходной день будет проводиться около 5 сеансов, но загруженность зала будет только 20%. Итого количество обслуженных людей в месяц составит: (8 х 3 х 15) + (8 х 5 х 15 х 20%) = 480 проданных билетов.

Цена 1 билета = 100 руб.

Итого выручка в месяц: 480 х 100 = 48 000 руб.

Чистая ежемесячная прибыль: 48 000 – 30 000 = 18 000 руб.

Годовая прибыль: 18 000 х 12 = 216 000 руб.

Срок окупаемости проекта «Мобильный планетарий» составит 1 год.

Данные показатели рассчитаны с учетом очень низкой загруженности проекта. В условиях достойной рекламы и ежедневной работы показатели экономической эффективности будут гораздо выше.

«Созвездия»

Цель:

Дать представление о созвездиях; развивать внимание, зрительное восприятие; пополнять словарный запас, стимулировать интерес к исследованию окружающего мира.

Материал: 1 набор:

В коробочке:

· Контрольные карточки с созвездиями и их названиями;

· Карточки с изображением созвездий;

· Карточки с названиями.

2 набор: 2 коробочки, одна с черной тканью, в другой картонные звездочки (большие и поменьше); карта звездного неба.

Возраст:

5-8 лет

Упражнение 1

С набором по типу словарных карточек.

Упражнение 2 Материал: объединенные 1 и 2 наборы.

1. Достают материал: контрольные карточки с созвездиями и их названиями; черную ткань и набор картонных звездочек.

2. В центр коврика вверху кладут контрольные карточки; под ними раскладывается ткань. Справа – коробочка со звездами.

3. Ребенок выкладывает на ткани звездочками разной величины первое созвездие, прочитав сначала его название.

Затем убирает его, откладывает контрольную карточку в сторону; читает и составляет второе созвездие, и т. д.

Упражнение 3 Материал: 1 и 2 набор – карточки с изображением созвездий и карта звездного неба.

Рассмотреть созвездия, найти его на карте, прочитать название (усложнение: подобрать карточку с названием)

Упражнение 4 Материал: карта звездного неба; коробочка со звездами, ткань.

Рассмотреть созвездия на карте; выложить понравившиеся созвездия на ткани.

Упражнение 5 Трехступенчатый урок названий созвездий.

Игра в паре: 1 ребенок показывает карточку с изображением созвездия. 2-й ребенок называет (или подбирает карточку со словом).

Упражнение 6 Можно изготовить свой материал:

· Срисовать созвездия и подписать;

· Выполнить аппликацию.

Примечание: различные варианты дети могут придумать сами в процессе работы.

Контроль ошибок Зрительный – по контрольным карточкам ; по контрольной карте.

Описание проекта «Мобильный планетарий»

  • Надувной купол, который выполнен из прочного не пропускающего свет материала. Внутри купола идет демонстрация видеоизображения на всей внутренней поверхности на 360 градусов. Это возможно благодаря внутреннему покрытию купола, проектору и специальному полусферическому зеркалу. Таким образом создается как бы «эффект присутствия»
  • Сооружение легкое и компактное по своей конструкции, его можно разместить практически везде, как на улице, так и в помещении. Главное чтобы помещение было площадью не меньше 40 кв. метров и высотой потолков 3,5 метра, это могут быть спортзалы детских садов и школ, торговые центры.
  • Море незабываемых впечатлений для детей и возможно взрослых. Программы планетария позволяют погрузиться в тайны мира, познать уголки нашей планеты, улучшить свою эрудицию и повысить знания об окружающем мире. Необычная подача учебного материала делает процесс познания увлекательным и доступным для детей даже в провинциальных частях нашей страны.

Установка конструкции планетария занимает в общей сложности около 20 минут, купол надувается с помощью нагнетателя воздуха за 5 минут, остальное время затрачивается на размещение оборудования и кресел. Всего 1 человек может управлять планетарием и совершать поездки в разные школы, лагеря и детские сады. Таким образом, его можно назвать мобильным.

«Рассыпная энциклопедия по космосу»

Цель: Учить работать со справочной литературой, составлять доклады
Материал: Билетик с названием; карточки с изображением предметов и явлений, тексты к ним (на обратной стороне каждой карточки стоит порядковый номер).
Возраст: 6-7 лет
Показ: 1. Этот материал называется «Рассыпная энциклопедия по космосу».

2. Ребенок выбирает любую карточку (или карточку по порядковому номеру), затем подбирает билетик с названием, и карточку с текстом.

3. Контроль осуществляется по номеру на обратной стороне.

Примечание

: По одной из карточек или по прочитанному и отработанному полностью материалу можно составить доклад, рассказ, который зачитывается или рассказывается на коллективном занятии.

Какое оборудование выбрать для мобильного планетария

Сеансы могут посещать различные возрастные группы, существует множество фильмов для разных интересов и возрастов. Купол диаметром 5 метров может вмещать в себя до 15 человек.

Возможно приобретение оборудования для планетария по отдельности так и полного комплекта под ключ. В список необходимого оборудования входит:

  1. Купол
  2. Сферическое зеркало
  3. Проектор Full hd 1920*1080
  4. Плеер c соединительными кабелями
  5. Нагнетатель
  6. Акустическая система
  7. Подставки для проектора и зеркала
  8. Соединительные провода
  9. Фильм

Все это обойдется примерно в 155 000 рублей.

Также потребуются стулья или диванчики (15 000 руб.), а также доставка оборудования (20 000 руб.). Итого капитальные вложения составят 190 000 рублей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]