Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему


Каша – нерадость наша

Если ваш малыш отказывается есть кашу, значит это – всего лишь каша. А кто же ее такую обыкновенную будет есть?!

Для малыша большое значение имеет:

  1. Внешний вид каши, то есть ее оформление. Вдохновляйтесь опытом профессиональных рестораторов, фантазируйте сами. Обязательно чередуйте каши: в понедельник – гречневая, вторник – кукурузная, среда – овсяная и так далее.
  2. Придумывайте с каждой кашкой свои увлекательные сказки, причём только после очередной ложки рассказывайте продолжение.
  3. Следуйте принципу: больше фруктов – меньше каши, и ваш малыш обязательно это оценит.

Дети очень тонко чувствуют настроение родителей, в особенности мамы. Будьте во всем и всегда мудры, терпеливы. Не срывайтесь на детях. И вы увидите, что ваш малыш спустя какое-то время придёт к вам сам, и скажет: «Мама, извини, пожалуйста, я больше так не буду!»

Мы очень надеемся, что наши несложные советы будут полезны для вас.

Внешняя мотивация

Многие родители сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации у их детей. Они не понимают, для чего нужно хорошо учиться, узнавать что-то новое. Родители начинают включать в воспитательный процесс различные методы поощрения, награды за хорошие оценки, поведение, помощь по хозяйству. Кажется, что такая внешняя мотивация –лучшее решение проблем! Но дети, которых активно стимулируют карманными деньгами и различными подарками, все равно продолжают получать двойки и устраивать драки на занятиях.
Почему такая система не работает? Давайте рассмотрим тему мотивация для детей. Внешняя мотивация ребенка может сработать только в самом начале, когда энтузиазм еще не угас. Дальше весь процесс воспринимается только с точки зрения конечного результата – награды. Поэтому вместо долгой подготовки к школьному докладу можно просто скачать готовый из интернета. А вместо подготовки к контрольной, можно списать все у соседки отличницы. Ведь такая система поощрений может породить в голове ученика мысль, что главное – это не полученные в процессе обучения знания, а оценка в дневнике, за которую похвалят родители. О таком неверном способе воспитания пишет в своей книге психолог Альфи Кон и называет такую систему «Наказание наградой».

Как выучить стихотворение

Для начала предлагаем вашему вниманию способы заучивания стихотворения с дошкольниками:

Способ 1. Учите с выражением, громко, эмоционально

Погрузите малыша в красоту стихотворной формы, и он вряд ли вам откажет.

Способ 2. Рисуйте стихи

Сделайте вашу личную иллюстрацию стихотворения, укажите авторов и возраст. Заведите для таких рисунков отдельную папку, подписывайте все работы. Затем, просматривая картинки, пытайтесь по памяти воспроизвести заученные ранее стишки.

Способ
3. Магнитофончик
Скажите ребёнку, что книжку нужно отдать соседке Маше, а сейчас пока она у нас, мы давай-ка с тобой включим в голове наш магнитофончик и запишем стихотворение. Прочитывайте фразы по несколько раз – записывайте на магнитофончик. И так куплет за куплетом.

Любовь к труду

Приобщить ребёнка к труду – не простое дело, но и здесь есть свои маленькие хитрости, позволяющие справиться с этой задачей.

Рассказывайте детям о своей работе (для чего наполняете стиральную машинку и зачем в доме нужен пылесос), приучайте детей играючи. Пусть для начала ребёнок рядышком моет понарошку детскую посуду, протирает полы (как может, как хочет) — повторяя за мамой. Например, наш трёхлетний сын, уже умело обращается с пылесосом (мы доверяем ему несложную в управлении бытовую технику, предварительно научив с ней обращаться). Также наш сын может сам выбрать и запустить нужный режим стиральной машины, загрузив ее вместе с мамой.

Вы можете приобщить к труду также с использование следующих приемов:

  • Положительным примером (видя, как мама и папа постоянно учатся чему-то новому сами, получая от этого истинное удовольствие, ребёнок непременно захочется быть похожим на вас)
  • Рассказами секретов (о кулинарии, тонкостях ведения быта или мужской работы)
  • Вознаграждением каждого поручения (покупкой небольшой игрушки, походом в развлекательный — детский парк)
  • Похвалой (не жалейте добрых слов для детей, и ни в коем случае не критикуйте)

Внутренняя мотивация

Внутренняя мотивация стимулируется тем, что ребенку нравится то, что он делает. Он сам хочет прочитать заданную книгу, сделать реферат на предложенную тему, выучить новые слова на иностранном языке. Сделать что-то без внутренней мотивации затруднительно, чаще всего это будет насилием над самим собой.

Внутренняя мотивация помогает искать творческий подход к решению проблемы, а не самый короткий путь только ради результата.

Часто внутренняя мотивация детей на учебу отсутствует, потому что ребенок не может понять, для чего ему нужно учиться выделять корни, знать формулы по физике или названия химических элементов, которые скорее всего не пригодятся ему в дальнейшей жизни. Поговорите со своим ребенком, узнайте о его планах на будущее. Какую профессию ему хотелось бы выбрать. Может быть, часть школьных знаний действительно не пригодится ему в будущем и не стоит зубрить то, что тратит колоссальное количество душевных сил. Сделайте упор на тех предметах, к которым у ребенка проявляются способности (даже если это просто занятия физкультурой). Но скатываться на двойки по нелюбимым предметам тоже не стоит. Объясните детям, что для общего развития каждый человек должен обладать минимальной базой знаний, которая преподается в школе – грамотно владеть родной речью, уметь считать, чтобы вести семейный бюджет, знать основные события мировой и отечественной истории и так далее. Поэтому, даже если предмет не интересен, нужно изучить хотя бы его основы. Если сам ребенок не может разобраться с этими основами, родители могут помочь ему или нанять репетитора (ведь мы сами во взрослой жизни тоже помним не все школьные предметы на отлично).

Использование приемов мотивации в образовательном процессе

А) «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

1. Воспитатель рассказывает, что игрушке нужна помощь, и помочь могут ей только дети.

2. Воспитатель спрашивает детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Воспитатель предлагает научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж -подопечный (же игрушка –подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

7. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Б). Создание проблемной ситуации

Воспитателем моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности: для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, назовем его «пробным» действием. Но выполнение этого «пробного» действия опирается на то новое знание (понятие или способ действий), которое ребенку только предстоит «открыть» и которое на данный момент у него пока еще отсутствует.

В связи с этим возникает затруднение. Воспитатель с помощью системы вопросов («Смогли?» – «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Так как затруднение является личностно- значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению его «детской» цели), у детей возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже новая цель, связанная с познанием (учебная задача, соотносимая с «взрослой» целью).

В) Использование субъектного опыта дошкольника

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно связанную с их жизненным опытом и личностно значимую для них. Источниками формирования ситуации могут стать реальные события, происходящие в окружающей жизни (яркие природные явления, праздники, случаи из жизни детей и их семей, события, происходящие в жизни группы), воображаемые события, события, описываемые в художественной литературе и пр. Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Г) Помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Создание мотивации строится по схеме:

1. Воспитатель сообщает детям, что собирается мастерить что — либо и просит детей помочь ему. Интересуется, как они могут ему помочь.

2. Каждому ребёнку даётся посильное задание.

3. В конце воспитатель подчеркивает, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Д) «Научи меня» — основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

1. Воспитатель сообщает детям, что собирается заняться какой — либо деятельностью и просит детей научить его этому.

2. Воспитатель спрашивает, согласны ли они помочь ему.

3. Каждому ребёнку даётся возможность научить воспитателя какому — либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Е) «Создание предметов своими руками для себя — основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Воспитатель показывает детям, какую — либо поделку, раскрывает её преимущества и спрашивает, хотят ли они иметь такую же для себя или для своих родных.

2. Далее показывает всем желающим, как изготовить этот предмет.

3. Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребёнка. Гордость задело своих рук –важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким –либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Процесс вовлечения в деятельность:

1. Что-то внести, чтоб большинство детей заинтересовалось.

2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.)

3. Приходит кто-то в гости или игрушка.

4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук…).

5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно и др.).

6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»).

7. Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; музыкальный руководитель обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то.

8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара).

9. День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы: «Какого?»).

10. Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям. Если хочет что-то сказать мальчик или застенчивый ребенок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться девочкам.

Вывод.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

-нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

-обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

-обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

-действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами

-способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки. Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение «Познание начинается с удивления». При этом важно учесть возраст детей, приемы которые подходят для младшего — среднего возраста, но не подходит для старшей и подготовительной группы.

Ошибки родителей: чего нельзя делать?

Часто люди, двигающиеся к своей цели, сдаются из-за того, что никто не сказал им простые слова: «У тебя всё получится. Я верю в тебя!». Иногда для мотивации достаточно этой элементарной поддержки.

У одних детей мотивация исчезает, не успев появиться, у других – утрачивает свою силу со временем. Из-за чего так происходит? Поговорим варианты родительских ошибок.

  1. Насилие в воспитании:
      физическое насилие;
  2. психологическое насилие (угрозы, подавление личности и т.д.).
  3. Отсутствие чёткой организации жизни ребёнка: нет режима дня, ребёнок предоставлен сам себе.
  4. Нет единства требований со стороны родителей (мама запрещает, папа разрешает; при бабушке можно, родители не узнают и т.д.).
  5. Завышенные требования к ребёнку.
  6. Гиперопека.
  7. Отсутствие внимания к предпочтениям ребёнка.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется пожелать вам, дорогие родители, чтобы вы не упускали возможность проживать свою жизнь, а не жизнь ребёнка: имели свои интересы, хобби, увлечения, ставили перед собой цели и достигали их, были мотивированы. Это будет самым ярким примером правильной мотивации для ваших детей!

Постарайтесь действовать индивидуально, ищите способы мотивации, подходящие именно для вашей ситуации. При этом не забывайте уважать интересы, желания, стремления ваших детей. И обязательно неустанно показывайте им свою любовь!

Виды внешней мотивации

Шантаж / игнорирование

Родители любят давить на чувство вины ребенка, угрожая, что не будут общаться, любить, дружить, пока ребенок не сделает что-то. Метод действенный, но негативный. Плюс ребенок быстро начинает сам им пользоваться. Не выучишь уроки – запрещу пользоваться смартфоном, получишь двойку – будешь сидеть дома все выходные и так далее. Такие угрозы разрушают доверие в отношениях и создают напряжение.

Обещание подарков

Вот получишь в четверти пятерки по всем предметам, куплю тебе новый планшет! А что, если по всем предметам не получит? А что, если старается и выкладывается, а один из учителей не оценил и поставил 4? Мотивация в будущем пропадет окончательно. Мотивировать подарками за будущие достижения – неправильный метод воспитания.

Подарки за успехи в любимом деле

Удивительно, но если заменить внутреннюю мотивацию (удовольствие от выполнения любимого занятия) на внешнюю (поощрение результата подарком), то интерес от любимого дела у детей часто пропадает. Ребенок делает то, что ему нравится для души, не ожидая поощрения за каждую нарисованную картинку в альбоме. Но если он достиг какого-то значимого результата (например, его работа заняла призовое место), всегда можно отметить такое событие всей семьей, показав, как вы рады его достижениям.

Деньги за хорошие оценки и помощь по дому

Еще один неправильный метод поощрения – оплата успехов в учебе или за выполнение домашних дел. Это кратковременный метод. Деньги не смогут повысить интеллектуальные способности ребенка или привить любовь к уборке. Родители выполняют работу по дому, не получая за это оплату. У каждого члена семьи должны быть какие-то свои бытовые обязанности по силам. Каждый человек хочет жить в чистоте и порядке, есть вкусную еду, носить постиранную одежду. И такие обязанности вполне можно разделить с ребенком. Ведь даже дошкольника можно приучить закинуть вещи в стиральную машинку, насыпать немного порошка и запустить стирку.

Сравнение

Часто родители любят сравнивать своих детей с другими детьми или с самими собой в их возрасте. У всех разные способности, темперамент и жизненные возможности. Сравнивая ребенка с кем-то другим, вы как будто обесцениваете его в своих глазах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]