«Инновационные подходы в музыкальном воспитании и развитии дошкольников»


«Инновационные подходы в музыкальном воспитании и развитии дошкольников»

Автор: Кучер Людмила Петровна

Музыкальный руководитель МБДОУ «ДС» Солнышко»

«Инновационные подходы в музыкальном воспитании и развитии дошкольников»

Инновационные подходы в музыкальном воспитании и развитии дошкольников.

«Музыка воодушевляет весь мир,

снабжает душу крыльями, способствует

полёту воображения; музыка придаёт жизнь

и веселье всему существующему…

её можно назвать воплощением

всего прекрасного и всего возвышенного»

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М.Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В.В.Медушевский): она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль.

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. При проведении НОД у детей формируется способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, искусстве, приобщаться к художественной и творческой жизни. Поэтому целью своей работы считаю – обеспечить каждому ребенку развитие музыкальных коммуникативных и творческих способностей, укрепление психического и физического здоровья.

Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбрать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Применение инновационных методов, форм и технологий в музыкальном воспитании в условиях введения ФГОС стало целью моей работы.

Цель реализую в задачах, которые отвечают насущным запросам ребенка:

  • создание условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
  • творческое развитие природной музыкальности ребенка;
  • создание условий для спонтанных творческих проявлений.

Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей. Есть ещё ряд принципов, которых я придерживаюсь на музыкальных занятиях:

  • Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть и проявлять творческие способности.
  • Дает право детям в выборе музыкального репертуара, знаний, умений, навыков,
  • Ориентируется на индивидуальные возможности и способности детей.

Нормой музыкальной жизни в детском саду, как и в моей деятельности, становится интегрированная музыкальная деятельность. Цель этого вида – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыке, живописи, театре, хореографии, поэзии), выразительных особенностей их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей.

Успех работы по музыкальному развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, труд которых направлен в первую очередь на сохранения здоровья детей. Здоровьесбережение становится приоритетным направлением в работе нашего ДОУ и многих других. Наукой доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений. Игра на инструментах развивает чувство ритма, умение играть по одному и в ансамбле. Все виды НОД способствуют решению следующих задач:

  1. Сохранению и укреплению здоровья детей;
  2. Развитию сенсорных и моторных функций.
  3. Формирование потребности в двигательной активности;
  4. Приобретение навыка правильного дыхания;

5.Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве и др);

  1. Развитию эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности;
  2. Формирование гармоничной личности.

Использование компьютера позволяет мне оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии

расширяют возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения.

С использованием ИКТ

в музыкально — образовательной деятельности, на мой взгляд, стал усиливаться познавательный интерес дошкольников к музыке, активизировалось детское внимание, так как появились новые мотивы к усвоению предложенного материала, дети стали активнее в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальная деятельность стала более содержательной, гармоничной и результативной.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:

Коммуникативные танцы.

Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

  • развития коммуникативных навыков,
  • работы над ощущением формы,
  • развития двигательной координации,
  • развития чувства ритма.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые).

Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма. Пальчиковые игры:

  • развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
  • повышают общий уровень организации ребёнка;
  • направляют на развитие чувства ритма, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Ритмодекламация под музыку

– синтез музыки и поэзии. Её можно определить, как музыкально-педагогическую модель, в которой текст можно петь и ритмично декламировать. Например, стихотворение «Апрель» С. Маршака.

Методика Карла Орфа

открывает для детей удивительный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосулек, снежинок. У детей развиваются навыки импровизации, фантазии, самостоятельному творчеству. Проведенные мною НОД на тему «Осеннее настроение», «Зимняя фантазия», «Путешествие в весенний лес», способствовали развитию чувства ритма, творчества в игре на музыкальных инструментах и свободной пляске, слышать «музыку природы» через восприятие музыки.

Метод проектирования

Современный метод интеграции деятельности, позволяет решить комплекс задач, подчиненных одной теме. Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.

Тема патриотизма

актуальна и значима в работе нашего детского сада. Этой теме я уделяю особое внимание, ведь она учит детей доброте, великодушию, любви к своей Родине и родному краю, уважению к своим родителям и друг другу. Дети участвуют в праздничных и фольклорных мероприятиях, узнают много нового о народных традициях: «
Люди пожилые, сердцу молодые
»;

«Край мой северный Ямал»;

«В дружбе наров – единство России»;

«Тепло
сердец для любимых мам»;
«Цветик – семицветик» — День семьи и другие.

Инновационные технологии, которые я применяю в своей работе, ориентированы на полноценное развитие ребенка как личность, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Анализ работы показывает, что методика интеграции и вариативности применения инновационных программ и технологий позволяет повысить уровень музыкального развития детей.

Инновационные технологии в музыкальном образовании ДОУ

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация

детский сад № 20 «Дельфинчик»

607061, Нижегородская область., г. Выкса, м-н Западный, здание №68А

e-mail: тел.: 8(83177) 6-70-50

Инновационные методы в работе музыкального руководителя в ДОО

Разработала :

Музыкальный руководитель

Петрова Е.М.

г. Выкса 2022г.

Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих формированию человека современного общества. Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Чтобы обучение для ребёнка стало интересней, насыщенней, давало детям возможность активного участия в процессе познания и творчества, необходимо использовать методы и приёмы, отвечающие запросам современных детей. Изменение окружающей жизни диктует необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий.

Поэтому одна из целей в моей работе музыкального руководителя — найти инновационные подходы в обучении и построении музыкально-игрового пространства, создать комфортные условия для усвоения программного материала.

Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.

Что такое педагогическая технология? Это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности. Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Методики и разработки Т.Боровик, А.Бурениной и Т.Сауко, Т.Тютюнниковой, О.Радыновой, М.Картушиной, постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Обруч», «Дошкольное воспитание» – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности. В технологиях этих методик очевидны:

— тесная взаимосвязь возрастной детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности ;

-разработанная Т. Боровик практика теории интонационной природы музыки;

-идеи элементарного музицирования К. Орфа;

-техники развития в детях созерцательности, сопричастности, сострадания;

-предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.

Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило мне значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.

Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я создала электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла» , детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают понять значение слов.

В разделе «Пения» применяю метод ритмодекламации (синтез музыки и поэзии). Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

В разделе «Музыкально-ритмической деятельности» широко использую технологию М.Картушиной . Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

-развития коммуникативных навыков

-работы над ощущением формы

-развития двигательной координации

-развития чувства ритма.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений , различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

Музыкально-дидактические игры также провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл? » «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. При просмотре видеозаписи у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Видеоролики позволяют интересно, ярко и понятно дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера.

Практика работы с дошкольниками в ДОО показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

При создании предметно-развивающей среды в образовательной области «Музыка» учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН, методические разработки. Но часто не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10–20 лет назад. У современных детей иные физиологические, психологические особенности, кроме этого, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая среда нашего ДОО носит проблемный характер. Ведь от того, насколько продуктивна, интересна и доступна музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповых музыкальных уголках, зависят показатели музыкального и личностного развития каждого ребенка, уровень его активности, эмоциональное состояние. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становится постоянное использование ИКТ в образовательной деятельности, на мероприятиях и музыкальных праздниках.

Использование интерактивной доски в учебном процессе даёт, во-первых, дополнительную учебную информацию, во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса. Использование новых приёмов объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное внимание детей. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

Например, знакомство с новой темой сопровождаю показом слайдов, видеофрагментов, фотографий; использую при слушании музыки показ репродукций картин художников и портретов композиторов;

Наличие ИКТ позволяет демонстрировать графический материал (модели, схемы); “посещать” музеи, театры, концерты; моделировать сюжеты и явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

В РОД используются презентации по темам: «Музыкальные инструменты», «Оркестр», «Композиторы». С помощью обучающих мультимедийных программ дети знакомятся с основами музыкальной грамоты: узнают о нотном стане и нотах, знакомятся с высотой, длительностью звуков, динамикой, темпом и тембрами музыки, основными музыкальными жанрами (песня, танец, марш- в младших группах, опера, балет – в старших), а также постигают такие понятия, как «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль», «композитор», «исполнитель», «дирижёр». Так как в нашем городе очень редко можно попасть на концерт симфонической музыки, балет или оперу, мультимедийное оборудование используется для проведения «Музыкальных гостинных», «Литературных вечеров», развлечений, посвященных знакомству детей старшего дошкольного возраста с театральными жанрами. Более прочному усвоению музыкальных понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры: «Угадай, что звучит», «Короткие и длинные звуки», «3 медведя», «Песня, танец, марш», «Весело-грустно» и др. Благодаря методу наглядности у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные и общие музыкальные способности: ладовысотный, звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма. Музыкальные клипы и показ репродукций великих художников на тему «Природа и музыка» позволяют более комплексно подойти к обучению детей восприятию музыки, способствуют более полному пониманию красоты и богатства музыкальной культуры человечества, развитию эстетического восприятия окружающего мира. Дети с удовольствием слушают сопровождаемые красочными слайдами и видеосюжетами произведения П. И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года», окунаются в сказочную атмосферу музыки Грига, Сен-Санса, Римского-Корсакова, Мусоргского. Такое слушание музыкальных произведений способствует развитию образного восприятия. В разделе «Пение» для разучивания новых песен используются дидактический приём: на экране появляются картинки, соответствующие словам песни или ребёнок должен узнать песню по картинкам и исполнить её. Этот приём закрепляет ранее разученные песни, тренирует память. Дидактическая игра на развитие дикции и выразительности речи «Сказка говорит», где дети пропевают короткие фразы, пословицы и поговорки, подражая голосам сказочных героев или животных, которых видят на экране.

В разделе «Игра на музыкальных инструментах» компьютерные презентации и игры помогают запоминать названия музыкальных инструментов, во время вступать, соблюдать общий темп и динамику при игре в оркестре. Весёлые занятия с использованием такого дидактического материала помогают преодолению излишней застенчивости, скованности повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.

В музыкальной жизни нашего детского сада широко используется мультимедийная техника. Так, праздники и развлечения сопровождаются показом красочных слайдов по теме праздника, видео-открытки с поздравлением детей для родителей, видео ролики о жизни детей в детском саду на выпускном и т.д., . Использование в работе музыкального руководителя компьютерных технологий помогает и в такой сложной в настоящее время теме, как знакомство с народными праздниками и традициями.

Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость. Применение мной на музыкальных занятиях в комплексе передовых технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать

музыку.

Литература:

1. Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3

2. Радынова О.П. «Дошкольный возраст — задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 — 30

3. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г . — №1. – с.10

4. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2010.

5. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. — 2010. — № 3. – с. 79.

6.Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25, №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.

7.Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.

8.Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.

9.Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников.

Современные технологии музыкального воспитания детей

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Ананьеву Людмилу Александровну, музыкального руководителя СП «Детский сад «Алёнушка» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Людмила Александровна делится с нами полезным материалом о современных технологиях музыкального воспитания детей. Статья будет полезна педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Людмилы Александровны:

«На современном этапе развития общества, возникает необходимость в особых условиях организации дошкольного образования, в связи со сменой образовательной парадигмы: интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики. Развитию эмоциональной сферы ребенка, на фоне этих прогрессивных изменений должно уделяться достаточное внимание гармонизации его личности. Для обеспечения творческого развития личности ребенка-дошкольника, актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий».

Творческого чтения…

Современные технологии музыкального воспитания детей

В настоящее время существует огромное количество технологий музыкального воспитания детей.

Сущность педагогической технологии заключается в том, чтобы позволить педагогу и музыкальному руководителю детского сада облечь содержание своей профессиональной деятельности в оптимальную для его реализации форму, помогающую выстроить профессиональные действия в последовательную логическую цепочку.

«Стремление к технологичности, или, иначе, к прогнозируемой, осознанной деятельности – есть своеобразное практическое отражение поиска надежных логических оснований профессионального бытия» — точка зрения И.А.Колесниковой.

Педагогическая технология – инструмент, позволяющий эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности педагогу, музыкальному руководителю детского сада (с высокой вероятностью получения желаемого результата).

Педагогическую технологию отличают: последовательность профессиональных действий, ясность цели, прогнозирование промежуточного и окончательного результатов.

Важный признак педагогической технологии – воспроизводимость.

По мнению В.А.Сластенина: «педагогическая технология – это философия педагогического действия». Любая технология базируется на психолого-педагогических и философско-педагогических принципах. Не исключением становятся и технологии музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста, основами которых стали:

— принцип гуманизации, предполагающий учет особенностей личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе музыкально-художественной деятельности;

— принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, объясняющий необходимость использования диагностики музыкальности детей;

— принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в организации музыкально-художественной деятельности, означающий учет интересов в музыке и направленность на конкретный вид музыкальной деятельности;

— принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе музыкально-художественной деятельности, означающий свободу высказываний и реакций детей, совместное высказывание оценок и суждений ребенком и взрослым, обращение к жизненному опыту;

— принцип педагогической поддержки, направленный на оказание помощи ребенку педагогом, испытывающему затруднения в процессе музыкально-художественной деятельности;

— принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в организации процесса музыкального воспитания и развития детей-дошкольников;

— принцип целенаправленности процесса восприятия музыки дошкольниками, предполагающий целенаправленный процесс, успешность которого влияет на исполнительство и детское творчество;

— принцип отбора музыкальных произведений – необходимость критериального отбора музыки детей;

— принцип систематичности и последовательности в организации музыкально-художественной деятельности, предполагающий систематическую работу с детьми с постепенным усложнением музыкального содержания задач воспитания и развития, сквозную связь предлагаемых форм, средств, содержания и методов работы;

— принцип продуктивности музыкально-художественной деятельности в дошкольном детстве, означающий, что процессы восприятия-исполнительства-творчества выражены в некоем продукте (образ, воплощенный в игре, слове, мелодии и т.д.);

— принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов активизации детской музыкальной деятельности в рамках педагогической технологии.

Рассмотрим наиболее интересные и приемлемые на мой взгляд современные технологии музыкального развития детей.

Эвритмия. Основанная на закономерностях речи и музыки, эвритмия является одним из способов выражения музыкального движения в пространстве развивает творческие и музыкальные способности детей, нравственно-коммуникативные качества, эмоциональную сферу, психический потенциал дошкольников, который, благотворно влияет на культуру движения детей.

Цель эвритмии — развитие культуры движения детей дошкольного возраста. Игра — ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии. Акцентирование внимания на обучение музыкально — ритмическим движениям, на анализе мыслительных и эмоциональных процессов – главная особенность эвритмических упражнений.

Эвритмия включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:

— ритмические игры;

— блок развития мелкой моторики;

— блок развития крупной моторики (упражнение для развития равновесия, координации, ловкости стопы);

— ориентация в пространстве;

— двигательно-импровизационные композиции с музыкальным сопровождением; — игропластика — упражнения для развития мышечной гибкости, силы в игровых и образных двигательных заданиях;

— игротанцы — танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.

Широко используются в непосредственно образовательной деятельности по музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольной образовательной организации разученные музыкально-ритмические этюды, композиции.

Технология проектирования. Данная технология — современный метод интеграции деятельности, позволяющий решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Этот очень эффективная и актуальная технология, дающая ребенку развивать творческие способности и коммуникативные навыки, возможность синтезировать полученные знания. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.

Педагогическая технология «Звучащий мир». Цель данной технологии: развитие музыкальности детей раннего и младшего-среднего дошкольного возраста. Технология построена на теориях: сенсорного воспитания М.Монтессори, Л.А.Венгер; формирования перцептивных действий (понятие о сенсорных эталонах) А.В.Запорожца; идеях о сенсорном развитии Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной и Н.Н.Поддъякова.

Первоочередная задача для педагога – введение ребенка в мир звуков. Музыка должна стать для ребенка содержанием и средством общения педагога и ребенка, не только в условиях специально организованных занятий, а в первую очередь в естественной обстановке.

Важнейшее условие в рамках технологии – организация в группе звучащей музыкальной среды, побуждающей ребенка к активной звуковой деятельности, сначала под руководством педагога, затем в самостоятельной деятельности.

Педагогическая технология развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

Цель: развитие творческого воображения дошкольников пятого года жизни в процессе восприятия музыки.

Деятельность, в ходе которой дети создают отсутствующие ранее, новые представления, опираясь при этом на образы, которые сохранены у него в памяти – творческое воображение. Данная деятельность связана с преобразованием накопленных ребенком представлений о явлениях и предметах мира его окружающего, его изменением, дополнением, присвоением нового значения или смысла. Творческое воображение, как самостоятельная конкретизация музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности проявляется при прослушивании музыки. Технология предлагает развивать творческое воображение детей пятого года жизни начиная с прослушивания программных произведений, содержащих конкретные образы: «Игра в лошадки», «Новая кукла» П.И.Чайковского или «Птичка» Э.Грига и т.д.

В реализации технологии принимают участие педагоги при активной поддержке музыкального руководителя, педагога-психолога. Важное условие _ устройство в группе музыкальной зоны для слушания музыки, включающей в себя: магнитофон или проигрыватель, кассеты или пластинки с записью музыкальных произведений, книги музыковедческого содержания для взрослых и детей, портреты музыкантов, репродукции картин, альбомы и многое другое.

Занятия по развитию творческого воображения проводятся во второй половине дня 2-3 раза в неделю и строятся по логике процесса музыкального восприятия.

Педагогическая технология развития игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

Цель: развитие игровых умений детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыкальных произведений.

Музыкальное искусство является наиболее эффективным педагогическим средством обогащения и развития сюжетов детской игры. Музыка развивает творческое мышление, воображение, что необходимо для создания сюжетов игр. Игра и музыка, представляют собой образное представление действительности, при котором музыкальный образ, легко превращается в игровой. В первую очередь обогащать сюжеты детских игр будет музыка следующего вида: активизирующая творческое воображение и фантазию ребенка, программная, с развитым сюжетом, художественная, образная, побуждающая к самостоятельной игре и игровому действию, направляющая (подсказывающая, как использовать те или иные выразительные движения, жесты, мимику).

Реализация данной технологии обеспечивается организационными условиями: активное взаимодействие музыкального руководителя и педагога; создание интегративной музыкально-игровой среды (внешнее условие), инициирующего процессы обогащения и развития игровых умений дошкольников.

Музыкально-игровая зона – пространство взаимодействия детей с музыкальным руководителем или педагогом.

Педагогическая технология проектирования музыкально-обогащенной среды в группе детского сада .

Цель: проектирование музыкально-обогащенной среды группы с учетом музыкальных интересов, предпочтений детей, особенностей детской музыкальной субкультуры.

Музыкально-обогащенная среда представляет собой предметно –развивающую среду группы, обогащенную песенным и музыкальным репертуаром, позволяющим ребенку накапливать музыкальный опыт. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной развивающей модели воспитания и подчинена следующим принципам:

— позиции при взаимодействии, дистанции;

— активности, творчества, самостоятельности;

— стабильности-динамичности;

— комплексности и гибкого зонирования;

— эмоциогенности среды, эмоционального благополучия и индивидуальной комфортности каждого ребенка и взрослого;

— сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды;

— открытости-закрытости;

— учета половых и возрастных различий детей.

Технология реализуется в ходе совместной деятельности музыкального руководителя и педагога. Время и место реализации технологии: использование музыки при проведении непосредственно организованной деятельности; организация режимных моментов под музыку; создание для самостоятельной деятельности детей музыкально-обогащенной среды.

В настоящее время существует великое множество различных технологий музыкального воспитания, мы рассмотрели наиболее приемлемые современные технологии для работы с детьми в детском саду.

Таким образом, современные музыкальные технологии направлены на формирование:

— процесса профессионального сотворчества и сотрудничества педагогического коллектива детского сада в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников;

— целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду;

— развивающей музыкально-образовательной среды детского сада, инициирующей процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка;

— культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения — в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры;

— процесса личностно-профессионального развития и саморазвития, образования и самообразования, наращивания профессиональной компетентности всех сотрудников педагогического коллектива через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей.

Список использованных источников:

  1. Кузнецова Г. ФГОС ДО: новые подходы в работе музыкального руководителя // Музыкальный руководитель 2014. — №8
  2. Кузнецова Г. Фрагменты музыкально-игровой деятельности. Игры. Пение. // Музыкальный руководитель 2014. — №2
  3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. — М.: 2010.
  4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – Санкт-Петербург, 2000.
  5. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В. А. Библиотека программы «Детство» Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2013 г.
  6. Тютюнникова Т.Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с.4
  7. https://gumannaja-pedagogika.ru/offers/2011-09-18-11-37-19/54-2011-09-18-11-35-34/599-suhomlinskiy-?tmpl=component&print=1&page
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]