Связная речь дошкольника является значимым показателем его речевого и общего развития. Если ребенок в разговоре хорошо раскрывает смысл, логически и последовательно рассказывая о чем-либо, то взрослые отмечают, что он говорит складно и связно. При этом не забывают отметить умственное развитие малыша.
Отрадно, что умение говорить осмысленно и понятно формируется с помощью обучения. А значит, родители и воспитатели могут помочь дошкольнику освоиться в использовании родного языка.
Рассмотрение понятия связной речи
А.В. Текучев определяет связную речь, как любую речевую единицу, которая состоит из языковых компонентов, объединенных и взаимодействующих между собой с помощью грамматических законов и логики в единое целое.
Если именно так воспринимать связную речь, то даже отдельные самостоятельные предложения также относятся к ее разновидностям.
Сохин Ф.А. имеет свою точку зрения в отношении того, как нужно определять связную речь. По его мнению нельзя считать связной речь, которая просто содержит в себе последовательные мысли, даже если они связаны между собой, слова подобраны верно и предложения эти имеют правильное построение.
Связная речь ребенка должна быть результатом вложения в речь всего своего запаса слов и понимания грамматического строя языка. По высказываниям ребенка можно судить о том, насколько хорошо развита у него речь, как таковая.
Связная речь как результат мышления
Связная речь является результатом мышления человека. Если ребенок способен связно мыслить, то и речь его также будет связной. Если внимательно проанализировать речь ребенка, то можно понять, каковы особенности его логического мышления, его способность обдумывать то, что он воспринял, его навыки оформления своих мыслей в понятную для окружающих речь.
Если ребенок способен связно и точно выражать свои мысли словами, оформляя их в литературный текст, то это оказывает мощное воздействие на формирования эстетического восприятия дошкольника: пересказывая услышанные произведения, дошкольник использует в свой речи образные выражения и повторяет за автором художественные приемы для описания того или иного события или явления.
Если ребенок научился связно рассказывать, то это очень помогает ему в общении с другими людьми, это профилактирует склонность к молчаливости и стеснению, такие дети достаточно уверенны в себе.
Связная речь ребенка характеризуется тем, что ее форма и содержание едины друг с другом. Если ребенок умаляет смысловую нагрузку речи, то это может привести к доминированию ее внешнего проявления над внутренним.
Это значит, что правила грамматического строя усваиваются дошкольником гораздо быстрее, чем логика построения речевых высказываний. Таким детям сложно выбирать наиболее подходящие слова, они часто неправильно используют слова, не умеют объяснить их значение.
С другой стороны и формальную (внешнюю) сторону речи также нельзя недооценивать. Когда ребенок приобретает новые знания, обогащает свои представления, то он должен быть способен их правильно выразить в речевых высказываниях.
Мы понимаем под связной речью изложение мыслей в развернутом виде, которое подчинено законам логичности, последовательности и точности, а также грамотно оформление этих мыслей в речь.
Связная речь, её формы и особенности формирования у детей дошкольного возраста
Евгения Щербакова
Связная речь, её формы и особенности формирования у детей дошкольного возраста
Связная речь, её формы и особенности формирования у детей дошкольного возраста
Психологические исследования Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, И,А. Зимней, А. А. Леонтьева, А,М. Леушиной, А. К. Марковой, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и многих других ученых раскрывают природу образования связной речи, проблемы ее развития, а также взаимосвязь речи и воображения. С точки зрения вышеописанных исследователей, связная речь понимается как логическое развернутое, имеющее последовательность и образ, изложение сути явления или предмета. Рубинштейн отмечает, что с точки зрения говорящего любая речь, в которой передается его мысль, является связной речью. Структура фразы показывает степень установления ребенком связи между предметами или явлениями. Иными словами, связная речь является такой речью, которая становится понятной благодаря ее собственному предметному содержанию. Понимание связной речи не требует учета ситуации речевого общения, она понятна в своем контексте. Понятность связной речи является основной характеристикой. Несвязной же речь может быть вследствие двух причин. Мысль говорящего не содержит связей, либо связи эти не осознаны самим говорящим. Также мысль говорящего может содержать связи, которые он не имеет возможности выразить в речевой форме.
Процесс речевого общения ребенка характеризуется тем, что в ней отсутствует связное смысловое целое, «контекст»
, на основе которого слушатель мог бы ее понять. Характер и
особенности связной речи демонстрируют речевое и умственное развитие ребенка. Речевое общение характеризует также и эмоциональную сторону развития детей дошкольного возраста. Одновременно с развитием мышления ребенка развивается и его навык связного высказывания.
Л. С. Выготский в работе «Мышление и речь»
изложил суть проблемы соотношения речи и мышления. Переход от мыслительной к речевой деятельности является, по его словам, сложным процессом членения мысли для воссоздания ее в
форме слов.
Связная речь и речевое общение развиваются не только в функциональном аспекте, но и в коммуникативном. Важно помнить, что навыки связной речи имеет тесную связь с уровнем развития ребенка, его способностью к анализу, сравнению. Также, исходя из навыка связной речи, который имеется у ребенка, можно судить о его уровне владения словарем, грамматическими конструкциями и звуковым аспектом.
Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, В. М. Леушина, С. Л. Рубинштейн рассматривали в своих исследованиях развитие у дошкольников навыков монологической и диалогической речи. Характеристика особенностей каждой из указанных форм речи доказывает, что дети младшего возраста развивают в себе речевые навыки, начиная с диалога. Кроме того, диалог и монолог имеют совершенно разные лингвистические средства, а также психологическую природу.
Для диалогической речи характерной чертой является ситуативность, связь с окружающей обстановкой, в контексте которой проводится беседа. Также диалогическая речь характеризуется тем, что очевидность последующего высказывания обусловлена предыдущим. Диалог непроизволен, а каждая реплика в нем является непосредственной вербальной реакцией на невербальный стимул (высказывание, которое полностью копирует предыдущее высказывание.
Монологическая речь развивается на основе диалога. Суть монолога состоит в мысленном обращении к реальному либо воображаемому слушателю. Эта черта делает монологическую речь похожей на внутреннюю речь. Как вид речи монолог имеет организованную, произвольную структуру, которая требует наличия специализированного речевого воспитания. Произвольность в монологической речи предполагает навык избирательного использования языковых средств, которые были бы наиболее уместны в том или ином высказывании.
В ходе исследований механизма возникновения связной речи у ребенка выявлено, что на 1-2 году жизни закладывается ее основа. Происходит непосредственно-эмоциональное, практическое общение взрослого и ребенка, речь постепенно приобретает связный и развернутый характер. В период 4-5 лет устная речь ребенка, который много взаимодействует со взрослыми, становится богаче и полнее. Тем не менее, ни один ребенок, каким бы богатым ни был его словарный запас и развернутость речи, не осознает механизма осуществления речевой деятельности. Разговаривая, ребенок обращает внимание только на содержательную часть речи, которая связана с восприятием предметов вокруг него, а также с мыслями и образами, которые он пытается обозначить в речевом общении. Только в редких случаях ребенок задумывается о том, каким образом нужно произнести то или иное слово. С. Л. Рубинштейн, основываясь на коммуникативной функции речи, выделил два вида речевой деятельности.
1) ситуативная речь – особенностью ее является то, что речь главным образом изображает, чем высказывает. Во время говорения ребенок пользуется в большей степени выразительными средствами (мимика, жесты, интонация, инверсии, повторения и т. д., не уделяя внимания значению слов. Данный вид речи характерен для маленького ребенка, так как он выражает свое восприятие действительности, а не отвлеченного ее содержания. Ситуативность речи маленького ребенка направлена по отношению к тем людям, которые объединены с ним общностью переживаемого явления. По мере взросления в речи ребенка все еще сохраняются эмоции и средства выразительности, но к ним добавляется связный смысловой контекст. Ситуативная речь ребенка не имеет содержания, не отражает частную ситуацию, контекст. Речь ребенка помогает ему общаться с людьми, которые находятся в его окружении, с его родными и близкими, которые живут его интересами, понимая речь с полуслова. Маленький ребенок пользуется диалогической речью даже когда общается в форме монолога. Он разговаривает с реальными или воображаемыми собеседниками, либо сам с собой, но общается всегда с помощью диалога, а не простой монологической речью.
2) контекстная речь – появление ее в речи ребенка связано с изменением характера общения ребенка с окружающими людьми. Постепенно происходит построение смыслового контекста в речи ребенка. Познавательная активность его усложняется, функция речевого сообщения требует от речи ребенка большей развернутости. Те средства выразительности, которыми он пользовался ранее, не обеспечивают ясности его высказываний. Согласно психологическим исследованиям, появление связной монологической речи у ребенка наблюдается уж в 2-3 года, а к 4-5 годам происходит переход от внешней речи к внутренней (контекстной)
.
Ж. Пиаже в своих исследованиях отмечает, что младший и средний дошкольный возраст характеризуется монологизацией речи ребенка. Этот процесс определен содержанием и характером того, что ребенок говорит. В зависимости от того, каковы задачи и условия общения, речь ребенка может быть или ситуативной, или связной. По мнению Леушиной, пересказ как средство выражения мысли имеет последовательный характер, строгое синтаксическое оформление, развернутость речи.
Зависимость характера детской речи от содержания и условий общения подтверждается исследованиями З. М. Истоминой. В ситуации, когда материал хорошо известен слушателю, ребенок не испытывает потребности давать развернутое высказывание. Передача же неизвестного для слушателя содержания побуждает ребёнка мобилизовать силы на решение коммуникативной задачи и дать полное, последовательное изложение. В исследованиях психологов Р. Е. Левиной, А. Н. Леонтьева, В. Е. Сыркиной и др. указывается на то, что в пределах разговорно-бытового стиля происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Сфера общения ребёнка со сверстником, начиная с трех лет, более вербализована, она стимулирует в большей степени к использованию речи, чем к коммуникации со взрослым. Взрослый легко понимает ситуативную речь ребёнка. Сверстник воспринимает своего партнёра только в конкретной, наличной ситуации. Вследствие этого детям для взаимного понимания необходимы развернутые, то есть контекстные высказывания. В общении со сверстниками речь ребенка становится связной и лексически более разнообразной.
Речевое общение является мотивированным процессом коммуникации между его участниками, направленным на реализацию целевой установки. Этот процесс протекает в форме обратной связи в том или ином виде речевой деятельности. Речевое общение является компонентом любого другого вида деятельности, будь то трудовая, общественная либо познавательная деятельность. Педагогические и психологические исследования объясняют несовершенные речевые формы дошкольников тем, что они испытывают трудности с овладением связной речью. Усвоение родного языка, по мнению Г. П. Беляковой, Е. Н. Негневицкой и др., является творческим процессом, это не просто подражание, воспроизведение образцов речи или неосознанное усвоение языковых норм. Усвоение родного языка для ребенка – развитие языковых обобщений, а также элементарное осознание сути языковых явлений. Процесс развития вышеописанных языковых компонентов происходит вне обучения, во время языкового общения. Полноценность общения будет обеспечена только в случае усвоения ребенком речевых действий и умений.Рассмотрим список необходимых речевых действий и умений:
1)Ориентация в ситуации и содержании общения: осознание коммуникативного намерения, т. е. желание активно общаться; умение определять предмет речи по его приметам, заглавию и началу, а также умение выявить общий характер речевого произведения.
2)Планирование дальнейших речевых действий: уточнение задачи восприятия, умение подготовиться к возможному возражению собеседника, а также навык поддержки мнения собеседника.
Задачи языкового обучения
Для того, чтобы развивать связную речь детей, нужно решать и другие задачи языкового обучения:
- пополнение словарного запаса ребенка (благодаря богатому лексическому запасу слов дети могут правильно выражать свои мысли, максимально точно и полно выражая их словами);
- усвоение грамматических правил родного языка (ребенок должен уметь излагать свои мысли с помощью правильно построенных предложений, умело работать с падежами, родами и числами);
- формирование культуры звука (ребенок должен уметь внятно произносить используемые им в речи звуки).
Для того, чтобы сформировать хорошую связную речь, необходимо овладеть богатым запасом слов русского языка, усвоить использование существующих в языке норм и правил, научиться их практически применять. Также необходимо научиться работать с имеющимся языковым материалом, максимально полно и понятно передавать смысл прочитанного или услышанного текста, самостоятельно создавать свои тексты.
Формирование связной речи с помощью сочинения историй
Сочинения развивают образность, логичность, выразительность высказываний. Под сочинением историй подразумеваются любые рассказы дошкольника.
Чем больше у ребенка словарный запас, тем легче ему выражать свои впечатления и фантазии. Готовый рассказ содержит ряд опорных моментов, на которые в пересказе ориентируются дошкольники, а в сочиняемых историях они свободно выстраивают все сюжетные повороты.
Навыки сочинения рассказов начинают формироваться, когда малыша просят описать, что он видел на прогулке, в парке, на детской площадке. Дошкольники среднего и старшего возраста охотно рассказывают эпизоды из своей жизни – где они побывали, с кем и как проводили время.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит не только в специально организованных условиях, когда ребенка просят пересказать, описать, придумать. Ежедневно дети в общении, игре используют контекстную и объяснительную речь, пополняют запас слов, что повышает их речевой уровень.
Типы связной речи
Существует два типа связной речи.
Первый тип – ситуативный. Это речь, которая продуцируется исходя из текущей ситуации. Во время ситуативной речи говорящий не обязательно полностью отражает в ней то, что думает.
Второй тип – контекстный. Ситуация при этом не учитывается, а говорящий опирается лишь на знакомые ему языковые средства.
Связная речь ребенка – это изложение, которое передается последовательно и развернуто. Существует два вида связной речи: это диалогическая речь и речь монологическая.
Предпосылки развития связной речи
Самые первые предпосылки для развития связной речи закладываются у ребенка уже в первый год жизни. Он уже начинает общаться со взрослыми, используя свои эмоции и жесты и мимику для их выражения. Первые признаки речи весьма примитивны, но многое родители уже понимают из общения со своим чадом.
Первые слова ребенок пытается произносить чаще всего уже в начале второго года жизни. Хотя они еще не звучат как слова для взрослых, но это уже полноценные попытки что-то сказать. Далее ребенок начинает словами пытаться обозначить разные предметы. И еще не окончательно оформившись слова перерастают в простые предложения.
Третий год характерен тем, что речевое понимание формируется с быстрой скоростью, ребенок начинает активно сам продуцировать речевые высказывания, его словарный запас начинает быстро увеличиваться, а структура предложений становится все более сложной. Основной вид речи, используемый в этом возрасте – диалогический.
Так как общение малыша со взрослыми в этом возрасте становится сложным и разнообразным, то это становится катализатором для развития связной речи. Содержание речи становится более осмысленным и богаты, лексический словарь пополняется новыми понятиями, ребенок запоминает много прилагательных и существительных.
Ребенок становится способным замечать разные качества окружающих предметов. Так как дети начинают осваивать множество новых для себя видов действий, то они обогащают свою речь глаголами. Также все чаще употребляются и остальные части речи.
Трехлетние дети уже хорошо владеют нормами диалогической речи. Они могут отвечать на заданные вопросы, сами задавать взрослым вопросы и выслушивать ответ. Навык понятно излагать свои мысли только начинает формироваться.
Связная речь ребенка все чаще носит ситуативный характер. Изложение событий происходит экспрессивно. Пытаясь выстраивать предложения в своей речи дети часто ошибаются, особенно это касается обозначения действий и описания качеств объектов. Дальнейшее развитие разговорной речи является предпосылкой для способности к монологам.
Стадии формирования связной речи в дошкольном возрасте
Формирование речи – не только связной, но и ситуативной — у ребенка продвигается поэтапно. Особенности речевого развития дошкольников обусловлены доминирующим типом мышления.
В 3-4 года у ребенка развивается наглядно действенное мышление, и его речевая практика прочно привязана к конкретным предметам и ситуациям. Младший дошкольник уже говорит, но простыми словосочетаниями с использованием неопределенных форм местоимений и наречий (тот, там).
Подробнее, как продвигается развитие речи у детей 3 4 лет.
Связная речь впервые появляется в общении с взрослыми и сверстниками. Важным условием ее формирования является ориентирование на слушателя и стремление говорить так, чтобы слушатель понимал.
Каким бы малым ни был дошкольник, перед ним стоит задача приобретения навыков понятно излагать суть того, что его волнует, интересует, беспокоит. Только так сможет реализоваться коммуникативная функция речи.
Признаки связности появляются благодаря наполнению активного словаря, начальному освоению грамматического строя устной речи. Формируются навыки произвольного использования слов. На смену отрывочным высказываниям приходят более развернутые предложения.
Наступает период, когда можно выделить две формы связной речи у дошкольников:
- контекстная;
- объяснительная.
К 5-ти годам ребенок начинает составлять сложные предложения, которые звучат, как набор простых. Например, пятилетняя Катя восторженно описывает только что увиденное: «Утенок прыгнул в воду, потом он поплыл, и мама-утка повела всех утят к берегу». В подобных высказываниях уже четко проявляется грамматический строй речи.
В этом возрасте дошкольник хорошо описывает наглядные ситуации. Он использует правильное построение предложений и старается представить полную картину того, что он видел или о чем слышал. При этом дошкольник может «потерять» подлежащее или сказуемое, но его речь понятна в данном контексте. Поэтому такая речь называется связной контекстной.
Шестилетний ребенок в соответствии с нормами речевого развития должен активно использовать развернутые высказывания, применять языковые средства, как то сравнение, эпитеты. С чем большинство детей успешно справляется. Их разговоры пестрят придуманными историями.
Леня говорит: «Смотри, я прыгаю, как зайчик. Это у меня день рождения, ко мне пришли в гости лесные жители и принесли мне много вкусной сладкой морковочки. А я буду угощать своих гостей тем, что они любят».
Связная речь детей старшего дошкольного возраста опирается на образное мышление. Они представляют образы и описывают их характеристики, или вспоминают события и рассказывают подробности. Старшие дошкольники используют самую сложную форму связной речи – объяснительную. Характерными особенностями выступают логическое объединение всех частей сообщения и отражение причинно-следственных связей.
Связная речь ребенка среднего дошкольного возраста
Средний возраст дошкольников характеризуется тем, что активизируется словарь ребенка. В этот период многие дети уже имеют понимание о 2,5 тысячах слов.
Дети не только понимают многие из этих слов, но и начинают активно внедрять их в свои высказывания. Дети уже способны к простым обобщениям, могут делать выводы и приходят к самостоятельным умозаключениям.
Структурная составляющая речи также имеет свои недостатки. Строя сложноподчиненные предложения ребенок забывает употребить ее главную часть.
Со временем дети постепенно начинают стремится к тому, чтобы самостоятельно создавать небольшие рассказы, основываясь на картинки и игрушки. Но пока еще рассказы детей больше похожи на пересказ рассказа взрослого. Детям трудно отличить то, что более существенно, а что является второстепенным.
Также им сложно выделить более важные детали в рассказе. По-прежнему связная речь ребенка в большинстве своем носит ситуативный характер. Однако заметно становление основ контекстной речи, то есть речевых высказываний, рождающихся вне текущей ситуации.
Связная речь дошкольниковстатья по развитию речи на тему
Что такое связная речь?
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. По мнению исследователей, существуют две разновидности устной связной речи — диалог и монолог, которым присущи свои особенности:
Диалогическая речь — речь поддерживаемая, имеющая собеседника, она более простая, в ней могут присутствовать интонации, жесты, паузы, ударения. Для нее характерно использование разговорной лексики и фразеологии.
Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом, протекающее относительно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Для нее характерна литературная лексика, развернутые высказывания, законченность и логическая завершенность.
В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.
В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.
Связная речь может быть ситуативной (связанной с конкретной ситуацией) и контекстной (построенной без учета конкретной ситуации с опорой только на языковые средства).
Одним из условий развития речи в широком смысле является культурно-языковая среда. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Развивать речь следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и образца. Одним из основных методов речевого развития является обучение, определенным кругом речевых навыков и умений. Развитие речи осуществляется также на занятиях по другим разделам программы детского сада. Например, художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания.
Основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на каждом возрастном этапе, однако от группы к группе идет постепенное усложнение каждой задачи. Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе.
Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах – как на специальных занятиях, так и вне их.
Упражнения, связанные с выполнением движений, могут использоваться на занятиях (физкультминутки), на прогулке. В процессе подвижных игр, в часы утренней гимнастики проводят упражнения, в которых речевой материал сочетается с действиями ребенка. Именно в движении эффективно усваиваются грамматические правила, передается тот или иной художественный образ.
Последовательность работы над связной речью:
- воспитание понимания связной речи;
- воспитание диалогической связной речи;
- воспитание монологической связной речи,
Приемы работы:
- работа над составлением рассказа — описания;
- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
- работа над пересказом;
- работа над самостоятельным рассказом.
Формирование связной речи у дошкольников
Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.
Основными средствами развития связной речи являются:
- беседы;
- дидактические игры;
- театрализованные игры.
В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.
Беседы.
В содержание работы по обучению старших дошкольников входит обучение детей умению вести беседу, отвечать на вопросы развернутыми ответами и односложными, уметь слушать высказывания других и тактично исправлять ошибки, дополнять ответы, вносить свои реплики. Малышей тоже надо научить качеству речи, то есть быть доброжелательным, тактичным, вежливым, соблюдать позу при разговоре, смотреть в лицо собеседника.
В процессе дня педагогу необходимо найти время для кратковременных разговором со всеми детьми, для этого пойдет время утреннего приема детей в детский сад, умывание, одевание и прогулки.
Для сформирования у детей навыков диалогической речи педагогу следует использовать прием словесных поручений. При этом детям воспитатель дает образец просьбы, иногда предлагает ребенку повторить её, чтобы проверить, запомнил ли он фразу. Это также способствуют закреплению форм вежливой речи.
Для развития первоначальных форм речи-собеседования воспитатель планирует и организует совместное рассматривание с детьми иллюстраций, любимых книг, детских рисунков. Побудить к разговору на конкретную тему помогут небольшие эмоциональные рассказы педагога (что он наблюдал в автобусе; как провёл выходные дни), которые вызывают в памяти детей различные подобные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.
В старших группах тематика разговоров самая разнообразная и более сложная. Например: можно предложить детям вспомнить свою любимую сказку, игру. Наибольшее внимание уделяется воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить друг друга, поправить товарища, задать вопрос собеседнику.
Общение с детьми имеет очень большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на всестороннее развитие речи ребенка: исправлять ошибки, задавать вопросы, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре педагогу легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. В процессе разговора воспитатель может лучше изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, какие упражнения для развития речи лучше использовать, узнать его интересы, стремления.
Общение с детьми может быть индивидуальным и коллективным. В коллективном разговоре участвуют вся группа или несколько детей. Наилучшее время для коллективных разговоров является прогулка. Для индивидуального общения лучше подходят утренние и вечерние часы. Но когда бы педагог ни говорил с детьми, разговор должен нести пользу, быть интересным и доступным для понимания.
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у дошкольников
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра – это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире.
В игре нет схем и правильных образцов, ни что не сковывает ребенка. Не поучать, и обучать, а играть с ними, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребенку. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения и речи. Играя, ребенок заменяет отсутствующие объекты предметами — заместителями, иногда даже воображаемыми. И это не просто игра, это становление функции замещения, с которой ребенок в последующем будет встречаться постоянно. В иге он учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнеров по игре.
Но чтобы игра стала действительно развивающей для малыша, но надо учить играть — сначала просто оперировать игрушками, подражал реальным действиям, их логике, их последовательности. Потом, когда ребенок уже умеет самостоятельно действовать, осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное — отражение отношений между людьми. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданный им самим игровой обстановке. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры — это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:
- бытовые (игры в семью, детский сад),
- производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин),
- общественные (игры празднование Дня рождения города, в библиотеку, полет на Луну).
Сюжет ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Подчинения ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Для дошкольников роль- это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. Смысл игры для дошкольников заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница хорошо заботится о детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов.
Известны два вида речи — диалогическая и монологическая, которые более приемлемы при проведении сюжетно-ролевой игры. Так форма протекания диалогической речи(беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждают к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика- основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.
Монологическая речь характеризуют развёрнутость, полнота, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряжённого внимания к содержанию речи и его словесному оформлению; при этом очень важно сохранять живость и непосредственность речи.
Сюжетно-ролевые игры дают возможность активизировать имеющийся запас слов. В играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика, в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.
Сюжетно-ролевая игра является той самой речевой ситуацией, где происходит целенаправленное обучение диалогической речи. Она направлена на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, выражать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.
Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Роль словесных игр в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр является словесная дидактическая игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Они активно включаются в словесно-речевые игры. В младшей и средней группах игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. А в старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает формироваться логическое мышление, и игры подбираются с целью формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач: дети должны быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с заданием.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе я применяю четыре группы игр, предложенные Бондаренко А.К. Приведу краткие характеристики каждой группы:
- группа — игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Отгадай-ка?», «Радио», «Да — нет», «Чьи вещи?»
- группа — игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож — не похож», «Кто больше заметит небылиц?»
- группа — игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом».
- группа — игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не летает», «Белого и черного не называть».
Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной.
Одной из наиболее эффективных форм работы по развитию связной речи является театрализованная игра.
В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
На первоначальном этапе работы над игрой-драматизацией необходимо правильно подобрать художественное произведение. Очень важно, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания. И имело место быть занимательно развивающийся сюжет: в нем должно быть один или несколько основных героев наряду с эпизодическими героями, активно участвующих в происходящих событиях.
Выбрав произведение для игры-драматизации, воспитатель несколько раз читает его детям, рассматривает с ними иллюстрации, беседует о прочитанном.
Сам процесс подготовки проведения театрализованной игры решает множество задач по развитию связной речи:
1) систематическое выполнение игровых упражнений, направленных на развитие мимики и пантомимики, благодаря чему движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, понимать тонкости жестов, выражения лица и движений другого ребенка;
2) введение игр и упражнений на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации;
3) переход к драматизации стихов, прибауток, потешек: дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя различные виды театра (пальчиковый театр или настольный);
4) переход к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок, где используются разные маски или элементы костюмов и виды театров – настольный, пальчиковый, би-ба-бо, дети могут разыгрывать текст в качестве актеров.
Ученые давно заметили, что речь и — ручные действия очень тесно связаны между собой.
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это неслучайно.
Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно при своевременном речевом развитии, и — особенно — в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме этого доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скорость, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальце рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.
Стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слушать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).
Заключение.
Развитие связной речи у детей – не стихийный процесс. Он требует целенаправленных действий взрослого. Наша задача – помочь ребенку вырасти образованным человеком, с грамотной речью.
Список использованной литературы
- Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008. — с.27-43.
- Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. — М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. — с. 4-16.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2010. — 213 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского
- .Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. — 2011. — N 9. — с. 28-34.
- Дьяченко О. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей старшей группы / О. Дьяченко, Н. Варенцова // Дошкольное воспитание. — 2007. — №9. — С. 10-13.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. — М.:Педагогика, 1974. — 256с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
- Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника / Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 2009. — 368 с.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. — 240 с.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №12» городского округа Самара
443114, г. Самара, проспект Кирова 317 а
(846) 956-93-57,
Развитие связной речи дошкольников посредством игры
Соколова Н.Н.
2016 год
Особенности связной речи у старших дошкольников
Старшие дошкольник уже достаточно хорошо владеют связностью речи.
Для того, чтобы развивать мыслительные способности детей, нужно помогать им формировать представления и развивать общие понятия. Так дети быстро научатся обобщать что-либо, делать самостоятельные выводы, озвучивать собственные умозаключения.
В этом возрасте уже достаточно хорошо удается отвечать на поставленные вопросы. Дети умеют составлять не только краткие, но и достаточно развернутые ответы, которые наделены точным смыслом. Дети также уже начинают достаточно неплохо формулировать свои собственные вопросы. Также они могут дополнить или исправить своего сверстника во время диалогического общения.
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе с презентацией. Тема: Пересказ сказки «Почтовая улитка»
Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с опорой на графические схемы, отображающие последовательность событий. Задачи: 1. Образовательные:
— познакомить со сказкой «Почтовая улитка»; — учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на графические схемы; — закреплять представления детей об особенностях сказки, ее отличиях от рассказа.
2. Развивающие:
— продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на поставленные вопросы; — развивать основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение; — развивать монологическую речь; — совершенствовать связную речь.
3. Воспитательные:
— формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач; — воспитывать ценностное отношение к литературе.
Предварительная работа: чтение сказок других народов, сказок русских писателей, чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций с изображением растительного и животного мира, отгадывание загадок, дидактические и подвижные игры. Словарная работа: травоядная, влаголюбивая, почтальон, сотрудники озадачились, ценный конверт, ответственный работник. Методы и приемы: 1) Игровые: игровая мотивация, физкультминутка. 2) Словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения. 3) Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок. 4) Практические: работа с опорными схемами. Оборудование: слайд-шоу, иллюстрации к сказке, графические схемы к сказке, мольберт.
Ход образовательной деятельности
1. Орг. момент. Воспитатель: — Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. — Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей) — У меня тоже сегодня хорошее, радостное настроение. Игра приветствие Нежные, добрые девочки! Сильные, смелые мальчики! Встанем в круг и за руки все возьмемся И радостно друг другу улыбнемся!Воспитатель: — Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает. 2. Мотивационно – ориентировочный этап. Воспитатель: — Сегодня я предлагаю вам отправиться в удивительный мир животных. Где нам предстоит открыть самые интересные тайны жизни животных, их самые необычные особенности и узнать много нового. И сегодня мы будем говорить…. А о ком, вы узнаете, если отгадаете мою загадку: В домике всегда своем, Даже в гости ходит в нем… Рожки есть, а не бодает, Кто к ладошке прилипает? (Улитка)1 слайд — Чем питается улитка?
Воспитатель: — Улитка — травоядная. Что это значит? Травоядная – это значит, питается травой и другими растениями и овощами. 2 слайд – Как ест улитка?
Воспитатель: — На языке улитки, как на напильнике, расположены сотни маленьких зубов, ими улитка срезает и перемалывает пищу. 3 слайд – Как живет улитка?
Воспитатель: — Влаголюбива — это значит, влагу любит. Улитка в сухую погоду прячется под камнями, в тени растений или в сыром мхе. Обычно день проводит, спрятавшись в свою раковину, питаться выходит ночью. Наиболее активна улитка ночью или после ливня. 4 слайд – Как двигается улитка?
]
Воспитатель: — Улитка движется очень медленно. Попробуем все вместе сказать такие слова: «Улитка, проползи немножко на своей ножке!» (Дети произносят хором эти слова). Посмотрите, пока мы говорили, улитка успела проползти вот такое расстояние. (Показ отрезка длиной 1, 5 см). 5 слайд — Зачем улитке рожки?
Воспитатель: — У улитки не просто рожки, а одна пара рожек, одна пара усиков. Усики — маленькие, улитка ими нюхает. А рожки — большие — это глаза. И рожки и усики улиток очень чувствительны: если они случайно касаются какого — либо предмета, то улитка моментально убирает их внутрь. — Вот сколько всего мы узнали про жизнь улитки. 3. Поисковый этап Воспитатель: — Ребята, я хочу рассказать вам одну интересную сказку, садитесь удобнее, примите позу слушателя, итак…. Чтение сказки «Почтовая улитка». Больше всего на свете улитка хотела быть почтальоном. «Как же это замечательно, — думала она, — разносить хорошие новости и доставлять ценные посылки! Быть почтальоном – самая интересная, самая важная и самая радостная работа!» Но в почтальоны улитку не брали. Вы, наверное, уже догадались, почему: ползала она о-о-очень медленно. — Как же ты будешь разносить новости? – посмеялись над малышкой на почте. -Улиток в почтальоны не берут. Пока ты доберешься до адресата, новости устареют! Это же будут уже не новости, а «старости» какие то! Кому они будут нужны? «Эх, — вздыхала улитка, — и почему я не родилась зайцем или голубем? Тогда бы никто не смеялся, сразу бы приняли! Вот бы мне стать такой быстрой, как они!» И она решила тренироваться, чтобы стать быстрее. Каждое утро малышка просыпалась затемно и выходила на пробежку. К рассвету она была уже на беговой дорожке. А к обеду проползала целых два метра! Потом два метра и ещё немножечко…. Но, увы, сколько бы она ни старалась, она оставалась чуть быстрой, но все же улиткой. И по-прежнему не годилась для работы на почте. — Брось ты эту затею! – кричал заяц, поправляя на бегу сумку, набитую письмами и журналами. — Только зря время теряешь. Даже самая быстрая в мире улитка не сможет работать почтальоном! Улитка понимала, что он прав, только отказаться от мечты все равно не могла. Но однажды на почту попало письмо с особой пометкой. «Дорогой почтальон, — было написано на конверте, — пожалуйста, будьте бережны с этим письмом: оно полно нежных чувств и может повредиться». Сотрудники почты озадачились. Кому же доверить доставку такого ценного конверта? Вдруг заяц помнет нежные чувства? Или они испортятся от тряски? — Улитка! – вдруг вспомнила сорока. — Вот кто сможет справиться с такой задачей! Правда, она не сможет доставить нежные чувства быстро, зато они прибудут в целости и сохранности! И все согласились, что так будет лучше. Улитка очень старалась! И, конечно же, она справилась! Теперь малышка работает на почте и очень счастлива. Когда нужно доставить что-нибудь очень бережно и аккуратно, это доверяют улитке. И все очень гордятся тем, что у них есть такой ответственный работник! (материал из простор интернета)Работа по содержанию. Воспитатель: — Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей). — Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Отвечаем полным предложением. — Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей) — Кем хотела быть улитка? — Почему ей нравилась профессия почтальон? — Почему сотрудники почты не брали на работу улитку? — Какие усилия прилагала улитка, чтоб стать быстрой? — Что советовал заяц улитке? — Что произошло дальше? (Ответы детей) — Что значит «сотрудники озадачились»? (Ответы детей) Воспитатель дает определение выражения. — «Озадачились», значит попасть в трудное положение, затруднение с ответом. — Что предложила сорока? — Что значит «ответственный работник»? Воспитатель дает определение выражения. — «Ответственный работник», значит выполняющий работу аккуратно, на отлично. Воспитатель: — А сейчас я приглашаю вас на улиточную прогулку. Физкуль. Ползет улитка по тропе Свой домик носит на спине. Ползет тихонько, не спешит По сторонам всегда глядит. Ну, а когда устанет очень И отдохнуть она захочет, То может быстренько свернуться И шаром круглым обернуться.Повторное чтение сказки. Воспитатель: — Я вам прочитаю сказку еще раз, вы слушайте внимательно, потом мы будем пересказывать. А читать сказку я буду с опорой на схемы. Воспитатель во время чтения выставляет схемы. 4. Практический этап. Пересказ сказки с опорой схемы (можно использовать презентацию) Воспитатель: — Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером. Пересказ сказки с опорой на схемы (по цепочке по частям). Воспитатель: — Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 4 детей к мольберту, потом еще 4 детей) — А как бы ты озаглавил эту сказку? Анализ ООД. Воспитатель: — С какой сказкой вы сегодня познакомились? — Что вам больше всего запомнилось из сказки? Индивидуальный анализ деятельности детей на занятии. 5. Рефлексивно-оценочный этап. — Кто был героем нашего занятия? — Что вы там узнали нового? — В следующий раз мы с вами познакомимся еще с одной доброй и поучительной сказкой.
Презентация на тему: Почтовая улитка
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: Транспорт специального назначения Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы ДОУ Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дикие животные России» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Носов «Огородники»
Похожие статьи:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа по картине
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения. Чарушин «Воробей»
Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада на тему «Человек и природа»
Занятие по эмоциональному развитию в старшей группе
Речь и мышление
Мыслительная деятельность ребенка очень быстро развивается. Это оказывает мощное воздействие на уровень сформированности и речи тоже. Содержание речи становится богатым, форма грамотна и понятна. Дети начинают хорошо справляться с выделением более существенных деталей в явлениях и предметах.
В старшем дошкольном возрасте дети любят принимать участие в разговорах. Они обладают первичными навыками ведения спора, способны рассуждать, испытывают большую мотивацию, чтобы отстаивать собственную точку зрения, в некоторых случаях пытаются убедить в чем-то сверстника. Они теперь не просто называют предмет или явление, но и описывают их качества и свойства, а также способны выделить наиболее важные их признаки. Они способны проводить устный анализ явлений и предметов.
То, что дети уже способны устанавливать связи между предметами, проявляется в их монологических высказываниях.
Дети способны проявлять разборчивость в выборе новых знаний, а также подбирают более подходящую форму высказываний во время повествования. Все лучше им удается использовать в своей речи сложные предложения, поэтому происходит смещение внимания в их сторону от простых и неполных.
Также дети начинают правильно составлять сюжетные рассказы. Неплохо им удается работать и с составлением описательных рассказов. Однако они по прежнему нуждаются в том, чтобы сначала педагог показал им образец, как это делать. Трудности вызывает задание выразить в своем рассказе эмоциональное восприятие описываемого предмета, явления или ситуации.
Диалог и монолог в связной речи дошкольников
Овладение языком реализуется через две основные речевые формы: диалогическую и монологическую.
Диалогическая речь в развитии ребенка первична. Детский словарь состоит из небольшого количества слов, а предложения имеют простейшую структуру. Дошкольник учится выражать просьбу тому, с кем у него протекает совместная деятельность, учится отвечать на вопросы, задавать их и воспринимать ответы.
На первых порах для многих детей и простое обращение кажется непосильным. Взрослый демонстрирует ребенку образец, как обратиться с просьбой к сверстнику, а потом побуждает его повторить. Чтобы вовлечь дошкольника в диалог, взрослый задает ему вопросы, просит рассказать о повседневных событиях (где был, что видел и пр.). Благодаря репликам собеседника у маленького рассказчика складывается связное описание.
Увлекательный диалог
С взрослением ребенка диалоги становятся более длительными и логически связанными. Разговаривая с дошкольником, взрослый расспрашивает у него о впечатлениях, о качествах предметов или явлений, тренирует умение давать развернутые ответы, соблюдать последовательность реплик. Подобную практику старшие дошкольники применяют в общении со сверстниками.
Монологическая речь представляет собой более объемное и длительное высказывание, нежели реплика диалога. Монолог подчинен логике, развернуто выражает мысль или мнение одного человека. Он может приобретать вид рассказа о каких-то событиях. Может описывать явления или предметы. Часто звучит как рассуждение или убеждение.
Значимость монологической речи для дошкольника заключается в том, что ребенок учится придерживаться выбранной темы и логично выстраивать свое высказывание. В монологе присутствует «связность мыслей», которая обеспечивает связность речи.
Дошкольники начинают использовать монолог, как только увлекаются игрой. Девочкам нравится назидательно выговаривать своим куклам, воображая воспитательные моменты. Мальчики могут длительно играться с машинкой и при этом озвучивать свои действия, беседовать с воображаемыми попутчиками, инспекторами дорожного движения и пр. Такие простейшие монологи способствуют формированию связной речи.
Зарождение речевых функций
Дошкольный период характерен тем, что речь отделена от практического опыта ребенка. Начинает зарождаться новая речевая функция – планирующая. Эта функция речи принимает контекстную монологическую форму. Дети приобретают способность строить различные типы связной речи.
Это может быть описание чего-либо, также дети способны рассуждать или повествовать о чем-либо. Причем связная речь ребенка может основываться на наглядных материалах, а может продуцироваться полностью самостоятельно. Становится более совершенной синтаксическая структура: дети все чаще используются сложные предложения.
Таким образом, к началу обучения в школе дети обладают достаточно высоко развитой связной речью.
Связность в разговорной речи
Самая простая и элементарная речь – это разговорная речь. Как правило, она возникает между двумя или более собеседниками. Эта речь носит ситуативный характер. Она обычно эмоциональна, так как люди очень хорошо друг друга воспринимают, взаимодействуют друг с другом не только речевыми высказываниями, но мимикой и жестами, а также темпом речи, интонацией и другими ее свойствами. Обычно во время разговорной речи обсуждается знакомая тема.
Синтаксис такой речи также очень прост: люди склонны использовать незаконченные предложения, часто задают вопросы и отвечают на них, высказывают короткие реплики.
Несмотря на свою простоту, разговорная речь также должна соответствовать определенным требованиям: она должна быть понятной другому человеку, логически выдержанной – только в таком случае она будет справляться со своей задачей общения. Дошкольники способны овладеть разговорной речью хорошо только под руководством взрослого.
Возрастные особенности речи у детей
Дети до трех лет очень легко отвлекаются от разговора. Их участие в диалогической речи во многом зависит от развитости памяти, мыслительных способностей, лексического запаса и степенью овладения грамматическим строем речи.
В 4-5 лет дети постепенно начинают все реже использовать отрывочные высказывания, и все чаще последовательны в своих рассуждениях. Они часто задают различные вопросы. В пять лет ребенок уже может долго разговаривать с собеседником. В это время он может задавать вопросы, выслушивать ответы, сам отвечать на вопросы собеседника.
Становление монологической речи
Монологическая речь более сложная по сравнению с разговорной. Она требует более развернутого содержания, так как возникает необходимость вводить собеседника в курс дела, дать им возможность понять смысл сказанного. Для монолога должна хорошо работать память. Человек должен быть более сосредоточен на содержании своих высказываний.
Монологическая речь еще больше зависит от мышления человека, она имеет более четкую логическую последовательность, чем диалогическая.
Для человека большое значение имеет, умеет ли он рассказывать. Ребенок же использует этот способ общения для того, чтобы познавать что-то новое, проверять собственные знания, высказывать свои суждения и оценки.
Рассказ как элемент речи
Связная речь ребенка будет успешно формироваться только в том случае, если он умеет логически мыслить. Также базовым фундаментом для овладения монологической речью является богатый активный лексический запас и освоение грамматическим строем речи.
Психологи считают, что уже в пять лет ребенок должен быть способен к простейшей монологической речи.
Согласно Д.Б. Эльконину в этот период времени значительно меняется образ жизни ребенка. Он сталкивается с новыми взаимоотношениями со взрослыми людьми. Он осваивает новые для себя виды деятельности.
Это приводит к тому, что функции его речи и ее форма дифференцируются. Появляются новые функции речи: ребенок теперь использует ее для того, чтобы рассказать другим о своих впечатлениях, эмоциях и планах. Ребенок усваивает новую речевую форму – сообщения в виде монолога.
К шести годам дети уже должны свободно рассказывать что-либо и пересказывать. Эти типы речи не только схожи друг с другом, но и имеют значительные различия.
Какую речь дошкольника называют связной
Связность высказываний – не случайно возникающая характеристика. Это результат развития познавательных процессов, обогащения словарного запаса и освоения грамматических основ.
Вдохновение
Речь дошкольника приобретает связность, если она наполнена смысловым содержанием. А смысл появляется только в том случае, когда предложения построены с использованием соответствующих слов и с учетом правил грамматики.
За первым предложением следует второе, третье… Все вместе они раскрывают содержание мыслей или намерений говорящего.
Простая цепочка для взрослого человека. Но дошкольнику еще только предстоит научиться облекать потребность говорить в понятные словесные формы.
Связная речь – это форма устной речи, состоящая из последовательных логических высказываний, в которых раскрывается содержание и смысл определенной мысли.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста – качественно новый этап. Научаясь логично и последовательно выражать свои мысли, дошкольник приобретает главное новообразование в речевом развитии.
Пересказ в речи ребенка
Пересказ доступен детскому мышления потому, что для его выполнения нужно сначала ознакомиться с образцом. Этот образец оказывает воздействие на чувства ребенка, заставляет его испытать определенные эмоции, что приводит к запоминанию. Таким образом, пересказать что-либо достаточно просто.
Так дети осваивают художественную речь. Ведь в готовом образце, который получают дети, присутствуют употребляемые автором художественные приемы и слова, которые ребенок пытается воспроизвести в процессе пересказа. Пересказывая грамматически и литературно богатый текст, дети усваивают множество речевых приемов, применяемых профессиональными авторами. Поэтому нужно использовать для подобный занятий действительно высокохудожественные тексты.
Сравнительный анализ рассказа и пересказа
В чем же особенность рассказа по сравнению с пересказом? Рассмотрим этот тип монологической речи более подробно.
Рассказ может быть либо фактическим, либо творческим. Фактический рассказ основывается на реальные события, которые сохранились в памяти ребенка – творческая составляющая при этом минимальна. Когда же ребенок составляет творческий рассказ, то он выражает словами продукт собственного воображения.
Если ребенок составляет фактический рассказ, то он должен следить за тем, чтобы его содержание полностью соответствовало тому, что произошло. Он может рассказать о своих ощущениях и представлениях.
Например, к такого рода рассказам относятся рассказы о проведенных выходных, о просмотренном фильме, о каком-либо другом интересном событии. Нужно внимательно слушать, что рассказывает ребенок, так как это поможет определить, что его интересует и как можно на него воздействовать.
Когда дети прибегают к составлению творческого рассказа, они используют вымышленный материал, также они иногда включают в этот рассказ свой собственный опыт, но опыт этот накладывается на воображаемое событие с воображаемыми условиями.
Сказка и речь
Семилетние дети после прослушивания сказки способны сами придумывать сказки, где наделяют различных персонажей фантастическими способностями.
В этом возрасте у детей получается выстраивать грамотную структуру при составлении рассказа, основанного на сюжете, они умеют создавать развязку, включат в содержание прямую речь героев. Однако наполнение рассказов в этом возрасте не всегда отличается логикой и многообразием.
То, что в дошкольном возрасте дети часто занимаются самостоятельной деятельностью, приводит к тому, что дети начинают развивать интеллектуальные функции речи: они способны рассуждать, объяснять как правильно действовать, планировать пошагово что-либо.
Получается, что связная речь ребенка приобретает новые функции – ребенок начинает планировать свою деятельность и регулировать ее с помощью речи. К первому классу обучения в школе дети владеют всеми видами речевой активности, которые доступны взрослым.
Стоит отметить, что дети только в том случае полноценно овладеют связной речью, если их этому целенаправленно обучать. Важными условиями для успешного результата являются: развитие мотивации, формирование потребности в монологической речи, развитость самоконтроля, владение существующими синтаксическими средствами для построения развернутых высказываний.
Понятие и виды связной речи. Развитие форм связной речи
1. Характеристика качеств связной речи.
2. Виды связной речи (диалог, монолог).
3. Возрастные особенности развития форм связной речи у дошкольников. Особенности ситуативной и контекстной речи.
1. Понятие «связная речь» употребляется в методике развития речи в нескольких значениях. Связная речь как комплекс речевых умений и навыков, необходимых для общения и взаимопонимания, представляет собой смысловое развернутое высказывание. Связной речью называют также одно из сложных качеств, характеризующееся рядом признаков. Критерии связности речи для дошкольников разработаны О.С. Ушаковой. К ним относятся:
— содержательность (полнота передачи содержания текста и мысли);
— логическая последовательность (умение самостоятельно начать и закончить изложение, перейти от одной части к другой без повторов);
— грамматическая и фонетическая правильность;
— точность (подбор слов и словосочетаний в соответствии с текстом или мыслями);
— выразительность (богатство языковых средств).
Связность речи отражает связность мыслей, в ней проявляется логика мышления, умение осознать окружающую действительность. Развитие связной речи тесно связано с совершенствованием психических процессов: восприятия (умение наблюдать, замечать особенности окружающего мира), памяти (сохранение образов), мышления (умственные операции сравнения, обобщения) и внимания к форме и содержанию высказывания. Именно в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление.
Связная речь – наивысшее достижение речевого развития детей дошкольного возраста. Это результат развития всех сторон речи: словаря, грамматического строя, звуковой культуры.
Большую роль в развитии связной речи играет и ознакомление детей с художественной литературой. Литературное произведение является для дошкольников образцом связного высказывания, по которому дети сначала учатся пересказывать, а затем и самостоятельно составлять тексты.
Таким образом, все задачи развития речи детей дошкольного возраста находят свое завершение в развитии связной речи, которая организована по законам логики и грамматики и представляет собой единое целое, обладает законченностью, самостоятельностью и расчленяется на части, связанные между собой.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития связной речи, что способствует становлению интеллектуальных функций речи (рассуждения, объяснения, обдумывания плана высказывания, поиск способов выражения мыслей и т.д.). Развитие умения рассказывать необходимо для подготовки к обучению в школе, так как устная связная речь является основой для обучения детей письменной речи.
2. К основным видам связной речи относятся диалог и монолог.
Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная форма языкового общения, которая строится на обмене высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, комментарий, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета.
Монологическая речь – это развернутый вид речи, который отличается произвольностью и организованностью. Монолог представляет собой законченное высказывание в форме текста, объединенное смысловой, грамматической связью.
Сопоставляя диалог и монолог по различным признакам и характеристикам, можно выявить ряд различий:
Характеристика | Диалог | Монолог |
Стиль общения | Общение двух и более людей, сопровождается спонтанной реакцией, определяемой ситуацией | Односторонний характер высказываний, не рассчитанный на немедленную реакцию, но отличающийся преднамеренным воздействием на слушателей |
Структура | Неполные предложения, фонетические сокращения, непривычные словообразования, нарушение синтаксических норм | Полные развернутые предложения, больше сложных и распространенных предложений, четко выделены структурные части (начало, основная часть, конец) |
Цель | Спросить, ответить, получить ответ, побудить к действиям, договориться о совместной деятельности | Сообщить факты, аргументировать мнение, привести доказательства, сформулировать выводы |
Литератур-ные нормы | Часто используется разговорная речь, допустимы диалекты, жаргон, профессиональный сленг | Сознательное использование литературных норм, объяснение специальных терминов и слов |
Вырази-тельность | Неравномерный темп, сила голоса, повышенная эмоциональность, ярко выраженные интонации, активно используется мимика, жесты | Умеренный темп, обдуманность интонаций, выразительность мимики и жестов подчеркивает смысл слов |
Развитие связной речи детей дошкольного возраста идет от диалога к монологу. Диалог имеет первостепенное значение для ребенка в социологизации личности. При правильном обучении диалогической речи в младшем дошкольном возрасте у ребенка формируется важное умение следить за логикой своего повествования, именно тогда происходит зарождение и развитие монологической речи.
Исследуя проблему онтогенеза диалога и монолога, швейцарский психолог Жан Пиаже открыл и проанализировал феномен эгоцентрической речи. Он охарактеризовал ее как «речь для самого себя» и назвал признаком незрелости детского мышления. Поскольку такой речью ребенок сопровождает свои действия, Пиаже сделал вывод, что развитие речи идет от монолога (эго) к диалогу (социализированной речи). Оппонентом Пиаже по исследованию онтогенеза детской речи был Л.С.Выготский. Он доказал в ходе эксперимента, что эгоцентрическая речь ребенка является временным явлением.
Диалогическая речь развивается у детей в процессе общения со взрослыми и в коллективе сверстников. Монологическая речь предполагает умение избирательно пользоваться наиболее подходящими для данного высказывания языковыми средствами и поэтому требует специального обучения.
3. При анализе возрастных особенностей связной речи у детей дошкольного возраста необходимо рассмотреть соотношение ситуативной и контекстной речи. Эти два вида речи выделил С.Я. Рубинштейн в зависимости от характера связи с предметным внешним планом, ситуацией общения.
Ситуативная речь характерна для детей раннего возраста. Содержание ее понятно окружающим лишь в том случае, если им знакома ситуация, о которой высказывается ребенок. Такая речь несвязная, она лишена смысловой целостности. Вначале ситуативная речь ребенка отражает ближайшую действительность, ту ситуацию, в которой находится ребенок. Эта разговорная речь направлена на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос, то есть ситуативная форма соответствует основному содержанию и назначению.
Но по мере изменения содержания и функции речи, ребенок в процессе обучения овладевает контекстной речью, которую можно понять в определенном контексте общения. Когда у ребенка развивается контекстная речь, она не вытесняет ситуативную. Ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой, в зависимости от содержания и характера общения. К контекстной речи переходят тогда, когда требуется связное изложение темы, выходящей за пределы ситуации.
В развитии связной речи детей выделяют четыре этапа.
I этап – подготовительный (первый год жизни). Характеризуется дозреванием речевых центров коры головного мозга, совершенствованием функций речевых органов, развитием речевого слуха и артикуляционного аппарата.
II этап – развитие понимания речи (второй год жизни). Сначала ребенок соотносит слово и с эмоциональным переживанием, и с предметом, и с действием, и с местом, где находится предмет, и с ситуацией, связанной с ним. Затем происходит дифференциация значения слова и закрепление связи между звуковым и зрительным образом. К двум годам общение взрослого и ребенка строится на основе понимания речи. Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь на бытовом уровне, знает названия многих предметов, выполняет простые и двухэтапные инструкции, активен в речевом общении. Часто в общении дети используют мимику, жесты, движения и различные звукоподражания. Формируется так называемая автономная речь, которая служит подготовительным этапом в развитии самостоятельной речи. Автономную речь составляют слова-звукоподражания, которыми ребенок заменяет трудные для произношения литературные слова (би-би, ляля, киса, ту-ту).
III этап – развитие фразовой речи. Это этап начала развития диалога. К концу второго года жизни речь становится основным средством общения. Диалог с детьми чаще всего осуществляется в вопросно-ответной форме. Дети учатся отвечать на простые вопросы: кто это? Что? Какой? Где? Куда? Что делает? Сначала одним словом, потом фразой из 2-3 слов. Диалоги с детьми непродолжительные во времени, часто ситуативны, связаны с конкретным предметом, игрушкой. Постепенно ребенок учится отвечать на обобщенные вопросы, когда нет прямого указания на предмет: что ты хочешь? Во что будешь играть? Какую книгу почитать? В процессе диалога у детей формируется функция выражения своих мыслей и элементарного взаимодействия с собеседником. Фразовой речью дети пользуются и в совместных играх, комментируя свои игровые действия (покормлю куклу; гараж для машины) или общаясь со сверстниками (давай строить вместе).
IV этап – переход к монологической речи. Первая форма монолога, которая появляется у детей, – это речь-сообщение. Она возникает в процессе развернутого ответа на какой-либо вопрос 2-3 фразами. При этом ребенок часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там», заменяя ими существительные и прилагательные, встречаются ошибки в звуковом и грамматическом оформлении речи. По данным О.С. Ушаковой, построение предложений в 90 % случаев идет по схеме «подлежащее – сказуемое». Первые монологи детей чаще всего связаны с конкретной ситуацией.
Развитие монологической речи в старшем дошкольном возрасте является мощным резервом их умственного развития. Обучение детей составлению рассказов разного типа является ведущим направлением работы по развитию речи и в контексте подготовки детей к обучению в школе.
Дети шестого года жизни могут пересказывать знакомый литературный текст в соответствии с авторскими словами, составлять свой рассказ на основе образца. Уровень рассказывания по многим показателям (содержательность, словесное оформление, грамматическая правильность и точность) заметно повышается. Более разнообразными становятся типы связей между предложениями, внутри предложений и между словами. В рассказах детей появляется плавность, меньше остановок, пауз, запинок. Однако дети не всегда правильно передают структуру рассказов. Особые трудности вызывает у детей составление рассказов со сложным сюжетом. Чтобы связно рассказывать о чем-либо, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), анализировать, отбирать основные факты, устанавливать причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями. Поэтому содержательность, логичность, последовательность монологической речи тесно связана с интеллектуальным развитием детей.
Литература
1. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003. – 144 с.
2. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 240 с.
Предыдущая12Следующая