Слуховая память – один из видов образной памяти, благодаря которому мы запечатлеваем слуховые образы, сохраняем их и воспроизводим.
В дошкольном возрасте у малышей преобладает непроизвольная память, при которой запоминается «само по себе», без участия воли и сознания, всё яркое, эмоциональное, интересное, необычное. Произвольную же память придётся развивать, и без приложения определённых усилий этого не добиться. О произвольной и непроизвольной памяти больше можно прочитать в нашей статье Непроизвольная память и произвольная память
Развитый слуховой вид памяти станет залогом освоения ребёнком правильного произношения слов, интонирования предложений, выразительного чтения, правописания. Нарушения слуховой памяти могут стать камнем преткновения при изучении школьной программы, ведь устные объяснения – важная часть усвоения материала.
Слуховой вид памяти, как и другие виды памяти, предполагает обработку информации головным мозгом: её преобразование и сохранение. В процессе слушания звуковые стимулы превращаются в нервные импульсы, передаются в мозг по слуховому нерву, воспринимаются и обрабатываются мозгом; в процесс также включено сознательное восприятие звуков.
Правильность восприятия информации зависит от умения определить источник, выделить главные звуки, распознать их, восполнить недостающие. Ошибка на любом из этапов даст сбой и приведёт к неправильной обработке услышанного.
С помощью различных несложных тестов можно составить представление о состоянии слуховой памяти детей, а благодаря играм и упражнениям — добиться улучшения её объёма.
Если у ребёнка не получается выполнить тестовое задание или упражнение — ничего страшного. Попробуйте объяснить по-другому или объясните ещё раз. Даже если Вы раздражены или огорчены — не показывайте этого малышу. Вы должны быть для него опорой и поддержкой. Многие проблемы и комплексы взрослых — родом из детства, и рождаются они в том числе из страха быть или выглядеть плохим, глупым, хуже всех, то есть — из неуверенности в себе из-за негативной реакции взрослых, мнением которых ребёнок дорожит. А вот хвалить ребёнка за достижения, даже если они маленькие — полезно. Не сравнивайте его с другими детьми, лучше отмечайте его собственные небольшие победы. В случае, если Вы заметили, что малыш испытывает трудности с правильным построением предложений — не огорчайтесь и не расстраивайте ребенка, но не откладывайте консультацию со специалистом (логопедом-дефектологом).
Нарушения слуховой памяти
Случается, что ребёнок испытывает сложности при восприятии речи, при её выделении из окружающего шума, не может сразу понять задания и команды, поступившие в устном виде, при овладении новыми словами или изучении языков. Эти проблемы могут быть связаны не с дефицитом внимания или недостаточной мотивацией, и могут не являться следствием плохого поведения. Возможно, причина кроется в слуховых нарушениях неврологического характера. Нарушения обработки слуховой информации могут быть связаны с черепно-мозговой травмой, длительным воспалением среднего уха, родовой травмой и другими причинами. В таких случаях необходима консультация специалиста. Лечение, как правило, включает в себя несколько направлений: улучшение когнитивных и речевых умений, улучшение восприятия слуховой информации, улучшение качества слухового сигнала.
Ценность памяти до 7 лет
Учеными разработано очень много определений для памяти. Но все признают, что это сложный психический процесс. Память — это способность ребенка и взрослого получать жизненный опыт, сохранять его и воспроизводить.
К жизненному опыту дошкольника относится все, что его окружает, все с чем он сталкивается. Память до 7 лет усиленно развивается. Это так называемая природная память.
Дошкольник вспоминает, когда увидит незнакомую картинку или объект.
Если он увидел что-то из ряда вон выходящее, он начинает рассказывать, вспоминая что-то похожее из своего опыта. Мышление маленького ребенка состоит из памяти, из его жизненного опыта.
Поэтому насколько опыт будет насыщен и разнообразен, настолько полна и сильна будет его природная память.
К слову сказать, скорость ее развития не может сравниться с развитием других способностей ребенка. Она самая высокая. Что достигается за счет идеального взаимодействия обоих полушарий головного мозга.
Почему дети с рождения — гении? Потому что у них до 3-х как раз и наблюдается эта удивительная синхронность. И те взрослые, которые владеют ею, считаются гениальными людьми.
Что вам минимально можно делать, чтобы быть спокойной за будущее ребенка, читайте нашу книгу и получайте самые эффективные игры.
За самой физиологичной методикой развития с рождения проходите по этой ссылке (откроется в новой вкладке).
Диагностика слуховой памяти
Существуют различные методики диагностики слуховой памяти, позволяющие на бытовом уровне достаточно точно определить её состояние.
Методика «10 слов» А.Р. Лурия
Эта методика часто используется в качестве экспресс-диагностики слуховой памяти. Полученные результаты позволяют оценить и уровень развития слуховой памяти, и слуховое внимание, и утомляемость, и уровень фонематического слуха. Используется этот тест на слуховую память как для детей среднего дошкольного возраста, так и для взрослых.
Заранее подготовьте слова, например: стол, заяц, зеркало, дерево, стена, муха, перо, звезда, птица, тетрадь. Попросите ребёнка прослушать и запомнить этот ряд, а затем прочитайте слова с интервалом в 1-2 секунды. Пусть он воспроизведет все слова, которые удалось запомнить.
Повторите зачитывание и воспроизведение трижды, зафиксируйте те слова, которые были запомнены. В четвёртый раз ребёнок должен вспомнить и повторить в произвольном порядке все слова через 20-30 минут.
Итоги: если ребёнок после первого прочтения запомнил 4-6 слов — это нормальный результат. Если запомнил меньше, но в ответ были включены другие слова — возможно, имеет место низкий уровень слухового внимания.
Если запомнил меньше, но заменял некоторые звуки — возможно, нарушено фонематическое восприятие.
Второе и третье воспроизведение после прочтения — показатель скорости запоминания и утомляемости ребенка.
Четвертое воспроизведение — показатель объема и уровня развития долговременной памяти. Норма — если ребёнок может воспроизвести на два слова больше или меньше, чем было в лучшем результате после первых трёх попыток.
Упрощенный вариант теста на слуховую память Лурия
Повторяйте ряд из 10 слов до 7 раз, пока либо испытуемый запомнит все слова, либо будет принято решение прервать диагностику слуховой памяти.
Нормой считается, если человек после первого же прочтения запомнил не менее 5 слов. К пятому повторению должны быть запомнены все 10 слов.
Диагностика оперативной памяти (субтест Векслера «Счет»)
1 этап: испытуемому называют 3 цифры и просят их повторить, затем — 4 цифры, затем — пять, и т.д., и так — до первой ошибки.
2 этап: то же задание (повторить названные цифры), но только «задом наперед», начиная с последней, то есть в обратном порядке.
Нормой считается запоминание 5-9 цифр при прямом счете и не менее 5 при обратном.
«Запомни двузначные числа»
Эта методика диагностики слуховой памяти подойдёт для детей среднего и старшего школьного возраста и для взрослых.
Приготовьте 12 двузначных чисел. Например, набор чисел может быть таким: 22, 17, 43, 21, 14, 49, 56, 71, 86, 15, 61, 76.
Предупредите ребёнка о том, что ему нужно будет послушать и запомнить числа, а затем, после сигнала, записать все числа, которые он сможет вспомнить, в произвольном порядке, в течение 30 секунд. Итоги: результат считается хорошим, если испытуемый запомнил 7 чисел.
Диагностика слуховой памяти с помощью литературных текстов
Для того, чтобы проверить слуховую память, нужно подобрать небольшой сюжетный текст, состоящий из 10 – 12 простых предложений. Это может быть, например, короткий рассказ, сказка, басня — для детей, и более сложный информативный рассказ — для взрослых. Текст зачитывается разборчиво, не слишком быстро, выразительно. Затем он в первый раз воспроизводится испытуемым сразу после прослушивания, и ещё раз — через час после него. Нормой считается правильная передача сюжета и 1-2 ошибки при первом воспроизведении, и до 3-4 ошибок — при втором.
Существуют и другие, более сложные тесты, исследующие слуховую и другие виды памяти, но для их использования необходимы навыки и знания специалистов-психологов, позволяющие более детально исследовать и интерпретировать результаты. Такие тесты, как правило, проводятся в специализированных учреждениях.
Определение
Слуховая память – это форма сенсорного восприятия информации для последующего хранения и использования. Синонимами слуховой являются эхоическая и аудитивная память. Информация, поступающая через органы слуха, с высокой точностью сохраняется в течение нескольких секунд.
Этот вид памяти устойчив к повреждениям, возникающим в результате поражения мозгового вещества. Обычно при тяжелых формах амнезии способность воспринимать и запоминать информацию на слух сохраняется. Невозможно одновременно улавливать большое количество звуковых стимулов, чтобы они были различимы.
Эхоическая память отражает способность воспринимать все разнообразие звуковых стимулов, которые воспроизводятся во внешней среде. Объем кратковременной и долговременной аудитивной памяти во многом зависит от индивидуальных особенностей человека и генетических факторов. Примеры слуховой памяти:
- Повторить номер телефона, который только что услышал.
- Воссоздать в сознании имя человека, с которым только что познакомился.
- Отвечать на вопрос, который только что прозвучал.
Как для любого другого вида памяти для слуховой формы типично избирательное запоминание сведений, которые ассоциируются с яркими эмоциями, вызывают интерес, провоцируют появление чувств. Развитое слуховое восприятие обуславливает хорошую обучаемость при помощи устных объяснений и словесных инструкций. Обладатели хорошей слуховой памяти лучше и быстрее осваивают навыки орфоэпии (образцовое литературное произношение), правила интонирования речи, вырабатывают выразительность речевых конструкций.
Упражнения для развития слуховой памяти
Ребёнку не обойтись без помощи взрослых для успешного развития слуховой памяти. Разборчивое, медленное и выразительное чтение вслух стихов, пословиц и поговорок или прослушивание аудиокниг, подобранных с учетом возраста — уже хороший шаг в этом направлении. А если ребенок перескажет прочитанный отрывок через после десятиминутного чтения — это уже будет настоящее упражнение для развития слуховой памяти ребенка. Даже просто одевая ребёнка, сопровождайте свои действия словами. Так малыш научится сопоставлять звуки и действия.
Упражнения для малышей нужно превращать в игры, ведь именно таким образом дети охотнее всего впитывают новые знания.
— Игра «10 пар»
Эта игра способствует улучшению концентрации внимания и слуховой памяти. Заранее придумайте 10 пар слов, связанных по смыслу. Например: ботинки — шнурки, телефон — гудок, дождь — туча, слива — компот, ручка — тетрадь, апельсин — лимон, конфета — печенье, медведь — берлога, ёжик — иголки, дом — крыша. Прочитайте их ребёнку три раза, не торопитесь, говорите выразительно, эмоционально, с интонацией. А на четвёртый раз прочитайте только первые слова, а ребёнок пусть вспомнит и назовёт к каждому из них второе слово-пару.
— Игра «Сделай, как я»
Понадобятся: бумага; два стакана, один из которых наполнен водой; 2 ложки; молоточек; колокольчик. Попросите ребёнка закрыть глаза . После этого совершите 3-4 звуковые действия с подготовленными предметами. Например, перелейте несколько раз воду из стакана в стакан; позвените ложками друг о друга; перемешайте одной из ложек воду в стакане; пошуршите бумагой, постучите ложкой о пустой или о полный стакан.
После этого попросите ребёнка открыть глаза, вспомнить звуки и повторить их по памяти.
— Игра «Угадай, что это было?»
Подготовьте несколько записей (например, воспользуйтесь диктофоном или найдите подходящие записи в Интернете). Например, это может быть шум ветра, рокот прибоя, потрескивание дров в костре, пение птиц, звук дождя, раскаты грома, звук аплодисментов, шуршание обертки при разворачивании конфеты, хруст сухариков и так далее. Попросите ребёнка угадать, что это было. Попросите его попробовать повторить, играйте вместе с ним, делайте отступления от игры, рассказывая что-то интересное об этих звуках и явлениях.
— Игра «Запомни и дополни»
Эта игра поможет увеличить объём слуховой памяти. Ведущий может начать, например, так: «Я положил в портфель книгу». Второй игрок должен повторить эту фразу и добавить своё слово. Например, так: «Я положил в портфель книгу и фонарик». Следующий игрок всякий раз должен повторить всё, что было названо перед ним, и дополнить своим словом. Если игроков много — тот, кто сбился, выходит из игры, а если мало — получает одно очко. Набрал три очка — становишься наблюдателем. Варианты начала могут быть разными. Например:
«Я сегодня видел за окном…»;
«У моего друга в комнате есть…»
«За высоким забором хранились…»
«У Маши в лукошке лежали…»
— Вариант этой же игры:
Начните любое предложение. Например: «Маша вышла на полянку и увидела…». Ребёнок пусть повторит услышанное и продолжит. Например: «Маша вышла на полянку и увидела маленькую избушку…». Дальше по тому же принципу: следующий игрок повторяет и дополняет. Например: «Маша вышла на полянку и увидела маленькую избушку, вокруг которой росла земляника…». Продолжайте запоминать и сочинять, пока кто-нибудь не собьётся. Эта игра также способствует увеличению объёма слуховой памяти, но, кроме того, развивает воображение.
— Игра «Почувствуй ритм»
Простучите кончиками пальцев или обратной стороной карандаша несложный ритм и попросите ребёнка его повторить. Можно, как вариант, отстукивать ритм хлопками ладоней.
— Игра «Угадай окончание»
Это упражнение для развития слуховой памяти предназначено прежде всего для детей-дошкольников. Читайте ребёнку короткие детские стихи, но не произносите последнее слово. Пусть ребёнок догадается и назовёт его сам. Это очень полезно, ведь ребёнку придётся использовать словарный запас, опираться на логику, учитывать ритм и созвучность (рифму).
Больше советов и упражнений для развития слуховой памяти можно найти в нашей статье Слуховая память. Развитие слуховой памяти. А игра «Звукварь», ссылку на которую Вы найдёте здесь же, предназначена именно для тренировки слуховой памяти.
Память лучше всего развивается в том случае, если её часто задействуют и стимулируют.. Подробнее о кратковременной памяти и её развитии можно прочитать в нашей статье Кратковременная память – что это такое? Как развить кратковременную память?.Кроме того развивать память, можно разными способами. Очень удобно использовать для этой цели упражнения для тренировки памяти
Желаем Вам приятной заботы о ребёнке и, конечно, успехов в саморазвитии!
Музыкальная память
Процесс запоминания музыкальных произведений – это музыкальная память. Она является компонентом музыкальных способностей, благодаря которому поддерживаются такие навыки, как чувство ритма и музыкальный слух. Кроме непосредственно музыкального произведения в памяти сохраняется информация, передающая эмоциональное состояние человека в момент прослушивания или проигрывания музыки.
Чтобы развить музыкальную память, применяют такой метод, как голосовое воспроизведение композиции без применения инструмента, что позволяет лучше запомнить мелодию, опираясь на слуховое восприятие. Если нужно запомнить большое музыкальное произведение, следует разбить его на фрагменты и осваивать постепенно. Мысленное повторение мелодии концентрирует внимание на слуховых образах.
На занятиях с дошкольниками делают музыкальные упражнения, которые предусматривают голосовое повторение ребенком прослушанной мелодии. Важно, чтобы ребенок передал ритмический рисунок, темп, характер звучания. Для совершенствования музыкального слуха запоминают и постоянно напевают любимые песни, передавая не только точный текст, но и малейшие звуковые оттенки оригинального исполнения.
Вы уже знаете, какие виды внимания бывают?
В зависимости от участия воли выделяют:
- произвольное внимание
- непроизвольное внимание
Произвольное внимание — это внимание, когда ребенок осознанно и целенаправленно обращает внимание на какой-то объект, удерживает на нем внимание в течение определенного времени.
Непроизвольное внимание — внимание, которое возникает помимо воли ребенка, само по себе, оно сознательно практически не может им регулироваться.
Это внимание на громкий звук, вспышку света, на какой-то необычный или отвратительный запах.
Было высказано предположении о существовании еще послепроизвольного внимания, как самостоятельного вида внимания, возникающего через некоторое время, после того когда человек произвольно удерживал внимания на каком-либо объекте.
Так, спустя время уже не требуется прикладывать усилия воли, чтобы на этом объекте удерживать внимание.
Однако позднее ученые пришли к выводу, что при этом осуществляется переход из произвольного внимания в непроизвольное и самостоятельного вида не образует.
В зависимости от использования специальных средств для управления вниманием выделяют:
- непосредственное внимание — это внимание, привлекаемое самим объектом, который интересен для человека, без использования каких-либо дополнительных средств.
- опосредствованное внимание — внимание, которое возникает и управляется посредством дополнительных средств, косвенно связанных или не связанных с самим объектом. Например, путем использования символов (стрелка, показывающая на объект), слов (можно сказать, например, «обрати внимание…» или «посмотри»).
Самый важный вид внимания, который необходимо развивать
Это, конечно, произвольное внимание. Что нужно знать о его развитии у ребенка?
С рождения ребенок имеет непосредственное и непроизвольное внимание.
К концу первого года жизни появляются предпосылки к будущему развитию произвольного внимания, он начинает не просто реагировать, но и самостоятельно по своему желанию что-то делать, он направляет свою активность на то, что ему интересно.
Он старается что-то сделать, достать, рассмотреть, попробовать на вкус, кинуть, скинуть)
На 2-3 году жизни развивается реактивное произвольное внимание, возникающее под влиянием речи взрослого, его мимики, жестов, а также под влиянием направления взгляда ребенка на названный предмет.
Ребенок сам начинает использовать эти средства для привлечения других людей.
4,5-5 лет — это начало активного произвольного и опосредствованного внимания. Ребенок может направлять свое внимание на какой-то предмет, когда на него обращает его внимание взрослый, под воздействием сложной речевой инструкции.
Ребенок начинает управлять и собственным вниманием (рисунки, знаки).
К 5-6 годам у ребенка под влиянием самостоятельных указаний возникает элементарные формы произвольного внимания, он может описывать то, что делает вслух, и эта речь руководит его вниманием.
Оно имеет небольшой объем и не еще достаточно неустойчивое.
Младшие школьники. В этом возрасте происходит дальнейшее развитие произвольного и опосредствованного внимания. Но оно отстает от внимания взрослого по всем параметрам: устойчивости, распределению, концентрации, переключаемости и объему.
Только к подростковому возрасту уровень развития внимания достигает уровня взрослого человека.
В играх мы будем развивать как раз указанные свойства внимания:
- устойчивость — способность удерживаться на определенном уровне в течение длительного времени
- распределение — возможность разделяться сразу на несколько дел одновременно
- концентрацию — способность сосредоточиваться на каком-то одном деле, мысли, образе и отвлечении внимания от всего остального
- переключаемость — переключение с одного объекта на другой (быстрота или скорость)
- объем — максимальное количество предметов, удерживаемых одновременно
Что надо знать о развитии памяти у детей с рождения, дошкольников и до 10 лет
С рождения у ребенка доминирует правое полушарие головного мозга. Именно оно связано с непроизвольным запоминанием. Так, учеными было доказано, что оба полушария участвуют и при запоминания словесной информации.
Однако непроизвольное запоминание обеспечивается правым полушарием, а произвольный, более высокий уровень мнестической деятельности — левым.
Правое полушарие дает образно-эмоциональную и зрительно-наглядную память нашим деткам, а левое — память на слова, цифры, формулы. Память ребенка до 6 лет непроизвольна.
До 3 лет он может запоминать, даже не желая этого. Все мы знаем деток, которые могут читать наизусть целые поэмы, длиннющие стихотворения. Их память — губка.
С трех лет у детей начинает вступать в силу левое полушарие. Появляется «Я» и его память начинает быть избирательной, зависящей от его интересов, яркости, эмоциональности, как и у взрослого)
Окончательно доминирование левого полушария наступает к 6-10 годам (по мнению наших ученых 9-10 годам), а правое с феноменальной образной памятью, воображением сдает свои позиции.
Поэтому если не были развиты способности, за которые отвечает правое полушарие, они исчезают или затухают. И с малышами мы как можно раньше занимаемся по методике Макото Шичиды, чтобы развить способности правого полушария.
Что касается произвольного запоминания, за которое отвечает левое полушарие, то:
- в 5-6 лет начинают проявляться первые признаки этого запоминания
- к 6-7 годам оно уже окончательно формируется
- к 6-7 годам может сознательно использовать при запоминании материала его логические связи
Чтобы пользоваться произвольным запоминанием, ребенок должен захотеть запомнить, и здесь большую роль играет мотивация и участие родителей. Детям должно быть весело, интересно, легко.
Таким образом, период с рождения до школы — это период непроизвольной памяти, которая связана с правым творческим полушарием головного мозга.
В это время оба полушария активны и это самый замечательный период для синхронизации их работы, по-другому, для создания прочных связей между полушариями и развития мозга в целом.
А развивая правое полушарие, мы развиваем весь мозг. Помните слова Соньера?