Статья Экологическое занятие в младшей группе. Наблюдение за трудом взрослого в уголке природы.. Автор: Садкова Галина Леонидовна


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы – уход за комнатными растениями (старшая группа).

Цель:

  • Закреплять знания детей о приёмах ухода за комнатными растениями, о последовательности выполнения работы.
  • Уточнить обязанности дежурных в уголке природы, знания о инвентаре для работы.
  • Систематизировать знания детей о комнатных растениях, продолжать прививать необходимые навыки по уходу за ними.
  • Продолжать учить планировать совместную работу.
  • Прививать интерес, развивать любознательность, желание ухаживать за растениями и животными уголка природы.
  • Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.

Оборудование:

Комнатные растения уголка природы, фартуки, тряпочки, палочки для рыхления, тазик с водой, клеёнка, пульверизатор, ножницы, лейка.

Предшествующая работа:

Наблюдения и уход за комнатными растениями в уголке природы. Чтение стихотворений, загадок. Беседы о растениях.

Ход занятия:

Дети садятся полукругом так, чтобы каждому был хорошо виден уголок природы.

Воспитатель:

-Ребята, вы теперь ходите в старшую группу, а раз так, то вам, как большим поручаем самостоятельное дежурство в уголке природы по двое.

Растение – это самое естественное украшение помещения, за ними нужен постоянный и индивидуальный уход.

Чтение загадок:

Зелёный, в колючках, Похож на ежа, А цветки атласные Белые, жёлтые, красные. (Кактус)

Вверх по стенке крутой, По бетонке литой Многоножка ползет, С собой листья везет. (плющ)

Очищают воздух, Создают уют, На окнах зеленеют, Круглый год цветут. (Герань)

Воспитатель: Итак, скажите мне, пожалуйста, какие растения есть в нашем уголке природы? Как они называются? (дети называют)

Воспитатель: — Молодцы, все знаете! Расскажите, как мы ухаживаем за нашими растениями?

Дети: поливаем, рыхлим землю в горшочках, обрезаем сухие листья, опрыскиваем и протираем их.

Воспитатель: — А как можно узнать, что растению требуется полив (по цвету — земля серая, на ощупь –сухая).

-Полина, покажи нам, пожалуйста, как правильно поливать комнатные растения. Дети, обратите внимание: носик лейки касается края горшка, воду лить нужно аккуратно, чтобы не размыть корни. Молодец Полина, спасибо.

Воспитатель: — После того, как все цветы политы, что нужно сделать? (набрать в лейки воды, чтоб до завтра она отстоялась и согрелась).

Воспитатель: — Правильно! Ребята, расскажите, что мы используем во время работы в уголке природы кроме леек? (фартуки, тряпочки, тазик, клеёнка, ножницы).

Воспитатель: Какой водой мы поливаем наших зелёных друзей. Из под крана? (Нет! только отстоянной водой или дождевой водой).

Воспитатель: — Верно, водой из под крана комнатные растения поливать нельзя-она холодная и растениям будет неуютно. В умывальной комнате есть тазик с водой для поливки растений.

Воспитатель: — Дети, а для чего мы рыхлим землю в горшочках?

Дети: что бы нужная корням вода и воздух легче проходила сквозь землю.

Воспитатель: — Правильно, а как нужно рыхлить почву? (осторожно, чтобы не повредить корни, иначе, они начнут гнить и растение погибнет). Алёна, покажи нам, как это делать (ближе к краю горшка, вокруг растения).

Воспитатель: — Ребята, подумайте и скажите, какие комнатные растения мы опрыскиваем (традесканция, аспарагус, бегония, плющ). Эти растения наши дежурные будут опрыскивать из пульверизатора. Настя, покажи нам, как это делать. Посмотрите, дети, опрыскивать нужно не только сверху, но и сбоку и снизу. Правильно, молодец.

Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне, Руки в вертикальном положении ладони

Прижаты друг к другу, округлить пальцы

Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальчики в стороны.

Всем лепесткам красоту и питанье Ритмичное движение пальцами

вместе-врозь.

Дружно дают под землей корешки. Положить ладони тыльной стороной на

стол, пальцы развести.

Воспитатель: А сейчас, нам нужно разбиться на три подгруппы.

  • Дети за первым столом будут обрабатывать сухим способом
  • Дети за вторым столом влажным способом
  • Дети за третьим столом будут опрыскивать.

Подумайте и возьмите необходимый инвентарь, и приступайте к работе.

Воспитатель: — Итак, мы закончили работу, что делаем дальше?

Дети: Убираем всё на свои места, протираем клеёнку, моем и сушим тряпочки.

Воспитатель: — Молодцы! Вы все отвечали на вопросы правильно и показали хорошие знания о наших зелёных друзьях.

А, в заключение нашей работы, послушайте стихотворение которое приготовила нам Юля:

«Мой зелененький цветок

Вырос на окошке. Тянет каждый свой листок К солнцу, как ладошки. Вырос он и удивился,

Что в нашей группе появился. Хоть цветочек маленький, Но зато удаленький».

Воспитатель: Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям»

Рефлексия «Волшебный цветок».

Ребята! Если вам сегодня было интересно, и вам нравится ухаживать за растениями, то прикрепите на наше растение красные цветы. А если вам было скучно – желтые. Мне очень приятно, что вам понравилось наше занятие.

Следующая >

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы

Библиографическое описание:

Кошелева, О. А. Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы / О. А. Кошелева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (7). — С. 48-53. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1544/ (дата обращения: 29.01.2022).


Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.

В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и т. д.

Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется боле сложный ряд наблюдения — длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли в цветочных горшках определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме — необходимость частичной смены воды) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел или проехал, по цвету ягод — спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения.

Два последних вида наблюдения ввиду их сложности используют в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения. Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других — наблюдение проводится с небольшой группой или с одним ребенком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой воспитатель. Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при всякой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.

Подготовка кнаблюдению. Подготовка воспитателя к проведению наблюдения начинается с выбора объекта. Растение или животное, выбранное для наблюдения, должно быть в хорошем состоянии. Если наблюдение проводится в помещении (в уголке природы, на занятии), следует продумать его организацию: объект должен быть хорошо освещен (лучше, когда свет падает сбоку), расположен таким образом, чтобы к нему легко было подойти. Детей располагают поближе к наблюдательному предмету, так, чтобы всем было хорошо видно, а при необходимости можно было бы и действовать с объектом наблюдения (покормить, погладить, поиграть).

Для наблюдения на участке или в ближайшем природном окружении необходимо выбрать наиболее удобное место, расположить детей так, чтобы всем было удобно наблюдать.

Если наблюдается животное, необходимо создать такую обстановку, в которой животное вело бы себя свободно и естественно. Например, при наблюдении за кроликом для него сооружается достаточно просторный загончик, вокруг которого на стульчиках размещаются дети. На паркетный пол (или покрытый линолеумом) следует постелить циновку, половичок, иначе животное будет скользить при движении по гладкому полу.

Руководство наблюдением.

В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект 1–2 мин., удовлетворили естественно возникшее любопытство, составили первое впечатление о наблюдаемом. Воспитатель в процессе руководства наблюдениями использует разнообразные приемы (с учетом возраста детей): вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. Он поясняет, рассказывает, помогая ребятам понять увиденное. Для того чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов, он в работе с малышами использует стихи, малые формы фольклора, а со старшими в заключение занятии еще и чтение отрывков из художественных произведений.

Наблюдение должно протекать в определенной последовательности. Руководя наблюдением за животными, воспитатель направляет внимание прежде всего на его поведение: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?» И только в связи с каким-то действием рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги — длинные или короткие? Какие глаза (форма, цвет)?

Рассматривание растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, бросового признака — будет ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола), листья, вновь цветка и т. д. Такая последовательность необходима потому, что внимание дошкольников еще недостаточно устойчиво, во многом непроизвольно. Однако в конце следует упорядочить представления, сложившиеся в ходе наблюдения. Используя различные приемы для подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом: величина, форма предмета, покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животного — и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом.

При повторных наблюдениях, когда задачей является установление состояния растения или животного (например, рассматривание дерева с расцвеченными листьями осенью или цветущего весной, наблюдение за поведением воробьев, купающихся в весенней луже), можно начинать с решения основной задачи. Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдение, воспитатель всегда должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу.

Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу замечают, что изменилось в животных, но и в этом случае воспитатель обращается к сравнению, для того, чтобы отмеченные изменения были ясны для всех. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдения (он может быть разным: в виде рисунков, гербария, в старших группах и как схематическое отражение изменений.

Наблюдение сиспользованием раздаточного материала.

Организация такого наблюдения более сложная, чем наблюдение одного объекта. Здесь от воспитателя требуется умение распределить внимание, организовать действия всех детей, а они должны точно следовать указаниям воспитателя, слышать и слушать других, сравнивать и сопоставлять наблюдения других с собственными. Этот способ организации наблюдения имеет большое развивающее значение: все дети имеют возможность упражняться в разнообразных, обследовательских действиях, совершенствовать учебные умения, у них формируются более точные представления. Походу наблюдения воспитатель задает детям вопросы, организует обследование предметов. Полученные представления сравниваются, и воспитатель подводит детей к умозаключению.

В качестве раздаточного материала могут быть использованы растения и их части: листья, плоды и семена, ветки, овощи и фрукты. Каждый ребенок, участвующий в наблюдении, получает набор материала на руки (такой жесть у воспитателя). использование раздаточного материала в процессе наблюдения обеспечивает высокую активность всех детей.

Младшие группы. Первые наблюдения проводятся с небольшим количеством детей. Основная задача воспитателя — сформировать у них элементарные навыки, необходимые при наблюдении: более или менее длительно сосредоточивать внимание на наблюдаемом предмете, отвечать на поставленные вопросы, выделять яркие признаки (2 -3). Малышей привлекает яркое, движущееся, поэтому первые наблюдения с детьми этого возраста лучше проводить за животными. Их движения, питание, издаваемые звуки вызывают непроизвольный интерес у маленьких детей.

При первом ознакомлении внимание детей приковано к непосредственному рассмотрению животного. Поэтому, руководя наблюдением, воспитатель различными приемами побуждает животное к движению (например, кладет пищу на некотором расстоянии), привлекает детей к кормлению, останавливает их внимание на том, как животное ест (хрустит, держит еду лапами), называет действия словами. Дети вслед за воспитателем повторяют слова. При последующих наблюдениях воспитатель ставит вопрос о том или другом действии животного, побуждая детей к использованию известных им слов. Например, щегол клюет зерна, и воспитатель спрашивает: «Что делает птица? Что она клюет?» и т. д. При этом важно, чтобы вопрос совпадал с действием животного. Так постепенно дети учатся принимать конкретную задачу наблюдения, заключенную в вопросе.

Наблюдения, проводимые с маленькими детьми, кратковременны. Однако для того, чтобы удержать внимание детей, воспитатель дает некоторым из них поручения: насыпать зерно в кормушку или дать морковку, налить воду в поилку. Для того чтобы помочь выделить признаки животного, предлагает его погладить (если это возможно). Используются и игровые приемы: имитация движений, звуков, установление своеобразных контактов: «Птичка поет песенку для детей»; «Рыбка плывет к Коле, а теперь к Маше».

При коллективных повторных наблюдениях, для того чтобы вызвать у детей внимание и интерес, можно использовать своеобразное сюрпризные моменты: раздается стук в дверь, заходит…котенок; или: вносят корзину, покрытую тканью, ее снимают — в корзине кролик. В конце наблюдения можно прочитать стихи, спеть песенку. Требовать от малышей рассказа о наблюдаемом нецелесообразно.

В процессе наблюдений за погодой или другими объектами неживой природы, рассматривания растений воспитатель соединяет эти наблюдения с элементарными трудовыми действиями или игрой (рассматривают листья комнатных растений и обтирают их, перед посадкой рассматривают луковицу, обследуют влажность и сыпучесть песка во время игры с ним). Организуя наблюдения с малышами, целесообразно чаще использовать разнообразные обследовательские действия подставить ладошку солнцу и ощутить тепло, понюхать цветок т. д.

Средняя группа. Наблюдение чаще всего используется для ознакомления детей с новыми объектами, для расширения представлений о знакомых предметах и явлениях. Вместе с тем воспитатель организует с детьми длительные наблюдения за ростом и развитием растений яркими сезонными изменениями в жизни природы. Вначале эти наблюдения ведутся за единичными объектами (например, расцвечивание листьев одного из деревьев осенью, рост фасоли, гороха, посаженных в уголке природы, и т. д.) Затем длительное наблюдение может быть проведено за совокупностью объектов. Например, в парке или саду весной наблюдения одновременно ведутся за распусканием листьев, цветением трав, погодой, птицами.

В ходе наблюдения за изменениями в природе дети средней группы учатся выделять в наблюдаемых предметах характерные признаки: размер, цвет, форму, части, пропорции, характер поверхности, численность. В результате наблюдение становится дифференцированным, а представления у детей, формируемые на основе наблюдения, более конкретными, точными. Воспитатель приучает детей следовать плану, который он предлагает в форме последовательной остановки вопросов и заданий.

Цель наблюдения часто связывается с трудом («Рассмотрим птичку и поучимся ухаживать за ней — она будет жить в нашем уголке природы») или изобразительной деятельностью. На чащу всего используются познавательные цели, например, пойти в сад и посмотреть, какие деревья расцвели, рассмотреть, чтобы научиться их узнавать, и т. д.

Иногда воспитатель предлагает загадку, отгадку которой дети находят в процессе рассматривания предмета. Или сама загадка «предметная»: например, подумать, для какого животного приготовлен корм, затем проверить в ходе наблюдения правильность предположения.

Дети средней группы могут участвовать в создании обстановки, необходимой для наблюдения (подготовить корм, сделать для животного загончик), что повышает интерес к наблюдению.

Как и в младшей группе, в процессе наблюдения используются разнообразные обследовательские действия, игровые приемы, трудовые поручения. Некоторые из этих действий могут иметь поисковый характер. В наблюдениях с детьми средней группы воспитатель начинает использовать сравнение. Сравниваются два предмета (с одним из них дети уже знакомы).Для сравнения воспитатель последовательно выделяет признаки.

В средней группе дети начинают наблюдать и самостоятельно. Следует поощрять их, помогать понять наблюдаемое явление, иногда посоветовать использовать тот или иной прием, привлекать также внимание других детей к наблюдению, побуждать к рассказам о результатах своего наблюдения сверстникам.

Старшая группа. Впроцессе наблюдений детей старшей группы знакомят с характерными и существенными признаками объектов. Проводятся и длительные наблюдения за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями природы. Воспитатель продолжает учить детей принимать задачу наблюдения, пользоваться известными им способами, следовать плану, самостоятельно делать несложные выводы и умозаключения. В наблюдаемых предметах и явлениях дети учатся выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности или являющиеся общими признаками целой группы объектов, устанавливать связи и отношения предметов с окружающим. В наблюдениях за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями у детей формируется умение видеть закономерную последовательность фаз, стадий или состояний.

В руководстве наблюдениями воспитатель использует прямую постановку задач, в первую очередь познавательных. Вопросы, которыми он направляет восприятие детей, носят поисковый характер, требуют установить причину, провести сравнение.

В этом возрасте основные признаки предметов дети выделяют с помощью зрения. К разнообразным обследовательским действиям они прибегают лишь в случаях проверки суждения или при затруднениях. Приемы сравнения, используемые в наблюдении, становятся более разнообразными: наблюдаемый объект сравнивается с другим, изображенным по картине, или по представлению. Сравниваются не только отдельные предметы, но и природные явления (например, парк весной и зимой). Наряду с установлением различия воспитатель направляет внимание детей на общие для нескольких предметов признаки, особенно на те, в которых отражены существенные их стороны. Например, наблюдая за разными насекомыми, дети обнаруживают у каждого по 6 ножек. Дав задание к сравнению наблюдаемого, воспитатель представляет детям самостоятельность в определении признаков, по которым идет сравнение, оказывая помощь лишь в случаях затруднения. Словесный отчет детей о результатах наблюдения должен быть максимально самостоятельным. Результаты наблюдения они отражают в рисунках, поделках.

В работе с детьми шестого года жизни длительные наблюдения становятся более дифференцированными: воспитатель привлекает внимание к менее ярким изменениям в природе. Например, наблюдая за ростом гороха, дети отмечают появление ростка, затем листьев, увеличение их количества, появление усов, бутонов, цветков. Результаты этих наблюдений они отражают в календарях природы, в дневниках наблюдения.

Подготовительная кшколе группа. Особенность руководства наблюдениями в этой группе заключается в создании условий для проявления детьми большей самостоятельности. Основное содержание наблюдений — установление разнообразных связей и отношений между явлениями природы. Дети сами выделяют признаки для сравнения наблюдаемых объектов. Их внимание следует направить на определение сходных признаков, общих для целой группы предметов. При сравнении дети используют и те представления, которые имеются в их опыте (сравнивают по памяти).

Часть заданий для длительных наблюдений воспитатель дает заранее, затем изредка напоминает о них. При кратковременных наблюдениях он использует вопросы- задания (например: «Чем отличается новая птичка от той, что жила у нас раньше? Одинаково ли расцвечены деревья и кустарники нашего участка?» и др.). Дополнительные вопросы ставятся только тогда, когда дети в чем — либо затрудняются. По этой же причине используются и обследовательские действия.

В своих наблюдениях дети подготовительной группы могут использовать несложные приспособления, а иногда и приборы — термометр, флюгер, лупы, рейки и т. д.

Экскурсии.

Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения. Преимущества экскурсий — занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.

Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам — заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных, и кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.

Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводят в тесной связи с другими формами работы в повседневной жизни.

Прогулки.

Для ознакомления детей с природой широко используют прогулки. Здесь воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п. Здесь же можно организовать разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. п.; у дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой.

Повседневные наблюдения за явлениями природы не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. При этом следует использовать разнообразные формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные). Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых. Наблюдения могут проходить и с небольшими группами детей (рассматривание цветущего растения, появившихся всходов, насекомых и т. д.). На прогулке ведется и индивидуальная работа.

Большую работу во время прогулки можно провести в цветнике и огороде. Дети поливают растения, подкармливают их, рыхлят землю. Эту работу планируют на утро и вечер.

Для труда в огороде и цветнике детей организуют в зависимости от цели. Одни задания они могут выполнять всей группой (посадку, посев, сбор урожая), другие (подготовка земли, поливка растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян и т. п.) лучше выполнять с подгруппой детей. В старших группах возможна организация дежурств по участку весной и летом.

Дети старшей и подготовительной к школе групп наблюдения на прогулках отражают в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе, в жизни животных, растений, отражают труд людей.

Начиная со второй младшей проводят целевые прогулки (с выходом за пределы участка детского сада — к водоему, на луг, на пастбище и т. п.). На этих прогулках малышей знакомят с яркими природными явлениями (гнездование грачей, ледоход).

Наблюдения вуголке природы.

Работу по ознакомлению дошкольников с природой в детском саду проводят ежедневно. Форма организации детей разная (в зависимости от возраста и содержания работы). Изредка к труду и наблюдениям привлекают всех детей, однако чаще труд и наблюдения осуществляют в таких формах, как поручения и дежурства. К выполнению отдельных трудовых поручений привлекают детей младшей группы. Постоянные дежурства в составе 2–3 человек вводятся со старшей группы.

Природа — это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Любое наблюдение — это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное — хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и их связи со средой обитания.

Заполнение календаря природы — еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.

В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц. Которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками — галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря — это рисунки, отображающие последовательно рост какого — либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Заполнение календаря — важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, наблюдение, воспитатель, явление природы, животное, природа, развитие растений, группа, изменение, ознакомление детей.

Начинается новый цикл — наблюдения за попугаем в уголке природы.
Наблюдение . «Сколько крыльев у птиц и как они летают?»

Цель: уточнить представления детей о двух способах передвижения птиц в пространстве, об их строении (ноги и крылья), об особенностях крыльев (раскрываются — и тогда хорошо видны, складываются и прижимают­ся к телу — в этом случае незаметны, птицы летают по воздуху при помощи раскрытых крыльев — они машут ими, отталкиваются от воздуха и летят; у человека нет крыльев, он не может летать).

Воспитатель организует наблюдение в тот момент, когда в небе появляются летящие птицы. Предлагает детям изобразить полет птиц. Обсуждает с ними, как выглядит птица в полете и на земле, почему птицы летают, а человек нет.

В свободное время воспитатель читает для тех, кто захочет, рассказ Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». После чтения разговаривает с детьми о воронах: как они ходят, как летают, как каркают. Просит каждого ребенка покаркать — выясняет, кому следует так же, как Жене, учиться говорить «р».

Начинается цикл наблюдений за попугаем, живущим в уголке природы (если в группе живет другая птица, воспитатель по аналогии сам составляет цикл наблюдений).

Наблюдение 1. «Чем попугай отличается от воробьев?»

Цель: уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего облика попугая, о строении его тела, учить приемам сравнения.

Воспитатель предлагает всем, кто захочет, рассмотреть попугая и ска­зать, какой он, что у него есть (голова, хвост, ноги, глаза, клюв). Затем просит вспомнить воробьев, прилетающих на кормушку, сказать, какие они, чем отличаются от попугая. Если дошкольники затрудняются с ответом, вос­питатель показывает цветную картинку с изображением воробьев, предлагает посмотреть на нее и на попугая и сказать, чем птицы непохожи друг на друга.

В заключение воспитатель сам подводит итог: «Эти птицы не только различаются, но они и похожи друг на друга. И у воробьев, и у попугая одна голова, один хвост, две лапки, два крыла. Что еще у них одинаково? Ко­нечно, и воробьи и попугаи — птицы, поэтому похожи друг на друга».

Наблюдение 2. «Что и как ест попугай?»

Цель: уточнить представления детей об особенностях строения клюва попугая (толстый, загнутый) и о том, как он клюет корм, показать, что попугаю нужен разнообразный корм, чтобы он не болел, хорошо себя чувствовал.

Воспитатель сначала предлагает детям посмотреть на клюв попугая и сказать, какой он. Затем показывает блюдце, на котором заранее разло­жены небольшими порциями крошки яйца, творога, какой-либо каши, тер­тая морковь, кусочек белого размоченного хлеба, кусочки капусты или яблока. Дети рассматривают и называют корм, а воспитатель уточняет: «Попугаю нужно давать не только зерносмесь, но и самые разные корма, чтобы он хорошо себя чувствовал, не болел. Мы ведь все его любим, поэтому будем заботиться о нем. Я поставлю блюдце в клетку, отдельно помещу зер­носмесь, посмотрите, какая она. Совсем непохожа на рыбий корм. А вы понаблюдайте, что попугай будет делать, с чего начнет, как он будет клевать».

Воспитатель ставит корм, вместе с детьми наблюдает за происходящим в клетке, тихо комментируя поведение птиц. Перед обедом следует снова подойти к клетке и посмотреть, что осталось на блюдце; что попугай съел полностью — что ему особенно понравилось, а что оставил. (В этот день попугая не следует кормить до начала наблюдения.)

Наблюдение 4. «Как попугай ест зелень?»

Цель: продолжать воспитывать у детей любовь к попугаю, желание видеть его всегда здоровым, дать представление о том, что в зимнее время животным, так же как и людям, не хватает витаминов, поэтому они могут болеть, зелень овса — это витаминный корм, который будет очень полезен птице.

Воспитатель ставит коробочку с зеленью овса в клетку, дети наблюда­ют за поведением птицы, комментируют его. Воспитатель рассказывает, что зимой всем не хватает витаминов и попугаю тоже. От этого организм становится слабым, возникают болезни. Чтобы попугай не заболел, надо обязательно угощать птицу зеленью, специально выращивая ее в коро­бочках.

В свободное время воспитатель продолжает чтение произ­ведений Е. Чарушина: читает повторно рассказ «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» или рассказ «Яшка».

Наблюдение 5. «Какие у попугая ноги?»

Цель: уточнить представления детей об особенностях строения ног попугая (две ноги, короткие, голые: не покрыты перьями, на каждой ноге по четыре пальца с загнутыми когтями, два пальца направлены вперед, два — назад, с помощью ног попугай ходит по дну клетки, по жердочке, лазает по сетке (прутьям), лазать с такими пальцами и когтями очень удобно — они легко цепляются за все, ногами попугай чешет тело, иногда удерживает пищу).

Рассматривая с детьми обитателя клетки, воспитатель предлагает им посмотреть на свои руки, посчитать пальцы, которые направлены все в одну сторону, кроме одного. Просит детей самостоятельно понаблюдать за действиями птицы и выяснить, зачем ей ноги, что она ими делает.

Наблюдение 6. «Как попугай купается?»

Цель: показать детям купание птицы в воде, своеобразие этой про­цедуры (птица залезает в воду ногами, приседает, хлопает крыльями по воде, встряхивается, после купания укладывает клювом перышки, чтобы они красиво и ровно лежали, купание полезно для птицы — она становится красивой и здоровой); воспитывать интерес к наблюдениям.

Воспитатель показывает детям, как он ставит блюдце с водой в клетку попугая. Просит их тихо понаблюдать за тем, что будет делать птица. Если попугай начнет купаться, воспитатель шепотом комментирует его действия. Если купание не состоится, он рассказывает о том, как купаются другие птицы (канарейка в клетке, воробьи на улице).

Наблюдение 7. «Какие у попугая перышки?»

Цель: уточнить представления детей о том, что тело попугая покрыто перьями разной длины (длинные перья на хвосте и крыльях, короткие — на голове и груди), перья разные по окраске и рисунку, оперение у по­пугая очень красивое, птицей можно любоваться, перышки легкие.

К этому наблюдению воспитатель заранее собирает перья, выпавшие у попугая, чтобы их использовать как раздаточный материал. Наблюдение начинается с того, что воспитатель предлагает детям полюбоваться птицей. Подчеркивает, что красоту создает ее оперение. Затем все рассматривают попугая и устанавливают, что перья разные. В конце набл-юдения воспита­тель раздает детям по перышку. Они рассматривают перо, «взвешивают» на руке (очень легкое). Воспитатель объясняет, почему необходимо, чтобы перья у птиц были легкими.

Наблюдение 8. «Что видит попугай?»

Цель: уточнить представления детей о том, что с помощью глаз попугай хорошо видит все окружающие предметы в клетке и за ее преде­лами, новых, незнакомых, крупных предметов он может пугаться, к попу­гаю надо относиться бережно: не бегать рядом с клеткой, не размахивать руками, не ставить возле клетки крупные игрушки.

Воспитатель предлагает детям сосчитать, сколько глаз у попугая, посмотреть, где они расположены (по бокам головы, что дает широкий обзор), какой они формы. Затем просит высказаться, что, по их мнению, птица видит в клетке и за ее пределами. Рассказывает, что попугай очень наблюдателен, видит все, что происходит в комнате: кто что делает, какие предметы берут и кладут, какие новые люди приходят. Затем предлагает провести опыт: один ребенок отходит от клетки подальше и светит фонариком (в солнечный день с помощью зеркала можно сделать бегающего «зайчика»). Дети тихо и внимательно наблюдают за попугаем (а не за фонариком) — заметит ли он фонарик.

В конце наблюдения делается вывод о том, как надо себя вести возле клетки, чтобы отношение к попугаю было бережным.

Наблюдение 9. «Слышит ли попугай?»

Цель: дать детям представления о том, что попугай хорошо слышит, потому что у него есть уши, но их не видно — они на голове под перьями, попугай не только слышит слова, но и может повторять некоторые из них; громких неожиданных звуков птица может испугаться; к попугаю надо относиться бережно — не кричать возле клетки.

Воспитатель, рассматривая с детьми попугая, спрашивает, есть ли у него уши. После отрицательных ответов предлагает проверить, слышит ли птица. В полной тишине кто-то из ребят звонит в колокольчик (играет на металлофоне, бубне), остальные наблюдают за птицей. Обнаруживается, что попугай поворачивает голову на звук, прислушивается. Воспитатель рассказывает, где у попугая уши, почему их не видно. Объясняет, что он может пугаться резких звуков и к нему надо бережно относиться. Затем сообщает, что попугай слышит человеческую речь и может повторять те слова, которые часто и одинаково произносят. Предлагает сообща поучить попугая здороваться. Рассказывает и показывает, как надо учить попугая: накрыть клетку, чтобы он не отвлекался, затем четко, громко, всегда оди­наково произносить: «Доброе утро, Гоша!», повторяя эту фразу 4—5 раз. Договаривается с ребятами, что каждое утро станет накрывать клетку, а они будут наговаривать приветствие. Объясняет, что когда попугай усвоит эти слова, то будет повторять их.

В последующие дни и недели воспитатель и дети общаются с попугаем, пытаются научить его говорить. Когда птица на­учится произносить приветствие, воспитатель может начать подкармливать ее с руки любимым кормом, демонстрируя детям добрые взаимоотношения с пернатым другом, новую форму общения с ним.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]