Статья картотека трудовых поручений в старшей группе. Автор: Богданова Олеся Дмитриевна
Задание № 2. «Протираем подоконники влажной ветошью в групповой комнате и спальне». Цель: учить детей при работе с водой соблюдать следующие правила: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать ее в воде.
Задание № 3. «Помогаем помощнику воспитателя застилать чистое постельное белье». Цель: Учить последовательно застилать постельное белье, приучать детей оказывать посильную помощь взрослым.
Задание № 4. «Дежурство по столовой». Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол, убирать посуду после еды, сметать щеточкой со столов и подметать пол.
Задание № 5. «Дежурство в учебной зоне» Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после занятия на место.
Задание № 6. «Уборка строительного материала». Цель: Учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.
Задание № 7. « Уборка в игровом уголке ». Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке, мыть их, сушить, протирать и расставлять на места.
Задание № 8. «Стирка салфеток, используемых на занятиях по изобразительной деятельности». Цель: учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности).
Задание № 9. «Протираем шкафы в раздевальной комнате (совместно с помощником воспитателя)». Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить вещи аккуратно на место.
Задание № 10. «Ремонт книг». Цель: учить детей подклеивать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами.
Задание № 11. «Расставим стулья в определенной порядке». Цель: Продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро, старательно.
Задание № 12. «Стираем кукольное постельное белье, одежду». Цель: Закреплять умение стирать кукольное бельё, приучать детей к опрятности и чистоте.
Задание № 13. «Уборка в уголке природы». Цель: Закреплять умения и навыки ухода за обитателями живого уголка, ухода за растениями. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.
Задание № 14. «Ремонт коробок для бросового материала». Цель: Закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем, воспитывать бережливость, умение работать коллективно.
Задание № 15. «Протираем подоконники, мебель». Цель: Аккуратно работать с водой, совершенствовать трудовые навыки в процессе работы.
Задание № 16. «Помощь няне в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях». Цель: Учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь няне и уважение к чужому труду.
Задание № 17. «Уборка в столовой». Цель: Учить правильно сервировать стол, убирать посуду после еды, сметать щеточкой со столов и подметать пол.
Задание № 18. «У нас в шкафу порядок». Цель: Приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.
Задание № 19. «Приготовим оборудование для занятия ». Цель: Развивать чувство ответственности за порученное дело, учить аккуратно раскладывать материалы и оборудование для занятий.
Задание № 20. «Меняем полотенца». Цель: Развивать желание трудиться, уметь предложить свою помощь кому-либо.
Содержание и организация поручений.
Лекция 1
Тема: Трудовые поручения и их обязанности.
План:
1. Трудовые поручения, их воспитательный потенциал.
2.Содержание и организация поручений.
3.Руководство поручениями.
Литература:
1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.
2. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: учеб.-метод. пособие. — СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 141 с.
3. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 143 с.
4. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие]. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 135 с. — (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).
5. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский , 2002.
6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский , 2002.
Трудовые поручения, их воспитательный потенциал.
Образовательная программа ДОУ рекомендует три формы организации труда в детском саду детей дошкольного возраста: трудовые поручения, дежурства и коллективный труд всей группы. Каждая из названных форм организации имеет свои особенности на разных ступенях дошкольного детства.
Чтобы выяснить возможности трудовых поручений для решения задач нравственного воспитания, необходимо определить, что понимать под трудовым поручением и в чем заключены его специфические особенности в отличие от других форм организации.
Трудовое поручение – это возложение на ребенка определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с трудовыми действиями для коллектива.
Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют на младших ступенях дошкольного возраста, когда труд еще не стал планомерной и систематической деятельностью, и дети часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе. Иными словами: выполняют просьбу или требование взрослых сделать что-либо, принести какой-то предмет, полить цветы, покормить рыб, накрыть на стол, убрать посуду и т.д.
Трудовые поручения необходимо отличать от обязанностей. И не только потому, что это кратковременный, эпизодический труд. Трудовые поручения отличаются своеобразием самой деятельности и положением ребенка в ней. Обязанность заключается, прежде всего, в осознании необходимости постоянно и систематически выполнять дело даже тогда, когда нет желания. При выполнении обязанностей многое исходит от самого ребенка: у него есть для выполнения задания необходимые трудовые навыки, он может выполнять задание самостоятельно, при этом проявить личную инициативу, творчество, смекалку, элементарно рассказать, почему нужно выполнить эту работу.
Однако, чтобы у ребенка появились эти обязанности, ему необходим некоторый опыт, то есть специальная подготовка, которая позволяет освоить содержание деятельности. Такая подготовка осуществляется посредством разнообразных поручений, тех, что войдут впоследствии в круг его обязанностей. Не зная их, не освоив нужные умения, ребенок не будет готов к более сложной для него деятельности. П.П.Кузовкова правильно подчеркивает, что индивидуальная деятельность ребенка – отправной момент для формирования самостоятельности (в совместной деятельности).
Особенно важны поручения на шестом году жизни ребенка, когда происходит активная подготовка к несению трудовых обязанностей – ведь с самого начала года дети участвуют в трех видах дежурств. Это очень серьезный труд, требующий определенной предварительной подготовки с младшей группы. В старшей группе, если ребята не умеют правильно дежурить, это сигнал к тому, что педагог нецеленаправленно привлекал воспитанников к выполнению поручений на ранних ступенях дошкольного возраста.
Таким образом, поручения и обязанности тесно взаимосвязаны.
Придавая большое значение в трудовом воспитании коллективным формам организации трудовой деятельности. Н.К.Крупская справедливо подчеркивала, что к ним ведет постепенная работа детей вдвоем, втроем, вчетвером, что перед детьми сначала необходимо ставить небольшие, посильные цели, постепенно, шаг за шагом усложняя их. Своеобразную оценку поручения дал А.С.Макаренко, он подчеркивал, что поручения приучают к ответственности, исполнительности, добросовестному отношению к делу.
В практике работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения, реже – поручения маленьким группам. Последний вид открывает перед воспитателем большие перспективы: посредствам различных поручений формировать и закреплять у детей трудовые умения и навыки. Ведь научить одного-двух легче, чем целую группу детей. Кроме того, более удобен и возможен тщательный контроль в плане: что затрудняет ребенка, где необходим дополнительный показ, помощь, совет. Иными словами: в процессе индивидуального труда педагог имеет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику, тем самым формируя у одного – трудовые навыки, у другого – положительное отношение к деятельности, некоторые нравственно-волевые качества.
Поручения весьма многообразны. Они могут быть простые и сложные, кратковременные, эпизодические и длительные, индивидуальные или коллективные. Особенно ценны (в плане подготовки детей к несению обязанностей) длительные поручения, когда ребенок несет ответственность за какую-то работу на определенный срок (день, два, три).
Известно, что на младших ступенях дошкольного возраста трудовая деятельность часто переплетается с игрой и порой трудно увидеть, уловить эту границу. И в этом плане поручения помогут воспитателю. Ведь даже самые элементарные поручения (что-то подать, подвинуть, поднять) не содержат в себе игрового начала. Наоборот, в них заключен элемент требования, с помощью которого ребенок приучается действовать целенаправленно, осознать, что он выполняет задание взрослого. В сознании ребенка постепенно начинает выделяться труд с некоторыми присущими ему особенностями, одна из которых – необходимость достижения результата. У него постепенно сформируется ответственность за полученное дело, умение доводить начатое дело до конца. Малыш научится прилагать волевые и трудовые усилия для достижения результата.
В практике воспитания поручения чаще организуются как в первую половину дня – в утренние часы, до завтрака, так и во вторую половину –после дневного сна.
Выполнять простые и посильные поручения дети могут уже с 1,5–2 лет. Доступные задания («Пойди посмотри, какой домик построил Коля», «Посади куклу на стул», «Дай Вове мяч»), содержащие определенные указания воспитателя, внесут в детское поведение целенаправленность, приучат к послушанию, умению выполнять требования взрослого.
Для младшей группы характерны поручения индивидуального характера (здесь не предусмотрено дежурство). Наблюдения показали: при активной организации почти каждый малыш в течение дня выполняет менее 2-3 поручение воспитателя. Например, Вася по просьбе воспитателя убрал в шкаф забытую обувь; Миша поднял Ирине носки и положил их на место; он же помог вынести на участок ведерко с совками, собрал игрушки перед уходом с прогулки; Вера раздала карандаши для рисования, смела песок с лавочки, полила цветы; Андрей собрал строительный материал перед уходом на прогулку, налил свежую воду канарейке, раздал тарелки во время полдника.
Поручения в младших группах используются для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовым умениям и навыкам; для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда.
В средней группе посредством поручений педагог активно готовит детей к предстоящим дежурствам на занятиях ( вводится во второй половине года второй младшей группы по столовой и со средней группы по занятию). Кроме того, детей привлекают к разным поручениям: в уголке природы, в зоне художественного творчества детей, в игровом уголке и т.д.
В старших группах поручения не теряют своей значимости. Особое место начинают занимать поручения – задания, отсроченные по времени с целью получения конкретного результата. Практикуются поручения общественно-направленного характера: помощь младшим, сотрудникам детского сада.
Таким образом, поручения как форма организации трудовой деятельности дошкольников во всех группах дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к участию в посильном труде.
Образовательная программа ДОУ содержит примерный перечень поручений для каждой дошкольной ступени. Содержание поручений постепенно усложняется, а вместе с ним усложняется и требования к самостоятельному и качественному их выполнению.
Назначение поручений – оказать воспитательское воздействие на ребенка. В связи с этим поручения всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу. Так, Оля и Женя не знают, чем заняться и воспитатель предлагает: «Оля возьми метелку и смети снег со всех лавочек, чтобы дети не садились на снег», а Жени дает вожжи и просит: «Спроси Антона, не хочет ли он поиграть с тобой в лошадки?». С помощью поручений педагог может отвлечь детей от нежелательного занятия и занять полезным делом. Опыт работы с детьми показывают, что выбор того или иного поручения зависит от воспитателя, от условий жизни детей в группе, от имеющегося опыта детей, от постановки трудового воспитания в данном дошкольном учреждении.
Отбор содержания поручений должен осуществляться с учетом всех педагогических принципов организации труда, педагогической целесообразности, посильности, доступности, а также способов действий, их количества и сложности, т.е. от того, что оказывает воздействие на достижение конечного результата. Иногда одно и то же поручение можно усложнить или облегчить в зависимости от возраста ребенка, его умений и готовности справиться с полученным делом. К примеру, воспитатель предлагает поставить на четыре стола подставки с цветными карандашами. Чтобы выполнить это поручение, ребенок должен совершить четыре одинаковых действия (если ставить на стол по одной подставке). Довольно простое поручение по своему содержанию и действию посильное любому дошкольнику. Но если ему предлагают выбрать и поставить в стакан отточенные карандаши, а затем раздать их, то здесь уже требуются усилия и больше способов действия, которые сложнее по качеству (найти нужный карандаш и поставить в стакан). Кроме того, необходимы определенные знания: какими карандашами можно рисовать, а какими нельзя – они не заточены. Это вызывает у детей, особенно младшего дошкольного возраста, трудности. И в этом случае к воспитателю обращаются с вопросами: «Этот карандаш куда класть? Им можно рисовать?» естественно, в такой ситуации результат будет достигнут несколько позднее. Учитывая некоторые особенности поручений, как количество действий, способ их выполнения, время достижения результата, их можно сгруппировать на три группы. Это позволит лучше увидеть специфические воспитательные задачи, которые можно ставить и решать через разные по содержанию трудовые поручения.
К первой группе относятся поручения, связанные с выполнением одного действия: подай, принеси, отодвинь, подними. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью устранить беспорядок (что-то по неосторожности уронили, разбили, разлили).
Вторую группу составляют поручения, содержащие в себе несколь-ко способов действия, несколько трудовых операций. Они сложнее первых, так как для их выполнения необходимы определенные навыки трудовой деятельности: помыть клетку, накормить птиц.
К третьей группе следует отнести поручения, результаты которых получаются не сразу: посадить лук, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, попросить папу подточить цветные карандаши и т.д. Такие поручения связаны с приложением усилий памяти, знанием некоторых временных понятий (утром, когда приходить в детский сад, после прогулки, вечером, после полдника, обеда, когда пойдешь домой). Для детей 3–4 лет поручения такого содержания представляют большую трудность, они забывают о них. Требуется особый контроль и дополнительные напоминания со стороны взрослых. Подобные поручения полезны, ценны в старших и подготовительных группах.
В особую группу следует выделить поручения, при выполнении которых нет видимого результата. Такого рода поручения очень распространены в условиях повседневной жизни детского сада: спросить повара, что сегодня на завтрак, попросить корм для животных, передать медицинской сестре сведения о количестве детей в группе.
Поручения такого рода не требуют от детей особых мускульных усилий. Здесь ставится задача другого характера: уметь общаться со взрослыми, что-то вспомнить, запомнить, уметь ориентироваться в помещении и на территории участка детского сада.
Старшие дошкольники (5–7 лет) с удовольствием выполняют такого рода поручения. А вот для младших такие задания представляют определенную сложность. Их выполнения затрудняются не только своеобразием задачи, но и тем, что результат труда не выступает наглядно. Но это не означает, что надо избегать подобных поручений в работе с детьми младшего возраста. Целесообразно вначале давать поручения более активным детям: покормить животных, рыб, птиц, полить комнатные растения, цветник, огород. При этом воспитатель показывает образец выполнения трудового действия и контролирует выполнение действий ребенком.
Таким образом, зная воспитательные возможности различных по содержанию поручений, их нагрузку, учитывая при этом возможности каждого ребенка, можно целенаправленно организовать обучение детей тому, что они еще не умеют делать, сформировать необходимые умения и навыки или изменить отношение к работе.
Содержание и организация поручений.
В сравнении с другими формами организации трудовой деятельности детей поручения имеют ряд особенностей: они всегда идут от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми; в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за точностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
Поручения многообразны по сложности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), по времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Разнообразие трудовых поручений по содержанию, особенностям организации создает большие возможности для использования их в воспитательной работе с детьми.
Трудовые поручения охватывают всю жизнь детей в течение дня в детском саду. Это закономерно, так как педагог в любое время может найти нужное и полезное дело как для самого ребенка, так и для всей группы детей. Отчасти это объясняется особенностями организации поручений и местом их в режиме дня в отличие, например, от дежурств.
В практике поручения чаще организуют в первую половину дня в утренние часы — до завтрака или во вторую половину — после дневного сна. Объясняется это значительной нагрузкой педагогического процесса в первую половину дня, большей занятостью педагога. Он периодически привлекает детей к выполнению поручений с различными целями: закрепить трудовые навыки, познакомить с новым по своему содержанию трудом.
Групповая или коллективная форма трудовой деятельности более сложна. Она требует от педагога специального руководства и не может быть осуществлена попутно с решением других воспитательных задач из чисто физических соображений.
Привлечение детей к выполнению простых и посильных им поручений рекомендуется очень рано, уже с 1,5—2 лет. В маленьких и доступных ребенку заданиях: «Посмотри, какой домик построил Коля», «Дай Вове мячик», «Пожалей Раю, у нее болит пальчик» — содержатся определенные указания воспитателя, который вносит в детское неведение целенаправленность, приучает к послушанию, умению выполнять требования взрослого.
По поручению воспитателя дети переодевают кукол, стирают для них белье.
Таким образом, поручения как форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста имеют большое воспитательное значение, поскольку они дают возможность повседневно приобщать всех детей группы к посильному труду. Это постепенно приучает детей быть занятыми, находить себе полезное занятие, что создает в группе в целом дружную деловую атмосферу.
Очень важно правильно определить содержание поручений. Они должны быть доступными для выполнения детьми разного дошкольного возраста.
«Программа воспитания в детском саду» содержит примерный перечень поручений детям каждой дошкольной ступени. На младших ступенях дошкольного, возраста он представлен в разделе «Воспитание гигиенических навыков, самостоятельности и трудолюбия», на более старших (5—7 лет) — в разделе «Труд». Содержание поручений постепенно усложняется; с возрастом предъявляются и более высокие требования к самостоятельности, качеству выполнения задания, ответственному отношению к порученному делу.
Любые трудовые поручения всегда должны ставить определенную цель, воспитывать умение и желание выполнить задание независимо от того, интересно оно или нет.
Андрюша не знает, чем заняться. Воспитатель дает Ренату вожжи и просит: «Спроси Андрюшу, не хочет ли он поиграть с тобой в лошадки». Или: «Лена, будешь ложиться спать, посмотри, кто лучше всех сегодня ведет себя в спальне».
Часто поручения дают детям с целью отвлечь их от нежелательного занятия, помочь найти себе полезное дело: «Андрюша, посмотри, как дети песок собрали, а ты найди, пожалуйста, флажок и прикрепи его к самой вершине. Поправь лопаткой песок», «Лена, возьми метелку и смети снег со всех лавочек, чтобы дети не сидели на снегу».
Организуя поручения, необходимо решать задачу о правильном и целесообразном отборе их содержания, чтобы они в процессе трудовой деятельности способствовали нравственному воспитанию ребенка.
Кроме интересного содержания поручений большое значение имеет и наличие в них способов действий, их количества, трудности, т. е. того, что ведет к получению результата.
Удачные способы действий ведут к положительному результату и обычно выражаются в тех элементарных и простых требованиях, которые и определяют успех.
К примеру, воспитатель предлагает поставить на четыре стола подставки с цветными карандашами. Для выполнения такого поручения от ребенка требуется четыре одинаковых действия (если ставить на стол по одной подставке). Такое довольно простое поручение по своему содержанию и действию посильно для ребенка любого дошкольного возраста. Но если ему предлагается выбрать и поставить в стакан отточенные карандаши, затем раздать их, то здесь требуется больше усилий — больше способов действия, они сложнее по качеству (найти нужный карандаш и поставить в стакан).
Кроме того, требуются определенные знания, какими карандашами можно рисовать, а какими нельзя — они не заточены. Это вызывает у детей трудность. Ребенок в этом случае начинает часто обращаться с вопросами: «Этот карандаш куда класть? Им можно рисовать?» Естественно, что здесь результат выполнения поручения выступает несколько позднее.
Трудовые поручения, используемые в детском саду, имеют разное назначение. Одни из них кратковременны, эпизодичны, вызываются временной необходимостью: устранить быстро случившийся беспорядок, что-то поднять, отнести, отодвинуть, подать кисточку, клей, совок, предложить стул и т. д.
Такие поручения чаще всего возникают в силу жизненных обстоятельств. Дети, как правило, успешно с ними справляются даже на младших возрастных ступенях. Ценность их состоит в том, что, несмотря на их простое, элементарное содержание, они не имеют игрового начала, приучают детей к умению быстро ориентироваться в окружающей обстановке, среди многих вещей и предметов найти нужный.
Эти поручения способствуют воспитанию сообразительности, исполнительности, ловкости. Часто такого рода поручения сопровождают работу, которую в основном выполняют взрослые.
К примеру, воспитатель ремонтирует книги. Дети по его просьбе приносят все необходимое для этого: бумагу, клей, кисточки, ножницы, поднос, относят обрезки, прижимают тряпочкой наклеенные полоски. В процессе такого совместного труда дети постепенно узнают, какой материал, предметы нужны для выполнения такого поручения, как обращаться с ними, привыкают быть полезными в работе взрослых.
При этом легко можно увидеть возможности детей в выполнении данных поручений, их стремление справиться с заданием.
Выполнение второй группы поручений ставит своей целью обогатить детей умениями ухаживать за животными, растениями: помыть клетку, покормить животных, рыбок, птичку. Эти поручения воспитывают любовь к животным, к окружающей природе. Кроме того, они требуют от детей знаний и умений в обращении с материалами, орудиями труда.
К третьей группе относятся поручения, связанные с результатами, получаемыми не сразу: посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку и т. п. Получение результата связано с приложением усилий памяти, знанием некоторых временных понятий (утром когда приходишь в детский сад, после прогулки, вечером, после полдника, обеда, когда пойдешь домой).
Четвертая, особая группа, — это словесные поручения: спроситьповара, что сегодня на завтрак, есть ли корм для кролика, передать сведения о количестве детей, пригласить методиста или заведующую на занятие, позвать к телефону кого-либо из сотрудников детского сада, спросить, можно ли идти на музыкальное занятие, и т. д.
Хотя поручения такого рода не требуют от ребенка особых мускульных усилий, они представляют для детей, особенно 3—5 лет, большую трудность. Здесь ставятся задачи другого характера: уметь общаться со взрослыми, что-то вспомнить, запомнить, уметь ориентироваться в помещении и на территории участка. Выполнение этих задач представляет сложность для детей еще и потому, что в таких поручениях результат для ребенка не выступает наглядно и поэтому часто ему непонятен.
Но это не значит, что надо избегать подобных поручений в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Если ребенок не справляется с заданием, воспитатель должен прежде всего выяснить, почему он отказывается от выполнения поручения (стесняется, не знает того человека, к кому посылают плохо ориентируется, малообщителен и т. п.), и по возможности помочь ему справиться с заданием.
Целесообразно вначале давать поручения более смелому ребенку, при этом объяснить куда надо пойти, попросить его повторить задание и рассказать как он будет выполнять его. Следует напомнить правила: прежде чем обратиться к взрослому с просьбой, необходимо поздороваться, вежливо спросить, поблагодарить, попрощаться.
Таким образом, зная нагрузку различных по содержанию поручении, учитывая возможности каждого ребенка, воспитатель может целенаправленно организовать их, с тем чтобы учить детей тому, что они еще не умеют делать: у одного формировать трудовые навыки, другого учить тщательности, старательности выполнения задания и т. д.
Содержание трудовых поручений последних двух групп несколько сложнее первых. Поэтому они чаще используются в старшем возрасте. На более младших ступенях дошкольного детства содержание поручений обычно связано с трудом по самообслуживанию, повседневным бытом детей.
Специфику организации поручений следует рассматривать прежде всего в руководстве поручениями.
Руководство поручениями.
Руководя выполнением детьми поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком: выявляет уровень умений, желание, с каким он принимается за выполнение поручения, способность довести дело до конца самостоятельно.
Постоянный контроль за деятельностью ребят позволяет правильно осуществлять индивидуальный подход к каждому, учитывать возможности ребенка для активного включения его в труд.
В младшем возрасте дети имеют преимущественно индивидуальные поручения (1, 2 и 4-й групп), так как ребенок 3—5 лет нуждается в индивидуальном обучении, постоянном контроле за его деятельностью. Малейшая трудность — и он бросает дело, уходит играть. Напоминание педагога, а иногда и требование закончить работу постепенно вырабатывают у ребенка привычку выполнять заданное.
Воспитатель может давать индивидуальные поручения не одному, а сразу группе детей. В таком случае будут трудиться «рядом» несколько ребят. Подобная организация поручений возможна тогда, когда дети имеют некоторый опыт работы и не требуют постоянного внимания и вмешательства воспитателя.
В этом случае педагог имеет возможность показать несложные приемы работы сразу нескольким детям. Например: четырем-пяти воспитанникам протереть стульчики: каждый должен протереть один стул. При этом разъясняет приемы работы: как следует держать тряпочку, какой она влажности должна быть, напоминает последовательность действий одновременно всем участникам.
Одним из эффективных приемов руководства деятельностью ребенка в этом возрасте является совместный труд со взрослым или взрослого и нескольких детей. В совместной работе пример воспитателя повышает интерес ребенка к труду, способствует формированию у него желания достичь результата работы.
Особую роль в руководстве выполнением детьми 3—5 лет поручений играет оценка их труда. Надо непременно найти что-то положительное в их поведении и деятельности, даже если на первых порах ребенок не всегда может самостоятельно справиться с заданием: «Молодец, Сережа, ты сегодня сразу подошел, когда я тебя позвала, и мы вместе быстро сделали работу. Игорь скоро совсем хорошо и правильно научится поливать цветы. Сегодня ты очень старался».
В оценке результатов выполненного ребенком задания следует широко использовать игровые приемы. Здесь воспитатель не обходится без персонажей кукольного театра «Петрушка». Такой прием позволяет воспитателю нужное время поддерживать внимание ребенка, чтобы в это время подробно рассказать и дать оценку того, как выполнено задание.
В процессе организации поручений с детьми 3—5 лет важно помнить о роли обучающего воздействия воспитателя, поскольку дети этого возраста пока многое не умеют делать самостоятельно. Педагог широко пользуется такими приемами, как показ, объяснение, разъяснение, мотивировка каждого требования к деятельности ребенка.
В старшей и подготовительной к школе группах расширяются физические возможности детей, накапливается определенный опыт самостоятельного выполнения поручений.
Многие виды труда становятся для детей обязанностью, однако поручения не теряют своей значимости. Качественно меняются не только их содержание, но и задачи, которые ставит перед собой воспитатель.
В работе с детьми 6—7 лет воспитатель широко организует поручения-задания (однодневные, многодневные, с отсроченным заданием), например, воспитатель просит принести к определенному дню пустые спичечные коробки для труда, цветные нитки и салфетку для вышивания, открытки, картинки определенного содержания для альбома, какой-либо природный материал, нарезать дома квадратов, кружков для занятий малышей и т. п.
Педагог строго контролирует их выполнение в срок и качественно. С этой целью на первых порах использует приемы косвенного воздействия на детей: напоминание, намек, иногда требование, постепенно добиваясь полной самостоятельности в выполнении задания.
Широко организуются разнообразные поручения, связанные с длительными наблюдениями в уголке природы за растениями, животными. Через определенное время ребенок должен рассказать воспитателю, всем детям о тех изменениях, которые он заметил, или об интересных фактах поведения животного во время его кормления, сна и т. д.
Детей 6—7 лет широко привлекают оценивать результаты работы, выполненной товарищем, а также и свои собственные. Это способствует формированию критического отношения к результатам труда, умению давать справедливую оценку.
Организуя поручения, воспитатель в любой возрастной группе должен стремиться равномерно привлекать детей к выполнению заданий. При этом все дети приобретают необходимые трудовые навыки и умения, у них появляется привычка к труду. Желательно вести листок учета поручений по следующей форме:
Фамилия и имя ребенка
Поручения, связанные с игрой
Поручения, связанные с занятиями
Поручения, связанные с бытовой деятельностью
Помощь малышам
Кроме того, в плане воспитательной работы за день следует отмечать, как ребенок справился с заданием, каковы трудности и перспектива индивидуальной работы. Таким образом, тщательный отбор содержания поручений, учет особенностей руководства их выполнением детьми 3—7 лет дают возможность подготовить ребенка к несению обязанностей на следующих ступенях дошкольного детства.
Лекция 2
Тема:Методика организации дежурств в разных возрастных группах.
План:
1Дежурства как форма организации труда, его значение в воспитании детей.
2 Дежурства. Младший возраст.
3.Дежурства. Средний возраст.
4. Дежурства. Старший возраст.
Литература:
1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.
2. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: учеб.-метод. пособие. — СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 141 с.
3. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 143 с.
4. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие]. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 135 с. — (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).
5. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский , 2002.
6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский , 2002.
Особенности трудовых поручений
Трудовые поручения имеют свои особенности:
- Трудовое поручение дается взрослым ребенку. В дошкольном возрасте, дети способны к выполнению заданий, исходящих от взрослого;
- Любое поручение имеет конкретное целевое назначение и задачи, которые необходимо разрешить за счет его выполнения;
- Трудовые поручения имеют четко установленную ориентацию на достижение конкретного результата деятельности;
- Трудовые поручения легко поддаются контролю за их выполнением и координации действий ребенка, в ходе выполнения поручения;
- Трудовые поручения развивают у детей навыки доведения начатого дела до конца;
- Трудовые поручения содержат требовательный компонент, что развивает целенаправленность действий у ребенка;
- Трудовые поручения развивают деловую обстановку в детском коллективе и развивают трудовую направленность их жизнедеятельности.
Применение трудовых поручений в организации труда дошкольника
Определение 1
Трудовое поручение – это форма организации трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста, представленная в виде конкретного задания, которое ребенку необходимо выполнить самому или при взаимодействии с другими детьми.
Трудовые поручения выступают в виде требований, обязывающих ребенка выполнить какое-то задание трудового характера. Поручения помогают в решении различных воспитательных задач. Они ориентированы на развитие трудовой деятельности ребенка, а также воспитание нравственных, эстетических, физических и интеллектуальных свойств подрастающей личности.
Трудовая деятельность имеет важное значение в воспитании ребенка дошкольного возраста. Она способствует гармоничному и всестороннему развитию личности, на что в настоящее время ориентирована система образования. Кроме того, трудовая деятельность помогает в раскрытии творческого потенциала личности и развивает ее умственные способности.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Замечание 1
Трудовое воспитание развивает у ребенка уважение к труду, активизирует его стремление заниматься трудовой деятельностью, трудиться на благо общества. Ребенок должен с детства осознать значимость труда для себя, своих близких и общества в целом.
Трудовая деятельность ребенка дошкольного возраста реализуется в трех основных формах:
- Трудовые поручения.
- Дежурства.
- Трудовая деятельность в детском коллективе.
Трудовые поручения являются самой простой формой организации трудовой деятельности дошкольника. Их начинают давать детям с полутора годовалого – двухлетнего возраста. В это время, поручения являются индивидуальными и рассчитаны на быстрое выполнение. Длительные поручения, требующие приложения большого количества усилий умственного и физического характера нецелесообразны в этот период развития. Далее, по мере развития ребенка, трудовые поручения усложняются, приобретая более длительный характер.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Поручение как форма организации бытового труда в среднем дошкольном возрасте 480 ₽ Реферат Поручение как форма организации бытового труда в среднем дошкольном возрасте 230 ₽ Контрольная работа Поручение как форма организации бытового труда в среднем дошкольном возрасте 200 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
При нахождении ребенка в дошкольном образовательном заведении, он сталкивается с большим разнообразием трудовых поручений. Это позволяет развить у ребенка интерес к трудовой деятельности, увлекает его и позволяет развиваться в трудовом направлении деятельности.
Трудовые поручения выполняют воспитательную и развивающую функции. Они успешно реализуются при оптимальном руководстве педагога трудовой деятельностью дошкольников.
Организация трудовых поручений может иметь индивидуальный и коллективный характер. Коллективные трудовые поручения воспитывают чувство коллективизма, помогают детям строить социальные взаимоотношения и взаимодействие, воспитывают трудолюбие и ответственность. Коллективные поручения хороши тем, что они помогают ребенку осознать значимость выполнения своего поручения и несение за него ответственности. Ведь, если ребенок не выполнит свою часть задания, то поручение не будет выполнено и пострадает весь коллектив.
Трудовые поручения должны даваться детям регулярно, только в этом случае от них будет эффект в трудовом воспитании.