Статья «Создание библиотеки в детском саду»(опыт работы). Автор: Мавлютва Ильсеяр Назыловна


Сотрудничество библиотеки и детского сада в виде занятий

Сотрудничество библиотеки и детского сада построено по тематическим неделям и включает разнообразные формы работы.

На занятиях происходит смены игровой деятельности, длительность занятия — около часа.

Во время пребывания в библиотеке, дети:

  • Выразительно читают. Точнее читают сотрудники библиотеки, а ребята выступают в роли слушателей.
  • Смотрят театрализованное представление: это может быть и чтение произведения по ролям, и кукольный театр.
  • Играют в подвижные игры вроде ручейка. Особой популярностью пользуются хороводные игры.
  • Участвуют в физкультминутке.
  • Изготавливают поделки в творческой мастерской.
  • Отгадывают загадки и выигрывают викторины и конкурсы.
  • Смотрят видеопрезентации, в которых в доступной для детей форме рассказывается про биографию и творчество детских писателей.
  • Смотрят советские мультфильмы.

Вообще занятия в библиотеке проходят всегда очень весело, задорно и познавательно.

Осеннее настроение. Слушаем музыку Вивальди

Коллективная работа «Хочу стать космонавтом»

Пример тематического занятия, посвященного животным.

В качестве животных были выбраны собака, кошка и обезьяна. В ходе занятия дети отгадывали загадки, читали стихотворения, рассматривали иллюстрации и, конечно, играли.

Например, в холле библиотеки предварительно спрятали пять плюшевых собак. Дети должны были их найти, что и сделали с превеликим удовольствием и шумом.

На занятии разрешили поозорничать, правда, в дозированных количествах — изображая обезьянку, которая стала одним из главных персонажей этого дня. Детям предложили совершить мысленное путешествие в Африку и набрать корзину кокосов. В качестве кокоса были взяты мячи, а дети старались ими попасть в корзины.

Проведение совместных праздников

Сотрудничество библиотеки и детского сада проходит также в форме организации совместных праздников. Праздничные дни могут быть приурочены к юбилею детского писателя, изданию книги, а также к любым другим «красным дням календаря», которые также популярны в детском саду: это могут быть и праздники, учрежденные на государственном уровне (Новый год, 23 февраля и прочие), и тематические дни (День животных, День птиц).

Совсем недавно в библиотеке отмечали День учителя. 1 октября детям устроили путешествие в импровизированную школу и даже пригласили принять участие в уроках. На уроке музыки дошкольники бойко пели в караоке, на уроке рисования изображали из себя первобытных людей и рисовали с завязанными глазами у мольберта.

На празднике, приуроченном к 23 февраля, дети соревновались в умении сложить самолетик из газеты, в меткости — кто дальше запустит самолетик, учились галантно приглашать дам на танец.

Консультация для воспитателей Тема: «Мини-библиотека в группе»консультация на тему

Консультация для воспитателей

Тема: «Мини-библиотека в группе»

С целью формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается развивающий . Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

К оформлению «Мини-библиотеки» предъявляется ряд требований:

  • удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума; хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;
  • эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть бюст или портрет какого-либо писателя, предметы народно-прикладного искусства.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нём можно хранить персонажи и декорации для теневого театра. Существуют разные варианты оформления уголка.

Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о Москве: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.

В младших группах у детей только формируется навык пользования книгой. Зачастую, они используют ее как игрушку. В «Мини-библиотеке» должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия, отдельные картинки, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Маяковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др. Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками и т.д.).

В средней группе «Мини-библиотека» организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома. У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др. Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

В старшей и подготовительной к школе группах содержание «Мини-библиотеки» становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на витрине увеличивают до 8–10, но в распоряжении детей книг должно быть больше. Дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Учитывая изменения, произошедшие в литературном развитии детей, перечень художественной литературы расширяют за счет разных авторов, разной тематики и разных жанров, а также за счет детских журналов. В перечень входят русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др., разного формата, с иллюстрациями и без них.

Для витрины книги выбираются с учетом интересов детей, их знаний о творчестве того или иного писателя, юбилейных дат, времен года, задач воспитания. Для смены материала определенных сроков нет, она зависит в первую очередь от заинтересованности детей и определяется воспитателем.

Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.

Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.

Интересной может быть беседа о писателях. В процессе ее выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей. Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «Книжкиной неделей», с литературным утренником.

Перед поступлением детей в школу полезно устраивать выставку «Наши любимые книги и картины». В её подготовке принимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т.д.). Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.

Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.

В работе по знакомству с творчеством художников детской книги (Ю. С. Васнецова, Ю. Д. Коровина, В. В. Лебедева, А. Ф. Пахомова и других) педагогам поможет опыт работы воспитателей, о котором рассказывается в книге Г. Н. Дороновой «Дошкольникам о художниках детской книги» (М., 1991).

Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств – музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу. Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

Библиотека как средство развития дошкольника-читателя

Жусова Елена Викторовна, старший воспитатель,

МБДОУ д/с № 83, г.Таганрог

Библиотека как средство развития дошкольника-читателя

В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению. Очень важно приобщать детей к книжной культуре, воспитывать любознательного, грамотного человека. Не маловажную роль в социально-коммуникативной компетентности ребенка играет художественная литература. Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, развитие его социальных навыков. Образы художественной литературы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт.

Таким образом, путем правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребенка, на формирование его духовных ценностей.

Так, одной из главных задач современного общества является формирование у детей потребности в чтении. В нашем детском саду в каждой группе организованы книжные уголки, представляющий собой мини-библиотеки, книги, которые представлены в них, рассчитаны на возраст от 4 до 7 лет. Конечно, большую часть книжного уголков составляют художественные книги (сказки, стихи, рассказы). Но чем старше становятся дети, тем им становится интересней книги из познавательно-исследовательского раздела (научная литература), а также произведения зарубежных авторов.

Специфика культуры детства диктует необходимость построения особого библиотечного пространства, учитывающего возрастные и психологические особенности детей и соответствующие духовным и познавательным потребностям ребенка. Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать ее вслух, поговорить о ней. Помощником в этом деле становится детская библиотека. Раскрывая перед воспитанниками многообразие книг, реализуя задачу развития ребенка как читателя, наш детский сад на протяжении многих лет тесно сотрудничает с библиотекой им. Н. Островского г.Таганрога, совместно с сотрудниками, которой мы имеем возможность предоставить детям лучшие условия для культурного развития, удовлетворения их разнообразных потребностей посредством имеющихся в библиотеке информационных ресурсов.

Сотрудники детской библиотеки хорошо представляют задачи по развитию читательской компетентности детей. Выбор средств и методов привлечения к чтению соответствует возможностям детей. Совместно с библиотекой педагоги детского сада стараются прививать у детей любовь к книге, чтению, организовывать различные формы проведения массовых мероприятий: литературные и тематические вечера («Чеховские чтения, «Нам дорог подвиг народа», посвященный победе в ВОВ, «Кто они такие птицы?» и т.д.), различные игры, конкурсы, выставки, акции; проводить обзоры новой литературы. Ребята с нетерпением ждут очередного посещения библиотеки.

Посещения библиотеки стало для педагогов и воспитанников нашего детского сада уже традицией. Но всегда интересно наблюдать за детьми, пришедшими впервые в библиотеку, открывающими этот многообразный мир литературы. Так, в рамках празднования международного дня детской книги и с целью расширения знаний дошкольников о книгах воспитанники посетили библиотеку им. Н. Островского г.Таганрога. Работники библиотеки радушно встретили ребят и предложили совершить увлекательное путешествие в мир книг.

Дошкольники с большим интересом и слушали рассказ библиотекаря. Она познакомила детей с коллекцией книг; рассказала о возникновении книгопечатания; о том, какие бывают книги, и какие из них занесены в книгу рекордов Гиннеса; о правильном обращении с книгами; о том, что книги бывают разными большими и маленькими. Дети узнали, что самая маленькая книга размером с острие иглы, а длина самой большой составляет 6 метров и весит она 500 килограммов. Библиотекарь познакомила ребят с необычными книгами. Дошкольники узнали, что в библиотеке есть «носатые» и «трогательные» книги, с увлечением рассматривали их, а некоторое даже смогли прочитать истории, о которых в этих книгах рассказывалось.

Сотрудники библиотеки провели с детьми увлекательную викторину «Путешествие по сказкам», на которой ребята с удовольствием отвечали на вопросы и показали знание многих сказок, как авторских, так и народных. Ребята с большим восторгом рассматривали множество книг в красивых переплётах, аккуратно расположенных на замечательно оформленных стеллажах. Такого количества книг дети ещё никогда не видели. Экскурсия произвела на воспитанников огромное впечатление. Уходить из библиотеки детям не хотелось, и они пообещали вернуться вместе с родителями.

Таким образом, совместная деятельность педагогов детского сада с коллективом библиотеки им. Н. Островского г.Таганрога дает возможность дошкольникам увидеть библиотеку как место, в котором интересно находиться, где можно узнать много нового, где организовано пространство, окруженное книгами, позволяющее предоставлять материалы, которые могут помочь в дальнейшем развитии ребенка. Ведь основная цель детских библиотек – это формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; содействие интеграции детей в социокультурную среду общества. Иными словами, создать среду развития ребенка через чтение книги и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Формы работы с книгой

Книга — помощник: она учит, объясняет, рассказывает, побуждает к новым вопросам. Для того, чтобы дети не просто «прочитали книгу и закрыли», а глубже понимали произведение, проникали в самую суть, формировали свое мнение о прочитанном, в библиотеке реализуются интересные проекты. Один из них называется «Рисуем книжку». Детям читают коротенькие рассказы, например, М. Пришвина: «Золотой луг», «Ребята и утята» и другие. Произведение проговаривают, обсуждают, смотрят иллюстрации к нему. В конце детям предлагают самим почувствовать себя в качестве художника и нарисовать то, чему было посвящен рассказ. Все рисунки ребят подшивают в одну папку, добавляя напечатанный текст рассказа. Получается уникальное произведение — настоящая иллюстрированная книга, сделанная руками детей.

Другой пример работы с книгой очень полезен для ребенка и направлен на развитие логического мышления. Педагоги вместе с детьми вспоминают известное произведение, например, «Буратино». Проводится обсуждение, детям выразительно читают одну из главных сценок, а затем юные слушатели должны расположить в верном порядке картинки из книги, предварительно распечатанные на принтере.

В качестве итогового занятия по ряду прочтенных произведений можно устроить своего рода «экзамен». Поможет в этом сундучок Матушки Гусыни. В сундучок кладутся изображения, ассоциирующиеся с несколькими рассказами/сказками/стихотворениями. Дети, доставая картинки из сундучка, должны понять, из какого произведения заимствованы та или иная сценка или персонаж.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]