Дневной сон
На него отводится 2 часа. Конспект организации режимного момента в старшей группе включает в себя подготовку ко сну: самостоятельное раздевание, аккуратное складывание одежды на стульчике, посещение туалета. Помощник воспитателя проветривает спальню. Перед сном можно прочитать ребятишкам спокойную сказку, спеть колыбельную. Иногда дети засыпают под негромкую музыку. Воспитатель следит, чтобы малыши лежали на боку и держали руки поверх одеяла.
Будят ребят постепенно. Им предлагается выполнить несложные упражнения прямо в кровати (потягивания, движения руками, вращение стоп). Затем дети поднимаются, делают легкие наклоны, маршируют на месте. Старшие дошкольники должны сами заправлять кровать. После этого обычно проводится закаливание: ходьба по массажным коврикам, растирание мягкими рукавичками. Под руководством педагога дети могут выполнить точечный массаж лица, ушей, кистей рук.
Конспект режимных моментов в старшей группе помогает воспитателю спланировать свою работу. Благодаря ему бытовая деятельность превращается в развивающую, что усиливает ее воспитательный эффект.
Просыпаемся вовремя и с хорошим настроением
Подъём в детский сад
Если ребёнок вовремя ложится и соблюдает режим, проблем с пробуждением быть не должно. Но на практике часто всё оказывается иначе.
Как же разбудить дошкольника без капризов и слёз? Опытные мамы на форумах делятся своими секретами:
«Сыну 3,5 года. Встать с утра нам помогает утренняя гимнастика. Сажусь к ребёнку на кровать, начинаю потихоньку растирать ему ноги и руки, затем сгибаю-разгибаю их под какой-нибудь весёлый стишок, а потом уже он и сам подключается. Делаем пару-тройку лёгких упражнений и встаём одеваться».
«А у нас дочка только под мультики просыпается. Пока не включишь, ни за что голову от подушки не оторвёт».
«Мою принцессу первые 20 минут после пробуждения лучше не трогать, истерика гарантирована. А потом ничего, встаёт и сама потихоньку начинает собираться».
Что советуют педагоги и психологи:
- Золотое правило: сначала просыпаются родители, затем ребёнок. Это мотивирует и мобилизует его подняться с кровати.
- Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнка при пробуждении ждало что-то приятное. Вкусный завтрак (ароматы которого поднимают с постели лучше любого будильника), любимый напиток или весёлый мультфильм (только выбирайте не очень длинные по продолжительности, иначе рискуете опоздать и в садик, и на работу).
- Пробуждение должно быть плавным, без громких звуков и яркого света. Используйте тактильный контакт: нежно прикоснитесь к малышу и спокойным голосом скажите, что наступило утро и ему пора вставать.
- Утро ребёнка должно быть наполнено позитивной энергией. Поэтому чтобы не нервничать самим и не срываться на малыша, у вас должен быть запас времени для того, чтобы организм ребёнка смог перейти в состояние бодрствования.
- Полезны не только вечерние, но и утренние ритуалы. Это может быть весёлая песенка, после которой уже нельзя лежать в кровати, или утренняя зарядка с папой, или совместное приготовление вкусного завтрака. Главное, чтобы ребёнок получал от этого положительные эмоции и заряд бодрости на целый день.
Сборы в школу
Чтобы разбудить ребёнка в школу, можно следовать тем же правилам, что и с дошкольниками (смотрите выше).
Вот ещё несколько рекомендаций:
Контролируйте гаджеты
Ребёнок в этом возрасте уже в состоянии понимать важность сна для организма. Более того, он должен научиться просыпаться самостоятельно или с помощью будильника. Но многие школьники предпочитают проводить вечернее и ночное время за гаджетами, забывая вовремя лечь в постель. В результате не высыпаются, опаздывают в школу и целый день «клюют носом».
Поэтому родителям важно контролировать соблюдение ребёёнком режима дня, а также пользование смартфонами и планшетами.
Воспользуйтесь приложением Kids360, которое не только ограничивает работу с гаджетом по времени (screentime), но и фильтрует нежелательный контент, который может получить ребёнок. Благодаря трекеру приложений, родители всегда будут в курсе, сколько времени ребёнок проводит в смартфоне или планшете. Вы также сможете составлять расписание (в какое время и в какие приложения ребёнок может заходить или играть) и управлять доступом к приложениям.
Поощряйте правильный отход ко сну
Заведите правило: никакого интернета и компьютерных игр после 10 вечера. Оставшееся до сна время можно посвятить сборам на завтрашний день, расслабляющей ванне или беседам о планах на завтрашний день.
Не торопите утром
Позвольте сыну или дочери полежать в постели после звонка будильника в течение 5-10 минут.
Начинайте утро правильно
Стакан воды комнатной температуры или лёгкая зарядка запустят процессы в организме ребёнка и помогут ему запастись энергией на весь день.
Утренний душ также поможет прогнать сонливость и взбодриться.
Учите собираться с вечера
Портфель ребёнка и одежда на завтрашний день должны быть приготовлены с вечера. Пусть это войдёт у вашего школьника в привычку.
Одевание
Дошкольников приучают самостоятельно следить за своим видом, своевременно поправлять воротник, заправлять рубашку в брюки, причесываться.
В конспекте режимного момента «Одевание» в старшей группе можно указать следующие задачи:
- Воспитывать бережное отношение к своим вещам, аккуратность.
- Закреплять правильный алгоритм одевания.
- Совершенствовать навыки застегивания пуговиц, молний, завязывания шнурков.
- Повторить название и назначение одежды, цвета, понятия «лево» и «право».
Перед сборами на прогулку воспитатель вместе с детьми приводит группу в порядок, раскладывает игрушки по местам. Одевается каждый ребенок возле своего шкафчика. Важно, чтобы воспитанники не разбрасывали свою одежду, аккуратно сворачивали вещи, убирали сменную обувь. В зимнее время можно повесить на видное место алгоритм одевания и раздевания в картинках. При необходимости с детьми проводится индивидуальная работа, практические приемы демонстрируются на куклах.
Распорядок дня в ДОУ
Одна из основных задач детского сада — удовлетворение всех потребностей организма дошкольников, укрепление их здоровье, а также формирование полезных культурно-гигиенических навыков. При составлении конспекта режимных моментов в старшей группе можно ориентироваться на следующую таблицу.
Деятельность | Временные рамки (согласно программе «Истоки») |
Прием детей, их осмотр, свободные игры | 7.00 — 8.20 |
Зарядка | 8.20 — 8.30 |
Завтрак | 8.30 — 9.00 |
Образовательная деятельность вместе с подготовкой и перерывами | 9.00 — 10.30 |
Прогулка | 10.30 — 12.20 |
Возвращение в группу, раздевание | 12.20 — 12.35 |
Обед | 12.35 — 13.00 |
Тихий час | 13.00 — 15.00 |
Подъем и закаливание | 15.00 — 15.30 |
Полдник | 15.30 — 15.50 |
Свободные игры | 15.50 — 17.00 |
Прогулка, уход ребятишек по домам | 17.00 — 19.00 |
Педагог должен поощрять активность и самостоятельность воспитанников, организуя их деятельность в режимных моментах. В старшей группе ребятишки уже умеют умываться и одеваться, аккуратно принимать пищу. Необходимо закрепить достигнутые результаты, а также постепенно усложнять задачи.
Дежурство по столовой
Сервировка столов к обеду и уборка их после еды учит детей быстро и рационально выполнять ответственные поручения. Желательно, чтобы шустрые и медлительные дети ставились в пары, тогда они не будут слишком рано возвращаться с прогулки или опаздывать к дневному сну.
План-конспект режимных моментов в старшей группе может содержать следующие задачи:
- Приучать детей к добросовестному выполнению своих обязанностей.
- Воспитывать интерес и положительное отношение к совместному труду.
- Учить сервировать стол в соответствии с подаваемыми блюдами.
- Развивать память и логику.
- Совершенствовать навыки общение, умение договариваться, действовать сообща.
- Учить оценивать результаты выполненной работы.
Вначале дежурные моют руки, облачаются в фартуки и косынки. Меню обеда им сообщает воспитатель. Дети самостоятельно распределяют обязанности, сервируют столы, стелют скатерти, расставляют столовые приборы. Приветствуется выдумка (например, идея использовать цветы для украшений, необычные способы складывания салфеток). Воспитатель может подсказать рациональные приемы выполнения того или иного действия.
После обеда дежурные сметают крошки, убирают пустую посуду, хлебницы и салфетницы со столов, складывают скатерть. Воспитатель должен оценить действия детей, выразить им благодарность за помощь.
Сколько времени необходимо ребёнку на сон?
Сон — это особое физиологическое состояние нашего организма. Во время сна идёт восстановление физических сил, вырабатываются важные гормоны, а мозг усваивает всю информацию, полученную в течение дня.
В каждом возрасте существует своя суточная норма сна:
- малышам до года необходимо спать от 12 до 17 часов в сутки;
- детям от года до трёх лет рекомендуется посвящать сну 11-14 часов;
- дошкольники (3-7 лет) должны спать 10-13 часов;
- школьникам (7-14 лет) необходимо 9-11 часов сна в сутки;
- подростки (14-17 лет) должны посвящать сну не менее 8-10 часов.
Чем старше ребёнок, тем меньшее количество часов ему необходимо для восстановления физических и умственных сил.
Но детям сложно понять всю важность и необходимость этого процесса. Поэтому вечером они стараются как можно дольше оттянуть время отхода ко сну, а дневной отдых чаще всего просто игнорируют.
Как правильно уложить ребёнка спать: советы для родителей
Для того чтобы ребёнок вставал по утрам бодрым, отдохнувшим и полным сил, необходимо, чтобы он как следует отдохнул ночью.
Как правило, дети неохотно идут в кровать, предпочитая посмотреть ещё один мультик или поиграть ещё в одну интересную игру. Поэтому родителям важно знать, как правильно подготовить малыша ко сну:
- Старайтесь укладывать сына или дочь в одно и то же время, ориентируясь на суточную норму сна. Например, если вам нужно поднять дошкольника в 7 часов, то лечь он должен не позднее 9 часов вечера. Детей до 8-9 лет рекомендуется укладывать одним из родителей. В кровать ребёнок может лечь сам, вам достаточно лишь подоткнуть одеяло или пожелать спокойной ночи.
- Если вам предстоит смена режима в связи с переездом или посещением детского сада, корректируйте время отхода ко сну постепенно в течение 2-3 месяцев.
- В выходные дни важно не нарушать график сна и бодрствования ребёнка. Допускается отклонение на час-полтора, но не больше.
- Сбалансируйте физическую и психическую нагрузку в течение дня. Если ребёнок после школы весь вечер просидел за уроками, перед сном ему необходима прогулка или небольшая физическая активность.
- За несколько часов до сна исключите все шумные игры, а также пользование гаджетами. Настройте ребёнка на «спокойную волну». В этом вам может помочь расслабляющая ванна, лёгкий массаж или добрая сказка. Хорошо, если это станет вашим маленьким ритуалом перед отходом ко сну.
- Постарайтесь не ругать и не наказывать ребёнка перед сном.
- Также важным фактором для спокойного засыпания ребёнка является общий распорядок дня в семье. Необязательно ложиться в одно и то же время вместе с сыном или дочерью. Достаточно выключить телевизор, приглушить свет в комнатах и исключить громкие разговоры.
- Мягкая игрушка поможет малышу быстрее заснуть и не бояться темноты.
- Объятия или поцелуй на ночь создают ощущение безопасности, что способствует благоприятному сну.
- Приучите ребёнка собираться на завтрашний день с вечера. Подготовить одежду, сложить рюкзак, выучить уроки. Так у него появится возможность подольше поспать с утра и не суетиться в попытке всё успеть.
Соблюдая эти несложные правила, вы научите ребёнка полноценному отдыху после насыщенного дня.
10 условий комфортного сна
- Отход ко сну в одно и то же время.
- Температура воздуха в спальне не выше 20 градусов.
- Влажность в пределах 60%.
- Ужин за 1,5-2 часа до сна.
- Мягкая спальная одежда, позволяющая коже дышать.
- Свежее постельное бельё из натуральных тканей.
- Ночник с приглушенным светом, если ребёнок боится засыпать в темноте.
- Удобная, просторная и безопасная кровать.
- Отсутствие громких звуков и посторонних шумов.
- Ритуал отхода ко сну (сказка, расслабляющая ванная, тёплый душ или массаж).