Комплексы корригирующей гимнастики после сна для детей старшей группы. Корригирующая гимнастика после сна для детей старшего дошкольного возраста


Гимнастика после сна в детском саду: теория и практика

Наталья Василишин 31.08.2017 5 9.6k


Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня. В детском саду организовать правильное пробуждение сложнее, чем родителям дома, ведь нужно, чтобы 15, 20, а то и 30 человек практически одновременно скинули оковы Морфея, да ещё и сделали это правильно. Решить такую задачу непросто, но со знанием некоторых методических нюансов вполне реально.

Цели, задачи и приёмы

Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.

Целями проведения таких занятий является:

  • подъём мышечного тонуса;
  • улучшение настроения;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • укрепление дыхательного аппарата;
  • предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
  • воспитание привычки разминать тело после пробуждения.

От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение , но и эмоциональная атмосфера всей группы

Для реализации поставленных целей, каждый день педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:

  • приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
  • улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
  • создание позитивной атмосферы в группе.

Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.

  1. Сюжетность пробуждения. Этот приём особенно важен для малышей первой и второй младших групп. Суть методики в том, что все упражнения проводятся в рамках общей фабулы. Например, к нам в гости пришла медведица и просит о помощи: её сынок Мишка никак не может проснуться, а ему нужно идти в подмогу к маме для сбора малины на зиму — надо показать своим примером, как быстро восстановить организм после сна. Кроме этого, выполнять те или иные действия ребятам будет интереснее под рифмовки и короткие присказки.
  2. Музыкальность. Тихая, расслабляющая музыка, включённая чуть громче, чем перед сном, помогает восстановлению малышей любого возраста.

Гимнастику после пробуждения стоит делать под музыку

Подробнее о гимнастике после сна в подготовительной группе можно узнать из нашей статьи — Проводим гимнастику после сна в подготовительной группе детского сада.

Корригирующая гимнастика

Комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна для всех возрастных групп.

2018г.

Гимнастика после сна.

Любой комплекс бодрящей гимнастики после сна имеет очень важную цель — активизация обмена веществ, тренировка защитных механизмов организма, развитие умений, ощущений осознанно управлять движениями.Гимнастика после дневного сна проводится регулярно в сочетании с контрастными воздушными ваннами. Примерный алгоритм проведения гимнастики после сна следующий. В спальном помещении открываются окна на такой промежуток времени, чтобы к концу дневного сна температура воздуха достигала 18 градусов. В 15.00 дети просыпаются со звуками музыки, раскрывают одеяла и, предварительно сходили в туалет, лежа в постели, выполняют физические упражнения.

По команде воспитателя дети встают, быстро снимают пижамы и остаются в одних трусиках с босыми ногами. После чего в холодном помещении 1-1,5 минуты выполняют ряд движений с умеренной нагрузкой (бег, ходьба). Особое внимание следует уделить подбору дыхательных упражнений. Затем следует пробежка в «теплую» комнату, где температура воздуха составляет 22-24 градуса. Двигательная активность детей в этом помещении заключается в ходьбе по дорожке «здоровья». Например: сначала детям предлагается пройти по лежащему на полу канату, затем по ребристой доске изготовленной воспитателями группы самостоятельно из подручных материалов (пробки от бутылок, губки для мытья посуды, бельевые шнуры, массажные колпачки и т.п.) главное, что эти материалы должны быть яркими, чтобы привлекать внимание детей, далее по резиновому коврику с мелкими шипами, далее идет влажный солевой коврик. В заключение процедуры дети высушивают ноги о байковый коврик. Необходимо помнить, что во время всей бодрящей гимнастики очень важно хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Основное условия: упражнения выполняются в постели, не вставая после пробуждения. Длительность гимнастики 3-4 минуты. Выполняемые упражнения бодрящей гимнастики представлены в комплексах для детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей. Длительность проведения каждого комплекса устанавливается в течении всего месяца, для лучшего усвоения включенных упражнений идублируется два – три раза в течении всего года.

Комплексы бодрящей гимнастики после сна для детей второй младшей группы.

«Медвежонок косолапый» (сентябрь, декабрь, март) – вторая младшая группа.

(зарядка выполняется лежа в постели)

Текст Действия ребенка дозировка
Медвежонок косолапый

Спал в берлоге рядом с мамой

А когда весна наступила,

Медведица сына будила:

— Медвежонок, ты вставай

И зарядку выполняй!

Дети лежат на боку, свернувшись калачиком. 30-40 с

Виды гимнастики, или немного о терминах

Гимнастика после сна в некоторых источниках называется корригирующей, а иногда включает корригирующую в свой видовой ряд.

Это интересно. Корригирующая гимнастика (от лат. corrigo — выпрямляю, исправляю) — это вид лечебной гимнастики — специальных упражнений для устранения нарушений осанки; оказывает она и общеукрепляющее действие (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет отдельные группы мышц); восстанавливает равновесие между кривизнами позвоночника.

Исходя из определения, включающего основные цели и задачи проведения упражнений после сна, можно сделать вывод, что гимнастика после сна, бодрящая и корригирующая — это всё термины одного синонимичного ряда. Видами корригирующих упражнений могут быть:

  • коррекционные занятия (упражнения, направленные на исправление каких-то конкретных нарушений в работе детского организма, например, плоскостопия или искривления грудной клетки);
  • закаливание (если не считать прогулки, то закаливание — удел не многих, потому что это особый тип оздоровительных процедур, который проводится, как правило, в специализированных группах, в него включаются умывания холодной водой, обливания на улице и т.д.);
  • ленивая гимнастика (упражнения, которые выполняются лёжа, сидя, без резких движений сильных физических нагрузок);
  • физкультминутки (проводятся регулярно в перерывах на занятиях, чтобы дети не только передохнули, но и поработали на укрепление организма);
  • профилактическая гимнастика (универсальный набор упражнений, который чаще всего и используется в дошкольных детских учреждениях).

Это интересно. Профилактическая гимнастика иногда называется бодрящей.

Типы упражнений

Если говорить о корригирующей гимнастике после сна, то она включает:

  • упражнения сразу после пробуждения — в кровати;
  • занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);
  • корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр.;
  • дыхательная гимнастика.

Корригирующая гимнастика как здоровьесберегающая технология.

Корригирующая гимнастика как здоровьесберегающая технология.

Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.

Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития. Поэтому, снизить утомляемость, перегрузку я помогаю детям с помощью корригирующей гимнастики.

Корригирующая гимнастика — это один из видов лечебной гимнастики, необходимый каждому ребенку. Корригировать — значит исправлять. Для этого в своей работе я использую следующие виды корригирующих упражнений:

коррекционные занятия (упражнения, направленные на исправление каких-то конкретных нарушений в работе детского организма, например, плоскостопия);

закаливание (если не считать прогулки, то закаливание — солевое, фитотерапия);

ленивая гимнастика (упражнения, которые выполняются лёжа, сидя, без резких движений сильных физических нагрузок);

физкультминутки (проводятся регулярно в перерывах на занятиях, чтобы дети не только передохнули, но и поработали на укрепление организма);

профилактическая гимнастика, утренняя и дыхательная гимнастика.

Каждое утро в детском саду с детьми я начинаю с утренней гимнастики. Утренняя, корригирующая гимнастика благотворно действует на центральную нервную систему. Во время гимнастики в работающих мышцах возникают раздражения, передающиеся в головной мозг. Эти нервные импульсы возбуждают жизнедеятельность клеток коры больших полушарий. Поэтому после гимнастики появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.

Комплексы дыхательной гимнастики для детей на занятиях способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.Дыхательную гимнастику обязательно провожу каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20 — 30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Основные правила, которые я, используя при поведении дыхательной гимнастики это: учитываю состояние каждого ребенка, при необходимости делаю паузы, меняю темп выполнения на более медленный, вначале сама показываю упражнение,

а потом предлагаю детям его выполнить, в игровой форме.

Корригирующая гимнастика после дневного сна (в постели) направлена на постепенный переход детей от сна к бодрствованию. Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья. Поэтому я стараюсь организовать правильное пробуждение, включая, как правило, включают такие элементы, как потягивание, поочерёдное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, массаж сухой варежкой. Самым главным правилом для себя я поставила — исключать резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Целями проведения таких занятий является:

Правила проведения бодрящей гимнастики

Чтобы подготовить малышей к периоду бодрствования во второй половине дня, стоит выполнять ряд рекомендаций, выработанных опытом педагогов:

  1. Температура воздуха в спальне не должна быть ниже +16/+18 градусов.
  2. Выбирать комплекс упражнений нужно с учётом занятий, которые были до сна. Например, перед обедом у малышей была сюжетная игра, значит, после сна можно больше внимания уделить блоку с приседаниями, пробежками, а также поворотам тела.
  3. Для тех карапузов, которые просыпаются раньше, неплохо было бы подготовить 1–2 комплекса упражнений, например, «ленивого» вида.

Деток, которые просыпаются раньше, нужно занять упражнениями, чтобы они не разбудили тех, кто ещё спит

Методика проведения

Если подвести итого вышесказанным особенностям организации корригирующей гимнастики, то можно прийти к выводу, что оптимальным соотношением будет комбинация 2–3 упражнений в кровати, 1–3 на полу или на коврике и 2–3 дыхательных, проводимых под спокойную музыку (например, звуки природы или классику). На выполнение гимнастики в целом уйдёт 5–10 минут.

Потраченные 5–10 минут после сна помогают сохранять и укреплять здоровье детей

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Сентябрь. Карточка № 1 Корригирующая гимнастика после дневного сна.

Упражнения в кроватке: 1.«Потягушки» — И. п.: лёжа на спине, на вдохе вытянутся руки – вверх над головой. Дыхание задерживается, руки, и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу» (3-4 раза) 2.«Котёнок» — И. п.: лёжа в позе спящей кошечки, «клубочек». Котенок встает на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» (3 раза). 3. И. п.: сидя ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и. п.(3 раза). 4. Лежа на животе потянуться за руками вперед, вернуться в и. п. (3 раза).

Дорожка здоровья Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп (хлопки над головой) Мы топаем ногами, топ, топ (высоко поднимаем колени) Качаем головой (головой вперед назад) Автор: Кудрявец Лариса Васильевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская Мы руки поднимаем, мы руки опускаем (руки поднять, опустить) Мы низко приседаем, и встаем Физ. минутка Дыхательные упражнения: 1. Глубокий вдох — выдох через нос с произношением звука: «ш-ш-ш» (рот плотно закрыт). (2 раза) 2.«Надуй шар». Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

Октябрь Карточка № 2 Корригирующая гимнастика после дневного сна Упражнения в кроватке: 1.«Потягивание» — И. п.: лёжа на спине. Руки вдоль туловища, поднять руки вверх потянуться, руки вперед, и. п. (3-4 раза) 2. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и. п.(3-4 раза) 3. И. п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, качание головой в правую сторону в и. п. тоже в левую. (3-4 раза)

Упражнения на коврике: Листопад Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Взмахи руками. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят. Повороты вокруг себя. Ходьба по корригирующим дорожкам. Физ. минутка Дыхательные упражнения: 1.«Ку-ка-ре-ку». И. п. ноги врозь, руки опущены. Поднимают руки в стороны, а затем хлопают ими по бедрам и, выдыхая, произносят «ку-ка-ре-ку». (3-4 раза) 2.«Ветерок». Сесть на полу, ноги врозь. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны выдох (поочередно медленно — быстро, имитирующий ветер. Повторить 3-4 раза.

Ноябрь Карточка № 3 Корригирующая гимнастика после дневного сна.

Упражнения в кроватке: 1.«Потягивание» — И. п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, и. п. (3-4 раза) 2. И. п.: сидя, руки в упоре сзади, наклонить голову вперед, коснуться подбородком груди, и. п, отвести голову назад, и. п. (3-4 раза) 3.И. п.: сидя, руки в упоре сзади, ноги согнуты в коленях, обхватить колени руками, и. п. 4.«Змея» — И. п.: лёжа на животе, упор на вытянутых руках. Голова гордо поворачивается влево – вправо и издавать звук «Ш… Ш… Ш… » (4 раза) . Упражнения на коврике: ПОПУГАЙ Жил на свете попугай. Крылья шире расправляй. (Руки в стороны, влево, вправо.) Он любил летать всех выше, Выше пальм, жирафов выше. (Потянуться на носках, руки вверх.) В гости к деткам прилетал, Вместе с ними отдыхал, (Делать приседания.) Прыгал, кланялся, шалил, (Наклоны головы или туловища вперед.) С малышами говорил. Ходьба по корригирующим дорожкам.

Дыхательные упражнения: 1. Глубокий вдох — выдох через нос с произношением звука: «ы-ы-ы» (рот плотно закрыт). (2 раза) 2.«Вырастим большими». На счет «раз, два» поднять руки вверх, вдох, на счет «три, четыре» — руки вниз, выдох. (4 раза)

Декабрь Карточка №4 Корригирующая гимнастика после дневного сна. Упражнения в кроватке: 1.«Потягушки» — И. п.: лёжа на спине, на вдохе вытянутся руки – вверх над головой. Дыхание задерживается, руки, и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу» (3-4 раза) 2. И. п.: лежа на спине, руки перед собой «держат руль» (3-4 раза) 3. И. п.: сидя, руки лежат на коленях, вращение головой в правую, левую сторону (3-4 раза) 4. «Бревнышко» и. п.: лежа на спине, руки вверху, перекат со спины на живот, перекат с живота на спину (3-4 раза)

Упражнения на коврике: Снегопад Белый снег, пушистый. Взмахи руками. В воздухе кружится Повороты вокруг себя. И на землю тихо Падает, ложится. Опуститься на корточки. Ходьба по корригирующим дорожкам.

Дыхательные упражнения: 1. Глубокий вдох — выдох через нос с произношением звука: «о-о-о» (рот плотно закрыт). (3 раза) 2.«Паровоз». Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х! » Повторять в течение 35—40 секунд.

Январь Карточка № 5 Корригирующая гимнастика после дневного сна. Упражнения в кроватке: 1.«Потягивание» — И. п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх потянуться, руки вперед, и. п. (3-4 раза) 2. И. п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и. п. (3-4 раза) 3. «Часики тикают» И. п.: сидя, руки на коленях, качаем головой в правую и левую сторону. (3-4 раза) 4. И. п.: лежа на животе, руки под подбородком. Поочередно положить голову на правое, на левое плечо. (3-4 раза)

Упражнения на коврике: Вечер зимний в небе синем (встать из-за стола) Звезды синие зажег (потянуться). Ветви сыплют синий иней (потряхивая руками, потихоньку сесть) На приснеженный снежок. Ходьба по корригирующим дорожкам. Дыхательные упражнения: 1. Глубокий вдох — выдох через нос с произношением звука: «э-э-э» (рот плотно закрыт). (4 раза) 2.«Сдуй снежинку». Стоя на полу, ноги врозь, рука возле рта, сдувать с руки воображаемую снежинки. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.

Февраль Карточка № 6 Корригирующая гимнастика после дневного сна. Упражнения в кроватке: 1.«Потягушки» — И. п. : лёжа на спине, на вдохе вытянутся руки – вверх над головой. Дыхание задерживается, руки, и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу» (3 раза) 2. И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и. п. (3 раза) 3. И. п. сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Наклонить подошвы ног к центру, вернуться в и. п. (4 раза) 4. И. п. лежа на животе, руки вверх, прогнуться, вернуться в и. п. (3 раза)

Упражнения на коврике: Прогулка На дворе мороз и ветер, На дворе гуляют дети. Шагать на месте. Ручки согревают, ручки потирают. Чтоб не зябли ножки, потопаем немножко. Нам мороз не страшен, весело мы пляшем. Потирать рукой об руку, топать, приплясывать по тексту. Ходьба по корригирующим дорожкам.

Дыхательные упражнения: 1. Глубокий вдох — выдох через нос с произношением звука: «м-м-м» (рот плотно закрыт). (3-4 раза) 2. Наклоны вперед – вдох при каждом наклоне. Выполнить 4раза.

Март. Карточка № 7 Корригирующая гимнастика после дневного сна. Упражнения в кроватке: 1.«Потягивание» — И. п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и. п. (4 раза) 2.«Велосипед» — И. п. : лёжа на спине, крутим педали со звуковым сопровождением «ж-ж-ж» (3-4 раза) 3. И. п. сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, в и. п. (3 раза) 4. И. п. лежа на животе, руки вверх, прогнуться, вернуться в и. п. (3 раза)

Упражнения на коврике: Закаляемся Я утром закаляюсь, Движения хлопанья по воде. Водичкой обливаюсь. Движения набрасывания на себя воды. Пусть тельце будет красненьким, Поглаживание рук. А ротик пусть зубастеньким. Улыбка. Пусть ручки будут чистыми, Имитация намыливания рук. А ножки будут быстрыми. Бег на месте. Ходьба по корригирующим дорожкам.

Дыхательные упражнения: 1. Глубокий вдох — выдох через нос с произношением звука: «у-у-у» (рот плотно закрыт). (3-4 раза) 2.«Шарик надулся и лопнул». Положить руки на живот, сделать вдох, ощущая, что живот надулся, как шар, на выдохе произносить «ш-ш-ш». (2 раза)

Апрель Карточка № 8 Корригирующая гимнастика после дневного сна. Упражнения в кроватке: 1.«Потягушки» — И. п.: лёжа на спине, на вдохе вытянутся руки – вверх над головой. Дыхание задерживается, руки, и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу» (3-4 раза) 2.«Часы» — И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо – влево. (4 раза) 3. И. п. сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и. п. (4 раза) 4. И. п. лежа на животе, руки вдоль туловища, поднять правую ногу, и. п. тоже левой. (3-4 раза)

Упражнения на коврике: ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки. На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки. В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки, Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки. Дети выполняют легкие плясовые движения. Дыхание свободное. Следите за осанкой. Взрослый поет вместе с детьми. Ходьба по корригирующим дорожкам. Дыхательные упражнения: 1. Глубокий вдох — выдох через нос с произношением звука: «а-а-а» (рот плотно закрыт). (3-4 раза) 2.«Ежики» — И. п.: сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке: «Ф-ф-ф». Выпрямить ноги — вдох. (3-4 раза).

Май Карточка № 9 Корригирующая гимнастика после дневного сна. Упражнения в кроватке: 1.«Потягивание» — И. п.: лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх, вдоль туловища (3 раза). 2. И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять прямые ноги вверх, и. п. (2 раза) 3. И. п. сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади, согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди со звуком «ф-ф» (3 раза) 4. «Бревнышко» И. п. лежа на спине, руки вверху, перекат со спины на живот, перекат с живота на спину (3-4 раза)

Упражнения на коврике: ЖУК На лужайке по ромашкам Жук летал в цветной рубашке. — Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу, Тихо на ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь. Встать, руки в стороны. Наклон влево, переступая ногами. То же — вправо. Повторить 2—4 раза в среднем темпе. Встать, ноги — врозь. Наклон вперед, руки вниз. Одновременные маятникообразные движения рук слева направо и справа налево. Повторить 2—3 раза в медленном темпе. Ходьба по корригирующим дорожкам.

Дыхательные упражнения: 1. Глубокий вдох — выдох через нос с произношением звука: «з-з-з» (рот плотно закрыт). (4 раза) 2.«Подуй на свечку». Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.

Июнь Карточка № 10 Корригирующая гимнастика после дневного сна. Упражнения в кроватке: 1.«Потягушки» — И. п.: лёжа на спине, на вдохе вытянутся руки – вверх над головой. Дыхание задерживается, руки, и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу» (3-4 раза) 2. И. п. сидя, руки в упоре сзади, наклон головы в правую и левую сторону, по 2 раза в каждую сторону. 3. И. п. сидя, руки в упоре сзади, поднять ноги, согнутые в коленях, покачать ими. (3 раза) 4. И. п. лежа на животе, руки впереди, поднять правую ногу, затем левую (3-4 раза)

Упражнения на коврике: Зайка умывается Зайка серый умывается, Видно в гости собирается, Вымыл носик, вымыл хвостик, Вымыл ухо, вытер сухо! Дети выполняют соответствующие движения. Затем дети скачут на двух ногах, продвигаясь вперед, — зайки идут в гости. После этого дети возвращаются на свои места. Ходьба по корригирующим дорожкам. Дыхательные упражнения: 1. Глубокий вдох — выдох через нос с произношением звука: «ж-ж-ж» (рот плотно закрыт). (3-4 раза) 2.«Гуси шипят». Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

Июль Карточка № 11 Корригирующая гимнастика после дневного сна. Упражнения в кроватке: 1.«Потягивание» — И. п.: лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх, вдоль туловища (3 раза). 2. И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и. п. (3-4 раза) 3. И. п. ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и. п. (3-4 раза) 4. И. п. лежа на животе, руки под подбородком. Положить голову на правое, затем левое плечо (4 раза)

Упражнения на коврике: ПЯТАЧОК Поросенок Пятачок Отлежал себе бочок. Встал на ножки, Потянулся, А потом присел, нагнулся И немножко поскакал, И на месте пошагал. А потом опять прилег, Но уже на левый бок. Ходьба по корригирующим дорожкам.

Дыхательные упражнения: 1. Глубокий вдох — выдох через нос с произношением звука: «о-о-о» (рот плотно закрыт). (3-4 раза) 2.«Одуванчик». Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Глубокий вдох через нос и рот резкий выдох. Повторить (3-4 раза).

Август Карточка № 12 Корригирующая гимнастика после дневного сна. Упражнения в кроватке: 1.«Потягушки» — И. п.: лёжа на спине, на вдохе вытянутся руки – вверх над головой. Дыхание задерживается, руки, и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу» (3-4 раза) 2.«Волна» — И. п.: лёжа на спине. Согнуть ноги и подтянуть колени к животу, выпрямить. Пауза 3-5 сек. и опустить ноги (3-4 раза) . 3. И. п. сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, наклонить голову вперед, коснуться подбородком груди и. п. тоже назад. (4 раза) 4. И. п. лежа на животе, руки под подбородком, поочередно положить голову на правое, потом на левое плечо. (3-4 раза)

Упражнения на коврике: ЛЕШИЙ По тропинке леший шёл, ходьба на месте На поляне гриб нашел. Раз — грибок, два – грибок Вот и полный кузовок. приседания Леший охает, устал, От того, что приседал. потягивание Леший выполнил разминку И уселся на тропинку. ходьба на месте Ходьба по корригирующим дорожкам.

Дыхательные упражнения: 1. Глубокий вдох — выдох через нос с произношением звука: «с-с-с» (рот плотно закрыт). (3-4 раза) 2.«Водолазы». Разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду). Выдох ртом. (3-4 раза)

Следующая >

Комплекс гимнастики пробуждения от сна для старших групп ДОУ

День детей, посещающих детский сад, разделен пополам дневным сном. Пробуждение является переходным моментом, который определяет настроение ребенка на весь оставшийся день. Отдых в послеобеденное время оказывает значительное воздействие на физическое и интеллектуальное развитие детей, помогает им восстановить силы для новых свершений. При этом очень важно правильно организовать пробуждение и взбодрить ребенка. В этом поможет ежедневная гимнастика после сна.

Гимнастика после сна в старшей группе

Поддерживать здоровый дух в здоровом теле ребенка и взбадривать его помогает воспитателям небольшая по продолжительности гимнастика после дневного сна. Она бережно и плавно помогает детям проснуться, наполниться силой и бодростью.

Бодрящая гимнастика после сна

Что это такое и для чего нужно

Гимнастика после сна в старшей группе — это комплекс упражнений, помогающий детям постепенно перейти от состояния покоя к бодрствованию. На выполнения упражнений после пробуждения старшим дошкольникам отводится в среднем после пробуждения от 5 до 8 минут.

Гимнастика необходима для следующего:

  • эффективного пробуждения;
  • улучшения настроения и эмоционального состояния;
  • укрепления здоровья;
  • профилактики простудных заболеваний;
  • повышения тонуса мышц;
  • предотвращения развития нарушений в работе опорно-двигательного аппарата, сколиоза и плоскостопия;
  • формирования привычки ведения здорового образа жизни.

Важно! За выполнением упражнений воспитатель должен пристально следить и объяснять воспитанникам, что они должны выполняться плавно, без резких движений. В противном случае не исключены растяжения мышц и появление головокружения.

Основной целью упражнений после дневного сна является предотвращение у дошкольников раздражительности (если они еще хотят спать), тревожности и формирование благоприятного эмоционального фона в группе, а также совершенствование и развитие координации движений у детей.

Чтобы от комплекса упражнений добиться желаемых результатов, очень важно их проводить правильно. Конспект занятий рекомендуется составлять с учетом тех, которые предшествовали до этого. Сразу после пробуждения воспитатель должен настроить воспитанников на выполнение упражнений. При их выполнении в помещении должна поддерживаться температура от 16 до 18 градусов. Если некоторые воспитанники просыпаются раньше остальных, то для них рекомендуется придумать дополнительные занятия, которые они смогут выполнять. Детям не рекомендуется ходить босиком в период вспышек ОРВИ.

Мастер-класс (для педагогов МБДОУ)

«Методика проведения корригирующей и утренней гимнастики в соответствии с ФГОС ДО и индивидуальными особенностями воспитанников»

Подготовила: инструктор по физической культуре МБДОУ «Ручеёк» Бабенко Елена Юрьевна. ЯНАО., г. Ноябрьск

Цель:

• Ознакомлениепедагогов с современными приемами и подходами к проведению утренней гимнастики и корригирующей гимнастики в ДОУ, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей, успешное формирование и совершенствование двигательных навыков дошкольников; формирование умение педагогов организовать и провести утреннею и корригирующую гимнастику, вызывающую у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, вырабатывающую привычку осознанного отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

• Осветить задачи и значение утренней гимнастики для дошкольников

• Определить содержание утренней гимнастики в соответствии с возрастными потребностями и возможностями дошкольников.

• Представить методику проведения утренней гимнастики с педагогамив форме мастер-класса.

Актуальность: В свете решения приоритетной задачей государства о сохранении здоровья населения, основным направлением работы педагогов в ДОУ является сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Утренняя гимнастика входит в ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОУ, направленных на полноценное физическое развитие и укрепления здоровья детей.

Увлекательная, подобранная в соответствии с возрастными потребностями и возможностями детей дошкольного возраста, утренняя гимнастика, способствует развитию у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом, воспитанию в детях целеустремленности, организованности, инициативности, желание ежедневно выполнять физические упражнения, формирует основы здорового образа жизни.

Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить»

организм ребенка на весь предстоящий день.
Утренняя гимнастика проводится в зале, в групповой комнате, на участке весной, летом, осенью.
Общеразвивающие упражнения должны быть подобраны так, чтобы поочередно включались в работу все крупные группы мышц. Упражнения, которые включаются в комплекс, должны быть знакомы детям: впервые упражнения разучиваются на физкультурном занятии и только после выносится на утреннюю гимнастику. Каждый комплекс проводится две недели. В младших группах больше используется игровых приемов, все упражнения дети выполняют вместе с воспитателем. В старших группах педагог старается дать четкое объяснение вместо показа упражнения самому или упражнения показывает ребенок. Комплекс утренней гимнастики состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Как правило, вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания)

. Это небольшая разминка. Основная часть – общеразвивающие упражнения с предметами
(флажки, платочки, кегли, кубики, обручи, мячи и т. п.)
Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. При выполнении
гимнастических упражнений необходимо соблюдать и чередовать исходные положения (стоя, сидя, лежа на спине и животе, так как статическая поза отрицательно сказывается на осанке в целом и на формировании свода стопы ребенка. В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию:
• Упражнения на восстановление дыхания

• Пальчиковые гимнастики,

• Упражнения для глаз,

• Упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж и другие.

Гимнастика после дневного сна. Корригирующая гимнастика является разновидностью лечебной гимнастики и состоит из общей и специальной частей. Общая часть – это общеукрепляющие упражнения, которые являются составляющими деятельности ребенка с нарушением зрения, они способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы. Специальная коррекция (активные корригирующие упражнения)
предусматривают решение главных задач:
— укрепление мышечного корсета, преимущественно мышц спины;

— профилактику и лечение функциональной недостаточности стоп;

— укрепление мышц брюшного пресса;

— предупреждение вторичных отклонений.

Каждое упражнение корригирующей гимнастики выполняется по 6 раз.

Методика проведения гимнастики после дневного сна.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднятие настроения и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Общие задачи гимнастики:

• Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника.

• Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности.

• Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки.

Комплекс гимнастики состоит из нескольких частей:

1. Гимнастика в постели

2. Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия

3. Дыхательная гимнастика

4. Индивидуальные задания

5. Водные процедуры

Пока дети спят, педагог готовит «холодную»

комнату (игровую, где температура с помощью
проветривания снижается вначале на 3-5 градусов, по сравнению с «тёплой»
комнатой. Пробуждение происходит под звуки плавной музыки с постепенным нарастанием громкости.

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, комплекс упражнений начиная с головы до ног. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3минут.

Затем дети переходят в «холодную»

комнату.

В «холодной»

комнате дети выполняют
корригирующую гимнастику: ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полу приседе на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, ходьба по корригирующим дорожкам. Важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Затем дети выполняют упражнения на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей можно использовать кубики, гимнастические палки, мячи, погремушки и т. д. Длительность этой части составляет 2-3 мин.
Затем выполняется дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика важна для восстановления сердечного ритма, снятия возбуждения, укрепления иммунитета, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Выполнение упражнения дыхательной гимнастики «Паровоз»

: руки согнуты в локтях, ходить по игровой комнате делая попеременные движения руками и приговаривая: ЧУХ-ЧУХ-ЧУ. Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 30 сек до 2-3 мин.

Практическая часть (проведение утренней гимнастики): А, сейчас, уважаемые педагогимы будем в роли детей подготовительной к школе группы. И выполним комплекс упражнений утренней гимнастикис гимнастическими палками.

Оборудование: зрительные ориентиры, гимнастические палки с метками, индивидуальные коврики, музыкальное сопровождение.

1. Вводная часть. Построение в шеренгу по росту. Выполнение команд.

Инструктор: Каждый день у нас, ребятки, начинается….Педагоги: С зарядки!

Инструктор: И конечно, очень важно, чтоб зарядку делал …Педагоги: Каждый!

Перестроение в колонну по два поворотом в движении и в две шеренги (напротив)

поворотом на месте. Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастическими палками
«Мы спортсмены» (подготовительная к школе группа).
I часть. Вводная. Ходьба и бег в колонне по одному, с ускорением, ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба и бег с ускорением. По сигналу педагога взять палки.Перестроение в 2 колонны с захождением двойками.

От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.
Скачали: 138 раз(а)

Методика проведения бодрящей гимнастики в ДОУ

Чтобы гимнастика после сна в старшей группе приносила ожидаемые результаты, она должна сочетать в себе несколько разновидностей упражнений. Не рекомендуется включать в состав занятий после сна силовые упражнения или упражнения на выносливость. Оценить адекватность выбранной нагрузки можно по самочувствию детей после выполнения упражнений. Если упражнения бодрят, делают детей энергичными и веселыми, в таком случае нагрузка выбрана оптимально.

Обратите внимание! В старшей группе детского сада воспитанники могут без воспитателя повторять ранее изученные упражнения, так как в этом возрасте у детей очень развита память.

Методика проведения бодрящей гимнастики в ДОУ

Составление временного плана

Чтобы поддерживать детский интерес и эмоциональный настрой, рекомендуется придерживаться временного плана, который регулирует выполнение каждого блока.

После пробуждения, в течение 1,5-2,5 минут упражнения проводятся в кроватках. Затем осуществляется переход к активному блоку, который подразумевает выполнение гимнастики возле кроваток. Его продолжительность должна варьироваться от 2 до 3 минут. После него выполняются на протяжении нескольких минут дыхательные упражнения. Завершает комплекс ходьба в течение одной минуты по массажным коврикам.

Конспект гимнастики пробуждения в старшей группе

При составлении конспекта многие воспитатели в средней группе детского сада предпочитают пользоваться книгой «Физическая культура Пензулаева 4-5». В ней подробно описаны все упражнения, которые помогают дошкольникам правильно развиваться физически, быть веселыми и бодрыми.

Обратите внимание! При составлении конспекта важно понимать, что основной целью занятий является формирование привычки к ЗОЖ и самостоятельному занятию дома.

Упражнения после сна

Анализ проведенной зарядки

Чтобы составить общее впечатление об эффективности проводимой детской гимнастики после побудки в старшей группе, необходимо регулярно проводить анализ. Разработка схемы анализа осуществляется методическим коллективом детского сада. Мониторинг проводится каждый месяц и определяет, насколько эффективно используются те или иные приемы.

При проведении анализа обязательно пишется аналитический отчет, в котором указывается наименование ДОУ, имя воспитателя, возраст воспитанников и их количество и обязательно дата проведения гимнастики. После этого уже непосредственно вписываются результаты деятельности.

Корригирующая гимнастика в ДОУ

Корригирующей гимнастика в детском сад.

Здоровье, естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния Здоровье или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». (психическое, физическое, нравственное) Одним из путей решения этой проблемы является поиск и внедрение инновационных подходов в физкультурно-оздоровительной работе. Корригирующая гимнастика – это тренировочные занятия, в которых предусматриваются конкретные воздействия на определенные мышечные группы с целью воспитания точного двигательного навыка, дыхания, обеспечение питания и качественного созревания определенных мышц. Целью

оздоровительной гимнастики является научить детей определенным упражнениям для профилактики и коррекции нарушений опорно — двигательного аппарата.
Задачи корригирующей гимнастики:
Повышение общего тонуса организма, укрепление и создание мышечного

корсета для формирования навыков правильной осанки.

Предупреждение и коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата.

Улучшение функциональной способности системы внешнего и внутреннего

дыхания, сердечно — сосудистой и нервной системы.

Увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, укрепление дыхательной мускулатуры.

Общеукрепляющее воздействие на организм детей и положительное влияние

на их психоэмоциональное состояние, а также воспитание жизненно важных двигательных навыков.

Развитие волевых качеств, позволяющих целенаправленно бороться за выздоровление.

Систематическое закрепление навыка правильной осанки.

К специальным упражнениям для профилактики и коррекции нарушений осанки

относятся упражнения, направленные на укрепление мышц передней и задней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и туловища (при увеличенных физиологических изгибах), растягивание мышц спины (при уменьшении физиологических изгибов).

Кроме использования естественных факторов природы: воздух, вода, солнце – в детском саду используются следующие средства: коррекция положением, физические упражнения, упражнения на дыхание, с массажерами, упражнения для глаз, подвижные игры, упражнения на расслабление (релаксация). Корригирующая гимнастика встречается во всех режимных моментах в ДОУ В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: утренняя гимнастика, прогулка, гимнастика после дневного сна физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, бассейн.

Комплексы оздоровительной гимнастики после сна для детей 5-6 лет

Оздоровительная гимнастика в старшей группе за последние годы приобрела особую актуальность. Объясняется это в первую очередь тем, что у дошкольников стало стабильно ухудшаться здоровье. В комплекс упражнений после сна должны быть включены только щадящие упражнения и элементы закаливания.

Обратите внимание! Выполнять ее должны только те дети, у которых нет противопоказаний и ограничений к их выполнению.

Гимнастика в постели

Перед тем как приступить к зарядке, воспитатель должен тщательно подготовить помещение. Он должен распахнуть шторы, открыть форточку, особенно летом, весной и осенью, и поставить тихую мелодию. Для детей старшей группы рекомендуются следующие упражнения в постели:

  1. Потягивание — дети ложатся на спину и опускают руки вдоль туловища. Затем поочередно поднимают руки вверх и тянутся.
  2. Самомассаж головы — воспитатель просит детей сесть на кровати и имитировать мытье головы.
  3. Отдыхаем — воспитанники ложатся на живот с опорой на локти. Подбородок поддерживается ладонями. Воспитатель просит детей поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.

Обратите внимание! Упражнения в постели помогают постепенно восстановить тонус мышц после сна и подготовить их к активным действиям.

Гимнастика в постели

Профилактика плоскостопия

Профилактики плоскостопия в детских дошкольных учреждениях уделяется особенное внимание, так как такое заболевание стало очень распространенным среди малышей. Детский возраст более благоприятен для того, чтобы корригировать стопы. После сна в детских садах с целью профилактики используются массажные ортопедические коврики. Дети ходят по ним босыми ногами сразу после дневного сна.

Профилактика нарушений осанки

У детей с раннего возраста должна формироваться правильная осанка, поэтому очень важно, чтобы в детском дошкольном учреждении с воспитанниками выполняли специальные упражнения, направленные на профилактику сколиоза. Основными мероприятиями, которые помогут предотвратить нарушения осанки, считаются комплексы упражнений, направленные на ее улучшение.

Обратите внимание! Детям дошкольного возраста рекомендуется выполнять специальные упражнения, стоя около вертикальной плоскости. Поэтому многие воспитатели предпочитают делать упражнения с детьми после сна возле их кроваток.

Дыхательно-звуковая гимнастика

Комплекс специальных упражнений, которые направлены на укрепление здоровья и формирование умения у ребенка расслабляться классифицируется как дыхательно-звуковая гимнастика. Основной целью воспитателя при выполнении таких упражнений является желание научить каждого ребенка глубоко и правильно дышать, уметь координировать собственные движения, развить речевой аппарат и взбодриться после дневного сна.

Помимо всего прочего, элементарные упражнения помогают формировать звуковую культуру речи и исправить нарушения звукопроизношения в детском возрасте. Самыми распространенными и эффективными считаются следующие упражнения:

Обратите внимание! Если у ребенка полностью отсутствуют проблемы с речью, отказываться от дыхательно-звуковой гимнастики в детском саду не стоит, так как упражнения никогда не повредят.

«Корригирующая гимнастика для дошкольников»

«Корригирующая гимнастика для дошкольников»

Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. Однако анализ имеющихся данных показывает, что состояние здоровья детей в настоящее время далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

У умственно отсталых детей наблюдаются самые разнообразные нарушения развития, которые необходимо учитывать в построении занятий по физическому воспитанию: со стороны сердечнососудистой и дыхательной систем, а также физического развития и моторики.

Выявление возможностей умственно отсталого ребенка и коррекция дефектов его развития требуют специальных методических приемов, которые следует, прежде всего, облечь в доступную форму. Таким образом, физическое воспитание должно быть направлено на коррекцию физического развития детей, отклонений соматического состояния и моторики, а также на укрепление здоровья и закаливание детского организма, содействие правильному развитию, обучение двигательным умениям и навыкам.

Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.

Корригирующая гимнастика состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.

Цель вводной части — повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание, подготовить организм к нагрузкам основной части. Содержанием вводной части являются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, обучение правильному дыханию. Завершается эта часть построением детей в колонны или группы для выполнения общеразвивающих упражнений.

Основная часть включает — упражнения общеразвивающего характера. Упражнения даются для развития и укрепления мышц плечевого пояса, живота, спины и ног, для гибкости позвоночника.

Упражнения выполняются из разных исходных положений — стоя, лежа, на спине, и животе, сидя. Это способствует повышению качества движений, увеличивает нагрузку, в работу вовлекаются все группы мышц.

Для восстановления частоты пульса гимнастика завершается заключительной частью, включающей физические упражнения с постепенным снижением темпа. (приложение1)

(приложение 1)

Физические упражнения и содержание корригирующей гимнастики.

Вводная часть.

— Построение в колонну по одному. Ходьба ровным шагом.

— Ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и наружном своде стоп, с различными положениями рук.

— Ходьба с мешочком на голове с одновременными различными движениями: в полуприсяде, с высоким подниманием коленей.

— Обычный бег. Бег с захлестыванием. Ходьба обычная. Ходьба по ребристой доске, ходьба по камешкам.

— Ходьба на палке боком приставочным шагом.

— Бег на носках с высоким подниманием коленей.

— Ходьба по наклонной плоскости на носках. Ходьба обычная.

— Перестроение из шеренги в круг, взявшись за руки. Размыкание на вытянутые руки в стороны.

Общеразвивающие упражнения:

1. Из исходного положения «стоя», поднимание на носках, перекаты с носков на пятки.

2. И. п.: стоя на коленях, руки опущены. 1- правую руку на левое плечо.2- наклон вперед, коснуться правым локтем пола;3-4- обратное движение. То же другой рукой.

3. «Лодочка». И. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища.1- согнуть ноги, руками захватить голеностопный сустав.2-3 с помощью рук потянуться вверх, 4- вернуться в и. п.

4. «Колесо». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.1-2- поднимая прямые ноги вверх, коснуться носками ног пола за головой.3-4- вернуться в и. п.

5. «Бревнышко». И. п.: лежа на спине, руки вверх перекат со спины на живот, перекат с живота на спину.

6. «Самовытяжение». И. п.: лежа на спине, руки вверх. На три счета потянуться вверх, вытягивая позвоночный столб, носки на себя. И. п.: отдохнуть.

7. «Рыбка». И. п.: лежа на животе, руки над подбородком. Сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки, разогнутые в коленях, приподнять «рыбка».

8. И. п. лежа на спине, руки под поясницей. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к животу; не поднимая высоко ноги, выпрямить их.

9. Подпрыгивание на месте с высоко поднятыми коленями.

10. Выполнить дыхательные упражнения, лежа на спине «х-х-хо», «х-х-хо» — согреть руки — выдох; «ф-ф-ф», «ф-ф-ф» — остудить воду-выдох, «понюхать цветок»- вдох.

Заключительная часть:

— Ходьба в колонне по одному.

— Бег в быстром темпе.

— Обычная ходьба.

— Массаж рук и ног — постукивание по ногам и по рукам пальцами рук.

Получить текст

Картотека гимнастики пробуждения для старшей группы с целями по ФГОС

Согласно ФГОС, комплекс упражнений для старшей группы после пробуждения должен выполняться ежедневно в одно и то же время. Упражнения способствуют пробуждению и добавляют энергии. В результате этого общее самочувствие ребенка улучшается, он чувствует себя прекрасно на протяжении всего оставшегося времени. Кроме этого, упражнения помогают формировать привычку вести здоровый образ жизни и систематически выполнять упражнения.

Комплекс занятий после сна оказывает благоприятное воздействие на процесс формирования личности ребенка. Благодаря ему при соблюдении всех рекомендаций у дошкольников повышается физическая выносливость, концентрация, развиваются навыки общения с людьми, а также прививается любовь к здоровому образу жизни и спорту.

На жизнеспособность и хорошее самочувствие напрямую влияет распорядок дня у ребенка. Очень важен для здоровья детей полноценный и нормальный сон, который в детском саду является режимным моментом.

Обратите внимание! Эффективная и правильно подобранная гимнастика является важным условием. Поэтому воспитатели разрабатывают специальный комплекс упражнений, которые направлены на быстрое пробуждение, активизацию всех групп мышц, создание оптимальных условий для продолжения дня, а также повышение самочувствия и улучшение настроения.

В старшей группе детского сада время проведения занятия по сравнению со средними и младшими может быть увеличено. Также в комплекс рекомендуется включать занятия со спортивными предметами и тренажерами. Ребятам такая идея очень нравится, так как в этом возрасте они активные и подвижные. Как показывает практика, чем большее количество упражнений выполнить детям предлагает воспитатель, тем больший восторг у них это вызывает.

Проведение упражнений также можно совмещать с играми на сообразительность и специальными зарядками для развития ума. Дети в таком случае остаются довольными и прекрасно себя чувствуют на протяжении оставшегося дня.

Гимнастика пробуждения от сна для старшей группы — неотъемлемая часть дня в детском саду. Отдых в послеобеденное время поможет детям восстановить силы для новых свершений. Однако важно придерживаться определенных правил пробудки, используя специальные методики.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Картотека корригирующей гимнастики в средней группе

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Березовский детский сад 9» Картотека корригирующей гимнастики в средней группе Составила Воспитатель: Молокова Анастасия Дмитриевна

2 Месяц Первая половина месяца Вторая половина месяца Сентябрь Карточка 1 1.«Потягушки» — И. п.: лѐжа на спине, на вдохе вытянутся руки вверх над головой. Дыхание задерживается, руки, и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу» (3-4 раза) 2.«Котѐнок» — И. п.: лѐжа в позе спящей кошечки, «клубочек». Котенок встает на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» (3 раза). 3. И. п.: сидя ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и. п.(3 раза). 4. Лежа на животе потянуться за руками вперед, вернуться в и. п. (3 раза). Дорожка здоровья Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп (хлопки над головой) Карточка 2 «Весѐлый котѐнок» 1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п. 2. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п. 3. И.П.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» — выдох, И.П., вдох (через нос). 4. И.П.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот. 5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши — выдох; развести ладони в стороны — вдох. 6. И.П.: Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п. Мы топаем ногами, топ, топ (высоко поднимаем колени) Качаем головой (головой вперед назад) Мы руки поднимаем, мы руки опускаем (руки поднять, опустить) Мы низко приседаем, и встаем с произношением звука: «ш-ш-ш» (рот плотно закрыт). (2 раза) 2.«Надуй шар». Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

3 Октябрь Карточка 3 1.«Потягивание» — И. п.: лѐжа на спине. Руки вдоль туловища, поднять руки вверх потянуться, руки вперед, и. п. (3-4 раза) 2. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и. п.(3-4 раза) 3. И. п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, качание головой в правую сторону в и. п. тоже в левую. (3-4 раза) Листопад Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Взмахи руками. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят. Повороты вокруг себя. 1.«Ку-ка-ре-ку». И. п. ноги врозь, руки опущены. Поднимают руки в стороны, а затем хлопают ими по бедрам и, выдыхая, произносят «кука-ре-ку». (3-4 раза) 2.«Ветерок». Сесть на полу, ноги врозь. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» продолжительны выдох (поочередно медленно — быстро, имитирующий ветер. Повторить 3-4 раза. Карточка 4 «Прогулка по морю» 1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и.п. 2. «Горка». И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п. 3. «Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища), держать, вернуться в и.п. 4. «Волна». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, И.П., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п. 5. «Мячик». И.П.: о.с., прыжки на двух ногах с подбрасыванием мяча перед собой. 6. «Послушаем свое дыхание». И.п.: о.с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.

4 Ноябрь Карточка 5 1.«Потягивание» — И. п.: лѐжа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, и. п. (3-4 раза) 2. И. п.: сидя, руки в упоре сзади, наклонить голову вперед, коснуться подбородком груди, и. п, отвести голову назад, и. п. (3-4 раза) 3.И. п.: сидя, руки в упоре сзади, ноги согнуты в коленях, обхватить колени руками, и. п. 4.«Змея» — И. п.: лѐжа на животе, упор на вытянутых руках. Голова гордо поворачивается влево вправо и издавать звук «Ш Ш Ш» (4 раза). ПОПУГАЙ Жил на свете попугай. Крылья шире расправляй. (Руки в стороны, влево, вправо.) Он любил летать всех выше, Выше пальм, жирафов выше. (Потянуться на носках, руки вверх.) В гости к деткам прилетал, Вместе с ними отдыхал, (Делать приседания.) Прыгал, кланялся, шалил, (Наклоны головы или туловища вперед.) С малышами говорил. с произношением звука: «ы-ы-ы» (рот плотно закрыт). (2 раза) 2.«Вырастим большими». На счет «раз, два» поднять руки вверх, вдох, на счет «три, четыре» руки вниз, выдох. (4 раза) Карточка 6 «Прогулка в лес» 1. «Потягушки». И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание. 2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех). И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и.п. 3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки». И.П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и.п., выдох, наклон. 4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п.: о.с. вдох, руки стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево. 5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди). И.П.: о.с., руки за голову, вдох — подняться на носки, выдох — присесть. 6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза). 7. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, и.п.

5 Декабрь Карточка 7 1.«Потягушки» — И. п.: лѐжа на спине, на вдохе вытянутся руки вверх над головой. Дыхание задерживается, руки, и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу» (3-4 раза) 2. И. п.: лежа на спине, руки перед собой «держат руль» (3-4 раза) 3. И. п.: сидя, руки лежат на коленях, вращение головой в правую, левую сторону (3-4 раза) 4. «Бревнышко» и. п.: лежа на спине, руки вверху, перекат со спины на живот, перекат с живота на спину (3-4 раза) Снегопад Белый снег, пушистый. Взмахи руками. В воздухе кружится Повороты вокруг себя. И на землю тихо Падает, ложится. Опуститься на корточки. с произношением звука: «о-о-о» (рот плотно закрыт). (3 раза) 2.«Паровоз». Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-ух! Ч-у-х!» Повторять в течение секунд. Карточка 8 «Дождик» 1. И.п. Сидя, ноги скрестить «потурецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию ее движения, следить глазами. «Капля первая упала — кап!» 2. То же проделать другой рукой. «И вторая прибежала — кап!» 3. И.П. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы. «Мы на небо посмотрели, Капельки «кап-кап» запели, Намочились лица». 4. И.п. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги. «Мы их вытирали». 5. И.П.: о.с. Показать руками, посмотреть вниз. «Туфли, посмотрите, мокрыми стали». 6. И.П.: о.с. Поднять и опустить плечи. «Плечами дружно поведем И все капельки стряхнем». 7. И.П.: о.с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза «От дождя убежим». 8. И.П.: о.с. Приседания. «Под кусточком посидим».

6 Январь Карточка 9 1.«Потягивание» — И. п.: лѐжа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх потянуться, руки вперед, и. п. (3-4 раза) 2. И. п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и. п. (3-4 раза) 3. «Часики тикают» И. п.: сидя, руки на коленях, качаем головой в правую и левую сторону. (3-4 раза) 4. И. п.: лежа на животе, руки под подбородком. Поочередно положить голову на правое, на левое плечо. (3-4 раза) Вечер зимний в небе синем (встать из-за стола) Звезды синие зажег (потянуться). Ветви сыплют синий иней (потряхивая руками, потихоньку сесть) На приснеженный снежок. с произношением звука: «э-э-э» (рот плотно закрыт). (4 раза) 2.«Сдуй снежинку». Стоя на полу, ноги врозь, рука возле рта, сдувать с руки воображаемую снежинки. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3 4 раза. Карточка 10 «Прогулка» И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, и.п. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п. И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и.п. «Пешеход». И.П. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног. «Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол. И.П.: руки на пояс, перекат с носков на пятки.

7 Февраль Карточка 11 1.«Потягушки» — И. п. : лѐжа на спине, на вдохе вытянутся руки вверх над головой. Дыхание задерживается, руки, и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу» (3 раза) 2. И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и. п. (3 раза) 3. И. п. сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Наклонить подошвы ног к центру, вернуться в и. п. (4 раза) 4. И. п. лежа на животе, руки вверх, прогнуться, вернуться в и. п. (3 раза) Прогулка На дворе мороз и ветер, На дворе гуляют дети. Шагать на месте. Ручки согревают, ручки потирают. Чтоб не зябли ножки, потопаем немножко. Нам мороз не страшен, весело мы пляшем. Потирать рукой об руку, топать, приплясывать по тексту. с произношением звука: «м-м-м» (рот плотно закрыт). (3-4 раза) 2. Наклоны вперед вдох при каждом наклоне. Выполнить 4раза. Карточка 12 «Неболейка» И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянyтьcя, и.п. И.П.: сидя, ноги скрестно (поза лотоса), массаж больших пальцев ног, начиная от подушечки до основания. И.П. то же, массаж пальцев рук — от ногтей до основания с надавливанием (внутреннее и внешнее). И.П. то же, руки вперед, массажпоглаживание рук — от пальцев до плеча. И.П. то же, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть, повторить 5-6 раз. И.П: ходьба на месте с высоким подниманием колена.

8 Март Карточка 13 1.«Потягивание» — И. п.: лѐжа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и. п. (4 раза) 2.«Велосипед» — И. п. : лѐжа на спине, крутим педали со звуковым сопровождением «ж-ж-ж» (3-4 раза) 3. И. п. сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, в и. п. (3 раза) 4. И. п. лежа на животе, руки вверх, прогнуться, вернуться в и. п. (3 раза) Закаляемся Я утром закаляюсь, Движения хлопанья по воде. Водичкой обливаюсь. Движения набрасывания на себя воды. Пусть тельце будет красненьким, Поглаживание рук. А ротик пусть зубастеньким. Улыбка. Пусть ручки будут чистыми, Имитация намыливания рук. А ножки будут быстрыми. Бег на месте. с произношением звука: «у-у-у» (рот плотно закрыт). (3-4 раза) 2.«Шарик надулся и лопнул». Положить руки на живот, сделать вдох, ощущая, что живот надулся, как шар, на выдохе произносить «ш-ш-ш». (2 раза) Карточка 14 «Я на солнышке лежу» Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку, Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох. И.П.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно опустить). И.П.: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек.), вернуться в и.п. И.П.: лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, и.п. И.П.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута — вдох, выдох.

9 Апрель Карточка 15 1.«Потягушки» — И. п.: лѐжа на спине, на вдохе вытянутся руки вверх над головой. Дыхание задерживается, руки, и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу» (3-4 раза) 2.«Часы» — И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо влево. (4 раза) 3. И. п. сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и. п. (4 раза) 4. И. п. лежа на животе, руки вдоль туловища, поднять правую ногу, и. п. тоже левой. (3-4 раза) ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки. На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки. В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки, Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки. Дети выполняют легкие плясовые движения. Дыхание свободное. Следите за осанкой. Взрослый поет вместе с детьми. с произношением звука: «а-а-а» (рот плотно закрыт). (3-4 раза) 2.«Ежики» — И. п.: сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке: «Ф-ф-ф». Выпрямить ноги — вдох. (3-4 раза). Карточка 16 «Поездка» И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую), и.п., поднять левую ногу (прямую), и.п. И.П.: лежа на спине, руки перед собой «держат руль», «езда на велосипеде», и.п. И.П.: лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо, не отрывая ступни от пола, и.п., поворот туловища влево, и.п. И.П.: лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти каcaютcя друг друга) — выдох, и.п., локти касаются пола — вдох. И.П.: сидя, ноги скрестно, руки на поясе, руки через стороны вверх вдох, выдох. И.П.: о.с., принять правильную осанку без зрительного контроля (глаза закрыты), повторить 3-4 раза.

10 Май Карточка 17 1.«Потягивание» — И. п.: лѐжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх, вдоль туловища (3 раза). 2. И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять прямые ноги вверх, и. п. (2 раза) 3. И. п. сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади, согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди со звуком «ф-ф» (3 раза) 4. «Бревнышко» И. п. лежа на спине, руки вверху, перекат со спины на живот, перекат с живота на спину (3-4 раза) ЖУК На лужайке по ромашкам Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу, Тихо на ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь. Встать, руки в стороны. Наклон влево, переступая ногами. То же вправо. Повторить 2 4 раза в среднем темпе. Встать, ноги врозь. Наклон вперед, руки вниз. Одновременные маятникообразные движения рук слева направо и справа налево. Повторить 2 3 раза в медленном темпе. с произношением звука: «з-з-з» (рот плотно закрыт). (4 раза) 2.«Подуй на свечку». Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3 4 раза. Карточка 18 «Самолет» И.П.: сидя, ноги скрестно. Смотреть вверх, не поднимая головы, и водить пальцем за пролетающим самолетом (сопровождение глазами). Пролетает самолет, С ним собрался я в полет. И.П. то же. Отвести правую руку в сторону (следить взглядом), то же выполняется в левую сторону. Правое крыло отвел, Посмотрел. Левое крыло отвел, Поглядел. И.п. то же. Выполнять вращательные движения перед грудью и следить взглядом. «Я мотор завожу. И внимательно гляжу». И.П.: о.с. встать на носочки и выполнять летательные движения. Поднимаюсь ввысь, Лечу. Возвращаться не хочу. И.П.: о.с., крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз). И.П.: о.с., быстро моргать глазами 1-2 мин.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]