Методика проведения бодрящей гимнастики после дневного сна для детей дошкольного возраста


Почему сон важен

Как известно, треть своей жизни человек проводит во сне. Все мы прекрасно понимаем важность качественного и хорошего сна для гармоничного роста и развития ребенка. В случаях, когда малыш недосыпает, его поведение может измениться, появляется раздражительность, капризность, возможно проявление агрессии, нарушается коммуникация ребенка с окружающим миром. Таким детям сложнее устанавливать контакт со сверстниками, у них снижено желание по познаванию окружающего мира, им сложнее реализовать свой интеллектуальный потенциал.

Сон необходим для накопления энергии и сил, которые расходуются во время бодрствования. Во время сна осуществляется сортировка информации, усвоение новых навыков и анализ эмоциональных переживаний. Основными функциями сна являются: сохранение энергии; поддержание уровня сознания и терморегуляции; во сне происходит созревание нейронов; усложнение межклеточного взаимодействия головного мозга.

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.

Упражнение «бокс»

Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче

Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

Фазы сна

Сон является неоднородным процессом, состоит из 4-х фаз, представляет собой последовательность функциональных состояний головного мозга — фазы медленного сна (сон без сновидений) и фазы быстрого сна (сон со сновидениями, или REM-фаза). Ко сну относятся два основных ритма:

  1. Ультрадианный ритм – цикл различных фаз сна: медленный и быстрый.
  2. Циркадианный ритм – цикл сна и бодрствования в течение суток.

Сон ребёнка отличается от сна взрослого, он более поверхностный и чуткий. У детей большая часть сна приходится на быстрый сон, а у взрослых быстрый сон составляет только 25%. В фазу быстрого сна можно наблюдать, как под закрытыми веками движутся глазные яблоки ребёнка. В это время ребенок видит сновидения.

Сон «напрямую» связан с «биологическими часами» организма. Ритм меняется на протяжении ночи и длится в среднем около часа у младенцев, и около полутора часов у взрослых, а между фазами сна происходит неощутимое пробуждение. Обычный 8-часовой сон состоит из 4–6 волнообразных циклов.

Ритм сон бодрствование ребенка относится к циркадным (суточным) ритмам, который существует вне воздействий окружающей среды, но подвержены внешней модуляции и могут адаптироваться к внешним факторам. Установление циркадной ритмики происходит в течение первого года жизни и непосредственно зависит от зрелости нейроэндокринной системы младенца. Поэтому исключительно важным является формирование правильной системы сон – бодрствование, а своеобразным модератором цикла служит пищевое поведение ребенка.

Если сна недостаточно

Все дети индивидуальны, растут и развиваются по-разному. Состояние, в котором ребенок провел ночь, в дальнейшем определяет его способность к реализации жизненной программы. А количество сна, в котором нуждается младенец, связано с темпами его роста.

Продолжительность сна вариабельна у каждого ребёнка, зависит от темперамента, психофизиологического состояния и ряда других причин. Младенцы спят около 80% времени, а в возрасте 1 года ребенок спит около 12 часов по мере замедления процесса «созревания» нервной системы.

Среднестатистические нормативы сна в течение суток у детей раннего возраста представлены в таблице:

Возраст (месяцы)Продолжительность сна в сутки (часы)
2-3от 10 до 23 часов (короткий сон днем 2-4 раза)
3-4от 8-10 часов до 11-12 (короткий сон днем 2-3 раза)
6-1211-12 (ночного сна) (короткий сон днем 2-3 раза)
12-188-12 (ночного сна) (короткий сон днем 2-3 раза)

Некоторым детям, в силу индивидуальных особенностей, требуется меньшее количество сна, чем их сверстникам. И если ребёнок спит меньше или больше среднестатистической нормы, но чувствует и ведёт себя хорошо, то беспокоиться не стоит.

Методика проведения бодрящей гимнастики после дневного сна для детей дошкольного возраста

Бодрящая гимнастика после дневного сна для детей дошкольного возраста

требует точного выполнения простых упражнений. Воспитатель должен подробно объяснять детям, как и что делать, помогать, если потребуется.

В комплекс полезно включать физические упражнения на кровати , на полу, дыхательную гимнастику, ходьбу по массажным дорожкам, упражнения для профилактики осанки.

Упражнения выполняются сначала в кроватях, потом в прохладной комнате.

В кровати можно выполнить несколько несложных упражнений.

Главная ее задача: чтобы малыш проснулся в хорошем настроении.

«Вот почти мы все проснулись»

Цель:

способствовать постепенному переходу от сна к бодрствованию. Проводить профилактическую работу по укреплению свода стопы и формированию правильной осанки. Совершенствовать навыки ходьбы, бега, выполнению ОРУ в общем темпе. Продолжать учить следить за дыханием. Укреплять здоровье детей. Воспитывать осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья.

Гимнастика пробуждения

Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. С этой целью после дневного сна проводится гимнастика в постели, она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Гимнастику начинаем проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Главное правило — это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Гимнастика после дневного сна также является закаливающей процедурой. Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Затем проводятся закаливающие мероприятия с использованием «дорожки здоровья».Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12- 15 минут. Гимнастика после сна не должна быть долгой и утомительной.

Дать заряд бодрости на вторую половину дня

Методика проведения бодрящей гимнастики после сна

Гимнастика после дневного сна должна помочь ребенку проснуться и вернуться в рабочий ритм дня.

Чтобы пробуждение было быстрым, но не резким, используйте некоторые простые принципы:

  • Не нужно будить ребенка специально. Он должен просыпаться сам, под спокойную музыку и тихий голос воспитателя;
  • Начинать лучше с пальчиковой гимнастики, самомассажа, простых упражнений в кроватях;
  • Перед занятиями хорошо проветрите комнату;
  • Гимнастика не должна быть утомительной, дети должны заканчивать ее в хорошем настроении. Но и толку от занятий, которые длятся менее 15-ти минут, не будет;
  • Заканчивать упражнения лучше всего закаливающими процедурами. Здоровые дети могут обтереться прохладной водой, дети после болезни — просто умыться;
  • Гимнастику следует проводить в игровой форме, а упражнения подбирать так, чтобы ребенок мог с ними справиться. Если малышу трудно выполнять те или иные упражнения, помогите ему, и уж, конечно, ни в коем случае не ругайте.

Комплекс упражнений бодрящей гимнастики после сна №1 в кровати

1. упражнение: «Глазки просыпаются».

Слегка глазки растираем,

А потом сладко зеваем.

И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-4слегка погладить закрытые глаза, 5-8 сделать расслабляющий звук зевоты. Д – 8. Т – медленный.

2 упражнение: «Головка проснулась»

Мы почти уже проснулись

И друг другу улыбнулись.

и.п.: лежа на спине руки вдоль туловища. 1-2 – поворот головы на подушке вправо, 3-4 – и.п., 5-6 – поворот головы на подушке влево, 7-8 – и.п. при повороте головы улыбаться друг другу. Д – 8. Т – медленный.

3 упражнение: «Ручки проснулись»

Потянулись мы немножко,

Здравствуй солнышко в окошке!

И.п.: лёжа на спине руки вдоль туловища. 1 –поднять правую руку вверх, 2-3 – потянуть правую руку вверх, 4 – опустить на постель правую руку, то же для левой руки. Д – 8. Т – средний.

4 упражнение: «Ножки проснулись»

Хотим тоже потянуться

И совсем, совсем проснуться.

И.п.: то же. 1-прямую правую ногу поднять вверх, 2-3 – потянуть правую ногу, 4 – опустить правую ногу, то же для левой ноги. Д – 8. Т – средний.

5 упражнение: «Ножки совсем проснулись».

Ножками мы поболтаем

И до трёх мы посчитаем.И.п.: лежа на животе с опорой на локти аккуратно поддерживать ладонями подбородок. 1-8 – поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Д – 8. Т – средний.

Комплекс гимнастики после сна №2 в кровати

1. «Мы проснулись»

И. п. : лежа на спине, ноги вместе, руки за головой. В. : 1 – поднять прямые ноги и руки вверх перед грудью. 2 – развести руки и ноги в стороны. 3 – свести ноги и руки перед грудью. 4 – вернуться в исходную позицию. (повт. 4 раза, темп умеренный)

2. «Мы умелые»

И. п. : лежа на животе. В. : 1-2- ноги согнуть в коленях, руками ухватиться за щиколотки, прогнуться. 3-4 – вернуться в исходную позицию. (повт. 4 раза)

3. «Мы ловкие»

И. п. : сидя, ноги прямые вместе, руки на плечах. В. : 1-2 – наклон вперед. 3-4 – вернуться в и. п. (повт. 4раза)

4. «Мы выносливые

» И. п. : сидя, ноги прямые вместе, руки на плечах. В. : 1-2 – поднять прямые ноги вверх, одновременно поднять руки вверх. 3-4 – вернуться в и. п. (повт. 4 раза)

Комплекс гимнастики после сна на полу

«Заинька – зайчишка»

1. «Заинька, подбодрись, серенький, потянись» И. п.: стоя, руки вдоль туловища. Приподняться на носки, руки через стороны вверх. 2. «Заинька, повернись, серенький, повернись» И. п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево, затем в и. п. 3. «Заинька, попляши, серенький, попляши» И. п.: то же. Мягкая пружинка. 4. «Заинька, поклонись, серенький, поклонись» И. п.: то же. Наклоны туловища вперед. 5. «Заинька, походи, серенький, походи» И. п.: то же. Ходьба на месте. 6. «Пошел зайка по мостику» Ходьба по ребристой доске. 7. «Да по кочкам, да по кочкам» Ходьба по резиновым коврикам.

Дыхательные упражнения

«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».

И. п.: о.с. 1— вдох — руки в стороны; 2 — выдох — наклон туловища вправо; 3 — вдох — вернуться в и.п.; 4 — то же влево.

«Одуванчик».

И. п.: сидя, ноги «калачиком», спина прямая, руки согнуты в локтях и приподняты вверх. Выполнять пальчиковую гимнастику «Пальчики здороваются» («мизинчик с мизинчиком…»), затем произнести: «Подуй на одуванчик, на беленький цветочек. Подуй, подуй сильнее, и станешь здоровее» — и, набрав носом воздух, подуть на кисти рук («одуванчик»).

«Гуси».

На вдохе наклон вперед: глядя вперед и вытягивая шею, произносить «ш-ш-ш».

«Насос».

Сделав вдох, резко наклониться на выдохе, скользя по ноге двумя руками, произнести «с-с-с».

«Ежик».

И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди. Выпрямить ноги («ф-ф-ф»)

«Дровосек».

Руки над головой сцеплены в «замок», ноги на Ширине Плеч (поднимая руки вверх, выполнить глубокий вдох через нос), на выдохе наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук и произнесением «ух!

Дыхательные упражнения:

«Воздушные шары».

Выполнять в ходьбе по площадке. 1 — руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («шар лопнул»); 2 — руки в стороны, вниз, произнося «с-с-о или «ш-ш-ш» («шарик спустился»).

«Тигр на охоте».

Ходьба по площадке, выставляй правую (левую) ногу вперед, две руки ладошками сложить на колено, прогибая спину. Выполнить два-четыре резких вдоха, голова приподнята («тигр ищет добычу»).

«Петушок».

На вдохе подняться на носки, потянуть вперед гордо поднятую голову, руки поднять в стороны, отвести назад. На выдохе хлопать себя по бедрам («ку-ка-ре-ку»).

«Вырасту большой».

И. п.: ноги вместе, руки вниз. Поднимаясь на носки, подтянуть руки вверх (вдох). Опускаясь на всю стопу, выдох «ух-х-х».

«Аист».

На вдохе поднять руки в стороны. Ногу, согнутую в колене, гордо вывести вперед, зафиксировать. На выдохе сделать шаг. Опустить ногу и руки, произнося «ш-ш-ш».

«Мельница».

Выполнить вдох и вращать прямыми руками, произнося «жр»
«Лотос».
И. п.: сидя по-турецки, плечи слегка отведены назад, голова приподнята, кисти рук лежат тыльной стороной ладони на коленях, указательные и большие пальцы сомкнуты в колечки. Вдох диафрагмой (плечи не поднимаются), представить струю воздуха, пронизывающую до макушки по всему позвоночнику, медленный выдох ртом (можно выполнять с закрытыми глазами).

«Поезд».

Ходить, имитируя согнутыми руками движение колес паровоза, и произносить «чух-чух-чух».
«Плечики».
И. п.: о. с., смотреть прямо перед собой. Слегка наклонить голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — выполнить два коротких шумных вдоха носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже вдох («ушко с плечиком здороваются»).

«Воздушные шары».

Выполнять в ходьбе по площадке. 1 — руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («шар лопнул»); 2 — руки в стороны, вниз, произнося «с-с-о или «ш-ш-ш» («шарик спустился»).

Дыхательные упражнения:

«Прогулка в лес».

«В колыбельке подвесной летом житель спит лесной»

(орех). И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — вдох; 2 — выдох — сесть с прямыми ногами, руки к носкам; 3 — вдох; 4 — выдох, вернуться в и. п.

«Вот нагнула елочка зеленые иголочки».

И. п.: ноги врозь, руки опущены вниз, кисти рук в стороны. 1 — вдох; 2 — выдох — наклон туловища вперед; 3—4 вдох — вернуться в и.п. — выдох.

«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».

И. п.: о. с.,1 — вдох — руки в стороны; 2 — выдох — наклон туловища вправо; 3 — вдох — вернуться в и. п.; 4 — то же влево.
«Подуем на плечо».
И. п.: о. с., смотреть прямо перед собой, руки на пояс. Выполнить вдох через нос и повернуть голову в правую сторону, выдох (губы трубочкой) — подуть на плечо. То же выполнить в левую сторону.

«Цветок распускается».

И. п.: стоя, руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Медленно подниматься на носки, потянуть руки вверх и в стороны — вдох («цветок раскрывается»), вернуться в и .п. (выдох).

«Вырасту большой».

И. п.: ноги вместе, руки вниз. Поднимаясь на носки, подтянуть руки вверх (вдох). Опускаясь на всю стопу, выдох «ух-х-х».

«Сердитый ёжик».

Наклониться как можно ниже, обхватить руками грудь, голову опустить, произнося звук рассерженного ежа «п-ф-ф-ф-р-р».

«Здравствуй солнышко».

И. п.: ноги на ширине плеч, руки за спину. Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, руки в сторону, голову поднять вверх (вдох), медленно вернуться в и. п..

Почему ребёнок беспокойно спит

Особенностью сна ребенка первого месяца жизни являются то, что после засыпания малыш сразу переходит в медленную фазу. С какого возраста детям снятся сны до сих пор остаётся спорной темой, у младенцев сразу после засыпания начинаются сновидения. Во время такого сна, мозг ребёнка ускоренно работает, иногда даже сильнее, чем при бодрствовании, и сопровождается повышенной активностью – отмечаются движения ножками, ручками, что может насторожить родителей.

Для создания комфортной системы сна и отдыха ребенка первого месяца жизни необходимо создать тишину, предупредив проникновение в комнату уличного шума, выключить либо приглушить звук работающего телевизора; убрать яркое комнатное освещение, окна желательно закрывать плотными шторами, чтобы исключить доступ в помещение ярких солнечных лучей, ночью разрешается использовать тусклый ночник.

Гимнастика для детей 4-6 месяцев

Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.

Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.

Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.

Одновременное сгибание – разгибание ног.

Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.

Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.

Расширяется спектр упражнений на мяче.

В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.

На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.

С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.

Какие бывают нарушения сна

К сожалению, у 6-11% детей раннего возраста, до 25% у детей дошкольного и школьного возраста отмечаются различные нарушения сна. У 32% детей раннего возраста отмечается склонность к хронизации проблем со сном.

Причинами нарушений сна ребенка могут являться темперамент ребенка (возбудимость, тревожность); физический дискомфорт, характерный для течения какого-либо заболевания; последствия аллергических реакций (кожный зуд или пр.); нерациональное питание (чувство голода); сложная психоэмоциональная ситуация в семье. У новорожденных детей и детей до 3-месячного возраста нарушения сна могут быть вследствие кишечных колик, в таких случая рекомендуется использовать в питании жидкие молочные каши с инулином.

Нарушения сна могут служить своеобразным сигналом, попыткой привлечь внимание взрослых, как сигнал дискомфорта, сигнал боли. Беспокойный сон младенца может стать тяжелым испытанием для родителей, поскольку усиливает напряженность в семье, снижает самооценку матери и увеличивает риск развития послеродовой депрессии.

Организация сна малыша

Для организации правильной системы сна и отдыха ребенка первых лет жизни рекомендуется:

  • Внимательно присматриваться к складывающимся у ребенка циклам сна и отдыха, и, соответственно планировать режим дня.
  • Необходимо понимать, что циклы сна носят сугубо индивидуальный характер, и каждый ребенок имеет свои уникальные особенности.
  • Постараться приурочить кормление к периодам активного бодрствования, а не сонливого состояния.
  • Выделить ребенку тихую комнату, отдельную от родительской.
  • Научиться распознавать в поведении ребенка признаки, свидетельствующие что он «выпал из контакта» и засыпает.
  • Выработать для ребенка ритуал отхода ко сну (укачивание, «сказка на ночь») для создания ощущения комфортности и безопасности для ребенка, после которого он должен уснуть.

Важно помнить, что дети, находящиеся на грудном вскармливании, быстрее засыпают, но чаще просыпаются из-за быстрого опорожнения желудка. Поэтому рекомендуется для кормления в вечернее и ночное время использовать молоко, которое содержит молочный белок триптофан — незаменимую аминокислоту, участвующую в синтезе биологически активных веществ, в том числе и серотонина, который участвует в образовании мелатонина, регулирующего фазы сна и их продолжительность. В качестве молока на ночь можно порекомендовать питьевые каши с молоком или йогуртом.

Гимнастика для детей 6-9 месяцев

К уже описанным упражнениям добавляются:

Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.

Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.

Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.

Вводится новое упражнение: велосипед.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.

В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.

Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.

Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.

Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.

В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.

Как наладить сон малыша

Очень важным является правильная подготовка ребенка ко сну. Нельзя использовать активные игры, перевозбуждать ребёнка. Следует ограничить психоэмоциональные переживания малыша и предпочитать спокойные игры. Купание детей перед сном в ванной рекомендуется проводить за 1,5–2 часа до сна, затем кормление и сон. У ребёнка с рождения необходимо формировать правильный циркадный ритм!

Кормление днём должно проходить с эмоциональными разговорами с ребёнком. При организации дневного сна ребенка не надо полностью отграничивать комнату от внешних шумов присутствующих в дневное время. И наоборот, во время ночного сна необходимо разговаривать тихо (стараться не шуметь, ходить тихо, отключать дверные звонки, телефоны и т.п.). Такой порядок будет способствовать формированию у ребёнка правильного ритма.

Есть несколько других важных правил

В возрасте 1 года ребёнок должен спать отдельно в своей кровати, что как использование зубной щётки – должно быть индивидуальным.

Кровать следует использовать только для сна. Не держать в ней игрушки. Для улучшения засыпания ребёнка необходимо сформировать индивидуальный «ритуал». Игрушка или кукла, которая лежит рядом с ребёнком и даёт ему ощущение постоянства и стабильности.

Не бросайтесь к ребёнку при первых всхлипываниях. Ребёнок поняв, насколько легко добиться выполнения требований (попить, съесть чего-нибудь сладкого), ещё с большим удовольствием постарается не заснуть.

Не наказывайте ребёнка, посылая его спать. Подготовка ко сну должна быть радостной и приятной ситуацией.

Создайте ритуал отхода ко сну. Можно читать перед сном сказку или прослушать спокойную музыку, надеть пижаму и т.д. Такой ритуал может занимать 15 – 30 минут и ребёнок правильно подготовится ко сну.

Cон ребёнка от 2 до 5 лет

Для организации правильной системы сна и отдыха ребенка 2-5 лет жизни рекомендуется:

  • Укладывая ребенка спать необходимо проявлять твердость и последовательность, придерживаться заведенного ритуала, давая почувствовать, что это не прихоть, а объективная необходимость.
  • Перед сном следует избегать чрезмерной физической активности, игр, споров, страшных рассказов.
  • Ночник или любимая игрушка, приятная музыка поможет ребенку уснуть.
  • Если у ребенка отмечаются ночные кошмары, его необходимо успокоить, сказать, что родители рядом, и вернуть его в его кровать.
  • Нарушения сна происходят вследствие того, что ребенок вступает в новый период развития и начинает испытывать определенные трудности, связанные с отделением от родителей, и агрессией как проявлением тревоги, связанной с этим разделением.
  • Появлению ночных страхов, ночных кошмаров могут способствовать: появление второго ребенка в семье, переезд на другую квартиру, страшный фильм.
  • Ребенок должен ежедневно проводить много времени в обществе родителей, чтобы у него не возникало острой потребности в их внимании, когда нужно отходить ко сну.

У детей дошкольного возраста и подростков нарушения сна, в большей степени это обуславливается психоэмоциональным напряжением, проблемами в школе с родителями, первой влюблённостью. Поэтому очень важно найти и скорректировать ситуацию.

В коррекции расстройств сна у детей разного возраста определяющими являются правильные режимно-воспитательные моменты, правильная организация питания. Вопросы назначения медикаментозной терапии для коррекции нарушений сна следует обсуждать с врачом, если проблемы сна начинают влиять на психическое или эмоциональное развитие ребенка. Существование правильного ритма сон– бодрствование является залогом нормального гармоничного развития малыша.

Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни

Дыхательные упражнения

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.

Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Рефлекторные упражнения

У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.

Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.

Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.

Упражнение основано на рефлексе Бабинского.

Исходное положение: ребенок лежит на животике.

Произвести надавливание на подошву у основания пальцев — ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

Рефлекторное ползание

Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).

Рефлекторная опора и ходьба

Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

Пассивные упражнения

Скользящие шаги – «топотушки»

Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Активные упражнения

Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]