Роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста
Роль фольклора в воспитании детей
Назначение материала: Данная статья знакомит педагогов с значением фольклора для развития и воспитания дошкольников, с опытом работы в данном направлении. Статья может быть интересна воспитателям детского сада,педагогам, работающим с «особыми» детьми, родителям. Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребенку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский фольклор — прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Детские народные игры, песенки, потешки, прибаутки, частушки, небылицы, скороговорки, сговорки, чистоговорки, считалки, загадки являются средством умственного, нравственного, эстетического, эмоционального развития детей дошкольного возраста, представляют собой ядро детской культуры, универсальную форму общения между детьми, детьми и взрослыми. На сегодняшний день перед обществом стоит задача создания условий для бережного отношения и сохранения детского языка, детских традиций, детской субкультуры. Работу мы выстроили на следующих принципах: • учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения; • обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей; • уважение к личности каждого ребенка: Фольклорный материал, с учетом возрастных возможностей детей включается в разные виды детской деятельности, обогащает образовательный и воспитательный процесс, способствует познавательному и эмоциональному развитию наших воспитанников. Для группы составлен перспективный план занятий и развлечений, с учетом периодов земледельческого народного календаря. В планах имеются сказки, песенки, скороговорки, загадки, докучные сказки, заклички, народные игры, колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки. Все это присутствует в любом виде деятельности детей: игровой, художественно-речевой, театрализованной, учебной, в режимных моментах. Изучение календарного народного фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. Сценарии народных праздников посвящены разным циклам земледельческого календаря. Организация и проведение народных праздников занимают особое место. Праздник – это синтез различных видов народного коллективного творчества. Проведение народных праздников, посиделок, вечерок является продолжением работы воспитанников на тематических занятиях по приобщению к истокам русской народной культуры, позволяет проявить свою инициативность и творческий потенциал. В процессе проведения праздника идет закрепление и расширение знаний, применение их воспитанниками на практике, в коллективном творчестве, т.к. праздник включает живое слово, звуки, краски, ритм, движение, форму, т.е. дети непосредственно участвуют в различных видах народного творчества. Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках детей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. Знакомство детей с новыми инструментами, исполнение на них песен, плясок способствуют их музыкальному развитию. Так как работа направлена на обогащение детей знаниями о фольклоре, на физкультурных занятиях тоже обращаются к русскому народному творчеству. Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, т.к. задачи решаются в комплексе. Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми и ребенком. Главное в отношениях – яркое проявление любви, расположения. Взрослые должны активно использовать жесты поглаживания, которые снимают напряженность, отчужденность во взаимоотношениях и помогают установить контакт с ребенком, наполненный добрыми чувствами и спокойствием. Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т.д., способствующих развитию мелкой моторики. Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи. Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, мы учим его на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям. Ребенок учится быть эмоциональным и в речи, и в показе движений. Благодаря детскому фольклору обогащается эмоциональная сфера ребенка, мы помогаем ему выразить эмоции, адекватные содержанию текста. Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом отношении незаменимы докучные сказочки и, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги. Таким образом, мы видим, что произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике, и по задачам. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной. Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движений. Свой опыт дети реализуют в театрализованной деятельности. Детям фольклор близок и интересен, а мы им помогаем, приобщаясь к фольклору, играть и играть, набираться ума-разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться. Детский фольклор воспитатели могут использовать в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках. Логопедам детский фольклор поможет в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи. Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т.к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности. Наибольшее оживление и интерес вызывает обращение к играм. В них развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включают в себя пение. Оно их украшает, способствует быстрому запоминанию, придает ритмическую слаженность («Гори-гори ясно», «Пирог», «Ка¬равай», «Кострома», «Две тетери»). Фольклор является исключительно цен¬ным дидактическим материалом в эстетиче-ском воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. При¬чем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они — участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических компози¬ций, сказок, кукольных спектаклей. Игра со-ответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музы¬кальные образы, приобретает умения и навы¬ки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы са¬мо собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности. Если ребенок родился и рос На родной стороне, среди русских берез, Слышал русские песни, колядки справлял, С светлым праздником Пасхи родных поздравлял, Был воспитан в труде, милосердье, добре, В уважении к старшим, родным и Земле, Эту заповедь предков в душе сбережет, Только радость и счастье с собой принесет.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий фольклорного праздника для школьников Фольклорная зарисовка «Берещенье» Развитие эмоциональности детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором Развитие дивергентного мышления у первоклассников
Похожие статьи:
Фольклорный праздник в начальной школе
Школьная адаптация первоклассников
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Развитие речи и памяти
Малые фольклорные формы выделяются разнообразием ритмов, богатством лексики и регулярностью повторения. Благодаря этому ребёнок непроизвольно запоминает простые по форме фразы, которые воспринимает как часть игры. Потешки становятся первыми выученными наизусть стихами, даже если родители такой целью вовсе и не задавались.
Богатство образов, яркость и необычность используемых слов поначалу могут быть непривычны малышу, далеко не всё ему будет понятно. Задача родителей – объяснять смысл сказанного, рассказывать историю о каждой пословице или поговорке. Таким образом пополняется словарный запас ребёнка. Психологи и педагоги сходятся во мнении, что, чем раньше начинается знакомство с народным творчеством, и чем чаще родители занимаются с малышом, тем больше вероятность того, что он раньше начнёт говорить, описывать словами свои мысли и эмоции.
Установление режима и повышение самооценки
Проблемы со сном и питанием, излишней возбудимостью малыша напрямую зависят от режима дня, сформировать который порой бывает не так-то просто. Ребёнок не захотел есть, потом – мыться, не лёг вовремя спать, и с таким трудом установленный родителями график сбивается буквально за вечер. Исправить положение тоже помогут потешки и прибаутки. Они не только отвлекут от капризов и слёз, но и напоминают о ритуале:
«Умница Катенька ешь кашку сладеньку…»
«Ай ту-ту-ту-ту не вари кашу круту…»
«Вот и звери спят…»
«Спи, усни дитя Ванюшенька…»
Чтобы малыш привыкал к нормам гигиены, опрятности и самостоятельному совершению простых процедур, таких, как расчёсывание или умывание, тоже придумано множество присказок:
«Ай лады, лады, лады не боимся мы воды…»
«Кран, откройся, нос умойся…»
«Чистая водичка моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики – Алёшке»
«Расти коса до пояса…»
И уж совсем неочевидная польза большинства присказок – повышение самооценки ребёнка практически с младенчества. Дело в том, что во многих потешках упоминаются имена, причём родители легко заменяют их на имя малыша в ласкательной форме. Дети начинают осознавать себя, понимать, что стихотворение сложено о них, в их честь, а значит, они – самостоятельная личность. На первых порах это происходит бессознательно, но потом мысль о том, что он заслуживает уважения и внимания взрослых, что он ценен и важен, становится нормой.
Песни и музыка
С первыми народными песнями дети сталкиваются ещё в бессознательном возрасте, когда мама поёт им колыбельные. Становясь старше, через музыку они познают культуру своей страны. Именно в этот период первого знакомства происходит формирование музыкального вкуса, который с годами будет развиваться. Разучивать наизусть песню гораздо легче, чем стихи, она более образна, насыщена эмоциями. Когда малыш сам может повторить композицию, пора переходить к танцам. Для начала под музыку можно просто водить хороводы, поднимая и опуская руки, смыкая и размыкая круг. Со временем малышу можно предоставить больше свободы, чтобы он сам решал, как двигаться под музыку, опираясь на внутренние ощущения. И это – уже элемент творчества! И именно через музыкальные композиции может произойти первое знакомство ребёнка с шутками и юмором. Редко используемые в образовательном процессе частушки могут научить ребёнка понимать смешное. Главное при этом – правильный подбор «репертуара».
Логика и определение смысла слов
Ещё один способ развить речь, а заодно и логику – загадки. Они удивительны тем, что всегда связаны с окружающей действительностью. А значит, малыш не просто ищет ответ, но одновременно познаёт мир, причём, не с чужих слов, а благодаря собственной мыслительной деятельности. Отгадывая загадки, дети учатся выстраивать связи между объектами из своей обычной жизни, анализировать и обобщать, находить общие свойства предметов. Кроме того, некоторые понятия в русском языке многозначны, а в загадках используется переносное значение слова, поэтому дети учатся распознавать, какой из смыслов подходит в данной ситуации.